дверь в комнату была отворена и оттуда
Дверь в комнату была отворена и оттуда
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.
Приведем верное написание.
Дверь в комнату была отвореНа, и оттуда явствеННо слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медлеННый этюд.
В этом предложении:
отвореНа — краткое причастие пишем с Н;
медлеННый — прилагательное пишем с НН, написание слова надо запомнить.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости.
Приведем верное написание.
В силу своего неопределёННого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйствеННые обязаННости.
В этом предложении:
неопределёННого — полное причастие;
хозяйствеННые — прилагательное, образованное от существительного ХОЗЯЙСТВО при помощи суффикса ЕНН;
обязаННости — существительное, образованное от слова, в котором уже НН.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Парадный портрет должен был вызывать у совреме(1)иков и потомков восторже(2)ые чувства, поэтому изображё(3)ый на нём человек освобождался от всего будничного.
Приведем верное написание.
Парадный портрет должен был вызывать у совремеННиков и потомков восторжеННые чувства, поэтому изображёННый на нём человек освобождался от всего будничного.
В этом предложении:
совремеННиков — существительное, образованное от прилагательного СОВРЕМЕННЫЙ, в котором есть сочетание НН;
восторжеННые — прилагательное, образованное от существительного ВОСТОРГ при помощи суффикса ЕНН;
изображёННый — полное причастие совершенного вида и зависимым словом.
Дверь в комнату была отворена и оттуда
Укажите цифры(-у), на месте которых(ой) пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Свойстве(1)ая лирическому герою О. Мандельштама сосредоточе(2)ость исключительно на собстве(3)ом мире впоследствии постепе(4)о преодолевается.
Приведем верное написание.
СвойствеННая лирическому герою О. Мандельштама сосредоточеННость исключительно на собствеННом мире впоследствии постепеННо преодолевается.
В этом предложении:
сосредоточеННость — существительное, образованное от причастия СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ;
постепеННО — наречие, образованное от слова ПОСТЕПЕННЫЙ
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.
Приведем верное написание.
ОкрылеННый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «УкрадеННый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «ПотеряННый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соединеНы ирония и меланхолия, изящество и глубина.
В этом предложении:
окрылеННый — полное причастие, образованное от глагола совершенного вида;
украдеННый — полное причастие,образованное от глагола совершенного вида;
потеряННый — полное причастие, образованное от глагола совершенного вида;
соединеНы — краткое причастие пишем с Н.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.
Приведем верное написание.
ДлиННый ряд невидаННых картин в стариННых рамах, развешаННых по некрашеНым стенам, радовал глаз буйством красок.
В этом предложении:
(4)развешаННых — причастие, образованное от глагола совершенного вида РАЗВЕШАТЬ;
(2)невидаННых — исключение (пишется с НН, хотя образовано от глагола несовершенного вида);
(5)некрашеНым — отглагольное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
За око(1)ым стеклом жила своей утре(2)ей жизнью обыкнове(3)ая городская асфальтирова(4)ая улица, по которой мчались переполне(5)ые маршрутные такси и гружё(6)ые самосвалы.
Приведем правильное написание.
За окоННым стеклом жила своей утреННей жизнью обыкновеННая городская асфальтироваННая улица, по которой мчались переполнеННые маршрутные такси и гружёНые самосвалы.
В этом предложении:
5.переполнеННые — полное причастие, образованное от глагола совершенного вида ПЕРЕПОЛНИТЬ;
6.гружеНые — отглагольное прилагательное, нет условий для написания НН.
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.
Расставим знаки препинания.
Какое, (1) однако, (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии, (3) например, (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.
1) 2) 3) 4) запятые при вводных словах
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Осенний день в Сокольниках» — единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
Приведем верное написание.
«Осенний день в Сокольниках» — единственная, по всей видимости, картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень поистине оживает.
ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ — вводное словосочетание, ПОИСТИНЕ — наречие.
Запятые должны стоять на местах 1, 2.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.
Приведем верное написание.
Здесь, по рассказам очевидцев, когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно по рассказам очевидцев последовательность событий.
«По рассказам очевидцев» в первом случае — вводные слова, выделяются запятыми.
Запятые должны стоять на местах 1, 2.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Быть человеком — это (1)значит (2) чувствовать, что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными(3) а значит (4) сострадательными и великодушными.
Приведем верное написание.
Запятые 1, 2 не нужны, слово «значит» является связкой;
запятые 3 и 4 нужны, вводное слово имеет значение «следовательно» и в этом случае выделяется вместе с союзом а.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2)
На свете мало (3) говорят ( 4)
Поедешь скоро ты домой:
Сказать (5) по правде (6) очень
Отца и мать мою (7) едва ль
Признаться (8) право (9) было б жаль
Расставим знаки препинания.
Наедине с тобою, брат,
На свете мало, говорят,
Поедешь скоро ты домой:
Сказать по правде, очень
Отца и мать мою едва ль
Признаться, право, было б жаль
Запятые для вводных слов: 3 и 4; 6; 8 и 9.
Запятые для обращений: 1 и 2
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Старик знал (1) что (2) пока не зацветёт чертополох (3) и не созреют семена льна (4) он не сможет приготовить необходимое лекарство.
Старик знал, что, пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна, он не сможет приготовить необходимое лекарство.
Запятая 1 выделяет придаточное предложение «что он не сможет приготовить необходимое лекарство».
Запятые 2 и 4 выделяют придаточные предложения «пока не зацветёт чертополох и не созреют семена льна».
Запятая на месте цифры 3 НЕ ставится, так как союз И соединяет однородные придаточные.
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пока Андрей жил в деревне (1) он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь (2) что была в городе; он много читал и писал, учился итальянскому языку (3) и (4) когда гулял (5) с удовольствием думал о том (6) что скоро опять сядет за работу.
Расставим знаки препинания.
Запятая под номером 1 отделяет придаточную часть «Пока Андрей жил в деревне» от главной «он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь».
Запятая под номером 2 отделяет придаточную часть «что была в городе» от главной «он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь».
Запятые под номерами 4 и 5 выделяют придаточное предложение «когда гулял», разрывающую главное предложение «он много читал и писал, учился итальянскому языку и с удовольствием думал о том».
Запятая под номером 6 отделяет придаточную часть « что скоро опять сядет за работу».
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.
Приведем верное написание.
[Мальчик знал], (что в этом подъезде служит суровый швейцар) и (что (если начать приставать к прохожим прямо у дверей), то можно отведать крепких тумаков.)
В предложении два однородных придаточных: знал (что. ) и (что..). Запятая не нужна.
Запятые должны стоять на местах 1, 5.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.
Приведем правильное написание.
Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива, но если в лесу скапливается большое количество сухостоя, то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары, чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.
В данном предложении есть так называемый стык союзов (НО ЕСЛИ), поэтому прежде чем поставить запятые нужно:
1) посмотреть, что соединяет союз НО: части сложного предложения, и тогда поставить запятую; или однородные члены и тогда запятую ставить не надо. В нашем случае — сложное предложение, следовательно, запятую 1 ставим.
2) убедиться в наличии второй части союза ТО. Если он есть — между союзами запятую не ставим.
Запятая 3 выделяет предложение «то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары»; запятая 4 ставится перед придаточным цели «чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если цифр в ответе больше двух, записывайте их в порядке возрастания.
У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.
У Алёшки было необычайно развито воображение, (1) и, (2) когда мы вместе читали одну и ту же книгу, (3) он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.
Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное «когда мы вместе читали одну и ту же книгу». Запятая под номером 1 отделяет друг от друга части сложносочиненного предложения: «У Алёшки было необычайно развито воображение» и «он всегда очень живо представлял себе описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё».
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 3.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) На гербах разных стран нередко изображаются растения: на гербе Канады привычным стал кленовый лист, а на государственном гербе Мексики изображён кактус. 2) Это неслучайно, ведь на Мексиканском плоскогорье, возвышающемся над уровнем моря до 2500 метров, находится настоящая страна кактусов. 3) Некоторые кактусы густо покрыты желтыми и красноватыми колючками — такие растения напоминают птиц и зверей. 4) Иногда можно увидеть кактус с длинными свисающими волосами — он похож на голову старика. 5) Цветок кактуса — один из самых красивых в мире. 6) Среди ночной темноты раскрывается большая бело-голубая звезда. 7) Размером цветок с большую тарелку − до двадцати пяти сантиметров в диаметре.
В предложениях 3 и 4 тире ставится в бессоюзном сложном предложении.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
В предложениях 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
7) Друзья и книги… 8) Обернувшись к ним, Пушкин тихо промолвил:
В предложениях 1 и 3 запятая выделяет обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию.
В предложениях 2 и 4 тире выделяет распространённое приложение.
Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина — 50 километров, общая площадь поверхности — 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров — оно мелководно. (6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна — Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, — Гдов. (9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.
В предложениях под номерами 2, 8 запятые выделяют обособленные определения, выраженные причастными оборотами.
ВНИМАНИЕ: ответ 3 и 4 не подходит, т.к. в четвертом предложении запятые между частями в бессоюзном сложном предложении, а не запятые при однородных членах. Поясняем: в предложении три основы, вторая и третья части представляют собой неполные предложения, в которых пропущено сказуемое «составляет» (на месте пропуска ставится тире).
Дверь в комнату была отворена и оттуда
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Дверь в комнату была отворе(1)а, и оттуда явстве(2)о слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медле(3)ый этюд.
Приведем верное написание.
Дверь в комнату была отвореНа, и оттуда явствеННо слышались звуки пианино, на котором исполняли какой-то медлеННый этюд.
В этом предложении:
отвореНа — краткое причастие пишем с Н;
медлеННый — прилагательное пишем с НН, написание слова надо запомнить.
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Хозяева дома явно торопились покинуть жилище: повсюду были разброса(1)ы оставле(2)ые вещи, на полу лежал перевёрнутый стари(3)ый кова(4)ый сундук.
Хозяева дома явно торопились покинуть жилище: повсюду были разбросаНы оставлеННые вещи, на полу лежал перевёрнутый стариННый коваНый сундук.
разбросаНы— краткое причастие;
оставлеННые— полное страдат. причастие;
стариННый— прилагательное, образованное от слова старина+н;
коваНый— отглагольное прилагательное, исключение.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Иван Дмитриевич переступил порог и увидел, что по всему периметру комната уставле(1)а и увеша(2)а разной величины холстами с изображением этих животных, нарисова(3)ых с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Отовсюду смотрели золотистые, небесно-голубые, изумрудные, крапчатые, хищно суже(4)ые или сладко зажмуре(5)ые глазки. Полосатые и пятнистые, пушистые и гладкие коты и кошки сидели в корзинках с выражением берущей за сердце тихой покорности на мордочках, спали на диванах в тех неописуемо блаже(6)ых позах, принимать которые способны только эти создания.
Приведём верное написание:
Иван Дмитриевич переступил порог и увидел, что по всему периметру комната уставле(1)На и увеша(2)На разной величины холстами с изображением этих животных, нарисова(3)ННых с таким мастерством и таким удивительным жизнеподобием, что в первый момент захватило дух. Отовсюду смотрели золотистые, небесно-голубые, изумрудные, крапчатые, хищно суже(4)ННые или сладко зажмуре(5)ННые глазки. Полосатые и пятнистые, пушистые и гладкие коты и кошки сидели в корзинках с выражением берущей за сердце тихой покорности на мордочках, спали на диванах в тех неописуемо блаже(6)ННых позах, принимать которые способны только эти создания.
Ответ: 3456 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное – родстве(3)икам покойного мужа.
Приведем верное написание.
И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же оставлеННых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как пострижеНа в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное – родствеННикам покойного мужа.
В этом предложении:
оставлеННых — причастие, образованное от глагола совершенного вида ОСТАВИТЬ;
пострижеНа — краткое причастие пишем с Н;
родствеННиками — существительное, пишем НН, так как оно образовано от прилагательного РОДСТВЕННЫЙ.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
Приведем верное написание.
Ночью местечко, казалось, вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то невероятно бодрым, весенним, счастливым.
КАЗАЛОСЬ — вводное слово, НЕВЕРОЯТНО — наречие.
Запятые должны стоять на местах 1, 2.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи (1) дай же (2) ты (3) каждому, чего у него нет.
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег и не забудь про меня.
Господи, мой (4) Боже (5) зеленоглазый мой,
Пока Земля ещё вертится, и это ей странно самой.
Пока (6) ещё хватает (7) времени и огня,
Дай же (8) ты (9) всем понемногу и не забудь про меня.
Расставим знаки препинания.
Пока Земля ещё вертится, пока ещё ярок свет,
Господи, (1) дай же (2) ты (3) каждому, чего у него нет.
Умному дай голову, трусливому дай коня,
Дай счастливому денег и не забудь про меня.
Господи, мой (4) Боже, (5) зеленоглазый мой,
Пока Земля ещё вертится, и это ей странно самой.
Пока (6) ещё хватает (7) времени и огня,
Дай же (8) ты (9) всем понемногу и не забудь про меня.
Запятые под номерами 1 и 5 выделяют обращения.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Морские чайки гнездятся с апреля по июль. Самка (1) как правило (2) откладывает два или три яйца в гнездо, построенное из растительного материала. Диаметр гнезда составляет (3) приблизительно (4) 70 см, а само оно расположено всегда вдали от чужих гнёзд.
Приведем верное написание.
Морские чайки гнездятся с апреля по июль. Самка, (1) как правило, (2) откладывает два или три яйца в гнездо, построенное из растительного материала. Диаметр гнезда составляет (3) приблизительно (4) 70 см, а само оно расположено всегда вдали от чужих гнёзд.
Запятые под номерами 1 и 2 выделяют вводное слово.
Запятые должны стоять на местах 1, 2.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
О мой читатель… вы (1) москвич прямой
И потому (2) наверно (3) о Коломне
Не знаете… конечно (4) не о той
Я говорю, которая (5) как помню (6)
Лежит в стране, и мне, и вам родной,
Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне
До счёта верст — и вам (9) конечно…
Расставим знаки препинания.
О мой читатель… вы (1) москвич прямой
И потому, (2) наверно, (3) о Коломне
Не знаете… конечно, (4) не о той
Я говорю, которая, (5) как помню, (6)
Лежит в стране, и мне, и вам родной,
Вёрст за сто от Москвы, да, (7) впрочем, (8) что мне
До счёта верст — и вам, (9) конечно…
2), 3), 4), 5), 6) 7), 8), 9) запятые выделяют вводные слова, словосочетания и предложения.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наша (1)ветхая лачужка (2)
И печальна и темна.
Что же ты(3) моя старушка(4)
Или бури завываньем
Ты(5) мой друг(6)утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем(7) добрая подружка(8)
Бедной юности моей(9)
Выпьем с горя; где же (10)кружка?
Сердцу будет веселей.
Приведем верное написание.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Запятые 3 и 4; 5 и 6; 7 и 9 для обращений.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Татьяна Афанасьевна подала брату знак (1) что больная хочет уснуть (2) и (3) когда все потихоньку вышли из светлицы (4) снова села за прялку.
Приведем верное написание:
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак, (что больная хочет уснуть), и, (когда все потихоньку вышли из светлицы), снова села за прялку].
Чтсобы убедиться в том, что запятые стоят верно, уберём все придаточные вместе с их запятыми.
[Татьяна Афанасьевна подала брату знак и снова села за прялку].
Запятые 1 и 2 выделяют придаточное предложение «что больная хочет уснуть».
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «когда все потихоньку вышли из светлицы».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц (1) и (2) когда вы погладите руками растущие травы (3) чтобы ощутить их нежную бархатистость (4) то руки пропахнут холодящим запахом мяты.
Приведем верное написание.
К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц, и когда вы погладите руками растущие травы, чтобы ощутить их нежную бархатистость, то руки пропахнут холодящим запахом мяты.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 3 и 4 выделяют придаточное предложение «чтобы ощутить их нежную бархатистость».
Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В ответ выпишите цифры в порядке возрастания.
Расставим знаки препинания.
Запятая под номером 1 отделяет две основы, связанные союзом И: «полк раскинулся» и «видно было». Запятые под номерами 2 и 3 выделяют придаточное предложение «когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок». Запятая под номером 4 отделяет основы, связанные подчинительным союзом КАК: «видно было» и «оружие поблёскивало».
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были самыми обыкновенными (3) у Вероники вдруг сладко защемило сердце (4) будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
Приведем верное написание.
А мать всё рассказывала и рассказывала о своём счастье, и, хотя слова её были самыми обыкновенными, у Вероники вдруг сладко защемило сердце, будто и оно отозвалось на нечаянное счастье.
Запятая 1 отделяет части сложносочиненного предложения.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «хотя слова её были самыми обыкновенными».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «будто и оно отозвалось на нечаянное счастье».
Запятые должны стоять на местах 1, 2, 3 и 4.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.
Расставим знаки препинания.
К 1-му два однородных придаточных 2 и 3: слепой знал что? и что?; зпт 2 не нужна, потому что связывает два однородных придаточных при общем главном предложении.
От придаточного 3 зависит другое придаточное, с союзом если.
Номера предложений выше строки— это НЕ ЦИФРЫ запятых.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На репродукции изображён донской пейзаж. (2)На переднем плане расстилается река Дон, раскрашивает небо вечерняя заря. (3)Безветрие, за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь, она серебрит тихие воды Дона. (4)В прибрежных водах видны силуэты приближающейся к берегу лодки и рыбаков, приунывших оттого, что темнеет и им пора возвращаться. (5) На бесконечном небе — острый серп месяца. (6)Смотрю на картину и вижу опускающийся на землю нежный, спокойный закат. (7)Любуясь этим пейзажем, понимаешь мастерски переданную художником великую красоту природы.
В предложениях 2, 3 запятые в бессоюзных предложениях.
(2)[На переднем плане расстилается река Дон ], [ раскрашивает небо вечерняя заря ].
(3)[Безветрие], [за изгибом реки у Белой горы мелькает рябь ], [ она серебрит тихие воды Дона].
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Биография Гавриила Абрамовича Илизарова, известного хирурга-ортопеда, тесно связана с Зауральем. (2)Получив диплом врача, Илизаров прошёл путь от сельского врача до директора Курганского научно- исследовательского института экспериментальной и клинической ортопедии и травматологии. (3)Он был высококвалифицированным доктором и талантливым учёным, разработавшим принципиально новые методы лечения травматологических и ортопедических заболеваний. (4)В 1951 году он сконструировал свой первый аппарат, с помощью которого можно было бескровно лечить все закрытые и открытые переломы длинных трубчатых костей. (5)Кроме того, с помощью этого аппарата стало возможным возмещать большие дефекты мягких тканей и кости при свежих переломах без пересадки костных тканей, ликвидировать большие укорочения, устранять деформации различных костей и суставов. (6)Метод Илизарова используется не только в нашей стране, но и за рубежом.
(7)Г. А. Илизаров — автор более 600 научных работ. (8)Об Илизарове написаны статьи, художественные очерки, романы и повести, он стал героем или прототипом многих художественных фильмов, театральных постановок.
В предложениях 5, 6, 8 запятые при однородных членах.
(5)Кроме того, с помощью этого аппарата стало возможным возмещать большие дефекты мягких тканей и кости при свежих переломах без пересадки костных тканей, ликвидировать большие укорочения, устранять деформации различных костей и суставов.
Ответ: 568 ИЛИ любая другая последовательность этих цифр.
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
В предложениях 2 и 3 тире обособляет распространённое приложение.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Эльто́н — бессточное солёное озеро в Палласовском районе Волгоградской области, это самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. (2)Название озера, возможно, произошло от монгольского «Алтын-Нор» — «золотое дно». (3)Озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности, оно округлой формы, а вода его имеет золотисто-розовый оттенок. (4)Минерализация озера Эльтон очень высокая: солёность в полтора раза превышает концентрацию солей на Мёртвом море. (5)Вокруг Эльтона сохранились большие по площади участки опустыненных степей Северного Прикаспия, которые словно тянутся до горизонта. (6)В долинах рек, в верхнем и среднем течении, среди тростниковых зарослей находят убежища водные и околоводные животные. (7)В устьях в весенний и осенний период можно увидеть тысячи мигрирующих птиц, принадлежащих к разным видам куликов и семейства утиных. (8)Несмотря на огромное природоохранное значение, Приэльтонье на данный момент характеризуется комплексом экологических и социально-экономических проблем.
В предложениях 1, 3 запятые на границе частей в бессоюзном предложении.
(1)[Эльто́н — бессточное солёное озеро в Палласовском районе Волгоградской области], [это самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире].
(3)[Озеро представляет собой впадину между крупными соляными куполами на крайнем севере Прикаспийской низменности], [оно округлой формы, а вода его имеет золотисто-розовый оттенок].
ВНИМАНИЕ. Ответ 5 и 8 не подходит, потому что предложение 8 не является сложноподчинённым, в отличие от пятого предложения. Предложение 8 простое — в нём одна основа «Приэльтонье характеризуется», но это предложение осложнено оборотом «Несмотря на огромное природоохранное значение», обозначающим добавочное уступительное действие вопреки какому-либо обстоятельству. Такие обороты присоединяются с помощью производного предлога «несмотря на».
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уральские горы — уникальный для нашей страны природный объект — пересекают Россию с севера на юг и являются границей между двумя частями света и двумя крупнейшими частями страны. (2)Уральские горы имеют длинную и сложную историю. (3)Она начинается ещё в протерозойскую эру — настолько древний и малоисследованный этап истории нашей планеты, что учёные даже не делят его на периоды и эпохи. (4)Новые крупные поднятия на Урале возобновились лишь 30 миллионов лет назад, в ходе которых Полярная, Приполярная, Северная и Южная части гор были приподняты почти на километр, а Средний Урал — примерно на 300–400 метров. (5)В настоящее время Уральские горы стабилизировались — крупных движений земной коры здесь не наблюдается. (6)Уральский хребет составляют средние и низкие по высоте горы, наивысшая точка — гора Народная на Приполярном Урале, достигающая 1895 метров. (7)Любопытно, что вторая по высоте вершина Ямантау  находится на Южном Урале. (8)Вообще, в профиль Уральские горы напоминают впадину: самые высокие хребты расположены на севере и юге, а средняя часть не превышает 500 метров, так что, пересекая Средний Урал, можно даже не заметить гор.
В предложениях под номерами 1, 3 тире выделяет распространённые приложения, носящие пояснительный характер.
ВНИМАНИЕ: в предложении под номером 1 нет тире между подлежащим и сказуемым: основа предложения №1 − « горы пересекают »; тире в этом предложении выделяют распространённое приложение «уникальный для нашей страны природный объект». Вот почему в ответ не может быть вынесено предложение №1 в паре с предложением №6.