дача мироновой и менакера в пахре
Дом Андрея Миронова: последние цветы и красный холодильник
В этом году исполнилось бы 75 лет со дня рождения артиста. «Антенна» побывала в музее-квартире семьи Мироновых – Менакера, где до сих пор хранятся фамильные ценности и стоит букет сухих роз, которые Андрей дарил маме.
В дом № 7 в Малом Власьевском переулке в самом центре Москвы актерская семья переехала в 1971 году. Андрей Миронов к этому времени уже не жил с родителями, но бывал у них практически каждый день. Соседи до сих пор вспоминают, что если у подъезда он видел женщину с авоськами, то всегда помогал.
В уютной трехкомнатной квартире почти все так, как было при знаменитых хозяевах, – даже живые цветы сохранились, за ними бережно ухаживают сотрудники музея. Только в прихожей появились стеклянные витрины, в которых хранятся сценические костюмы артистов.
Вот камзол, в нем Миронов в последний раз выходил на сцену в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 14 августа 1987 года Театр сатиры был на гастролях в Риге, где Андрей Миронов, не доиграв последнюю сцену, потерял сознание.
В прихожей – полки с книгами, пестрящими автографами известных людей (Раневской, Утесова)… На одной из полок табличка с надписью:
«Не шарь по полкам жадным взглядом –
Здесь не даются книжки на дом.
Лишь безнадежный идиот
Знакомым книги раздает!»
– Несмотря на это грозное предупреждение, книги все-таки давали почитать гостям, – рассказывает научный сотрудник ГЦТМ им. А.А. Бахрушина Екатерина Казакова.
А гости здесь бывали именитые. Стены квартиры помнят Леонида Утесова, Фаину Раневскую, Рину Зеленую, Аркадия Райкина, Зиновия Гердта… В ней с 1971 года отмечали Новый год, Рождество, дни рождения членов семьи. Миронов приезжал на каждый праздник с женой Ларисой Голубкиной и Машей.
Вот массивный буфет из красного дерева. Он из дома Марии Владимировны. Когда она училась ходить, то делала первые шаги, держась за его створки. Андрей тоже учился ходить при помощи этого антикварного буфета.
У окна элегантный рояль фирмы «Мюльбах». Его из Санкт-Петербурга привез Александр Менакер, а подарил инструмент композитор Исаак Дунаевский. На этом рояле учился играть маленький Андрюша.
…На рояле – награды. Приз «Золотой Остап» был присужден Миронову посмертно за лучшее исполнение роли Бендера. «Золотой билет» – это признание зрителей, что Миронов – лучший актер ХХ века. Приз тоже получала за сына мать, и памятный «Оскар» – знак любви зрителей за рубежом – привезла Марии Владимировне режиссер Алла Сурикова, представлявшая фильм «Человек с бульвара Капуцинов» на международном кинофестивале.
Тут же – оригинальные часы. В 1986 году Марии Владимировне исполнялось 75 лет. Миронов всегда очень внимательно выбирал подарки близким. Он отправился на завод в Гжель, где попросил художника Осетрова изготовить ходики по уже придуманной им идее. На них римскими цифрами LXXV написано 75, буквы «ММ» – эмблема театра двух актеров Миронова и Менакера. Готический замок и Александр Семенович в роли рыцаря, а Мария Владимировна – прекрасной дамы.
В середине гостиной большой круглый стол петровских времен. За ним сидел еще у отца Марии Владимировны Федор Шаляпин. Стол накрыт скатертью ручной работы, которой около 100 лет. За ним проходили читки первых репетиций Миронова и Менакера. Екатерина Казакова рассказывает, что, репетируя спектакль «Мужчина и женщины», Менакер вступил в дискуссию с режиссером Львовым-Анохиным. В пылу спора последний так ударил кулаком об стол, что тот раскололся. Разумеется, вскоре Мария Владимировна отреставрировала стол, но каждый раз, представляя Львова-Анохина, говорила, что он очень хороший режиссер, только дорогой. Реставрация была не из дешевых.
Над столом висит антикварная люстра. Она из Эрмитажа, ее подарили отцу Менакера. Поначалу она была рассчитана на свечное освещение, но потом его переделали на электрическое.
– Календарь в год Кролика – один из самых грустных экспонатов наряду с костюмом Фигаро, – рассказывает Екатерина Казакова. – 16 августа, день смерти сына, Мария Владимировна Миронова обвела в календаре черным карандашом. «Это моя Хиросима», – произнесла она.
Тут гримировальный столик, привезенный из Театра сатиры. На нем – грим и текст роли Фигаро с пометками Миронова, пачка сигарет и зажигалка. Как правило, после репетиции, а потом и после спектакля Андрей приезжал к маме – дарил цветы, которые ему преподносили зрители. Когда Миронова не стало, Мария Владимировна сама покупала цветы и ставила их у столика.
Ширму, которой больше 100 лет, Миронова превратила в экспозицию, посвященную творческому пути ее сына. Здесь различные фотографии со съемок фильмов, встреч со зрителями, спектаклей….
. Кухня в этой квартире самое светлое, можно сказать, праздничное место. Миронова создавала ее интерьер в красных, мажорных тонах. В те годы трудно было купить что-то в нужном стиле. Красную клеенку на стол привез друг семьи. Красный финский холодильник (он был просто необходим для интерьера) с трудом достал для мамы Андрей, хотя очень не любил использовать связи. Часы-будильник он же привез из Германии.
– Когда я в первый раз попала к Мироновым, поразилась хозяйственностью Марии Владимировны, – вспоминает Вера Васильева, коллега по Театру сатиры. – Стол ломился от вкусной еды, знаменитых пирогов. Атмосфера была веселая и удивительно дружеская.
Я и мой муж (актер Владимир Ушаков. – Прим. «Антенны») очень любили Андрея. Это человек блистательного таланта и исключительного воспитания, такие люди не часто встречаются. Он был вечным юношей, всегда неспокойным.
Часто влюблялся и говорил нам об этом, не называя имен женщин. Как-то пришел к мужу и сказал: «Хочу жениться, девушка – потрясающая! Владимир Петрович, поедем вместе с нами на машине, вы сядьте сзади, и если она вам понравится, покажите мне большой палец». И вот они едут, мой Володя увидел красавицу – Катю Градову (первая жена Миронова, мама актрисы Марии Мироновой. – Прим. «Антенны») и начал Андрюше показывать большой палец. Тогда Андрей остановил машину и сказал: «Владимир Петрович, вы, кажется, тут хотели выйти». Вот такое мальчишеское озорство пронес он через всю жизнь.
Шурка Червинский и Андрюшка Менакер
Шурка Червинский и Андрюшка Менакер
В июне пятьдесят шестого в поселке произошел первый пожар: во время грозы молния попала в почти уже достроенный дом Червинских. От дома остался один кирпичный остов.
Отдыхающие из дома отдыха толпами ходили смотреть на пепелище. В их глазах читалось живое человеческое злорадство.
— Мы с Наташей сели на камень у ворот, обхватили головы руками и мерно раскачивались. А мимо ходили отдыхающие и с надеждой спрашивали: «А дети не сгорели?»
«С надеждой»! Мы смеялись. Шурик был дико остроумный. Он даже когда говорил серьезно, все равно казалось, что острит.
Сразу после пожара состоялось заседание правления. Постановили срочно на всех дачах сделать громоотводы и наладить снабжение огнетушителями.
Червинские тут же принялись восстанавливать дачу и, как ни странно, довольно быстро восстановили. Уже к концу следующего лета семья перебралась во вновь отстроенный дом. Времянка долго еще служила пристанищем для гостей и для наших молодежных «балдений».
Сделавшись нашими соседями по поселку, Мария Владимировна и Александр Семенович стали частыми гостями за нашим вечерним столом, а родители — частыми гостями на их даче, построенной не по общему типу (поскольку, не будучи членами кооператива, они могли не подчиняться обязательному архитектурному плану), а так, как им хотелось и как позволили средства. Получился небольшой, очень уютный одноэтажный домик с просторной открытой верандой, на которой стояли шезлонги и соломенные кресла, редко пустовавшие: хозяева были гостеприимны и пользовались всеобщей симпатией.
Летом пятьдесят седьмого, в августе, домик Мироновой и Менакера еще только строился и Андрюша жил во времянке у Червинских. Он перешел в десятый класс. Актерский его талант уже щедро проявлялся. Особенно в дуэте с Шуркой. Шурка был очень артистичен, изобретателен, и вдвоем у них получалось необыкновенно смешное дуракаваляние. Оба просто купались в пародийном изображении друзей, знакомых, разных сценок, которые они наблюдали на улицах, на экране, в метро, или сами сочиняли. Юмор их расцветал в присутствии зрителей, их всегда хватало, а уж более благодарных, чем мы с Маринкой, пожалуй, не было. Будущего Андрея Миронова до его будущей актерской славы отделяло еще несколько лет, а сейчас была безоглядная, мальчишеская, озорная, импровизационная свобода и на глазах раскрывающийся талант.
Маринка в тот год перешла на второй курс биофака МГУ. В июле она принимала участие в первом знаменитом Международном фестивале молодежи и студентов — работала гидом и переводчиком. В ней еще кипели восторженные впечатления от этого праздника. А у меня в то лето завязался роман со студентом МИСИ Димой, которого теперь услали на военные сборы. Я ждала его возвращения, предвкушая продолжение романа, но это ничуть не мешало мне предаваться инфантильному счастью дачной жизни. Каждый вечер, ложась спать валетом на полутораспальной старинной кровати в комнатке «для прислуги», мы с Маринкой подробно «обсасывали» все детали прошедшего дня и предвкушали завтрашний день. Каждое утро обещало что-то еще более захватывающее, чем вчера.
Сегодня приходим с Маринкой с пляжа, а нам говорят, что заходили Шурка и какой-то рыжий. Мы долго думали, кто же этот рыжий. Потом догадались: прошлым летом Шурка возил на велосипеде рыжего мальчишку Женьку Житницкого из Госстроевского поселка и говорил, что бабушка этого мальчика гонит самогон, и всё приставал к нему, чтобы он узнал у своей бабушки рецепт табуреточной.
После обеда мы пошли к Червинским во времянку. Там были Андрюшка Менакер и его брат Кирка из Ленинграда, сын Менакера от первой жены. Красивый! В прошлом году балетное училище окончил. Они валялись в трусах на раскладушках и очень смешно переругивались — кому разогревать голубцы. Оба намекали, чтобы этим делом занялась Галя Дыховичная, которая тоже тут присутствовала, но она делала вид, что намеков не понимает. Тогда Андрей, повязав вокруг пояса фартучек с кружевами, начал разогревать голубцы на электроплитке, а Кирка завернулся в простыню, надел чалму из полотенца и стал изображать дипломатического представителя Саудовской Аравии. В это время приехал на велосипеде рыжий Житницкий из Госстроя. Вместо звонка к велосипеду была приделана труба, которая гудела громко и очень неприлично. Кирка обрадовался, схватил эту трубу и начал воспроизводить всевозможные звуки и танцевать «саудовский» танец живота, а потом они втроем устроили саудовский джаз-оркестр. Рыжий, надев на руки ботинки, имитировал барабан, Кирка — трубу, а Андрей — все остальные джазовые музыкальные инструменты. В это время пришла Наташа Червинская и сказала: «Мальчики, вас приглашают к нам обедать».
Мальчики взвыли от восторга, хотели так, в трусах, и бежать, но потом застеснялись, надели брюки и, взяв кастрюлю с подгоревшими голубцами, чинно отправились на званный обед. Перед уходом сказали, что зайдут за нами, и мы пойдем в кино. Сегодня в клубе идет старая картина про шпионов «Высокая награда» с Абрикосовым и Массальским.
Галя Дыховичная, очень красивая девочка, часто присутствовала на наших «балдениях». В смысле красоты Галя была, конечно, вне конкуренции, но по части юмора явно не тянула. В то время как остальные катались от смеха, она только удивленно поднимала красивые брови. Вот ее младший брат Ваня, которого она часто приводила с собой, кудрявый и губастый мальчик, похожий на Пушкина-лицеиста с гравюры Гейтмана, — тот от души веселился.
Картина — примитив страшный. Во время сеанса ребята громко комментировали, рыдали в трогательных местах, бурно аплодировали, когда очередной шпион бывал настигнут. Нас чуть не выгнали.
С нами были еще Андрей Ладынин, Инка Ермашова и Севка Россельс. У Андрея Ладынина вид очень клевый: узкие светлые брюки и синий пиджак. И ВГИКовский значок на лацкане.
Обратно шли все вместе, Севка говорил, что хорошо бы устроить завтра костер. На что Ладынин неопределенно хмыкал и посматривал на Инку. А она — на него. На перекрестке постояли, потом Ладынин ушел с Инкой (. ), а нас проводил Кирка Менакер.
До обеда играли в пинг-понг в доме отдыха, а потом пошли к Червинским во времянку. Шурка с Андреем пародировали жену безработного из итальянского фильма:
— О, Паскуале, Паскуале! Зачем ты продал мою последнюю рубашку! В чем мы завтра пошлем нашего сына в школу! О, Паскуале, Паскуале!
Еще показывали, как в советских детективах ловят шпиона:
— Иванов. Петров. Он же — Джексон.
И еще очень смешно — как косой читает книгу.
Потом Андрей изображал Ладынина, как он на всё, что ему ни скажешь, улыбается идиотской улыбкой:
— Андрей, ты сегодня в кино идешь?
— Иду… — удивленно поднятые брови и совершенно Ладынинская интонация.
Про все фильмы он говорит:
— Ужасная картина! — но на вопрос, идет ли он в кино, каждый раз недоуменно пожимает плечами и, словно сам себе удивляясь, отвечает:
К вечеру за нами зашел Шурка и сказал, что его послали, чтобы вместе стоять в очереди за билетами. Сегодня шла мексиканская картина «Моя бедная, любимая мать», и ожидалось столпотворение.
По дороге Шурка рассказывал про фестивальную самодеятельность своего архитектурного института. Какие они диафильмы сделали: один — про любовь скульптора к созданной им абстрактной женщине, как она ожила, и что из этого вышло, а другой — о любви лошади и устрицы. Но оба фильма осудили на комсомольском бюро за безыдейность и не допустили к показу. Еще прочитал стихотворение своего сочинения, по типу как у Ильфа и Петрова, про Гаврилу: «Служил Гаврила машинистом, котлы Гаврила разжигал, но вот — война, пришли нацисты, Гаврила с поезда сбежал. Он много дней в лесу скрывался и назывался партизан, но как-то утром догадался, решил улучшить он профплан. Он напечатал предложенье и спрятал в банке под кустом, и в ту же ночь его в сраженье прихлопнуло стальным свинцом. Окончилась война-холера, уж платят пенсию вдове, но как-то летом пионеры нашли ту баночку в траве. Они достали предложенье, его внедрили в тот же миг, и плана перевыполнение завод немедленно достиг… А на Гаврилиной могиле рыдала бедная вдова, но это всё теперь Гавриле, как говорится, трын-трава». Примерно так. Смешно и сразу запомнилось.
Перед фильмом показали документальную короткометражку про аборт: «Зачем я это сделала?»
Как только мы после сеанса вышли на улицу, Андрюшка Менакер задумчиво произнес со слезами в голосе:
— Одного только я не могу понять: зачем я это сделал? Ведь это такое счастье — быть матерью!
И они начали пародировать короткометражку. Кирка сочувственно спрашивал у Шурки: «Ну, а ты как живешь?» А тот отвечал, как в фильме: «Да всё лечусь!»
А уж как они издевались над «Моей бедной, любимой матерью»! Мы с Маринкой просто писались от смеха.
Сегодня с утра — проливной дождь. Часов в шесть за нами зашла Инка, и мы, утопая в грязи, пошли к Червинским во времянку. Там были Андрей Менакер с рыжим и Шурка. Рыжий восторженно рассказывал, какого потрясающего щенка приобрели Дыховичные. Ливень не прекращался, гром гремел, молния сверкала, а во времянке было тепло, печка топилась. Мы потушили электричество и зажгли свечку. Андрей синим фонарем осветил себе снизу лицо. Шурка начал громко щелкать зубами, якобы от страха. Андрей, вернее его страшная синяя оскаленная пасть, начала метаться по комнате и выть. Неожиданно послышались скрипучие тяжелые шаги по крыше. Это рыжий влез на чердак и стал изображать звуки из фильма «Газовый свет». Шурка сказал сдавленным голосом: «Я с-сейчас п-пойду и п-посмотрю…» Он вышел на террасу, и вдруг оттуда раздался его душераздирающий вопль. Мы с Маринкой тоже завизжали — от неожиданности.
Так здорово было! Без вина, флирта и пошлостей — просто весело и всё. Ужасно не хотелось уходить, но в пол-одиннадцатого пришлось, а то, когда мы хоть на десять минут опаздываем, моя мама устраивает нам грандиозный скандал. Рыжий пошел провожать Инку, а нас провожали Шурка и Андрей.
— Дальше я не могу… А вы идите… Идите! Вы — сильные, вы дойдете!
— Нет! — закричал Андрей. — Мы не бросим тебя! Ты сможешь! Слышишь? Ты должен дойти, товарищ!
— Поздно, друг… Силы покидают меня…
— Мужайся, родной! Лезь ко мне на спину, я понесу тебя!
— Спасибо, дружище… Поздно… Я умираю… Помнишь, в третьем классе ты попросил у меня дать тебе списать контрольную по арифметике, а я не дал! Прости! Теперь я бы дал. Прощай! Поцелуй за меня Марию… Письмо маме лежит в заднем карма…
И, не закончив, никнет. Андрей подходит к нему, складывает пальцы револьвером, произносит:
Шурка обвисает на столбе. Андрей, рыдая, идет дальше. Девчонки на балконе от смеха просто визжали.
Несколько лет спустя выпускник Щукинского училища Андрей Миронов дебютировал в главной роли в спектакле театра Сатиры «Доходное место». Спектакль скоро запретили — слишком оказался смелым по тем временам. Мы с Маринкой успели посмотреть — Андрей по старому знакомству пригласил нас на премьеру. Играл он Жадова с блеском. И все же — или это нам так казалось — ему чуть-чуть не хватало озорства, экспромта, свободной импровизации тех наших вечеринок. Было такое ощущение, словно ему самому хочется выскочить на свободу, но сдерживают тесноватые рамки роли.
В дальнейшем все это у него совместилось, талант взял своё.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 6 ОТЕЦ АНДРЕЯ – АЛЕКСАНДР МЕНАКЕР
Глава 6 ОТЕЦ АНДРЕЯ – АЛЕКСАНДР МЕНАКЕР Это было в Петербурге весной. По прямым проспектам свистел ветер и приносил с Финского залива запах моря. По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням
ШУРКА ПЕЧНИК
ШУРКА ПЕЧНИК В нашем доме жила семья Захаровых. Один из них был дворником, второй брат служил у Будённого, третей был инженером, звали его Ваней. А четвёртый брат был Шурка, по профессии печник. У Захаровых было ещё много дочерей. Но они не представляли исторической
МЕНАКЕР АЛЕКСАНДР
МЕНАКЕР АЛЕКСАНДР МЕНАКЕР АЛЕКСАНДР (артист эстрады, выступал в дуэте со своей женой Марией Мироновой; скончался 6 марта 1982 года на 69-м году жизни).У Менакера было больное сердце: в последние годы жизни он пережил два инфаркта. Врачи советовали ему вести размеренный образ
МЕНАКЕР Александр
МЕНАКЕР Александр МЕНАКЕР Александр (артист эстрады, выступал в дуэте со своей женой Марией Мироновой; скончался 6 марта 1982 года на 69-м году жизни). У Менакера было больное сердце: в последние годы жизни он пережил два инфаркта. Врачи советовали ему вести размеренный образ
Мария Миронова, Александр Менакер Письмо руководству ВТО
Мария Миронова, Александр Менакер Письмо руководству ВТО Копия: Управлению культуры Фрунзенского районаМы как честные люди, незаслуженно находящиеся на заслуженном отдыхе, не можем больше молчать. Мы считаем своим гражданским долгом написать это антианонимное письмо и
Дорогие москвичи И. Дунаевский – В. Масс, М. Червинский
Дорогие москвичи И. Дунаевский – В. Масс, М. Червинский Затихает Москва, стали синими дали, Ярче блещут кремлевских рубинов лучи. День прошел, скоро ночь. Вы, наверно, устали, Дорогие мои москвичи. Можно песню окончить и простыми словами, Если эти простые слова горячи. Я
Владимир Масс и Михаил Червинский
Владимир Масс и Михаил Червинский Спектакль «Своими словами» продолжал с успехом идти в Москве, Ленинграде и других городах, когда А. И. Райкин уже готовил новую работу. Сегодня, когда артисты годами выступают не только с одним спектаклем, но в ряде случаев и с одним
Леонид Менакер Он был Художник
Леонид Менакер Он был Художник Несмотря на то, что наш профессиональный контакт с Олегом ограничивается кинопробой, меня этот человек и артист всегда занимал, интересовал своей тайной. Сказать, что мы с Далем были близкими людьми, — совершенная неправда. Просто вдруг
Василий и Андрюшка-палач[712]
Василий и Андрюшка-палач[712] Как за теми за рядами, Все за лавочками Тут и шли-прошли солдаты, Заслуженны господа. У них ружья за плечами, Штыки примкнутые. Наперед идет Андрюшка, Андрей — грузинский палач. Позади ведут Василья, Васю Демидова. Как возговорит
Обыкновенное чудо Андрея Миронова, или Музей, который зовут домом
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Он увлекся игрой по имени Жизнь так, что даже умер играя. Андрей Миронов вышел на театральные подмостки, на подмостках прославился и прямо с них был призван в вечность. 14 августа 1987 года. Театр Сатиры на гастролях в Риге. В спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Андрей Миронов, не доиграв последнюю сцену, теряет сознание. Камзол, который артист надел в свой последний выход, теперь экспонат музея-квартиры актерской семьи Мироновых и Менакера, расположенной в Малом Власьевском переулке.
«Комната моих мальчиков»
«Зрители поняли, что актеру стало плохо только тогда, когда опустили занавес, а в зале нашелся врач, который пытался оказать Андрею первую помощь. Именно поэтому рубашка, которая у нас хранится, разорвана, — поясняет научный сотрудник музея-квартиры актерской семьи М. В. и А. А. Мироновых и А. С. Менакера Юлия Пивоварова. — Андрея Александровича поместили в одну из рижских клиник, выяснилось, что у него обширное кровоизлияние в мозг. Были приглашены лучшие столичные нейрохирурги, но спустя два дня актер, не приходя в сознание, умирает».
16 августа — в день смерти сына — Мария Владимировна Миронова зачеркнула в календаре черным карандашом.
Позже она превратила бывший рабочий кабинет Александра Семеновича Менакера — отца Андрея Миронова — в комнату памяти мужа и сына. Ее Мария Владимировна так и называла — «комната моих мальчиков».
«Александр Семенович Менакер умер пятью годами раньше, в 1982 году, от сердечного приступа. Мария Владимировна себя всегда называла «главой семьи», а мужу отводила роль главного режиссера дома и на сцене. Собственно, «Театром двух актеров» и запомнился зрителям их блестящий творческий супружеский союз», — рассказывает заведующая Музеем-квартирой Евгения Гречишкина.
Мария Владимировна Миронова не любила слово «квартира», она всегда говорила «дом».
В дом номер 7, что в Малом Власьевском переулке, семья переехала в 1971 году, до этого Мироновы-Менакеры жили на Петровке.
«Здесь, в Малом Власьевском, Андрей Александрович бывал редко, но тут есть вещи, которые окружали артиста с детства, — оглядывает вокруг себя мебель в гостиной Евгения Гречишкина. — Вот, к примеру, буфет середины Х1Х века, который принадлежал еще матери Марии Владимировны. Вот стол, за которым отмечал Рождество 1914 года сам Федор Шаляпин. Этот рояль подарил Александру Менакеру знаменитый композитор Исаак Дунаевский. На нем разучивал ненавистные ему тогда гаммы Андрей Миронов. Как и все мальчишки, он хотел играть в футбол, но строгая мама заставляла его упражняться на рояле».
Строгая мама и кухня в красных тонах
Вдова Андрея Миронова, народная артистка России Лариса Голубкина про строгий нрав бывшей свекрови тоже могла бы рассказать многое. О требовательности Марии Владимировны и ее волевом характере ходили легенды. Отец же Андрея, по словам актрисы, напротив, был очень нежен к сыну.
Родители мечтали о том, чтобы Андрей поступил в МГИМО: их сын в совершенстве знал английский язык. Когда Андрей Александрович готовился к роли Гамлета, которого ему так и не удалось сыграть, то читал Шекспира в оригинале.
Летом 1958 года Андрей Миронов, воспользовавшись тем, что родители были на гастролях, без их ведома поступил в училище имени Бориса Щукина при Театре им. Вахтангова.
«И даже после их возвращения Андрей не сознался в том, что поступил в театральное училище, несмотря на то, что все экзамены он сдал на «пятерки». Через некоторое время Мария Владимировна встретила на Арбате свою приятельницу, педагога Щукинского училища Зою Синельникову, которая и поведала ей, что в «Щуку» поступили два молодых человека по фамилии Миронов», — рассказывает Юлия Пивоварова.
После этого Мария Владимировна, конечно же, устроила сыну допрос с пристрастием. За четыре года учебы она лишь раз пришла посмотреть на выступление Андрея: очень переживала, что увиденное разочарует ее.
«Конечно, Андрей сделал из себя того, кого мы все привыкли называть «Андреем Мироновым». Он невероятно много репетировал, много работал над ролью, — вспоминает Лариса Голубкина. — Про него еще часто говорят, что он был «человек-шампанское.
Это правда, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Ему нравилось играть, петь, танцевать, нравилось дружить до самозабвения. Я не помню его хмурым, не помню уставшим от жизни».
Лариса Голубкина называет Андрея Миронова «человек-солнце», а единственным его недостатком — почти болезненную любовь к чистоте в доме.
«Вот он любил, чтобы тряпка в прихожей перед дверью была непременно влажной, чтобы в доме — ни пылинки, ни соринки. Я сначала напряглась: боже, это же сущее занудство — жить с таким мужем-чистоплюем. А потом подумала — это ведь его единственный недостаток, который и недостатком-то не назовешь», — рассказывает актриса.
«Конечно, к почти стерильной домашней чистоте Андрея приучила Мария Владимировна, — рассказывает научный сотрудник Музея-квартиры актерской семьи Юлия Пивоварова. — Несмотря на то, что в доме всегда была домашняя прислуга, Мария Владимировна сама с удовольствием вела хозяйство и благоустраивала «семейное гнездышко» по своему вкусу».
«Взять хотя бы ее знаменитую кухню в красных тонах, — подключается к беседе заведующая музеем-квартирой Евгения Гречишкина. — Мария Владимировна считала, что красный цвет усиливает аппетит, добавляет тепло. Клеенку красного цвета во времена жесточайшего советского дефицита ей привезли из Франции, красный холодильник — из Финляндии, красные часы Андрей привез из Германии».