дача юсуповой в царском селе история
Неизвестный город Пушкин. Особняк Юсуповой, несчастный и прекрасный
Уже много лет дворец княгини Юсуповой стоит за забором. Прохожему с улицы ничего не видно, лишь из окон автобусов можно бросить взгляд на прячущуюся красоту.
Несколько лет назад тут вроде как началась реставрация. На заборе еще красуется информационная табличка с уже давно не существующем фондом в качестве заказчика.
Заглянем за забор. Ещё сохранилась будка охраны. Стоят раскрытые настежь вагончики строителей.
Видимо, что-то не заладилось, и особняк сейчас стоит в запустении. Мы сначала шли ко дворцу с опаской, полагая, что вариант встретить злобную собаку, охраняющую особняк, весьма велики. Но, на наше счастье, никого там не было.
Особняк впечатляет. Еще целы двери и стекла, в идеальном состоянии сохранена лепнина и меньше всего он похож на жалкую руину. Только что зарос сильно.
Дворец был построен в середине 19 века в стиле необарокко и по своему архитектурному убранству напоминает Эрмитаж в Екатерининском парке.
Даже грот есть.
Хозяйкой особняка была Зинаида Ивановна Юсупова. Одна из первых красавиц Петербурга, она пользовалась вниманием Николая I, а потом из-за ссоры с императором была вынуждена покинуть Россию. Поселилась во Франции.
Хороша, не правда ли?
Как писал её правнук князь Феликс Феликсович Юсупов (известный как участник убийства Григория Распутина) в «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».
Предприниматель Сергей Гутцайт, тот, что восстановил замок Бип, переоборудовав его в ресторан и гостиницу, воссоздал ещё Певческую водонапорную башню в Пушкине.
Эх, взялся бы он еще и за особняк Юсуповой, но, боюсь, Гутцайту больше такого не надо, слишком много сложностей. Так и стоит в запустении шикарнейший дворец, из которого можно сделать конфетку, как и соседняя деревянная дача (которую уже не восстановить), как и многое другое. Зато Екатерининский дворец каждый год кроют новым слоем краски.
За фотографии спасибо Вениамину Ицхоки, мы свой фотик в этот раз малодушно оставили дома.
Юсупова, Зинаида Ивановна, странная женщина.
Семья князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов с Н.Ф. Сумароковым-Эльстоном (крайний слева) и его супругой (вторая слева), анфас.
Николай II Эльстон-Сумароков Романов и его жена: Софья Михайловна Коскуль, переименованная и переписанная в Александру Фёдоровну (Аликс Гессенскую).
Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина (2 ноября 1809, Москва — 16 октября 1893, Париж) — фрейлина, русская аристократка, «светская львица».
Вранья много, но ход мысли интересный. Просто, иногда интересно послушать, как взрослые люди врут в глаза, понимая, что они обманывают детей, последующие поколения с переписанной интеллигенцией Историей Мира.
два портрета Зинаиды Ивановны Юсуповой работы Кристины Робертсон
удивительная женщина, про нее столько можно рассказывать, кстати она одна из немногих прожила долгую и, похоже, счастливую жизнь.
Из мемуаров Феликса Юсупова о прабабушке Зинаиде Ивановне Юсуповой.
«В детстве посчастливилось мне знать прабабку мою, Зинаиду Ивановну Нарышкину, вторым браком графиню де Шово. Она умерла, когда было мне десять лет, но помню я ее очень ясно.
Прабабка моя была писаная красавица, жила весело и имела не одно приключенье. Пережила она бурный роман с молодым революционером и поехала за ним, когда того посадили в Свеаборгскую крепость в Финляндии. Купила дом на горе напротив крепости, чтобы видеть окошко его каземата.
Когда сын ее женился, она отдала молодым дом на Мойке, а сама поселилась на Литейном. Этот новый ее дом был точь в точь как прежний, только меньше.
Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ.
Двумя тремя годами позже, поссорившись с императором, она уехала за границу.
Обосновалась в Париже, в купленном ею особняке в районе Булонь сюр Сен, на Парк де Прэнс. Весь парижский бомонд Второй Империи бывал у нее. Наполеон III увлекся ею и делал авансы, но ответа не получил. На балу в Тюильри представили ей юного француза офицера, миловидного и бедного, по фамилии Шово. Он ей понравился, и она вышла за него. Купила она ему замок Кериолет в Бретани и титул графа, а себе самой – маркизы де Серр . Граф де Шово вскоре умер, завещав замок своей любовнице.
Графиня в бешенстве выкупила у соперницы замок втридорога и подарила его тамошнему департаменту при условии, что замок будет музеем.
Каждый год мы ездили к прабабушке в Париж. Она жила одна с компаньонкой в своем доме на Парк де Прэнс. Поселялись мы во флигеле, соединенном с домом переходом, и в дом ходили по вечерам. Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус.
В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».
Умерла она, когда ей было сто лет, в Париже, в 1897 году, оставив моей матери все свои драгоценности, брату моему булонский особняк на Парк де Прэнс, а мне – дома в Москве и Санкт Петербурге.
. Учитывая, что это невестка Эльстона, то ей было, что оставлять? Происхождение драгоценностей у Зинаиды Николаевны было по линии Эльстона, а не по линии родни её матери.
В 1925 году, живя в Париже в эмиграции, прочел я в газете, что при обыске наших петербургских домов большевики нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью – мужской скелет в саване… Потом гадал и гадал я о нем. Может, принадлежал он тому юному революционеру, прабабкиному возлюбленному, и она, устроив ему побег, так и прятала его у себя, пока не помер? Помню, когда, очень давно, разбирался я в той спальне в прадедовых бумагах, то было мне очень не по себе, и звал я лакея, чтобы не сидеть в комнате одному.
В прабабкином булонском доме долго никто не жил, потом его сдали, потом продали великому князю Павлу Александровичу, а после его смерти продали еще раз. Заняла его женская школа Дюпанлу, где позже училась моя дочь.»
Выделила спорные и важные места в воспоминаниях Феликса о своей бабушке. О которых надо рассказать.
В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ
а вот дача, построенная по заказу Зинаиды Ивановны. И.М. Монигетти.
вот еще одно архивное изображение
правда постройки очень похожи?
как считают специалисты: «Монигетти блестяще «пересказал» великого Растрелли».
здесь история строительства дачи.
http://pinme.ru/pin/54033b6add62fc3c32a29804/
http://pushkin.ru/encycl/town/dacha-knyagini-yusupovoy.html
а вот характер отношений между Николаем I и Зинаидой Ивановной Феликс, похоже, трактует не верно)))
Но об этом завтра, надо воспоминания современников поискать.
Зинаида Ивановна все делала с царским размахом, могла себе позволить.)
Дачу, так такую как императорский Дворец. Дом, так один из лучших дворцов в Петербурге(кстати всего в нашем городе 4 Дворца Юсуповых). Конюшни, так, непременно, тоже, как царские.
Вот конюшни Зинаиды Ивановны Юсуповой, которые сегодня находятся в Хельсинки на острове Сеурасаари, где расположен музей финского быта, музей под открытым небом, замечательный уголок, с чудными ручными белками, чайками и другой живностью и интересными финскими постройками.(фоток как вы понимаете, увы не сохранилось)
Вот конюшни Юсуповой на 4 лошади, размеры стойла для каждой лошади 22 метра, императорские каноны))). Конюшни деревянные расписаны под кирпич.
Эти конюшни находились на финской вилле З.Юсуповой. в местечке Кайвопуйсто, там активно начинают строить дачи во время Крымской войны, когда представители высшего света не могут выезжать за границу. Сегодня это один из самых популярных парков в Хельсинки, на территории этого парка находятся многие посольства( одно из самых шикарных посольство Ирака),
По моим меркам до Свеаборга как-то далековато. Но все гиды, которых мне приходилось слышать в Хельсинки с удовольствием рассказывают эту легенду. правда. некоторые оговариваются и говорят, что существует легенда.
Что касается скелета в стене в одном из Дворцов, то сотрудники и Юсуповского Дворца на Мойке и Дворца на Литейном в один голос утверждают, что никаких скелетов не было, лишь во Дворце на Мойке в тайниках были найдены рукописи и письма А.С. Пушкина, рукописи Шиллера и произведения искусства, которыми так славились коллекции Юсуповых.
Так может быть под псевдонимом: «Пушкин» тот роман про Петра Обманова –Юсупова и сочинял кто-то из Юсуповых? Чем платить бешеные деньги кому-то и втягивать посторонних в такие щекотливые вопросы, как родословная Юсуповых-Романовых, проще сочинить всё самому, внутри Семьи?
Феликс слишком хорошо осведомлен с ТИ, для простого-то военного. Тем более, что в Петербурге знали цену «Романовым» и книг никто не покупал. Их не читали даже в Петербурге. А тут такие тонкости, как сам сочинял.
Зинаида Ивановна Юсупова была одной из самых красивейших женщин Петербурга и как писали своременники, ее восхищадись и император Николай I и Наполеон III, была известной «светской львицей» и возмутительницей спокойствия в Петербурге,да и во Франции тоже.
Ее мать была внебрачной дочерью Екатерины Строгановой,
Беттик, обрати внимание, она внучка матери Павла Строгонова, т.е. получается, что Павел Строганов её дядя по матери, а твоя Ольга Ферзен ее двоюродная сестра. Как тесен мир)))
Это вызвало осложнения при браке с Борисом Юсуповым, который так увлекся юной красавицей Зинаидой, что собирался пойти против воли своей матери, так как она была против этого брака
Кстати, именно Борис и Зинаида Юсуповы, начинают перестройку особняка на Мойке, который был приобретен еще родителями Бориса. Сегодня мы видим Дворец почти таким каким он был построен арх Михайловым.
Петербург был захвачен красными только в декабре 1853 года. И до 1869 года, согласно тому же Толстому, шли ожесточенные бои за Петербург и внутри самого Петербурга. Так что, что строить там Юсуповы ничего не могли. Тем более, в Старом Городе. Все свои дворцы они захватили готовыми.
По случаю окончания ремонта был дан грандиозный бал, но Зинаиде Юсуповой не повезло, она накануне каталась с гор и повредила ногу. Об этом бале оставила свои воспоминания М. Каменская.: «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева,до половины палки и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном этом костыле было что-то сказочное, волшебное».( в современных цитатах почему-то опускают про бриллианты вообще или про то, что еще половина костыля была в бриллиантах))).)
П. Вяземский посвятил этому костылю поэтические строки:
«Костыль — Вам дар небес: любите Ваш костыль!
Он был для Вас судьбы полезною указкой,
И в школе жизни он Вам указал на быль,
Когда Вам жизнь была одной волшебной сказкой»
Далее Каменская продолжает: » Должно быть, к нему же княгиня подобрала и весь свой наряд: платье на ней было не лёгкое, не бальное, а тяжёлого голубого штофа; на голове у неё около лба горела одна только большая бриллиантовая звезда, в заднюю причёску волос были как-то впутаны два газовые шарфа; один голубой с серебряными звёздами, а другой белый с золотыми, и оба они упадали до самого пола. Удивительно хороша была она в этом наряде!»
Сама хозяйка бала извлекла из своего положения пользу и весь бал прогуливалсь под руку с императором Николаем I, часто уединяясь с ним от посторонних глаз в анфиладах и галереях Дворца. Что не осталось незамеченным ни гостями, ни самой императрицей Александрой Федоровной.
С 1830 года Зинаида Ивановна переживает бурный роман Николаем Андреевичем Жерве, приятелем М.Ю, Лермонтова. Зинаида Ивановна счастлива необыкновенно, но этот роман перестает быть тайной, о нем судачат во всех салонах, а по понятиям того времени это моветон, все жалеют Бориса Николаевича Юсупова и осуждают Зинаиду Ивановну. Чтобы спасти честь любимой женщины Жевре уезжает на Кавказ, где он был ранен в одном из боев и ранение оказалась смертельным.
Горю Зинаиды Ивановны нет предела.
Кстати, я дам ссылку потом, там цитаты, обратите внимание как пишет о Юсуповой императрица Александра Федоровна, называя Зинаиду Ивановну «ветреной». Современники считали, что ухаживания Николая I за Зинаидой Ивановной вызывали ссоры в императорской чете и доставили Александре Федоровне немало неприятных минут.
После смерти мужа Зинаида Ивановна, строит для себя особняк на Литейном, оставив Дворец на Мойке сыну, но там почти не живет, а уезжает во Францию. где выходит замуж за Сена Луи Шарлем Оноре Шово, который младше ее на 20 лет, При венчании Зинаида Ивановна списывает себе 5 лет,( как это по-женски.) Этот брак вызвал недовольство так был мезальянсом, но Зинаида Ивановна легко устраняет все преграды, решив вопрос о положении мужа очень просто. Она покупает ему титул графа Шово и маркиза де Серр.
Зинаида Ивановна счастлива. да и многим казалось, что брак был счастливым, но после смерти Шарля, выясняется, что у него была вторая семья, которой он и завешал замок Кериоле в Бретани. Собрав все мужество Юсупова выкупает замок, а в 1891 году завещает его жителям департамента Финистер с условием открытия в нём музея.(какое мудрое решение, потому что потом оно помогло Юуповым заявить права на наследство и обеспечить себе лишний доход. ).
Итак в 1902 года замок начал разрушаться, и в 1924 году. ее внучка, Зинаида Николаевна Юсупова заявляет права на наследство (в завещании было условие о сохранении дома в том виде, как он существует, а это условие было нарушено) Юсуповы выигрывают суд, получают замок в собственность, а затем в 1960 году Феликс Юсупов продает замок, чем обеспечивает будущее своих детей.
Вот такой удивительной, необыкновенной и очень красивой женщиной была Зинаида Ивановна Юсупова, которая оставила нам два великолепных Дворца, собрала вместе с мужем уникальную коллекцию произведений искусства, пополнившию фонды многих музеев страны и унесла вместе с собой множество тайн и загадок, которые до сих пор покрыты ореолом тайны.
Юсуповский Дворец на Литейном пр.
здесь Зинаида Ивановна в центре группы на картине Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу»,
где художник изобразил около трехсот самых известных персон того времени.
Юсупова, Зинаида Ивановна
ох, такая яркая женщина. такая яркая судьба, а получилось у меня как-то занудно, простите.
Мне дворец на Литейном больше нравится)
Беттик, трудно судить об этом Дворце, так как внутреннее убранство особняка до наших дней почти не сохранилось, но Зинаида Ивановна, кстати, многое сделала в нем, как во Дворце на Мойке. Это и обивка стен, это и драпировки на окнах, она полностью увезла с Мойки свою спальню и многие произведения искусства. Но ничего этого мы сегодня там не увидим, увы,
Зато Дворец на Мойке до сегодняшнего дня поражает нас своим великолепием и изысканным вкусом, хозяев Дворца.
Ищу в инете одну презентацию этого Дворца, она дает возможность полюбоваться великолепными интерьерами и не могу найти.
Дзисин сказал:
Да может быть все. Кстати, история очень романтическая и в духе Зинаиды Ивановны, но вот как то Феликсу, все-таки я не очень доверяю, уж очень много эпатажа в его воспоминаниях.
еще из воспоминаний Феликса Юсупова.
Говорят, отец его был прусский король Фридрих Вильгельм IV, а мать — фрейлина сестры его, императрицы Александры Фёдоровны. Та, поехав навестить брата, взяла с собой фрейлину. Прусский король так влюбился в сию девицу, что даже хотел жениться. Тогдашние злые языки уверяли, что фамилия Эльстон — от французского «эль с’этон» [elle s’etonne — «она в изумлении»], что, дескать, выразило чувство юной матери.
Здесь Феликс, опять напуская тумана, пишет о своем дедушке Феликсе Николаевиче Сумарокове-Эльстон, а фрейлиной о которой идет речь была Екатерина Фёдоровна Тизенгаузен.
И следующая моя история будет про нее.
Похоже, что всю эту родословную Эльстонов-Сумаровых Юсуповых Петровых-Романовых сочинял сам Феликс. Слишком уж хорошо осведомлен обо всех подробностях ТИ. Цитирует как писатель свой собственный текст. Да и с теми историческими романами Пушкина тоже большие проблемы. Вряд ли они были авторства Пушкина.
Там много несостыковок с биографией Пушкина (Кларка Кеннеди) и романов о Петре и Пугачевском бунте. Они писались в более позднее время и там есть детали, которых Пушкин (Кеннеди), если это писал он, просто не мог знать. Значит, за Пушкина писал Феликс. А потом выдал за найденные им рукописи Пушкина. Тогда в моде были литературные мистификации. Сочинил сам себе родословную какую надо, втихаря и чтобы меньше было свидетелей. Потом сочинил легенду об убитом поэте Пушкине А.С. И под эту лавочку легализировал свои собственные литературные сочинения. Кто в том Петербурге стал бы судиться с Юсуповыми и доказывать их ложь? Никто бы не рискнул. А вот если за тем мифическим Пушкиным стоял реальный Феликс Юсупов со своей маменькой? Тогда ажиотаж с Пушкиным понятен.
И есть ещё одно указание на то, что под именем Пушкина писал Юсупов: памятник Пушкину в Архангельском. Пушкина раскрутили уже в СССР и после 1950-х годов, когда переписывали Историю. А до революции Пушкин как литератор ничего не значил. И памятник Пушкину в Архангельском просто не мог быть, разные весовые категории: выскочки Юсуповы, которые были на вершине власти и еврей-журналист. А вот если за псевдонимом: «Пушкин А.С.» скрывался Феликс Юсупов, то памятник Пушкину в Архангельском мог быть. Этот памятник Феликс поставил сам себе или его маменька.
Родословная – это вещь такая. Может быть деньги Юсуповы и не пожалели бы на свои пальцы веером, самолюбие потешить. Но в таком случае вставал вопрос с оглаской. Если бы они наняли какого-нибудь литератора, то о том, сколько стоят предки Юсуповых-Романовых знала бы вся Россия. Поэтому проще было сочинить самому и втихаря, чтобы свидетелей не было. А потом выдать за найденные рукописи трагически погибшего Пушкина А.С., из не изданного. Официально, тот роман Пушкина: «История Петра Великого» не был дописан. И квартиру-музей на Мойке тоже можно было устроить за деньги, и могилку поэта и свидетелей. Биография Пушкина вообще не бьётся, никак. Концы с концами не сходятся, слишком много противоречий.
Да и Нада Торби, правнучка Пушкина, вышедшая замуж за правнука Николая I Эльстона-Сумарокова тоже была из той же самой архангельской тусовки Юсуповых. Там весь 19-й век с российским дворянством на службе у Романовых – одна сплошная литературная мистификация.
Дача юсуповой в царском селе история
ГОРОД ПУШКИН запись закреплена
Дача Юсуповой на Павловском ш.д.10. Архитектор Монигетти.
Усадьба княгини Юсуповой является самой яркой постройкой, выполненной Монигетти по частному заказу в Царском Селе в 1856- 1859 годах, и справедливо считается одной из «жемчужин» русской архитектуры.
Гармония особняка и парка впечатляют.
Парадные интерьеры виллы были богато отделаны в стиле Людовика XV
В 1909—1911 годах здание было реконструировано и модернизировано, было проведено электричество.
После Октябрьской революции здание было экспроприировано и передано под устройство детской трудовой колонии им. Луначарского.
В 1921 году бывшую царскосельскую дачу Юсуповой получило в пользование балетное училище. Она использовалась в качестве дома летнего отдыха воспитанниц до 1933 года. Позже были обустроены квартиры для проживания.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Отремонтировано для детского сада.
В 50- 70 годы размещался детский сад.
С 90-х годов находится в плачевном состоянии.
Рядом с особняком через ограду находится туберкулёзный санаторий. Возможно, близость его не позволяет по нормативам использовать здание особняка Юсуповой как объект культуры, досуга или питания.
Обход [Дома квартала]
Все, на что стоит обратить внимание: от необарочных балконных решеток до русского креста над языческим обелиском.
Русское (нео)барокко – высшее воплощение роскоши и богатства
Дача Зинаиды Юсуповой
Павловское шоссе, 10
В начале XX века первопроходец изучения петербургской архитектуры Владимир Курбатов посчитал особняк Тимофея Дылева на набережной Обводного канала, 155, шедевром елизаветинской эпохи. Тогда как на самом деле его автор – зодчий XIX века Ипполит Монигетти, которому особенно хорошо удавалось воспроизводить стили предшествующего столетия. Китайский дворец Ринальди в Ломоносове он, пожалуй, испортил, придав его южному фасаду неуместное сходство с постройками Растрелли, а вот лестницу в царскосельском дворце немногие отличат от настоящего барокко. В том же духе Монигетти творил и по заказу семейства Юсуповых, для которого создал игрушечный театр во дворце на Мойке и отдельный особняк Зинаиды Ивановны в Царском Селе. Такая архитектура может сбить с толку кого угодно: зодчему удалось очень близко подойти к манере Растрелли, разве что сложный план павильона «Эрмитаж» в виде Андреевского креста остался недоступен пониманию человека XIX века. Частные дома вдоль дороги, соединявшей Пушкин с Павловском, что строились тогда по мысли Николая I, в XX веке пришли в упадок. После многочисленных перестроек дом Юсуповой в 1990-е вообще сгорел и несколько лет простоял в руинах. Его теперешнее чудесное возрождение говорит о неувядающей популярности русского барокко – высшего воплощения роскоши и богатства.
Дача Василия Гудовича
Парковая улица, 18
Последним итальянским архитектором в Царском Селе, а быть может и во всей русской истории, стал Сильвио Данини, сын певца и поэта Амброджо Данини, несколько десятилетий жизни отдавший Петербургу и Царскому Селу и умерший в первую блокадную зиму. Дача Гудовича возведена в начале XX века и являет собой сдержанный вариант модерна, не изобилующий орнаментальными деталями. Самое необычное в ней – крыльцо в виде трех арок на колоннах, которое само по себе симметрично, но к дому приставлено самым непредсказуемым образом. Кажется, что это фрагмент какой-то более ранней, более классической постройки, использованный зодчим другой эпохи. Ну а ближе всего к стилю модерн ограда дачи, опять-таки привлекающая не роскошью, но смелостью изысканных линий.
Изгиб ворот в стиле модерн сложным образом перекликается с как будто более ранним портиком
Дворец Кочубея – последний дворец Царского Села
Дворец Василия Кочубея
Улица Радищева, 4
Это памятник уже следующей эпохи – краткого возвращения классицизма накануне революции и Гражданской войны. Наряду с возведением громоздких банков, доходных домов и правительственных учреждений, обычно производящих тягостное впечатление как своими предельно монументальными деталями, так и преобладающим в их облике серым цветом, зодчим той эпохи нет-нет да и удавалось приблизиться к духу старой русской архитектуры, в любви к которой они не уставали признаваться. В советское время так могли строить детские сады или дома отдыха, но в 1910-е еще оставалась возможность найти богатого и знатного заказчика, которому мог понадобиться новый особняк в старом стиле. Так, некоторое количество удачных стилизаций в манере Кваренги и Камерона появилось и в столице, и здесь, в Царском Селе, где они казались особенно к месту. Архитектор Александр Таманов, хотя и учился в Петербурге и в первую очередь вдохновлялся архитектурой этого города, ничего в нем построить не смог. Этот дворец – его единственное творение в ближайших окрестностях бывшей столицы. А настоящая слава пришла к нему в 1930-е, когда, сменив фамилию на Таманян, он переехал на родину предков, в Армению, где и стал первым архитектором, творцом новой столицы – Еревана. Богатый, хотя и строгий внешне, дом церемониймейстера двора последнего императора в советское время не остался без внимания, будучи приспособлен для советских церемоний: здесь отдыхали крупные партработники.
Софийский кремль – пейзаж достойный «Золотого кольца»
Казармы 3-го Стрелкового полка
Саперная улица, 22–30
Владимиру Покровскому тоже не повезло. Мастер неорусского стиля создал для Петербурга немало впечатляющих проектов, но правы были, видимо, те, кто считал этот город «не вполне русским». Многочисленным эпигонам Покровского здесь удавались затеи с возведением храмов и даже доходных домов в духе декораций к опере «Золотой петушок», а в поисках куда более интересных творений крупного зодчего Покровского приходится отправляться в дальние края. Например, в Лейпциг, где он возвел храм в память русских воинов, погибших в битве с Наполеоном. Или поближе, в Пушкин, на одном конце которого приезжающих встречает Федоровский собор, а на другом, в Софии, сохранились казармы, иногда называемые «городком Покровского». Вероятно, тем самым их противопоставляют Федоровскому городку, строительство которого, в отличие от соседнего собора, осуществлял уже не сам Покровский, а один из его последователей, Степан Кричинский. То была идея самого Николая II – окружить себя допетровской Русью в надежде, что такое напоминание о начале династии Романовых предотвратит ее неминуемый конец. Причем в стенах «древнерусских» городков жили отнюдь не монахи, а воины, призванные защитить самодержца от революций и мятежей. Но ни форма, ни содержание этих крепостей царю не помогли. Зато вследствие таких наивных мер по противодействию революции на окраине старинной Софии появился не просто еще один комплекс казарм, каковых здесь уже было немало, но настоящий кремль, который, как и многие другие постройки в этих краях, хочет казаться значительно старше своих лет. И в принципе, это ему удается.
Орловские ворота прославили не воинские победы екатерининского фаворита, а успешную борьбу с чумой в Москве
Орловские ворота
Это первая в России настоящая триумфальная арка, до того в Петербурге и Москве строились только барочные декорации, не имеющие отношения к древнеримским образцам. Антонио Ринальди, хотя и представляет в истории русской архитектуры один из самых чистых, рафинированных вариантов стиля барокко, в данном случае проявил максимально тактичное отношение к древним монументам побед. Пускай даже эти ворота призваны увековечить не воинские баталии, но лишь успешные меры по борьбе с чумой в Москве, где отличился Григорий Орлов, а возможно, и особое отношение к нему Екатерины. Ворота стоят на границе парка, у начала дороги в Гатчину, принадлежавшую тогда фавориту императрицы.
Сегодня в Адмиралтействе размещается одноименный ресторан. Он принадлежит тем же хозяевам, что и знаменитое русской кухней «Подворье» в Павловске
Адмиралтейство
Этим гордым именем обозначался всего лишь лодочный сарай, к которому прибавили еще два птичника. Но выглядит маленький ансамбль вполне импозантно, ведь он призван играть активную роль в панораме парка. Поставленные на берегу Большого пруда, его здания видны издалека и с разных точек. В архитектурном отношении это явление поистине беспрецедентное: для Адмиралтейства выбран голландский стиль XVII века, обращений к которому следовало бы скорее ожидать от Петровской эпохи. Но царь Петр, хотя и прожил в Голландии некоторое время, голландские манеры своей новой столице привить не захотел. Разве только несколько разводных мостов были созданы здесь по голландским образцам, но их давно уж нет. Голландская церковь на Невском, склады Новой Голландии – во всех этих постройках нет ничего голландского. И вот по иронии судьбы сей недочет Петровской эпохи пришлось исправить Екатерине II, вообще многое за своим великим предшественником доделавшей. Домики в голландском стиле не редкость в садах XVIII века. Но другого такого голландского здания ни в Петербурге, ни в его ближайших окрестностях нет. Ну а название, равно как и некоторое смешение собственно голландского стиля с английским, можно объяснить тем, что архитектор Неелов учился садовому делу на Британских островах, а не на континенте.
Некогда рядовая церковь русского стиля после всех разрушений ХХ века стала сущим раритетом
Кирасирская церковь
Кадетский бульвар, 7
В Софии сохранилось немало свидетельств былой воинской славы городка. Церковь на Кадетском бульваре долгое время являла собой жалкую руину – сейчас ее укрыли лесами, и, возможно, вскоре она обретет первозданный облик. Сколь обязательными были храмы в дореволюционных воинских формированиях, столь же бесполезными стали они после отделения церкви от государства, что означало и от армии. В военных городках были закрыты все храмы без исключения, и до самого последнего времени об их открытии не могло быть речи. Так, София лишилась нескольких церквей, которых прежде здесь было больше, чем в «гражданском» Царском Селе. Эта церковь выстроена в том самом «старом» русском стиле, которому Покровский и его коллеги противопоставили свой неорусский стиль. Ее автор – все тот же Данини – безжалостно, как и многие его предшественники, эксплуатирует здесь формы феноменально популярной в XIX веке церкви подмосковного села Останкино, которую тогда считали «самой русской», а значит, более других достойной подражания. Шатры, кокошники, луковицы – вот обязательные условия «русскости», кроме того, присутствуют измельченность деталей и наивная декоративность, а еще неоштукатуренный кирпич.
Стрелковый тир
Гусарская улица, 9
Еще одно напоминание о военном прошлом – стрелковый тир, устроенный в начале XX века почему-то прямо у входа в Софийский собор. Ему, впрочем, придали благородные неоклассические черты, а в портике даже заметна перекличка с павильонами соседнего парка. Теперь непосредственно за тиром начинаются кварталы новых домов, занявшие место военного городка. По счастью, это незаурядное сооружение не исчезло заодно с казармами.
- дача юрия антонова в переделкино фото
- дача ягоды в коммунарке на карте