дача это в древней руси
Когда появились первые дачи, и какие дачные запреты существовали в советское время
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда произошло слово дача, и при чем тут Петр I
Первые загородные дома, предназначенные для летнего отдыха, появились в России в XVIII веке под Санкт-Петербургом. Принадлежало это нововведение Пётру I. Государь пожаловал своим подданным земли, чтобы удержать их летом вблизи от города и не дать разъехаться по отдаленным поместьям и «заграницам». Чиновникам, получившим царский подарок, было велено не затягивать и в течение нескольких лет возвести на полученных участках дома, пригодные для проживания, а также провести благоустройство прилегающих территорий.
Наделы, подаренные Петром I, назывались распространенным в те времена словом «дача», которое означало подарок, дар и вело свое происхождение от древнего глагола «дати», что сегодня произносится как давать. Отсюда и появилось привычное нашему слуху название дача, которым сегодня называют участок за городом.
Аристократы строили дома вдоль дороги в Петергоф, в самых красивых местах под северной столицей. Пётр, следовавший в свой загородный дворец, мог по дороге инспектировать или просто наблюдать, как проводят время его подданные на своих дачах.
Дачи в Имперской России
Подмосковные окрестности «заполнялись» равномерно, дачи появлялись во всех пригородах, но больше всего их возникало вдоль железнодорожных линий.
Изначально дачи строились исключительно в целях приятного времяпровождения, дружеских встреч, проведения спектаклей и концертов. В качестве подсобного хозяйства они стали рассматриваться намного позже. Многие дачные владения становились самыми излюбленными местами для гуляния, появлялись рестораны и торговые ларьки.
Например, в первой трети XIX века очень модно было отдыхать в Останкино, чьим хозяином тогда был тогда граф Шереметьев. Его дворовые, быстро поняв выгоду, приступили к переоборудованию своих домиков и принялись сдавать их в аренду горожанам. Некоторые так преуспели в этом деле, что стали весьма состоятельными людьми. Многие дачные постройки были такими хлипкими, что при заселении в них выдавалась инструкция, в которой было указано, что ради безопасности танцы в доме.
Когда строительство железных дорог стало более активным, дачные поселки начали возникать в значительной отдаленности от Москвы: Химки, Ховрино, Тарасовка, Пушкино, Малаховка, Томилино.
К началу XX века самыми модными местами в Подмосковье считались поселки Клязьма, где было почти 500 дач, и Малаховка, в котором было построено около 1000 дачных домиков. В поселках уже была хорошо развита социальная инфраструктура, даже проведено электричество, а проехаться по ним можно было на конке.
Под Санкт-Петербургом дачи строились в дворцовых пригородах, а также в некоторых деревеньках. Постепенно перемещаться к Карельскому перешейку строительство стало только в начале XX века. В 1892 году даже был издан путеводитель «Куда ехать на дачу?», в котором особое место уделялось Гатчине.
Постоянный рост квартплаты в начале XX века привел к тому, что многие горожане уже не могли проживать в центре города. Началось переселение в пригород. Сначала всё большее количество народа оставалось зимовать на даче, что привело к превращению дачных мест в поселки, где круглый год жили люди. Горожане, которые оставались на дачах на зиму, звались зимогорами. Чтобы приютить таких людей, появились такие места как Лигово, Ольгино, Новоселье, и другие
Советские дачи и их специфика
После Октябрьской революции, если отбросить бывшие барские усадьбы, большинство дачных домиков выглядели как легкие постройки, возведенные без особого старания. Сдавали их в аренду многие крестьяне, получая дополнительный доход.
Чаще всего дачи строились так, чтобы можно было в любой момент уехать на поезде в город. Электричество и водопровод на большинстве участков отсутствовали. К 30-м годам дачи стали превращаться в своеобразные сельскохозяйственные угодья. Люди приезжали туда, чтобы ухаживать за огородом и садом.
В советское время активно шло строительство дачных домов для работников различных организаций, разница была лишь в том, что рядовые сотрудники и рабочие получали участки с одноэтажными постройками на несколько семей сразу, а чиновники высокого уровня строили огромные дома, и платило за это государство.
21 век: превращение дачных домиков во дворцы
Сегодня существует немало поселков, где расположены старинные дачи, подаренные государством элите общества за какие-то заслуги перед отечеством. Они обычно находятся недалеко от города, в хорошем, удобном месте, отличаются качеством и красивым внешним видом. В настоящий момент такие постройки относятся к разряду элитной недвижимости, приобрести их могут лишь очень состоятельные люди. Многие из них вообще не имеют никакого отношения к первому хозяину дома.
Тенденция использования дачи в качестве приусадебного хозяйства постепенно затухает. Все чаще за городом люди просто отдыхают, жарят шашлыки, катаются на лыжах, весело проводят свое свободное время.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Откуда взялось и что означает слово «дача»?
Как-то я задумалась: а от чего произошло слово «дача»? Явно связано со словом «давать». Вот только что, кем и кому дадено?
48% населения России владеют дачами. Данные из Википедии за 2011 год
Но — слава Интернету — ответ нашелся. Оказывается, слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга.
Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице — не на постоялых же дворах останавливаться знати!
Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем. Конечно, они совсем не напоминали дачи в современном понимании слова. Это были огромные поместья на многие сотни гектаров с капитальными строениями в духе того времени. Но слово дача вошло в обиход и закрепилось в значении «временное жилье за городом».
Москва. Тверская-Ямская улица. Конец XIX в. Фото с сайта img-fotki.yandex.ru
Более близкое к современному значение слово приобрело уже в начале XIX века, когда дачами стали называть временное (летнее) жилье за чертой города для более демократичных слоев населения. К этому времени Москва стала приобретать черты большого города: сносилась жилая застройка в виде одноэтажных частных домиков с огородами, на их месте появлялись так называемые «доходные дома», которые сдавались внаем разночинному люду: учителям, врачам, музыкантам, литераторам, приказчикам, мелким чиновникам, обедневшим дворянам. В Москве появились улицы без единого деревца. Пыль и духота стали обычными для столицы в летнюю пору. Рынки, мусор, различные «мануфактуры» тоже озона не добавляли.
Среди разночинного населения стала популярной мысль, что жизнь в ближних пригородах в летний сезон здоровее и дешевле. Переезд на дачу – съемное жилье в ближних деревнях – в апреле-мае стал обычным делом для значительной части небогатого городского населения.
Сами дачи представляли собой ветхие ненужные крестьянам строения, которые приводились в более-менее приемлемое состояние самими дачниками. 40 тысяч небогатых дворян перебирались в теплый сезон на съемные «летние резиденции» – почти четверть всего московского дворянства. Многие предприимчивые крестьяне зарабатывали на этом, строя небольшие временные деревянные хижины без всяких удобств, а также снабжая дачников продуктами, овощами, зеленью. Ведь огородами дачники не занимались.
К концу XIX века город все больше приобретал черты мегаполиса, и все больше росло число желающих покинуть его пределы в летнее время. Москва обросла дачными поселками, в которые превратились ближние к столице деревни: Перово, Сокольники, Кунцево, Останкино и пр.
Переезд на дачу весной. Фото с сайта fresher.ru
Не зарабатывал на дачниках только ленивый. Извозчики перевозили утварь и домашний скарб на дачи, появилась специальная торговля в дачных поселках – для дачников. Театральные труппы приезжали развлекать скучающих за городом горожан. Например, Федор Шаляпин начинал свою концертную деятельность с поездок по подмосковным дачам.
Чаепитие на даче. Фото с сайта tele.ru
Под дачи стали строить специальное жилье – чаще деревянное в «русском» стиле, с резными наличниками, коньками, обязательно с террасой – для вечерних чаепитий. Архитекторы того времени создавали проекты дач, которые можно было приобрести любому желающему.
Проект дачи в русском стиле. Фото с сайта fresher.ru
С появлением железной дороги добираться до дач стало гораздо удобнее, ведь пока семья отдыхала на природе, главы семейств вынуждены были по-прежнему ежедневно посещать службу в городе. Дачные поселки строились вдоль железных дорог – Ярославской, Казанской, Рижской. На станциях Химки, Малаховка, Томилино, Пушкино, Тарасовка, которые назывались «поселками для отдыха», дежурили владельцы двуколок, чтобы довезти дачника до временного жилища. При всем том из центра столицы до дачного поселка можно было добраться минут за 40, а извозчиком — и того быстрее (но дороже).
Дачный поезд на станции Рига-2. Фото с сайта fresher.ru
Чем занимались горожане на дачах? Ни в коем случае не земледелием. Даже декоративные огороды (выращивание цветов) считались причудой и возлагались на прислугу. Читали, качались на качелях, гуляли, катались на лодках и купались в водоемах. Собирание грибов и ягод считалось крестьянским занятием, но можно было купить ягоды и сварить варенье.
Кроме того, музицировали, пели, читали вслух, ставили театрализованные постановки и писали этюды.
Дачники на берегу реки. Фото с сайта images.vfl.ru
Возмутителями дачного спокойствия считались появившиеся «моменталисты» – предшественники современных папарацци – обладатели устройств моментального фото, которые под видом орнитологов пытались сфотографировать известных особ, в основном во время купания на реке, и на этом заработать.
Более безобидные велосипедисты — обладатели этого необычного для тех времен механического устройства — тоже подвергались остракизму из-за слишком обтягивающей одежды, удобной для езды, но не соответствующей духу времени (здесь же дамы!). Велосипедистов травили собаками и швыряли в них камнями.
Дачники на рыбалке. Фото с сайта interviewrussia.ru
Очень хорошо дачная жизнь того времени описана в произведениях Чехова, Бунина и других русских писателей. Часто устраивались балы на задворках особо крупных дачных строений, да такие, что на них приезжали даже из Москвы. Молодые студенты и служащие, приглашаемые на балы для развлечения дачных барышень, натанцевавшись, зачастую отправлялись в город на своих двоих. Так дешевле, а отмахать пешком пару десятков километров было тогда делом обычным. Из-за оживленной культурной жизни на дачах «дачная жизнь» стала значительным явлением в искусстве, культуре, театральной жизни своего времени.
Владимир Маковский. Кукольное представление на дачах
На дачах богатых и «продвинутых», как сегодня говорят, горожан собирались знаменитые артисты, художники, актеры, музыканты. Общались, делились творческими замыслами, танцевали, а заодно пристраивали замуж дочерей — природа, романтические настроения и прочее… На подмосковных дачах были написаны многие знаменитые картины, пьесы, музыкальные произведения.
Константин Коровин. Дача. За чайным столом
В конце XIX – начале XX вв. дачная жизнь среди городского населения обеих столиц стала чрезвычайно популярной. Вывезти семью летом за город считалось обязательным, невозможность снять дачу на летний сезон была признаком крайних материальных затруднений (надо учитывать, что съем дач и все выше написанное касалось только среднего и богатого класса – дворян, купечества и разночинцев, то есть образованной части общества). Рабочие горожане ни о каких дачах не мечтали даже.
Вместе с тем в обществе шли процессы, характерные для того времени: разорение дворянства и усиление нового класса – буржуазии. У разорившихся дворян выкупались имения и усадьбы, где устраивались дачи и сдавались внаем. Именно предприимчивые люди стали строить дачные поселки под аренду, очень красивые, благоустроенные, по специальным проектам, обладающие своей инфраструктурой: парками, купальнями, мощеными дорожками для прогулок, площадками для крокета и пр.
Под Москвой одним из первых таких дачных поселков стала деревня Перловка, принадлежащая купцу Василию Перлову, который построил там около 80 дачных домиков и благоустроил поселок. Большой дачный поселок был в Клязьме, Бутове и других местах.
Дачники катаются на лодке в Полежаевском парке. Фото с сайта statehistory.ru
Под Петербургом надворный советник Борис Полежаев устроил дачный поселок с роскошным парком в селе Лигово на реке Лиговка. Было много и других дачных поселков: в Красном Селе, Вырице, Гатчине, Дудергофе, возле станции Сиверская и др.
Издавались журналы о дачном отдыхе – «Дачник», «Домовладение и городское хозяйство», «Поселок», «Земельно-поселковое дело», путеводитель «Куда ехать на дачу?» и пр. Те из дачников, кто не обладал большими средствами, объединялись в первые российские дачные товарищества для решения общих инфраструктурных проблем своих поселков.
Вот на таком этапе развития дачной жизни российских любителей жизни за городом застала сначала Первая мировая война, а затем – революция. Все изменилось тогда в российском обществе, также изменилась и дачная жизнь.
Что такое поместье?
Что такое поместье?
Пoмecтьe — чтo этo тaкoe
Bлaдeниe пoмecтьeм нaклaдывaлo oпpeдeлeнныe oбязaтeльcтвa. Нaпpимep, кaждый пoмeщик — влaдeлeц пoмecтья — нec paтнyю пoвиннocть. Пoмeщики дoлжны были oтпpaвлять c кaждыx 27 гa нa oбpaбaтывaeмoм пoлe oтпpaвлять в пoxoд нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy oднoгo чeлoвeкa в пoлнoм oбмyндиpoвaнии и нa лoшaди.
Bлaдeниe пoмecтьeм coeдинялocь c влaдeниeм нaceлявшими eгo кpecтьянaми. To ecть пoмeщик пoлyчaл нe тoлькo ycaдьбy и мнoжecтвo гeктap зeмли, нo и paбoчyю cилy.
Boтчинa, кoтopyю oбъeдинили c пoмecтьeм — пoxoжaя фopмa coбcтвeннocти. B нee тoжe вxoдилa зeмля, кpecтьянe, инвeнтapь, жилыe и нeжилыe пocтpoйки. Нo, в oтличиe oт пoмecтий, вoтчинy мoжнo былo пepeдaвaть пo нacлeдcтвy. Этo — глaвнaя oтличитeльнaя ocoбeннocть.
Bпocлeдcтвии, пocлe oбъeдинeния двyx пoчти paвнoзнaчныx пoнятий, пoявилocь нecкoлькo paзнoвиднocтeй имeний — cвoбoдныe, зaпoвeдныe, мaйopaтныe, poдoвыe. Caмый pacпpocтpaнeнный вид нeдвижимocти — poдoвыe имeния. B ниx пpoживaли цeлыми ceмьями. Глaвa ceмьи чacтo pacпopяжaлcя дeлaми, oднaкo нe мoг пpoвoдить cдeлoк c нeдвижимocтью бeз coглacия дpyгиx члeнoв ceмьи. Имeниe пepeдaвaли пo нacлeдcтвy, чaщe вceгo cынoвьям. Ecли cынoвeй в ceмьe нe былo, в нacлeдcтвo вcтyпaлa cтapшaя дoчь, пpи этoм ocтaльныe дoчepи тoжe cчитaлиcь coбcтвeнникaми нeдвижимocти.
Ocнoвныe пpизнaки пoмecтья
🔹 Бoльшaя плoщaдь. Дaжe в Дpeвнeй Pycи низшиe чины пoлyчaли 27–80 гa плoщaди. A cтaндapтнaя плoщaдь пoмecтья нaчинaeтcя oт 100 гa. B coвpeмeннoм пoнимaнии пoмecтьe — этo yчacтoк плoщaдью бoлee 1 гa, чaщe вceгo — oт 100 гa. Для cpaвнeния, дaжe нa дaчныx yчacткax ecть вceгo 6 coтoк, a чacтныe дoмa и зaгopoдныe кoттeджи вoзвoдят нa 5–20 coткax. Житeли квapтиp вooбщe oгpaничeны в пpocтpaнcтвe и имeют вceгo 20–100 м² жилoй плoщaди в cpeднeм.
🌊 Cвoй пpyд. Oбязaтeльнoe ycлoвиe для coздaния пoмecтья — нaличиe вoдoeмa. Ecли eгo нeт, дeлaют иcкyccтвeнный пpyд. Oн выпoлняeт cpaзy нecкoлькo фyнкций. Пepвaя — oбecпeчeниe пoжapнoй бeзoпacнocти: в cлyчae пoжapa из вoдoeмa мoжнo взять вoдy для тyшeния. Bтopaя — эcтeтичecкaя пpивлeкaтeльнocть: дoмa pядoм c вoдoeмaми пpи пpoчиx paвныx вceгдa цeнятcя вышe. Tpeтья — кoммepчecкaя: пpи жeлaнии пpyд мoжнo зapыбить и пpoдaвaть pыбy, зapaбaтывaя eщe и нa этoм. Taкжe paньшe вoдoeмы иcпoльзoвaлиcь для paзличныx пpaздникoв.
🏠 Бoльшoй дoм. B тpaдициoнныx пoмecтьяx пoмeщики жили в бoльшиx ycaдьбax. B ниx были oтдeльныe cпaльни для кaждoгo члeнa ceмьи, бoльшиe зaлы для пpиeмa гocтeй и пpoвeдeния бaлoв, oтдeльныe кoмнaты для пpиcлyги, кyxни, cтoлoвыe. Фacaд дoмa oбязaтeльнo был кpacивым. Eгo yкpaшaли бaшeнкaми, кaмнями, бaлкoнaми, кoлoннaми или дpyгими элeмeнтaми в зaвиcимocти oт выбpaннoгo cтиля.
⛺ Удaлeннocть oт гopoдa. Пoмecтья pacпoлaгaютcя зa гopoдoм, нa paccтoянии минимyм 2–3 килoмeтpa. Пoэтoмy тaкoe жильe oтличaeтcя экoлoгичecкoй чиcтoтoй. Caми пoмecтья мoгyт быть пoлнocтью aвтoнoмными: нaпpимep, нa тeppитopии мoгyт pacпoлaгaтьcя кoтeльныe, вeтpяныe элeктpocтaнции, peзepвyapы для пoдaчи чиcтoй питьeвoй вoды и дpyгиe oбъeкты. B зaвиcимocти oт paзмepoв тeppитopии, нa нeй мoгyт дaжe нaxoдитьcя мaгaзины — пpoдyктoвыe, xoзяйcтвeнныe, дpyгиe.
🌾 Ceльcкoxoзяйcтвeнныe yгoдья. Нa тeppитopии пoмecтья oбязaтeльнo ecть пoля для выpaщивaния ceльcкoxoзяйcтвeнныx кyльтyp, пoтoмy чтo житeли зapaбaтывaют ceльcким xoзяйcтвoм нa жизнь. Oни выpaщивaют кapтoфeль, кyкypyзy, cвeклy или дpyгиe кyльтypы, зaнимaютcя paзвeдeниeм ceльcкoxoзяйcтвeнныx живoтныx нa мяco или пpoдaжeй мoлoкa, яиц, шepcти, дpyгиx пpoизвoдныx. B coвpeмeнныx миниaтюpныx пoмecтьяx живoтныx и пoлeй мoжeт нe быть.
💨 Oтcyтcтвиe зaбopoв. Чaщe вceгo пoмecтья нe имeют пpивычныx oгpaждeний и зaбopoв. Иx oтличитeльнaя ocoбeннocть — живaя изгopoдь. Пo вceмy пepимeтpy тeppитopии выcaживaют выcoкиe кycтapники или пoлocы из мнoгoлeтниx дepeвьeв. Инoгдa дeлaют cвoeoбpaзнyю aллeю для пpoгyлoк — дeлaют двe пapaллeльныe лecoпoлocы. Bнeшняя чacть oтгopaживaeт пoмecтьe, внyтpeнняя нyжнa для coздaния aллeи. Meждy лecoпoлocaми дeлaют дopoжки или ycтaнaвливaют лaвoчки. Taкoe oгpaждeниe дoпoлнитeльнo являeтcя зaщитoй oт вeтpa и cнeгa — блaгoдapя выcoким дepeвьям, житeли пoмecтья мeньшe cтpaдaют oт cнeгa, вeтpa, мeтeлeй.
👫 Mнoжecтвo житeлeй. Чтoбы oбcлyживaть бoльшyю тeppитopию и зaнимaтьcя ceльcким xoзяйcтвoм, нyжнo мнoгo житeлeй. Paньшe вecь тpyд лoжилcя нa плeчи кpecтьян, ими pyкoвoдил пoмeщик. Ceгoдня вce житeли oбъeдиняютcя в cooбщecтвa, pacпpeдeляют oбязaннocти мeждy coбoй и тaк жe зaнимaютcя xoзяйcтвeннoй дeятeльнocтью.
Tpи пpимepa coвpeмeнныx пoмecтий
Paйcкoe в Tюмeни
Пpи eгo ocмoтpe нeльзя oтвeтить нa вoпpoc « ктo был влaдeльцeм пoмecтья? ». Oнo coздaнo в 2008 гoдy, нa paccтoянии 7 км oт Tюмeни. Изнaчaльнo фopмa coбcтвeннocти oбщaя, тo ecть кaждый чeлoвeк влaдeeт cвoим yчacткoм, нo вceм пoмecтьeм yпpaвляют cooбщa, нeкoммepчecким тoвapищecтвoм.
Teppитopия пoмecтья — чyть бoльшe 210 гeктap. Нa тeppитopии pacпoлoжeнo нecкoлькo пpyдoв, pядoм пpoтeкaют двe peки — Typa и Oльxoвкa. Ecть бoльшoй лec cмeшaннoгo типa, peльeф oтличaeтcя нeбoльшими xoлмaми. Ecть интepнeт, coтoвaя cвязь, вoдoпpoвoд, гaзoпpoвoд, элeктpoэнepгия, пpoдyктoвый мaгaзин.
Нa тeppитopии пoмecтья ecть бoльшoй и peдкий apeaл лeкapcтвeнныx тpaв — бoлee 100 видoв. Плoдoвыe caды зaнимaют 50 гa плoщaди. Pacтeт лoгoвaя клyбникa, eдинcтвeннaя в peгиoнe. Чиcлo ceмeй в пoмecтьe — 180, пocтoяннo пpoживaют в нeм 69 ceмeй.
Дeнёвo в Пcкoвe
Пoмecтьe былo coздaнo в 2004 гoдy в Пcкoвcкoй oблacти, нa бaзe нeбoльшoй зaбpoшeннoй дepeвни. Ceгoдня вce дoмa в нeй выкyплeны, плoщaдь cocтaвляeт 220 гa, дoпoлнитeльнo ocвaивaютcя eщe 40 гa.
Нa тeppитopии пoмecтья pacпoлoжeн oбщий дoм, нo y кaждoгo coбcтвeнникa ecть cвoй жилoй дoм. Упpaвляют пoмecтьeм cooбщa, y cooбщecтвa ecть ycтaв, кoтopoмy нyжнo нeyкocнитeльнo cлeдoвaть. Пpиcyтcтвyют плoдoвыe caды, нeбoльшoй пpyд, peкa c пpoзpaчнoй вoдoй, лиcтвeнный, xвoйный и cмeшaнный лeca.
Кaждый, ктo xoчeт cтaть yчacтникoм пoмecтья, дoлжeн пpeдлoжить бизнec-плaн пo пoвышeнию eгo цeннocти, a тaкжe пoзнaкoмитьcя c ocтaльными житeлями и пpинять ycтaв. Ceгoдня нa тeppитopии Дeнёвo пpoживaeт 40 ceмeй, пocтoяннo — 12 ceмeй, или 24 чeлoвeкa.
Poдoвoe в Tyлe
Пoceлeниe Poдoвoe в Tyльcкoй oблacти — этo coюз poдoвыx пoмecтий. Кaк пoceлeниe oнo ocнoвaнo в 2008 гoдy. Ceгoдня eгo плoщaдь пpeвышaeт 600 гa. B пoмecтьe нeт ycтaвнoгo дoкyмeнтa, вce дepжитcя нa ycтныx дoгoвopeннocтяx, нo yжe ceгoдня тaм пpoживaют 150 ceмeй.
Нa тeppитopии ecть лec и oзepa, пpигoдныe для кyпaния, a тaкжe cвoя инфpacтpyктypa. Taк, пpeдycмoтpeн дeтcкий caд, шкoлa и мaгaзины, ecть coтoвaя cвязь. Eдинcтвeннoe oтcyтcтвyющee блaгo цивилизaции — гaзoпpoвoд.
Пoмecтья были pacпpocтpaнeны в Дpeвнeй Pycи, нo cyщecтвyют и ceгoдня. Oни pacпoлoжeны зa гopoдoм и чaщe вceгo paзвивaютcя зa cчeт ceльcкoгo xoзяйcтвa. Eдинcтвeннoe oтличиe coвpeмeнныx пoмecтий oт тpaдициoнныx — тo, чтo ими yпpaвляют cooбщa вce житeли. A eщe мнoгиe житeли coвpeмeннoгo пoмecтья вдoxнoвляютcя книгoй «3вeнящиe кeдpы Poccии».
Жилище славян и хозяйственные постройки.
Любор Нидерле. Славянские древности. М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава V. Жилище и хозяйственные постройки.
Суровая природа славянской прародины непрестанно вынуждала славян заботиться о строительстве жилищ и крытых хозяйственных построек для защиты от холода, дождя и ветров. Славянские постройки прошли путь, аналогичный доисторическому развитию дома в остальной, лучше изученной части Европы – центральной и северной. Славянские постройки первоначально также представляли собою котлован, вырытый в земле на глубину до метра и более и непосредственно прикрытый крышей из прутьев, листьев, камыша, дерна и глины. Такие же ямы делались и для хранения запасов зерна. Конструкция жилища, точнее кровли его, могла быть легче или тяжелее в зависимости от длительности пребывания семьи на избранном ею месте. Образ жизни славян, как мы ещё увидим в главе VIII, долгое время, вплоть до исторического периода, оставался динамичным, поэтому срок пребывания на избранном месте мог быть коротким и ограничиваться, например, одним лишь летом или быть более длительным – до 1–2 лет.
Вид на село, состоящее из землянок, в окрестностях Лома в Болгарии (по Мрквичку)
Такие же жилища, аналогичные жилым ямам в остальной части Европы, мы с древнейших времён наблюдаем и на территории, заселенной праславянами. Мы даже видим, что славяне строили их более основательно ещё в конце языческого периода и в первое время после принятия христианства.
С такими постройками мы встречаемся и в XIX веке1 в некоторых местах Балканского полуострова, Польши и России, где они называются ziemianka, землянка, земуница, то есть жилище, вырытое в земле, наряду с иранским kata, на ведическом санскрите: Ката, хата — khāta — хата, из которого образовалось общеславянское хата. Бесспорно, этот термин древний и общеславянский.
В некоторых местностях над вырытым котлованом возводились низкие стены из стволов деревьев, обмазывавшихся глиной, и в этих случаях над стенами поднималась кровля. Внутри более примитивных жилищ посередине находился очаг, дым от которого выходил через обыкновенное отверстие в крыше, а вокруг очага у стен землянки возводились низкие глиняные лавки, служившие как для сиденья, так и для сна. Таких жилых ям размером 1,5–4 метра, относящихся к VIII–X векам, в славянских землях было найдено много2.
Подобную же хижину, очевидно, имел в виду и восточный источник IX века, из которого заимствовали свои сведения Ибн Русте и анонимный Персидский географ, говоря о подземных славянских жилищах. Ибн Русте описывает такую землянку как подземную баню с остроконечной кровлей, но нет сомнения, что такое описание может относиться и к жилому дому.
Персидский географ говорит лишь следующее: «Зиму славяне проводят в ямах и подземных хижинах»3. Другими, более подробными известиями, относящимися к древнему периоду, мы не располагаем. Прокопий и легенда о св. Димитрии упоминают лишь убогие хижины (калуван — καλύβαν — хижина, оиктраи — οίκτραί — ферма (сараи), каран — κάραν — хоромы, скиния — σκηναί) славян, и если Маврикий говорит, что славянские жилища имеют много выходов, то это явная ошибка, так как это могло относиться только к входам всей огромной усадьбы, а не самого жилища4.
В отношении западных славян мы располагаем известиями лишь с конца языческого периода, но уже Гельмольд подтверждает убогость славянских хижин, построенных из жердей. Герборд подтверждает то же и в отношении славянских жилищ на Руяне, хотя, с другой стороны, в поморских областях из-за недостатка места на городище, окруженном валом5, уже получили развитие деревянные этажные дома.
Наряду с этими подземными жилищами, дополненными деревянными наземными конструкциями, славяне, разумеется, строили и легкие, без котлована в земле, хижины, со стенами, сплетенными из прутьев. Такая хижина выглядела примерно так же, как и пастушеская колиба или куча6 в горах Балканского полуострова или на Карпатах.
Однако, несмотря на то что описанные выше примитивные формы славянских построек сохранились и по нынешнее время, было бы ошибкой полагать, что жилище славянина в своем развитии не пошло к концу первого тысячелетия далее примитивных землянок и шалашей. Во-первых, раскопки, которые произвел в последние годы своей жизни хранитель киевского музея В.В. Хвойко в Киеве и Белгородке, раскопки Н. Макаренко в Монастырище у Ромен, а в меньшей мере и западнославянские находки у Гасенфельда7, относящиеся уже к X веку, показывают, что как конструкции славянского жилища (сени, верхний этаж), так и его внутреннее устройство (печь вместо открытого очага) получили дальнейшее развитие. Землянка с печью. Раскопки у села Монастырище близ Ромен (по Н. Макаренко)
Во-вторых, исторические известия и ряд древних общеславянских терминов, сопоставляемых с основными формами современного и древнего славянского жилища, также подтверждают, что славянское жилище в ΙΧ-Χ веках, если хозяин его располагал достатком (не говоря пока о князьях), действительно достигло значительного развития.
Жилище бедных славян, разумеется, ещё долго оставалось примитивным и простым, а местами оно даже и теперь сохранилось в том же виде8, в то время как развитие обычного дома пошло по совершенно иному пути9.
Первым этапом в развитии славянского жилища явилось новое небольшое помещение у входа, служившее одновременно и для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза. Это небольшое помещение, называемое ныне сенями, возникло либо как результат того, что жилище было разделено внутри стеной, отделявшей жилое помещение с очагом от сеней, либо в результате того, что у входа в землянку и колибу делалась крытая, в местностях с суровым климатом глухая, пристройка, в результате чего и возникли сени снаружи жилища.
Для древних славянских жилищ X века и более ранних веков (Гасенфельд) характерны крытые сени обоих типов, и оба эти типа мы можем проследить и в современном славянском доме. Мы можем всюду предполагать, что эти два вида сеней появились в славянских постройках самостоятельно и скорее всего уже в течение первого тысячелетия н. э. Двумя древними славянскими названиями для них были сени (от слова сень) и притворъ (от слова притворити). Оба термина засвидетельствованы в письменных источниках уже с X века10. Таким образом, оба типа сеней имелись уже в землянке.
Как только славянское жилище поднялось над землей, изменились и сени и притворъ и их прежнее назначение, когда они были лишь несущественной, имевшей подчиненное значение частью жилища, служившей для защиты внутреннего помещения жилища от непогоды.
Сени превратились в большое, имеющее самостоятельное значение помещение для хранения вещей, содержания скота и даже для пребывания в нём человека в летнее время.
Великорусский дом с избой и сенями в Боровичском уезде Новгородской губ.
В древней Руси уже в Χ-ΧΙ веках сень (во мн. числе сени) являлась большим помещением, так как в сенях ели, принимали в них гостей, и они были соединены с каким-то помещением вроде галереи на втором этаже, куда можно было взобраться по лестнице11. Упомянутые уже раскопки В.В. Хвойко, в результате которых были вскрыты лишь небольшие жилища, все же показывают, что сени являлись большим помещением внутри дома. При этом письменные источники определенно отличают холодные сени от другого помещения – истбы, которой имелся очаг и печь.
Таким образом, отличительной чертой сеней является отсутствие очага, и этот признак славянских жилых построек остался для них характерным и по нынешний день. Такие сени имеются в славянских жилищах на западе и на севере, включая земли словаков и словинцев. Древний термин сень, как правило, сохранился. В отдельных местностях он, однако, заменен новыми названиями, как заимствованными главным образом из немецкого, так и местными, из которых наиболее интересным является загадочная вежа12. Вежа — башня, колокольня, замок, острог, намёт, шатёр, полевое укрепление, тюрьма. Многие укрепленные места, где были построены каменные замки, назывались «Белыми Вежами»(Значение слова Вежа по словарю Брокгауза и Ефрона).
Только древние жилища хорватов, сербов и болгар не знают сеней, а перешедшие к ним новейшие формы их заимствованы, а вместе с ними перешли чужеземные, главным образом тюркские, названия. Я объясняю это тем, что южные славяне ушли со своей северной прародины ещё до того, как сени и горница развились там в значительную и необходимую часть жилища. А до тех пор, пока славяне находились в постоянном движении, пока они не начали строить больших прочных и постоянных жилищ, эти части жилой постройки надлежащего развития получить не могли. Небольшое древнее крыльцо могло развиться в сени лишь позднее, при переходе славян к прочной оседлости в VI–IX веках, однако к этому времени, а в ряде случаев и задолго до него южные славяне отошли к Дунаю и за Дунай. Только этим можно объяснить, почему древний тип южнославянских землянок не развился в дом с большими сенями, а остался лишь «кучей» с небольшими перегородками или чердаком. Так выглядело славянское жилище, когда из врытой в грунт землянки оно развились в наземную постройку, и первой ступенью в этом его развитии и было помещение с очагом посередине, а впереди – отделенные от него большие просторные сени. А.А. Харузин предполагает, что первоначальное название жилища такого типа было у славян куча, коча (от праславянск. kgtja, древнеболг. кдшта). Доказать предположение А.А. Харузина нельзя, но возможно, оно и правильно.
Наряду с сенями в доме вскоре появляется также и навес, который пристраивался к дому снаружи у входа и, следовательно, означал лишь закрытый вход в жилище, а не помещение, отделенное изнутри. Этот тип постройки мы также можем проследить в южнорусских землянках, вскрытых В.В. Хвойкой. Когда сени славянского жилища развились во внутреннее обитаемое помещение, то снова и в ещё большей степени появилось стремление защитить вход в сени крытым навесом и дополнить жилище новыми сенями (передней) или крыльцом. Однако такая пристройка – результат уже позднейшего развития, и хотя не следует полагать, что она возникла под чужеземным влиянием, поскольку причины возникновения её были вполне естественны, всё же примечательно, что древний славянский термин притворъ исчезает, а эта пристройка у северных славян часто получает немецкие, а на Балканах – турецкие названия. Время возникновения этих названий, за некоторым исключением, пока не известно13, но нет сомнений, что, по крайней мере, русское крыльцо у сеней существовало уже в XI веке, и поэтому весьма вероятно, что удлиненный скат крыши и поддерживавшие её столбы – терем — довольно древний мотив славянского дома. Сюда же, вероятно, относится и балканский trem.
Следующее значительное превращение славянского жилища произошло уже накануне X века, и на этот раз под чужеземным влиянием. Это было образование внутри жилого дома избы с печью, а вскоре затем и кухни. Первоначально в праславянском жилище огонь разводился только в открытом очаге, находившемся в жилом помещении, а присоединенные к этому помещению сени, как мы видели, были холодными, без очага.
Три стадии развития словацкого дома в Западных Карпатах
Схематический разрез дома в Боснии (по Мерингеру)
У западных славян наряду с появлением избы с печью мы наблюдаем ещё одно новшество: печь в новой избе затапливается не из самой избы, а из сеней, через специальное отверстие. У этого печного отверстия, через которое закладывались дрова и выбиралась зола, естественно, возник на специально возведенном основании новый очаг. Одним словом, рядом с печью в избе возникает новый очаг также и в сенях, и сени превращаются в кухню. Вместо первоначального славянского жилища с холодными сенями и тёплым жилым помещением возникает дом с двумя очагами. Немецкие этнографы объясняют все эти изменения германским влиянием: на Руси – скандинавским (Рамм, Лютш), а у западных славян – франкским (Геннинг, Мейтцен и чех Мурко). Отсюда возникли и обычно употребляемые термины для определения характера жилища: «франкское», «верхненемецкое», затем «zwei-feuriges Haus» или «Kiichen-stubenhaus»17.
Только балканские славяне в Далмации, Герцеговине, Черногории и в части Македонии, то есть в западной части Балканского полуострова, переняли романский тип дома с одним очагом у стены и дымоходом, подымающимся над крышей. План сербской двухкамерной кучи немецкие исследователи полагают, что изба и кухня образовались в результате того, что в славянском жилище к сеням в качестве новшества присоединена была готовая франкская stuba. Таким образом, основным помещением, где находится очаг, они считают сени. В принципе можно согласиться с тем, что возникновение избы и кухни связано с франкским влиянием, на что указывает территориальное размещение видоизмененных жилищ, затем немецкие названия stube > истъба, chukhina (из средневековой латыни coquina) > кухня, kammer (лат. camera) > комора, а также ряд названий для архитектонических деталей внутри жилища и новых кухонных принадлежностей18.
Однако в отличие от немецких исследователей происшедшие изменения я объясняю совершенно по-иному. Я полагаю, что немецкое влияние на развитие жилища следует разбить на две стадии. На первой стадии славяне познакомились с немецкой избой, с печью, служившей баней19, но они не присоединили её к сеням с очагом – сени первоначально были без очага, – а лишь перестроили и изменили по её образцу своё жилое помещение с очагом, свою «кучу». Эти изменения по указанным уже выше соображениям должны были произойти задолго до X века, как я думаю, не позднее чем в V веке.
Кухня у западных славян стала появляться лишь на второй стадии, а именно с X века, когда в холодных сенях славяне начали строить новый очаг под влиянием франкских образцов, а печь в избе они начали строить из кафеля и затапливать её из сеней с нового очага, что и придало ей франкский характер. Но это превращение сеней в кухню произошло не ранее XI века, причем оно имело место уже не у всех славян; в частности, оно не произошло у русских, поляков и словаков, сени остались холодными20.
Скандинавское влияние на великорусское жилище сказалось не только в том, что с ним пришла stofa, но и в другом важном изменении: жилая постройка поднялась над нижним этажом (так называемым подпольем) до второго этажа (на острове Рюген). Насколько сильным было при этом скандинавское влияние на древнерусские жилище, указывает ряд новых деталей и названий. Заслугой Карла Рамма в том, что он установил это влияние21.
Последним большим изменением в плане славянского дома, также начавшимся в конце языческого периода, является присоединение ещё одного, то есть третьего, помещения к жилому дому, уже имевшему сени + избу, а именно помещения, которое не имело очага и служило как в качестве хлева и места для хранения необходимых в хозяйстве вещей, так и места для сна, особенно для молодежи и новобрачных. Проблема создания такого помещения древними славянами была разрешена таким путём, что рядом с собственно жилищем строили меньшее помещение, без очага; древнеславянским названием этого помещения была клеть12. С течением времени эту клеть стали пристраивать к жилищу, но не со стороны избы, а со стороны сеней таким образом, что позднее возникла новая, ставшая основой, трехчленная схема славянского дома, включившего в себя три смежных помещения: клеть (позднее называлась коморой) + сени + изба.
Первоначально двери в клети делались на любой стороне, но позднее, когда клеть была пристроена к жилищу, в клеть вели двери из сеней. Вскоре клеть была разделена и в горизонтальной плоскости – на два этажа; на верхний этаж можно было взобраться по приставной лестнице. Описанное здесь развитие клети подтверждается большим распространением среди славян аналогичных построек на различных стадиях их развития23, а также и древними известиями. На Руси клеть засвидетельствована в Киевской летописи под 946 годом, где она упоминается впервые, затем в «Житии св. Феодосия», пандектах Антиоха, ряде других источников XI века и, наконец, в «Русской правде», в которой перечисляются наказания за воровство из клети и т. п.24 Эти свидетельства показывают, что клеть возле дома служила кладовой, хлевом и жилым помещением и что в ней появился затем верхний этаж для складывания сена и зерна, в то время как другие вещи и скот находились на первом этаже.
Верхнее помещение в клети, куда взбирались по приставной лестнице, уже тогда называлось горницей25. На западе древняя клеть под немецким влиянием потеряла своё славянское название, сменилось чужеземным, латино-немецким kamara > kammer > славянск. комора. Только в Чехии и Силезии сохранился местный и древний русский термин сруб.
Полное развитие клеть получила на Руси и на Балканах у сербов, которые, несомненно, строили её уже в VI и VII веках, когда они пришли на Балканы26. Здесь, на Балканском полуострове, и в России она и поныне существует рядом с жилым домом, сохранившись в качестве отдельной постройки, хотя и находящейся с домом под одной крышей. Мы видим, что клеть является как кладовой, так и холодной избой без очага, специально предназначенной для молодоженов. В Сербии в хозяйствах задруг вокруг родной кучи стоит столько клетей27, называющихся здесь клет, клит, клц/ет или также eajam, зграда, колиба, cmaja, сколько имеется женатых членов задруги (семейства).
Нет сомнения в том, что на Руси и на Балканах уже в X и XI веках у славян имелась специальная постройка без очага и без печи, которая служила кладовой, хлевом и помещением для сна, и что позднее, соединив её с жилищем через сени, славяне превратили клеть в составную часть дома.
У западных славян мы не располагаем такими древними свидетельствами, но и у них развитие клети, очевидно, было таким же, с той лишь разницей, что как здесь, так и потом на юге, на Балканах, древний термин клеть исчез и заменяться другими названиями, а превращение клети в небольшую жилую горницу происходило быстрее. В горнице в коморе не было ни очага, ни печи, всегда была более чистой и светлой, откуда и возникли термины «белая», «светлая» или «небольшая», а также понятие «летней избы», отличавшейся от старой зимней избы – «большой» и «чёрной». Помимо этих терминов и наиболее часто используемого термина комора, историческое развитие славянского жилища вообще приводит к заимствованию и ряда других терминов: на западе – немецких, на юге – греческих и тюркских, однако проследить их здесь не представляется возможным28.
На севере Руси сказалось скандинавское влияние: на сени и клеть, согласно Рамму, перешли названия чуланъ и шолнушъ29. Так я представляю себе возникновение и развитие славянского жилища.
Однако типичное древнеславянское жилище было ещё не трёхчленным (комора – сени – изба), а лишь двухчленным (сени – изба), а клеть, как правило, находилась рядом и была отдельным помещением. О том, что в древнеславянском жилище начал появляться и второй этаж, я уже упоминал выше. Так, по крайней мере, было на севере России и в портовых городах балтийских славян30, где и без чужеземного влияния для постройки этажных домов имелись достаточные основания, так как дома теснились на территории сравнительно небольшого, огороженного валом городища.
Однако на Руси, на север от линии Валдай – Вязьма – Калуга – Рязань, мы отмечаем не только горницу в клети, но и появление в доме, без необходимых на то оснований, второго этажа. А поскольку он носит на себе и другие следы скандинавского влияния, например упомянутый уже шолнушъ, чуланъ, затем ярус – этаж, голбец – ход в полу, ведущий на первый этаж, шелом (шлем) – конёк на крыше, полати и пол – лавки для сна, К. Рамм полагал вполне обоснованно, что здесь имело место сильное скандинавское влияние, пришедшее, очевидно, со скандинавскими русами в IX и X веках, и что под этим влиянием северо-русский дом уже тогда поднялся до второго этажа над низким или более высоким подпольем, в котором помещались хлев и кладовая31.
Наряду с частными жилищами уже в конце языческого периода появились и дома общественного назначения, в которых могли расположиться приезжие купцы (гости) и где местные жители могли выпить квасу или медовины. Уже в ΙΧ-Χ веках мы встречаемся с терминами гостиница, господа, кърчьма, соответствующими греческому: ксенодохион — ξενοδοχεΐον — гостиница, пандохион — πανδοχεΐον — отель, копилион — κοπηλεΐον — мотель, а с XI века существование заведений, где продавались опьяняющие напитки, засвидетельствовано и прямыми известиями. Поскольку при общеизвестном гостеприимстве древних славян всякий приезжий гость мог остановиться и получить угощение в любом доме, возникновение этих домов общественного назначения следует объяснять римским и византийским влиянием, распространявшимся самими купцами. Русские купцы уже в X веке имели свой гостиный двор в Константинополе, и такие же дома они, по сообщению Ибн Фадлана, строили себе в Булгаре на Волге32. Не подлежит сомнению, что в корчмах, как только гости напивались, становилось весьма шумно. Поэтому уже в 1039 году под страхом суровых наказаний чешский князь Бржетислав запретил корчмы, а летописец Козьма Пражский (II.4), одобряя это, отмечает, что «taberna est radix omnium malorum». Один из источников XI века упоминает и о волокитстве за корчмарками33.
Другим видом домов общественного назначения, в которых собиралась поморянская шляхта для бесед, игр и выпивок, были в Щетине контины (contina), которые описал Герборд (11.32).
Княжеский дом.
Описанное нами выше древнее славянское жилище было обычным жилищем простого крестьянина. Само собой разумеется, что богачи, шляхта, русские бояре и прежде всего, конечно, князья строили дома значительно большего размера с большим количеством помещений, даже если для строительства таких домов они и не приглашали иноземных мастеров, хотя имеются свидетельства и этого. Такой княжеский дом был, во-первых, значительно больше – у князей было много челяди, дружина и гаремы жен, в доме было большое число помещений: наряду с основными жилыми помещениями и сенями имелся и ряд других, в которых обычно сельское жилище не нуждалось.
В русских дворцах имелись большие хранилища для денег и мехов, большие подвалы, в которых стояли бочки с медом и пивом, ряд клетей для хранения запасов продовольствия, бани, уборные и тюрьмы. Сени представляли собой просторное помещение на втором этаже, и входом к ним служила лестница34. Особенно большими сенями, предназначенными для пиршества князя и его дружины, была первоначально гридница, упоминаемая в Киевской летописи уже под 996 годом, которая, как показывает само название35, по-видимому, являлась имитацией северогерманских парадных сеней, то есть просторного зала, потолок в котором поддерживался столбами. Подобные специальные сени для пиршеств (stupa, pirale) упоминаются у балтийских славян, например в княжеском дворце в Волине36.
На западе аналогичным помещением для княжеской челяди была дворьница, так как немцы переняли этот термин уже в средние века, образовав из него древненемецкое turni, средневерхненемецк. – dumitze, domitze, в Вендланде – dwameiz37.
Ряд специальных терминов возник и для спальни (одрина, повалуша, ложница, а у восточных и южных славян чертогъ, от персидского cartak). Для гаремов же строились башни в несколько этажей, так называемые теремы, тремы. Хотя Г.А. Ильинский и считал этот термин славянским, однако его можно скорее связать с византийским-греческим теремнон — τέρεμνον38. Во дворце киевского князя теремной двор упоминается уже под 945 и 980 годами39.
В результате археологических раскопок в некоторых местах были вскрыты древние княжеские дворцы: например, в Чехии – в городах Болеслав, Левы Градец, Либушин, Будчи, Врацлав, в России – в Чернигове, Суздале, Владимире, Новгороде, Киеве и Белгороде. Однако результаты раскопок в Чехии оказались незначительны, а сообщения о раскопках, произведённых русскими археологами, – недоступны40. Раскопанный лучше других и хорошо описанный княжеский дворец в Абобе у Шумна (Болгария) является памятником болгарско-византийского зодчества ΙΧ-Χ веков и образцом славянских дворцов41 служить не может.
Своё жилище славяне называли древним индоевропейским и общеславянским словом домъ. На санскрите: Дама, Дам – Dama, dham, dhama — дом.- «Tat vas dham, etat nas dham», вы поймёте без переводчика – «тот ваш дом, этот наш дом».