Что является целью научного исследования
Научные исследования: цели, методы, виды
Формой осуществления и развития науки является научное исследование, т. е. изучение с помощью научных методов явлений и процессов, анализ влияния на них различных факторов, а также изучение взаимодействия между явлениями с целью получить убедительно доказанные и полезные для науки и практики решения с максимальным эффектом.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом.
Основой разработки каждого научного исследования является методология, т. е. совокупность методов, способов, приемов и их определенная последовательность, принятая при разработке научного исследования. В конечном счете методология — это схема, план решения поставленной научно-исследовательской задачи
Научное исследование должно рассматриваться в непрерывном развитии, базироваться на увязке теории с практикой.
Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.
Наблюдение — это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.
В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.
Результаты научных исследований оценивают тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
По целевому назначению научные исследования бывают теоретические и прикладные.
Теоретические исследования направлены на создание новых принципов. Это обычно фундаментальные исследования. Цель их — расширить знания общества и помочь более глубоко понять законы природы. Такие разработки используют в основном для дальнейшего развития новых теоретических исследований, которые могут быть долгосрочными, бюджетными и др.
Прикладные исследования направлены на создание новых методов, на основе которых разрабатывав ют новое оборудование, новые машины и материалы, способы производства и организации работ и др. Они должны удовлетворять потребность общества в развитии конкретной отрасли производства. Прикладные разработки могут быть долгосрочными и краткосрочными, бюджетными или хоздоговорными.
Цель разработки — преобразовать прикладные (или теоретические) исследования в технические приложения. Они не требуют проведения новых научных исследований.
Конечная цель разработок, которые проводятся в опытно-конструкторских бюро (ОКБ), проектных, опытных производствах, — подготовить материал для внедрения.
Исследовательскую работу выполняют в определенной последовательности. Процесс выполнения включает в себя шесть этапов:
1) формулирование темы;
2) формулирование цели и задач исследования;
3) теоретические исследования;
4) экспериментальные исследования;
5) анализ и оформление научных исследований;
6) внедрение и эффективность научных исследований.
Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы — это важный этап в разработке научного исследования.
Научные исследования классифицируют по различным признакам:
а) по видам связи с общественным производством — научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и т. д., полностью используемых для повышения эффективности производства;
научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и др.;
б) по степени важности для народного хозяйства
— работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств;
— исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
в) в зависимости от источников финансирования
— госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;
— хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;
г) по длительности разработки: долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет;
краткосрочные, выполняемые обычно за один год.
Что является целью научных исследований
Основная цель научной деятельности — получение знаний о реальности. Под знанием понимают форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, который в своей деятельности отражает (идеально воспроизводит) объективные закономерные связи реального мира. Термин «знание» употребляется в трех основных смыслах: способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; любая познавательно значимая информация; особая познавательная единица, существующая во взаимосвязи с практикой. Следует заметить, что понятия «истинное знание» и «знание» не совпадают, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение).
2. Что такое методология науки?
Когда рассматриваются методологические основания современ-ной научной психологии, часто собственно методологические проблемы смешиваются с проблемами теоретическими, с одной стороны, и с проблемами методическими, с другой стороны. Эти две группы проблем полезно разводить. Укажем основания такого разведения.
3. Научные исследования разделяют˸
1. По виду практической деятельности˸ промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, экономика, наука, литература и искусство, другие отрасли практической деятельности общества;
2. По области науки˸ естественная, гуманитарная, техническая;
3. По цели исследования˸ глобальные, отраслевые, локальные, квалификационные;
4. По административно – территориальным границам исследования˸ исследования в рамках международных и национальных программ, исследования по планам министерств и ведомств, исследования по планам предприятий (вузов, НИУ);
5. По значимости для развития науки и практики˸ фундаментальные, прикладные, теоретические, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
Целью фундаментальных исследований является получение новых законов, вскрытие связей между явлениями, создание новых теорий. Οʜᴎ составляют основу развития науки. Вероятность получения положительного результата – 10 %.
Целью прикладных исследований является привязка результатов фундаментальных исследований к конкретным условиям проектирования, производства. Объектом их исследования являются технические системы и новые технологии. Вероятность получения положительного результата – 20-90 %.
Целью НИОКР является создание на базе результатов прикладных исследований опытных образцов техники, новых технологических процессов.
6. По способу реализации˸ теоретические, экспериментальные;
В ходе теоретического исследования определяются методы и критерии исследования, задаются необходимые ограничения, описываются связи и т.д.
В ходе экспериментального исследования создается модель исследуемого объекта͵ снимаются и обрабатываются необходимые данные и т.д., ᴛ.ᴇ. проводится проверка теоретических исследований и их дальнейшее развитие и уточнение.
7. По длительности разработки˸ долгосрочные (срок исполнения более 5-ти лет), среднесрочные (1-5 лет), краткосрочные (до 1-го года);
8. По степени закрытости информации˸ открытые, закрытые, секретные, для служебного пользования;
9. По источнику финансирования˸ госбюджетные, хоздоговорные, инициативные (нефинансируемые из внешних источников).
4. Классификация методовпознания может быть проведена по разным основаниям. По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на:
– методы-подходы. В них главное – это общие идеи, принципы. Эти методы формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ исследования (идея всеобщей взаимосвязи или принцип развития);
– методы-приемы. В них центр тяжести перемещается на конкретные правила, алгоритмы действия. Это непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).
По степени общности методы подразделяются на:
По функциональному назначению методы подразделяются на:
– методы эмпирического этапа (уровня). Они обеспечивают добывание и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.);
– методы теоретического этапа (уровня). Они обеспечивают проникновение в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.);
– эвристические методы. К ним относятся приемы и действия, которые активизируют творческий процесс, сокращают путь решения сложных поисковых задач, стимулируют появление новых идей и решений. Сюда следует отнести: «мысленный эксперимент», «коллективный мозговой штурм проблемы» и другие.
По эмпирическому углу зрения методы бывают:
Количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, они ставят в центр рассмотрения общие закономерности, повторяющиеся или общие признаки. Здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.
Качественные методы обращены на качественную сторону процессов, они необходимы при структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности.
Различия между качественными и количественными методами состоят прежде всего в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.
Количественные и качественные методы не только не противоречат, но, наоборот, дополняют друг друга.
5. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.
Основным субъектом науки, т.е. носителем сознательной целенаправленной деятельности в этой области, являются научные работники, коллективы ученых и вспомогательный персонал. Объектами науки принято считать все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Заметим, что объектом науки нередко становятся теоретические конструкции, которым нет непосредственного аналога в природном окружении.
6. Основой теории организации является теория систем. Система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности.
8. Экспериментальные методы: наблюдение, эксперимент, измерения. На их основе наука получает эмпирические факты. Их анализ, классификация ведут к выявлению закономерностей.
Что такое научное наблюдение?
Наблюдение — это метод познания окружающей действительности на основе непосредственного восприятия в естественных или искусственных условиях, может быть частью эксперимента. Как правило, исследователь при этом не воздействует на объект. Его цель — изучение и описание общей качественной картины явлений. Требование к наблюдению: объективность, т.е. возможность контроля путем повтора другими людьми. Научное наблюдение ведется по заранее обдуманному плану, а результаты наблюдения фиксируются тем или иным способом.
В чём сущность экспериментального метода исследования?
Эксперимент — это метод изучения объектов и явлений, при котором изучаемые объекты ставятся в специальные, созданные экспериментатором, контролируемые и управляемые условия. Эксперимент позволяет получать явления в чистом виде, останавливать процесс на любой стадии и многократно его повторять. Основные требования к эксперименту: объективность, воспроизводимость, точность.
Этапы научного исследования
В общем случае научное исследование содержит следующие этапы˸
1) Выбор темы исследования и обоснование ее актуальности (выделение проблемы, объекта͵ цели и задач исследования).
2) Информационный поиск и анализ состояния вопроса исследования. Уточнение целей и задач.
3) Теоретические исследования.
4) Экспериментальные исследования.
5) Анализ и обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований.
6) Расчет эффективности от внедрения результатов исследования.
7) Внедрение результатов исследования.
Последовательность этапов не заключает в себе безоговорочную строгость (рекомендуется в качестве ориентира действий исследователя).
Эффективность научного исследования зависит от четкости планирования˸ намеченных действий по месту и времени (в том числе соавторов, исполнителей), использования имеющихся материально-технических ресурсов, увязки сроков выполнения различных этапов исследования и т.д.
10. Различают виды противоречий:
1. административное противоречие: «надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это». Это противоречие является самым слабым и может быть снято либо изучением дополнительных материалов, либо принятием/снятием административных решений.
2. техническое противоречие: «улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра». Техническое противоречие — это и есть постановка изобретательской задачи. Переход от административного противоречия к техническому резко понижает размерность задачи, сужает поле поиска решений и позволяет перейти от метода проб и ошибок к алгоритму решения изобретательской задачи, который либо предлагает применить один или несколько стандартных технических приёмов, либо (в случае сложных задач) указывает на одно или несколько физических противоречий.
3. физическое противоречие: «для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно». Физическое противоречие является наиболее фундаментальным, потому что изобретатель упирается в ограничения, обусловленные физическими законами природы. Для решения задачи изобретатель должен воспользоваться справочником физических эффектов и таблицей их применения.
Научное исследование: цели и задачи, предмет и объект научного исследования. Объекты научных исследований в области инженерии. 1 страница
Формой существования и развития науки является научное исследование. В Федеральном законе закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» научно-исследовательская деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.
Цель научного исследования — определение конкретного объекта и всестороннее, достоверное изучение его структуры, характеристик, связей на основе разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Объектом научного исследования являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития.
Результаты научных исследований оцениваются тем выше, чем выше научность сделанных выводов и обобщений, чем достовернее они и эффективнее. Они должны создавать основу для новых научных разработок.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.
1.2.2 Классификация научных исследований
Научные исследования классифицируют:
— по видам связи с общественным производством и степени важности для народного хозяйства;
— длительности ведения исследования.
Рассмотрим две из них более подробно.
По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.
В нефтегазовой отрасли это могут быть исследования, связанные с повышением эффективности работы оборудования, создание нового оборудования и новых конструкционных материалов, автоматизация процессов и т.д.
По целевому назначению выделяют три вида научных исследований (рисунок 1.1):
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, на создание новых принципов исследования. Их целью является расширение научного знания общества, установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности.
К фундаментальным исследованиям в нефтегазовой отрасли можно отнести изучение свойств конструкционных материалов, исследование процессов, протекающих в сталях при эксплуатации оборудования; изучение внешних и внутренних факторов, влияющих на эксплуатационные свойства материалов. Фундаментальные исследования в области экспертизы – это разработка научных основ промышленной экспертизы, способов обнаружения дефектов и т.д.
Фундаментальные исследования часто проводятся на стыке с другими науками. Это в первую очередь естественные науки – биохимия, химия, микробиология; а также экономика и другие науки.
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Фундаментальные | Прикладные | Разработки |
Поисковые исследования | Научно-исследовательские работы | Опытно-конструкторские работы |
В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования, свою очередь, подразделяются на поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:
— поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;
— в результате научно-исследовательских работсоздаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;
— целью опытно-конструкторских работ являются подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.
В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в промышленности, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.
По источнику финансирования различают научные исследования
Бюджетные исследования финансируются из средств государственного бюджета.
Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам.
Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
По длительности научные исследования можно разделить на
— краткосрочные – выполняемые за 1-3 года;
Объекты научных исследований в области машиностроения: машины, машинные комплексы, оборудование, аппараты, техника, различные процессы (вибрационные, усталостные), материалы, безопасность, эргономичность, экологичнсость и т.д.
1.3 Характеристика научной деятельности
Особенности индивидуальной научной деятельности:
2. Научная работа строится «на плечах предшественников». Прежде чем приступать к любой научной работе по какой-либо проблеме, необходимо изучить в научной литературе, что было сделано в данной области предшественниками.
3. Научный работник должен освоить научную терминологию и строго выстроить свой понятийный аппарат. Дело не только в том, чтобы писать сложным языком как, часто заблуждаясь, считают многие начинающие научные работники: что чем сложнее и непонятнее, тем якобы научнее. Достоинством настоящего ученого является то, что он пишет и говорит о самых сложных вещах простым языком. Дело и в другом. Исследователь должен провести четкую грань между обыденным и научным языком. А различие заключается в том, что к обыденному разговорному языку не предъявляется особых требований к точности используемой терминологии. Однако, как только мы начинаем говорить об этих же понятиях на научном языке, то сразу возникают вопросы: «А в каком смысле используется такое-то понятие, такое-то понятие и т.д.? В каждом конкретном случае исследователь должен ответить на вопрос: «В каком смысле он использует то или иное понятие».
Кроме того, количество и объем научных публикаций являются показателем, правда, формальным, продуктивности любого научного работника. И каждый исследователь постоянно ведет и пополняет список своих опубликованных работ.
Особенности коллективной научной деятельности:
1. Плюрализм научного мнения. Поскольку любая научная работа является творческим процессом, то очень важно, чтобы этот процесс не был «зарегламентирован». Естественно, научная работа каждого исследовательского коллектива может и должна планироваться и довольно строго. Но при этом каждый исследователь, если он достаточно грамотен, имеет право на свою точку зрения, свое мнение, которые должны, безусловно, уважаться. Любые попытки диктата, навязывание всем общей единой точки зрения никогда не приводило к положительному результату. Вспомним, к примеру, хотя бы печальную историю с Т.Д. Лысенко, когда отечественная биология была отброшена на десятилетия назад.
В том числе, существование в одной и той же отрасли науки различных научных школ обусловлено и объективной необходимостью существования различных точек зрения, взглядов, подходов. А жизнь, практика потом подтверждают или опровергают различные теории, или же примиряют их, как, например, примирила таких ярых противников, какими были в свое время Р.Гук и И.Ньютон в физике, или И.П. Павлов и А.А. Ухтомский в физиологии.
Механизм внедрения иной. Результаты отдельных исследований публикуются в тезисах, статьях, затем они обобщаются (и тем самым как бы «сокращаются») в книгах, брошюрах, монографиях как чисто научных публикациях, а затем в еще более обобщенном, сокращенном и систематизированном виде попадают в вузовские учебники. И уже совсем «отжатые», наиболее фундаментальные результаты попадают в школьные учебники.
1.3.1 Принципы научного познания.
Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания:
Детерминизм — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога, или только явлений природы. Каждое произошедшее событие, включая и человеческие поступки, и поведение, однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее:
— всё определено в этом мире, и ничто не в состоянии этого изменить;
— всякое действие вызывает следствие подобно всему тому, что происходит в этой жизни.
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует построение знания в конкретных науках. Детерминизм выступает, прежде всего, в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени какому-либо данному событию и вызывают его.
То есть, имеет место связь явлений и процессов, когда одно явление, процесс (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление, процесс (следствие).
Принципиальным недостатком прежнего, классического (так называемого лапласовского) детерминизма является то обстоятельство, что он ограничивался одной лишь непосредственно действующей причинностью, трактуемой чисто механистически: объективная природа случайности отрицалась, вероятностные связи выводились за пределы детерминизма и противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Современное понимание принципа детерминизма предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, то есть прямо не содержащих момента порождения одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости и т.д. В том числе, в современной науке, в отличие от детерминизма классической науки, особенно важными оказываются соотношения неопределенностей, формулируемые на языке вероятностных законов или соотношения нечетких множеств, или интервальных величин и т.д. (см., например, [59]).
Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобщей действующей причинности, вне которой не существует ни одно явление действительности. В том числе, и такие события, называемые случайными, в совокупности которых выявляются статистические законы. В последнее время теория вероятностей, математическая статистика и т.д. все больше внедряются в исследования в общественных, гуманитарных науках.
Принцип соответствия.
В своем первоначальном виде принцип соответствия был сформулирован как «эмпирическое правило», выражающее закономерную связь в форме предельного перехода между теорией атома, основанной на квантовых постулатах, и классической механикой; а также между специальной теорией относительности и классической механикой.
В квантовой механике принципом соответствия называется утверждение о том, что поведение квантовомеханической системы стремится к классической физике в пределе больших квантовых чисел.
Необходимо отметить, что строгое выполнение принципа соответствия имеет место в рамках эволюционного развития науки. Но, не исключены ситуации «научных революций», когда новая теория опровергает предшествующую и замещает ее.
Принцип соответствия означает, в частности, и преемственность научных теорий. На необходимость следования принципу соответствия приходится обращать внимание исследователей, поскольку в последнее время в гуманитарных и общественных науках стали появляться работы, особенно выполненные людьми, пришедшими в эти отрасли науки из других, «сильных» областей научного знания, в которых делаются попытки создать новые теории, концепции и т.п., мало связанные или никак не связанные с прежними теориями. Новые теоретические построения бывают полезны для развития науки, но если они не будут соотноситься с прежними, то наука перестанет быть цельной, а ученые в скором времени вообще перестанут понимать друг друга.
Принцип дополнительности.
Принцип дополнительности существенно изменил весь строй науки. Если классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, на однозначное исследование событий, исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств, на оценку входящего в наличный фонд науки знания как абсолютно достоверного, то с появлением принципа дополнительности ситуация изменилась.
— включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим субъектом;
— взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта в зависимости от типа его взаимодействия с познающим субъектом в различных, часто взаимоисключающих условиях. А это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Поэтому, очевидно, булгаковский Воланд и говорит: «Все теории стоят одна другой».
Процесс научного познания включает в себя: объект, субъект, знание как результат и метод исследования (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Процесс научного познания
Это новое научное знание соотносится:
Такой подход оказывается весьма продуктивным для объяснения принципов организации научной деятельности.
1. Определение науки. Цели и задачи науки.
2. Условия возникновения науки. Критерии научности.
3. Научное исследование: определение, цели и задачи, предмет и объект научного исследования. Объекты научных исследований в области инженерии.
4. Классификация наук. Цели и задачи.
5. Классификация научных исследований
6. Фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки.
7. Особенности индивидуальной и коллективной научной деятельности
8. Принципы научного познания
1 Основы научных исследований: Учебное пособие / Г.А. Гореликова. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2003. – 52 с.
3 Основы научных исследований: Учебное пособие / Р.Г. Сабитова. Дальневосточный государственный иснститут. – Владивосток, 2005 – 58 с.
Раздел 2. Организация научно-исследовательской работы
2.1 Основные этапы научного исследования и опытно-конструкторских работ
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования.
Исследовательскую работу проводят в определенной последовательности. Фундаментальные и прикладные исследования имеют общие особенности и их выполняют обычно в шесть этапов.
1. Постановка проблемы и формулирование темы исследования.
2. Формулирование цели и задач исследований.
3. Теоретические исследования и моделирование.
4. Экспериментальные исследования.
5. Анализ и оформление научных исследований.
6. Внедрение и определение экономической эффективности.
2.1.1 Постановка проблемы и формулирование темы исследования.
— общее ознакомление с проблемой, по которой следует выполнить исследование;
— предварительное ознакомление с литературой и классификация важнейших направлений;
— формулирование темы исследования;
— определение объекта и предмета;
— составление краткого (предварительного) плана исследований (черновик, набросок);
— разработка научно-технического задания;
— составление календарного плана научных исследований;
— формулировка гипотезы, описывающей ожидаемые результаты;
— предварительная оценка ожидаемых результатов.
Этот этап исследований иногда называют подготовительным. Итогом его является составление технико-экономического обоснования НИР. В нем обосновывается актуальность и целесообразность выполнения работы, доказывается новизна и патентная чистота, а так же определяются необходимые затраты денежных средств и материальных ресурсов, назначаются сроки выполнения исследования, составляется календарный план решения проблемы, рассчитывается ожидаемая экономическая эффективность; устанавливается возможная область применения и потребность в результатах НИР. ТЭО оформляется в виде пояснительной записки с приложением к ней всех необходимых документов и расчетов (ТЗ, отчет о патентных исследованиях, расчет экономической эффективности).
Дата добавления: 2017-12-05 ; просмотров: 6084 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ