Что является целью педагогической деятельности
Цель, средства, виды и специфика педагогической деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Цель и средства педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, содержание которой включает в себя процессы воспитания, обучения, образования и развития учащихся.
Под учащимися в определении понимаются дети разных возрастных категорий, от дошкольников до студентов высших учебных заведений и заведений дополнительного образования. Кроме того, в качестве учащихся могут выступать взрослые люди, которые получают образование, повышают квалификацию и т.д., то есть принимают участие в образовательном процессе.
Предмет педагогической деятельности – процесс взаимодействия педагога с учащимися, направленный на усвоение ими знаний, умений, навыков и опыта практической деятельность.
В качестве субъектов педагогической деятельности выступают все его участники – педагоги, родители, учащиеся и т.п.
Объект педагогической деятельности – тот, на кого оказывается педагогическое воздействие (воспитание, обучение, развитие и т.п.).
Важным условием эффективной организации педагогической деятельности является потребность субъекта в развитии и устранении возможных причин, мешающих ему. Именно потребность подталкивает субъекта к получению новых знаний, расширению кругозора, овладению умениями и навыками и т.д.
Основной целью педагогической деятельности является организация эффективного процесса приобщения человека к культурным ценностям и формирование разностороннее развитой и полноценной личности.
Достижение цели педагогической деятельности достигается посредством решения ряда задач:
Готовые работы на аналогичную тему
Большое значение в педагогической деятельности имеют внешние и внутренние мотивы.
Внешние мотивы – желание личностного и профессионального роста.
Внутренние мотивы – формирование качеств, необходимых для социализации в современном обществе.
Средства педагогической деятельности:
Все средства педагогической деятельности обязательно должны быть в арсенале педагога, только в этом случае можно будет достичь ее основной цели.
Виды педагогической деятельности
Традиционно выделяют два вида педагогической деятельности:
Отличие между воспитанием и преподаванием заключается в различных целях, стоящих перед ними.
Целью воспитания является изменение сознания учащихся в лучшую для общества сторону, усвоение ими норм морали и правил поведения в социуме.
Цель преподавания – изменение в интеллектуальной сфере учащихся, получение ими основных знаний, необходимых для формирования общей картины мира, получение умений и навыков их применения, а также опыта практической деятельности в повседневной жизни.
Кроме разности в целях, воспитание и преподавание имеют ряд характерных отличительных черт.
Преподавание реализуется в строго ограниченных временных рамках (урок, учебный год, полугодие и т.д.) и на основании государственных стандартов образования (четкие нормативы контроля достижения целей образования).
Воспитание осуществляется не только в рамках специально организованного воспитательного процесса, но и в рамках различных форм обучения (во время занятий, экскурсий, разнообразной деятельности и т.д.). Результаты воспитания оценить и измерить намного сложнее, так как не всегда его можно выразить в конкретных показателях.
Процесс воспитания и преподавания находятся в тесной взаимосвязи и направлены на формирование гармоничной и полноценно развитой личности.
Специфика педагогической деятельности
Специфика педагогической деятельности отражена в ее цели, задачах, функциях, результатах, особенностях труда педагогических работников и процессе взаимодействия ее участников.
Кратко специфику педагогической деятельности можно представить следующим образом:
Цель педагогической деятельность – формирование личности человека.
Результат педагогической деятельности – личность, способная продуктивно и успешно реализовать себя в современном обществе.
Функции педагогической деятельности:
Характер педагогической деятельности:
Взаимодействие педагога с учащимися – включает в себя управление процессом образования, удовлетворение учащихся в новых знаниях и умениях, организацию эффективного педагогического общения с учащимися.
Цели и задачи педагогической деятельности
Современная педагогическая литература отвечает на вопрос, что такое педагогическая деятельность в качестве особого вида общественно-полезной деятельности людей, которая заключается в сознательной подготовке подрастающего поколения к жизни, реализующая экономические, политические, нравственные, эстетические цели.
Педагогическая деятельность имеет древние исторические корни, накапливает многовековой опыт поколений. Учитель является связующим звеном между поколениями, носителем человеческого, общественного, исторического опыта, во многом обуславливает общественно-культурную целостность народа, цивилизации и в целом преемственность поколений.
Задачи педагогической деятельности
Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.
Она характеризовалась важной особенностью: использование методик допускалось всеми людьми в качестве выполнения различных ролей (родителей, родственников, руководителей). В данном случае подразумевалась непрофессиональная педагогическая деятельность.
Профессиональная же осуществляется учителями, имеющими специальное профессионально-педагогическое образование. Такая деятельность может быть реализована в специальных педагогических системах и являться основным источником существования, за который предоставляется заработная плата.
Основные компоненты и содержание педагогической деятельности
Педагогическая деятельность включает в себя основополагающие компоненты, которые важны и представляют собой динамические взаимосвязи:
Профессия педагога заключается в том, что учителю надлежит использовать специальные предметные знания вместе с разнонаправленными взаимоотношениями с людьми. Существуют требования двойной подготовки такого специалиста – наличие предметных знаний, необходимость в психолого-педагогической подготовке.
Особенность профессии представляется в ее гуманистической, коллективной и творческой направленности.
Наличие трех характеров педагогической деятельности обусловлено ее специфичностью.
Формирование творческого потенциала личности педагога определено накопленным социальным опытом, психолого-педагогическими знаниями, идеями, умениями и навыками, которые позволяют найти и использовать наиболее приемлемое решение, метод.
Деятельность учителя трудная, уникальная, неповторимая, представленная системой и последовательностью педагогически целесообразных действий, направленных на решение определенных задач в обусловленный срок с соблюдением принципов и правил.
Цели педагогической деятельности
Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. Считается, что именно с ее помощью педагог и учащиеся должны суметь предвидеть свои итоги в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все компоненты педагогического процесса.
Определение задачи педагогической деятельности имеет большое теоретическое и практическое значение, которое предопределяется в:
Цели педагогической деятельности основываются на идейных и ценностных установках общества, что способно породить традиционные подходы к образованию и воспитания, ориентированные на эффективность обучения, максимальное использование новых поколений в интересах государства.
Современное общество постоянно совершенствует производство, повышает технический уровень, что в дальнейшем влияет на предъявление высоких требований к уровню подготовленности подрастающего поколения. Информатизация общества, внедрение информационных технологий, наличие динамичных процессов в социальной сфере жизни приводит общество к формулированию цели деятельности, главным аспектом которой является разносторонняя и гармонично развитая личность.
В понятия «разностороннее и гармоничное развитие личности» вносится необходимость обеспечения умственного, физического, духовно-нравственного развития, выявления склонностей, задатков, развития способностей, приобщения к современным научным достижениям, воспитания гуманизма, патриотизма, коллективизма.
Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.
Современная педагогическая наука считает основными видами своей деятельности преподавание и воспитание.
Воспитательная работа направлена на организацию воспитательной среды, управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Преподавание направлено на обеспечение познавательного интереса и взаимодействия детей. Педагогические деятельность разделяется условно на виды, так как в процессе решаются воспитательные, развивающие и образовательные задачи. Это позволяет досконально раскрыть понятие «обучения и воспитания».
Чтобы глубже понять и осознать сущность обучения и воспитания, процессы рассматриваются отдельно. Реальная практика включает в себя полное слияние «воспитывающего обучения» и «обучающего воспитания».
Педагогическая деятельность изучает предмет, называемый организацией учебной деятельности, направленной на освоение предметного социокультурного опыта в качестве основы и условия развития.
Средства педагогической деятельности
Основными средствами педагогической деятельности являются:
Передача опыта осуществляется посредством объяснения, демонстрации, практической деятельности учащихся и так далее.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт обучаемого, учитывая совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Оценка производится на итоговых аттестациях и проверках знаний в виде экзамена, зачета. Результат педагогической деятельности как выполнения ее основной цели выражается в интеллектуальном и личностном совершенствовании, формирование их как личности и субъектов учебного процесса.
Была рассмотрена специфика педагогической деятельности. Она основывается на наличии специальных профессиональных знаний, гуманистичности, коллективности, творческого подхода. Основная цель – формирование личности, развитой разностороннее и гармонично. Во время своей деятельности педагог применяет преподавание, воспитание, связанные между собой. Научные знания, носители информации, вспомогательные средства рассматриваются как средства педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность и её цели
Педагогическая деятельность и её цели.
Воспитатель Тунегова Н. В.
МАДОУ № 12, г. Армавир
Конечно же развитие индивидуальной личности ребенка может проходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому не организованно. Но ждать тогда определенного результата развития не приходится. Они могут быть как благоприятными, так и противоречащими интересами самой личности, и образовательного запроса общества. Достижение цели осуществляется через решение системы задач.
Задача — это ступень на пути общего достижения цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достичь общего результата. На практике, в ходе деятельности цель часто забывается, но последовательно выстроенная система задач определяет их решение. Так, например, цель педагогической деятельности — «воспитание у детей культуры речи» имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели,необходимо решать ряд образовательно-воспитательных задач: выработка навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса; работа с выразительностью речи, ее эмоциональности и т. п. На своих занятиях мы используем дидактические игры, карточки и картины по развитию речи для каждого ребёнка. Педагогические задачи будут учитывать как индивидуальные особенности речи отдельных групп воспитанников, так и каждого ребенка. Тем самым расширяя границы свободы деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности в свете требований ФГОС.
Для современного педагога важно знать, что, определяя задачи, необходимо учитывать следующие этапы целеполагания. Во-первых необходим анализ результатов ранее выполненной деятельности, во-вторых проведение мониторингового диагностирования всего воспитетельно-образовательного процесса. В третьих моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данного вида деятельности. В заключении осуществляется комплексное целеполагание, с учетом всех требований учреждения, коллектива и родителей.
Направления воспитания ребенка в ДОУ является речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Именно это является основой воспитания дошкольников. То есть целью воспитания в дошкольном учреждении является развитие дошкольника по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него возник интерес к новым знаниям, навыкам и умениям. Для этого педагоги используют различные игры, которые позволяют вовлечь его в образовательный процесс.
Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее обучение. Оно должно создавать условия для полноценного физического и психологического развития малышей. Также как цели дошкольного образования, можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение в первую очередь к родителям, родственникам и друзьям. Это то что, в последствии, позволит развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей исходят и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании ребёнка. Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приучение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного ощущения малыша, обеспечение его эмоционального фона, поощрение активности, любознательности, стремление к творческому самовыражению. Так же это развитие компетенции в общении с детьми и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только педагоги в детских садах, но и родители ребёнка.
Есть и более узкие задачи: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, патриотическое воспитание, развитие творческих задатков, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.
Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и родных, окружающих ребенка дома, поможет обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к взрослой, школьной жизни.
Цели и задачи личностного развития дошкольника Цели и задачи личностного развития дошкольника Социально-коммуникативное развитие детей. Данное направление является наиболее важным,.
Цели и задачи предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающуюся.
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться.
Очерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.
Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте Образовательная область «Музыка». Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию (ранний возраст, 1 младшая группа) Цель: Воспитывать.
Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.
Проект «Театр и дети». Цели, этапы, показатели актуальности Проект «Театр и дети» музыкального руководителя МБДОУ д/с №17 Попереко Елены Анатольевны Краткая аннотация проекта «Вы никогда не думали,.
Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.
Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цельв общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.
Таким образом, взаимосвязь компонентов (1 и 6) заложена в самом определении цели.
Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью.
На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.
Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.
Цель педагогической деятельностиформируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.
Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.
Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько. Он считал, что «будучи системообразующим в ПС (педагогической системе. — В.М.), элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС. Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС — их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989).
Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1998. С. 69).
Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства.
Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности (см. схему 9).
Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цель педагогической деятельности — явление не только историческое, но и динамическое.
Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда.
Целеобразованиепонимается как:
•система профессионального осмысления объективной социально- психологической и культурологической необходимости достижения некоторого уровня развития личности современного человека, способного строить свою жизнь и жить в контексте современной культуры;
• поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека — это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания;
• система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания» (Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1998. С. 67).
Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствами деятельности учителя являются:
• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;
• в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях, на полевой практике), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
• в качестве вспомогательных средств выступают: технические, компьютерные, графические и т.д.
Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги.
Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.
Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека.
Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие учителя начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия.
Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия учителя.
Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.
Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней.
Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:
• психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;
• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:
• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.
Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:
• планировать деятельность, учитывая избирательный характер человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их интересов и возможностей;
• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;
• обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания, планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 170).
В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность учителя еще в двух аспектах.
Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Учитель, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива школы, который, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону.
Во-вторых, на развитие ребенка в школе сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив школы, а в более узком — как та группа учителей, которая непосредственно работает с учениками конкретного класса.
Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 15446 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ