Что является целью воспитания дошкольника
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного образовательного учреждения и семьи
Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи
Одним из факторов, влияющих на становление личности является воспитание. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о том,что воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития [1].
Воспитание в широком смысле, отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности к успешной социализации в обществе.
В узком смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности [6, с. 14].
Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного образования В.В.Давыдов, В.А. Петровский отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
Н.П. Сакулина, И. Логинова, Т.И. Бабаева отмечают, что при решении задач по дошкольному воспитанию важно создать каждому дошкольнику условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. [1, с. 4].
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности,и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Именно в этих видах деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований,как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю,творческому воображению, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и само утверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут,любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает”человека целиком во всех его проявлениях.
В семье могут формироваться все личностные качества. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание является сложной системой, т.к. на него влияют наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи,место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи воспитания ребенка в семье состоят в том, чтобы [5]:
Таким образом, для реализации цели и воспитательных задач важно создавать условия для наиболее полного раскрытия детских возможностей и использовать при этом привлекательные для детей виды деятельности Педагогам и родителям важно помнить,что игра дает огромную возможность для детского воспитания и развития.
«Задачи воспитания детей дошкольного возраста»
Несомненно, каждые родители помимо любви и заботы, стремятся дать своему чаду хорошее воспитание и образование. Воспитание – это совокупность мер и подходов, оказываемых прямое воздействие на формирование личности человека и его социализацию. Предлагаем поговорить о задачах обучения и воспитания детей в зависимости от возраста, а также рассмотрим принципы воспитания ребенка в коллективе. Данные знания необходимы родителям для того, чтобы максимально развить малыша и раскрыть его потенциал. Задачи обучения и воспитания детей в коллективе:
Одной из задач, которую ставят перед собой родители и педагоги, является подготовка дошкольников к взрослой жизни, а также всестороннее развитие личности, имеющей ценность для общества. Задачи воспитания детей реализуются в виде конкретных мер,которыми являются:
Популяризация среди детей здорового образа жизни; обеспечение эмоционального комфорта малыша; выявления способностей и навыков ребенка; поощрение и стимулирование любознательности, творческих поисков, инициативности и индивидуальности; формирование игровой и коммуникативной активности; приобщение ребенка к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми. Среди многих задач воспитания детейпедагоги выделяют такие как:
Укрепление физического и психического здоровья, охрана жизни; коррекция психических или физических недостатков (при необходимости); обеспечение социального, интеллектуального и творческого развития; воспитание и обучение детей с учетом их возраста; развитие патриотизма, формирование чувства любви к семье, природе, Отечеству; повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития и воспитания. Реализация поставленных задач будет способствовать личностному и интеллектуальному росту ребенка. Задачи воспитания детей дошкольного возраста :
Дошкольный возраст характеризуется тем, что ребенок познает окружающую действительность посредством эмоционально-практического опыта, который в некоторой степени напоминает деятельность исследователя. Данную активность и любознательность родители должны всячески поощрять и поддерживать. Одной из ключевых задач воспитания дошкольника является обеспечение разнообразия и полноты его деятельности, а также реализации потенциалов и возможностей ребенка. К основным видами деятельности детей этого возраста относят: игровую, трудовую, коммуникативную, познавательную, музыкальную и художественную. Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию, формированию самоконтроля, индивидуальности, логического мышления, а также творческого воображения. Данные навыки чрезвычайно важны для дальнейшего обучения в школе. Задачи воспитания детей в семье Семья является наиболее важным социальным институтом, который осуществляет воспитание личности ребенка. Она формирует у малыша ощущение защищенности и комфорта, являясь при этом всеобъемлющей образовательной средой, так как в ней развивается самоуважение и самоутверждение маленького человека, его желание стать достойным членом социума. По утверждению психологов и педагогов, все личностные качества зарождаются и развиваются в семье, под воздействием отношения взрослых к малышу и друг к другу, семейного уклада, наследственности, социального и материального уровня. К задачам воспитания в семье относят: создание условий для всестороннего развития ребенка; передача родительского общественного опыта; обучение навыкам самообслуживания; воспитание чувства собственного достоинства и уникальности. Для их реализации необходимо применение интересных для малыша видов деятельности. Ключевое значение в данном случае имеет игра. Игра как инструмент воспитания ребенка :
Роль игры в становлении личности ребенка сложно переоценить, поскольку она развивает мышление малыша, формирует понятия общего и частного, способствует пониманию причинно-следственных отношений. Решение основных задач воспитания детей через игру развивает у ребенка самостоятельность, сообразительность, логику, конструкторские навыки, а также способствует открытию им новых граней окружающей действительности. В раннем возрасте у малыша происходит наиболее продуктивное формирование приемов мышления, творческих и интеллектуальных способностей. Кроме того, данный период характеризуется развитием понимания форм и величин, появлением способности сочетать различные решения, придерживаться правил игры. Совместная игра способна объединить детей разных возрастов и интересов, а также взрослых, в один увлекательный процесс. Задачи воспитания детей раннего возраста:
Ранний детский возраст (от рождения и до 7 лет) характеризуется наиболее быстрым формированием физиологических и психологических процессов, присущих человеку. Поэтому он является столь важным для воспитания растущей личности. К задачам воспитания детей раннего возраста относят оздоровительные, воспитательные и образовательные. Среди оздоровительных задачвыделяют следующие приоритеты: закаливание и укрепление иммунитета; формирование правильной осанки, укрепление опорно-двигательной системы; двигательная активность малыша; физкультура как средство правильного развития всех органов и систем организма. В свою очередь важнейшие аспекты воспитательных задач это: формирование волевых и моральных качеств; вовлечение малыша в образовательный, мыслительный, творческий и трудовой процессы. К образовательным задачам воспитания детей дошкольного возрастаотносят такие направления как: развитие и формирование необходимых двигательных умений и навыков; формирование интереса к физическому воспитанию на основе имеющихся знаний. На практике все задачи воспитания детей между собой очень тесно переплетены. Именно их взаимосвязь выступает залогом всестороннего формирования личности растущего человека.
Задачи физического воспитания детей раннего возраста и особенности их физического развития Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Березка» Старооскольского городского округа.
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи и методы» «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в.
Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.
Презентация «Задачи на логическое мышление детей младшего дошкольного возраста» Логические задачи — пожалуй, самый эффективный инструмент для развития логики и мышления как у детей, так и у взрослых. Круги Эйлера — геометрическая.
Протокол родительского собрания «Задачи воспитания и обучения детей в первой младшей группе» Протокол родительского собрания №2 От 18.11.2018 Присутствовало 13 человек Тема: «Задачи воспитания и обучения детей в 1-ой младшей группе.».
Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Статья «Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Словарь живого великорусского.
Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста. Основные цели и задачи физического воспитания детей В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.
Реферат «Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста»
Александра Никонова
Реферат «Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста»
1. Понятие цели воспитания.
2. Многообразие целей воспитания.
3. Идеальная цель воспитания.
4. Реальные цели воспитания.
5. Современные цель и задачи воспитания дошкольников.
6. Закономерности и принципы воспитания дошкольников.
Ключевые слова: цель воспитания дошкольников, задачи воспитаниядошкольников, закономерности воспитания дошкольников, принципывоспитания дошкольников.
1. Понятие цели воспитания
Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовкеподрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, надостижение которого направляются его усилия.Целям подчиняется все:содержание, организация, формы и методы воспитания. Выделяются общие ииндивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая,когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всехлюдей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитаниеопределенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
Цель выражает общую целеустремленность воспитания. Припрактическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты.
2. Многообразие целей воспитания
Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретноисторический характер. О цели воспитания высказывались философы,педагоги,просветители:Платон;Аристотель;Я. А. Коменский, Дж. Локк;К. Гельвеций;Ж. Ж. Руссо;И. Г. Песталоцци;И. Гербарт;К. Д. Ушинский.
3. Идеальная цель воспитания
Идеальная цель – всестороннее гармоническое развитие личности.Оней высказывались:Ф. Рабле, М. Монтень. Т. Мор, Т. Компанелал, Р. Оуэн, Сен-Симон, Ш. Фурье. К. Гельвеций, Д. Дидро. А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский. К. Маркс и Ф. Энгельс.
4. Реальные цели воспитания
Реальные цели имеют исторический характер. Это означает, что наразных исторических этапах развития человеческого общества ставилисьразные цели, они изменялись в зависимости от потребностей общества, государственной политики и идеологии. Реальные цели воспитания носят объективный характер, всегда имеют ярко выраженную классовуюнаправленность.
Цели воспитания изменяются в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций,определяемых различными типами производственных отношений междулюдьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная,капиталистическая, посткапиталистическая.
5. Современные цель и задачи воспитания дошкольников
В настоящее время цель воспитания подрастающего поколениясформулирована в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.).
Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитанияформулируется как воспитание эмоционально благополучного,разносторонне развитого, счастливого ребенка.
Задачи отражают основные стороны воспитания дошкольников:
физическое, социально-нравственное, интеллектуально-познавательное,эстетическое и трудовое.
Ведущее место в учреждении дошкольного образования отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит охрана иукрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегосяорганизма. Физическое воспитание направлено на своевременноеформирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физическихкачеств. К концу пребывания в детском саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенические навыки и основы знаний о здоровом образе жизни.
Решая задачи интеллектуально-познавательного воспитания детейдошкольного возраста, следует помнить, что здесь ведущее место занимаетразвитие речи, мышления ребенка, формирование у него познавательныхинтересов и способностей.
Большое внимание в учреждении дошкольного образования уделяетсясоциально-нравственному воспитанию. Развитие нравственных чувств,воспитание нравственных привычек, формирование нравственных сужденийи оценок – все это является составными частями при решении задачсоциально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себяформирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру,художественного развития. Для детей дошкольного возраста в связи с ихвысокой эмоциональностью характерна особая восприимчивость кпроизведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художественная литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.
Важно также решать задачи трудового воспитания дошкольников. Сюда относится формирование у детей трудолюбия, трудовых умений инавыков, организаторских способностей в процессе общего труда.
6. Закономерности и принципы воспитания дошкольников
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся,существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этаповкакого-либо процесса. Воспитание детей дошкольного возрастаосуществляетсяна основе определенных закономерностей:
— воспитание личности, способной к самореализации, осуществляетсятолько в деятельности;
— воспитание происходит только в процессе общения, в ходе которого растущая личность черпает идеальные образцы деятельности и поведения;
— воспитательный процесс представляет собой постояннуютрансформацию внешних влияний во внутренние процессы личности (еемотивы, цели, отношения);
— неравномерность развития личности в процессе воспитания, чтообусловлено множественностью процессов (вербальных, сенсорных,двигательных, которые могут развиваться несогласованно;
— соответствие воспитания особенностям и потребностям растущей личности, позволяющее педагогам опираться на познавательныевозможности, имеющиеся знания и умения, опыт воспитуемых.
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания. Принцип– основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящаяидея, основное правило деятельности. Воспитание детей дошкольноговозраста базируется на следующих принципах:
деятельностного подхода в воспитании;
ненасилия и толерантности (гуманности);
уважения ребенка и соблюдения его прав;
самоценности детского возраста.
Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.
Дидактическая игра «Логические задачи» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие логического и пространственного мышления, памяти, сосредоточенности. 1. «Какая фигура пропущена?» Цель: установить закономерность.
Цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста. Периодизация дошкольного детства, характеристика детей дошкольного возраста.
Общая цель воспитания достигается посредством решения конкретных задач. В концепции дошкольного отмечают, что непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих задач:
· приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
· обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
· развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
· стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
· развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
· выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности.
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;
1—2 года — II группа раннего возраста;
2—3 года — I младшая;
3—4 года — II младшая;
6—7 лет — подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.
Представим характеристику детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп. В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.
В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:
• гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
• развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка,
• сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
• деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Главной целью гуманизации педагогической работы с детьми является развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, его интересов, т.е. личностное развитие ребенка.
Теория игровой деятельности дошкольников
По определению Эльконина Д.Б., игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослого и отношения между ними.
Игровая деятельность ребенка изучалась как зарубежными, так и отечественными психологами, что позволяет выделить множество теорий игровой деятельности.