Что является технически сложным товаром список 2020
Что является технически сложным товаром список 2020
от 10 ноября 2011 г. N 924
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫХ ТОВАРОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2016 N 471,
от 17.09.2016 N 929, от 27.03.2019 N 327)
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем)
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления
12. Холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели.
(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.03.2019 N 327)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями
(п. 13 введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2016 N 471)
14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)
(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 17.09.2016 N 929)
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ ТОВАРЫ
ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ
ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНЫЕ ТОВАРЫ
Какие товары относятся к технически сложным
К технически сложным относятся только те товары, которые входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 924:
1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования.
3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу.
5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).
6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.
7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины.
8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления.
9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления.
10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления.
11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления.
12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой
Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия.
Обратите внимание!
Технически сложные товары надлежащего качества (без недостатков) не подлежат обмену или возврату в течение 14 дней со дня покупки, т.к. относятся к группе технически сложных товаров бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (согласно Постановлению Правительства РФ №55 от 19.01.1998 г.).
При совершении покупки проверьте правильность заполнения гарантийного талона продавцом: все графы должны быть заполнены и заверены печатью магазина. Не забудьте взять кассовый и товарный чек.
Обратите внимание!
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
Если в технически сложном товаре в течение гарантийного срока обнаружены недостатки
Если это произошлов течение первых пятнадцати дней с момента передачи товара потребителю, потребитель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег за него либо предъявить требование о замене на товар этой же или другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Требование о возврате денег подлежит удовлетворению в течение десяти дней.
Если недостатки в товаре обнаруженыпо истечении пятнадцатидневного срока, то потребитель имеет право претендовать лишь на гарантийный ремонт товара либо на соразмерное уменьшение его цены.
Срок ремонта не должен превышать 45 дней. По окончании ремонта следует взять документ о том, какой именно недостаток был устранен.
Если ремонт осуществляется более 45 дней, либо в товаре обнаружены существенные недостатки, то потребитель имеет право предъявить требование о замене товара либо возврате денег за него. Такое же право возникает у него и в том случае, если товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Существенный недостаток товара— неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Обратите внимание!Потребитель вправе потребовать также полноговозмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Если продавцу или изготовителю было заявлено требование о ремонте или замене технически сложного товара, то можно потребовать также предоставления Вам аналогичного товара на период ремонта или замены Вашего (этот товар должен быть предоставлен и доставлен в течениетрех дней).
Обратите внимание!
Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства на период ремонта или замены Вашего товара не предоставляются (согласно Постановлению ПравительстваРФ №55 от 19.01.1998 г.).
При получении претензии потребителя (в течение гарантийного срока), продавец** обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу).
Отдавая товар для проведения проверки качества, рекомендуем получить акт, где должно быть указано с какой целью и в каком состоянии принимается Ваш товар.
Проверка качества проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является экспертизой.
Если по результатам проверки качества между Продавцом и потребителем возник спор о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счёт. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы (о чём должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с её результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если экспертиза установит, что недостатки товара являются производственными, продавец должен удовлетворить заявленное потребителем требование. Если экспертиза установит, что недостатки в товаре являются эксплуатационными, потребитель обязан возместить продавцу расходы на её проведение.
Экспертиза проводится аккредитованным экспертом, по результатам экспертизы оформляется экспертное заключение.
Гарантийный срок истёк или не был установлен
(но не прошло двух лет со дня покупки)
В этом случае потребитель имеет право предъявить одно из указанных требований, но бремя доказывания того, что недостатки в товаре являются производственными, лежит на потребителе. То есть, если потребитель не получил удовлетворения своего требования, он должен за свой счёт провести экспертизу качества данного товара. Если экспертиза установит, что недостатки являются производственными, то потребитель будет вправе требовать удовлетворения своего требования и возмещения убытков (затрат на проведение экспертизы).
Порядок действий потребителя
Для удовлетворения любого из указанных выше требований необходимо обратиться к продавцу (изготовителю, импортёру) с письменной претензии, составленной в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями (к претензии прикладываются копии всех необходимых документов, например кассового чека, товарного чека, гарантийного талона и т.п.).
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для защиты своих прав и законных интересов.
Что является технически сложным товаром список 2020
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1867 «О перечне отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин, порядке составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, и порядке их предварительной установки»
В соответствии с пунктом 41 статьи 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин;
Правила составления и ведения перечня российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров;
Правила предварительной установки российских программ для электронных вычислительных машин на отдельные виды технически сложных товаров.
2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на основе поступивших до 1 декабря 2020 г. заявлений правообладателей о включении сведений о программах в перечень российских программ для электронных вычислительных машин, которые должны быть предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров, сформировать рейтинг таких программ и направить до 15 декабря 2020 г. в Правительство Российской Федерации предложения по их включению в указанный перечень.
3. Установить, что требования по предварительной установке российских программ для электронных вычислительных машин на отдельные виды технически сложных товаров, предусмотренные Правилами предварительной установки российских программ для электронных вычислительных машин на отдельные виды технически сложных товаров, утвержденными настоящим постановлением:
б) распространяются на отдельные виды технически сложных товаров, произведенных после 1 января 2021 г.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением пункта 2, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
Перечень
отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными российскими программами для электронных вычислительных машин
1. Оборудование беспроводной связи для бытового использования, персональные электронные вычислительные машины, имеющие сенсорный экран, обладающие двумя и более функциями, с предварительно установленными на них программами для электронных вычислительных машин, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование (смартфоны, планшетные компьютеры).
2. Компьютеры стационарные и портативные (за исключением планшетных компьютеров), системные блоки, имеющие операционную систему.
3. Телевизоры с цифровым блоком управления, имеющие возможность установки таких программ из магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует такое оборудование.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
Правила
составления и ведения перечня российских программ для
электронных вычислительных машин, которые должны быть
предварительно установлены на отдельные виды технически сложных товаров
2. Для каждой записи, формируемой в перечне, указывается следующая информация:
а) порядковый номер записи;
б) наименование программы;
в) предыдущие и (или) альтернативные наименования программы (при наличии);
г) сведения о правообладателе программы:
е) класс (классы) программы, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, которому соответствует программа;
ж) технически сложные товары, на которые осуществляется предварительная установка программы.
3. В перечень включаются программы из следующих классов:
а) программы, обеспечивающие доступ к информации на сайтах и поиск информации в сети «Интернет» (браузеры);
б) поисковые системы;
в) картографические и навигационные системы;
г) программы для доступа к облачным сервисам хранения данных;
д) программы для отправки и получения электронной почты;
е) программы для обмена мгновенными сообщениями;
ж) голосовой помощник;
з) новостные агрегаторы;
и) программы, обеспечивающие доступ к онлайн-трансляциям и контенту, размещаемому пользователями;
к) программы для доступа к социальным сетям;
л) программы, обеспечивающие аудиовизуальные сервисы;
м) программы для использования национальной платежной системы «Мир»;
н) программы, обеспечивающие доступ к элементам инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе программы, предназначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления идентификации и (или) аутентификации лиц, в том числе с использованием биометрических персональных данных;
о) офисное программное обеспечение;
п) антивирусные программы или программы, имеющие свойства антивирусных программ файловой и сетевой защиты;
р) программы для доступа к ресурсам, включенным в утвержденный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации перечень социально значимых отечественных интернет-сервисов, в том числе программы для доступа к списку российских программ, быстро набирающих популярность.
4. Программы, сведения о которых включаются в перечень, должны соответствовать одному или нескольким классам программ, указанным в пункте 3 настоящих Правил.
5. В перечень включаются сведения о программе, которая соответствует следующим требованиям:
а) исключительное право на программу, включая право на ее изменение на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права, принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей): Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, российскому юридическому лицу либо физическому лицу, являющемуся гражданином Российской Федерации.
Российским юридическим лицом для целей настоящего подпункта признается юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, в отношении которого прямо или косвенно (через одно или несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации) контроль осуществляется со стороны одного или нескольких из следующих лиц: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, гражданина Российской Федерации или контролируемых ими совместно или по отдельности лиц.
Под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством распоряжения прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации) более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
б) программа правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы либо права использования программы должны свободно реализовываться на всей территории Российской Федерации, в том числе быть доступны для установки с использованием магазинов приложений для операционных систем, на основе которых функционирует технически сложный товар;
в) отсутствуют ограничения, установленные иностранными государствами и (или) иностранными лицами, препятствующие распространению или иному использованию программы на территории Российской Федерации или территориях отдельных субъектов Российской Федерации;
г) отсутствуют решения суда об ограничении распространения программ, вступившие в законную силу;
д) отсутствуют ограничения распространения программы на территории Российской Федерации, установленные федеральными законами;
е) отсутствуют в течение 3 лет, предшествующих дате подачи заявления о включении программы в перечень, вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие факты нарушения правообладателем программы законодательства Российской Федерации о персональных данных;
ж) программа обеспечивает безопасное функционирование технически сложного товара в соответствии с требованиями к программам, определенными изготовителем товара;
з) программа совместима с системным программным обеспечением (операционной системой), на базе которого функционирует технически сложный товар в соответствии с требованиями к программам, установленными правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы), в том числе в части безопасности и защиты персональных данных потребителя;
и) программа не обладает возможностями, не заявленными правообладателем программы;
к) сведения о программе не составляют государственную тайну, и программа не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
л) гарантийное обслуживание, техническая поддержка и модернизация программного обеспечения осуществляются российской организацией;
м) пользовательский интерфейс программы реализован на русском языке.
Для формирования рейтинга количество пользователей программы должно составлять не менее 500 тысяч за предшествующий год.
В перечень включается одна программа с максимальным рейтингом по каждому классу, за исключением программ, соответствующих классам, предусмотренным подпунктами «к» и «л» пункта 3 настоящих Правил.
По классу программ, предусмотренному подпунктом «к» пункта 3 настоящих Правил, в перечень включаются 2 наиболее популярные программы.
По классу программ, предусмотренному подпунктом «л» пункта 3 настоящих Правил, в перечень включаются не более 10 программ, определяемых президиумом Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента из числа аудиовизуальных сервисов, включенных в реестр аудиовизуальных сервисов в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
По классу программ, предусмотренному подпунктом «м» пункта 3 настоящих Правил, в перечень включается программа, правообладателем которой является оператор национальной системы платежных карт, образованный в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О национальной платежной системе».
По классу программ, предусмотренному подпунктом «н» пункта 3 настоящих Правил, в перечень включается программа, обеспечивающая доступ к единому порталу государственных и муниципальных услуг, созданному в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 июня, формирует рейтинг в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и направляет на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию предложения о включении программ в перечень.
Предложения о включении в перечень программ, соответствующих классу, предусмотренному подпунктом «л» пункта 3 настоящих Правил, направляются на рассмотрение в президиум Правительственной комиссии по развитию производства и распространения отечественного аудиовизуального контента.
Предложения о включении в перечень программ в течение 30 календарных дней подлежат рассмотрению президиумом уполномоченной в соответствии с настоящими Правилами Правительственной комиссии, который вправе внести изменения в предложения о включении программ в перечень с учетом влияния таких программ на развитие рынка информационных технологий в Российской Федерации и на содействие продвижению отечественного аудиовизуального контента.
Рассмотренные указанным президиумом предложения о включении программ в перечень Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации направляет в Правительство Российской Федерации для утверждения.
Перечень утверждается Правительством Российской Федерации не позднее 1 августа каждого года и актуализируется по предложениям Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, подготовленным в соответствии с настоящими Правилами.
8. Для расчета рейтинга Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе запросить документы и материалы о программе, подтверждающие соответствие требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, у правообладателя (правообладателей) программы.
Правообладатель (правообладатели) направляет (направляют) указанные в запросе документы и материалы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 дней с даты получения запроса.
Заявление и прилагаемые к нему документы направляются заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в форме электронных документов посредством заполнения соответствующих форм, размещенных на официальном сайте Министерства, либо с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и подписывается заявителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
10. Заявление должно содержать следующие сведения:
б) адрес электронной почты и номер телефона, по которым осуществляется связь с заявителем;
в) декларация (заверение заявителя) о соответствии программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
г) декларация (заверение заявителя) о достоверности сведений, содержащихся в заявлении.
11. К заявлению должны прилагаться следующие документы:
б) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) программы (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц);
в) документация, содержащая описание функциональных характеристик программы и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программы;
г) документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла программы, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации программы, совершенствование программы, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;
д) сведения о количестве пользователей программы за предшествующий календарный год, подтвержденные заключением аудиторской организации или аудитора по заданию, обеспечивающему разумную уверенность в нефинансовой информации;
е) иные документы, подтверждающие соответствие программы требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
12. Общий срок рассмотрения заявления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не может превышать 30 календарных дней со дня подачи заявления заявителем в Министерство.
13. При выявлении Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации факта наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных и (или) недостаточных сведений Министерство направляет запрос заявителю об истребовании соответствующих пояснений по адресу электронной почты, указанному в заявлении, с указанием срока представления ответа, который составляет не менее 3 рабочих дней.
Исчисление срока, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, приостанавливается со дня направления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации указанного в абзаце первом настоящего пункта запроса до дня получения уполномоченным органом от заявителя запрошенных пояснений и (или) документов либо до дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Направление запроса, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта, не требуется, если Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации установило факт наличия в заявлении, и (или) в прилагаемых к нему документах, и (или) в материалах недостоверных сведений на основании документов, полученных в установленном порядке от государственных органов.
14. Заявитель, представляющий в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, вправе одновременно с пояснениями дополнительно представить в уполномоченный орган документы, которые не были запрошены, но свидетельствуют об отсутствии в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах недостоверных сведений.
15. По результатам рассмотрения заявления Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, и формирует рейтинг.
16. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации принимает решение о несоответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил в случае, если:
а) заявление о включении сведений представлено с нарушением требований, установленных настоящими Правилами;
б) заявителем представлены в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
в) заявителем не представлены пояснения и (или) документы по запросу, предусмотренному абзацем первым пункта 13 настоящих Правил, при условии, что без получения таких пояснений и (или) документов отсутствует возможность подтвердить достоверность представленных заявителем сведений и (или) подлинность представленных заявителем документов;
г) в течение 12 месяцев, предшествовавших дню поступления заявления, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было принято решение об отказе этому же заявителю во включении сведений о программе в перечень по основанию, предусмотренному подпунктом «б» настоящего пункта.
17. В целях проведения экспертизы при рассмотрении заявления и прилагаемых документов Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации вправе создавать экспертную комиссию, состав и порядок работы которой утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. К функциям экспертной комиссии относятся:
а) оценка программы на соответствие требованиям и критерию, установленным пунктами 5 и 6 настоящих Правил;
б) подготовка предложений об уточнении классов программ и по формированию рейтинга.
18. Экспертная комиссия рассматривает документы и материалы, формирует экспертное заключение, имеющее рекомендательный характер, и представляет его в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления от Министерства документов и материалов.
19. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при принятии решения о соответствии программы требованиям и критерию, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящих Правил, вправе учесть полученное от экспертной комиссии экспертное заключение.
21. Для соблюдения правообладателями программ требований, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» пункта 5 настоящих Правил, а также иных требований, устанавливаемых изготовителем технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы), изготовитель технически сложного товара и (или) системного программного обеспечения (операционной системы) обязан размещать указанные требования в открытом доступе в сети «Интернет» и (или) иным образом доводить их до сведения правообладателей программ.
Требования, устанавливаемые изготовителем технически сложного товара и (или) правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) для правообладателей программ, должны быть не менее благоприятными, чем требования для иных правообладателей программ, которые предварительно установлены на технически сложный товар.
22. Исключение сведений о программе из перечня осуществляется в следующих случаях:
а) поступление в уполномоченный орган заявления правообладателя (всех правообладателей) программы об исключении программы из перечня;
б) выявление факта несоответствия программного обеспечения требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил;
в) выявление факта представления заявителем в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подложных документов, материалов и (или) недостоверных сведений при направлении заявления или уведомления об изменении сведений.
23. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления правообладателя в соответствии с подпунктом «а» пункта 22 настоящих Правил или со дня выявления факта, предусмотренного подпунктами «б» или «в» пункта 22 настоящих Правил, направляет в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об исключении программы из перечня.
24. Решения, действия (бездействие) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 ноября 2020 г. N 1867
Правила
предварительной установки российских программ для электронных вычислительных машин на отдельные виды технически сложных товаров
3. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица обязаны:
б) обеспечить сохранение на технически сложном товаре предварительно установленных программ при обновлении, в том числе после возврата технически сложного товара к заводским настройкам, а также при техническом обслуживании устройств;
в) обеспечить не менее благоприятные условия использования потребителем предварительно установленных программ по отношению к иным программам, предварительно установленным изготовителем технически сложного товара, правообладателем системного программного обеспечения (операционной системы) либо их аффилированными лицами, включая возможность обновления программ, их недискриминационное отображение на экране, а также возможность у пользователя осуществлять настройки программного обеспечения.
Для технически сложных товаров, указанных в пункте 2 перечня, должны быть установлены программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами «а», «о» и «п» пункта 3 Правил.
Для технически сложных товаров, указанных в пункте 3 перечня, должны быть установлены программы, соответствующие классам, предусмотренным подпунктами «а», «б», «к» и «л» пункта 3 Правил.
5. Предварительная установка программ на технически сложные товары осуществляется следующими способами:
а) в полном объеме на жесткий диск технически сложного товара;
б) путем размещения графического изображения программы на экране технически сложного товара, при выборе которого потребителем осуществляется загрузка программы;
в) путем размещения при первом включении технически сложного товара диалогового окна для загрузки программ из каждого класса программ, предусмотренного для технически сложного товара, при этом должна отсутствовать возможность пропустить такое диалоговое окно.
6. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица вправе выбрать любой из указанных в пункте 5 настоящих Правил способов предварительной установки программ или их комбинацию.
7. Версия предварительно установленной программы должна быть бесплатной для потребителя в момент первого включения устройства и в процессе обслуживания, включая обновления. При этом правообладатель программы вправе предлагать и (или) распространять платные версии или платный расширенный функционал в процессе обслуживания (включая обновления). В случае отказа потребителя от платного обслуживания правообладатель обязан сохранять возможность использования и функциональность установленной программы.
8. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица, правообладатели программ не вправе взимать с потребителей плату за осуществление предварительной установки программ.
Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица не вправе взимать с правообладателей программ дополнительную плату за осуществление предварительной установки программ.
Правообладатель программ не вправе взимать с изготовителя и (или) с лиц, осуществляющих поставку и (или) продажу технически сложных товаров на территории Российской Федерации, дополнительную плату за осуществление предварительной установки программ.
9. Обязанность изготовителя технически сложного товара либо уполномоченных им лиц по предварительной установке программ признается исполненной в случаях, когда:
а) изготовитель либо уполномоченные им лица осуществили предварительную установку программ способом, предусмотренным подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил, и в соответствии с требованиями о такой предварительной установке, действующими во время производства технически сложного товара;
б) изготовитель либо уполномоченные им лица осуществили предварительную установку программ способами, предусмотренными подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящих Правил, и в соответствии с требованиями о такой предварительной установке, действующими во время первичной реализации потребителю технически сложного товара на территории Российской Федерации.
10. Изготовитель технически сложного товара либо уполномоченные им лица освобождаются от предварительной установки программ в случае, если технические требования программы, подлежащей предварительной установке, не соответствуют техническим характеристикам технически сложного товара или не являются совместимыми с системным программным обеспечением (операционной системой), на базе которого функционирует технически сложный товар.
Обзор документа
Правительство определило, на какие товары должно быть предварительно установлено российское программное обеспечение. Это смартфоны, планшеты, компьютеры, системные блоки, цифровые телевизоры. Требование о предустановке российского ПО касается техники, произведенной после 1 января 2021 г.
Прописан порядок предустановки ПО. На указанную электронику изготовителем или уполномоченными им лицами предустанавливаются наиболее популярные российские программы, соответствующие определенным требованиям и включенные в соответствующий перечень. Предусмотрено 16 классов ПО. На смартфоны и планшеты должны быть установлены программы по каждому классу (браузер, поисковая система, почтовая программа, новостной агрегатор, программа для доступа к соцсетям, программа для обмена мгновенными сообщениями, антивирусная программа, офисное ПО и др.).
На компьютеры предустанавливаются браузер, офисное ПО и программа для доступа к социально значимым отечественным интернет-сервисам. На телевизоры предустанавливают браузер, поисковую систему, программу для доступа к соцсетям, программу для аудиовизуальных сервисов.
Предустановка и обновление программ должны быть бесплатными для потребителя.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.