Что является целью официально делового стиля речи

Цель официально делового стиля.

Официально-деловой стиль речи. Цель, Сфера употребления и Языковые средства.

Помогите, для зачета нужно:)))

Официально-деловой стиль – один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Официально-деловой стиль характеризуется точностью, однозначностью, неличным характером, стандартизированностью построения текста, долженствующе-предписывающим характером текста.

Для официально-делового стиля характерно использование следующих языковых средств:

употребление полных наименований, точных дат;

книжная лексика (вследствие, в течение, в силу того что, характеризоваться) ;

использование слов в прямых значениях;

отсутствие экспрессивной и оценочной лексики;

частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование, выполнение) ;

наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока, в установленном порядке, вступать в законную силу) ;

ограниченные возможности синонимической замены, частые лексические повторы;

на уровне морфологии

на синтаксическом уровне:

осложнение простого предложения обособленными оборотами, однородными членами;

четкое членение текста на смысловые блоки, обычно с использованием подзаголовков и цифрового оформления пунктов.

Источник

Официально-деловой стиль

Содержание

Описание

Среди книжных стилей языка официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью и замкнутостью. С течением времени он, естественно, подвергается некоторым изменениям, вызванным характером самого содержания, но многие его черты, исторически сложившиеся жанры, специфическая лексика, фразеология, синтаксические обороты придают ему в целом консервативный характер.

Характерной чертой официально-делового стиля является наличие в нём многочисленных речевых стандартов — клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как стилистический недостаток, то в официально-деловом стиле в большинстве случаев они воспринимаются как вполне естественная его принадлежность.

Многие виды деловых документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала, а это, несомненно, облегчает и упрощает пользование ими. Не случайно в тех или иных случаях деловой практики используются готовые бланки, которые нужно только заполнять. Даже конверты принято надписывать в определенном порядке (различном в разных странах, но твердо установленном в каждой из них), и это имеет свое преимущество и для пишущих, и для почтовых работников. Поэтому все те речевые клише, которые упрощают и ускоряют деловую коммуникацию, вполне в ней уместны.

Особенности

Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.

Несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется рядом общих черт. К ним относятся:

Разновидности

Неоднородность тематики и разнообразие жанров позволяют выделить в рассматриваемом стиле две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.

В свою очередь, в первом можно выделить язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов, и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями.

В обиходно-деловом стиле различаются по содержанию, жанрам и по характеру используемых языковых средств служебная переписка между учреждениями и организациями, с одной стороны, и частные деловые бумаги — с другой.

Язык законодательных документов включает в себя лексику и фразеологию государственного права, гражданского права, уголовного права, кодекса законов о труде, кодекса законов о браке и семье и т. д. К ней примыкает лексика и фразеология, связанная с работой административных органов, служебной деятельностью граждан и т. д.

Примеры

Примерами документов этой разновидности официально-делового стиля могут служить приводимые ниже отрывки.

Положение о выборах в Верховный Совет СССР Статья 3. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

В другой разновидности официально-делового стиля — обиходно-деловом стиле находят свое отражение служебная переписка (деловое письмо, коммерческая корреспонденция), официальные деловые бумаги (справка, удостоверение, акт, протокол), частные деловые бумаги (заявление, доверенность, расписка, автобиография, счет и др.). Все они характеризуются известной стандартизацией, облегчающей их составление и использование и рассчитанной на экономию языковых средств, на устранение неоправданной информационной избыточности.

Образцы некоторых деловых бумаг.

Заявление Прошу Вас предоставить мне недельный отпуск для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моей матери. 10 января 1974 г. (подпись)

Источник

Официально-деловой стиль

Понятие официально-делового стиля

Официально-деловой стиль речи применяется для написания и оформления документов в общественной, политической и экономической жизни страны. Этот стиль речи помогает в урегулировании правовых и деловых отношений между гражданами и государством во всех сферах жизни.

Цель официально-делового стиля – кратко и чётко сообщить официальную информацию, помочь организовать деловое общение, дать точные указания, рекомендации.

Документы официально-делового стиля – Конституция Российской Федерации, законы, договоры и инструкции, заявления, деловые письма, объявления, доверенности, расписки, объяснительные записки, деловые переписки, анкеты и т. п.

Обязательным требованием к текстам этого стиля речи является точность формулировок и последовательность изложения. Существуют различные образцы оформления законов, постановлений, приказов, заявлений, расписок в получении чего-либо, объявлений о чём-либо, а также устойчивые формы расположения частей документа.

Характерные признаки официально-делового стиля

1. Для официально-делового стиля характерно наличие:
— терминов (экономических, финансовых, юридических, военных, спортивных и т. д.) и профессионализмов;
— речевых штампов (канцеляризмов): нижеподписавшийся, вышеуказанный, за отчётный период, довести до сведения, принять во внимание;
— сложносокращённых наименований государственных учреждений и организаций: Минздрав, МЧС, СОШ, МГУ, НИИ;
— глаголов со значением приказаний, распоряжений: назначить, объявить, постановить, разрешить, обеспечить;
— сочетаний инфинитива с существительным: проводить контроль, оказать помощь, внести предложение;
— существительных, образованных от глаголов: принятие (от принять), решение (от решить), реализация (от реализовывать), формирование (от формировать);
— сложных предлогов: по возвращении, во избежание, по достижении.

2. В текстах официально-делового стиля употребляются простые и сложные предложения с однородными членами, вводными словами.

3. В официально-деловом стиле не употребляются личные местоимения (ты, он, она, они). Такие слова, как больной, отдыхающие, присутствующие, в текстах этого стиля являются существительными.

4. Особенностью этого стиля является наличие точных дат, величин, размеров, отсутствие эмоционально окрашенной лексики.

5. Существительные, обозначающие должность, зачастую употребляются в форме мужского рода: генеральный директор, инженер, юрист, декан, машинист.

Пример официально-делового стиля

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
.

Источник

Русский язык. Деловые бумаги. Программа курса по выбору (урок)

Официально-деловой стиль обслуживает правовую сферу. Человек не живет отдельно от общества. Живя в обществе, он вступает в правовые отношения. Эти отношения могут определяться государством (указы президента, постановления правительства), учреждением (справки, распоряжения, благодарности, выговоры). Правовые отношения определяют и взаимоотношения между государствами (договоры, ноты, пакты).

В официально-деловом стиле слова, так же, как в научном, используются в одном значении; используется и специфическая для этого стиля терминологическая лексика (квартиросъемщик, пациент, вкладчик, указ, закон и т. п.). Некоторые слова общелитературного языка используются в специфическом для этого стиля значении (слово лицо в значении “человек”, слово сторона в значении “договаривающаяся сторона”). Так как официально-деловой стиль служит установлению правовых отношений, т.е. устанавливает права и обязанности, в нем значителен объем слов с модальным значением (должен, обязан, нужно, необходимо, следует), такую же предписывающую роль играет и неопределенная форма глагола. Так как правовые ситуации достаточно однотипны, т.е. повторяются, в официально-деловых документах часто используются повторяющиеся слова и выражения, их называют стандартными оборотами (договаривающиеся стороны пришли к соглашению, действующие на основании устава, справка выдана … в том, что). Да и сами тексты официально-делового стиля часто представляют собой заранее подготовленный документ, в который вписываются переменные данные (например, в текст справки вписываются фамилия и имя человека и то, зачем нужна ему справка).

Название текстов официально-делового стиля совпадает с названием жанра документа (закон, конституция и т.п.). Официально-деловой стиль очень консервативен, т.е. достаточно устойчив к влиянию времени, что объясняется выработанными обществом правовыми ситуациями, которые и получают свое выражение в документах.

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3 лица глагола и местоимения часто используются в неопределенно-личном значении. Кроме того, часто употребляемы собирательные существительные: выборы, граждане, войско.

Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления.

Образовательные цели: дать понятие официально-делового стиля; определить, каковы его особенности, жанры и сфера употребления; учить отличать официально-деловой стиль от других стилей речи, оформлять и составлять деловые бумаги.

1. Официально-деловой стиль имеет свои черты, с которыми мы суммируем все сведения об официально-деловом стиле. Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг (заявлений, справок).

2. Речевая разминка.

Прочитайте про себя:

Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки, сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок.
Сестренка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
(Л. Квитко)

О чем идет речь в стихотворении? (Мама просит сына помочь ей. Она дает ему наставления, наказ).

А как называется бумага, где сообщается, что нужно делать, какие операции производить; и обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия? (Инструкция.)

С одним из видов деловых бумаг мы уже познакомились, правда, в шутливой форме. Это была …? (Инструкция.)

Дана … в том, что она действительно является ученицей … класса … … школы … города …

Справка дана для предъявления в …

Дата выдачи________________ Директор

Прочитайте, что у вас получилось (читают 2 человека).

В каком падеже вы поставили свое имя, отчество и фамилию? (В Д.п.)

3. А теперь перейдем к составлению таблицы.

Сфера употребленияСообщение, передача информации1. Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организации, предприятий; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т. п.

2. Стандарт в оформлении деловых бумаг.Лексика:

— слова только в прямом значении;

— специальные термины (дипломатические, юридические и др.).

— глаголы в н.ф. и повелительном наклонении;

— предлоги: в деле, в целях, в связи, ввиду.

— стандартные обороты речи.В официальной обстановке: законодательные документы (закон, указ, устав) и деловые бумаги (справка, заявление, доверенность, характеристика, биография, инструкция и др.)

Объявление

Цель: учить составлять объявления.

Краткая беседа о стиле и структуре объявления.

Открыта Всероссийская выставка работ сельских самодеятельных художников (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
Проезд: ст. метро “Щелковская”

Начало в 16 часов.
Администрация школы.

Резюме

При описании места работы следует указывать полностью наименование предприятия, его местонахождение, а также сферу деятельности, например: Фирма «ПЛЮС» (Россия, г. Волхов), розничная торговля продовольствием и ТИП.

Часто рекомендуется указывать не только занимаемую должность, но и конкретные функции, которые исполнял автор, а также его личный вклад.

Резюме составляется на языке, который является рабочим там, куда резюме представляется. Иногда это могут быть два варианта: на русском и иностранном языке.

Не рекомендуется указывать свои антропометрические данные (если это не оговаривается специально), знак зодиака, социальное происхождение, вероисповедание, политические взгляды и национальность, а также увлечения, если они не связаны с работой, на которую претендует автор.

Резюме подписывается с обязательным указанием даты.

Источник

Особенности, характерные черты, жанры и примеры текстов официально-делового стиля речи

28.04.2021 No Comments Posted in

Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть фото Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть картинку Что является целью официально делового стиля речи. Картинка про Что является целью официально делового стиля речи. Фото Что является целью официально делового стиля речи

В литературном языке выделяют 5 функциональных стилей речи: официально-деловой стиль речи, публицистический, научный, художественный и разговорный.

В этой статье представлен подробный разбор официально-делового стиля речи.

Ознакомиться с 4-мя другими стилями речи вы можете в следующих статьях:

Что такое официально-деловой стиль речи: функция, задачи и сфера применения

Официально-деловой стиль речи — это функциональный стиль современного русского литературного языка, который используется для оформления различных документов, нормативно-правовых актов, а также при официальном общении между гражданами, организациями и социальными группами.

Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть фото Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть картинку Что является целью официально делового стиля речи. Картинка про Что является целью официально делового стиля речи. Фото Что является целью официально делового стиля речи

Официально-деловой стиль характеризуется наличием специальных деловых стандартов, на основании которых и составляются документы: заявления, деловые письма, протоколы, отчеты, справки, доверенности, договоры и пр.

Официально-деловой стиль речи выполняет информативную и воздействующую функции, которые заключается в том, чтобы сообщать, например, о положении дел, констатировать факты или давать предписания для выполнения определенных действий.

Данный стиль речи применяется в дипломатической, административной и правовой сфере. Является языком дипломатии и закона.

В основном, официально-деловой стиль используется в письменной форме. Задача текстов данного стиля состоит в том, чтобы максимально точно, стилистически нейтрально и однозначно передать необходимую правовую, служебную, административную информацию, которая при этом будет изложена в соответствии со специальными стандартами.

Таким образом, главная задача официально-делового стиля речи состоит в том, чтобы передавать информацию на основе правовых норм в сфере организации и управления обществом.

Особенности и характерные черты официально-делового стиля речи

Основными чертами и особенностями официально-делового стиля речи являются:

Официально-деловой стиль речи: подстили

Официально-деловой стиль речи обслуживает различные области отношений. В зависимости от конкретной сферы применения выделяют 4 функциональных подстиля:

Это язык государственной власти и нормативных правовых актов, используется в правотворческой сфере.

При этом сфера применения в данном случае более широкая — адресатом являются все физические, юридические лица и государственные органы.

Основные жанры: закон, устав, указ, постановление, доклад.

Сфера применения более узкая, чем у законодательного подстиля — это обслуживание деятельности правоохранительных органов.

Здесь адресатом выступают отдельные государственные органы и отдельные физические и юридические лица.

Основные жанры: исковое заявление, выступление в суде, кассационная жалоба, требование об опровержении ложных сведений.

Сфера применения — международные отношения. Данный подстиль считается языком дипломатических актов.

Основные жанры: переговоры, меморандум, коммюнике, верительная грамота.

Сфера делового общения и взаимодействия между учреждениями, организациями, юридическими и физическими лицами. Именно для этого подстиля характерно использование уже готовых бланков для заполнения.

Основные жанры: протокол, акт, доверенность, заявление, справка, отчет, деловая беседа.

Для оформления различных документов, например, резюме, сопроводительного письма или акта рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор с множеством уже готовых шаблонов (в том числе, бесплатных).

Для каждого подстиля характерна своя терминология и набор типовых текстов.

Жанры официально-делового стиля речи

Официально-деловой стиль речи используется, в основном, в письменной форме (в виде различных документов), но встречается и в устной форме (например, во время деловых встреч, выступлений в суде или переговорах).

Ниже в табличной форме представлены основные жанры официально-делового стиля речи в зависимости от принадлежности к конкретному подстилю.

ПодстилиЖанры в письменной формеЖанры в устной форме
ЗаконодательныйЗакон, устав, указ, постановлениеДоклад
ЮрисдикционныйКассационная жалоба, требование об опровержении ложных сведений, исковое заявление, определение судаВыступление в суде
ДипломатическийМеморандум, коммюнике, верительная грамота, личная нота, вербальная нота, памятная запискаПереговоры
Канцелярско-административныйИнструкция, приказ, доверенность, акт, протокол, справка, заявление, резюме, объяснительная запискаДеловая беседа, отчет, совещание, собеседование

Подстили и жанры официально-делового стиля речи

Официально-деловой стиль речи: виды документов

Официально-деловой стиль — основа делового общения. В первую очередь, это язык документов, которые имеют юридическую значимость.

Практически все виды документов оформляются по специальным стандартам, а для многих применяются уже готовые бланки, требующие только заполнения.

Существует несколько типов классификации документов.

Классификация документов

В зависимости от степени очередности происхождения:1) Оригинал
2) Копия
В зависимости от степени доступности информации:1) Документы открытого доступа.
2) Документы ограниченного доступа.
3) Документы конфиденциальные.
В зависимости от назначения:1) Организационно-распорядительные: закон, указ, постановление.
2)Информационно-справочные: акт, протокол, справка.
3) Частные деловые бумаги: заявление, резюме, расписка, объяснительная записка, автобиография.

Виды документов официально-делового стиля речи

Примеры текстов официально-делового стиля речи

Рассмотрим примеры текстов, написанных в официально-деловом стиле речи.

Меморандум

Меморандум — дипломатический документ, в котором изложены взгляды государства на какой-то международный вопрос.

Пример дипломатического меморандума (отрывок) :

«МЕМОРАНДУМ О ВЗАИМОПОНИМАНИИ МЕЖДУ МИНИСТЕРСТВОМ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЭНЕРГЕТИКИ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

3. Сотрудничество может осуществляться в следующих формах:

— обмен на регулярной основе информацией и статистическими данными, находящимися в открытом доступе;

— развитие российско-шведских партнерств и обмен информацией, между университетами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и предпринимательскими организациями, а также другими организациями, занимающимися распространением новых технологий;

— содействие мероприятиям, направленным на повышение энергоэффективности в рамках сотрудничества между российскими и шведскими городами или регионами;

— совместные семинары, конференции, обучающие программы;

— содействие в создании и деятельности российско-шведского делового форума по вопросам энергоэффективности и устойчивого развития, открытого для представителей частных предприятий и государственных органов, работающих в указанных областях;

— любые другие формы сотрудничества, которые могут быть согласованы Сторонами.

4. Для координации сотрудничества в рамках настоящего Меморандума Стороны сформируют совместную рабочую группу с участием представителей Сторон и заинтересованных организаций.

Указ — нормативный или индивидуальный правовой акт, обычно издаваемой главой государства.

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях, наградить сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

БЕЛЕЦКОГО Илью Константинович — прапорщика внутренней службы (посмертно)

СОКОЛОВА Антона Эдуардович — лейтенанта внутренней службы

СТАРКОВСКОГО Бориса Николаевича — прапорщика внутренней службы

СТАРЦЕВА Константина Михайловича — лейтенанта внутренней службы (посмертно).

Президент Российской Федерации

14 апреля 2021 года

Доклад

Доклад — публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

Пример доклада Генерального секретаря ООН (отрывок):

Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго

Доклад Генерального секретаря

1. В настоящем докладе, который представляется во исполнение пункта 55 резолюции 2556 (2020) Совета Безопасности, освещаются основные события, происшедшие в Демократической Республике Конго в период с 2 декабря 2020 года по 18 марта 2021 года. В нем говорится о ходе выполнения мандата Миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго (МООНСДРК) со времени представления доклада Генерального секретаря от 30 ноября 2020 года (S/2020/1150). В докладе рассказывается о политических событиях, в том числе о прогрессе в деле укрепления государственных институтов и проведения важнейших реформ в области управления и безопасности. В нем также говорится о применении Миссией всеобъемлющего подхода к защите гражданских лиц, а также о достигнутом прогрессе в корректировке ее приоритетов, конфигурации и присутствия в соответствии с совместной стратегией постепенного и поэтапного сокращения численности персонала МООНСДРК (S/2020/1041) и инициативой «Действия в поддержку миротворчества».

Резюме

Резюме — (от фр. résumé «сводка») — документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании, и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую для рассмотрения кандидатуры человека для найма на работу.

Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть фото Что является целью официально делового стиля речи. Смотреть картинку Что является целью официально делового стиля речи. Картинка про Что является целью официально делового стиля речи. Фото Что является целью официально делового стиля речиПример резюме

Характеристика

Характеристика — официальный документ с отзывом о служебной, общественной, учебной и пр. деятельности кого-либо.

(фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

Ф.И.О. работа(-ет/-л) в ____________________________________________ с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

Ф.И.О. обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. У него отличные навыки деловых переговоров.

Ф.И.О. зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию инновационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

Должность И.О. Фамилия Подпись

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *