Что является темой пьесы вишневый сад а п чехова
Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Тематика, проблематика, идея пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Можно определить несколько основных тем пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Главная тема: гибель «дворянских гнезд», разрушение старого уклада жизни; смена дворянского мира с его обветшавшими ценностями; нарастание революционных идей о глобальном переустройстве жизни.
Самой актуальной темой является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада.
2. Проблематика пьесы
Центральный образ пьесы – вишневый сад, который объединяет всех персонажей. Вишневый сад – это и конкретный сад, обычный для усадеб, и образ-символ – символ красоты русской природы, Россия. Вся пьеса пронизана грустным чувством от гибели прекрасного вишневого сада.
В пьесе мы не видим яркого конфликта. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же чувствуется существование конфликта, но скрытого, внутреннего.
Основной конфликт пьесы в непонимании между поколениями. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее.
Старшее поколение – это Раневская, Гаев, полуразорившиеся дворяне, олицетворяющие прошлое. Сегодняшний день. Сегодняшний день, среднее поколение, представлено в лице Лопахина. Самое молодое поколение, судьба которого в будущем, представлено Аней, дочерью Раневской, и Петей Трофимовым – разночинцем, учителем сына Раневской.
Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.
3. Основная идея пьесы.
Ожидание изменений – вот главный лейтмотив пьесы. Всех героев угнетает временность всего сущего. В их жизни разрушено старое, а новое еще не построено, и неизвестно, каким будет это новое. Отсюда ощущение одиночества в этом мире, нескладность бытия. Все герои настолько поглощены своими проблемами, что не слышат, не замечают других. Неизвестность и тревога перед будущим все же рождает в их сердцах надежду на что-то лучшее. Но какое это лучшее будущее? Это вопрос Чехов оставляет открытым.
Глубокое идейное содержание несет в себе само название пьесы. Сад – символ уходящей жизни. Конец сада – это конец поколения уходящего – дворян. Но в пьесе вырастает образ нового сада, роскошнее этого. «Вся Россия – наш сад». И этот новый цветущий сад предстоит выращивать молодому поколению.
Характеристика главных персонажей
Представители старшего поколения не осознают, что все их проблемы вызваны глупостью и невежеством, и вовсе не собираются развиваться и что-то менять. Они просто плывут по течению, надеясь, что в будущем всё изменится. Молодые тешат себя иллюзиями. Конечно, если бы они постарались воплотить свои мысли в реальность, жизнь России действительно стала бы лучше.
Любовь Андреевна Раневская
Вышла замуж за человека, чрезмерно увлекающегося алкоголем и впоследствии умершего от злоупотребления им. К тому же этот человек не умел распоряжаться деньгами и лишь создавал долги. После смерти мужа Раневская влюбилась в другого, но через несколько лет любовник ограбил её бросил.
В прошлом была богатой дворянкой, но из-за непонимания происходящего вокруг разорилась, ей пришлось продавать имение для уплаты долгов. Никогда не скрывала своего неумения обращаться с деньгами, но ничего не делала, чтобы изменить привычки и улучшить свою жизнь в целом, стремясь отстраниться от неприятных моментов. Например, в ожидании возвращения брата с аукциона напевала лезгинку.
Варя — приёмная дочь
В отличие от других персонажей способна адекватно воспринимать происходящее. Говорит просто. Речь её содержит много эмоциональных восклицаний. Умственно ограничена, религиозна, искренне привязана к Раневской и Ане. Хочет стать монахиней.
Ермолай Алексеевич Лопахин
Очень трудолюбивый и энергичный человек, предприниматель. Искренне беспокоился о судьбе Раневской и её имения. Предложил способ решить проблему, согласно которому нужно лишь уничтожить сад, разделить территорию на дачные участки и сдавать их в аренду. Он пытался убедить её в том, что это поможет быстро решить финансовые проблемы, но Раневская отказалась, поскольку жить не может без сада.
Проходят торги, и Лопахин сам приобретает имение, а Раневская уезжает в Париж, словно забыв свои прежние слова о том, что она жить не может за пределами родного дома. Оказывается, может. Она неспособна на сильные переживания, её настроение очень переменчиво.
Леонид Андреевич Гаев
Брат Раневской. Ему 51 год, не женат. Пустослов, ожидающий, что все проблемы когда-нибудь будут решены без участия людей. Рассчитывал найти средства для погашения долгов, получив наследство и отдав Аню замуж за богатого человека. Но это были лишь иллюзии, не имеющие ничего общего с действительностью.
Не умеет отстаивать свою точку зрения, поскольку неспособен даже её сформулировать. В самые неподходящие моменты Гаев может начать рассуждать о чём-либо, и все просят его замолчать. Зачастую во время разговора ему нечего сказать значительного, поэтому он вставляет совершенно неуместные фразы. Ему даже не приходит в голову мысль о необходимости помочь ближним. Это показывает, насколько он бесчувственный.
Считает себя истинным аристократом и тоже не желает разрушать сад и сдавать в аренду участки, поскольку это приблизит его к подобным Лопахину, что недопустимо. Клялся, что не продаст имение. Но он просто словоблуд, в отличие от Лопахина, который времени даром не терял.
Пётр Сергеевич Трофимов
Вечный студент, которого несколько раз исключали из университета. Когда-то он был учителем маленького сына Раневской, который вскоре утонул. Его отличает убеждённость в торжестве демократии и в справедливой социальной жизни в будущем. Он не имеет меркантильных интересов, исключительно честен, его мышление не ограничивается шаблонами, навязанными обществом.
Речи Трофимова постоянно прерывают другие герои. То застучат топором, то Епиходов заиграет на гитаре. Таким образом, Чехов показывает бесполезность его рассуждений, выражает сомнения в способностях Петра на что-то, кроме красивых речей, поскольку в нём присутствует неуверенность, как у представителей старшего поколения. Он мечтатель, невидящий реальности.
Желая показать своё превосходство с помощью фразы о том, что он выше любви, Трофимов на самом деле показал свою неразвитость и несостоятельность. Пётр двуличен, не готов следовать своим идеям, такой же пустослов, как и Гаев.
Аня, дочь владелицы имения
Склонна всё идеализировать, поэтому легко верит пустым речам Трофимова. Она неспособна критически воспринимать их из-за недостатка жизненного опыта. Видит в нём человека, способного воплотить её мечты. Вера в Трофимова показывает, насколько Аня предана своей идее сделать мир лучше. В её характере нельзя однозначно выразить положительные и отрицательные черты.
Аня единственная героиня, у которой со временем меняется отношение к саду. Сначала он воплощает беззаботность, защищённость, но после того как Пётр указывает на то, чьими трудами был создан сад, в сознании Ани возникает противоречие между личным восприятием и действительностью.
Дуняша, служанка
Ведёт себя как барышня. «Будущее» заключается в её любовных иллюзиях. Живёт в ожидании «принца». Ей доставляет удовольствие сам процесс, и она не желает его прекращения. Когда Епиходов делает предложение, Дуняша не соглашается, потому что попытки воплотить мечты в реальность мгновенно приведут к разрушению иллюзий. Признаётся в любви Яше, но тот отвергает её.
Фирс, слуга
Весь из прошлого. Убеждённый сторонник крепостного права, потому что при нём взаимоотношения между людьми были просты и понятны. Реформу 1861 года он считает началом всех бед, после неё вся жизнь превратилась в хаос. Он не нуждающийся в свободе раб и не видит иного смысла своей жизни, кроме служения людям, среди которых живёт. Фирс выполнял роль хозяина и надзирателя для Раневской и Гаева, которые так и не повзрослели.
Несмотря на своеобразное мировоззрение, он оставался одним из немногих героев, способных рационально мыслить. Ему присущи качества, которых недостаёт остальным — хозяйственность, организованность. Фирс единственный, кто чётко осознавал смысл своей жизни, поэтому был как будто чужим в этом окружении. Это показывает тот факт, что в конце пьесы о нём даже забыли — не отправили в больницу и просто закрыли в доме. Но Фирс был не в обиде и с чувством выполненного долга отошёл в мир иной.
Яша, лакей
Невежа, слепо восхищается всем иностранным, но умеет преподать себя как образованного человека. Насмехается над Гаевым, желает скорейшей смерти Фирса, потому что тот ему надоел. Спокойно ворует у хозяйки деньги, пьёт спиртное за её счёт, невзирая на финансовые проблемы. Обвиняет всех в невежественности и безнравственности, хотя сам является олицетворением этих качеств.
Семён Пантелеевич Епиходов
Неуклюжий человек. Читает «разные замечательные книги» и, опираясь на этот факт, считает себя развитой личностью. Стремясь выглядеть умным, выражаясь различными словами, свойственными сложной речи, о которых он узнал из книг, Епиходов выстраивает свою речь настолько запутанно, что окружающие не могут его понять. Постоянно жалуется на судьбу, считая себя жертвой обстоятельств. Как и все остальные герои, он не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь.
Что хотел сказать автор
Темой пьесы «Вишнёвый сад» является сама жизнь. В ней описаны изменения в обществе, происходящие в то время. Разрушался устоявшийся уклад жизни, и люди нервничали. Каждый персонаж символизирует определённую эпоху:
Чехов видит будущее страны в молодом поколении, именно ему предстоит строить новую Россию, сажать новые вишнёвые сады. Главная мысль пьесы — показать несостоятельность людей, которые не могут разобраться, чего же конкретно они хотят достичь. Ни у одного из героев нет определенной цели, хотя бы для своей жизни, не говоря уже о судьбе России в целом. Им проще наслаждаться иллюзиями.
В таком случае будущее весьма сумрачное, и в конце Чехов так и не даёт чёткого ответа на вопрос, каким оно будет. Он лишь рассказывает об одном из вариантов часто встречающейся ситуации, предлагая читателю самостоятельно поразмыслить над этим.
Люди должны заботиться:
Только таким образом они смогут изменить к лучшему жизнь страны в целом. Основная идея произведения не теряет актуальности и для нынешнего времени. Большинство людей по-прежнему пребывает в неведении, не понимая, для чего они пришли в этот мир. Отсюда все страдания. Автор призывает задуматься над смыслом собственной жизни.
Главная тема пьесы «Вишневый сад»
Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»
В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.
Главная тема пьесы
Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.
Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал. Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых. Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам. Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.
Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.
Система образов как средство раскрытия темы произведения
Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал. И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху. Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль. Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.
И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.
Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».
Главная тема пьесы Вишневый сад Чехова, основная идея рассказа
Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»
В последней пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян. Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.
Главная тема пьесы
Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.
Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал. Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых. Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам. Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.
Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы. Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.
Система образов как средство раскрытия темы произведения
Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал. И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху. Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль. Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.
И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.
Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».
Анализ пьесы «Вишневый сад» Чехов
«Вишневый сад» называют лебединой песней Антона Чехова. В этом произведении воплотились размышления автора о жизни, о людях, о судьбе России.
Год написания и публикации — В 1903 году автор написал пьесу. Он начал работать над ней еще в 1901 году, о чем сообщал в письме к своей жене. В 1904 году она была поставлена в столичном театре.
История создания — История, описанная в пьесе, носит, в некотором смысле, автобиографический характер. Семья Чехова была достаточно обеспеченной. У них был свой дом, а его отец имел собственную лавку, но у семьи появились долги, она обеднела. Были проданы и дом, и лавка. Чехов тяжело перенес это событие, которое частично отражено в пьесе.
Жанр — Чехов относился к пьесе, как к комедии. В нем не было сочувствия к своим персонажам. Он считал их беспомощными людьми, неспособными к глубокому чувствованию. Многие исследователи творчества Чехова, включая Станиславского, считают пьесу трагедией.
Направление — Реализм.
Основная идея — Чехов пишет об изменениях, происходящих в России. Крепостничество, со своим жестким распределением ролей, отменено. На смену старому миру приходит новый. Решительные люди, стремящиеся нажить капитал, приходят на смену аристократам, не знающим цену деньгам и не умеющим работать.
Тема — Размышления о судьбе России.
Проблема — Вырождение дворянства. Главенствующее положение в обществе занимают решительные, предприимчивые люди с деловой хваткой.
Выставлено на аукцион родовое имение дворян – подобная ситуация стала обыденностью для России начала 20 века. Помещики, сформировавшиеся при крепостничестве, становятся нежизнеспособными в новых условиях. На смену Раневской, Гаеву, Пищику, прозябающих в долгах, приходят люди типа Лопахина – умные, решительные, умеющие трудиться.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Жизнь дворянства после отмены крепостного права.
Проблема: Несостоятельность «дворянского гнезда», невозможность приспособиться к современным условиям. Появление людей-предпринимателей, соответствующих данной эпохи.
Лопахин – человек нового времени, жизнеспособный, соответствующий требованиям данного периода жизни. Ему не хватает образования, ощущение чувства прекрасного, но он сможет хорошо жить в новых условиях, умело решает вопросы. У Лопахина, потомка крепостных, было нелегкое детство, что наложило свой отпечаток. О том, как он мыслит и действует приятно читать.
2. Тема: Бытовая жизнь людей, их характеры.
Проблема: За обыденными разговорами и ситуациями показана внутренняя борьба персонажей, их мысли, чувства, мечты, отношение друг к другу.
Внешне жизнь главных героев выглядит обыденно и прозаично. Персонажи пьесы гуляют, танцуют, обедают, и как будто бы ничего особого не происходит, но по отдельным фразам, жестам, ситуациям можно угадать, что творится внутри каждого из них. К примеру, Лопатин, общаясь с Раневской, дает согласие объясниться с Варей. Девушка тут же входит, но прячет свое ликование за обыденными фразами. Она говорит, что ищет какие-то вещи. Лопатин тоже делает вид, что ничего не происходит, хотя минуту назад собирался сделать серьезный поступок – предложить руку и сердце. Они вместе лишь приходят к единому мнению, что все закончено в этом доме, подразумевая и конец их собственных отношений.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Чехов эмоционально, пафосно, с теплотой описывает купца Лопахина. И действительно, нужны новые доминирующие люди, приспособленные к существующей действительности.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
У каждого персонажа в пьесе свой образ и своя правда. Здесь нет ярко выраженных отрицательных и положительных героев, как и в жизни.
Основное противопоставление в пьесе – это контраст между образами дворян: Раневской, Гаева, Пищика и купца Лопатина. Пищик занимает промежуточное положение. Он, хоть и просит без конца деньги в долг, но умеет приспосабливаться. Помещик сдает землю в аренду, что частично помогает ему решить свой вопрос. Раневская и Гаев беспомощны, безынициативны, они, как страусы, прячут голову в песок, как малые дети уходят в мир фантазий. Я думаю, что каждому из этой системы образов недостает того, что имеет их противоположность. Дворянам не хватает предприимчивости, расчетливости, умения зарабатывать, поддерживать свое имущество. Все эти качества есть у Лопатина, но и ему не хватает образованности и умения чувствовать прекрасное, что присуще дворянам. Я считаю, что эти образы, в своем противостоянии, дополняют друг друга.
п.4. Литературные приёмы
События, описанные в пьесе, усилены символами, помогающими ощущать конкретные чувства по поводу прочитанного.
п.5. Конфликт произведения
Конфликт между фантазией, мечтой и реальностью, внутренний конфликт дворян, неспособных к решительным действиям, не умеющих обеспечивать себя. Все, что они делают – это уходят от реальности в иллюзорный мир, но это дает лишь временное облегчение. В итоге человек оказывается не в состоянии решить свой вопрос.