Что является транспортным средством по закону 2021 года
Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 297-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О самоходных машинах и других видах техники
Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в том числе деятельности, связанной с допуском к эксплуатации самоходных машин и других видов техники, запрещением эксплуатации такой техники, государственной регистрацией и государственным учетом самоходных машин и других видов техники, техническим осмотром такой техники и региональным государственным контролем (надзором) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Положения настоящего Федерального закона не распространяются на наземные самоходные устройства категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенные для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, на прицепы (полуприцепы) к ним и транспортные средства, самоходные машины, военную, специальную и другие виды техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытные (испытательные) образцы вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения, и на специальную аэропортовую технику, предназначенную для обслуживания воздушных судов и эксплуатационного содержания аэродромов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
Статья 2. Правовое регулирование деятельности в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
Законодательство о самоходных машинах и других видах техники основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, а также на актах, составляющих право Евразийского экономического союза, и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Полномочия Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям Правительства Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники относятся:
1) определение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) обеспечение проведения единой государственной политики в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) утверждение перечня требований к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, изготовленных и допущенных к эксплуатации до вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, регулирующих вопросы безопасности самоходных машин и других видов техники;
4) утверждение правил допуска к управлению самоходными машинами, в том числе порядка проведения экзаменов, условий допуска к экзаменам, состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам контроля и условий их применения, и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверений на право управления самоходными машинами;
5) утверждение порядка государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
7) утверждение положения о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним и порядка ведения этой системы;
8) утверждение правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
9) утверждение требований к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, претендующих на получение свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
10) установление общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
11) утверждение перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация самоходных машин и других видов техники;
12) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка выдачи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
3) разработка и утверждение типовых программ профессионального обучения трактористов, машинистов и водителей самоходных машин, в соответствии с которыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие программы профессионального обучения;
4) утверждение образцов форменной одежды, знаков различия и отличия должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, порядка ношения ими форменной одежды;
5) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Статья 5. Полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники
1. К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся:
1) определение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
2) утверждение порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) иные установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, относятся:
1) осуществление государственной регистрации самоходных машин и других видов техники;
2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
3) выдача паспортов самоходных машин и других видов техники и их дубликатов, а также бланков указанных паспортов, действующих в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
4) прием экзаменов на право управления самоходными машинами и выдача подтверждающих право на управление самоходными машинами удостоверений, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона;
5) проведение технического осмотра самоходных машин и других видов техники;
6) запрещение эксплуатации самоходных машин и других видов техники в соответствии с порядком организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
7) выдача организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин;
8) осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Глава 2. Государственная регистрация и государственный учет самоходных машин и других видов техники
Статья 6. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники
1. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в целях их государственного учета и допуска их к эксплуатации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Государственную регистрацию самоходных машин и других видов техники осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
3. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется на имя собственника (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лица, владеющего самоходной машиной и другими видами техники на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одного из родителей, усыновителя либо опекуна (попечителя) лица, не достигшего возраста 16 лет и являющегося собственником самоходной машины и других видов техники, или опекуна недееспособного гражданина, являющегося собственником самоходной машины и других видов техники.
4. Государственная регистрация самоходных машин и других видов техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
5. По результатам государственной регистрации самоходной машины и других видов техники выдается свидетельство о государственной регистрации самоходной машины и других видов техники, а также государственный регистрационный знак. Форма указанного свидетельства устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. Внесение данных во ФГИС УСМТ или их направление во ФГИС УСМТ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия при осуществлении государственной регистрации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Статья 7. Государственный учет самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
2. Государственному учету в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, подлежат:
1) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники);
2) самоходные машины и другие виды техники, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) и которые в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используются для создания другой машины, перегоняются, перевозятся к конечным производителям или вывозятся из Российской Федерации;
3) самоходные машины и другие виды техники, являющиеся опытными (испытательными) образцами, предназначенными для прохождения испытаний, связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.
3. Требования части 2 настоящей статьи не распространяются на самоходные машины и другие виды техники, являющиеся товарами, реализуемыми юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Статья 8. Система государственного учета самоходных машин и других видов техники
1. Государственный учет самоходных машин и других видов техники осуществляется с использованием реестров ФГИС УСМТ, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
2. ФГИС УСМТ представляет собой совокупность реестров, содержащих информацию о зарегистрированных тракторах, самоходных машинах и прицепах к ним, об их техническом состоянии и владельцах, о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста), временных удостоверениях на право управления самоходными машинами, а также обеспечивающие обработку такой информации информационные технологии и технические средства.
3. Ведение реестров ФГИС УСМТ и предоставление информации, содержащейся в этих реестрах, иным лицам и органам государственной власти, участвующим в предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, включая контрольные (надзорные) функции, должны осуществляться с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления указанных услуг и исполнения указанных функций в электронной форме.
4. ФГИС УСМТ содержит следующую информацию, состав которой определяется положением о ФГИС УСМТ:
1) сведения о государственном учете самоходных машин и прицепов к ним;
2) регистрационные данные самоходных машин и прицепов к ним;
3) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
4) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
5) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
6) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста);
7) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
8) данные о временных удостоверениях на право управления самоходными машинами.
5. В обязательном порядке из ФГИС УСМТ предоставляются:
1) сведения о государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним;
2) сведения о техническом осмотре самоходных машин и прицепов к ним;
3) информация о собственниках самоходных машин и прицепов к ним;
4) сведения о лицах, допущенных к управлению самоходными машинами;
5) информация о выданных удостоверениях тракториста-машиниста (тракториста).
6. Положение о федеральной государственной информационной системе учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним определяет состав сведений, размещаемых во ФГИС УСМТ, круг лиц, которым будет предоставляться информация из реестров данной системы, порядок ведения данной системы, порядок доступа к информации, содержащейся во ФГИС УСМТ, и утверждается Правительством Российской Федерации.
Как изменится жизнь автомобилистов в 2021 году
Изменения в порядок проведения медосвидетельствования отложены еще на год. Приказ Минздрава об этом вступил в силу 31 декабря.
Напомним, эти изменения предполагали, что все водители без исключения для получения справки должны сдать анализ мочи на наличие психоактивных веществ, а также кровь для определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT).
Это специфический маркер, который показывает регулярную алкогольную нагрузку. Благодаря этим анализам стоимость медсправки могла вырасти с нынешних 700 рублей до 9 тысяч. Кроме того, делаются они не быстро: на получение справки с учетом этих анализов потребуется неделя. Но пока водители в 2021 году могут вздохнуть спокойно.
10 января вступают в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят новый штраф. Наказывать рублем водителей будут в том случае, если они не оплатили проезд по платной дороге.
Вводили его для того, чтобы заработала безбарьерная система оплаты проезда, которая установлена на ЦКАД. Там нет шлагбаумов, а оплата проезда списывается автоматически. Если на автомобиле не установлен транспондер, то проезд можно оплатить заранее или в течение пяти дней после поездки. Если оплата в течение пяти дней после фиксации проезда не сделана, будет выписан штраф. Однако если автовладелец, получив такой штраф, оплатит проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления, то штраф будет аннулирован.
В том случае, если он этого не сделает, то с момента получения штрафа у него будет 10 дней на обжалование и 60 дней на оплату штрафа. При этом уплата штрафа не отменяет обязанность оплатить проезд по платной дороге.
С 1 марта вступает в силу основная часть поправок, касающаяся проведения техосмотра. Проходить его придется. Купить диагностическую карту, как сейчас поступает 80 процентов автовладельцев, не получится.
Диагностическая карта будет оформляться в электронном виде прямо в единой автоматизированной информационной системе техосмотра ЕАИСТО. На бумаге она будет выдаваться по желанию автовладельца.
На техосмотре будут делаться две фотографии с указанием координат места съемки. Первая фотография делается перед началом диагностики. Она должна содержать изображение машины сзади, которое позволяет определить марку, модель, цвет и государственный регистрационный номер спереди.
Вторая фотография делается по окончании процесса диагностики сзади.
При этом координаты места съемки автомобиля должны соответствовать координатам пункта ТО, которые указаны в реестре операторов технического осмотра. А эти координаты должны соответствовать тем, которые указаны в кадастре. Это сделано для того, чтобы лишний раз подтвердить, что машина на техосмотр приехала.
При этом для всех пунктов техосмотра будет определена пропускная способность. Она рассчитывается исходя из количества линий осмотра, а также количества экспертов-техников, работающих в пункте. Такое ограничение по пропускной способности не даст оператору оформить лишнюю диагностическую карту сверх установленного лимита. Хотя и предусмотрена некая погрешность в 5 процентов. То есть, если пропускная способность установлена в 100 автомобилей, то оператор сможет оформить 105 диагностических карт. Оформить 106-ю ему не позволит ЕАИСТО.
Кстати, за непройденный техосмотр с 1 марта будут штрафовать. Вступят в силу соответствующие поправки в КоАП. Штраф за отсутствие диагностической карты составит 2 тысячи рублей. Это не значит, что ее надо возить с собой. Диагностическая карта будет электронной. Но если в ЕАИСТО на конкретный автомобиль ее не окажется, то водителя или собственника автомобиля оштрафуют.
Отдельной статьей теперь будет техосмотр автобусов. Одновременно с вступлением в силу поправок в закон о техосмотре, вступят в силу также правила проведения техосмотра автобусов. Согласно ему, все автобусы, кроме тех, что специально оборудованы для оперативно-розыскных нужд, проверяются оператором техосмотра при участии сотрудника Госавтоинспекции.
Техосмотр проводится по предварительной записи в соответствии с графиком, составленным оператором ТО и согласованным с начальником регионального ГИБДД
Техническое состояние проверяет эксперт оператора и заносит результаты в сформированную им в ЕАИС ТО диагностическую карту. Инспектор ГИБДД проверяет соответствие результатов установленным требованиям. Также он проверяет автобус и водителя по информационным учетам МВД. И вносит в диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса требованиям безопасности.
В общем, контроль за техническим состоянием автобусов станет значительно строже. И купить диагностическую карту через интернет уже не удастся. Ведь мало того, что она будет сформирована непосредственно в единой информационной системе, так еще и подписана усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора ГИБДД.
Впрочем, площадка сохранится для мотоциклов и мопедов, потому что для них экзамена в городе не предусмотрено вовсе. А также для грузовиков и автобусов, потому что для проверки некоторых навыков в городе не найти такого свободного пространства.
На практическом экзамене будет проверяться умение кандидата в водители двигаться с максимальной разрешенной скоростью. И это тоже важно, чтобы выпущенный потом на дорогу с правами водитель не полз в крайнем левом ряду, создавая аварийные ситуации.
Экзаменационные маршруты теперь будут представлять собой перечень дорог и территорий, на которых проводятся практические экзамены. Таким образом, заранее экзаменационный маршрут известен не будет. Это исключит заучивание его наизусть и натаскивание на него кандидатов в водители.
Вводится процедура аннулирования результатов экзаменов. Экзамен будет аннулирован, если кандидат его оспорит, и нарушения в ходе его проведения будут выявлены. Тогда будет назначен повторный экзамен. Если иностранный гражданин решит обменять свое водительское удостоверение на российское и выяснится, что в своем государстве он прав не получал, результаты экзамена также будут аннулированы.
С 1 сентября вступает в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые разрешат обжаловать штрафы за нарушения, выявленные с помощью автоматических комплексов фотовидеофиксации, в электронном виде.
Подавать жалобы в электронном виде, а также прикладывать электронные документы допускается в любых гражданских и уголовных делах. И только в административном делопроизводстве это было недопустимо. Чтобы обжаловать штраф, автовладельцу необходимо было подать жалобу либо лично, либо направив ее по почте.
Однако эта поправка оказалась не полноценной. И в гражданском, и в уголовном праве помимо жалобы можно прикладывать электронные документы и копии документов в электронном виде, которые могут быть доказательствами невиновности. Новая поправка КоАП предполагает направление в электронном виде только жалобы. Это допустимо, если, например, в постановлении не тот номер машины указан или авто другой марки.
Предполагается, что все эти недостатки будут устранены в Процессуальном Кодексе об административных правонарушениях. Но вероятность того, что этот Кодекс примут в 2021 году, крайне низка.