двое будут на поле один возьмется
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 17:34
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится
Человечество не будет видеть своего бедственного положения в нравственном и духовном отношениях; оно, напротив того, будет трубить о своем преуспеянии, будучи ослеплено преуспеянием в вещественном развитии для времени и земли, отвергнув развитие христианское для духа, для вечности, для Бога. Когда мир будет провозглашать и превозносить свое преуспеяние, водворение высшего благоденствия, нерушимого спокойствия и утверждения: тогда внезапу нападет на них всегубительство (1 Сол. 5.3); тогда внезапно наступит кончина мира, которой он, в омрачении своем, в упоении земным преуспеянием, никак не будет ожидать. По причине слепоты мира день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5.2). Указывая на эту слепоту, Господь назвал время пришествия Своего ночью.
Аскетическая проповедь.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 34-37 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы
И отсюда мы научаемся тому, что пришествие Господа воспоследует неожиданно и внезапно. Ибо сказание, что двое будут на одной постели, показывает беззаботность людей. Равно и молотье обозначает неожиданность пришествия. Научаемся еще и тому, что пришествие последует ночью. Итак, Господь говорит, что и из богатых, покоящихся на постели, одни спасутся, а другие нет. Некогда Господь говорил, что богатые с трудом спасаются (Мф. 19, 23-24). Теперь Он показывает, что не все богатые погибают, не все бедные спасаются, но и из богатых один возьмется и будет восхищен в сретение Господу (1 Сол. 4, 17), как легкий духом и небесный, а другой оставится внизу, как осужденный. Подобным образом и из бедных, которые означены мелющими, один спасется, а другой нет. Ибо не все бедные праведны: иные из них бывают воры и подрезывают кошельки. Молотьем указывается на многотрудность жизни бедных. Когда ученики спросили Господа, куда взяты будут сии, Он отвечал: где труп, там и орлы; то есть, где Сын Человеческий, там все святые, легкие и высоколетающие, тогда как грешники тяжелы и потому остаются нанизу. Как тогда, когда лежит мертвое тело, все плотоядные птицы слетаются к нему, так и тогда, когда явится с небес Сын Человеческий, умерший за нас и вмененный в труп, соберутся все святые и самые Ангелы. Ибо с ними придет Он в славе Отца и в несказанном блистании. Хотя Он наименовал это время ночью, но Он назвал его так потому, что оно неожиданно и что грешников тогда обнимет тьма. Но праведникам свет воссияет, да и сами они просветятся, как солнце (Мф. 13, 43).
Лопухин А.П.
Ст. 34-36 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится
Стих 36 признается западными издателями Евангелий вставкой из Мф.24:40. В Новом Завете св. Алексия этого стиха также не имеется.
Двое будут на поле один возьмется
26 И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится.
31 В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад.
32 Вспоминайте жену Лотову.
33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
34 Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится;
35 две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится;
36 двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.
37 На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
В сегодняшнем чтении, Христос продолжает рассказывать ученикам о времени второго пришествия. Отвечая фарисеям на вопрос о Царствии Божием, Он указал им на то, что Царство придет неприметным образом, потому что в первую очередь оно будет внутренним состоянием. После этого отдельно ученикам Христос говорит так же о том, что кроме духовного Царства, того Царства, которое торжествует внутри человека, в его сердце, будет еще и внешнее явление Царства Божьего в силе…
Текст простой, но он не может не удивить внимательного читателя. Как же Христос говорит, что в день пришествия Сына Человеческого люди будут вести себя вполне обычно, будут есть, пить, жениться, выходить за муж… Будут покупать и продавать, сажать растения и сроить дома… А когда же будут землетрясения, войны, голод и мор… Когда же будут все ужасы, которые описываются в Откровении Иоанна Богослова, в книге, которая так же называется Апокалипсис?
На самом деле, все может объясняться довольно просто. Во-первых, во дни Ноя духовная ситуация была не такой простой, как может показаться из слов Спасителя. Из книги Бытия мы помним, что мысли людей были злыми во всякое время… Не обязательно в смысле жестокости и агрессии, ведь зло внешне может быть с ними и не связано. Зло — это то, что противоречит Богу и значит мысли их противоречили Ему во всем. Значит ли это, что они не ели и не пили… Нет, конечно. Они, и ели, и пили, делали все о чем говорит Господь, только духовно деградировали и совершенно отвернулись от Творца в своих мыслях. Во-вторых, обычная жизнь продолжается в практически в любых условиях. Люди ели и пили во время войны… и даже вступали в брак. И, вероятно, так оно и будет — будут распри и жестокости, но потом на некоторое время будет затишье, наступившее благодаря приходу лжемессии… Но на этом Христос подробно не останавливается. Он лишь подчеркивает, что те, кто вышли из греховной жизни в мир Божий… Те, кто обрели Царство Его в Сердце Своем — не должны тосковать о нем, как тосковала жена Лота о жизни в Содоме.
Жизнь вокруг нас сложна, кто-то смотрит на нее и говорит, что она ужасна и конец близок… Кто-то, напротив, говорит о том, что в мире еще много добра и праведности… Кто же прав, спросит кто-нибудь… Но задумаемся, действительно ли это важно? Или надо всегда жить так, как будто бы день Славы Его уже близко, потому что Он Сам уже пребывает посреди нас.
Толкование на От Матфея 24:40
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 24:40 / Мф 24:40
Иларий Пиктавийский (
Ст. 40−41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
Христос показывает, что наступит суд, ибо будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется; двое на ложе: один берется, а другой оставляется. Этим Он учит, что разделение верующих и неверующих состоит в том, что один принимается, а другой отвергается. Когда гнев Божий разгорится, святые, как пророк говорит, укроются в хранилищах Божиих, а неверные останутся незащищенными перед огнем небесным. Двое на поле тем самым воплощают верующих и неверующих, и всех их застанет день Господень среди мира, среди обычных жизненных забот. И они будут разделены: одни берутся, а другие оставляются. То же касается мелющих в жерновах, воплощающих дела закона. Только часть иудеев, подобно Илии, уверовала через апостолов в то, что оправдание должно быть от веры. Одни взяты будут по причине веры, производящей дела добра, а другие будут оставлены по бесплодным делам закона: напрасно мелющие в жерновах никогда не обретут пищи небесной. Двое на ложе возвещают упокоение Господа после страдания, которое одинаково исповедуют и приверженцы кафолической веры, и еретики. Но когда истина кафолической веры проповедует единство Отца и Сына, которое мы называем их Божественностью, лжеучение еретиков разрушает это единство самыми разными выпадами — потому один из лежащих на ложе возьмется, а другой будет оставлен. Принимая одного и отвергая другого, суд Божий явит заслугу тех и других.
Источник: Комментарий на Евангелие от Матфея.
Ефрем Сирин (
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Слышал ты, что два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется. Две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется. Двое на крове (Мф. 24:41), и так далее. Стоящие на крове — это люди на высоте почестей: судии, правители, цари, властелины. Ино есть судия праведный, и есть судия неправедный; и праведный изъемлется из огня, а неправедный оставляется. А находящиеся на селе, то есть, в мире сем, — это земледельцы, люди необразованные и незначительные по роду и богатству, прославленные и не прославленные, и одни праведные, а другие неправедные. И праведные поемлются, а неправедные оставляются в огне. Мелющие же — это все множество жен, а в частности и души, принявшие на себя рабское иго, и окончившие жизнь в немощи. Ибо есть жены праведные и неправедные, есть и рабы праведные и неправедные. Есть и немоществующие праведные, каковы Иов и Лазарь, а также и неправедные, каковы Каин и Гиезий. Посему говорит: два будета на одре (Лк. 17:35), означая их немощь. Праведные поемлются, а неправедные оставляются.
Как поемлются праведные, пусть скажет сие Павел: живущии о Господе, восхищени будут на облацех на воздусе, и всегда с Господем будут (1 Сол. 4:17). Как оставляются неправедные? Ангелы соберут избранныя от четырех ветр (Мф. 24:31), а нечестивых сожгут огнем негасающим (Мф. 3:12).
Не предполагай, что неугасимый огнь мучения будет от дров, и что распалять его будут какие-либо приставники, как думают пустословящие в народе. Но обрати взор на Содом, и посмотри на пещь, в которой нет дров. Представь себе окаменение жены, и подивись огненному прещению. Вместе были тогда Лот и жена и две дочери, но Лот с дочерьми не истреблен огнем, а жена не избегла огненного прещения. Суд Божий предоставил каждого собственному его жребию. Так и на суде. Праведные поемлются, как Лот, а неправедные оставляются, как жена его.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Антоний Великий (
тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется
Вопрос. Так как мы не можем насытиться твоей доброй беседой, то мы молимся, чтобы ты нас научил [понимать] и притчу о мелющих, о жерновах и о поле, на котором двое. Ибо говорит Господь в Евангелиях: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах — один будет взят, а другой останется».
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 206.
Иероним Стридонский (
Ст. 40−41 Тогда двое будут на поле: один берется, а один оставляется. Две [будут] мелющие жерновом: одна схватывается, и одна оставляется
Тогда, — говорит Он, — будут двое на поле, это когда в день кончины и суда будут найдены двое людей, одинаково исполняющих одну и ту же работу и сеющих как будто одно и то же семя, но не одинаково получающих плоды своего труда. Также будут две женщины, мелющие вместе; но одна схватывается, другая оставляется. Под двумя людьми, проводящими время на поле, и под двумя женщинами, которыя одинаково мелют, ты понимай или Синагогу и [или: или] Церковь, потому что они, — по видимости, — одинаково трудятся над законом (molere videantur in Lege) и от одних и тех же Писаний получают хлеб (farinam terere) заповедей Божих; или же понимай прочие ереси, которые из того и другого Завета, или какого-нибудь одного, по-видимому, извлекают хлеб своих учений. Но хотя они имеют притязание на одно [и то же] имя христианина, однако они получают не одну и ту же награду, так как одни из них схватываются, а другие оставляются.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Феофилакт Болгарский (
Ст. 40−41 Тогда будут двое на поле; один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
«Тогда», говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к богоугождению.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
Ст. 40−41 Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется: две мелюще в жерновах: едина поемлется, и едина оставляется
Под находящимися на поле разумеет богатых, а под мелющими в жерновах — бедных, и учит, что и из богатых, и из бедных некоторые спасаются, а некоторые погибают. О богатых ведет речь в мужеском роде, указывая на их высокомерие и силу, а о бедных — в женском, обозначая этим их унижение и бессилие. Все, которые честно приобрели богатство и великодушно переносили бедность, берутся для встречи Господа, как друзья Его, а все те, которые вели себя совершенно противоположным образом, как недостойные оставляются внизу ожидать Судьи. Лука (17:34) иначе говорит об этом: будета два на одре единем: един поемлется, а другий оставляется: будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется, обозначая находящимися на постели тех, которые проводят покойную жизнь, а мелющими — тех, которые живут среди страданий. Ясно, что это было высказано различным образом то в одно, то в другое время: прежде то, что сказано у Луки, а потом то, что у Матфея. Полем назвал мир. Берется тот, который спасается, а оставляется тот, который осуждается. Будем же знать, что и бедные и богатые, и слуги и господа берутся и оставляются. Христос показал, что не все богатые погибают, и не все бедные спасаются. Поэтому сейчас же и говорит: бдите убо, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24:44). Но дня не сказал, желая, чтобы они всегда были готовы на борьбу.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 40−41 тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется
(Лк. 17:34, где содержится добавочная мысль к сказанному у Мф. 40 и 41). Матфей пропускает ст. 34 Луки, а Лука ст. 40 Матфея. Очень интересен переход от “дней Ноя” к тому, что говорится в разбираемых стихах. Как потоп наступил внезапно, в то время, когда люди его не ожидали, о нем не думали и были беспечны, так будет и пришествие Сына Человеческого. Но во время потопа гибель была общая; погибли все люди, кроме Ноя и его семьи. При втором пришествии будет нечто иное: один с поля будет взят, другой оставлен. То же и в 41 стихе. В 40 стихе указывается на двух мужчин; в 41 на двух женщин. “Две мелющие в жерновах” — перевод неточен, — потому что в “жерновах” в подлиннике единственное число (εν τω μύλω), — и потому темен. Что такое женщины, мелющие в жерновах? В некоторых рукописях εν τω μυλωνά- на мельнице (in pistrino). Это чтение не признается правильным. Правильное чтение εν τω μύλω значит “жерновом,” и таким образом, выражение означает: две (женщины) мелющие жерновом dat instument; с εν; см. Blass Gram. с. 114). На обычай женщин молоть указано в Исх. 11:5; Ис. 47:2. Смысл выражений 40 и 41 тот, по-видимому, что из двух мужчин на поле и двух мелющих женщин двое спасаются и двое предоставляются пагубе.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице
Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, — говорят фарисеи, — откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, — Он говорит нам.
Прежде всего, Царство Мессии — духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», — говорит Христос. — Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, — говорит Христос, — его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник. Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно — не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции — только переворачивание гробов покрашенных.
В некоторых древних рукописях Евангелия Христос говорит: «Царство Божие — посреди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, и не знаете, что оно уже начало утверждаться посреди вас. Оно уже действует в вашем народе, но, увы, не в ваших сердцах». Нам хорошо знакомо безумие многих слишком усердных исследователей относительно времени наступления того, что впереди их, и не замечающих, что оно уже — посреди их.
Господь говорит, что установление этого Царства встретится со многим противостоянием и противодействием. Ученики думали, что теперь вся их жизнь будет исполнена славы и благодати, но Христос говорит им, что все будет иначе. «Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один день из дней Сына Человеческого, и не увидите. Вначале вам будет действительно сопутствовать чудесный успех (и так было, когда тысячи прилагались ежедневно к Церкви). Но не думайте, что так будет всегда. Придет время, когда из-за умножения беззаконий охладеет во многих любовь». Господь смотрит далеко вперед, на тех Своих учеников, которые будут у Него в последующие века. Придет такое отступничество, и наступят такие гонения, что христиане будут желать увидеть хоть один из тех прежних дней — то победоносное торжество Церкви, которое они когда-то видели. Мы не должны думать, что дело Христово побеждено, оттого что оно не всегда видимо и не всегда преобладает в мире.
Придет время, когда Христос и Царство Его не надо будет искать в том или ином месте, но Его явление будет во всех местах сразу. «Когда скажут вам: Он здесь или Он там, — не ходите и не гоняйтесь. Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».
«Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». И если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого. Путь Церкви к славе вечной Пасхи не может не быть крестным.
Сказал Господь: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.
Сегодняшнее Евангелие — о бедствиях, грядущих на вселенную. Как это было, например, с жителями Содома, которые были злы и сильно согрешили против Господа? Обратите внимание, что эти люди были многократно предупреждены. Ной был проповедником правды допотопному миру, а Лот — содомлянам. Они слушали предупреждение Божие, они внимали ему. Они любили повеселиться и при этом были весьма деловыми людьми. Если бы, как жители Ниневии, они покаялись в молитве и посте, то могли бы в безопасности есть и пить, потому что в одном этом нет греха для человека. Но они продолжали грешить, наслаждаясь миром и безопасностью, пока не совершился над ними суд. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих. Ной вошел в ковчег, и был спасен. Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель, которой они нисколько не страшились, наступила внезапно. Пришел Потоп, и погубил всех грешников земли. Огонь и сера пролились с неба и погубили всех грешников Содома. Господь показывает, сколь неожиданной будет гибель тех, кто сегодня бесстыдно грешит и смеется над покаянием.
«Так будет и в тот день, — говорит Христос, — когда Сын Человеческий явится». Человечество предупреждено Самим Христом. Апостолы, мученики, святые, преподобные и праведные повторяли это во всех веках после Него. Неужели все напрасно? Казалось бы, слово Спасителя, сказанное Им при всех, разбудит многих, если не всех. Но что мы видим?
Накануне последнего Божия посещения ученики Христовы и их последователи должны отделить себя от неверующих иудеев и идти туда, куда укажет им Господь. Это их бегство из Иерусалима должно быть быстрым. Не должно быть никакого промедления из-за заботы о мирских делах. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их». Лучше будет им оставить все имение свое, чем стеречь его и погибнуть с неверующими в Господа. Их заботой будет — поступить как Лот и его семейство. «Спасайтесь от рода сего развращенного». И когда будет исход, они не должны думать о возвращении. «Вспоминайте жену Лотову» и не оглядывайтесь назад, как она. Не жалейте оставить место, предназначенное к гибели.
Не надо оглядываться назад, чтобы не возникло искушение вернуться назад. Господь говорит, что не будет другой возможности спастись. «Кто станет оберегать душу свою (жизнь свою), тот погубит ее». Но кто будет рисковать своей жизнью, тот сохранит ее, потому что ему дано будет узнать вечную жизнь.
Все, кто старается жить по правде Божией, несомненно, спасутся, но многие из них — с трудом. Когда Божии суды открываются все попаляющим пламенем, Господь хранит Своих: «В ту ночь двое будут на постели: один возьмется, а другой оставится». Рано или поздно обнаружится, что Господь знает, кто Его, а кто — нет. Это разделение совершится во всех местах, всюду, где распространится Царство Божие. «Где, Господи?» — сказали они. Ответ Спасителя — звучит как пословица: «Где труп, там соберутся и орлы». Святые отцы дают двойное толкование этих слов. Где бы ни скрывались нечестивые, суды Божии найдут их. Как орлы устремляются на добычу, так правда Божия настигнет всякое зло.
Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Где Христос, там соберутся верующие в Него — у Креста, который просияет вечной славой Его. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви.
Глава 17
1–10. Наставления ученикам. – 11–19. Десять прокаженных. – 20–24. О втором пришествии Сына Человеческого.
«Если же согрешит против тебя. » (см. Мф. 18:15 ).
Апостолы, очевидно, просят об усилении в них чудодейственной веры, которая им представлялась даром Божиим (ср. 1Кор. 13:2 ). Господь отвечает им, что это не особая какая вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса (см. Мф. 17:20 ). Здесь вместо «горы» упоминается «смоковница», но мысль от этого не изменяется.
Евангелист Лука опять повторяет, что Христос идет в Иерусалим, направляется к Иерусалиму, хотя это шествие очень медленно. Так, в настоящем случае Господь проходит по линии, разграничивавшей две области – Самарию и Галилею. О Самарии евангелист упоминает и притом ставит ее на первый план для того, чтобы объяснить, каким образом в числе десяти прокаженных, девять из которых были иудеи, очутился один самарянин.
На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т.е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом» ( μετὰ παρατηρήσεως ), т.е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам. Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту (ср. стих 20, πότε – «когда»).
«Видеть хотя один из дней. » («хотя» – слово лишнее), т.е. увидеть (в смысле пережить, воспользоваться, ср. 1Пет. 3:10 ) один из дней мессианского времени, чтобы отдохнуть от скорбей, но так как время пришествия Мессии еще не должно наступить, вы этого дня не увидите.
«Как молния» (см. Мф. 24:27 ). Пришествие Мессии всем сразу будет видно, и не для чего будет узнавать от других об этом пришествии. Молния, о которой говорит Христос, необыкновенная – ее видно с одного края неба до другого (небесный свод по вавилонско-иудейскому представлению упирался своими двумя концами в землю).
Это сравнение имеется только у одного евангелиста Луки.
«Пролился» – правильнее: «пролил» ( ἔβρεξε – ср. Мф. 5:45 ). Подразумеваемое здесь подлежащее – Бог.
«Явится» – точнее: «откроется ( ἀποκαλύπτεται ) во всем Своем величии». До тех же пор Он будет сокрыт на небе (ср. Кол. 3и сл.; 2Фес. 1:7 ).
Это наставление у евангелиста Луки имеет тот смысл, что нужно оставить все земное, для того чтобы быть готовым к встрече возвращающегося Мессии. Очевидно, евангелист Лука приводит это наставление ввиду изображенной выше (стихи 26–30) беззаботной жизни, какую будет вести человечество перед вторым пришествием Христовым.
Жена Лотова приводится в пример привязанности к земному стяжанию, из-за которой она и погибла (см. Быт. 19:26 ).
По всей вероятности, это изречение здесь имеет отношение к предшествующему упоминанию о жене Лотовой. Та подумала об оставленном ею имуществе и, обернувшись по направлению к своему дому, погибла. Так погибнут – душевно – те, которые будут очень беречь свою телесную жизнь, когда Господь будет призывать Своих последователей к самопожертвованию.
на самом деле в тексте Пешитты это выражение присутствует в виде слова «батиле». – Прим. ред.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»