Чуваши и мордва что общего
От кого произошла мордва?
Мордва древнее славян
Мордовское языческое капище божества Пурьгинепаза
Несмотря на то, что мордва-небольшой народ, который не гремел на исторической арене последние тысячу лет, их история более древняя, чем у славян.
Впервые мордва упоминается у готского историка Иордана, в перечислении завоеванных народов империи Германариха, вместе с другим финно-угорским народом «меря», дословно Merens и Mordens
Традиционные ритуалы мордвы
Откуда произошла мордва?
Кроманьонцы Русской равнины эпохи отступления ледника
Атланто-балтийский тип (сверху)
Эрзя напротив преимущественно сохранили типы характерные скорее для Польши или Германии: западно-балтийский, атланто-балтийский.
Удлиненные пропорции тела, длинные конечности, легкий скелет, долихоцефалия.
Они выходцы из другого региона, скорее всего это потомки групп населения из германо-славянской общности, которые приняли финно-угорский язык и верования или же изолянты, которые сохранили исходный индоевропейский тип, проживая в труднодоступных районах.
Мордовский воин спасает свою невесту от обских угров
Мордва тесно контактировала с иранским миром, о чем свидетельствуют многочисленные параллели в языке и языческой религии, по всей видимости, скифо-сарматский мир теснейшим образом соприкасался с мордвой, а затем им на смену пришли славяне и балты, которые также очень много «наследили» в культуре эрзя.
В домонгольской Руси записаны случаи военных конфликтов и не всегда успех был на стороне русичей, а уже войско Батыя пополнил вождь эрзя Пуреш, который прошел с ним до Германии, о чем остались многочисленные свидетельства, однако там Пуреш взбунтовался и решил покинуть войско монгол.
Те сделали вид, что отпускают его, как выполнявшего достойно свой долг, но затем они догнали эрзян и истребили их всех.
После занятия этих земель Россией, мордву стали насильно крестить, что до 20 века приводило к массовым восстаниям, которые подавлялись исключительно жестоко.
Периодические кровавые чистки мордвы приводили к тому, что они расселялись подальше от своих территорий и ассимилировались с русскими.
Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть — экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре.
Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624—1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом
Как известно, Пургасова волость являлась эрзянским государственным образованием]. Лаврентьевская летопись сообщает, что муромский князь Юрий Давыдович:
вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…
Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным (хотя и близкородственным) народам привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом, а затем Юрием, то вступают с ними в союз.
Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород, и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств, в то время как мокшанский царь Пурешявлялся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война[.
В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский[.
В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромыи эрзян. Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках.
К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия.
В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска.
На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян.
В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными]
С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён.
Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему.
Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.
«По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье — индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» [«От Скифии до Индии». Стр. 99.]
Генетическая близость: мокша, эрзя, чуваши, татары казанские, мишари, башкиры
Вот для сравнения республика Башкортостан. По данным переписи, 1,1 миллионов башкир проживают в Башкортостане
Сразу стоит сравнить генетические расстояния от Башкир этого ареала с Казанскими татарами.
Мы видим, что ареал популяций, генетически сходных с казанскими татарами, более обширен и весь обращен к Северо-Восточной Европе. «Зеленая область» впрочем не так велика.
Как пишет Балановский, «Y-хромосомный генетический ландшафт не подтверждает ни булгарскую, ни золотоордынскую версии этногенеза казанских татар.» При этом в понятие «золотоордынский» значит скорее влияние миграций из Монголии и прилегающих территорий во время завоевания. И это актуально для казанских татар!
Однако нужны дополнительные исследования: наука полна сомнений в этом вопросе.
Прилагаю карту Татарстана.
Особое внимание к Волге, по берегам которой на карте «желтые» по отношению к татарам популяции
Сложнее дело обстоит с оценкой количества татар-мишарей. Их количество оценивается приблизительно в 200 тысяч в Татарстане. Из их обширного ареала к настоящему времени по Y-хромосоме изучены только популяции мишарей именно Татарстана.
И их генетическая карта очень интересна: «темно-зеленая зона» опоясывает Самару.
Зона генетического сходства в западном направлении доходит лишь до Прибалтики, но не покрывает ареал западных славян, но тянется широкой полосой светло-зеленых интервалов от Прибалтики до Поволжья и Южного Урала.
Вот где расположена сама Чувашия.
Сразу вспоминается, что чувашский язык – единственный уцелевший из булгарской ветви тюркских языков.
+Кавказ и особенно Багдад светлее, чем на предыдущих картах. Окрашены территории эти в оранжевые тона умеренно больших генетических различий
+ Своеобразие генофонда чувашей задается в первую очередь резко повышенными (по сравнению со всеми соседями) частотами гаплогрупп E и J, типичных для Передней Азии.
Вот например карта J (возраст более 30 000 лет) из Википедии. Сама же она делится на J1 и J2.
Генетический ландшафт эрзян напротив, обширен. И доходит «зеленым» почти до Германии.
Если посмотреть на все карты еще раз, то эрзяне «ярче» соприкасаются со славянами, и происходит это очень равномерно.
Отличия: близость к крымским татарам. У мокшан «просветление» в области Багдада и в Прикавказье.
Мы видим, что по мужской линии (важнейший показатель миграций) мокшане и эрзяне действительно очень различаются.
Но решать кто они: мордва, эрзя или мокша ИМ!
Пост похож на лекцию в институте. Вроде бы понимаешь, что что то интересное рассказывают, но всё так витиевато и запутанно, что в итоге понимаешь, что ничего не понимаешь)
Посмотрел на карту с эрзянским родством. Такое распределение не может быть связано с изначально «балтским» населением?
Что-то похожее недавно с вами обсуждали
Я татарин с Волги, с Самары, Казанских татар еле-еле понимаю, настолько разные языки. Почитал пост, и получается что я мишарин?
Хаа, погонялу себе придумал- татарин-мишарин
я понял только, что все уже давным давно перемешались, нет?
Круто, я с Арзамаса) знакомые названия)
Импортозамещения
Ох уж эта Азия
Новая национальность
Генетический портрет нанайцев
Генофонд двух крупнейших родовых групп самар и бельды был исследован специалистами Медико-генетического научного центра и Института общей генетики РАН при участии коллег из российских научных организаций (Комсомольск-на-Амуре, Новосибирск, Кызыл, Уфа) и Казахстана. Авторы статьи в журнале «Генетика» Ю.В. Богунов и Е.В. Балановская.
Судя по историческим данным кланы бельды (бэлдай) и самар (самагир) формировались независимо друг от друга. Этнографы и историки предполагают, что клан бельды сформировался на основе трех компонентов: автохтонного, тунгусоязычного и приморского (включая айнов). Считается, что самагир образовался с помощью миграций тунгусоязычных популяций Забайкалья, ассимилировавших аборигенное население левого притока Амура.
«Восточноевразийская» гаплогруппа С2 (37%) у бельды представлена четырьмя субветвями С2b1a, характерной для коренных народов Сибири и Дальнего Востока. «Восточноазиатская» О (22%) представлена в основном субветвью О1 (12%).
У мужчин самар (38 образцов) преобладает приамурская субветвь N3a6 — 84%. Остальные 16% их генофонда представлены носителями гаплогрупп О1b, С2b1a и J2a1a.
На основе этого авторы выдвинули гипотезу о двух независимых путях миграции носителей N3a, сформировавших два самых крупных клана нанайцев. Причем по времени эти миграции были разделены: возраст γ-кластера клана самар (1400 ±500 лет) почти вдвое превышает возраст α-кластера бельды (800 ± 500 лет). На то, что клан самар более древний, чем бельды, указывает и более высокое разнообразие вариантов N3a у самар.
Богунов Ю.В., Жабагин М.К., Богунова А.А., Каменщикова Е.Н., Мальцева О.В., Беленикин М.С., Короткова Н.А., Дамба Л.Д., Юсупов Ю.М., Янковский Н.К., Балановский О.П., Балановская Е.В. Генофонд коренных народов Дальнего Востока: генетическая реконструкция происхождения нанайских родов (бельды и самар) // Генетика. 2018. Т.54. Приложение. с. S99–S102. DOI: 10.1134/S0016675818130052.
Околонаучная сенсация. Башкиры R1b = кельты
Некоторыми группами ВК распространяется пост «Факты о башкирском народе». Пример: ( https://vk.com/wall-68101321_29180 ). Что самое печальное — его лайкают многие, принимая искаженную информацию за правду. Особенно «радует» пункт 3.
Итак, начнем. Постепенно будем раскрывать тему.
1) Мужчина, общий предок носителей R1b жил более чем 20 тысяч лет назад. Чтобы понять, насколько это давно, отсчитайте 10 раз от первого года н.э. до сегодняшнего дня.
3) Часть поста про «87%» и вовсе вводит читателя в заблуждение, ведь кажется, что речь идет о 87% у всех мужчин-башкир. Но это не так. ЕВРОПЕЙСКИЙ научный генетический сайт Eupedia дает оценку для башкир Уральского региона (47,5%) и для Абзелиловского района (до 60%). Тот же сайт указывает на наличие R1b у других народов Урало-Волжского региона — казанских татар, удмуртов, коми и так называемой мордвы, а также называет среди носителей уйгуров и туркмен, славян Украины и России. Башкирский народ имеет четкую клановую структуру — следовательно, один клан может генетически отличаться от другого, что и показывают свежие исследования. Высокая частота гаплогруппы у определенных родов вполне может проявляться из-за эффекта основателя, когда большинство мужчин восходят к одной семье-группе.
3а) Из всех популяций ветви R1b наиболее часты у басков до 85% — среди всего народа (Young et al. 2011). При этом баски говорят на неиндоевропейском «палеоязыке Европы».
4) Помимо R1b, среди башкир часты гаплогруппы R1a и N. Свежие исследования 2017-2018 уточнили данные. Вот диаграмма для северо-восточных башкир. Мажорная г-п R1a, составила две трети генофонда (67%); три других гаплогруппы — G2a, R1b и N1c1 — встречаются намного реже (с частотами 8–10%). http://генофонд.рф/?page_id=15849
Все носители г-пы R1a среди северо-восточных и северо-западных башкир принадлежат к одному кластеру. Поэтому можно предположить, что в их истории произошло разрастание одного прото-клана, связанного реальным кровным родством (вывод ученых).
Среди западных кланов башкир также наблюдается пёстрота гаплогрупп. 2/3 генофонда составляет уже N, что указывает на до-тюркскую ассимиляцию населения.
Гирей — 75% I1. Канглы — G1 60% — именно у этого рода результат скорее всего обусловлен миграциями сармато-аланских племен в Урало-Поволжье.
Еней — 61% N3, cамая частая (44%) «восточносибирская» ветвь N3a2.
Елан: Три четверти генофонда елан приходится на гаплогруппу N. Преобладает (37%) вариант — N3a4, который с максимальными частотами встречается у западных финно-язычных народов (вепсов, карел, финнов, эстонцев).
Уран: Происхождение связывают с приходом кимаков на Южный Урал. До 90% занимает N3a4, что роднит с еланом.
В генофонде минцев «североазиатская» гаплогруппа N3a составляет треть (34%), причем преобладает субвариант N3a4-Z1936 (29%). «Паневразийская» гаплогруппа R1a1a* в генофонде минцев составляет 22%. «Центральноазиатская» г-па C2*M217(хМ48) — 16%. «Переднеазиатские» гаплогруппы J2 и G2 составляют 10% генофонда, но обнаружены только у клана кобау, причем практически у всех (90%) его изученных представителей. http://генофонд.рф/?page_id=30881
4а) В генетической системе координат среди окружающих популяций Северной Евразии северо-западные башкиры тяготеют к юго-западным башкирам, и значительно удалены от восточных башкир. Наиболее близки к северо-западным башкирам некоторые финно-язычные народы (вепсы, карелы, финны, эрзя), а популяции другие популяции, в генофонде которых имеется мощный генетический пласт, роднящий их с «финноязычным» населением Восточной Европы
5) Данные о высокой частоте (до 80%) по всей видимости взяты из диссертации Лобова А.С. (2009 год ). В ней речь шла о том, что маркер R1b-M269 встречается с очень высокой частотой среди выборки жителей Баймакского района, пермских башкир. Явление сопровождается умеренной и низкой частотой в остальных группах башкир.
6) Скифы = кельты? Вот так новость. Никто в здравом уме не ставит знак равенства между этими группами племен. Глобально их связывает принадлежность к индо-европейской семье языков, да только язык скифов ( + сарматов, алан) относится к иранской ветви. Пока в мире науки широко обсуждают отличия скифского языка от сарматского и заимствования (С. Кулланда), в интернете кипят споры с этно-шовинистическим подтекстом.. Скифы — не были прямыми предками ни тюрков, ни славян, хотя вполне могли поучаствовать в этногенезе каких-то групп. «Балановский: Надо только понимать, что между, например, скифами и восточными славянами зияет дыра почти в два тысячелетия». А агрумент пантюрскистов про Орхоно-енисейскую письменность (якобы скифскую) с нижней датировкой — 8 век нашей эры довольно слаб. Иранские этимологии есть для Скифских имен.
Казахи-аргыны, например, с доминированием ветвей гаплогруппы G1 не имеют близкой патрилинейной связи с якутами, у которых доминирует г-п N.
8) Скифский союз племен сам формировался за счёт смешения, консолидации нескольких популяций Евразии. Количество митохондриальных гаплогрупп (материнская линия) доходит до демятка, причем они характерны как для Запада Евразии, так и для Востока.
9) R1b нашли у царственной прослойки Египта. К R1b принадлежал Николай II, почему бы не использовать этот факт подобным группам? Был случай, когда в богатом захоронении в Восточном Монголии была найдена R1b-M343 у трёх мужчин — журналисты ее сразу окрестили «г-п Чингисхана», и по той же логике Чингисхана объявили европейцем.
Авторы исследований: Балановская Е.В., Юсупов Ю.М., Схаляхо Р.А., Степанов Г.Д., Асылгужин Р.Р., Жабагин М.К., Балаганская О.А, Султанова Г.Д., Борисова Е.Б., Дараган Д.М., Балановский О.П. Генетические портреты семи кланов северо-западных башкир: вклад финно-угорского компонента в генофонд башкир // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. – 2017. – № 3.- C. 94–103.
Юсупов Ю.М., Балановская Е.В., Жабагин М.К., Асылгужин Р.Р., Султанова Г.Д., Сабитов Ж.М., Богунов Ю.В., Кагазежева Ж.А., Маркина Н.В., Агджоян А.Т., Балановский О.П. Генофонд юго-западных башкир по маркерам Y-хромосомы: опыт междисциплинарного анализа // Генетика 2018.
Два крыла одной птицы
Генофонд Новгородской земли. Сравнение с другими русскими. Дославянский вклад
Итоги
У 6-ти гаплогрупп (мужских линий) из 20-ти найденных частота выше 5%: R1a*(38%), R1a1d-М458 (11%), N3a4 (9%), N3a3 (8%), I1 (7%), R1b-М269 (6%). Основу генетического портрета составляют варианты гаплогрупп R1a и N3.
Мажорная гаплогруппа R1a характерна для западных и восточных славян.Гаплогруппа N3 (N1c), распространена по всему северу Евразии от Скандинавии до Дальнего Востока, две ее ветви – гаплогруппы N3a4-Z1936 и N3a3-VL29, составляют почти пятую часть генофонда новгородцев (17%). У удмуртов, финнов, марийцев «линия» N доминирует в генофонде
Первая ветвь условно названа «финской». Чем краснее, тем ближе население по генотипу.
2-я гаплогруппа условно «прибалтийская».
N3N4 часта у русских Архангельской и Вологодской областей. Этим они и отличаются.
N3a3 : область ее высоких частот включает ареалы народов Прибалтики и часть Псковщины и тверских карел. Конкретно для этой ветви по STR гаплотипам впервые был выделен особый «балто-славянский» кластер α. Туда попали и гаплотипы белорусов, украинцев, литовцев.
Но удивительно то, что балтоязычные литовцы (язык близкий к славянским) и финноязычные эстонцы, географически столь близкие и образующие на карте единую географическую зону максимальных частот N3a3, четко расходятся по кластерам.
Часть их гаплотипов новогородцев вошла в небольшой «новгородско-финский» кластер β, В его гаплотипе-основателе находятся два новгородских образца (из наиболее северной популяции) и гаплотип мари, а от них происходят гаплотипы, встреченные у эстонцев, марийцев и у двух русских из Центральной России. Все остальные гаплотипы из новгородских и прочих русских популяций находятся в другой части сети, зачастую вместе с финноязычными популяциями. Это указывает, что гаплогруппа N3a3 в русских популяциях обычно фиксирует не только дославянский, но и добалтский пласт генофонда, не связанный с балто-славянским кругом популяций.
Новгородские русские с генетической точки зрения
На графике выделяются 4 кластера, причем все 4 популяции Новгородчины вошли в один и тот же кластер, между севером и югом. Показательно, что порховская популяция, генетически объединилась с остальными новгородскими популяциями, а не с другой географически соседней псковской популяцией.
В «Южный» кластер вошли популяции белорусов, украинцев, русских центральной и южной России. В «Северный» кластер, кроме чрезвычайно отличных друг от друга русских популяций Архангельской области, вошли карелы Карелии, тверские карелы, вепсы, а также мологжане из Ярославской области.
Второй важный вывод работы состоит в том, что все 4 популяции Новгородчины оказались генетически сходными, несмотря на современные административные границы. «Поэтому наши опасения, что поздние миграции и административные преобразования последних пятисот лет изменили генофонды русских земель, оказались сильно преувеличены» — пишут авторы. Куда в большей степени на генофонд Новгородчины оказал влияние ландшафт. 3 новгородские популяции располагаются на реках, с которыми связывают расселение славян. А вот ландшафт четвертой популяции (Анциферово) отличается от остальной территории – вместо рек там озера, что не отвечает требованиям славянских поселений и соответствует, скорее, местам, типичным для дославянского населения. Особенности генофонда этой популяции также поддерживают эту гипотезу.
Балановская Е.В., Агджоян А.Т., Схаляхо Р.А., Балаганская О.А., Фрейдин Г.С., Черневский Д.К., Черневский К.Г., Степанов Г.Д., Кагазежева Ж.А., Запорожченко В.В., Маркина Н.В., Козлов С.А., Палипана С.Д., Балановский О.П. Генофонд новгородцев: между севером и югом // Генетика. 2017. Т 53, № 11. С. 1338–1348
Немного адекватных слов по поводу Ислама
В последнее время появилось много постов про наехавших в Европу исламистов с арабских стран. Каждый такой пост сопровождается сообщениями типа «ислам не мирная религия», «запретить ислам» и т.д. Хотелось бы пояснить немного по поводу этой религии.
Башкиры и татары живут уже давно в России, и в регионах, где они живут, религии мирно сосуществуют: отдыхают во время курбан-байрама, мусульмане с православными купаются в крещенские морозы, вместе празднуют пасху. Никто не перекрывает дороги, не падает в грязь коленями во время каких-либо молитв (такое могут делать только приезжие хз откуда, а таких башкиры и татары сами не любят). Никто не орет Аллаху Акбар в любой момент, не обижается по поводу карикатур и т.п. Если и есть какие-либо моменты связанные с религией, то они единичны и обычно это со стороны радикальных бородатых мусульман (шиитов тех же). И если и были стычки между русскими и башкирами в истории, то были они из-за царской власти.
Обобщая все вышесказанное: прежде чем стричь всех под одну гребенку и ругать мусульман «грязными животными», не забывайте о народах России, которые тоже проповедуют Ислам, и которые мирно живут рядом, добывают нефть, мед, готовят чак-чак. Эти фразы очень обидно звучат, хотя все понимают, что это больше относится к арабским странам.
Приезжайте в Казань или в Уфу, погостите, оцените природу, культуру и быт народов, проживающих там. Всем добра и здоровья.