Что является целью физической культуры
Физическое воспитание: определение процесса, основные понятия и цели
Физическое воспитание — актуальный вопрос для всестороннего развития молодежи. Эффективность современных теорий и методик определяется выбором рациональных путей для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в данном направлении. Комплексный подход к обучению базируется на основных понятиях физического воспитания, изложенных в данной статье.
Физическое воспитание — определение процесса, смысл
Физическое воспитание представляет собой дисциплину, направленную на освоение физических упражнений, формирование навыков и знаний в данном направлении. Отдельный элемент воспитательной работы способствует осознанному приобщению к физической культуре.
Обучающий комплекс по физическому воспитанию разработан на основе общественной практики физкультуры и является ее исторически обусловленным видом. Образовательный процесс включает несколько основных направлений, которые способствуют физическому совершенству людей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Физическим или телесным развитием называют комплексные перемены, отмеченные в организме человека. Изменения обуславливаются необходимостью, закономерностью, прогрессивной или регрессивной предопределенной тенденцией развития.
В результате физического развития формируются навыки и функции организма человека. Эффект достигается за счет влияния факторов разных категорий, включая:
Физическое формирование представляет собой воздействие внешней среды на уровень телесной организации человека. Физическое формирование классифицируется на стихийное и целенаправленное.
Занимаясь физкультурой, человек совершенствует физическую форму и способности. Уровень развития физической культуры определяет тенденции формирования общества и каждого индивида. С помощью доктрины физического воспитания люди познают закономерности и связи интенсивного, целенаправленного достижения физического совершенства.
Главная цель физического воспитания
В процессе физического воспитания человек обучается движениям, вырабатывает физические качества, получает специальные физические знания и формирует осознанную потребность в них. Главной целью физического воспитания является гармоничное развитие человека. Занятия физкультурой направлены на решение важных задач:
Уровни физического воспитания
Физическое воспитание включает несколько уровней. Комплексный образовательный процесс состоит из теории, практики и контрольного этапа. Содержание каждого блока формируется с помощью определенных методик, которые могут несколько отличаться в зависимости от техники преподавания. На каждом уровне достигаются поставленные цели и решаются задачи, направленные на конкретный результат.
Физическая культура включает теоретический раздел. Полезные материалы на этом уровне предоставляются учащимся в форме структурированных лекций с последовательным изложением информации. Наличие теоретического пласта знаний служит основой для выполнения физических упражнений.
Физические упражнения – это осознанные двигательные действия человека. Основной целью процедур является решение конкретных задач в процессе физического воспитания.
Практический уровень состоит из двух блоков:
Практические знания методической и учебно-тренировочной направленности преподаются в форме законченного модуля, включенного в образовательную программу физкультуры. По итогам прохождения практики предусмотрена аттестация, демонстрирующая успешность усвоения учащимися материалов по теме физического воспитания. Основные разделы контрольных занятий:
Допускается отступления от категорического подхода к образовательному процессу. В зависимости от специфики применяемых методик и организации физического воспитания, уровни обучения могут чередоваться и совмещаться. К примеру, нередко теоретические курсы объединяют с практикой и контролем знаний:
Разделение образовательного процесса на уровни позволяет систематизировать знания, четко сформировать и отработать систему физического воспитания. От правильности и эффективности прохождения каждого блока зависит результат образовательного процесса.
Средства физического воспитания
Методы физического воспитания реализуются с помощью определенных средств. Комплексный подход к обучению способствует достижению высоких результатов. К основным мероприятиям, демонстрирующим эффективность на практике, относятся физические упражнения и процедуры, занятия гимнастикой, спортивные и развивающие игры, соблюдение режима дня.
Природные условия
Успешность физического воспитания в большой степени определяется природными факторами. Среди часто используемых средств можно выделить:
Физкультура проводится с помощью прогулок, экскурсий, туристических походов. В результате такие средства физического воспитания способствуют улучшению общего самочувствия, физической закалки, расширению кругозора. В процессе обучения человек, используя эффективные средства, получает навыки взаимодействия с природными факторами и их правильного применения для оздоровления организма.
Режим питания
Занятия физкультурой демонстрируют высокую эффективность при соблюдении режима дня. Одним из главных условий данного средства физического воспитания является правильное питание. Употребление в пищу продуктов и питья с содержанием витаминов, минералов, питательных веществ, соответствующих норме, благоприятно сказывается на здоровье человека:
Прием пищи в определенное время позволяет наладить внутренние процессы в организме. Состояние здоровья человека оказывает прямое влияние на результативность физического воспитания.
Утренняя гимнастика
Гимнастикой называется комплекс разнообразных физических упражнений. Занятия подобного характера благоприятно и разносторонне воздействуют на человеческий организм.
Результаты многочисленных практических наблюдений доказывают повышенную эффективность занятий гимнастикой по утрам. Это связано с особенностью биологических часов и ритмом человеческого организма. Гимнастические упражнения отличаются по времени и объему физических нагрузок:
Важным средством физического воспитания является гигиеническая гимнастика. Данный тип занятий включает зарядку по утрам, выполнение упражнений в перерывах между другими делами, физкультминутки. Подобные меры позволяют сохранять стабильность важных жизненных показателей организма в норме, а также снижать утомляемость на протяжении дня.
Уроки физической культуры
Базовая гимнастика играет главную роль в физическом воспитании молодежи. Уроки физкультуры предусмотрены на всех этапах обучения человека:
Благодаря упражнениям из курса по физкультуре, стабилизируется общее физическое состояние человека, формируются навыки труда, быта. С помощью занятий вырабатывается сила, выносливость, быстрота.
Методы физического воспитания
Успешная реализация средств физического воспитания достигается за счет применения определенных методик. Комплексные системы направлены на эффективное решение поставленных задач и выполнения целей образовательного процесса.
Физические упражнения/тренировки
Задачи физического воспитания решаются путем выполнения физических упражнений. В процессе занятий человек совершает определенные планом обучения действия. Особенности и последовательность процедур фиксируется в методических указаниях. Благодаря регулярным физическим упражнениям, удается благоприятно влиять на человеческий организм:
Эффективные методики описывают последовательность и интенсивность действия, исходя из определенных норм нагрузки на организм. Воздействие на опорно-двигательный аппарат в процессе выполнения упражнений повышает прочность и подвижность суставов, способствует увеличению мышечной массы, улучшая мощь и эластичность тканей. Равномерно распределяемые физические нагрузки поддерживают работу мышечной, кровеносной и дыхательной систем.
Участие в спортивных соревнованиях
Эффективный метод физического воспитания – спортивные игры. Наиболее действенными с точки зрения улучшения физических характеристик и получения навыков являются соревнования и групповые занятия. От учащихся требуется не только проявить собственные умения на практике, но и продемонстрировать активность и подвижность при выполнении определенных упражнений. Игровая деятельность позволяет выработать навыки:
Проявлять индивидуальные качества каждому участнику соревнований помогает эмоциональность процесса. Игры подразделяют на подвижные и спортивные. Оба типа включены в стандартные программы физического воспитания. Некоторые упражнения представляют собой отдельные спортивные направления:
Спортивные соревнования поддерживают самочувствие, развивают физические способности, морально-волевые качества и способствуют достижению успехов в профессиональном спорте. Состязание, как средство контроля над параметрами состояния физкультурно-спортивной работы, стимулирует стремление людей к физическому совершенству и вовлекает в занятия спортом.
Результаты физического воспитания молодежи
Целенаправленный педагогический процесс физического воспитания направлен на полное осуществление образовательных и развивающих функций физической культуры. Эффективные методики позволяют реализовать главную цель обучения, которая заключается в формировании физической культуры личности. Результатами данного процесса являются:
Физическая подготовленность позволяет молодежи быстро адаптироваться к взрослой жизни и профессиональной деятельности. Опыт творческого использования принципов физического воспитания позволяет достигать жизненные цели.
Физическое воспитание является частью здорового образа жизни. Специальный режим укрепляет здоровье, развивает организм, способствует обретению гармонии с физическими и духовными интересами личности, поиску новых возможностей и резервов. Эффективные средства физической культуры обеспечивают достижение важных целей физического воспитания, которое положительно влияет на самочувствие, жизнь, профессиональные успехи человека.
Физическая культура: что это такое, ее история, цели и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С понятием «физическая культура» каждый из нас знаком с детства.
Но что на самом деле оно обозначает, знают далеко не все.
Если интересно, как и когда появилась физкультура, её цели, виды и чем она отличается от спорта, обязательно прочитайте эту статью.
Физическая культура — это.
В Федеральном законе РФ «О физической культуре и спорте», указано, что:
физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.
В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия.
Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности.
Говоря проще, физкультура – это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых – укрепить мышечный корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.
Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:
В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.
История возникновения
Элементы физической культуры появились ещё в древности. Условия жизни первобытных людей во многом определялись способностью защитить себя и свою семью от диких животных, умением преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи.
Такие качества человека как сила, ловкость и выносливость становились жизненно важными.
Основы физкультуры были заложены в Древней Греции, в гимнастике, объединившей ритуальные танцы, военное обучение (бег, плавание, метание копья, борьба) и традиционные обряды в систему физического воспитания.
Само понятие «физическая культура» впервые появилось в конце XIX века в Великобритании. В западных странах оно не получило распространения, вскоре его заменило слово «спорт».
В России, войдя в употребление после Первой мировой войны, термин получил признание в советском обществе и прочно вошёл в лексикон. Появились государственные учреждения, журналы и газеты с этим названием:
В это же время в советских школах и профессиональных учебных заведениях появился урок физкультура, который у многих детей и подростков является самым любимым школьным предметом.
Виды физической культуры
Физическая культура подразделяется на несколько видов, которые соответствуют различным сферам её применения в обществе:
Хотя спорт является составной частью физической культуры, он выходит за её рамки. Например, авиамодельный спорт, шашки, шахматы или радиоспорт нельзя отнести к физкультуре, потому что в них отсутствует двигательная деятельность, а результат зависит не столько от физических способностей человека, сколько от умственных.
Занятия спортом и физической культурой различаются по целям. Если физкультурой занимаются ради укрепления здоровья, совершенствования тела, приобретения жизненно важных двигательных умений, то в спорте главное – победить в состязаниях и достигнуть максимально возможных результатов (установить личные или мировые рекорды) в данном виде спорта.
Польза от занятий физкультурой
Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:
Физкультура не только повышает физические возможности человека, но и развивает социальные функции в области морали, воспитания, этики (что это такое?) и эстетики (что это такое?).
Заключение
Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её виды, цели и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.
Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Это все прекрасно, только физкультура вообще исчезла как класс. Раньше в СССР утром была зарядка и делали ее миллионы. Даже на улицу народ выходил ее сделать. Сейчас дети сидят перед планшетами, компьютерами и телефонами. Как итог — сколиоз и куча сопутствующих болячек. Они даже на улицу почти не выходят.
Если и есть какие-то занятия — это только секции, но и те платные и многие просто не могут себе их позволить.
Судя по тому, что большинство людей в нашей стране страдают от избыточного веса, тема физической культуры стоит явно не на первом месте.
В школе и институте мы занимались физкультурой, но ведь по настоящему она становится важной именно в зрелом возрасте, когда в организме начинаются дегенеративные изменения. Считаю, что государство недостаточно много уделяет времени этой проблеме.
Что хорошего в том, что у детей и подростков физкультура на первом месте среди любимых предметов? Это же ужасно, значит мы имеем дело с полной умственной деградацией.
Физическая культура сейчас, к сожалению, переживает упадок. Многие предпочитают телевизор и вредную еду заботе о своем теле.
А у нас какие-то скучные были уроки физкультуры, через козла прыгали, на канате подтягивались, кросс бегали, самое весёлое что было — это пионербол.
Не слишком ли много уроков физкультуры в школе? Конечно дело это полезное, но всё хорошо в меру, дети голову развивать должны в первую очередь, а не мышцы.
А я физру в школе не любила страшно! Прыжки в высоту или через козла вообще приравнивались к концу света!)) Так ни разу я его не перепрыгнула.
Что является целью физической культуры
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность;
обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П. Матвеев, 1989). Под целью понимают конечный итог деятельности, к которому стремится человек или общество.
Для того чтобы цель сделать реально достижимой в физическом воспитании, решается комплекс конкретных задач (специфических и общепедагогических), которые отражают многогранность процесса воспитания, этапы возрастного развития воспитываемых, уровень их подготовленности, условия достижения намеченных результатов.
К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач: задачи по оптимизации физического развития человека и образовательные задачи.
Решение задач по оптимизации физического развития человека должно обеспечить:
Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека. Широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности — в разнообразных трудовых процессах, в различных и подчас необычных условиях среды.
Здоровье населения в стране рассматривается как самая большая ценность, как отправное условие для полноценной деятельности и счастливой жизни людей. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма может быть достигнут высокий уровень развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном счете приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное развитие мышечной массы всех частей тела, содействие сохранению оптимального веса с помощью физических упражнений, обеспечение телесной красоты. Совершенство форм тела, в свою очередь, выражает в определенной мере совершенство функций организма человека.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая тем самым работоспособность людей.
К специальным образовательным задачам относят:
— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;
— формирование спортивных двигательных умений и навыков.
— приобретение базовых знаний научно-практического характера.
Физические качества человека могут наиболее полно и рационально использоваться, если он обучен двигательным действиям. В результате обучения движениям формируются двигательные умения и навыки. К жизненно важным умениям и навыкам относится возможность осуществлять двигательные действия, необходимые в трудовой, оборонной, бытовой или спортивной деятельности.
Так, непосредственное прикладное значение для жизни имеют умения и навыки плавания, передвижения на лыжах, бега, ходьбы, прыжков и т.п. Умения и навыки спортивного характера (в гимнастике, фигурном катании на коньках, технические приемы игры в футбол и т.д.) имеют косвенную прикладность.
Формирование умений и навыков развивает у человека способности к овладению любыми движениями, в том числе трудовыми. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче осваиваются им новые формы движений.
Передача обучаемым специальных физкультурных знаний, их систематическое пополнение и углубление также являются важными задачами физического воспитания. К ним относятся знания: сущности физической культуры, ее значения для личности и общества; физкультурно-гигиенического характера; закономерностей формирования двигательных умений и навыков; техники физических упражнений, ее значения и основ применения; укрепления и поддержания хорошего здоровья на многие годы.
Повышение физкультурной грамотности людей позволяет широко внедрять физическую культуру и спорт в быт и на производстве. В деле вовлечения широких слоев населения в физкультурное движение пропаганда физкультурных знаний имеет одно из первостепенных значений.
К общепедагогическим задачам относят задачи по формированию личности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое же воспитание должно содействовать развитию нравственных качеств, поведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.
Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тренером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.
В процессе физического воспитания решаются и определенные задачи по формированию этических и эстетических качеств личности. Духовное и физическое начало в развитии человека составляют неразделимое целое и поэтому позволяют в ходе физического воспитания эффективно решать и эти задачи.
Общепедагогические задачи физического воспитания уточняются в соответствии со спецификой избранного направления физического воспитания, возраста и пола занимающихся.
Цель физического воспитания может быть достигнута при условии решения всех его задач. Только в единстве они становятся действительными гарантами всестороннего гармонического развития человека.
Основные аспекты конкретизации задач. Задачи, решаемые в процессе физического воспитания, получают свое конкретное преломление по профилю спортивной тренировки, общей и профессионально-прикладной физической подготовки (рис. 2). Причем можно отметить два направления конкретизации задач (Л. П. Матвеев, 1989).
Рис. 2. Основные аспекты конкретизации задач в физическом воспитании
В первом случае осуществляется конкретизация решаемых задач в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями занимающихся. Индивидуализированная конкретизация задач в физическом воспитании — дело сложное, так как занятия физическими упражнениями осуществляются в формах групповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать возрастные и половые особенности, а также физическое развитие и уровень подготовленности занимающихся.
Во втором случае конкретизация задач осуществляется во временном аспекте, что означает соотнесение их со временем, необходимым и благоприятным для их решения.
Исходя из целевых установок в физическом воспитании ставятся общие задачи. Они, в свою очередь, подразделяются на ряд частных задач, для последовательной реализации которых нужно определенное время. Общие задачи обдумываются в долговременном аспекте (на весь период обучения в общеобразовательной школе, в среднем специальном и высшем учебном заведении и т.п.), частные задачи — на время от сравнительно короткого (на одно занятие) до весьма длительного (месяц, учебная четверть, полугодие, год).
При постановке задач и определении сроков для их решения учитываются закономерности возрастного развития организма человека, а также закономерности сменяемости возрастных периодов и тех естественных изменений, которые в них происходят. Так, например, при воспитании физических качеств необходимо учитывать сенситивные (чувствительные) зоны, когда естественное созревание форм и функций организма создает благоприятные предпосылки для направленного воздействия на данные качества. Или другой пример. Созревание двигательного анализатора у подростков заканчивается в 13—14 лет, пубертатный период у девочек осуществляется в эти же сроки.
В сложнокоординированных видах спорта (спортивная гимнастика, фигурное катание и др.) задачи по овладению значительным количеством сложных технических действий ставятся на период, предшествующий этому возрасту.
Вышеуказанное позволяет говорить о том, что постановку каждой конкретной задачи можно осуществить лишь в каждой конкретной ситуации ее решения. Конкретизация задач в системе образования и воспитания (школа, среднее специальное и высшее учебное заведение и т.п.) осуществляется от более общих (на весь период обучения) к более частным (на год, семестр, четверть, месяц, одно занятие).
Конкретность в постановке задач должна получить свое выражение не только в смысловом выражении, но и в количественных показателях. Для этого вводятся нормативы как унифицированные количественные выражения задач, решаемых в физическом воспитании.
В сфере физического воспитания количественно-нормативная постановка задач в основном отражает нормативы физической подготовленности. Они подразделяются по двум аспектам: нормативы, отражающие степень развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), и нормативы, характеризующие степень освоенности двигательных умений и навыков (нормативы «обученности»).
Нормативы физической подготовленности должны быть доступны для каждого человека (если он здоров и не имеет изъянов в физическом состоянии организма). Доступность при этом предполагает определенную подготовку человека. Если нормативы занижены, они не имеют стимулирующего значения, у занимающихся пропадает мотивация к их достижению. Поэтому нормативы должны быть реальными — не завышенными, но и не заниженными.
Нормативной основой для общеподготовительного направления являются государственные программы, а для спортивного направления — спортивная классификация.
Кроме вышеуказанных способов конкретизации задач в физическом воспитании применяют и другие способы. Одним из них является постановка индивидуализированных двигательных заданий, предусматривающих выполнение движений в рамках четко определенных параметров (пространственных, временных, силовых). Такая конкретизация частных задач чаще практикуется на отдельных занятиях или серии занятий. Они в основном затрагивают или обучение двигательным действиям, или воспитание физических качеств.
Другим способом конкретизации задач является перспективное, этапное и оперативно-текущее планирование нужных (с позиций намечаемых задач) изменений состояния организма по отдельным показателям, выражающим степень дееспособности его систем (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).
Это можно продемонстрировать на постановке задач по воспитанию выносливости. Намечают конкретные показатели, которых должен достичь занимающийся. Эти показатели отражают легочную вентиляцию, потребление кислорода и другие показатели вегетатики человека.
Каждый такой показатель в отдельности, конечно, совсем неравнозначен целостным показателям результатов, на достижение которых направлено физическое воспитание. Но взятые в совокупности эти «парциальные» показатели, если известны их взаимосвязи и закономерности изменения в процессе физического воспитания, весьма важны для конкретизации решаемых в нем специфических задач, а также для объективного контроля за их реализацией [4].