Эдипов язык что это

эдипов комплекс

Полезное

Смотреть что такое «эдипов комплекс» в других словарях:

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в… … Философская энциклопедия

ЭДИПОВ комплекс — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда – чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ЭДИПОВ (комплекс) — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда чувство… … Философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — ЭДИПОВ комплекс, в психоанализе совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову… … Современная энциклопедия

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс (в психологии) … Большой Энциклопедический словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — (греч. Oedipus имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus связь, сочетание) имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного… … Новейший философский словарь

Эдипов комплекс — Из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 1939). Первоисточник древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе, по неведению убившем своего отца и… … Словарь крылатых слов и выражений

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Перевод выполнен по книге: Britton, R. (1998) Belief and Imagination: Explorations in Psychoanalysis. London and New York, Routledge. В примечаниях в конце статьи приведены фрагменты из раннего издания статьи «Эдипова ситуация и депрессивная позиция» в книге «Клинические лекции о Кляйн и Бионе», опущенные во втором издании.

Твой наукою жребий мне,
Твой, несчастный, Эдип, пример:
От блаженства грядущих дней
Уж не жду ничего я.

— Софокл, «Царь Эдип», 1193-1195 (перевод Шервинского)

Миновал век с того времени, когда Фрейд впервые прикоснулся пером к бумаге для того, чтобы описать этот комплекс. В мае 1897 года, в письме к своему другу Вильгельму Флиссу он указывал, что сейчас полагает, что «интегральной составляющей неврозов» (Freud, 1897a: 225) являются враждебные импульсы по отношению к родителям: «Это желание смерти направлено у сыновей на отца, а у дочерей на мать» (ibid.). Далее следует короткое замечание: «Служанка осуществляет отсюда перенос, желая, чтобы ее хозяйка умерла, и хозяин тогда мог бы жениться на ней (ср. сон Лизль о Марте и обо мне)» (ibid.). Лизль работала няней у Фрейдов и рассказала сон, в котором ее хозяйка умерла, и профессор женился на ней самой.

Кляйн предстояло обнаружить обильное подтверждение фрейдовской идеи первичных фантазий в анализе маленьких детей. Она также обнаружила, что подобные фантазии возникают очень рано, и у очень маленьких детей отличаются иногда идиллической, а иногда насильственной, пугающей и причудливой окраской. Кроме того, она выяснила, что в связи с детскими агрессивными фантазиями, направленными против родительского сношения и материнского тела, содержащего нерожденных детей, возникают вина и отчаяние по поводу нанесенного в фантазии ущерба, а также желание возмещения этого ущерба. Если такое репаративное желание терпит неудачу, ущерб отрицается и магически компенсируется с помощью всемогущей маниакальной репарации. Если же эта вера угасает, индивид прибегает к обсессивным методам, осуществляя обладающие символическим значением компульсивные акты в отчаянных попытках нивелировать то, что было проделано в воображении.

По мнению Кляйн, Эдипова ситуация начинается в младенчестве и претерпевает занимающее годы сложное развитие, пока не достигает кульминации в возрасте четырех лет. Именно в этом возрасте наступает то, что называется классическим Эдиповым комплексом, как его описывал Фрейд. Кляйн также подчеркивает, что на развитие нашего отношения к знанию (эпистомофилический импульс, или побуждение к знанию) существенно влияет ранний опыт, полученный в Эдиповой ситуации. Она описывает сильнейшую ненависть, которая может возникать у ребенка, чувствующего свою неосведомленность в виду непреодолимых загадок родительской сексуальности, а также торможение всего стремления учиться, которое может развиваться у некоторых детей. В 1926 году, в одной из самых ранних своих статей она пишет:

Что это за лишения? Почему они настолько важны, что влияют на наше овладение реальностью и тем самым на нашу психическую вменяемость? Мы будем лучше оснащены для рассмотрения этих вопросов, если обратимся к понятию депрессивной позиции, к концепции, которую Кляйн впервые сформулировала десятью годами позже (Klein, 1935; 1940). По мнению Кляйн, явления депрессивной позиции, развитие которой начинается между третьим и шестым месяцем жизни и затем продолжается, включают в себя основные шаги по направлению к психической интеграции. Частичные объекты, такие как анатомические и функциональные компоненты первичного объекта, распознаются как части одного единого, целостного объекта, но не как полноценные объекты сами по себе. Любовь и ненависть, ранее привязанные к объектам, казавшимся обособленными, теперь оказываются направленными на один и тот же объект. Младенец начинает испытывать вину за атаки на хороший объект и боится, что причинил этому объекту ущерб и может его утратить. У него возникает сильное желание возместить ущерб объекту, который, как он верит, был поврежден.

Кляйн указывает на тесную связь между фазой развития депрессивной позиции и ранним Эдиповым комплексом: «Ранние стадии Эдипова комплекса и депрессивная позиция безусловно связаны и развиваются синхронно» (Klein, 1952с: 110). В работе «Зависть и благодарность» она повторяет, что убеждена в том, что

«Ревность основывается на подозрении в отношении отца и на соперничестве с ним; отец обвиняется в том, что отнял материнскую грудь и мать. Это соперничество отмечает ранние стадии прямого и инвертированного Эдипова комплекса, которые в норме возникают одновременно с депрессивной позицией во второй четверти первого года жизни» (Klein, 1957: 196).

Чтобы понять, почему это принимает такую конкретную форму и требует физических действий, необходимо уяснить себе, что у некоторых людей развитие символической способности не достигнуто или не поддерживается в полной мере. Кляйн связывала развитие способности к символизации с проработкой описанных ею фундаментальных тревог, но позже Ханна Сигал показала, что способность к символизации, и таким образом к символической, психической репарации является следствием проработки депрессивной позиции (Segal, 1957).

Здесь я провожу некое различие, утверждая, что некоторые фантазии обладают психической реальностью не потому, что они соответствуют внешней реальности, но по ощущению истинности, которое, как предположил Бион (Bion, 1962a: 119), является по отношению к нашему внутреннему миру тем же, что и ощущение реальности по отношению к миру внешнему. По его мнению, ощущение реальности возникает вследствие того, что мы объединяем данные, поступающие от различных сенсорных модальностей, таких как зрение, слух, осязание и так далее, что наделяет нас «здравым смыслом». Подобным же образом, предположил он, ощущение истинности возникает вследствие того, что мы объединяем свои различные эмоциональные реакции на один и тот же объект. Так, когда мы признаем, что ненавидим того, кто, как мы чувствуем, оказывается тем же человеком, которого мы любим, мы чувствуем истинность своих ощущений и существенность своих отношений. Если мы уклоняемся от признания амбивалентности, например, используя эдипальную конфигурацию для сохранения разделенной вселенной, полагая одного родителя всегда хорошим, а другого всегда плохим, тогда надежное ощущение истинности происходящего с нами отсутствует, и это, я полагаю, часто приводит к повторению неких поведенческих паттернов, направленных на доказательство реальности при нехватке внутренней убежденности; например, к повторяющимся разыгрываниям стереотипизированных эдипальных ситуаций в жизни. Одной из таких форм может быть вступление в инцестуозную связь с ребенком с целью актуализации эдипальной иллюзии путем проективной идентификации.

Реакции такого сорта появились у данного пациента сравнительно недавно. Когда он впервые обратился к анализу, женщины для него были либо целомудренными и недоступными, либо, в качестве возбуждающе деградировавших фигур, объектами порнографического исследования и перверсивного вуайеризма. Он тайно приходил в восторг и ликование, внутренне примеривая на себя (путем проективной идентификации) качества всемогущего отца-мага, но также периодически страдал от параноидных тревог. До начала анализа он обычно находился в душевном состоянии, обусловленном его пребыванием в патологической организации, обладающей маниакальными и перверсивными чертами, и каждый раз, когда эта организация разваливалась, его атаковали персекуторные тревоги. Именно это привело его к анализу. Описанный мною эпизод стал следствием перехода на депрессивную позицию и к Эдиповой ситуации.

Эдипальные иллюзии

В драме «Царь Эдип» Иокаста перед тем, как наконец услышать ту истину, что ее муж является ее сыном, убившим своего отца, успокаивает Эдипа:

Иокаста
Чего ж бояться?…
Брак с матерью! Иной и в вещем сне
Его свершит…
(Софокл, «Царь Эдип», 976, 980-1)

Я хотел бы прояснить мой взгляд на нормальное развитие данного комплекса, описав его в терминах мифа об Эдипе. Начинается оно с характера взаимоотношений родителей и фантазий ребенка об этих взаимоотношениях. В мифе об Эдипе это представлено историей об Эдипе-младенце, брошенном в горах матерью по наущению отца, что соответствует в фантазии ребенка трагической версии оставленности на погибель, что позволит родителям спать вместе. Комплекс разворачивается в психике далее с развитием соперничества ребенка с одним из родителей за абсолютное обладание другим. В мифе это, на мой взгляд, иллюстрируется встречей на перекрестке дорог, где Лаий преграждает путь Эдипу, как бы представляя собой то препятствие, которым является отец для стремления ребенка вновь проникнуть в мать через ее гениталии. Это я считаю психической реальностью Эдипова комплекса, так же, как страхи перед собственной или родительской смертью в качестве воображаемого последствия настояния ребенка на своем.

Эти иллюзии являются зачастую осознаваемыми или почти осознаваемыми вариантами ситуаций из реальной жизни. Например, на супервизии я услышал о молодой женщине-музыканте, которая придавала профессиональным отношениям со своим учителем тайное значение любовного романа, возникшего по взаимному желанию. Когда она начала анализ, ее представления об аналитике наполнились таким же эротическим значением и уверенностью, что анализ завершится браком. Подобные идеи, выполняющие функцию исполнения желаний, зачастую остаются нераскрытыми в анализе, где они принимают форму уверенности пациента в тайном взаимопонимании между ним и аналитиком, превосходящим формальные отношения, на что указывает Фрейд в работе «Наблюдения над любовью в переносе» (Freud, 1915). Иллюзорные особые отношения могут принимать гораздо менее сексуальные формы, чем в приведенном выше примере, но при этом их основание остается эротизированным.

Иллюзия в переносе ощущается пациентом ограждающей его от того, что воображается как невыносимая ситуация переноса, и поэтому вызывает серьезные технические проблемы. Пока сохраняется эта иллюзия, все сообщения аналитика интерпретируются пациентом в ее контексте; если же она ослабляется, пациент оказывается открытым персекуторной или болезненной ситуации в переносе.

Грезы

Перевод: З. Баблоян
Редакция: И.Ю. Романов

Примечания

Источник

ЭДИП И НАРЦИСС: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ТЕРАПИИ

П.В. Качалов

ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

В промежутке между этими двумя эпохами, отчасти под влиянием К.-Г. Юнга, отчасти в обстановке мировой войны,

Третья, меланхолическая, модель, тоже периода Grande Guerre, служит истоком школы М. Кляйн: грустна диалектика внутренних объектов, добрых и злых, так называемого Сверх-Я (Über-Ich).

Между тем, противоречивость Фройда, несомненно, связана с богатством его клинических интуиций, превосходящим избыточную законченность (и ограниченность) послефройдовых моделей (Bercherie Р., ib.).

Совершенно иными рисуются патогенез психических болезней и техника их терапии в нарциссической модели

Соответственно изменениям клинических интересов и обогащению теоретических взглядов Фройда с 1910 по 1920 гг., менялись технические рекомендации по лечению. Переобучение осознанием уступало центральное место переносу. “Мы уже давно не считаем, что больной страдает от своего рода невежества, и что если бы мы это последнее развеяли, … то это сделало бы неизбежным его выздоровление” (Freud S., 1910). Более того “открытие больным их несознательного всегда провоцирует у них обострение конфликтов и симптоматическое ухудшение” (Freud S., ib.). Перенос и направляет любидинозную реинвестицию несознательных фантазий, и сам становится актуализацией этой нарциссической аутопластики. “Всякий человек, которому реальность не приносит полного удовлетворения его потребности в любви, неизбежно обращается с любидинозной надеждой к каждому новому лицу, входящему в его жизнь. ” (Freud S., 1912). И ещё откровеннее: “Любидо направляется … в сторону регрессии: реактивирует инфантильное воображение. Аналитическое лечение следует за любидо по этому пути: пытается снова сделать их [инфантильные сексуальные представления] доступным сознанию, чтобы, в конечном счёте, поставить их на службу реальности” (Freud S., ib.). Но интровертированное любидо сопротивляется, ибo сама “привлекательность реальности уменьшилась” и если “мысли о переносе и удаётся, опережая все возможные ассоциации, достигать сознания, то только потому, что против этой мысли сопротивление ничего не имеет” (Freud S., 1924а). “Перенос создаёт своеобразное промежуточное пространство между болезнью и реальной жизнью, пространство, в котором происходит переход от одного к другому” (Freud S., 1914а). Перенос напрашивается туда же, куда “следует отнести непоследовательности, экстравагантности и безумства людские, такие, как половые извращения, принятие [sic!] которых избавляет [людей] от многих вытеснений” (Freud S., 1923а), т. е., по ведомству “расщепления Я в процессе защиты” (Freud S., 1938а), в ходе которого в Я “сосуществали бы две установки: одна, основанная на [несознательном] желании, и другая, основанная на реальности” (Freud S., 1932).

Поверхностное затрагивание Эдиповой тематики в начале анализа образует подготовительный этап к встрече с прегенитальными, нарциссическими, проблемами в середине терапии, которую венчает глубокая проработка Эдипова комплекса в конце лечения (Bouvet М., 1954). Такая позиция, считающаяся уже классической для большинства французских авторов, имеет несомненное преимущество интеграции всех сторон фройдовских моделей.

Здесь возможны невероятные, хотя и временные улучшения состояния, связанные с “нарциссической регрессией” (Bouvet М., ib.; Grunberger В., ib.) (ср.: псевдоизлечения всех “кратких психотерапий”).

Эдиповы истолкования на начальном этапе терапии необходимы и возможны, но лишь с учётом того, что Эдипова интеллектуализация (и врача, и больного) служит защитой от нарциссических ран: легче принять мысль о внешних помехах и запретах, нежели о собственной инфантильной несостоятельности (Grunberger В., ib.).

Настоящий Эдипов комплекс, амбивалентная аффективная модальность которого совпадает с Эдиповым же конфликтным материалом, представляется возможным анализировать лишь в конце лечения, т.е., после проработки нарциссического материала. Эдипов материал эволюционирует и структурируется в ходе анализа, и мы всегда с новым удивлением констатируем, что если вначале Эдип был лишь бледным наброском, но с мощным аффективным зарядом в переносе, то в конце лечения, наполняясь всё более детальными представлениями о влечениях, прогрессирует с убыванием переносных чувств, поскольку само Эдипово созревание идёт в направлении рассасывания переноса и окончания анализа. Впрочем, об этом уже говорил Фройд в случае маленького Ганса (Freud S., 1908).

Нарциссизм имеет свойство избавлять от любых привязанностей и, продолжая молчание слишком долго, аналитик рискует оказаться, в конце концов, перед лицом существа, достигшего почти полной нирваны с отсутствием желаний. Если и сам аналитик желаниями не обременён, то так они и будут вместе молчать: “Реrò non mi destar, deh, parla basso”.

Выход состоит в анализе нарциссизма, обрекающего анализ на негативную терапевтическую реакцию, даже если эта реакция состоит не в уходе с терапии, а в “психоаналитическом госпитализме” (Grunberger В., ib.). Вместо доброты, доходящей до ангелизма, или молчания, “аналитик решается произнести ключевые слова: стыд, гордыня, честь, бесчестие, микромания и мегаломания” (Green А., ib.), сказать обо всём, что сопротивляется Эдиповым желаниям и вообще сексуальности.

Пациент, который начинает без страха переживать свою несознательную Эдипову сексуальность, идёт навстречу своей судьбе. “О viva morte, о dilectoso male, come pu in me, s’io nol consento?”

Литература

Bercherie P. Genèse des concepts freudiens. — P., Navarin, 1983 — 399 P.

Bercherie P. Géographie du champ psychanalytique. — P., Navarin, 1988 — 230 P.

Bouvet M. (1954) La cure type // Œuvres psychanalytiques. — P., Payot, 1968 — T. 2 — P. 9-96.

Freud S. (1899) Die Traumdeutung // G.W., — L., Imago, — Bd. 2/3.

Freud S. (1901) Bruchstück einer Hysterie-Analyse // G.W., — L., Imago, 1942 — Bd. 5.

Freud S. (1904a) Die Freudsche Psychoanalytische Methode // G.W., — L., Imago, 1942 — Bd. 5.

Freud S. (1904b) Über Psychotherapie // G.W., — L., Imago, 1942 — Bd. 5.

Freud S. (1905a) Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie // G.W., — L., Imago, 1942 — Bd. 5.

Freud S. (1905b) Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 6.

Freud, S. (1908) Analyse der Phobie eines fünfjährigen Knaben // G.W., — L., Imago, 1941 — Bd. 7, — S. 243-377.

Freud, S. (1910) Über wilde Psychoanalyse // G.W., — L., Imago, 1943 — Bd. 8, — S. 118-125.

Freud, S. (1911) Formulierungen über die zwei Prinzipen des psychischen Geschehens // G.W., — L., Imago, 1943 — Bd. 8, — S. 230-238.

Freud, S. (1912) Zur Dynamik der Übertragung // G.W., — L., Imago, 1943 — Bd. 8, — S. 364-374.

Freud, S. (1913) Disposition zur Zwangsneurose // G.W., — L., Imago, 1943 — Bd. 8.

Freud, S. (1914) Erinnern, Wiederholen und Durcharbeiten // G.W.,— L., Imago, 1946 — Bd. 10.

Freud, S. (1914a) Zur Einführung des Narzißmus // G.W., — L., Imago, 1946 — Bd. 10.

Freud, S. (1914b) Aus der Geschichte einer infantilen Neurose // G.W., — L., Imago, 1946 — Bd. 12, — S. 27-157.

Freud, S. (1915) Triebe und Triebschickale // G.W., — L., Imago, 1946 — Bd. 13, — S. 209-232.

Freud, S. (1920) Jenseits des Lustprinzips // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 13, — S. 3-69.

Freud, S. (1923a) Neurose und Psychose // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 13, — S. 387-391.

Freud, S. (1923b) Kurzer Abriß der Psychoanalyse // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 13., — S. 405-427.

Freud, S. (1924a) Der Realitätsverlust bei Neurose und Psychose // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 13, — S. 363-368.

Freud, S. (1924b) Der Untergang des Ödipuskomplexes // G.W., — L., Imago, 1940 — Bd. 13, — S. 395-402.

Freud, S. (1927) Fetischismus // G.W., — L., Imago, 1948 — Bd. 14, — S. 311-317.

Freud, S. (1932) Neue Folge der Vorlesungen zur Einführung in die Psychoanalyse // G W., — L., Imago, 1944 — Bd. 15 — 207 S.

Freud, S. (1937) Die endliche und unendliche Analyse // G.W., — L., Imago, 1950 — Bd. 16.

Freud, S. (1938a) Die Ichspaltung in Abwehrvorgang // G.W., — L., Imago, 1941 — Bd. 17.

Freud, S. (1938b) Abriß der Psychoanalyse // G.W., — L., Imago, 1941 — Bd. 17.

Green A. (1969) Le narcissisme moral // Narcissisme de vie, narcissisme de mort. — P., Minuit, 1983, — P.177-207.

Grunberger В. (1956) Essai sur la situation analytique et le processus de guérison (la dynamique) // Le narcissisme. Essais de psychanalyse. — P., Payot, 1993 — P 53-113.

Lacan J. (1973) Encore // Le Séminaire. — P., Seuil, 1975 — Livre 20, — P. 83-105.

Источник

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

Полезное

Смотреть что такое «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» в других словарях:

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в… … Философская энциклопедия

эдипов комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия

ЭДИПОВ комплекс — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда – чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ЭДИПОВ (комплекс) — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда чувство… … Философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — ЭДИПОВ комплекс, в психоанализе совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову… … Современная энциклопедия

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс (в психологии) … Большой Энциклопедический словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — (греч. Oedipus имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus связь, сочетание) имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного… … Новейший философский словарь

Эдипов комплекс — Из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 1939). Первоисточник древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе, по неведению убившем своего отца и… … Словарь крылатых слов и выражений

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Источник

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС

Смотреть что такое «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» в других словарях:

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — – в психоанализе половое влечение к родителю противоположного пола и сопутствующее этому влечению чувство соперничества по отношению к родителю того же пола; критическая стадия в процессе нормального развития. Понятие введено Зигмундом Фрейдом в… … Философская энциклопедия

эдипов комплекс — (от лат. complexus связь, сочетание) одно из центральных понятий фрейдизма, возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, главным образом бессознательных, заключающихся в половом влечении к родителю противополо … Большая психологическая энциклопедия

ЭДИПОВ комплекс — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда – чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ЭДИПОВ (комплекс) — комплекс наклонностей, заставляющих мальчика увлечься своей матерью и отталкивающих его от отца. Согласно концепции Фрейда, оппозиция отцу, с которым ребенок вынужден делить любовь к матери, появляется в возрасте около трех лет. Отсюда чувство… … Философский словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — ЭДИПОВ комплекс, в психоанализе совокупность бессознательных (вытесненных) отношений ребенка к своим родителям. У мальчиков сексуальное влечение к матери и враждебное отношение к отцу. Получил название по имени царя Эдипа. У девочек эдипову… … Современная энциклопедия

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — см. Комплекс (в психологии) … Большой Энциклопедический словарь

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС — (греч. Oedipus имя древнегреческого мифического фиванского героя и лат. complexus связь, сочетание) имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного… … Новейший философский словарь

Эдипов комплекс — Из работы «Об одном типе выбора объекта у людей» австрийского врача психиатра и психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 1939). Первоисточник древнегреческое предание о царе города Фив Эдипе, по неведению убившем своего отца и… … Словарь крылатых слов и выражений

Эдипов комплекс — У этого термина существуют и другие значения, см. Эдипов комплекс (значения). Эдипов комплекс (нем. Ödipuskomplex) понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *