дача рихтера в тарусе официальный сайт
Дача Святослава Рихтера
История дачи Святослава Рихтера началась в 1950 г., когда на высоком берегу Оки на каменном основании выросло деревянное строение, словно устремлённое ввысь и оттого напоминающее больше не дачный домик, а старинную дозорную башню, с высоты которой прекрасно обозреваются все окрестности. Причина такой архитектурной особенности более прозаична, чем хотелось бы: в распоряжении пианиста было ограниченное количество земли, поэтому дом пришлось строить с соответствующим расчётом.
Появление дачи связано с мечтами Рихтера об уединённой жизни в каком-нибудь спокойном живописном месте, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями и природой. Пианисту приглянулся пустующий домик, расположенный в окрестностях Тарусы, он перевёз туда небольшой кабинетный рояль и рядом построил ещё один дом, необычный и в то же время очень простой. Этот дом и стал тарусской дачей Рихтера или, как его ещё называют, «Домом на Оке».
Дачные будни
Святослав Рихтер любил свою загородную дачу и считал её идеальным местом, чтобы творить. Пианист проводил много времени днём, гуляя по окрестностям Тарусы, слушая звуки природы и вдыхая лесные ароматы, а по вечером устраивал себе ещё одну прогулку, на этот раз более долгую и насыщенную. Именно здесь, в своем любимом «Доме на Оке», Рихтер за одно лето подготовил более 10 программ для зарубежных гастролей.
Надо сказать, что тарусская дача Рихтера не была светским салоном, из гостей здесь можно было увидеть разве что самых близких друзей и изредка учеников, да и останавливались они, как правило, в соседних деревнях, а на дачу приезжали только с визитами. Здесь бывали и некоторые именитые друзья Рихтера: Денис Королёв, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и другие.
Идиллическая жизнь не могла продолжаться вечно, бесконечные гастроли и переезды не давали пианисту проводить в «Доме на Оке» много времени, однако Рихтер хранил в сердце нежные воспоминания о своей даче и стремился сюда при любой возможности. Идея пианиста о том, чтобы «сделать что-то хорошее для Тарусы», не отпускавшая его с конца 1980-х гг., реализовалась в основании в Тарусе регулярных музыкальных фестивалей: каждый год в июле около «Дома на Оке» проводится ежегодный фестиваль фонда Святослава Рихтера.
Однако не только шанс увидеть и послушать звёзд мировой величины привлекает зрителей в эти края. Их прельщает сама возможность сбежать от городской суеты в удивительно трогательную атмосферу, наполненную звуками утонченной музыки в сочетании с живописными тарусскими пейзажами.
Полезная информация
Дом Рихтера расположен в 10 км от Тарусы недалеко от деревни Алёкино. Добраться до этих мест из Москвы на общественном транспорте возможно только с пересадками: сначала на поезде до Серпухова, после этого на рейсовом автобусе до Тарусы, вся поездка займёт около двух часов. Если вы предпочитаете путешествовать на автомобиле, то доедете до города примерно за полтора часа.
Кстати, по воспоминаниям Рихтера, он сам обожал пешие прогулки и частенько прогуливался на своих двоих перед концертами в разных городах.
В 100 м от дачи проходит дорожка, ведущая к насыпному песчаному пляжу, который появился не так давно.
Дача рихтера в тарусе официальный сайт
Все о Летней школе творчества
История «Дома на Оке» Святослава Рихтера.
Надо вспомнить также, что «Дом на Оке», появился исключительно благодаря помощи и содействию Екатерины Алексеевны Фурцевой, в то время Министра Культуры СССР. Екатерина Алексеевна убедила тогдашних руководителей области, что если «Великому Рихтеру удобно заниматься именно в этом месте, то надо предоставить ему такую возможность». Она говорила: «Пройдет время, нас всех забудут, а Рихтера будут помнить долго-долго». И была права.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики Нины Львовны Дорлиак бывали в «Доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «Дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «Доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «Дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
В более поздние годы Святослав Теофилович не мог, как раньше, бывать в Тарусе, столько, сколько бы ему хотелось. Бесчисленные гастроли, переезды из страны в страну не позволяли ему, как прежде, проводить здесь летнее время. Его концертов ждали по всему миру. Но Маэстро никогда не забывал о своём любимом «Доме на Оке», его всегда интересовала судьба «Дома». Он стремился в милую его сердцу Тарусу, в маленький провинциальный городок, с богатой историей.
С момента образования Фонда Святослава Рихтера, к «Дому на Оке» стали организовываться экскурсии в летнее время. К Дому также приходит много туристов, музыкантов и просто людей, которым посчастливилось познакомиться в своей жизни с творчеством Святослава Рихтера. Во время проведения ежегодного фестиваля (последняя неделя июля) традицией для Фонда и публики стало проведения концерта под открытым небом, непосредственно у «Дома» Для концерта над гаражом строиться сборная сцена а публика размещается в окрестностях «Дома» в лесу, на траве… Для гостей фестиваля организуется специальная экскурсия. Гости приплывают к «Дому» по Оке на пароходе. Многих из них поражает дивная природа этого места и скромность обитания великого музыканта. Приезжают иностранные туристы. Особое внимание к «Дому на Оке » проявляют гости из далекой Японии. (Говорят даже, что «Дом на Оке» занесен в их музыкальную энциклопедию). А Фирма « Yamaha », вскоре после основания Фонда, подарила нам рояль, который используется во время проведения Фестивалей.
Летом 2009 года при поддержке ООО «Экострой» и содействии Юрловой Татьяны Николаевны прошли ремонтно-восстановительные работы, благодаря которым, Дом удалось сохранить от постоянного разрушения.
В настоящее время Фонд собирает финансовые средства для проведения реконструкционно-отделочных работ и поддержания его технического состояния.
О доме на Оке
«Дом на Оке» появился в жизни Святослава Теофиловича в конце 50-х годов прошлого века. В те годы Святослав Теофилович мечтал жить и заниматься в летнее время в каком-нибудь красивом, тихом и нелюдном месте. Ни дачи, никакого загородного дома у него тогда не было. Такое место нашлось в семи километрах от г. Тарусы Калужской области, где действительно в радиусе полутора километров не было никаких поселений, а стояла лишь крошечная заброшенная избушка. Избушка эта, (бывший домик бакенщика), принадлежала Алексинскому пароходству, а освободилась она в связи с тем, что бакенщикам выдали моторные лодки, вместо весельных, и у них появилась возможность преодолевать большие расстояния по Оке. Домик был расположен в живописном месте, на высоком берегу Оки, на опушке леса. Святославу Теофиловичу очень понравилось это место. Он выкупил пустовавший домик у пароходства и «поселился» в нем со своим маленьким кабинетным роялем. Со временем, рядом с избушкой, был выстроен «Дом на Оке», необычный по архитектуре, и очень скромный, как и подобает быть дому «в глуши», на опушке леса. При строительстве «Дома» Святославу Теофиловичу помогал его друг – Владимир Алексеевич Мороз. Отапливался «Дом» печкой, освещался свечами и керосиновыми лампами, а вода была в роднике. На недостаток удобств, Святослав Теофилович не только не сетовал, а наоборот радовался такому образу жизни. «С солнышком ложиться, с солнышком вставать», — был его девиз.
Надо вспомнить также, что «Дом на Оке», появился исключительно благодаря помощи и содействию Екатерины Алексеевны Фурцевой, в то время Министра Культуры СССР. Екатерина Алексеевна убедила тогдашних руководителей области, что если «Великому Рихтеру удобно заниматься именно в этом месте, то надо предоставить ему такую возможность». Она говорила: «Пройдет время, нас всех забудут, а Рихтера будут помнить долго-долго». И была права.
С тех самых пор в «Доме на Оке» летом звучала прекрасная музыка. Именно в 60-х – 70-х годах, в летнее время, Маэстро там много и плодотворно занимался. Он считал это место — превосходным для творчества. К.Г. Паустовский, живший в те времена в Тарусе, написал об этом рассказ «Избушка в лесу». Святослав Теофилович очень любил ходить пешком по окрестностям Тарусы, наслаждался дивной природой этих мест, которой до него восхищались В.Д. Поленов, В.Э. Борисов-Мусатов, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский и многие другие выдающиеся люди России, в своё время, посвятившие творчество Тарусе. Известно, что именно в «Доме на Оке», в течение одного летного сезона 1960 года, С. Рихтер подготовил около десятка различных музыкальных программ для своих первых гастролей в США. Эта поездка С. Рихтера в США поразила весь музыкальный мир обширностью представленных программ и уникальностью их исполнения.
«Дом на Оке» не был светским, Святослав Теофилович не приглашал туда гостей специально, но его близкие друзья, а также друзья и ученики Нины Львовны Дорлиак бывали в «Доме». Если гости приезжали на продолжительное время, то они, как правило, останавливались в ближайших деревнях: Ладыжино и Алекино, а в «Дом» приходили погостить, когда у Святослава Теофиловича наступало свободное от занятий время. В разные годы в «Доме» бывали: Евгения Михайловна Лёлина, Сильвия Федоровна Нейгауз, Вера Яковлевна Шубина, Галина и Новомир Писаренко, Беатрис Пара (сопрано, Эквадор, в то время ученица Нины Львовны Дорлиак), Денис Королёв (тенор, солист Большого Театра), Наталья Журавлева, Дмитрий Дорлиак. Позднее в «Дом» приезжали и гостили И.А. Антонова, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и др. В середине 70-х годов в «Доме» жил Юрий Васильев, известный художник, знаменитый оформитель спектаклей «Театра на Таганке».
В более поздние годы Святослав Теофилович не мог, как раньше, бывать в Тарусе, столько, сколько бы ему хотелось. Бесчисленные гастроли, переезды из страны в страну не позволяли ему, как прежде, проводить здесь летнее время. Его концертов ждали по всему миру. Но Маэстро никогда не забывал о своём любимом «Доме на Оке», его всегда интересовала судьба «Дома». Он стремился в милую его сердцу Тарусу, в маленький провинциальный городок, с богатой историей.
В конце 80-х годов у С. Рихтера окончательно сформировалась идея о создании в Тарусе «Дома творчества молодых музыкантов и художников». Это своего рода «Летняя творческая лаборатория», где молодые талантливые музыканты и художники, могли бы плодотворно заниматься в его «Доме на Оке», так же как и он в своё время. Маэстро очень любил уютную Тарусу и хотел отдать своего рода долг любимому месту. «Надо сделать что-то хорошее для Тарусы», — это были его слова, которые позже оформились в проведении в Тарусе ежегодных музыкально-художественных фестивалей.
С момента образования Фонда Святослава Рихтера, к «Дому на Оке» стали организовываться экскурсии в летнее время. К Дому также приходит много туристов, музыкантов и просто людей, которым посчастливилось познакомиться в своей жизни с творчеством Святослава Рихтера. Во время проведения ежегодного фестиваля (последняя неделя июля) традицией для Фонда и публики стало проведения концерта под открытым небом, непосредственно у «Дома» Для концерта над гаражом строиться сборная сцена а публика размещается в окрестностях «Дома» в лесу, на траве… Для гостей фестиваля организуется специальная экскурсия. Гости приплывают к «Дому» по Оке на пароходе. Многих из них поражает дивная природа этого места и скромность обитания великого музыканта. Приезжают иностранные туристы. Особое внимание к «Дому на Оке » проявляют гости из далекой Японии. (Говорят даже, что «Дом на Оке» занесен в их музыкальную энциклопедию). А Фирма «Yamaha», вскоре после основания Фонда, подарила нам рояль, который используется во время проведения Фестивалей.
Летом 2009 года при поддержке ООО «Экострой» и содействии Юрловой Татьяны Николаевны прошли ремонтно-восстановительные работы, благодаря которым, Дом удалось сохранить от постоянного разрушения.
В настоящее время Фонд собирает финансовые средства для проведения реконструкционно-отделочных работ и поддержания его технического состояния.
Дом Рихтера под Тарусой
1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.
По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.
В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.
К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины — часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.
Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком — среди полей и лесов, глядя на Оку.
Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара — далеко за 30 градусов.
И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:
Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни — как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.
Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу — на каменный фундамент?!
В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,
отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.
Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей — музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й — всего 4 уровня.
Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:
Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:
Над подвалом — каменный 1-й этаж:
2-й этаж — это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:
3-й этаж — это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:
С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:
Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:
Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке — насыпной песчаный пляж:
Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности — очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.
День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге — фантастическое ощущение в такую жару. Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу — знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.
С.Т.Рихтер
История дачи Святослава Рихтера началась в 1950 г., когда на высоком берегу Оки на каменном основании выросло деревянное строение, словно устремлённое ввысь и оттого напоминающее больше не дачный домик, а старинную дозорную башню, с высоты которой прекрасно обозреваются все окрестности. Причина такой архитектурной особенности более прозаична, чем хотелось бы: в распоряжении пианиста было ограниченное количество земли, поэтому дом пришлось строить с соответствующим расчётом.
Появление дачи связано с мечтами Рихтера об уединённой жизни в каком-нибудь спокойном живописном месте, где можно было бы остаться наедине со своими мыслями и природой. Пианисту приглянулся пустующий домик, расположенный в окрестностях Тарусы, он перевёз туда небольшой кабинетный рояль и рядом построил ещё один дом, необычный и в то же время очень простой. Этот дом и стал тарусской дачей Рихтера или, как его ещё называют, «Домом на Оке».
Дачные будни
Святослав Рихтер любил свою загородную дачу и считал её идеальным местом, чтобы творить. Пианист проводил много времени днём, гуляя по окрестностям Тарусы, слушая звуки природы и вдыхая лесные ароматы, а по вечером устраивал себе ещё одну прогулку, на этот раз более долгую и насыщенную. Именно здесь, в своем любимом «Доме на Оке», Рихтер за одно лето подготовил более 10 программ для зарубежных гастролей.
Надо сказать, что тарусская дача Рихтера не была светским салоном, из гостей здесь можно было увидеть разве что самых близких друзей и изредка учеников, да и останавливались они, как правило, в соседних деревнях, а на дачу приезжали только с визитами. Здесь бывали и некоторые именитые друзья Рихтера: Денис Королёв, Наталья Гутман, Белла Ахмадуллина, Борис Мессерер и другие.
Идиллическая жизнь не могла продолжаться вечно, бесконечные гастроли и переезды не давали пианисту проводить в «Доме на Оке» много времени, однако Рихтер хранил в сердце нежные воспоминания о своей даче и стремился сюда при любой возможности. Идея пианиста о том, чтобы «сделать что-то хорошее для Тарусы», не отпускавшая его с конца 1980-х гг., реализовалась в основании в Тарусе регулярных музыкальных фестивалей: каждый год в июле около «Дома на Оке» проводится ежегодный фестиваль фонда Святослава Рихтера.
Однако не только шанс увидеть и послушать звёзд мировой величины привлекает зрителей в эти края. Их прельщает сама возможность сбежать от городской суеты в удивительно трогательную атмосферу, наполненную звуками утонченной музыки в сочетании с живописными тарусскими пейзажами.