Что являлось предметом исследования в опытах реке
Что являлось предметом исследования в опытах реке
Опыт К. Рикке по проверке неатомного характера тока в металлах.
Методы: качественное изучение специально обработанного образца.
Прямота эксперимента: непосредственное наблюдение
Искусственность изучаемых условий: естественные условия (электрический ток в металле).
Исследуемые фундаментальные принципы: электронный характер тока в металлах.
Карл Виктор Эдуард Рикке (1845–1915) убедительно и прямо доказал, что ток в металлах имеет неатомную природу. Сегодня известно, что он связан с переносом электронов, при этом химический состав металла не меняется (последнее свойство, в частности, является необходимым для т.н. проводников первого рода, к которым относятся и металлы). Установка Рикке была достаточно простой: это три бруска, два из меди, один — из алюминия, соединенные, как показано на рисунке, и включенные в цепь постоянного тока. Ток поддерживался в цепи в течение более года, при этом через контакт металлов протек заряд порядка
. После этого Рикке тщательно изучил поверхности соприкосновения металлов и не обнаружил следов атомов алюминия в медном бруске и наоборот. Этот факт говорил в пользу электронной теории тока в металлах.
Лекция 13
Ранее отмечалось, что протекание тока в металлах обусловлено наличием свободных электронов. Существуют экспериментальные доказательства данного утверждения.
1.Опыт Рикке (1911)
Немецкий ученый Рикке поставил следующий эксперимент. Через три последовательно соединенных металлических цилиндра (медь, алюминий, медь) в течение года протекал электрический ток.
За год прошел электрический заряд Q=3,5 МКл.
Не было зарегистрировано изменение массы этих проводников с точностью до 0,03 мг.
Это говорит о том, что ток обусловлен движением частиц, одинаковых для всех металлов.
2.Опыты Папалекси и Мандельштама (1912–1913)
Русские ученые предложили следующую идею: есть проводник, который движется с некоторой скоростью, а потом резко тормозится.
С помощью данного эксперимента можно было установить знак частиц, отвечающих за ток в металлах. Их эксперименты показали, что это отрицательные частицы. Опыт можно было бы выполнить и с количественным результатом, но помешала первая мировая война.
3.Опыты Толмена – Стюарта (1915–1916)
Опыт был поставлен в лаборатории калифорнийского университета США с численным результатом.
С помощью данных экспериментов было подтверждено, что ток обусловлен движением отрицательных частиц и был измерен удельный заряд.
В 1897 году Дж. Дж. Томсон открыл электрон, для которого удельный заряд равен:
Оказалось, что ток в металлах обусловлен движением электронов.
4.Электроны в металле
Электрон в атоме находится в потенциальной яме.
Когда атомы объединяются в кристаллическую решетку, их потенциальные ямы перекрываются. Энергии электрона может хватить, чтобы преодолеть потенциальный барьер. Электрон начинает принадлежать не одному атому, а всему кристаллу. Говорят, что электроны обобществляются или коллективизируются и в металлах существует электронный газ.
Электроны абсолютно свободны в металле, т.к. очень малой разности потенциалов хватает для возникновения тока. Электронный газ выполняет связывающую роль для кристаллов.
Несложно оценить концентрацию электронов в металле.
Такой же порядок концентрации дают и другие, в том числе экспериментальные, методы, например, эффект Холла (см. далее).
5.Классическая электронная теория Друде – Лоренца
Считаем, что электронный газ является идеальным и подчиняется статистике Максвелла-Больцмана.
Дрейфовую скорость упорядоченного движения можно оценить
Это скорость каждого отдельного электрона. За возникновение тока отвечает скорость передачи возбуждения по цепи, т.е. скорость света.
Считаем, что электроны между собой не взаимодействуют, а взаимодействие с узлом кристаллической решетки сводится к столкновениям и передачи им энергии электрона. Пусть время между столкновениями τ, тогда скорость равна
То есть, получаем закон Ома в дифференциальной форме.
Получим закон Джоуля – Ленца в дифференциальной форме.
Теория Друде – Лоренца позволяет обосновать законы Ома и Джоуля – Ленца.
6.О нарушениях закона Ома
Закон Ома справедлив, пока электростатическая энергия много меньше тепловой.
Для газов:
Данное значение напряженности для газов достаточно скромное, поэтому в газах закон Ома не выполняется.
Для металлов:
Для металла такие напряженности невозможны, т.к. нагревание столь велико, что металл испаряется, следовательно, для металлов закон Ома выполняется практически всегда.
Закон Ома нарушается, если характерное время процесса меньше или равно времени пробега.
Закон Ома не выполняется для нелинейных элементов (диод, триод и т.д.), для полупроводников и для контактов металл-полупроводник и полупроводник-полупроводник. Это хорошо, т.к. иначе не существовало бы электроники.
7.Закон Видемана – Франца
Отношение коэффициента теплопроводности к удельной проводимости пропорционально температуре.
Качественно этот закон легко объясним, т.к. за перенос тепла и за перенос заряда отвечают одни и те же частицы (электроны).
Теория Друде – Лоренца позволяет рассчитать коэффициент β, который более или менее удовлетворительно сходится с экспериментальным.
8.Недостатки теории Друде – Лоренца
Теплоемкость электронного газа . Теплоемкость кристаллической решетки – 3R, следовательно, теплоемкость кристалла должна быть – 4,5R. Закон Дюлонга и Пти утверждает, что теплоемкость кристалла –3R.
Не объясняется явление сверхпроводимости.
Вычисленное по экспериментальным данным время пробега оказывается слишком большим, т.е. при таком времени электрон мог бы проходить сотни постоянных решёток.
Данные недостатки объясняются тем, что электронный газ – газ квантовый и подчиняется не статистике Максвелла-Больцмана, а статистике Ферми – Дирака. Классическая теория Друде – Лоренца качественно хорошо объясняет известные закономерности, а количественные – удовлетворительно.
Опыт по теме «Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей»
Елена Харькина
Опыт по теме «Использование технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей»
Концептуальное изложение педагогического опыта по теме:
«Использование педагогической технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста».
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым.
Работа с дошкольниками по познавательному развитию с применением технологии «Путешествие по реке времени», автором которой является Надежда Александровна Короткова, направлена на упорядочение временных отношений (представление об историческом времени – от прошлого к настоящему). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Такая игровая форма «Путешествие по реке времени» одна из наиболее интересных и доступных в работе с коллективом детей. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.
Данная продуктивная деятельность с использованием различных видов деятельности является наиболее благоприятной для познавательного развития детей. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Эта технология побуждает воспитанников к поисковой деятельности, которая продолжается не только в рамках детского сада, но и дома совместно с родителями.
Цель: развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
— сформировать умение освоить основополагающие культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения;
— развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений;
— расширять кругозор детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности, вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления.
Решение образовательных задач предусматривает:
— опору на природную детскую любознательность;
— поощрение познавательной инициативы ребенка – детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
— опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
— организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
— предоставление информации из разных областей культуры в интегрированном виде посредствам вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром является комплекс нормативных показателей познавательнойинициативы к концу дошкольного возраста:
— проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы;
— обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения;
— стремиться к систематизации конкретных материалов, вещей;
— проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним.
Использую методы:
Словесный метод: рассказ, беседа, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Наглядный метод: рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций, схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, показ презентации. Составление и оформление макетов.
Практический метод: экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
Игровой метод: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетентности.
— доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста;
— наглядности, предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала;
— эмоционального восприятия информации, позволяет использовать события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Технология «Путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление детей о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Наблюдают, сопоставляют, анализируют.
Применение технологии в практике, на мой взгляд, приносит ощутимые результаты в познавательном развитии дошкольников.
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.
Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности.
На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации – «метки», каждой остановки во времени. Такими символами «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки-символы характерные для определенной исторической эпохи.
В начале года, на первом игровом мероприятии демонстрируется заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагается попутешествовать в прошлое по «реке времени»,задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начинается работа с самого доступного для дошкольника – обсуждения, как мы живем сейчас и как жили люди в «старину, и обитали в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках». Дополняя первые лаконичные «метки».
«Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Технологию «Путешествие по реке времени» довольно сложно уместить в одно занятие, так как это предполагает достаточно весомую часть знаний, поэтому целесообразнее проводить цикл занятий.
Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, так как способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.
1. Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец, Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб, Детство-Пресс, 2012г.
2. Н. А. Короткова, Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2007г.
3. Е. А. Сыпченко, Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. : СПб, Детство-Пресс, 2012г.
Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.
Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».
Использование домино в развитии исследовательских умений дошкольников Всем хорошо известна игра домино, но современные технические игрушки все чаще вытесняют доступные игровые средства прошлого. А ведь в них.
Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.
Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.
Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».
Мастер-класс «Поделка «Вулкан» для познавательно-исследовательских работ» Для изготовления вулкана я использовала: пластилин, часть бутылки пластмассовой, скотч, степлер,клей, плотный картон, размер зависит от.
Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.
Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя «Мода» в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.
«Изучаем свойства воды и ее значение для мира живой природы». Детское экспериментирование
Введение в тему “Подводная лодка из яйца”
Цель: вызвать у детей желание продолжить опыты с водой, систематизировать знания о свойствах воды, познакомить детей с некоторыми неизвестными им свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни.
Наполняем чистой водой половину литровой банки. Опускаем в нее сырое яйцо.
Во второй банке разводим до 5 столовых ложек поваренной соли на 0,5 л воды (очень насыщенный раствор).
Выливаем медленно насыщенную солью воду в банку, где лежит на дне яйцо. Что происходит. Яйцо постепенно начинает подниматься на поверхность – всплывать.
Вспоминаем с детьми, что в море на воде держаться гораздо легче, чем в бассейне. Почему? Потому что в море вода соленая, а в бассейне – нет. Говорим, что воду в речках, озерах, прудах называют пресной.
Вывод: Соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в реке. Яйцо всплывает, потому что вода стала тяжелой из-за раствора соли.
Опыт 1: “Плавучесть предметов в разных средах”
Что произойдет, если в банку с соленым раствором добавить еще воды?
Вспоминаем с детьми, что пуговица, когда мы ее опускали на воду, тонула.
— Что произойдет, если в банку с соленой водой опустить пуговицу?
— Яйцо в соленой воде всплыло, значит, пуговица будет плавать.
Опускаем пуговицу на поверхность воды, действительно, не потонула – осталась на поверхности воды.
— Что произойдет, если взять растительное масло и добавить в эту же емкость воды?
Проверяем опытным путем, масло остается в банке над водой. Пробуем перемешать, масло разделяется на шарики, но с водой не смешивается и снова поднимается на поверхность. Опускаем пуговицу, Она остается на граничном слое масла с водой.
— А если воду добавить в жидкость для мытья посуды? Как поведет себя пуговица в этом случае?
В банку с жидкостью для мытья посуды наливаем воды, слой воды остается сверху. Пуговица задержалась на граничном слое, а потом упала на дно банки.
Перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Пробуем помешать ложечкой. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.
Вывод: есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются.
Все зависит от плотности и растворимости этих веществ
В разных веществах одинаковые предметы могут плавать или тонуть. Это зависит от плотности предмета и вещества.
Опыт 2: “Растворяется или нет?”
Для проведения опыта берем кипяченую воду и пищевые продукты. Вспоминаем правила поведения в мини-лаборатории.
Предлагаю детям проверить растворимость некоторых веществ. Для проведения опыта готовим стаканчики с порошком какао, листьями чая, сахарным песком, солью, мукой… А также ложечки, чашечки с водой.
Воду дети выливают в стаканчики с выбранным ими веществом, тщательно размешивают и наблюдают за результатом.
Вывод: есть растворимые (сахар) и нерастворимые (листья чая) в воде вещества, есть вещества частично растворимые (порошок какао). Некоторые вещества придают воде вкус и запах.
Рассказать детям о силе воды, предложить провести опыты по ее исследованию:
Опыт 3: “Водяная мельница”
Дети по схеме в свободной деятельности изготавливают вертушку, которая работает по принципу мельницы, затем проделываем опыт: льем воду на вертушку и наблюдаем за ее вращением. Выясняем, почему вертушка вращается (лопасть вертушки сделана под углом, вода толкает ее и перемещает, под струю попадает другая лопасть, она вращается). Дети делают вывод: падающая вода обладает силой и надо увеличить поток воды, чтобы вращение шло быстрее.
Рассказать о применении этого свойства воды при получении электричества, на мельницах…
Берем 5 спичек. Надламываем их посередине. Сгибаем под углом и укладываем на блюдце, уголком к середине.
На место сгиба каждой спички капаем шприцом несколько капель воды.
Наблюдаем. Что происходит? Сгибы начинают расправляться, соединяя концы спичек друг с другом, образуя звезду. Почему?
Вывод: Волокна дерева впитывают влагу, дерево набухает. Волокна, которые не сломались, начинают “толстеть” и расправляются.
Опыт 4: “Вода вверх ногами”
Наполняем наполовину водой детское ведерко. Привязываем к ручке веревку и начинаем быстро раскручивать ведерко в вертикальной плоскости.
Что происходит? Даже когда ведро находится над головой перевернутым, вода из него не выливается. Почему?
Вывод: Вращаясь, вода прижимается к стенкам и дну ведерка и поэтому не может вылиться. Если скорость вращения недостаточная, может получиться холодный душ.
Говорим с детьми об исследованиях жизни в водоемах, о подводных лодках и водолазах, о батискафах исследователей. Предлагаю проверить волшебство, как можно выйти сухим из воды? Это возможно?
В емкость с водой опускаем лодку – крышечку пузырька. Предварительно вспомнив – поплывет или потонет и почему. В лодку помещаем водолаза – кусочек сахара. Водолаз должен опуститься на “дно морское” и не промокнуть!
Накрываем строго вертикально нашу лодку сверху перевернутым вверх дном стаканом и постепенно опускаем стакан вниз, на дно. О ЧУДО! Лодка тоже опускается на дно! А теперь аккуратно, не торопясь поднимаем стакан к поверхности и снимаем его с поверхности воды – водолаз в лодке остался, благодаря батискафу, сухим!
Опыт 6: “Круговорот воды в природе”
Известно, что вода на Земле постоянно циркулирует: поднимается в виде пара вверх, а затем, остывая, падает на землю в виде осадков. Как же это происходит?
В банку наливаем горячую воду. Подкрашиваем. Берем сухое блюдце. Дети трогают его, проверяя, что оно действительно не оставляет мокрых пятен на пальцах.
Накрываем блюдцем и ждем некоторое время, наблюдая, как пар от воды в банке поднимается вверх. Что с ним происходит дальше?
Снимаем блюдце. Чудо-блюдце стало мокрым, вода собралась на нем крупными каплями.
Вывод: Касаясь блюдца, пар охлаждается, блюдце запотевает, на нем появляются капли воды. В природе, испаряясь, вода поднимается вверх, там охлаждается и возвращается в виде осадков на землю.
Но ведь мы не кипятим всю воду на Земле, чтобы она поднялась вверх в виде пара. Предлагаю накрыть стаканчиками землю в цветочных горшках после полива цветов и пронаблюдать, что будет? А если накрыть землю, не поливая цветок – что будет в этом случае?
Опыт 7: “Движение воды через корешки растений”
Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции.
Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.
Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). Что могут еще брать корешки из воды? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что будет происходить, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет).
Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают.
Вывод: корешки берут из почвы не только воду, но и питательные вещества. Что произойдет, если в земле окажутся вредные для растения вещества?
Поговорить о значении соблюдения правил охраны окружающей среды.
Опыт 8: “Вершки и корешки”
Выяснить значение воды для прорастания семян. Что раньше появится из семени – корешок или листик? Дети выбирают предложенные семена (горох, фасоль, подсолнечник, тыква…), создают условия для х прорастания – в прозрачную емкость кладут плотно к стенкам влажную ткань или бумажную салфетку. Между салфеткой и стенками помещаем семена, салфетку по мере необходимости увлажняем. Ежедневно в течение 10–12 дней наблюдаем за происходящими изменениями: сначала появится корешок, затем пойдут стебельки: корешки будут разрастаться, верхний побег увеличиваться. Почему сначала вырос корешок? Предположения детей.
Вывод: сначала появляется корешок, он питает растение.
Опыт 9: “Изучаем непосредственно свойства воды”
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, не имеет собственной формы.
Детям наливают воду в стаканчики, предлагают ее рассмотреть. Какая вода?
Предлагаются подсказки – схемы: вкус, цвет, запах, форма.
Повторяем правило: пробовать на вкус без разрешения нельзя. Почему?
Имеет ли вода запах? Детям предлагается понюхать воду. Что заметили? Сравним запах воды с запахом напитка из ягод смородины. Делаем вывод – напиток пахнет ягодами, а у воды запаха нет.
Имеет ли вода вкус? Пробуем воду из стаканчика на вкус (вода кипяченая!), сравним ее со вкусом напитка из ягод – напиток имеет вкус смородины, а вывод: вода не имеет вкуса.
Какой формы вода? Предлагаю поочередно налить воду в разные емкости – стаканчик с круглым дном, баночку с квадратным дном, ракушку. Какую форму принимает вода?
Вывод: вода текуча, принимает форму сосуда, в который налита.
Опыт 10: “Ледяная тайна”
Говорим с детьми еще об одном свойстве воды – она может быть твердой – замерзать. Приносим в группу льдинки и снег, выясняем, что в теплом помещении лед и снег превращаются в воду.
С прогулки приносим большой кусок льда. После того, как все дети переоделись, опускаем его в емкость с водой. Что происходит?
Лед не тонет! Почему, ведь лед – это та же вода, но замерзшая.
Вывод: Плотность льда меньше, чем плотность воды, поэтому лед держится на поверхности воды.
Рассказываю детям, что с наступлением холодов холодная вода на поверхности начинает охлаждаться и опускается вниз, где перемешивается с остальной водой. Когда температура всей воды достигает 4 градуса, вода с поверхности уже не опускается и не перемешивается с остальной, а остается тонким слоем на поверхности. Этот тонкий слой служит “покрывалом” для водоема, не дает морозу сковать водоем до дна, оберегая его обитателей от замораживания.
В свободное время наливаем в пластиковые стаканчики (по количеству детей) воды, каждый ребенок берет из формочки приготовленный в морозильнике кусочек льда, проверяет – будет ли его льдинка держаться на поверхности воды.
Опыт 11: “Через край”
Делаем в крышке пластмассового пузырька отверстие. Ставим в отверстие соломинку для коктейля, закрепляем ее наклонно.
В пузырек наливаем очень холодной воды, закрываем его крышкой с соломинкой.
В емкость наливаем горячей воды, ставим в нее подготовленный пузырек. Что произойдет? Через некоторое время вода из пузырька начинает подниматься и стекать по соломинке вниз.
Почему это происходит, ведь мы не доливали воды в пузырек?
Вывод; после того, как пузырек поместили в емкость с горячей водой, холодная вода в нем начала нагреваться, увеличиваясь в объеме. Поэтому из закрытого пузырька стала подниматься по соломинке, т.к. объема ей уже не хватало.
Обратить внимание детей, что нельзя наливать в чайник для кипячения воды до краев, нагреваясь, она будет выливаться через край.
Опыт 12: “Фонтан”
Сделать отверстия в боковых стенках на расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки. Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды, закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода не выливается через отверстия в бутылке. Когда раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.
Вывод: когда раскрываем крышку, на поверхность воды в бутылке с большей силой давит воздух, поэтому вода начинает вытекать через отверстия.
Далее проводятся итоговые занятия по свойствам воды. Дети готовят рисунки и презентации по свойствам воды, их практическому применению, о значении воды для растений, животных, человека, о способе сохранения водных ресурсов планеты Земля.
Список используемой литературы