Что являлось причиной военных столкновений россии и франции
Разработка урока по истории России на тему: «Российская империя при Павле I» (8 класс)
ТЕМА: «Российская империя при Павле I » параграфы 24-25
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами беседы
Цель урока: сформировать целостное представление о периоде правления Павла I
Формирование представлений о личности Павла I
Познакомить учащихся с положением основных сословий в период царствования Павла I
Изучить особенности Российской империи при Павле I
Продолжить формирование умения работать с историческими источниками, таблицами, репродукциями.
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и толерантности
овладение на уровне общего образования законченной системой исторических знаний
осознание ценности исторических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
высказывать свое предположение на основе учебного материала
проговаривать последовательность действий на уроке
работать по плану, инструкции
формирование и развитие посредством исторических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение
слушать и понимать речь других
формулирование и аргументация своего мнения и позиции
формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах
Вступительное слова учителя:
Павлу импонировали взгляды Петра I – идея служения государству всех подданных независимо от сословий ради достижения всеобщего блага. Будучи привержен порядку и справедливости, Павел Петрович был убежден в необходимости законов, которым должно неукоснительно следовать. Что, кому и в какой час надо делать. Павел думал, что народ таким образом будет счастлив.
Павел вводит нелепые указы: в какое время гасить свет в домах или носить шляпы. Он строго следил за их исполнением. Многие приближенные, отправлялись на службу не знали, что с ними будет вечером: отправятся они в ссылку или получат новое повышение. По характеру Павел был деспотичный правитель и недальновидный. Поступал так как ему заблагорассудится.
Павел решительно приступил к ломке порядков, заведённых матерью. У современников осталось впечатление, что многие решения принимались «назло» её памяти. Питая глубокое отвращение к революционным идеям, Павел, к примеру, вернул свободу радикалам Радищеву, Новикову и Костюшко, а последнему даже разрешил выехать в Америку.
Работа с учебником. Выпишите в тетрадь мероприятия Павла во внутренней политике:
Изменения Закона о престолонаследии в 1797 году, где положен принцип первородства только по мужской линии и принадлежащей к Православной Церкви.
Запрещение телесных наказаний лицам старше 70 лет.
Замена подушной подати денежным оброком.
Ограничение барщины до 3-х дней в неделю. Павел запретил помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам.
Изучаем документ «Из воспоминаний современника Павла I» стр.62-63.
«…В самое трепетное царствование императора Павла в окружностях столицы крестьяне работали на господина не по три дня, как царь приказать изволили, а по целой неделе; мужику с барином тяжело тягаться».
Как вы думаете, почему не выполнялся указ императора «о трёхдневной барщине»? Не было четкого контроля за исполнением этого приказа. Павел велел крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам и не жаловаться на них.
Списание недоимок с крестьян на сумму 7 миллионов руб.
Запрет на продажу крепостных без земли, разделять семьи при продаже.
В начале своего царствования Павел в 1797 году разрешил крестьянам подавать ему жалобы на притеснения помещиков и управителей. Но вскоре был издан указ, предписывающий крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам и не жаловаться на них.
Указом от 21 октября (1 ноября) 1797 года было подтверждено право казённых крестьян записываться в купечество и мещанство.
Снижение цен на продовольственные товары.
Учитель: Ограничение дворянских прав и привилегий, «разжалованная грамота» дворянству. Запретил дворянам учиться за границей, они были обложены налогами на содержания местной администрации. В 1799 году сумма налога была увеличена, подвергались телесным наказаниям за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения. Дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, Павел I приказал предавать суду.
Объявление амнистии Н. Новикову, А. Радищеву.
Разработаны новые воинские уставы. Отменены парики, введена шинель в обмундирование.
Гонение на офицерство и генералитет. Павла не смущало знатное происхождение наказуемых. За малейшие промахи офицеров ожидало разжалование, что создавало нервную обстановку в офицерской среде.
Какой процент генералов (приблизительно) от общего числа подвергался наказаниям в правление Павла I? (см. п. 3 стр. 59 «Преобразования в армии») 333 из 500 генералов – это 67 %.
Как вы считаете, можно ли Павла назвать «народным» царем?
Внешняя политика Павла I
Предположите, какие могли быть главные цели внешней политики Павла I? Запишите их:
— Борьба с революционной Францией;
— Противостояние с Англией.
Учитель: Первоначально Павел не желал вмешиваться в дела революционной Франции, вести войны лишь оборонительные, но потом давление союзников заставили Павла отказаться от этой идеи.
Что являлось причиной военных столкновений России и Франции? Кто из союзников России оказывал тогда ей реальную военную помощь? Найдите в учебнике нужный факт.
В 1797 году Павел I принял на себя обязанности протектората, покровителя, Мальтийского ордена. В 1798 году была создана 2-я антифранцузская коалиции: Россия, Австрия, Османская империя, Англия, Неаполь, но Павел не сразу понял, что союзники стремятся воспользоваться его помощью в решении своих проблем. В этом же году Наполеон захватил Мальту, которая находилась под покровительством Павла 1. Реальную помощь России не оказал никто из союзников. Дворяне и церковь оценили взятие Павлом I под покровительство Мальтийского ордена, как покровительство католической церкви. Адмиралу Ф. Ушакову был дан приказ освободить Мальту от французов. (читаем стр. 64 … Эскадра Ушакова одержала ряд побед на море …)
Перейдя через Альпы направился в Швейцарию для соединения с корпусом генерала Александра Римского-Корсакова. Швейцарский поход А. В. Суворова.
В Швейцарии соединится было не с кем. Корпус Римского-Корсакова был разбит. Суворов попал в окружение. Бои шли 3-и дня, французы были разбиты. Суворов получил титул за этот поход князя Итальянского и звания генералиссимуса.
Работа с иллюстрацией учебника. Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Переход через Альпы» стр. 65 в учебнике. В.И. Сурикова упрекнули в том, что он изобразил штыки «не по уставу». Как должны быть расположены штыки? Предположите, что на высказанные упреки ответил художник?
(Солдаты не могли, съезжая с горы, держать штыки вверх. Поднятые штыки усиливают впечатления падения в пропасть).
Учитель: В 1800 году внешнеполитический курс страны меняется. Россия заключила союз с Францией, который становится приоритетным.
Каковы последствия союза с Францией?
Россия выходит из войны и разрывает дипломатические отношения с Англией и Австрией.
Подготовка к Индийскому походу (январь 1801 год).
Недовольство Павлом переполнило чашу терпения. Многие в стране были недовольны сумасшедшими порядками Павла. Его деспотизмом, излишней регламентации, строгой дисциплиной не только в армии, но и в повседневной жизни, непоследовательной внешней политикой, разрыв отношений с Англией.
Ночью с 11 марта на 12 марта 1801 г. Павел был убит заговорщиками. В подготовке заговора участвовало около трехсот человек. Его костяк составляли вице-канцлер граф Н.П. Панин, генерал-губернатор Санкт-Петербурга П.А. Пален, а также братья Платон и Николай Зубовы.
Актуализация знаний по теме урока:
Существует мнение, что Екатерина II пыталась в свое время не допустить вступления Павла на престол, поскольку хорошо знала взгляды и характер своего сына и опасалась за его жизнь (как оказалось, не напрасно). Объясните, какие идеи и черты характера Павла I способствовали его трагической гибели.
(В 1776 году Павел I женился во второй раз. Супругой наследника русского престола стала София-Дороте, которая при крещении приняла имя Мария Федоровна. Мария Федоровна была в родстве с прусским королем. Видимо под влиянием жены, ему начали нравиться многие немецкие обычаи. Павел I был человеком переменчивого характера, и нередко принимал противоречивые решения. Люди быстро попадали к нему в немилость, и также быстро становились его любимцами).
Почему современник гибели Павла I высказал мнение, что из 36 млн жителей России 33 млн «имели повод благословить императора»? Кем были эти 33 млн? Аргументируйте свой ответ.
(Внутренняя политика Павла I вызывала недовольство дворян, т.к. император старался облегчить положение крестьянства, составлявших большинство в населении империи).
Докажите, что Павел I по натуре был противоречивый правитель. Приведите 2-3 противоречивости его действий.
(— Внешняя политика носила противоречивый характер: вначале Россия была против Франции, а потом стала её союзницей.
— незаслуженные наказания и незаслуженные поощрения.
— крестьянам нельзя жаловаться на помещиков, но во дворце был ящик для челобитных
— хотел заботится о крестьянах, но решится на отмену крепостного права не смог)
Послушайте исторические анекдоты про Павла I . Какие качества Павла I проявлялись в этих анекдотах?
1) Некая московская купчиха поднесла Павлу вышитую подушечку с изображением овцы. К ней приложены были стихи: «Верноподданных отцу подношу подношу сию овцу для тех ради причин, чтоб дал он мужу чин». Резолюция Павла гласила: «Я верноподданных отец, но нету чина для овец».
2) После запрещения Павлом всем служащим чиновникам и офицерам ходить в штатской одежде, а не в форменных мундирах, многие из них нашли лазейку и велели своим слугам или солдатам- прапорщикам носить за ними шинель, шубы, шпаги. Однажды Павел встретил на улице такого щёголя, за которым солдат нес шпагу и шубу.
Павел остановил офицера и солдата и сказал солдату: «Раз ему трудно носить шпагу, надень её на себя, а ему отдай штык с портупеей».
Одним махом император сделал солдата прапорщиком, а прапорщика – солдатом.