Чушка в бригаде что это
Что-то пошло не так: топ-10 киноляпов из сериала «Бригада»
23 сентября 2002 года на экраны вышел легендарный сериал «Бригада», после которого жизнь миллионов подростков разделилась на «до» и «после». Дети 90-х выросли на нем, а Саша Белый стал самым настоящим супергероем того времени (хоть и не совсем положительным).
Мы, как главные фанаты сериала, стабильно пересматриваем его раз в год, поэтому выучили практически все реплики главных героев наизусть. Но даже от нашего внимательного глаза скрылось несколько киноляпов. Уверены, ты тоже их не замечал!
Сегодня по случаю 19-летия со дня выхода собрали главные проколы «Бригады».
Стадион «Лужники»
Помнишь легендарную сцену из первой серии, когда Фил, Пчёла, Белый и Космос пьют пиво на Воробьевых горах? Со смотровой площадки открывается шикарный вид на стадион «Лужники» с крышей.
И вот тут начинается самое интересное: действие сериала разворачивается в 1989 году, а спортивный объект был достроен только в 1999-м.
Букет роз для Оли
Во второй серии «Бригады» Саша Белый дарит Оле букет белых роз после ее выступления в консерватории. А когда они идут к электричке, цветы магическим образом меняют цвет и становятся оранжевыми.
Боевая рана Каверина
В 10-й серии снайпер спецназа стреляет Каверину в левую ногу и левое плечо. А вот в конце этого эпизода актер, по всей видимости, запутался в ранах и вместо левой руки перемотана правая.
Машина из будущего
В первой серии, действие которой разворачивается в 1989 году, в кадр попала «Газель». И все бы ничего, но ее серийный номер относится к 1995 году.
Компьютер у милицейского
Помнишь сцену допроса Пчёлы, когда милиция пыталась найти Сашу Белого? Тогда Витя сидел в кабинете следователя и заполнял протокол. И тут не сходится одна деталь. Откуда у обычного сотрудника милиции в 1989 году компьютер?
Свадебное платье Оли
Этот киноляп мы заметили совсем недавно! А все потому, что наше внимание было приковано к выступлению Пчёлы, Фила и Космоса под песню «Генералы песчаных карьеров». Так вот, в одном кадре левая лямка свадебного платья Оли была оторвана, а в следующем мы видим, что она на месте.
Способность Саши Белого точить карандаш
Самый забавный киноляп, который ты, скорее всего, замечал и раньше (мы, кстати, уверены, что это задумка режиссера). В чем прикол? Саша Белый говорит Артуру: «Дай карандаш поточу». Тот протягивает ему целый карандаш, Белый несколько секунд его точит, а потом возвращает маленький огрызок.
Повтор сцены в разных сериях
Кажется, на каком-то этапе создатели сериала решили вообще не париться и просто на монтаже вставили одну и ту же сцену из разных серий. Действие первой разворачивается осенью 1994-го, а второй – весной 1995-го.
Убийство Фары
В этой сцене было сразу несколько нестыковок. Во-первых, откуда доллары образца 1996 года в 1993-м? Во-вторых, куда пропали убийцы с «Чёртова колеса»? Ну и последнее: как так вышло, что кровь с высоты в несколько десятков метров попала прямо на мороженое ребенку?
Прощание перед аварией
«Видео содержит сцены потребления табака. Курение вредит вашему здоровью».
Еще одна легендарная сцена, в которой мы заподозрили что-то неладное. Пока друзья прощаются, а Саша Белый дает наставления Пчёле в стиле «живи своим умом», на улице идет снег. А потом мы видим отражение неба от машины, и на нем нет ни облачка!
Реальные главари: с кого писали героев сериала «Бригада»
«Скажу честно, за 11 лет работы в кино я искал деньги везде. Даже у бандитов. Но ведь не дают ни фига! У большинства из них руки гребут в основном к себе. «Бандиты пришли, сделали заказ…» Оно им надо? Фильм снимался по заказу телеканала «Россия». Очень многие вещи помог решить генеральный продюсер картины Александр Иншаков, к середине процесса к финансированию подключилось АО «Газпроминвестхолдинг». Все», – категорично заявляет продюсер сериала «Бригада» Анатолий Сивушов.
По словам Сивушова, «братве фильм понравился», ведь она узнала себя в Белом и его бригаде.
Ореховские
Чаще всего в качестве прототипа главного героя Саши Белого упоминают главаря и основателя Ореховской ОПГ Сильвестра. Считается, что это именно с него сценаристы писали образ главного кино-бандита России.
Фото: кадр из программы «Судьба человека»
В биографии Сильвестра и сюжете «Бригады» можно найти общие моменты. Сильвестр также, как и главный герой «Бригады», начинал с нуля, был в хорошей физической форме. Основным занятием группировки Сильвестра был рэкет, именно с этого и начинали Белый, Фил, Космос и Пчела. Не обошлось в «карьере» лидера Ореховских и без этнических конфликтов, загадочной поездки в США. Все это тоже случилось с Сашей Белым
Но в качестве главного аргумента в пользу версии о том, что именно Сильвестр является прототипом Саши Белого, обычно приводят другой эпизод, который очень напоминает финальную серию «Бригады».
Казанские
Еще одним прототипом главных героев сериала «Бригада» иногда называют членов казанской группировки «Кинопленка». В истории этой группировки тоже есть знакомые зрителям сериала «Бригада» моменты: массовые драки, «покровительство» над рынками, рэкет.
«Кинопленка» так же, как и бригада Саши Белого, из обыкновенной уличной банды превратилась в мощную группировку. После раскола «Кинопленки» между двумя ее лидерами Ташкентом и Ильфатеем, коалиции бывших союзников начали называться бригадами. Раскол группировки привел к жестокой войне между ташкентскими и ильфатеевскими, которая кончилась смертью одного из них.
«Никакого сочувствия, одна злоба» Российские ветераны карабахской войны — о погибших товарищах и непримиримых врагах
Фото: Игорь Михалев / РИА Новости
30 лет назад, 19 декабря 1991 года, начался вывод внутренних войск тогда уже российского МВД из Нагорного Карабаха, а 27 декабря из Гянджи вылетел последний самолет с военными. Незадолго до этого командование внутренних войск пообещало, что часть военных все же останется в регионе до нормализации обстановки. Но в последний момент решение изменили, и ситуация в Карабахе начала стремительно накаляться. Ведь именно внутренние войска на протяжении нескольких лет сдерживали противоборствующие стороны, находясь меж двух огней на самом острие конфликта. Они защищали мирное население, попадали в засады и теряли товарищей. Но в России карабахские события официально не признаны войной, и российские ветераны не получили статуса участников боевых действий. «Лента.ру» пообщалась с бывшими миротворцами и узнала, какой ценой им удалось добиться худого мира в Нагорном Карабахе.
Неназванная война
Карабахский конфликт по-разному выглядел не только в глазах противоборствующих сторон — армян и азербайджанцев. Восприятие той войны различается и у бывших советских военных, которых отправили в горячую точку трещавшего по швам СССР, чтобы восстановить мир и порядок. Шли годы, а солдаты, ставшие за это время российскими, так и оставались в регионе, хотя к тому моменту уже было очевидно, что им не под силу установить здесь мир. Они и сами уже толком не понимали, что они делают в Закавказье, где вместо братских советских республик появились независимые государства с массой претензий друг к другу.
В феврале 1988 года в Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и Армянской ССР прошли массовые митинги с требованием присоединить область к Армянской ССР. Тогда же произошли первые массовые столкновения между азербайджанцами и армянами.
Во время трагических событий в Сумгаите в этот город был переброшен полк внутренних войск МВД СССР. По оперативным данным, в ходе подавления беспорядков пострадало более 270 военных, было убито несколько участников беспорядков. Но решительные действия военных все же позволили положить конец насилию в городе.
В тот же период в Нагорный Карабах был введен и 28-й специальный моторизованный батальон внутренних войск — силовики несли службу в Агдаме и Шуше. На пике конфликта численность батальона доходила до 10 тысяч человек. Однако с распадом СССР, в конце 1991 года, начался вывод советских войск из зоны конфликта. Последнее подразделение покинуло Нагорный Карабах 26 декабря.
С распадом Советского Союза ситуация в зоне конфликта стала неконтролируемой. Начался переход к полномасштабной войне. При этом в зоне конфликта оставались армейские части, подчинявшиеся уже российскому командованию — 366-й гвардейский мотострелковый полк и 622-й отдельный батальон химической защиты. Личный состав был фактически заблокирован местным населением. Но в марте 1992 года и они покинули Нагорный Карабах.
Для Александра Гарина, тогда командира 793-го транспортно-боевого вертолетного полка, в самом начале конфликта было все ясно и понятно — военнослужащие на своей земле защищали своих граждан. Но от кого? «От иностранного влияния, наверное. Мы ведь считали их братскими народами, они для меня и сейчас братские. И нас, военных, видимо, воспринимали как своих. По крайней мере не было такого, как в первую чеченскую войну, когда солдат, грузивший боеприпасы на борт, в глаза пилотам говорил: вот отслужу и уйду на ту сторону, вас убивать. Такого тогда представить было нельзя, как бы не враждовали они друг с другом», — разводит руками ветеран.
Последствия войны в Нагорном Карабахе
Фото: Laski Diffusion / East News
Для него и армяне, и азербайджанцы остались своими. «В Степане (жаргонное название Степанакерта, столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики) муку разгружали. Там даже хлеба не было. Помню, подходит местный дедушка: батон принес старый, заплесневелый — меняться. Больше у него ничего нет. Хотел керосина, родственник у него болел, греться надо было. Мы ему так, конечно, керосина отлили. Не вопрос — для нас он был не чужим», — уверенно говорит летчик.
А для Сергея Шатько, служившего в правительственной связи Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР, в 1992-м году уже было все по-другому. «Война нас встретила сразу. Только мы въехали в Шушу, как увидели пятиэтажку, у нее в торце обугленная дыра, в дыру видна квартира, выжженная изнутри. Снаряды снесли рамы, окна висели наружу. И мертвящая тишина, ни звука. В городе как будто уже никто не жил, его убили. Таким я запомнил Нагорный Карабах, начало войны», — говорит он.
Тишину вскоре разорвали звуки снарядов — начались ежедневные обстрелы Шуши. Шатько уже не строил иллюзий — мира на этой земле в ближайшие годы не будет.
Никакого сочувствия друг к другу они не проявляли, одна злоба. Если видишь горящие села, то о каких братских народах можно говорить?
«Советский Союз уже перестал существовать, мы были лишними на той войне, — продолжает собеседник «Ленты.ру». — С другой стороны, мы были полезными для них — армяне и азербайджанцы хотя бы пленными обменивались и как-то держали связь через нас. А в остальном был бардак и постсоветский сюр. Мы наблюдали азербайджанское ополчение — ко мне подошли как-то два ополченца и попросили: солдат, научи нас автомат чистить, кроме тебя некому. Я тогда уже не удивился, насмотрелся на то, как их сбродные «военные» своих офицеров на три буквы посылали. Какое там обучение и дисциплина. Один, правда, сказал, что сам приехал — автомат купил на рынке. Они были идейные: родину защитить, армянам отомстить, хотя вряд ли у всех был повод для мести».
Солдаты Вооруженных сил Азербайджана заняли участок на границе с Арменией возле города Кедабек, 1 сентября 1992 года
Фото: Roman Poderni / AP
Советские миротворцы
«Впереди в «буханке» (автомобиль УАЗ-452 — прим. «Ленты.ру») рядом с водителем сидел лейтенант-азербайджанец. Обоих убило сразу — выстрелом из гранатомета, — рассказывает Игорь Шельменков, в 1991-м году — заместитель командира взвода оперативного полка внутренних войск. — Мы были суточным нарядом, ехали сменять караул. Такое частенько бывало: сначала из гранатомета по машине, потом добивали стрелковым. В тот раз так случилось с нами».
Советские военные осматривают машину, подорвавшуюся на мине в Нагорном Карабахе
Фото: Сергей Титов / РИА Новости
В 1980-е годы в диковинку были многие слова, которые потом станут привычными. Редко кто говорил про миротворцев, но внутренние войска Министерства внутренних дел (МВД) СССР входили в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) именно для того, чтобы прекратить межэтнический конфликт. Солдаты и офицеры должны были стать живым щитом, который бы разделил враждующие народы.
Шельменков считает, что ему повезло. Стрелявшие из гранатомета по «буханке» какое-то время поливали разорванный автомобиль и раненых огнем, но не решились спуститься вниз, чтобы добить солдат.
«Солдата рядом убило уже пулей — вошла под мышку, между пластинами. Мне покалечило руки и ноги, но мы вывалились из машины, заняли оборону, — продолжает он. — Поняли, что нападавшие ушли, перетащили труп водителя с переднего сиденья, я сел за руль. Какое-то время ехали, пока бензин не кончился. Потом пошли пешком, вышли на наших, они выдвинулись навстречу — искать нас. Я увидел людей и тут только потерял сознание. Очнулся уже в помещении. Свет. Боль».
Во время обстрела на улицах села Мехмана, Нагорный Карабах, 21 сентября 1992 года
Фото: Литвин Олег / ТАСС
Войдешь в чайхану, все приветливо здороваются, а кто-то отвернется и фыркает себе что-то под нос. Что мы ему не так сделали? Просто их раздражала форма, советские солдаты
В этом коротком бою для Игоря закончился карабахский конфликт. А вскоре «закончился» и Советский Союз. «Меня сначала привезли в госпиталь в Файзули, оттуда — на БТР в Степанакерт, потом — в Москву, там я и очухался. Месяц пролежал, прошел отделение гнойной хирургии и травматологию. Выписали, могли комиссовать, но тогда было стыдно приходить из армии с белым билетом. Я попросился в часть. Ее уже вывели в Благовещенск, месяц дослуживал. Ну как дослуживал — дали отпуск на это время. В декабре в райкоме партии вручили орден. И вскоре распался СССР», — перечислил Шельменков вехи своей жизни.
Затем была служба в транспортной милиции, откуда его сократили под тем предлогом, что он почти такой же ветеран, как прошедшие чеченскую кампанию. Участников боевых действий, не прошедших восстановления после посттравматического стрессового синдрома, нередко не глядя записывали в психи.
Негласное распоряжение было — избавиться от тех, у кого крыша едет. Но никакой экспертизы не было. Просто предлагали уволиться. Мне так и объясняли: ты же как эти, с поехавшей кукухой
Сравнивают себя с участниками боевых действий на Северном Кавказе «карабахцы» не только потому, что прошедшие Чечню ближе им по возрасту. Но и из-за того, что в 1990-е годы также было непонятно — как назвать войну, которая фактически есть, а юридически — нет.
Прерванный полет
«Я был ведущим в тот день, но Сергей Владимирович [Воеводин, командир экипажа] ушел первым, загрузился раньше, — вспоминает события 12 мая 1992 года Александр Гарин, тогдашний командир 793-го транспортно-боевого вертолетного полка. — Слышу по внешней связи: «Пожар, внимание на табло!» Но иногда такое бывает, срабатывает речевой информатор, летчик случайно нажал кнопку сброса команды и не заметил. Мы взлетели, идем по курсу, правый пилот кричит: «Командир, смотри какой костер пастухи зажгли!» Внизу, правда, все пылает. Вызываю Воеводина — в эфире молчание».
На подходе к Еревану запрашиваю теперь уже диспетчера — выходил экипаж на связь? Ответ: нет. Значит, точно сбили. Уже надежды не осталось
В сбитом Ми-26 бортовым техником летел Григорий Местяшов. «У мужа тогда после полетов волосы начали седеть на висках. Ему 32 всего было», — вспоминает его жена, Анастасия Местяшова. Она берет паузу, чтобы собраться и продолжить. У нее свои воспоминания о Телави — грузинском городке, известном по советской комедии «Мимино».
Азербайджанская ССР, Ханларский район. Старший лейтенант Павлов (справа) получил ранение во время облета вооруженной группировки Народного фронта Азербайджана
Фото: Игорь Михалев / РИА Новости
По какой-то иронии судьбы именно там, в Алазанской долине, базировался 793-й отдельный транспортно-боевой вертолетный полк, летчики которого внезапно для себя оказались на войне. В периферийной Нагорно-Карабахской области, о которой мало кто слышал до этого, вспыхнул конфликт. Стороны быстро перешли от дубинок и двустволок к использованию артиллерии и авиации. Так что к начале 1990-х ничто не напоминало трогательных сцен дружбы представителей двух народов. На Кавказе шла война.
Как-то раз он возвращается и рассказывает: столько беженцев набилось в вертолет, в грузовую кабину, что они двери закрыть не могли. А вертолет огромный — Ми-26…
Стоявший в Телави 793-й был, наверное, самым боевым вертолетным полком Советской армии — его летчики водили краснозвездные машины над Конго, Индонезией, Марокко, Алжиром, Лаосом, Румынией, Сомали и Афганистаном. Всюду, куда партия и правительство считали нужным перебросить для выполнения интернационального долга. Последней же войной при СССР оказался Нагорный Карабах — конфликт внутри огромной страны, которая на пике могущества могла посылать войска и помощь за тысячи километров от своих границ.
Жизнь для военных, их жен и детей изменилась уже в конце 1980-х — сначала землетрясения в Спитаке и Ленинакане, как будто они стали предвестниками грядущих потрясений. Затем ночные обстрелы гарнизона грузинскими националистами, пикеты с плакатами «Оккупанты — вон!».
«Первого из наших сбили в марте 1992 года, Советский Союз тогда уже распался, — вспоминает Анастасия Местяшова с волнением. — Ми-26 вез беженцев-армян. Вертолет разломился в воздухе, кабина упала в горы, пассажиры погибли. Экипаж выжил. А Гришу сбили в мае…» В вертолет с бортовым номером «63» «желтый» 12 мая попала ракета, машина упала в районе села Вазашен. Погибли шесть человек — стажер, пять членов экипажа, в том числе и муж Анастасии — Григорий.
От тех лет у Местяшовой остались несколько фото и документов. На одном снимке ее муж — 32-летний капитан в летной куртке, улыбается, в руках у него флаг «веселый Роджер» с черепом и скрещенными костями — трофей, отобранный у боевиков в Баку. И протокол постановления офицерского собрания части: «Семьи погибших членов экипажа оказались в тяжелом материальном положении (…). Ходатайствовать перед местными органами власти о внеочередном предоставлении квартиры семье (…) погибшего при выполнении боевого задания».
Объяснение концовки культового сериала «Бригада»
Сериал Бригада вышел на экраны в начале 2000-х, он сразу произвел незабываемое впечатление и стал культовым. В сериале основу составляет история четырех друзей, которые знали друг друга с раннего детства, и решили сделать криминальную карьеру.
Культовый сериал
Данный сериал был настолько известен, что цитаты и некоторые сюжетные линии известны до сих пор. Многие пересматривают этот сериал, и наизусть помнят реплики главных героев — Саши Белого, Фила, Пчела и Космоса. Главные роли исполнили такие известные актеры, как Безруков, Дюжев, Вдовиченков и Майков. По своей сути сериал Бригада охватывает эпоху лихих девяностых, все сюжетные линии покажутся современному зрителю переигранными, но на самом деле они полностью раскрывают период и отвечают атмосфере того времени.
Многие, кто смотрел сериал, все еще нуждаются в объяснении концовки. До конца непонятны некоторые моменты, осталась загадкой финальная серия, для многих не раскрыт финал. Главная основа финальной серии и концовки сериала состоит в том, что вроде бы налаживается жизнь у всех героев, Белов помирился с женой, он празднует победу на выборах, но неожиданно убивают Космоса и Пчелу, затем Фила вместе с женой.
Завершение сериала
Однако некоторые нюансы сериала говорят о том, что ситуация не совсем точная, например, бывший опер проводит вербовку Макса. Бандит совершает преступление и ему приходится выполнять приказы Каверина, его отправляют в группировку Белого, при этом он становится близким к главарю, но конечно же, не превосходя его друзей. Он по сути является телохранителем семьи главаря.
Известно также, что за весь сериал он ни один раз спасал главного героя от покушения. Зрители начинают понимать, что Макс практически становится частью семьи, он защищает жену и сына Белого практически постоянно. Отношения Белого и Макса переходят на новый доверительный уровень, на этом акцентируется внимание. При этом он умело переходит в ранг одного из лучших друзей Белого, так как остальные члены бригады постепенно начинают заниматься своими семьями, своей жизнью, бизнесом.
Версии концовки
Существуют версии того, что Каверин изначально вводил Макса в транс и под действием гипноза заставлял его мстить бригаде. На самом деле Макс этого делать не хотел.
В любом случае сериал закончился однозначно. Улетает в Америку жена и сын Белого, сам он мстит и убивает предателя и всю его охрану. Однако открытым остается вопрос, почему Оля и сын улетают за границу, а герой задерживается. Остается открытым вопрос, решил ли он присоединиться к семье позже или решил остаться на родине. Зритель самостоятельно решает концовку.
Существуют и другие версии, которые возникли после того как многие люди прочитали книгу и они видят свою версию. Многие слышали в конце фильма хлопок из проезжающих мимо машин, из чего следует, что Сашу Белого в конце фильма застрелили. Некоторые отказываются от данной версии.
Сериал Бригада стал культовым, он оставил незабываемое впечатление у целого поколения людей. На сегодняшний день, если вы желаете погрузиться в лихие девяностые, то это идеальный вариант познакомиться с тем временем, пережить все трудности главных героев и сделать свои выводы о том, как закончился сериал.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 1.7 / 5. Количество оценок: 320
Разобрали легендарную драку в «Бригаде». Снимали 8 часов, Муху по-настоящему скинули в реку, Безруков с разбитым лицом уехал на спектакль
Марков поговорил с актерами и создателями сериала.
Открыв этот текст, вы подумаете: что сериал про бандитов делает на Sports.ru? Сейчас все объясним.
Сюжет «Бригады» завязывается после жесткой и почти профессиональной драки Саши Белого (героя Сергей Безрукова) и криминального авторитета Сергея Мухина по прозвищу Муха (его сыграл Сергей Апрельский, который также пробовался на Космоса и Макса) – реалистичной, снятой без дублеров, с элементами от Диаса, Емельяненко и Масвидаля, определяющей судьбу всех героев.
Из видео вы поняли (или вспомнили), что победит Белый, и за Муху начнет мстить его двоюродный брат – старший лейтенант милиции Каверин в исполнении Панина. «Не было бы Мухи – не было бы истории», – рассказал в интервью Sports.ru сыгравший Муху Апрельский. «Драка действительно завязывает драматургию, – согласен в общении с нами ее постановщик Валерий Деркач. – По поступку Белого видно, что он кремень: согласился на драку, один пошел на толпу и победил».
Специально для Sports.ru в «Бригаду» нырнул призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко: он разобрал приемы из легендарной драки, сравнил героев с профессиональным бойцами и назвал ее жесткой и интересной с точки зрения спорта.
Добро пожаловать в мир «Бригады», сейчас вы узнаете, что:
• Апрельский не подозревал, что драка будет настоящей, а 10 дней после нее не мог двигаться и ходить;
• Актеры показали качественный тайский бокс и действительно получали по лицу;
• Результат драки: сломанные носы, надломанные ребра и разбитые костяшки;
• Для красивого завершения сцены на площадке появился дрессированный ворон, а в золотую цепочку, которой душили Белого, вставляли куски мяса;
• Сразу после съемок драки Безрукова повезли на спектакль в театр Табакова.
Как Безруков сыграл бандита и почему в сериале показали неправильные «Лужники» – коротко о «Бригаде» без спойлеров
«Бригада» вышла на канале «Россия» в 2002 году, получила ТЭФИ как лучший телевизионный художественный сериал и сделала знаменитыми молодых актеров Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова, а Екатерину Гусеву, Сергея Безрукова и Андрея Панина – утвердила как больших звезд кино.
«Сериал снимали год, шесть дней в неделю, работая по 12-13 часов в сутки, так что люди начинали сходить с ума. Одна пара из съемочной группы (без имен) за время съемок женилась, родила ребенка и развелась, – вспоминает в разговоре со Sports.ru продюсер сериала Сивушов. – Чтобы люди не закислились, мы пошли против главного правила кино – показали актерам рабочий материал. Когда они увидели готовые сцены с собой, у них открылось второе дыхание и расправились плечи, так что проблем с мотивацией больше не было».
Бюджет одной серии «Бригады» – рекордные для начала нулевых 200 тысяч долларов, сериал снимали на 350 объектах, в том числе в Доме правительства и Бутырской тюрьме, в первой серии Белов с друзьями пил пиво на Воробьевых горах с видом на «Лужники» с построенной в 1999 году крышей, хотя по фильму идет 1989-й (а вообще сериал показывает события с 1989-го по 2000-й).
Безрукова заметили на съемках фильма «Крестоносец» (сыграл каскадера Серегу). «Бригаду» ему приходилось совмещать с работой в театре у Табакова, а команде сериала (по словам продюсера Александра Иншакова) – оплачивать отсутствие актера на некоторых спектаклях.
Продюсер сериала Сивушов рассказывает, что криминальная роль актера удивляла коллег: «Табаков называл Безрукова актером, проглотивший атом солнца, а у нас он в главной роли играл бандита, и все крутили пальцем у виска».
Слабые руки, поставленный тайский бокс и техничное удушение. У Белого дух Диаса, быстрые ноги и добивания в стиле Федора
Призер чемпионатов мира и Европы по джиу-джитсу Алексей Ганненко называет драку Белого и Мухи уличной борьбой (потому что хватают за шею и пытаются повалить) и выделяет в ней:
а) неплохой тайский бокс (то есть удары ногами);
б) никакущие удары руками;
в) интуитивные навыки в борьбе.
А теперь чуть подробнее.
• Актерам поставили профильный тайский бокс с качественными ударами ногами: фронт-киками (прямыми ударами в живот) и мидл-киками (косыми ударами по корпусу). Актеры не уворачивались, а реально получали по лицу. Правда, после ударов по корпусу почему-то держались за ребра – в такие моменты сбивает дыхалку, за ребра никто не держится.
• Удары руками – бестолковые, как на улице, с боксерской техникой все плохо: после ударов они заваливались, а надо было остановить руку на центре корпуса соперника и без этих заваливаний уйти обратно.
• Они неплохо выполняют нырки, когда уклоняются от ударов, Белый – исполняет проход в ноги и скидку Мухи за спину – это из рестлинга и правильно с точки зрения техники.
• Муха похож на Хорхе Масвидаля (боец UFC с кубинскими корнями из неблагополучной семьи, участвовал в уличных боях, его отец сидел в тюрьме): плохой парень со статусом гангстера-уличного бойца, получает удовольствие от затяжной драки, любит хитрые ходы. Чтобы остановить – его надо выключить.
«Безруков по духу – Нейт Диас, – заканчивает анализ Ганненко. – Изначально был андердогом, напропускал много ударов, был в плохих ситуациях, но передышал и нашел момент для финиша соперника. Подтянет борьбу и руки – все у него будет».
«Вы идиоты, вы кино снимаете, что вы с собой делаете?» Доктор материл актеров за кровь на площадке, а Безруков называл драку жутью
Чтобы четверка друзей по сериалу почувствовала химию вне съемок, продюсер Сивушов на месяц поселил Пчелу, Космоса, Фила и Белого в доме отдыха актеров в Матвеевском (он же дом ветеранов кино). «Безруков приезжал после спектаклей из театра, а остальные жили в пансионате, – вспоминает Сивушов. – Но через две недели пришлось их забирать, иначе бы они там спились, хаха. За две недели актеры так спелись и спились, что забыли свои имена и называли друг друга только по кличкам. Поэтому сериал – и драка в том числе – такие реалистичные».
2,5 минуты грубой мужской драки, по словам другого продюсера Александра Иншакова (в интервью Sports.ru), получились не красивыми, а настоящими: «Когда дерутся со злости и ненавидят друг друга».
Постановщик драки Деркач: «Вспомните, как Безруков разминается, крутит шеей и вращает большими пальцами. Такие мелочушки дают достоверности, это не просто киношная драка. Добивание на земле – также нестандартный по тем временам финал.
К тому же мы снимали одной камерой. В моем понимании это даже плюс. Нельзя было смонтировать из двух планов один, поэтому каждый дубль – произведение искусства. А снятое двумя ты смотришь как компьютерную игру».
Апрельский думает по-другому: «Если бы у нас было две камеры, вошло бы не 2,5 минуты, а пять, как и хотел [режиссер] Леша [Сидоров]. А так многие качественные моменты не вошли».
А вот Безрукову (в старом интервью, для комментариев оказался недоступен) нравится отличие от американского кино: «[В нашей драке] нет ударов Ван Дамма, вертушек и [приемов в стиле] Рокки». Бред! Такого не бывает в жизни. Поэтому мы кромсали друг друга. Если я не уворачивался – то втягивал кровавые сопли в нос. [В одном эпизоде Апрельский] не успел увернуться, я вскользь попал ему в переносицу, он упал на колени, ему забили нос ватой. Доктор матерился: «Вы идиоты, вы снимаете кино, что вы с собой делаете?». Я чувствовал неприятное волнение. Достать, порвать, догнать, пробить – жуть. Вспоминаю – неприятно. Посмотрите, там все живое, настоящее».
В сценарии драку не расписали, до съемок Муха и Белый ни разу не тренировались вместе
Деркач: «Бессмысленно писать: «Тут он ударил с правой ноги, а здесь с левой руки». Режиссер просто обозначает: «Нам нужна жестокая дуэль, а не пьяное дрыгание ногами». Из этого я как постановщик драки и исходил. Это фильм о жестком времени, ему нужна мужская драка».
Апрельский: «В сценарии также не было нюансов по длительности драки, они пришли режиссеру Леше Сидорову в процессе подготовки. В сценарии просто значилось: «Муха побитый остается на берегу реки».
Часто артисты начинают выдумывать, какими бы они хотели видеть себя в драке, но оба Сергея не стали ничего рассказывать, а делали, как надо.
Тренировок практически не было. Это сейчас репетируем с актерами, а та драка была сделана на таланте и актерском кураже. Они его поймали, завелись и буквально восприняли наши слова, что это мужская драка, в ней не должно быть театральных розыгрышей и читаемых ударов. Они бились честно, в контакт, не всегда с первого раза слышали команду «стоп» и останавливались, когда им уже кричала половина площадки».
Дальше меня одного вызвали к режиссеру: «Серега, я хочу сделать драку минут на пять чистого экранного времени». Был уверен, проблем на съемках не будет: тренировался в зале с ребятами, потом с грушей, так что знал, где и откуда может прилететь».
Перед дракой Муха смеялся и ел мороженое, прыгал по ржавым кораблям и травмировал ногу
Драку снимали в Братеевском парке на юге Москвы – рядом с ржавыми кораблями бывшего водно-моторного клуба «Десант» (закрыли в 2012 году). В фильме, когда Белый приезжает с друзьями, Муха сидит на ржавом корабле, и спрыгивает оттуда для начала драки.
«На съемку мы приехали рано утром, – вспоминает Апрельский. – Светило солнце, режиссер, оператор и постановщик еще раз осматривали локацию, мы с Майковым, Дюжевым и Вдовиченковым смеялись и ели мороженое, Сереги [Безрукова] еще не было. Я полез на ржавые корабли, и сверху крикнул режиссеру: «Леш, а ты не хочешь, чтобы я вначале драки спрыгнул отсюда?» – «Ты ногу подвернешь, а впереди целый день драки» – «Леша, я аккуратно».
Режиссер согласился – Муха прыгал с высоты три метра на два страховочных мата из старого советского спортзала – но предупредил: «Если что-то случится с ногой после прыжка, я тебя убью».
«Я пробежался, – продолжает Апрельский. – Сделал несколько попыток, уже тогда наступил пяткой на обруч от бочки, который ударил по икре. После команды «мотор» снова прыгал по блокам корабля, и тут мне попало по икре уже каким-то большим подшипником, в этот момент прозвучало: «Стоп, камера тебя потеряла». Думаю: «Блин, нафиг я это вообще предложил?». Мне пришлось повторить тройные прыжки четыре раза. Во втором дубле я подвернул лодыжку. «Девчонки, быстро заморозку и эластичный бинт», – тихо попросил у дежуривших на площадке, чтобы режиссер не услышал.
Впереди было восемь часов работы, а со мной уже происходило что-то невероятное: приземлился на правую ногу, боль, стресс, спасала только заморозка. После этого плохо работала правая нога: ее растирали и замораживали».
Белый и Муха так увлеклись, что отказались обедать, Апрельскому повредили два ребра
Драку снимали в мае, актеры приехали на площадку в 8:30, в 11:00 встали в кадр, в 18:15 Безрукова срочно увезли в «Табакерку» на спектакль, из-за которого Белого «просили поберечь».
Деркач: «Не было такого, что мы сказали «фас» и не выключали камеру. Нет – мы отдельно проходили каждый блок драки. Сначала репетировали, потом включали камеру, я подсказывал: «Бейте не по лицу, а в корпус; забыли схему – отойдите друг от друга; не знаете как ударить – не бейте совсем». Смешно получалось, когда один замахивался, а второй, забыв схему, останавливался».
Апрельский: «Первые четыре часа мы проходили по отработанным связкам. Потом Валера просил импровизации, быстренько показывал, и мы повторяли в воздухе и делали на камеру, но съемку не останавливали, и мы продолжали драться.
Нам дали 30 минут на обед (после того, как меня по-настоящему скинули в реку): но в этом возбужденном и побитом состоянии есть не хотелось, мы с Серегой сидели и смотрели на воду.
Вернемся к импровизации. Была драка с проволокой на ржавом корабле – какие-то сантиметры, и спица могла пробить и его, и меня (проволока прошла по моей мочке уха). Пошел азарт. Я грудью навалился на его ноги и сказал: «Толкай, я перевернусь через тебя». Я приземлился спиной на осколок от бутылки. Когда мы катились к воде, то попросил: «Серег, отталкивай меня». И пролетел вниз метра три.
«Не бей пяткой, ударь пыром», – попросил я в другой сцене, отлетел на три метра, и у меня надорвались два нижних ребра (не сломаны, а оторваны от хрящей). Впервые я присел после трех часов съемки, у меня уже была перебита перегородка носа, и я понимал, что не могу встать на ногу – а во мне еще осколки и камни. Мне заморозили больные места, я не мог дышать. Так мы снимали еще несколько часов.
Безрукова я все же подцепил по носопырке, минут 15 останавливали кровь. Я кричал: «Серега, прости». А он ответил: «Один-один». За полчаса до этого он сломал мне перегородку носа.
Деркач: «Мухе сломали нос – вокруг была настоящая кровь, как и кровь на лице Белого. Когда Мухе отбили колено, они больше махали руками, а не ногами. Многие вещи рождались по ходу драки общим творчеством: например, Муха, когда уже не мог нормально ходить, держался за перекладину, Белый бил его по лицу».
Апрельский: «По движениям в кино видно, что я переносил центр тяжести на правую ногу и придерживать себя. Ближе к концу уже не очень хорошо передвигался. Подвернутая нога, ребра, сломанная перегородка, две разбитые костяшки на левой и одна на правой руке после удара в корпус баржи. К тому же падал спиной».
Особая история с цепочкой, которой душили Безрукова: ради нее на площадку вызывали ворона
Апрельский: «Когда Безруков сорвал с меня цепочку, сказали: «Стоп, переснимаем». А потом режиссер тут же говорит: «А давайте оставим момент, что цепочка слетела».
«Леша, – предлагаю я режиссеру, – Давай я потом буду ею душить Белого». Ему понравилась идея, я намотал цепочку и убрал в карман. На тот момент были деньги, картина только начиналась, поэтому режиссер скомандовал: «Срочно вызывайте ворону, [чтобы она утащила цепочку]».
Сивушов: «Сидоров попросил организовать сцену с вороном, потому что в драке «не хватало финальной точки».
Апрельский: «И в этот момент началась новая эпопея: спустя часа три привезли вороненка из театра Терезы Дуровой, объявили обеденный перерыв, а Леша в это время снимал, как птица берет цепочку».
Сидоров и Апрельский
Сивушов: «В звенья цепи пришлось запихивать кусочки мяса».
Апрельский: «Быстро, засранка, взяла цепочку и полетела», – повторял дрессировщик. С седьмой попытки под общий смех она еле-еле ее взяла, через полчаса вернулась без всего. Я расстроился, потому что хотел забрать на память, и обратился к дрессировщику: «Вы же сказали, она дрессированная» – «Откуда мне знать, что у нее сегодня в голове? Дура-птица».
Деркач: «Ворон, наверное, еще жив, – они долго живут. Спасибо ему».
«Я не мог даже крикнуть, начал выть, пошли слезы». После съемки Безруков поехал на спектакль, а Муха 10 дней смеялся через боль
«Мы закончили, когда уже стемнело, девчонки-ассистентки нас быстро раздели, никого не интересовали травмы друг друга, – вспоминает Апрельский. – Я еле доковылял до автобуса, в 18:15 Безрукова посадили в машину и повезли через всю Москву на спектакль, который начинался в семь.
Держась за турникет в автобусе для переодеваний, я еле поднялся. Затекло все тело, кроме ушей, от боли было сложно разговаривать, я только кивал и отвечал: «Угу». Меня отвезли на машине до съемной квартиры в Отрадном, я медленно поднялся на третий этаж и не помнил, как заснул.
На следующий день в 10 утра проснулся от телефонного звонка, потянулся рукой к трубке и грохнулся с дивана. От боли не смог даже заорать, пошли слезы из глаз. Не смог встать – настолько были отбиты мышцы.
Съемки «Бригады» продолжались, мне позвонил Валера: «Ну, брат, давай держись, работа такая».
Следующую моя сцену снимут через полгода: драка на дискотеке. А еще через неделю – Космос убивает Муху».
«Сделаем, потому что мы – Бригада». Безруков вспоминает сериал до сих пор и обнимает Муху при встрече
Апрельский: «В 2002 году, в самый бум «Бригады», Безруков пригласил меня на спектакль «Пушкин» в Театр Ермоловой (сыграл главную роль), куда невозможно было достать билеты, люди сидели на ступеньках. После спектакля его папа (Виталий Безруков написал сценарий того спектакля, тоже актер, сыграл в «Бригаде» собачника, вспомните по фото, – Sports.ru) меня пожурил: «Что-то вы моего Сережу не особенно берегли». – «Да вы что, мы же не в теннис играли». Он меня приобнял.
Потом встречались с Сережей на студиях и со слов «Бригада» начинались дружеские объятия. У нас получилась уличная пацанская драка – есть что вспомнить».
Деркач: «В моей карьере это одна из лучших постановок драки. Делал драки в «Магнитных бурях» (аналоге «Банд Нью-Йорка»), но ни ее, ни другие (ставил драки в «Орде», «На игре» и «Турецком гамбите» – Sports.ru) не вспомню, а вот драку в «Бригаде» – легко.
С Безруковым часто пересекаемся на общих проектах, когда впереди что-то сложное, он всегда повторяет:
«Сделаем, потому что мы – Бригада».
Фото: кадры из сериала; личный архив Сергея Апрельского