Чумной доктор что он делал кто такой
Чумной доктор – кто это, интересные факты
Чумной доктор – это врач, занимающийся лечением больных бубонной чумой и «Черной смертью». Одна из самых узнаваемых фигур Средневековья, тесно связанная с понятиями «эпидемия» и «карантин». Ниже мы расскажем самые интересные факты про чумных докторов, и вы узнаете, зачем они носили маски с длинными клювами, и какими методами пользовались для лечения (или, зачастую, мучения) своих пациентов.
7. Чумные доктора и Черная смерть
Знаменитая противочумная униформа с птицеподобной маской была разработана французским доктором Шарлем де Лормом, который врачевал многих европейских королевских особ в 17 веке, в том числе короля Людовика XIII и Гастона Орлеанского. Он писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году разработал одежду, целиком изготовленную из кожи марокканского козла, включая сапоги, штаны, длинное пальто, шляпу и перчатки.
Широкое использование костюм получил во время чумы 1656 года в Италии. Ношение подобного наряда было прописано в договоре, который каждый чумной доктор заключал с городскими советами.
Однако врачеватели чумы, пусть и без характерных костюмов, действительно появились еще в 14-м веке. Начало этому положил Папа Римский Климент VI, который в 1348 году пригласил нескольких докторов специально для лечения пораженных бубонной чумой жителей Авиньона.
6. Особенности костюма
Один из самых интересных фактов о чумных докторах связан с их экстравагантным и пугающим внешним видом. Врачеватель чумы выглядит как нечто среднее между вороной в стиле стимпанк и Мрачным Жнецом. В Италии этот образ был настолько знаковым, что чумной доктор стал одним из основных участником итальянской комедии масок и карнавальных праздников — и остается популярным косплейным персонажем даже сегодня.
Костюм включал следующие элементы, изготовленные из вощеной кожи, или промасленной холщовой ткани:
Но наиболее заметным аспектом униформы была маска с хрустальными или стеклянными окулярами и длинным клювом, что имеет логическое объяснение. Врачи в то время не знали, как на самом деле распространяется болезнь. Было высказано предположение, что причиной чумы стал «отравленный воздух» (он же «миазм»). А маска, наполненная составом из более чем 55 трав и других компонентов, таких как порошок из гадюки, корица, мирра и мед, была предназначена для подавления миазмов, тем самым защищая доктора. Пока воздух проходил по длинному клюву, он «очищался» и якобы становился безопасным.
Хотя костюм чумного доктора стал театральным и жутким символом «дикого времени» в истории медицины, на самом деле он является зримым воплощением медицинских мифов о распространении и профилактике чумы. Каждая деталь костюма отражает меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.
5. Горящая маска
Хотя пациентам, очевидно, было тяжело во время чумы, у их врачей дела обстояли немногим лучше. В дополнение к риску заболеть, они испытывали сильный дискомфорт из-за своего костюма
Любой, кто когда-либо носил медицинскую маску во время карантина знает, насколько в ней неприятно находиться уже спустя пару-тройку часов. А представьте каково это – носить маску, которая почти не позволяет вам разговаривать, с трудом позволяет дышать и даже видно через нее плохо.
К тому же, опираясь на теорию миазма, некоторые чумные врачи во Франции поджигали ароматический материал внутри своих масок в надежде, что дым поможет очистить плохой воздух. Развести огонь поблизости от собственного лица – что может быть «веселее»?
4. Чумные доктора лечили всех. Но не бесплатно
Учитывая, что чума была настолько заразной, что врачам требовалось специальный костюм, было бы легко предположить, что они лечили только тех, кто мог себе это позволить. Но это был не тот случай. Бедные, возможно, не могли позволить себе лечение, но чума была настолько заразной, что богатые не могли позволить беднякам разносить ее.
По этой причине городские советы нанимали и оплачивали труд врачевателей чумы без деления на богатых и бедных пациентов.
Хотя должность чумного доктора хорошо оплачивалась, ее обычно занимали три типа людей:
Во многих случаях города предоставляли докторам дополнительные льготы, такие как бесплатный дом, оплата расходов и пенсия. В результате чумные врачи, которые технически лечили пациентов бесплатно, фактически начинали прибыльную карьеру.
3. Изгои
Врач – престижная профессия почти во всех странах мира (тут российские врачи могут горько усмехнуться, а почему — это уже тема для отдельной статьи). Однако с чумными докторами получилась несколько иная история.
Они проводили так много времени с инфицированными людьми, что здоровые люди, в том числе и врачи общей практики, опасались общаться с ними.
Хотя де Лорму посчастливилось дожить до впечатляющих 96 лет, большинство чумных докторов заражались и умирали даже при использовании костюма, а те, кто не заболел, часто жили в постоянном карантине. В самом деле, это может быть одинокое и неблагодарное существование для того, кто спасает, или хотя бы пытается спасти жизни других людей.
2. Обязанности чумных докторов
Основные обязанности чумного доктора, как ни странно, заключались не только в том, чтобы лечить пациентов. Они были более административными и трудоемкими, так как врачам приходилось вывозить и хоронить трупы, вести учет жертв эпидемии и случаев излечения, делать вскрытие или быть свидетелями при составлении завещания и давать показания в суде, если это необходимо.
Неудивительно, что это означало, что некоторые врачеватели чумы забирали деньги и ценности из домов своих пациентов или убегали с их последней волей и завещанием.
1. Ужасные методы лечения
Поскольку врачи, лечившие бубонную чуму, сталкивались только с кошмарными симптомами, а не с глубоким пониманием болезни, они прибегали к некоторым сомнительным, опасным и болезненным методам лечения.
Некоторые практиковали покрытие бубонов – воспаленных лимфоузлов, заполненных гноем – человеческими экскрементами. Популярным методом лечения чумы было кровопускание, а если оно не помогало, чумной доктор мог порекомендовать заполнить дом благовониями, прижечь бубоны раскаленным железом или проколоть их, чтобы дренировать гной. Если же и это не шло на пользу умирающему бедолаге, его могли лечить мышьяком и ртутью или же дать лекарства, вызывающие «полезную» рвоту и мочеиспускание.
Однако были и профессионалы, которые не усугубляли мучения пациентов, а организовывали более или менее эффективные меры, препятствующие распространению заболевания. Так, Мишель Нострадамус, который был не только знаменитым предсказателем, но и одним из чумных докторов своего времени, в «Трактате о приготовлении варений» рекомендовал отделять больных людей от здоровых и держать их в разных концах города.
Хотя чумные доктора в массе своей не могли предотвратить или облегчить физические мучения больных, они давали людям призрачную надежду на спасение и часто были последними, кто напутствует умирающих.
Чумной доктор: где правда, а где вымысел?
Вы наверняка видели их раньше: загадочные фигуры, одетые с головы до пят в промасленную кожу, в защитных очках и в масках с клювами. Костюм чумного доктора выглядит как нечто среднее между вороной и Мрачным Жнецом, и представляется как ужас Черной Смерти.
Тем не менее, маски с клювом впервые появился гораздо позже, чем в средние века, примерно через три столетия после Черной смерти, впервые появившейся в 1340-х годах.
Возможно, в 17-м и 18-м веках было несколько докторов, которые носили одежду, в том числе культовую маску с клювом, но большинство средневековых и ранних современных врачей, которые изучали и лечили больных чумой, этого не делали.
Чумной доктор: почему врачи носили маски с клювом?
Согласно книге Мишеля Тибайренка «Энциклопедия инфекционных заболеваний», первое упоминание о знаменитом костюме чумного доктора найдено в работе середины 17-го века, написанной Шарлем де Лорм, королевским врачом в службе короля Франции Людовика XIII.
Де Лорм писал, что во время вспышки чумы в Париже в 1619 году он разработал одежду, целиком изготовленную из марокканской кожи, включая сапоги, брюки, длинное пальто, шляпу и перчатки. Ношение этого защитного снаряжения предполагает, что врачи стали больше беспокоиться о том, чтобы не заразиться чумой непосредственно от своих пациентов, а не от самого воздуха.
Главной особенностью наряда чумного доктора была облегающая маска, дополненная стеклянными окулярами. Она дополнялась клювом, который был длиной около 15 сантиметров и наполнен ароматами или ароматическими травами.
Клюв был самой знаковой особенностью снаряжения, и считалось, что он необходим врачу для предотвращения вдыхания «ядовитой миазмы» или пораженного болезнями воздуха, поступающего непосредственно от пациента.
Еще более знаковым образом чумного доктора является сатирическая гравюра Паулюса Фюрста 1656 года под названием «Доктор Шнабель фон Ром» или «Доктор Бики из Рима». Скопированный из иллюстрации Альценбаха, Фюрст поочередно описывает, как доктор навевает на людей только ужас, пугает их и берет деньги у больных и умирающих.
Фюрст также добавил некоторые дополнительные элементы к наряду от чумного доктора, которые появляются в версиях по сей день, такие как перчатки, похожие на когти, и указательный стержень, увенчанный песочными часами с крыльями летучей мыши. Эти элементы являются сатирическими, а не исторической реальностью, но они, тем не менее, во многом сформировали то, как стереотипный чумной врач изображен сегодня.
Гравюры Альценбаха и Фюрста, возможно, также вдохновили включение доктора чумы, или «Medico della Peste» на итальянском языке, в качестве стандартного персонажа в театрах с 17-го века.
Костюм доктора, и особенно маска из клюва, стал одним из самых популярных костюмов на «Carnevale» или Венецианском карнавале в Италии.
На самом деле, некоторые историки утверждают, что поначалу чумный доктор был всего лишь вымышленным и комедийным персонажем, и что театральная версия вдохновляла настоящих врачей использовать костюм во время вспышек болезни 1656 и 1720 годов.
Без более информативных письменных отчетов и изображений этого периода, которые могут помочь нам понять, при каких обстоятельствах использовался наряд, невозможно определить, что было на первом месте: защитный наряд от чумы или карнавальный костюм.
Какими были врачи и как они лечили?
Врачи позднего средневековья и раннего современного периода не представлены одним нарядом. В течение нескольких веков менялись представления о причине и распространении чумы, а также одежда, которую носили врачи, и методы, которые они использовали для лечения этой болезни.
Советы по профилактике и лечение чумы поступали от врачей, обученных в университетах, хирургов, парикмахеров, аптекарей, акушерок, травников и священников.
Эти врачи работали задолго до теории микробов и антибиотиков и не могли победить эпидемию. Тем не менее, они заслуживают большего уважения, чем обычно получают, потому что они признавали распространение и симптомы чумы, и давали людям надежду в эпоху постоянного медицинского кризиса.
Согласно книге Сьюзен Л. Эйнбиндер «После черной смерти», многие врачи, занимающиеся чумой, написали короткие книги, известные как чумные трактаты, для того, чтобы дать совет своим соратникам и грамотной публике информацию о профилактике чумы.
Испанский врач Жак д’Аграмон опубликовал один из первых трактатов в апреле 1348 года. По словам Эйнбиндера, еще один врач эпохи ранней чумы по имени профессор Джентиле да Фолиньо из Болоньи, Италия, умер от чумы в 1348 году после того, как написал несколько статей по этой теме.
После начала Черной смерти врачи и ученые сразу же попытались вписать болезнь в свое существующее понимание медицины. Как в Европе, так и на Ближнем Востоке это означало определение чумы с точки зрения теории четырех телесных жидкостей — гуморов (кровь, мокрота, желтая желчь, черная желчь), впервые разработанных древними врачами Гиппократом и Галеном и дополнительно объясненных арабскими и латинскими врачами в средние века.
Врачи признавали, что в паху, подмышках и шее, как правило, образовывались бубоны, и рассматривали их как свидетельство того, что тело изгоняет гумор из ближайших основных органов: печени, сердца и мозга, соответственно.
По словам этих врачей, чуму можно предотвратить путем усиления гумора или поддержания их баланса с помощью подробного медицинского плана или режима, включая изменения в рационе, прием лекарств, вызывающих «полезную» рвоту и мочеиспускание, и профилактическое кровопускание.
Все эти процедуры были предназначены для того, чтобы изгнать испорченный гумор из организма и не дать черной желчи, известной как меланхолия, доминировать над телом. Эта желчь считалась в то время самой опасной из гуморов.
Одна из самых популярных теорий была подробно описана медицинским факультетом Парижского университета. В 1348 году король Франции обратился к профессорам за советом, когда чума приблизилась к королевской столице. Профессора объединили медицину с астрологией, которая в то время считалась серьезной наукой, чтобы объяснить причину и распространение чумы.
Воздух Земли, по их словам, был перегрет и испорчен соединением планет Марс, Сатурн и Юпитер (все они были расценены как горячие, жестокие или испорченные по своему астрологическому влиянию) в знаке Зодиака Водолей. Этот неестественно горячий и влажный воздух дул через всю Азию в Европу, вызывая чуму, где бы он ни проходил.
Когда средневековые врачи ссылались на эпидемию Черной чумы, они часто имели в виду не само заболевание, а отравленный воздух, который породил болезнь в человеческом теле.
Чтобы защитить людей от заразного воздуха, врачи поощряли ношение или хранение сладких или горьких веществ, таких как фиалки, полынь, уксус или (если вы были богаты) кусок амбры, который был сильно пахнущим секретом кишечника кашалота.
Хотя костюм чумного доктора с клювом с тех пор стал театральным и жутким символом темного времени в истории медицины, на самом деле он представляет, как веками врачи, ученые и работники здравоохранения думали о распространении и профилактике чумы.
Костюм представляет собой меняющиеся представления о причинах и передаче заболевания, об отношениях между врачами и пациентами, а также о роли государства в защите общественного здоровья.
Чумные доктора
Это статья о воине, который формально воином не является, но при определенных обстоятельствах он может им стать, хоть первоначально и не является им.
Если вы историк или теоретик, то, будьте так любезны, покиньте эту страницу, в связи с тем, что она может вызвать у вас приступ астмы или эпилепсии.
Чумные доктора
Род занятий:
Время деятельности:
Родина:
Место действия:
Оружие:
Доспехи:
Враги:
Чумной доктор или Врачеватель чумы — устоявшееся в средневековой и ренессансной Европе определение врача, основной обязанностью которого являлось лечение больных бубонной чумой, или «чёрной смертью», в особенности во время эпидемий. Отличительной особенностью чумных докторов являлся особый защитный костюм с оригинальной «носатой» маской, напоминающей клюв птицы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оказали заметное влияние на европейскую культуру, выразившееся, в частности, в появлении соответствующего персонажа в итальянской «Комедия дель арте» и знаменитой венецианской маски, напоминающей маску доктора.
История
В первой половине XIV века Европа переживала не самый простой период своего существования. Вот уже сорок лет почти все её регионы то и дело страдали от неурожаев и неизвестной причины природных катаклизмов. Кроме того, бушевали войны — помимо Столетней, почти во всех странах шли те или иные гражданские войны, зачастую весьма кровопролитные. Кроме того, сдерживаемый крепостными стенами рост городов приводил к перенаселению, что вкупе с фактическим отсутствием представлений о гигиене продуцировало невероятную антисанитарию. Всё это привело к тому, что занесённая в конце 1340-х годов с территории современной Монголии через Крым и Византию бубонная чума быстро разрослась до масштабов ужасающей пандемии, получившей, как и сама болезнь, зловещее имя «Чёрная смерть».
И, наконец, последним фактором, рушившим возможности Европы хоть как-то противостоять пандемии, являлось крайне скверное состояние медицины того времени, фактически не располагавшей никакими сколько-нибудь эффективными методами лечения. Даже представления о большинстве болезней зачастую имели крайне мало общего с реальностью. В большинстве случаев медицина представляла собой некий сплав теологических идей с откровенно шарлатанскими практиками. Тем не менее, профессия врача существовала, хотя отношение общества к ней было весьма неоднозначным.
С началом пандемии «Чёрной смерти» начались и попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что прецедент найма докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона. После этого примеру Папы начали следовать сюзерены или городские советы страдавших от чумы крупных городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали неотъемлемой частью жизни Европы.
Довольно быстро врачеватели чумы заняли особое место в тогдашнем обществе. Экономический эффект пандемии был налицо, наравне с прямой угрозой жизни не только простому населению, но и власть имущим. Кроме того, доктора, видимо, всё же смогли добиться некоторых успехов или хотя бы видимости таковых. Как бы то ни было, чумные доктора вскоре стали рассматриваться, как весьма ценные специалисты, и во многих городах получили дополнительные привилегии — к примеру, разрешение вскрывать трупы умерших от чумы[. Кроме того, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора. В 1645 году месячное жалование чумного доктора города Эдинбурга Джорджа Рэя составляло 110 скоттов, в то время, как первоначально городской совет планировал нанять его лишь за 40 скоттов в месяц. Ещё одной наглядной иллюстрацией высокой ценности чумных докторов является эпизод, имевший место в 1650 году в Испании, когда Барселона послала двух докторов в поражённый чумой город Тортоса. В пути докторов захватили бандиты, и Барселона была вынуждена заплатить немалый выкуп за их освобождение.
Костюм
Некоторые врачеватели чумы носили характерный защитный костюм. Важно, однако, иметь в виду, что костюм чумного доктора в своём окончательном виде появился только в 1619 году, когда французский медик Шарль де Лорм (англ.)русск. (фр. Charles de Lorme) предложил полный комплект защитной одежды для врачей, имеющих дело с больными чумой. До этого времени единого защитного костюма не существовало, и чумные доктора носили разнообразную одежду, что подтверждается графическими источниками.
Костюм, предложенный де Лормом, был сделан с оглядкой на кожаный доспех лёгкой пехоты. Помимо характерной «клювастой» маски, он включал в себя длинный, от шеи до лодыжек, плащ, узкие перчатки, ботинки, и шляпу. Все элементы костюма выполнялись из вощёной кожи или, на худой конец, из грубого холста, также пропитанного воском.
Краткая сводка о Чумных Докторах.
Чумные Доктора появились в первой половине XIV века, с началом пандемии «Чёрной смерти». Начались попытки медиков противостоять опасному заболеванию, однако до поры неких специализированных «чумных докторов» не существовало. Считается, что найм докторов специально для врачевания чумы создал Папа Римский Климент VI, пригласивший в 1348 году несколько докторов для лечения поражённых «чёрной смертью» жителей Авиньона. После этого примеру Папы начали следовать остальные правители городов, и на последующие четыре столетия чумные доктора стали оень уж важной частью жизни Европы.
Кроме наличия разнообразных привилегий, чумные доктора весьма высоко оплачивались. Известно, что в том же 1348 году итальянский город Орвието нанял чумного доктора Маттео Анджело с годовым жалованием в 200 флоринов, что в 4 раза превышало годовой гонорар обычного доктора.
Методы лечения сводились к вскрыванию и прижиганию чумных бубонов, кровопусканию и т.д.
Что касательно костюма, то не буду его описывать, на картинке все описано=)
Стоит заметить, что одним из самых известных Чумных Докторов был Мишель Де Нострадам, более известный всем Нострадамус.
Средневековые короли и их говорящие фамилии
Скорее всего, нет. По всей видимости, подобные прозвища (будущие фамилии) в то время были у многих. Ну уродился ты с огромным носом, так будь добр отзываться на «Жан Большой Нос». И неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Давайте вспомним прозвища некоторых средневековых королей, и, быть может, ответим на вопрос: «А кто ты сегодня?» Я вот по выходным определённо «Людовик Ленивый».
Гарольд I Заячья Лапа. XI век, король Англии. Несмотря на то, что сегодня с зайцами мы ассоциируем в первую очередь трусливость, Гарольду его прозвище досталось за его скорость и охотничьи навыки (либо это ему так объясняли).
Кстати, он вообще-то даже не должен был править, поскольку был незаконнорожденным сыном. По этой же причине после смерти его тело было выброшено в болото близ берегов Темзы. Правил он всего 5 лет, а после него на трон сел датский король, его законнорожденный брат, который не пожелал хранить тело сомнительного родственника в Вестминстерском аббатстве.
Иоанн Мягкий Меч. XIII век, король Англии. Он же Иоанн Безземельный. Одно прозвище хуже другого. Правление его, мягко говоря, не задалось. У него оттяпали Нормандию, а также при нём в Англии началась гражданская война. За военные поражения король и получил своё прозвище (физиологическая версия не выдерживает критики в связи с большим количеством его детей), а также с этих пор короли Англии больше не называли сыновей именем Иоанн (Джон), считая его несчастливым.
Это же как надо постараться накосячить, чтобы твоё имя стало под запретом!
Людовик Заика (Косноязычный). IX век, король Аквитании. Правил он всего два года, и умер в 23, потому что помимо проблем с речью у него было множество других проблем со здоровьем. Что не помешало ему успеть два раза жениться. А его жены после смерти даже перессорились, выясняя, чьи дети более законные: от первой (потому что она первая) или от второй (потому что брак с первой был аннулирован).
В итоге всем детям всё равно достались королевские титулы.
Карл II Лысый. Отец Заики. В общем-то даже обидно, что именно слабый волосяной покров стал его прозвищем, потому что жизнь его и без того была нелегка. Он был поздним ребенком, поэтому все территории достались его взрослым старшим братьям. Однако он выбился в люди, стал королем Аквитании, Лотарингии, Прованса и даже имел титул императора. Всю жизнь провёл в военных походах, и умер от лихорадки в пути, в обычной хижине.
Людовик V Ленивый. X век, король Франции. Дословно его прозвище переводится как «ничего не сделавший», поэтому есть версия, что его назвали так по самой простой причине: он действительно не успел сделать ничего существенного, так как умер едва дожив до двадцати лет, упав с лошади.
Этельред II Неразумный. Король Англии на границе X-XI веков. Здесь прозвище вполне заслужено: при нём большую часть Англии захватили викинги под предводительством Свена Вилобородого. Причем после смерти Свена наступило затишье, и был шанс всё вернуть, но пришёл сын Свена, Кнуд Великий, и опять всё завоевал. Надо сказать, что Свен изначально напал не просто так, его спровоцировала устроенная Этельредом резня датчан, проживавших в Англии.
Эдмунд II Железнобокий. Король Англии в XI веке, сын Этельреда Неразумного. Как бы странно ни звучало это прозвище, оно поистине героическое. Расхлёбывая отцовские проблемы, он постоянно сражался против Кнуда и его викингов, поэтому чаще всего его видели в доспехах. Правил он всего полгода, после чего был убит, и так и не смог спасти Англию.
Эльвир Детолюб. Этот конунг получил своё прозвище за необычную для того времени привычку. Во время набегов он щадил детей, и своих воинов заставлял делать так же. Видимо это было так удивительно, что стало его прозвищем.
Вильгельм Ублюдок. Это тот самый человек, которого все знают как Вильгельма Завоевателя. Быть может, именно детская травма из-за незаконнорожденности заставила Вильгельма броситься во все тяжкие и покорить столько земель.
Константин V Копроним. Византийский император, VIII век. Думаю, корень слова многим знаком. По легенде маленький Константин сделал свои дела прямо в купель во время крещения. Неужели он не сделал с тех пор ничего более значительного.
Энрике IV Бессильный. Король Испании, XV век. На своём испанском его имя, честно говоря, ещё хуже звучит: Henrique el Impotente. Проблема его правления состояла в наличии фаворита Хуана, который решал всё за короля. О том, были ли силы у Энрике непосредственно на отношения с Хуаном, история умалчивает.
Болеслав V Стыдливый, король Польши, XIII век. В прозвище этого короля наполовину виновата его жена: она была так набожна, что считала плотскую любовь грехом, даже в браке. А он был так набожен, что грехом считал измену. Так что детей у него так и не случилось.
Дом #2
Город Тё (Theux), Валлония, Бельгия. Дом построен в 16 веке, жилой до сих пор, передается по родственной линии с момента строительства.
Покровский угол
Одно из самых красивых мест Пскова, куда возят не всех туристов, а чаще показывают из окна автобусов. Юго-западный угол Средневекового Пскова с одной из крупнейших башен в Европе. Это Покровская башня и Церковь Рождества от Покрова и Пролома.
Битва на самом деле была гораздо эпичнее, чем, например, то же Ледовое Побоище, но исторический дискурс он такой. Карл Брюллов, который нарисовал знаменитую картину «Последний день Помпеи», взялся изобразить осаду Пскова. Долго готовился и изучал предмет. Но картина ему не далась, осталась недорисованной, и сам Брюллов мрачно называл ее «досадой Пскова». Как видите у художника получилась не битва, а какой-то крестный ход. Поэтому картина малоизвестна.
До осады в этом уголке находилась церковь Рождества, оставшаяся Рождественского монастыря, упраздненного еще в 15 веке. Немного удивленные собственной крутостью псковичи в знак благодарности небесам построили рядом еще одну церковь названную Церковью Покрова от Пролома, что как бы прямо намекает на произошедшие события. Церковь была построена не отдельно, а пристроена к Рождественской Церкви. Так в Пскове появилась необычная «сдвоенная» церквушка, которая до сих пор восхищает гостей города. В советские времена в ней был стильный археологический музей (я ходил туда с классом на экскурсию) с выставленными мечами, топорами, застёжками и черепками. Сейчас это обычный действующий храм. Вот так вот. Ничего святого :)))
Сейчас в Покровском углу всё облагорожено. Вход в башню закрыт, там иногда организуют экспозиции и выставки. На стены просто так не поднимешься, подземные коридоры только для спецэкскурсий. Но зато чисто, не воняет, наркоманов, бомжей и панков местечко больше не привлекает. Дембельских надписей и телефонов проституток на стенах тоже нет. Теперь тут снуют паломники и туристы.
На фото: вид со стены, где несколько лет назад проходила экспозиция на тему довлатовских дней.
На фотографии ниже: ворота, выводящие на набережную. Ворота часто используют для съемки сцен исторических фильмов. Вроде как аутентичненько смотрятся.
Рядом с Покровским углом много всего интересного, на самом деле, в одном посте обо всем не расскажешь. Сам угол находится в пешей доступности от центра города, и входит в ряд обзорных туристических маршрутов.
Лучше всего там, конечно, летом в жаркий будничный полдень, когда народу почти нет, воздух звенит от тишины, пахнет свежескошенной травой и цветами, а от древних стен веет необычной прохладой. И как-то не верится, что за стеной пролегает одна из главных транспортных артерий города.
Не могу не любить это местечко еще и потому, что в окрестностях прошло мое школьное детство, пусть и в благословенные суровые 90-е.
Метка на карте для тех, кто планирует посетить Псков и заинтересовался достопримечательностью. Очень рекомендую.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на сообщество. Приезжайте в гости.
Как в вузах раньше богатые с бедными учились
Автор: Ксения Чепикова.
Думаете, в средневековых университетах не было обнаглевших мажоров, козырявших фразой «Да ты знаешь, кто мой отец?» и считавших всех остальных нищебродами? Да, кстати, а что насчет нищебродов? Могли бедняки получить образование?
Парадная одежда немецкого аристократа, середина 16 века
17 ноября 1520 года сенат университета Фрайбурга выдвинул против пятерых студентов обвинение в ношении неподобающей одежды, нарушавшей правила, – яркой, многоцветной, с разрезами, в общем, самый писк моды. Четырех студентов бюргерского происхождения приговорили к штрафу в один шиллинг, а единственный аристократ отделался простым предупреждением, хотя его обвиняли уже несколько раз, и именно его одежда отличалась наибольшим шиком. Двое из наказанных возмутились такой несправедливостью и потребовали лучше исключить их, чем так унижать. Что, видимо, и было сделано.
В 1546 году группа магистров Виттенбергского университета обратилась к саксонскому курфюрсту с коллективным письмом. Ректорат выпустил новый Kleiderordnung – правила, кому из обитателей университета какую одежду полагается носить. Многие знатные студенты не обратили на него никакого внимания, продолжая щеголять в модном коротком платье, в то время как им предписывалось скромное длинное. Обиженные преподаватели вопрошали: чем плохой и нерадивый студент благородного происхождения лучше заслуженного магистра? Вместо того, чтобы призвать к порядку отпрысков аристократических родов, курфюрст потребовал у руководства университета примерно наказать авторов письма. Несправедливость ситуации была очевидна всем, тем не менее, через несколько недель ректорат выпустил новые правила, по которым знатным студентам разрешалось носить такую же одежду, как и магистрам.
Длинная, «приличная» студенческая одежда. Миниатюра из Eстава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
…все люди равны, но некоторые, как известно, немного равнее. Сегодня мы склонны воспринимать старый европейский университет как свободную равноправную общность студентов и ученых, члены которой склоняются перед властью главной ценности – знания. Это заблуждение. Строгая иерархия существовала там с самого начала, выражаясь в многочисленных символах и ритуалах: церемониях, нормах общения, одежде, рассадке на официальных мероприятиях. Бакалавр, магистр, доктор, профессор, декан, канцлер, проректор и ректор – каждый ранг давал его обладателю определенные привилегии и требовал соответствующего почтения. Своеобразная иерархия существовала и среди студентов: те, кто проучились несколько семестров, стояли по студенческим понятиям выше только что поступивших и требовали к себе уважительного отношения, что выражалось в различных ритуалах студенческого быта.
В эту систему совершенно не вписывалась аристократия. Со второй половины 15 века она понемногу устремилась в университеты – сначала в небольших количествах, однако с середины 16 века все активнее. В Ингольштадте доля студентов из благородных семей в начале 16 столетия – 4,5%, а к концу его – уже 17%. В 1570-1605 годах доля знатных студентов составляла в Лейпциге 5,8%, в Эрфурте 6%, в Виттенберге 6,3%, в Йене 9,4%. Среди них находились уже графы и герцоги – будущие правители немецких земель.
Ингольщтадт к концу 17 века. Слева увеличенный фрагмент – здание университета
Конечно, нельзя сказать, что они считали своих преподавателей полным ничтожеством. Все-таки в те времена обладатель докторской степени приравнивался по статусу к мелкой аристократии. Так что, допустим, ректор – это не просто человек значительный и в обществе уважаемый, но глава самостоятельного субъекта права, примерно как глава города, пусть и маленького. Тем важнее становилось для юных мажоров показать, кто здесь круче. Кто настоящий хозяин жизни. Отсюда – непрекращающиеся споры о том, кто кому какие почести должен оказывать, постоянные конфликты из-за вызывающего поведения знатных студентов, регулярные жалобы в высшие инстанции как от рассерженных профессоров, так и от оскорбленных аристократов. В архивах университетов и правителей за столетия скопилось множество таких записей.
Кроме того, соображения престижа. У нас учится наследник самого барона, графа, герцога (нужное подчеркнуть)! Внук канцлера! Сын обергофмейстера! А лет через десять-двадцать, когда этот самый молодой человек унаследует титул или получит высокую придворную должность – разве не вспомнит он со светлой ностальгией прекрасные студенческие годы? Разве не окажет своей alma mater высокое покровительство? Неужели стоит наказывать или исключать способного мальчика только за то, что он носит слишком яркую одежду или достал шпагу в присутствии профессора?
Костюм саксонского аристократа, середина 16 века
Еще один интересный эффект присутствия знати в университетах – усиление социального расслоения и дискриминация малоимущих студентов. Возьмем, например, квартирный вопрос. Для студентов он всегда стояла остро: горожане не могли, а часто и не хотели сдавать им комнаты в достаточном количестве. Так появились коллегии – своеобразный прообраз студенческих общежитий. Студент получал там комнату (часто это была одна комната на двоих) и мог питаться в конвикте (что-то вроде студенческой столовой). В коллегии жили также некоторые неженатые преподаватели. Такие комнаты были недорогими, а для бедных студентов иногда даже бесплатными, но удобством не отличались. По своей аскетичности они больше напоминали монастырские кельи.
Однако вместимость любой коллегии оставалась ограниченной, а селиться в более чем скромных помещениях стремились обычно непритязательные студенты из небогатых семей и стипендиаты, считавшие каждый грош. Прием в коллегию и дешевая или бесплатная еда действительно становились для них вопросом выживания. Юноши же из состоятельных фамилий предпочитали арендовать жилье в городе: комфортнее, вкуснее, гораздо веселее и никакого контроля. Или снимать комнату в доме профессора – этот вариант выбирали те, кто приезжал действительно учиться, а не веселиться.
Комната в коллегии, миниатюра из Устава Collegium Sapientiae университета Фрайбурга, около 1500 года
Но к середине 16 века ситуация поменялась. Богатых и знатных студентов становилось все больше, и те из них, кто не мог найти себе комнату в городе или не считал возможным жить в одном доме с простолюдинами, обращались к руководству университетов с просьбой предоставить им жилье. Быстро выяснилось, что путем нехитрого косметического ремонта комнату в коллегии можно сделать намного более комфортабельной и красивой, после чего сдавать ее за весьма высокую плату. Это означало, что беднякам из коллегий пришлось убраться. Куда?
В каждом крупном университете в свое время появлялись «дома для бедняков», где размещались как те, кто мог заплатить некую сумму за жилье, так и те, кому платить было совсем нечем. Так, «дом для бедняков» знаменитого Коллеж де Монтегю в Париже по утверждению Эразма Роттердамского в конце 15 века представлял собой «отвратительную дыру, в которой господствуют репрессивные порядки». При этом Эразм относился к числу тех, кто платил за проживание и находился поэтому в «привилегированном» положении. Те, кто заплатить не могли, отрабатывали жилье и еду на различных хозяйственных работах. Но это ладно. А вот суровые бытовые условия, запрет покидать территорию без разрешения, применение телесных наказаний, всего один комплект одежды и один кусок хлеба в день… да, разница между коллегиями могла быть огромной.
Юноши из бедных семей могли получить образование. Они допускались в университеты и освобождались от платы за обучение, а иногда за проживание и питание – это рассматривалось как проявление христианского милосердия и реализация принципа «знания должны быть доступны всем». Доля бедных или неимущих студентов, называемых pauperes, составляла в Средневековье примерно 15-20%. Но университетские власти их, конечно, не любили, а заботиться о них стремились по минимуму. Еще бы, ведь университеты полностью финансировались за счет студентов – их взносов за учебу, экзамены, питание и прочее, – а эта сомнительная категория мало того, что денег никаких не приносила, так еще и требовала определенных расходов!
Да, нередко эти расходы брала на себя церковь, иногда – добрый правитель, бывало, и щедрые меценаты – выпускники, многого добившиеся в жизни. Кроме того, неимущие студенты часто сами отрабатывали свое содержание. И все же ректораты всеми силами старались сократить «неоправданные расходы». А если деньги и выделялись в достаточном количестве, то часть их неизбежно оседала на разных этапах долгого пути от главного казначея до завхоза «коллегии для бедных».
Доходило до того, что правитель, каким-то образом узнававший о бедственном положении pauperes в том или ином университете, обращался к его руководству с требованием лучше заботиться о бедных студентах. Например, обеспечить им достаточные для выживания рационы или отремонтировать, наконец, жилые помещения. Насколько бедственным могло быть положение pauperes? Скажем так: однажды руководство Венского университета выпустило специальный документ, запрещавший студентам просить милостыню.
Печать Гейдельбергского университета
На каком основании студент освобождался от платы за обучение? Поначалу просто «на глаз». Статус и доход человека декан или ректор определял в личной беседе и по внешнему виду. Конечно, тут открывался широкий простор для махинаций: одеться в лохмотья, сочинить трогательную историю о голодном в детстве в семье без кормильца – до этого, несомненно, додумывались многие. С другой стороны, с таким подходом соискатель бесплатного места оказывался полностью зависимым от доброй воли и настроения собеседника. Однако процесс постепенно формализовался. Например, с 1510 года в том же Венском университете ввели норму, по которой право на бесплатное обучение получали лица с доходом менее 10 гульденов в год (это не так уж мало, многие неквалифицированные рабочие зарабатывали меньше) после предъявления соответствующих письменных доказательств.
Теоретически, конечно, знания – это дар Божий, они должны быть доступны каждому; по крайней мере, так это произносилось в торжественных речах и писалось в сочинениях о пользе образования. На практике же богатые и знатные студенты отделялись от бедных даже пространственно. Речь не только о том, что жили они в разных местах и в разных условиях – это как раз вполне естественно. Но в лекционном зале бедный студент никогда не мог бы занять место в первом ряду, чтобы хорошо слышать профессора и видеть все, что тот пишет на доске. Вот расценки из университета Орлеана, 1307 год: 10 шиллингов (видимо, в семестр) за место в первом ряду, 6 – во втором, 4 – в третьем, 2 – в четвертом.
С другой стороны, не стоит подходить к ситуации с современными мерками. В начале 16 века сыну крестьянина или мелкого ремесленника оказаться в одном лекционном зале с сыном барона или графа, слушать одного профессора и получать одни и те же задания – это уже огромное социальное достижение и невиданное проявление равенства. Грех жаловаться – учиться нужно.
Автор: Ксения Чепикова.
А ещё вы можете поддержать Кота рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Печенеги и Византия
Сороковые годы XI века были тем временем, когда степные племена пришли в движение. В 1043 г., по сообщению Кекавмена, много печенегов перешли Дунай. Один из печенежских вождей — Кеген — в 1045 г. перешел на службу к ромеям и вместе с своими людьми принял крещение.По сведениям ал-Бекри, в начале XI в. около 12 тыс. печенегов приняли ислам.Относительно же традиционных верований, то, вероятно, печенеги верили в Тенгри, Умай, Ыдук Эр-Суб, т.е. исконно тюркских богов.Печенежские могильники свидетельствуют, что печенежскую знать погребали в курганах со своими конями.
Главный из печенежских князей Тирах высказал возмущение, когда ромеи приняли у себя Кегена, который был его врагом. Это дало формальный повод для постоянных набегов печенегов. По сведениям Иоанна Скилицы, в 1053 г. император Константин IX заключил с печенегами мир на тридцать лет. В составе Парадунавона (византийская провинция, охватывающая южный берег Нижнего Дуная ) была автономная единица — Пацинакия. На византийском берегу Дуная образовались печенежские анклавы. Ее правитель получил титул магистра, а также назывался архонтом. Один из таких печенегов был крещен и получил имя Иоанн. Возможно, что это тот же Кеген, поскольку в Силистрии была найдена печать с надписью «Помоги, Боже, Иоанну Кегену архонту нашему». Людей Тираха расселили между Софией и Нишем. Много печенегов расселилось в Плиске, Преславе, Одарчии, Исакче, Нуфару, Гарване, Махмудии, Пэкуюл-луй-Соарэ, Дристре (Силистрии), Варне.
Естественно, что заинтересованность византийцев в печенегах проистекала из-за их военных качеств. Византийская принцесса Анна Комнина указывала, что у печенегов прирожденное искусство воевать, устраивать засады, строить ряды.
Печенеги могли также брать приступом фортификации. 8 июня 1050 г. они взяли укрепленный лагерь Константина Арианита под Адрианополем. На Руси ими была взята крепость Новотроицкого городища, расположенная на мысе и, казалось, защищенная самой природой. Во время действий под Дристрой в 1088 г. печенеги повалили шатер самого императора и чуть не захватили в плен Алексея Комнина, схватив за узду его лошадь. К печенегам попала важная реликвия — омофор Богородицы. В 1090 г. ими был уничтожен отряд из 300 архонтопулов (телохранителей). В 1059 г. отряды одного из печенежских вождей Селте сражались против всего войска ромеев. Печенеги на Балканах, в отличие от восточноевропейского этапа их истории, приобрели навыки взятия городов.Иногда они брали города с союзниками — с венграми и болгарами Дебелт (Валандар) в 934 г., с венграми — Белград в 1059 г., с Никифором Вриеннием — Константинополь в 1074 г., вместе с кыпчаками и Никифором Василаки — Адрианополь. В 1078 г. печенеги смогли сами взять Хариуполь, в 1088—1089 гг. — Филиппополь, в 1089 г. — Кипселлу, в 1089—1090 гг. — Тавроком, весной 1090 г. — Хариуполь.
Против подобного противника ромеи применяли свои ответные меры (Истребление печенегов). 40 тысяч половцев под предводительством Тугоркана и Боняка и отряд русского князя Василька Ростиславича содействовали тому, что печенежское войско было уничтожено 29 апреля 1091 г. С победой над печенегами византийцам перестала угрожать опасность соединения азиатских и европейских тюрков (печенегов, половцев и сельджуков). Слова Анны Комнины о истреблении мириада печенегов стоит воспринимать как фигуру речи. Печенеги продолжали служить в византийских войсках.
Став жителями Византийской империи, печенеги были зачислены в военное сословие и с достоинством исполняли свои обязанности. В 1064 г. они приняли активное участие в отражении вторжения огузов, а в 1071 г. сражались на стороне ромеев в битве против турков-сельджуков. Битва под Манцикертом была не единственным столкновением печенегов с сельджуками. Печенеги уже в 1049 г. воевали против них на стороне ромеев. Также печенеги действовали против крестоносцев. Известно, что именно византийский император Алексей Комнин обратился к папе Римскому с просьбой помочь с сельджукской угрозой. Также в Константинополе крестоносцы принесли Комнину вассальную присягу и дали обещание передавать ему, как их сюзерену, завоеванные крестоносцами области на Востоке.
Однако крестоносцы занялись грабежами на византийских землях по пути в Святую землю, также они не намеревались делиться с ромеями завоеванными территориями.
Когда на Балканы вторглись банды Петра Пустынника, печенеги и туркопулы противостояли Крестовому походу бедноты и не дали им возможности опустошить весь край. Также печенеги активно использовались против отрядов рыцарей-крестоносцев, проявляющих агрессию по отношению к ромеям. Когда войска Готфрида Бульонского проходили через земли Византии, то по сведениям Петра Тудебода император Алексей приказал своим туркопулам и печенегам нападать на его крестоносцев. В 1097 г. печенеги напали на войска Росиньола и его брата епископа около Пелагонии. Сообщалось, что и далее отряды из турок, славян, куманов, печенегов, огузов устраивали засады и нападали на крестоносцев. В 1096 г. печенеги атаковали ополчение Петра Пустынника и многих из крестоносцев победили. Альберт из Аахена отмечал, что в 1096 г. печенеги напали на пилигримов-крестоносцев около Белграда. Эти печенеги охраняли перевозы через Дунай и Саву. По сведениям Петра Тудебода, печенеги захватили епископа Подио.В 1101 г. печенеги нанесли серьезный ущерб отрядам крестоносцев из Аквитании и Баварии, которые двигались через Византию. Бои происходили у Адрианополя.
По данным Одона из Деои печенеги и кыпчаки осенью 1147 г. напали на войска французского короля Людовика, когда те были на территории ромеев. По «Итиренариуму пилигримов» в 1189 г. печенеги, аланы, гунны напали на Фридриха Барбароссу. В 1107 г. печенежские войска в составе армии ромеев воевали у Отранто.
С середины 11 в. происходит массовое переселение печенегов в Венгрию. Янош Туроци сообщал, что какие-то куны, разбитые византийским императором, нашли укрытие у венгерского короля Иштвана II. И. Князький считал, что побежденных печенегов и огузов приняли в 1124 г. в Венгрии.
Упоминания «служилых» печенегов в венгерских источниках встречаются вплоть до 2-й пол. 13 в. Э. Сейдалиев указывает, что побежденные ромеями в 1122 г. печенеги, кроме Нижнего Подунавья, использовались и в Юго-Восточном Крыму.
Часть печенегов со 2-й пол. 11 в. становятся федератами киевских князей, войдя в состав чёрных клобуков. В последний раз эти некогда могучие кочевники побеспокоили Византию уже в XII веке — вместе с огузами и половцами, но они уже не играли решающей роли в тех событиях.
Через сто лет участники Четвёртого крестового похода взяли штурмом Константинополь. Рыцарское войско намеревалось вмешаться в вопросы византийского престолонаследия, однако не получило обещанного вознаграждения от тех, кто привёл его под стены города. В результате Константинополь в 1204 году был разорён.
В соответствии с научной гипотезой, одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. Юрматы – башкирское племя, которое сейчас территориально относят к Саратовской области России. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов.
Источник: История от Ярослава Пилипчука / Реальное время