Что является целью обучения на современном уроке математики

Статья на тему «Каким должен быть современный урок математики»

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ

Современный урок математики должен опираться на рекомендации нового федерального государственного стандарта, которые входят в среднюю школу с 2015 года.

Согласно данному стандарту, ученик сам строит свои знания, а не получает информацию от учителя. В основе федерального государственного стандарта лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает:

ориентацию на результаты образования, представленные в виде универсальных учебных действий.

разнообразие организационных форм (на уроке, помимо фронтальной и индивидуальной формы обучения, чаще используется коллективная, парная работа).

учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), он осуществляется к примеру с помощью дифференциации заданий).

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

Учитель на уроке выступает в роли организатора, а не информатора.

Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

У учащихся должна быть высокая степень речевой активности.

Структура урока состоит из следующих элементов:

самостоятельная работа и другие.

На уроке по ФГОС обязательно должны присутствовать такие структурные элементы, как:

«Итак, урок мы начинаем

Всем успехов пожелаем,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро все в уме считать!»,

также это могут быть: микроисследование, рассказ учителя о значимости предстоящей темы, создание учебно-проблемной ситуации и т.д. Например, можно начать урок с обсуждения высказывания: французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: « Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Высказывания известных людей, как правило, учат детей мыслить, расширяют кругозор, развивают воображение, увеличивают словарный запас и служат отличной мотивацией к обучению.

Целеполагание – формулирование учащимися целей урока, используя схему: вспомнить – узнать – научиться. Для этого, к примеру, можно воспользоваться «Яблоней ожиданий». Принцип такой: в начале урока, каждый ученик пишет на яблочке, то чему бы он хотел научиться, что нового он бы хотел узнать, какую цель он ставит перед собой, а в конце урока разобрать, какие цели были достигнуты, а какие необходимо еще доработать или почему получилось так, что цель не была достигнута.

Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился. Рефлексию можно провести в виде анкетирования, с помощью карточек со смайликами, или, например, дать начало предложений, а ученики должны дописать их.

Современный урок строится на основе использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

В процессе трудовой деятельности, я провожу уроки математики в 5-7 классах, следуя новому стандарту. И хочется немного рассказать о тех методах и приемах, которые я использую. К примеру, на первом уроке, для перехода к новому разделу «Положительные и отрицательные числа» я предложила классу разгадать ребус, со словом «минус», а затем, чтобы перейти конкретно к теме урока введения нового знания «Координаты на прямой», мотивацией учебной деятельности послужила проблема, из-за которой ребята не смогли справиться с поставленной задачей и пришли к выводу, что не имеют достаточных знаний. Также в начале и в конце урока я предлагаю ребятам проводить рефлексию настроения, с помощью различных картинок и вопросов, тем самым выявляя впечатление детей от проведенного урока. Хочется отметить также, что уроки, на которых присутствует парная или коллективная исследовательская работа еще сильнее привлекают учащихся к активной деятельности. Ребята заинтересованы тем, что не учитель им рассказывает новую тему, а они самостоятельно малыми подгруппами собирают необходимую информацию, делают выводы, умозаключения и доводят это до других, тем самым у учащихся развиваются умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования заключается в том, чтобы научить детей учиться, самостоятельно добывать знания, формировать способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.

Итак, современный урок математики это организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, а также техническое оснащение урока. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Работать по-новому интересно, увлекательно и это верный путь в будущее школьного образования.

Источник

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий» Н. Рерих

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

— демонстрирует универсальные и предметные способы действий

— инициирует действия учащихся

— консультирует и корректирует их действия

— находит способы включения в работу каждого ученика

— создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Учитель, начинающий реализовывать Стандарт в основной школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Чтобы проектировать урок современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода, мне пришлось пересмотреть много литературы, посетить уроки учителей начальной школы, активно участвовать в работе семинаров и педсоветов в ходе введения ФГОС, из чего стало понятно, что обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие детей, научить их анализировать и интерпретировать изучаемый материал.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни

На каждом из уроков математики в основной школе можно создать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности. Слайд (реализация УУД на примере одной задачи)

В этом году мои ученики обучаются по учебнику алгебра 7 класс под редакцией Ю.Н. Макарычева. Его математическое содержание позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС основного общего образования. В задачный материал включены новые по форме задания: задания для работы в парах и задачи исследования.

В дидактической системе уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы :

1. Урок открытия нового знания (ОНЗ).

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

4. Урок развивающего контроля.

Структура урока по ФГОС может несколько отличаться. Например, на уроках Открытия Нового Знания может отсутствовать этап проверки выполнения домашнего задания. На уроках рефлексии не будет изучения нового материала. Наиболее полно все этапы прослеживаются на уроках общеметодологической направленности

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация «с затруднением». В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без нового материала. Проблемная ситуация «с затруднением» возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;

невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;

невыполнимое, но сходное с предыдущими.

Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачиваю диалог, побуждающий учащихся к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: «В чем затруднение?; Чем это задание не похоже на предыдущее?»

А формулировку учебной проблемы стимулирую фразами: «Какова же будет тема урока? Какой возникает вопрос?».

Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

(Слайд структура урока ОНЗ)

Побуждающий диалог: В чем возникли трудности? Чем это задание не похоже на предыдущее?» (Не умеем умножать десятичную дробь на дробь). В ходе диалога учащиеся проговаривают тему урока и называют шаги учебной деятельности.

На этапе Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений.

Продолжается диалог. « Каким образом можно попытаться решить данную проблему? (выдвигаются разные гипотезы: перевести десятичные дроби в обыкновенные и выполнить умножение, выполнить умножение не обращая внимание на запятые)

Тем самым учащиеся учатся ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного).

На этапе Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся еще раз проговаривают тему урока: «Умножение десятичных дробей» и ставят перед собой цель: научиться выполнять умножение десятичных дробей. Составляется план действий: вывести алгоритм умножения десятичных дробей, научиться умножать десятичные дроби.

На этапе Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Организуется усвоение учениками нового способа действий: умение умножать столбиком одну десятичную дробь на другую. Обращаю особое внимание на то, что нужно сделать при умножении на десятичную дробь, если в произведении меньше цифр, чем надо отделить запятой. При выполнении типовых заданий учащиеся вслух проговаривают правило умножения десятичных дробей

На этапе Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На слайде правильное решение примеров. Учащиеся выявляют и корректируют возможные допущенные ошибки. Обсуждаются результаты.

На этапе информации о домашнем задании Домашнее задание «Составить проект смету на покраску пола в вашей спальне»

( Слайд структура урока общеметодологической направленности )

Пример Урок общеметодологической направленности по т еме

«Параллельные прямые » 7класс

На этапе самоопределение. . (зачитываю отрывок стихотворения)

*«Эти линии все знают.
Направления храня,
Они дружно убегают
В бесконечность от меня.
Мы частенько их встречаем,
Невозможно все назвать:
Пара рельсов у трамвая,
В нотоносце целых пять…»
( Н.К. Шабалина)

На этапе Мотивация к учебной деятельности .Продолжаю диалог: сообщаю – это последний урок по данной теме, следующий урок – контрольная работа.

*Чтобы справиться с контрольной работой, что нужно вам сегодня сделать? Какие цели и задачи поставите перед собой на этом уроке?

Учащиеся формулируют цель, составляется план действий: вспомнить определения, формулировки теорем, выяснить, что не понятно, учится решать задачи разного уровня сложности , готовиться к контрольной работе

На этапе актуализация знаний и фиксирование затруднений .

Дети отвечают на заданные вопросы . (вопросы на слайде)

Дайте определение параллельных прямых.

Сформулируйте признаки параллельности двух прямых.

Сформулируйте аксиому параллельных прямых.

Сформулируйте следствия из аксиомы параллельных прямых.

Сформулируйте свойства параллельных прямых.

Можно ли определить параллельность на глаз? ( постановка проблемы )

( Ответ – нет, нужно все доказывать )

Учащиеся формулируют определение параллельных прямых, признаки и свойства.

На этапе закрепление с проговариванием во внешней речи

учащиеся решают устно задачи по готовым чертежам. Один ученик объясняет устно решение задачи, все остальные поправляют и дополняют его (если есть в этом необходимость).

Моя задача следит за верностью рассуждений учащихся и направлять на выбор правильного решения задачи.

1 установить соответствие

2 Назвать параллельные прямые. ( Объяснить, почему параллельные )

3 Какие углы? ( по свойству вертикальных углов)

4 Доказать параллельность прямых

На э тапе самостоятельная работа и проверка по эталону

(Провожу инструктаж по выполнению самостоятельной работы и заполнению листа самоконтроля. )

Самостоятельная работа содержит разноуровневые задания и составлена в трех вариантах. Дети работают в парах (определяются, кто будет писать, кто будет консультантом, один пишет на карточке другой в тетради) ( Технологию уровневой дифференциации я использую в течении 30 лет) .На каждую задачу отводится определеннее время, по истечению времени ученик от каждого варианта предлагает решение задачи классу (рисунок к задаче на доске или на слайде). Учащиеся проводят самопроверку и отмечают в листе самоконтроля свой результат.

По итогам выполнения всей работы учащиеся оценивают свою работу и выставляют оценку. Я оцениваю работу тех кто отвечал и в этом мне помогают учащиеся класса.

На этапе рефлексии учебной деятельности

Учащиеся дают оценку собственной деятельности и взаимодействия с другими учащимися.

(На этом уроке ребята оценивали свою деятельность с помощью незаконченных предложений ) А также отвечали на вопросы:

* Какие качества личности помогли вам при решении задач? « Трудолюбие, внимательность»

* Где в жизни могут пригодиться знания по теме параллельным прямым?

( при выполнении столярных работ; при укладке рельсов, в архитектуре, на огороде при формировании грядок )

На этаеп информации о домашнем задании. Учащиеся получают дифференцированное домашнее задание по учебнику

Л.С. Атанасяна «Геометрия 7-9».

п.24-29. № 201, 208, 206

Повышенный уровень : № 192

Спасибо всем, урок окончен!

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Недаром Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».

Очевидно, что любые изменения требуют понимания, осмысления и терпения.

Успешность во многом зависит от самостоятельности и настойчивости самого учителя. Одной из существенных составляющих успеха в профессиональной педагогической деятельности является стремление быть современным учителем в современной школе.

Источник

Выступление на тему «Современный урок математики»

«Современный урок в современной школе»

МБОУ лицея с. Хлевное

Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.

Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна. Вот несколько причин, доказывающих это: Развитие таких наук, как педагогика, дидактика, методика, психология ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок.

В настоящее время наблюдается переход от общества индустриального к информационному обществу. В свое время продуктом индустриальной революции явилось создание закрытой учебной архитектуры (фиксированная технология учебного процесса, замкнутый набор доступных учителю методических средств, единые учебники, строгая нормативная регламентация деятельности участников образовательного процесса и т.д.). Сегодня закрытая учебная архитектура традиционной школы вступает в конфликт с неограниченным доступом учащихся к информации. Эта возможность обеспечивается современными электронными средствами массовой информации, глобальной сетью Интернет. Переход к информационному обществу – это трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы образования.

В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон процесса обучения.

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Итак, актуальность вопроса: «Что такое современный урок?» налицо!

В данном докладе я рассмотрела особенности современного урока, требования к нему и изучение влияния соблюдения требований к уроку на качество обучения, определила понятие «современный урок», проанализировала современный урок как целостную систему, выявила требования к современному уроку.

XXI век объявлен Юнеско «веком образования», которое становится нравственным, духовным и экономическим потенциалом цивилизации в целом.

Качественное отличие настоящей школы заключается в его направлении не на передачу учащимся готовых знаний по отраслям наук, а на развитие компетенций, которые позволяют им самостоятельно оценивать ситуацию, решать проблемы в современной жизни, принимать самостоятельные решения.

Родоначальник педагогики Ян Амос Каменский и русской педагогики Константин Дмитриевич Ушинский «во главу угла» в обучении и воспитании ученика ставили классно-урочную систему обучения и воспитания. Прошли столетия, а по прежнему детей каждый учебный день зовет школьный звонок на урок, и большая «армия» учителей спешит «сеять разумное, доброе, вечное». Конечно, современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий и методов. Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он бы хотел осуществлять вместе с учащимися, рассматривая ту или иную тему.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эффективным. Как бы мы не изощрялись, урок, придуманный Яном Каменским 400 лет назад, остается! Существуя несколько столетий, урок не мог трансформироваться. Урок, проведенный в школе, является показателем определенной культуры.

Каждый урок должен иметь четко поставленную цель, достижение которой требует решения основных задач урока. Формулировка цели и задач урока должна быть лаконичной и точно определять все виды деятельности учителя и учащихся на уроке и каждом его этапе.

Хороший урок отличает плановость, четкость построения.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается посредством доведения цели и плана урока до сознания школьников.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе; самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основании знаний, умений, навыков новое, необычное — творить, изобретать, исследовать.

Каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости хорошо знать материал урока. Возникновение ощущения постоянного движения вперед стимулирует учебную деятельность учащихся.

Уроки должны убеждать учащихся в ограниченности знаний отдельного человека, в ограниченности информации, которую дает учитель на уроке, и давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Учение должно приносить человеку чувство удовлетворенности, радости, пробуждать в нем новые силы.

Так как время урока ограничено, оно должно экономно использоваться. Это достигается подготовленностью учителя и учащихся, наличием дисциплины и психологической готовности детей, оборудованием урока, доведением до конца его замысла. Завершенность — одно из требований к хорошему уроку.

Урок – это динамичная вариативная форма процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.

Урок, как форма организации обучения, которая обеспечивает активную планомерную познавательную деятельность группы обучающихся определенного возраста, состава и уровня подготовки (класса), направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, прочно занял место в современной школе в качестве основной организационной формы обучения. Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя, обучающихся.

Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), это дети, которые никогда снова ни станут детьми. И учителя (как врачи дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой практически невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы.

В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия;

самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способным к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Давайте вспомним, как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику или записать решение задачи на доске. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему, приводит примеры решения типичных задач и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах , и многое другое.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Например: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии.

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке таковы:

Личностные обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности:

Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

Контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

Саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

6. Домашнее задание.

1. Мобилизующий этап.

2. Самоопределение учащихся на основе антиципации.

3. Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний.

4. Закрепление нового материала.

6. Домашнее задание

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

Принципы методики субъективизации:

Ученик – равноправный с учителем участник процесса обучения, которому передается часть функций учителя: формулирование и определение цели урока, формулировка задания к учебному материалу.

Взаимосвязанное сочетание интеллектуальных процессов: антиципации, целенаправленное развитие логического мышления, повышенная речевая активность учащихся, рефлексия.

Высокая сложность учебного материала частично поискового и проблемного характера на всех этапах урока.

Также изменяются и требования к учителю:

Четко и точно формулирует задания.

Не дает новые знания ученикам в готовом виде.

Не повторяет задание два раза.

Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

Не повторяет то, что уже сказали ученики.

Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

Подбирает комплексные задания, в которых предложенная языковая единица рассматривается с нескольких сторон.

Урок необходимо рассматривать как звено хорошо продуманной системы работы учителя. На уроке решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Если сейчас больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

Урок освоения новых знаний. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки?

Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

определение цели и задач;

отбор содержания учебного материала;

подбор методов и приёмов обучения;

определение форм организации деятельности учащихся;

подбор материала для домашней работы учащихся;

определение способов контроля;

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Какие требования предъявляются к современному уроку?

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

При подготовке к уроку необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной св язи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Итак, в докладе были рассмотрены основные характеристики современного урока (задачи, цели, функции урока). Уделено было внимание и рассмотрению урока с позиции системного подхода. Такой подход позволил описать урок наиболее целостно, затрагивая для рассмотрения все элементы современного урока.

Современный урок – одно из сложнейших понятий современной педагогики. Сложность его в том, что изменения в обществе, некоторых науках (дидактика, психология, педагогика) существенно влияют на урок, приводя к изменению парадигмы урока.

Велико значение современного урока не только в образовании личности, но и в развитии каждой личности, воспитании личности. Происходит постоянное совершенствование урока математики в направлении требований к современному уроку.

И хочется закончить доклад китайской мудростью: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *