дача стамболи в феодосии история кратко
Сто лет Стамболи: секреты самой загадочной дачи Феодосии
За впечатлениями необязательно отправляться в дальние края – Крым может удивлять бесконечно
Неповторимый архитектурный облик Феодосии 105 лет назад увенчала жемчужина русского модерна – красивейшая дача Стамболи. Восточный дворец с куполом, минаретами, башенками и террасами стал одним из самых приметных зданий на проспекте Айвазовского.
Увековечил свое имя, построив одно из самых причудливых зданий в городе, владелец крупного табачного бизнеса, миллионер, караим по национальности Иосиф Стамболи. Фамилия не случайно созвучна с городом Стамбулом: именно из Турции во второй четверти 19-го века вернулся в Феодосию родоначальник династии табачных торговцев Вениамин Стамболи.
После смерти отца фабрика досталась трем сыновьям. Они успешно продолжили семейное дело: вывели продукцию на мировой рынок. Фамилию Стамболи знали далеко за пределами России, все три брата стали миллионерами. Но только младший – Иосиф Стамболи – воплотил в жизнь мечту отца: построить дворец.
Дом был спроектирован Оскаром Вегенером, архитектором из Ялты немецкого происхождения. Здание было выполнено в стиле модерн, с элементами испано-мавританского стиля и даже готики. Поделено на семейную и гостевую часть с двумя входами: летний – с открытой террасой и яркими колоннами и зимний вход с терракотовой рамой. Украшением семейного дворика считается фонтан. Но он был здесь не единственный.
– Перед домом стоял фонтан, возле которого и, к сожалению, на котором любили фотографироваться люди. И однажды он рухнул под весом советских женщин, как тогда говорили, – рассказывает экскурсовод Ольга Ивановна.
Особняк роскошно смотрится как внутри, так и снаружи. Дом строился из самых лучших и дорогих материалов с эксклюзивной отделкой. Мрамор в разной цветовой палитре привезен из Италии, а немецкая плитка, которой выложен дом внутри, пережила Гражданскую и Великую Отечественную войну. Столбы, что крепко держат ограду, выполнены в форме сигары, а верхняя часть изображает лист табака. Гордо на заборе возвышается герб караимов.
По сегодняшний день в здании продолжается реставрация. В восстановлении помогают старые фотографии. Например, потолок реставрировали по черно-белому фото. – Сейчас мы видим расписной потолок. Дача выдающегося Стамболи на какое-то время перешла в ресторанный бизнес, и владелец заведения побелил потолок. Когда за него взялся реставратор, он вернул ему первоначальный яркий вид, что не всем пришлось по вкусу. Люди просто не верили, что потолок может быть таким, – говорит экскурсовод.
Гостевой зал сделан в королевском викторианском стиле, комната – в неоклассическом стиле, правда, отсутствует самый главный элемент неоклассики – камин из белого мрамора. Зато камин из цветной мозаики с восточным орнаментом сохранился в вестибюле. Тут же собрана история и фотоархив хозяина дома.
Иосиф, как и положено традициям того времени, женился на караимке. Рахиль была дочерью владельца одесской ткацкой фабрики. Он влюбился в нее с первого взгляда. Когда они поженились в 1911 году, ему было 32, а невесте – 17 лет. Через 2 года родилась первая дочь Вера, еще через два – Лидия.
В 1917 году случилась революция. Разрушения коснулись и дачи Стамболи. В дом в присутствии хозяина ворвались пьяные матросы и солдаты. Они стали вытаскивать семейную мебель, рубить, сжигать ее, а фарфоровые статуэтки и картины менять на алкоголь. Это вынудило хозяин уехать в Турцию. А в 1920-х годах все три брата оказались во Франции. В Париже Иосиф открыл маленький продовольственный магазин, который оставил в наследство старшей дочери Вере, что до конца жизни зарабатывала театральным ремеслом. Младшая Лидия вышла замуж за русского офицера, родила троих детей.
Отец написал Лидии дарственную на этот дом, и это стало его роковой ошибкой: дочь стали обрабатывать агенты КГБ. И когда в Советском союзе наступила «оттепель», ее обманом уговорили вернуться обратно. В 1956 году у Лидии забрали все документы и сослали в Сибирь. Плохие новости о дочери дошли до отца, и в 1958 году он умирает. Несмотря на разницу в возрасте Рахиль пережила Иосифа всего на 4 года. Но хоронила его уже будучи замужем за русским офицером, с которым она познакомилась в момент эмиграции Стамболи. А в 1966 году от тяжелой болезни умирает и Лидия. Ее трое детей разъезжаются по всему миру.
– Мы вплотную занимаемся этой семьей, уж больно у нас еще много белых пятен в истории, – отмечает экскурсовод. – В 2017 году к нам в гости приезжал 81-летний внучатый племянник Иосифа Стамболи – Жорж Матчере. Он пишет книгу о Стамболи. А нам очень интересна информация из первых уст. Мы до сих пор не знаем, что происходило между братьями во Франции. Жорж намекнул, что об этом можно будет прочитать в его книге.
Дворец дача Стамболи
Одной из архитектурных достопримечательной Феодосии является удивительно красивое здание, расположенное в престижной прогулочной зоне проспекта Айвазовского. Это знаменитый Дворец-дача Стамболи. Изображение этой дачи часто можно увидеть в рекламных буклетах, на видовых открытках и в путеводителях по городу.
Что же это за здание? Какова его история и можно ли осмотреть это архитектурное творение изнутри?
Сегодня этот дачный дворец, сооруженный в начале 20 столетия, является Памятником культурного наследия и Музеем, открытым для туристического осмотра. Найти Дачу Стамболи несложно, она расположена около Гостиницы «Алые паруса».
История семьи Стамболи
История семьи Стамболи, один из представителей которых построил этот красивейший особняк, весьма противоречива, и обросла множеством легенд, но тем не менее, очень интересная. Основатель табачного бизнеса и табачной династии, сам себя создавший миллионер Вениамин Стамболи (отец владельца Дачи), прирастил огромный капитал практически на пустом месте.
Одна легенда гласит, что этот караимский паренек собирал окурки на улочках Феодосии, набивая остатками табака папиросные гильзы, продавал их в разнос. Другая легенда приписывает ему уникальные способности, которые помогли ему стать универсальным гидом для богатых туристов. Третья версия выводит начало трудовой деятельности будущего миллионера к индивидуальному предпринимательству, связанному с чисткой обуви.
Музейный информационный стенд о семье Стамболи
Но начать рассказ надо с того, что сама фамилия Стамболи является производной от Стамбул, т.е. предки нашего миллионера скорее всего жили в Стамбуле после установления в Крыму русского влияния, а впоследствии вернулись на историческую родину. Караимы – это крымская народность, уходящая корнями к сословным слоям Хазарского каганата, распространявшим свое влияние на Крымском полуострове в 7-8 столетиях. Их язык весьма близок к тюркскому.
Караимского населения в Феодосии 19 века насчитывалось всего несколько десятков, но в большинстве своем они были известными предпринимателями. Особенно хорошо шел у них табачный бизнес – 2/3 всех табачно-папиросных дореволюционных предприятий в России, находившихся в Крыму, Москве и Петербурге, принадлежало караимам!
Реклама папирос фабрики Стамболи в Москве в 19 веке
Караимский табак славился в России и экспортировался в Европу. Табачные магазины Стамболи – одного из известнейших производителей табачной продукции были весьма престижны и фешенебельны.
Табачная продукция фабрики Стамболи
Фабрика росла стремительными темпами, новоявленный фабрикант расширял ассортимент, выводил новые табачные сорта, открывал представительные пункты в европейских столицах. Был Вениамин и хорошим семьянином. Прожив достойную жизнь, он умирает в конце 19 столетия. Его похоронили на караимском кладбище Феодосии, однако могила не сохранилась, а вот весь выщербленный надгробный камень каким-то чудом оказался около стены Мечети Муфти-Джами. Сегодня его можно увидеть во дворе Дачи Стамболи и прочитать прощальные слова членов семьи, высеченные на нем.
Вениамин оставил своим троим сыновьям огромный капитал и прекрасную табачную фабрику. Производственными делами стал заниматься старший из братьев – Иосиф и очень преуспел в этом деле, расширив фабрику и увеличив количество рабочих мест.
Иосиф Стамболи в период расцвета табачного бизнеса
Занимался он и благотворительностью, являясь попечителем профессионального женского училища. Говорят, что строил он жилье и для некоторых фабричных рабочих.
Трудовые будни фабрики Стамболи
Строительство дачи и его дальнейшая судьба
Возведение прекрасного дворца (дачей это сооружение назвать сложно), обошлось предпринимателю в целое состояние – более одного миллиона рублей! Архитектор (О.Вегенер) был приглашен из Петербурга. Именно он создал проект сооружения и руководил постройкой, которая длилась более четырех лет.
Дача Стамболи в начале 20 столетия
Получившееся строение стало настоящим украшением Екатерининской набережной. Его ассиметричная композиция была выполнена в восточно-мавританском стиле. Двухэтажные объемы завершались куполами, причудливость востока была подчеркнута четырехъярусным минаретом и крытыми арочными галереями, террасками и башенками.
Восточно-мавританский силуэт Дачи Стамболи
Яркая отделка декоративным орнаментом, оконные витражи придавали дворцу праздничность и монументальность.
Декоративные орнаменты в оформлении Дачи Стамболи
Внутреннее убранство дворца также было роскошным и богато декорированным. Мрамор различных цветовых оттенков, лепные украшения, применение в отделке ценных пород дерева, беломраморные скульптурные изваяния, прекрасные камины – все поражало богатством и изыском.
Внутреннее оформление Дачи было весьма изыскано
С парадной галереи открывался великолепный вид на море, а с других сторон дача была окружена вечнозелеными кипарисами. В парковой зоне был сооружен домик прислуги, который дожил до сегодняшнего дня и в нем сегодня расположено кафе.
Дача Стамболи в современной Феодосии
Перед дворцом находился великолепный фонтан со скульптурными изваяниями двух ангелочков. Их лица повторяли облик двух дочерей Стамболи.
Рахель Стамболи с дочерьми
Сегодня вместо того фонтана установлен новый, который не дотягивает до своего предшественника изяществом и мастерством.
Сегодняшний фонтан у входа на Дачу Стамболи
Но…Дворец был окончательно построен только в 1914 году. А это значит, что в России начиналась эпоха трагических перемен, связанных с Первой Мировой войной, революцией, Гражданской войной и т.д.…
Иосиф с семьей, прожив в роскошном особняке всего около трех лет, вынужден был покинуть Феодосию, оставив свой роскошный дворец, и эмигрировать в Турцию, где он, как говорят, продолжил свой прибыльный табачный бизнес. Хотя, по другим сведениям, остаток жизни Стамболи провел довольно скромно.
Фрагмент галереи Дачи Стамболи
Существует миф о незаконном сыне Иосифа, рожденного от него его горничной. Якобы сын с бывшей горничной проживали после революции в домике прислуги, но в 1942 году сын табачного короля погибает в боях Великой Отечественной. Но правда это или нет, пусть решают историки.
Судьба самого дворца далее складывалась таким образом. После окончания Гражданской войны и налаживания мирной жизни, Дача Стамболи стала советской здравницей – Санаторием им.И.Сталина со ста койко-местами. В начале Великой Отечественной санаторий был переоборудован под военный госпиталь, каковым он оставался и в период немецкой оккупации Крымского полуострова.
Территория дачи в оккупационный период была использована также под захоронения умерших немецких военнослужащих – нижняя парковая зона была превращена в немецкое кладбище.
Немецкое кладбище на территории парка Дачи Стамболи
Возможно, что именно такое активное использование Дачи и прилегающей к ней территории немецко-фашистскими захватчиками, спасло само строение от уничтожения, в то время как практически все остальные здания Айвазовской набережной подверглись разрушению. Кстати, в городе существовали и дворцы двух других братьев Стамболи, но они не сохранились.
В послевоенное время в помещениях Дачи находились поочередно пионерский лагерь, санаторно-курортное подразделение «Восход», психо-наркологический диспансер, службы коммерческого банка, ресторан. Немецкое кладбище было уничтожено, однако в 2003 году совместно с немецкими представителями состоялась эксгумация останков немецких солдат с последующим их перезахоронением.
Сегодня Дачу Стамболи можно посетить как Музей
Сегодня в отреставрированной даче Стамболи находится так называемый Музей подводной археологи, являющийся филиальным подразделением «Крымского центра подводных исследований». Местные жители называют этот музей Крымской Атлантидой.
Экспонаты Крымской Атлантиды
Побывав на выставках этого музея можно, во-первых, ознакомиться с внутренним архитектурным декором Дачи Стамболи, во-вторых, увидеть уникальные экземпляры подводной археологии, добытые в прибрежных водах Феодосии.
В дворцовых апартаментах размещаются музейные экспонаты
Посетить эту Дачу вместе с Музеем можно в любой день, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 18.00. Цена билета составит от 100 до 200 рублей, в зависимости от выбранных услуг и наличия льгот.
Мифы и были дачи Стамболи в Феодосии
Как обычный караим стал фабрикантом, а его сын построил один из самых красивых дворцов Крыма
Начиная рассказ об этом уникальном памятнике архитектуры, экскурсоводы обычно говорят благодарные слова в адрес табачного фабриканта Иосифа Стамболи, по желанию и на средства которого в начале прошлого века был построен великолепный дворец. Обошелся ему особняк в кругленькую сумму – более миллиона царских рублей.
Из Стамбула в Феодосию за невестой
Интересна сама история рождения династии Стамболи. В 1783 году после присоединения Крыма к России один из крымских караимов по имени Осип (Иосиф) вместе с частью соотечественников эмигрировал в Турцию. Прожив там некоторое время, он решил найти невесту. Но не так легко это было сделать. Караимам их религия предписывает вступать в брак только с единоверующими. Большое значение уделялось также этническому происхождению и социальному статусу. Одним словом, не мог найти Иосиф в Турции девушку, которая соответствовала бы вышеназванным требованиям. Это стало главной причиной его возвращения в Крым.
Началось все с маленьких мешочков с махоркой: совсем еще мальчишка, Веня бойко продавал ее феодосийским портовым грузчикам. Со временем юный торгаш понял, что появились клиенты, интересующиеся более качественным товаром. Он тотчас начал приобретать у оптовиков дорогой табак. Поменял Вениамин и место: из шумного порта перебрался на улицу Итальянская в центре Феодосии. Здесь Стамболи поставил столик, за которым торговал своим товаром. Дела шли неплохо, чему способствовали не только удача, но и увеличение числа людей, подверженных вредной привычке.
Постепенно юный бизнесмен собирал капитал и в 1861 году подал заявление с просьбой выделить ему земельный участок для строительства фабрики. Возвели ее и открыли достаточно быстро, что многократно увеличило прибыли предприимчивого Вениамина. Со временем он открывает еще несколько предприятий в России, а также филиалы во многих европейских странах.
Мировая история знает немало примеров неожиданного появления среди известных богачей новых фамилий. По-разному пришедшие «из грязи в князи» приобретали капитал, да и не всем удавалось выдержать конкуренцию с более опытными «акулами бизнеса». Стамболи сумел пройти, как говорят, Крым, Рим и медные трубы, в итоге из простого продавца махорки став купцом первой гильдии, табачным магнатом страны. Прославился он и как меценат: поддерживал своих соплеменников караимов, строил дома для рабочих, школы. На закате жизни глава династии задумал возвести три дворца и подарить их своим детям. Проекты находились в стадии завершения, но и жизненные силы были на исходе – Вениамин не успел реализовать намеченные планы. Умер он в 1897 году.
Нажитое имущество наследовали три его сына. Директором становится младший, названный в честь деда Иосифом. Братья многократно расширяют компанию, закладывают огромные плантации турецкого табака в Крыму, на Кубани, на Кавказе, в Турции, Болгарии, существенно обогнав всех конкурентов по объему производства. Кроме того, сырье для фабрик пароходами стали доставлять на полуостров из Японии, Индии и Китая. Занимаясь бизнесом, Стамболи подумывали и о личной жизни.
Женитьба и родовое гнездо
На знаменитой улице Дерибасовская в Одессе братья имели свой табачный магазин, по соседству с которым находился модно-мануфактурный галантерейный салон караима Ильи Бобовича. Одну из его дочерей 17-летнюю Рахиль, однажды встретил Иосиф, прогуливаясь по центру города. И влюбился с первого взгляда. К 1911 году молодой человек получает желанные руку и сердце девушки.
Счастливый молодожен решает строить дом, выбрав для этого один из престижных кварталов Феодосии – рядом с морем. Некоторые историки, рассказывая об этом периоде жизни фабриканта, сообщают, что дачу он строил в подарок невесте. Это ошибка. Согласно данным архивов, возводить дворец начали через три года после его женитьбы. А вот информация о том, что к созданию семейного гнезда Иосиф Стамболи подошел со всей душой и широким размахом, соответствует действительности.
В Феодосии табачный магнат слыл модником, человеком, которому были свойственны артистизм и неординарность. К тому же, бывая по долгу службы в разных европейских странах, он замечал и запоминал лучшие образцы архитектуры, чтобы воплотить их в реальность при строительстве своего дома. Для этого требовался достойный зодчий. Выбор пал на архитектора Оскара Вегенера, который отличился при строительстве Массандровского дворца, он же проектировал имение Кокорева в Мухалатке.
Дворец был задуман в стиле модерн, с преобладанием в экстерьере мавританских мотивов, напоминающих восточные сказки. В необычной форме постройки отражались не только вкусы и мировоззрение, но и социальный статус владельца. Так, турецкие каменные колонны с нишами, столбики в форме мундштуков с вырезанными табачными листьями, кованый забор с изображениями полумесяцев, шестиконечных звезд и цветов табака – все до мельчайших деталей указывало на происхождение хозяина дома и его принадлежность к табачному делу.
Специалисты, да и обычные туристы, высоко оценили гармоничное соединение стилей, придающих дому неповторимый колорит: от западной культуры – комфорт, а от восточной – очарование. Для постройки отбирались лучшие материалы и приглашались самые известные мастера. К примеру, использовался великолепный каррарский мрамор, над которым трудился знаменитый резчик Фока Яни. Фасадная плитка и теперь выглядит совершенно новой, хотя была изготовлена больше 100 лет назад. Она была лучшей в своей отрасли, гордостью старейшей немецкой фирмы «Виллер и Бош». Не меньший интерес вызывает и напольная плитка. Если ее перевернуть, то на обороте можно увидеть клеймо «1911 г. Харьков. Бергенгейм». Запоминающийся восточный облик зданию, словно сошедшему со страниц «Тысячи и одной ночи», придают четырехъярусная, похожая на минарет башня, полусферические купола и разноцветные витражи окон в изящных арках.
Восторг и удивление вызывает у каждого входящего во дворец убранство первого этажа дачи. Здесь располагались гостевые залы с удивительной красоты каминами. Один из них находился в личном кабинете Стамболи. Его сохранившийся интерьер позволяет, как по книге, читать историю семьи. По углам потолка расположились орлы с молниями – защитные символы от огня. Далее по диагонали – венок с одной звездой, говорящий, что это кабинет купца первой гильдии. По карнизу разливается орнамент набегающей волны с цветами табака.
Дворцу повезло больше, чем хозяевам
Поселившись в особняке, сам хозяин не смог долго наслаждаться жизнью в этом архитектурном шедевре. Через три года после окончания строительства, грянула революция. Словно цунами разошлась она из столичного Петрограда по всей России. Зимой 1918 года ее разрушительные волны докатились в Крым. Один из очевидцев трагических событий подполковник Николай Кришевский так описывает то лихолетье: «В Феодосии солдаты расположились, как у себя дома, заняв все дачи по берегу. Из дивной дачи Стамболи выносили дорогую мебель, тут же ее ломали и жгли из нее костры, на которых готовили кашу в котелках».
Иосифа Стамболи арестовали и доставили в штаб красногвардейцев, где его заставили выплатить контрибуцию в размере 300 тысяч рублей и «подарить» свой автомобиль. После таких действий новой власти общего языка с ней он не нашел и со всей своей семьей эмигрировал во Францию. В Париже эмигранты из России, когда-то богатые и знатные люди, дворяне и купцы работали таксистами и официантами. Революционная буря в одночасье смела создаваемые целыми поколениями огромные состояния. Стамболи утратил свою табачную империю: фабрику, плантации, активы. В возрасте 81 года Иосиф Вениаминович скончался на чужбине. Со времени эмиграции семьи и по наши дни ни он сам, ни его многочисленные потомки никогда в этом доме больше не появлялись. Хотя иногда присылают письма. Одно из посланий пришло из Парижа совсем недавно.
По-разному относились крымчане к культурному наследию. К примеру, известный поэт Максимилиан Волошин предлагал снести все виллы феодосийских богачей, дабы не развращать вкусы народа. И в первую очередь, дачу Стамболи, которую он считал буржуазным дворцом «в стиле турецких бань, публичных домов и лимонадных киосков».
Современники вспоминают: до революции большинство особняков выглядели один лучше другого: высокие, светлые, с электрическим освещением, водопроводами и канализацией. К началу 1920-х годов электричество не подавалось вовсе, водопровод работал урывками, а из канализационных ям нечистоты вывозились с большими затруднениями. В 1921 году вышел ленинский декрет о национализации всех особняков полуострова и создании санаториев для трудящихся. Роскошные виллы Екатерининского проспекта в Феодосии превращаются в здравницы, не стал исключением и особняк Стамболи. В нем разместился санаторий на 100 мест. Сначала он назывался «Московский совработник», затем ему присвоили имя И. В. Сталина.
В Великую Отечественную войну особняку Стамболи повезло оказаться среди немногих строений города, которые почти не пострадали от бомбежек. Удивительно, ведь вилла, расположенная на возвышенности, просматривалась со всех сторон и была отличной мишенью для противника. В период фашисткой оккупации уцелевший особняк превратился в госпиталь 132-ой пехотной дивизии генерала Линдемана.
Умерших в госпитале хоронили на кладбище, которое не долго думая оборудовали прямо на территории поместья, сразу за оградой. К 1944 году около полутора тысяч немцев нашли свой последний приют в его могилах. Кладбище было разбито с немецкой педантичностью, с четкой прямоугольной планировкой и одинаковыми крестами. В 2003 году немецкое общество «Фольксбунд», совместно со специалистами Феодосийского краеведческого музея и поисковым отрядом «Юг» провели эксгумацию, и останки были перезахоронены на кладбище у села Гончарное.
К концу войны Феодосия приобрела весьма плачевный вид. До 80 % всего жилого фонда было разрушено. Зловещая картина: сплошь и рядом руины и воронки от авиабомб и снарядов. Но среди этого дикого хаоса, словно заколдованный, стоял всего один дом – сказочный дворец в мавританском стиле. Поразительно, у него даже стекла уцелели. После войны вплоть до 1984 года в здании вновь размещался санаторий. Затем произошел очередной крутой вираж в истории особняка. Феодосийский врач-нарколог Александр Довженко, разработавший свою методику лечения страдающих алкоголизмом и наркоманией, открыл в нем психотерапевтический наркологический центр.
Развал Советского Союза, наступившие лихие 90-е, стали черными страницами в летописи особняка. В этот период здание пострадало значительно больше, чем в годы войн и революций. Сначала здесь размещался Азово-Черноморский банк, потом гостиница. Позже в прекрасном строении зашумел элитный ресторан. Лишь с 2013 года прекрасный особняк династии Стамболи начал жить благородной целью просвещения: бывшая дача усилиями неравнодушных людей превращена в современный музейный комплекс. Теперь сюда приходят феодосийцы и гости города-курорта, чтобы полюбоваться артефактами, поднятыми с затонувших кораблей различных исторических эпох от седой античности и до наших дней.
Артефакты из морской пучины
По мнению многих специалистов, передача дачи Стамболи в аренду Черноморскому центру подводных исследований спасла особняк от разрушения. Это подтверждает и заместитель директора названого учреждения, руководитель его феодосийского филиала Виктор Вахонеев. Он помнит, в каком плачевном состоянии находилось здание, когда власти Феодосии все-таки утвердили Центр. Положение кардинально изменилось после того, как Республика Крым вошла в состав России. Руководители страны, узнав о бедственном положении памятника архитектуры, выделили на его ремонт и реставрацию 150 миллионов рублей. В настоящее время работы идут полным ходом. Намечены и реставрационные работы, которые будут доверены лучшим специалистам, имеющим лицензии.
Занимаясь восстановлением Дачи, коллектив Центра не забыл свое главное предназначение: исследовать подводный мир Черного моря, вести научную работу. Параллельно его сотрудники изучали документы о строительстве дачи Стамболи в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Симферополя. Раньше этим никто не занимался, и по указанной причине экскурсионная деятельность проводилась на уровне слухов и мифов.
Подводная археология начала зарождаться больше ста лет назад и именно в Феодосии. Новое поколение ученых продолжает важную работу. Открыт музей подводной археологии, в котором уже оформлено несколько интересных экспозиций. Недавно центр получил грант Русского географического общества, что позволяет расширить район поисков при участии волонтеров. Вместе с коллегами из Эрмитажа крымчане изучали античный затонувший город Акра. Несомненной удачей стал март 2016 года: специалисты «Черноморского центра подводных исследований» обнаружили в 16 км западнее мыса Тарханкут на глубине 52 метров легендарный теплоход «Веста», который в 1887 году потерпел крушение и затонул. Экипаж погиб. Носовая часть парохода сохранилась, что и позволило его идентифицировать.
История «Весты» известна многим: в 1877 году экипаж деревянного теплохода отличился в сражении с турецким броненосным корветом «Фетхи-Буленд». Но теперь туристы, жители Феодосии могут увидеть замечательные артефакты – свидетельства далеких исторических событий, поднятые из морской пучины, на витринах музея. Глядя на удивительно красивую после реставрации посуду, медицинские приборы, старинные фонари, посетители музея будто становятся соучастниками событий XIX века. И по-другому воспринимается рассказ экскурсовода о героизме русских моряков.
Подвиг экипажа парохода «Веста»
Этот бой – подтверждение знаменитой фразы русского полководца А.В. Суворова: «Побеждают не числом, а умением». Когда в 1877 году началась война с Турцией, Россия не имела стальных кораблей. Государь повелел привлечь к боевым операциям торговые суда, оснастив их имеющимся в наличии вооружением. Вот так на боевую вахту заступил и деревянный теплоход «Веста». 9 июля он находился в Одессе под погрузкой угля. Неожиданно из штаба флота доставили боевойприказ: выйти в море для крейсирования на коммуникациях противника, а при случае и для атаки его боевых кораблей.
Вечером 10 июля «Веста» вышла в море. К семи часам утра 11 июля пароход подошёл к порту Кюстенджи (ныне — Констанца). В рассветные часы впереди смотрящие заметили дым. Предположили, что это — либо пассажирский, либо грузовой колесный пароход. «Веста» на полной скорости стала сближаться с судном, намереваясь отрезать его от берега. Около восьми часов утра, сблизившись, опознали: турецкий броненосец. Позже стало известно, что это был броненосный корвет «Фетхи-Буленд», водоизмещением чуть более 1600 тонн. Его вооружение состояло из четырёх крупнокалиберных и нескольких мелких пушек.
Бой начался в восемь часов утра. Оба экипажа вели по противнику орудийный и ружейный огонь. «Веста» удачно маневрировала и турецкие снаряды нередко ложились мимо цели. Но были и попадания. К десяти часам утра на российском пароходе раздробило вельбот, была выведена из строя одна кормовая мортира, разбита оптика автоматического прибора стрельбы. На жилой палубе, прямо над кормовой крюйт-камерой, вспыхнул пожар. Однако экипаж продолжал огонь по врагу, нанося ему потери.
Сражение экипажа парохода «Веста» Морским министерством России было названо героическим. К сожалению, в 1887 году судно потерпело крушение и затонуло у берегов Крыма. Экипаж погиб.
Все участники боя были награждены орденами, различными знаками отличия, пожизненными пансионами. В 1880 году на братской могиле моряков «Весты», погибших в бою, в Севастополе был установлен памятник (автор — П. О. Брукальский). Монумент выполнен в виде крестообразного пилона, установленного на ступенчатый цоколь. На лицевой грани пилона — крест тёмного полированного гранита и два орудия, поставленные вертикально. По периметру вмонтированы чугунные ядра, а по сторонам — мемориальные надписи на чугунных досках с указанием имен всех погибших в бою 11 июля 1877 года. Один из минных крейсеров Черноморского флота позднее был назван «Капитан-лейтенант Баранов».
Большие планы на будущее
Коллектив Центра не почивает на лаврах. Имеются планы подводных исследований, восстановлены контакты с представителями династии Стамболи по линии среднего брата Моисея, проживающими во Франции. Готов проект реставрации Дачи, проведен демонтаж аварийных участков перекрытий здания. Работы продлятся, как минимум два года, и хорошо, что открыто финансирование, а возникающие проблемы помогает решать городская администрация.
Недавно на базе музея прошла научная конференция по итогам археологического сезона 2016 года. Участие в ней приняли ведущие специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Севастополя, Керчи. Это действующие подводные археологи, возглавлявшие экспедиции в Северном Причерноморье, на Азовском море. Контакты с коллегами помогут феодосийцам вести работу еще плодотворнее.