дачи бенуа в петергофе на карте
Загородная прогулка по Петергофу
В прошлое воскресенье (12.08.2018) я побывала в качестве экскурсанта тура Серебряного кольца Истории из жизни. Семья Бенуа в Петергофе. С Бенуа у меня давняя история знакомства. Началась эта история в мою самую первую прогулку по городу Ленинграду вместе с бабушкой.
Во время Блокады бабушка работала и жила в осажденном городе. В рабочее время они шили парашюты, и несли дежурства. Особенно сложно было во время бомбежек (а ей тогда было 24 года), кто в бомбоубежище, а кто на крышу, на которую могла попасть зажигалка. Именно такая ситуация и случилось с домом 5 на набережной реки Фонтанки. Бабушка жила в угловой комнате (башенка, выходит на цирк) и во время налета дежурила на крыше, попавшую туда зажигалку благополучно сбросила в реку и дом не пострадал. Собственно об этой истории я узнала чуть позже на встрече ветеранов, когда корреспондент задавал вопросы, в нашу прогулку мне было об этом доме рассказано многое, что затмил он собой даже посещение цирка.
И в блестящий и влажный от витающего в воздухе дождя день, мы дружно погрузились в автобус и отправили по дороге в Петергоф. А Анастасия Олеговна начала нас знакомить с историей своей семьи.
«Из ада в ад» — именно такое сравнение и пришло на ум после этой фразы и сразу вспомнился фильм-драма Дмитрия Астрахана, где в довоенное время познакомились две молодые пары, в один день отмечали свадьбу, в один день рожали детей, и потом началась война и ад в котором оказались семьи (одна-польская, вторая-еврейская).
Среди череды родственников Бенуа, рассказанной нам, мне очень запомнился Катерино Альбертович Кавос (1775-1840), который приехал из солнечной Италии и остался в России в 1799, возглавлял Императорский театр, писал много музыкальных различных произведений, особенно опер. В те времена особый упор стал делаться на историю России, и кому как не иностранцу ее писать? Вот и писал как мог, забавный сюжет вышел с оперой Иван Сусанин. Да и рекорды по продолжительности его оперы могли смело составить всем и быть на первых строчках книги рекордов Гиннес, так опера Иван Сусанин по времени была 10 часов. И его дочь, Камилла, окончила Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге.
Хотя своим названием Сергиевка обязана сыну фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского (его портрет мы можем увидеть в Фельдмаршальском зале Эрмитажа).
Архитектор Андрей Штакеншнейдер спроектировал и построил на территории «Сергиевки» загородный дворец, корпуса для прислуги, церковь и сады.
Совсем рядом с усадьбой прекрасный пейзажный парк и в нем главная достопримечательность, о происхождении которой ходит множество легенд. Это и место масонских сборов, и памятник королю, которого подданные не смогли забрать с собой.
Легенда в дух Петра I: неизвестный мастер выточил голову Петра, в память о том, что тот стал крестный его ребенка, каков царь таковы и подчиненные.
Легенда архитектурная: Данная голова была сделана архитектором (фио забыла) по приказу Павла Первого.
Легенда романтическая: на этом месте стоял памятник, созданный идолопоклонниками. Его переделали, чтобы подчеркнуть народную мудрость и твердость. Считается, что голова — это часть каменного тела, которое под землей. И наш подземный великан охраняет людей, пока его голова торчит из земли, жителям ничего не угрожает. Есть версия, что отсюда черпал свое вдохновение и Пушкин при создании «Руслана и Людмилы», после поэмы к ней стремились те, кто хотел славы. По преданию, нужно было на нее сесть, прошептать свое желание и умыться, затем бежать в церковь и ставить свечку.
Несколько лет назад голову ремонтировали, ее очистили от земли (суеверный у нас народ) и узнали, что ниже подбородка идет монолитный камень.
Но точно можно утверждать лишь одно, какое-то время она исполняла функцию фонтана.
И самое удивительное — около нее пропадает связь. Мистика… Кстати дала фотографию и знакомым экстрасенсам, чтобы уточнить какие эмоции она вызывает, ответ был зловещий — ЗЛО! Но лично я ничего такого не почувствовала, хотя со всех сторон и потрогала ее, и в дырочке воду взболтнула, и попробовала настроится на нее, и посидела, и прислонилась, шло лишь тепло от камня. Правда потом пришлось отвлечься и разбираться с дождем, который все норовил нарушить наши утренние договоренности, что пока я хожу и слушаю гида, он льет в другом месте.
Дальше наш путь лежит к храму — Церкви Пресвятой троицы, вокруг нее полным ходом идут реставрационные работы.
По маршруту встречаем и очень живописный мост, хотя трудно оценить его масштабы, так как он со всех сторон закрыт строительными материалами.
А дальше жемчужина, в которой есть все, что угодно душе, и ажурная вязь решеток на балконах, и лепнина во всей поверхности дома, и даже атланты, которые устало держат свою ношу.
На дом можно любоваться бесконечно,
одно плохо — очень высокий забор. И я как та самая Машенька, влезла на поваленное дерево (около метра высотой), как могла объективом дотянулась до дома, а потом долго и мучительно пыталась понять как лучше с него сползти (мокрое уж очень было) или спрыгнуть на худой конец вернее как-то так, чтобы снова не задеть свое колено.
И вокруг полное запустение.
После блеска и шика знаменитого Петергофского дворца и фонтанов данная часть Петергофа смотрится очень контрастно. И пора снова вернутся в лоно семьи Бенуа. Буквально проехав пару километров, мы попадаем на территорию дачи Бенуа. Несколько участков на самом берегу Финского залива были ими куплены и по проекту Леонтия Николаевича Бенуа (1856-1928) были построены три дачи: для него самого, для его зятя и для брата Михаила Николаевича Бенуа, морского офицера. К сожалению, дача Леонтия Николаевича и его зятя сгорели 14 мая 1921 года, эту дату сходу назвали члены семьи за чаепитием по окончании экскурсии.
А перед нами старинный вяз, посаженный самим Леонтием Николаевичем Бенуа, с ним связана и семейная легенда, деревце было очень хилое и собственно уже были мысли его заменить, но в один из вечером его полили шампанским, и сразу заметили разительный контрас, листики стали наливаться, а деревце расти. Сейчас и половину не взять в объектив.
А мы тем временем начали осматривать дачу Михаила Николаевича Бенуа, любоваться ее резными деталями, и слушать увлекательный рассказ о членах семьи, их увлечениях на берегу Финского залива.
Вид дачи со стороны залива. Своими окнами она смотрит на Кронштадт.
Несомненно, у Анастасии Олеговны, дар рассказчика, слушать ее можно бесконечно.
А после погружения в историю семьи, мы прошли на современную часть, где теперь живут потомки Бенуа.
Вот в таких скромных домиках, но в гармонии с природой. Гуляя по берегу залива мы увидели не только дачу Бенуа, но и другие дачи: Крона, Грубе, Сан-Галли. После революции все эти дачи были национализированы, новым владельцем стал Союз работников просвещения, который устроил санаторий. Между домами сохранились дорожки, которые видны сквозь буйство зелени. После войны дачи перешли в введение Ленинградского государственного университета. В 90 годы прошлого столетия дачи были признаны памятниками и законсервированы. Сложно сказать, то ли денег нет, то ли не знают, что с ними делать. А нам пора возвращаться в город и покидать лоно гостеприимной семьи Бенуа.