Эффект матфея что это

Эффект Матфея в действии: эксперты рассказали, почему богатым легче поддерживать и увеличивать свое финансовое положение, чем бедным

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Что такое «эффект Матфея»? Это социальный тезис, сформулированный 1821 году, получивший свое название в более позднее время благодаря Роберту Мертону. Известный социолог заметил, что тезис, объясняющий «законы обогащения», невероятно напоминает строки из Евангелия от Матфея: «Тому, у кого есть, будет дано больше, и он будет в изобилии. Но тому, у кого нет, даже то, что у него есть, удалится».

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

И это действительно так. Богатые люди, за редким исключением, постоянно увеличивают свои капиталы, а бедняки считают копейки и ломают головы над тем, как им умудриться заработать больше. Почему же так происходит?

Причина первая: перспективы в жизни

У людей, чьи финансы позволяют оплатить престижное образование, дополнительные занятия чем-либо гораздо больше перспектив в жизни, чем у тех, кто вынужден ограничиться общедоступным «базовым» обучением.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Даже в тех странах, где высшее образование официально является бесплатным и доступным, бедные люди далеко не всегда могут воспользоваться им в полной мере. Например, если студент вынужден подрабатывать для того, чтобы прокормить себя, то он будет учиться хуже, чем тот, который занят только обретением знаний и отдыхом.

В дальнейшем люди тоже не будут находиться в равных условиях. Бедняк, даже если он и не бросит учебу, будет выглядеть менее уверенным на первых собеседованиях, поскольку станет переживать и волноваться. Будет он и хуже одет, чем тот, кто вырос в обеспеченной семье. Редкий руководитель проявит проницательность и возьмет на работу бедного соискателя.

Причина вторая: отсутствие страха перед ошибками

Бедные люди боятся совершить ошибку. Они не могут позволить себе рискнуть в жизни, уйти с имеющейся работы «в никуда», отдохнуть и заняться поисками того места, в котором им бы больше платили и где им бы нравилось.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Ведь если они ошибутся, то потеряют то, что имеют. А это приведет к отсутствию денег, будет не на что кушать, не чем платить за жилье. Поэтому бедняки «держатся за синицу в руках», а богатые ищут ту работу, которая их полностью устраивает.

Причина третья: прикладываемые усилия

Бедные люди всегда трудятся больше, чем богатые, но зарабатывают гораздо меньше. Пример правильности этого тезиса можно увидеть повсюду. Кто прикладывает больше усилий – шпалоукладчик или юрист в крупной корпорации? Кто трудится больше – продавщица в круглосуточном маркете или секретарь в муниципалитете?

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Богатые люди могут себе позволить многое:

Это далеко не полный список того, чем может заняться богатый человек после того, как его рабочий день закончится.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Но как проходят вечера бедняков? Они бегут в магазин, потом торопятся домой, наскоро ужинают и падают в постель. Из-за усталости не всегда есть силы даже для того, чтобы посмотреть фильм, не говоря уже о том, чтобы сходить на какие-либо курсы или самостоятельно научиться чему-то новому.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

А ведь одно из главных слагаемых успеха в жизни – постоянное личностное саморазвитие.

Причина четвертая: зависимость от обстоятельств

Бедные люди очень зависимы от обстоятельств. Например, если бедняка сократят на работе, то это может стать настоящей катастрофой. Но если уволят по какой-либо причине богатого человека, то для него это станет лишь возможностью что-то изменить в своей жизни.

Также любые экономические реформы, повышение тарифов на коммунальные услуги, даже увеличение суммы, вносимой за услуги связи на несколько рублей – все это «вышибает из седла» бедняков. Кто испытывает стресс, глядя на растущие ценники в продуктовых магазинах? Богатые? Нет, бедные.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Но при этом бедные люди не могут себе позволить найти вторую работу или же полностью кардинально изменить свою жизнь. Ведь они не имеют возможности накопить деньги для того, чтобы какое-то время пробыть в состоянии поиска места занятости. Что же до второй работы, то большинство бедных людей работают вовсе не по 6-8 часов, а по 12, а иногда и еще больше. Даже выходные есть не у всех, что уж говорить о таких понятиях, как «государственные праздники». Подумайте об этом, когда 1 января пойдете в маленький магазинчик за минералкой и сигаретами.

Как разорвать этот круг?

Психологи дают немало советов людям, стремящимся вырваться из бедности. Основные из них таковы:

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Например, если человек трудится продавцом в маленьком продуктовом магазине и получает копейки, стоя за прилавком по 12 часов, ему стоит обратить внимание на сетевые маркеты. Там придется прилагать меньше усилий, но заработная плата будет выше, к тому же появится и возможность карьерного роста.

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

Иными словами, в рамках того занятия, которое уже стало привычным, всегда можно найти более перспективное место, чем то, которое есть в настоящий момент. Нужно просто не бояться перемен.

Источник

Эффект Матфея: почему одним достается все, а другим — ничего

Эффект матфея что это. Смотреть фото Эффект матфея что это. Смотреть картинку Эффект матфея что это. Картинка про Эффект матфея что это. Фото Эффект матфея что это

В своем учебнике «Социология науки» В. Е. Григорьев приводит в качестве примера эффекта Матфея эпизод из одной оперетты, где некоего генерала спрашивают, за что он получил все свои награды. Военачальник же отвечает: «Первый орден я получил по ошибке, остальные за то, что имел первый». Однако данная ситуация характерна не только для военных, она наблюдается абсолютно во всех сферах жизни.

Новый термин в социологии

Впервые термин «эффект Матфея» появился в социологии в 1968 году. Именно тогда был опубликован труд известного американского социолога Роберта Кинга Мертона, посвященный этой теме. Как утверждает Сергей Степанов, автор книги «Психологический тезаурус», в связи с тем, что Мертон был ученым, он заметил данный феномен прежде всего в научной среде. Так, американец обратил внимание на то, что при осуществлении какого-либо успешного проекта, все лавры, как правило, достаются руководству, хотя большую часть работы делали его подчиненные.

Победы в самом начале карьеры дают ученому определенные преимущества перед остальными и увеличивают вероятность дальнейшего признания, причем вне зависимости от способностей. Такое положение вещей наглядно иллюстрируют слова из Евангелия от Матфея: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (25:29). Именно поэтому, как пишет Дункан Уоттс в своей книге «Здравый смысл врет. Почему не надо слушать свой внутренний голос», Мертон назвал описанный им эффект не своим именем, а в честь библейского автора.

Проявления эффекта в жизни

Примечательно, что Матфей имел в виду исключительно материальные блага. Отсюда и расхожая фраза «богатые богатеют, а бедные беднеют». Однако Роберт Мертон, сделавший упор на научной деятельности, уверял, что эффект Матфея проявляется абсолютно во всех областях человеческой жизни. Так, социальные льготы чаще всего улучшают благосостояние представителей среднего класса, а не малоимущих, для которых подобные программы и создаются. Учителя чаще уделяют больше внимания лучшим ученикам, благодаря чему перед последними открываются более широкие возможности. Интересно, что, как правило, эффект Матфея остается незамеченным теми, кто вырвался в лидеры.

Так, если верить В. Е. Григорьеву, автору учебника «Социология науки», даже сам Роберт Мертон не заметил, как стал «жертвой» эффекта Матфея. По словам Григорьева, этот феномен был описан еще в 1944 году Луисом и Мэри Физерами в «Органической химии». Правда, Физеры назвали его не эффектом, а «правилом Матфея». Тем не менее термин связывают исключительно с именем Мертона. Почему же так произошло? Дело в том что Физеры были химиками, поэтому от них никто не ожидал открытий в социологии. К тому же их учебное пособие читали не социологи, а химики.

Положительные стороны эффекта Матфея

Несмотря на то что не получившим заслуженное признание кажется такое положение вещей несправедливым, у эффекта Матфея есть и положительные стороны. По мнению самого Роберта Мертона, в глобальном смысле эффект оказывает позитивное влияние на развитие науки и прочих сфер деятельности. Так, благодаря данному явлению новость о том или ином открытии распространяется гораздо быстрее, что способствует более стремительному прогрессу. И в самом деле внимание общественности скорее привлекут успешные исследования всемирно известного ученого, чем никому неизвестного рядового сотрудника какого-нибудь провинциального НИИ.

Кроме того, как утверждает Ив Жэнгра, автор «Социология науки», эффект Матфея не является фатальным, а значит его можно преодолеть. В качестве примера Жэнгра приводит случай, произошедший с Альбертом Эйнштейном. Когда физик Йоханнес Штарк приписал одну формулу, выведенную Эйнштейном, другому ученому Максу Планку, Альберт Эйнштейн спокойно продолжил свою работу и впоследствии написал множество трудов. Благодаря этому в конце концов первенство физика перед Планком было установлено и справедливость восторжествовала. По мнению Жэнгра, если бы Эйнштейн все бросил, то Макс Планк так и остался бы в истории как автор упомянутой формулы.

Источник

Как работает эффект Матфея?

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией – появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

Источник

Эффект Матфея в науке и жизни

Материал из справедливой и свободолюбивой Википедии. Эффект Матфея — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. (Например, при навязанной мусорной реформе). Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:
« 29 …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет
(Мф. 25:29)»

Действие эффекта можно пронаблюдать в социологии науки и наукометрии (разница в признании и цитировании работ именитых учёных в сравнении с аналогичными по качеству трудами их малоизвестных коллег), образовании (влияние скорости усвоения навыка чтения на дальнейший разрыв между «способными» и «отстающими» учениками), экономике (концентрация богатстваruen и распределение бедности). Аналогичный пример проявляется в химии (реакция автокатализа).

Роберт Мёртон впервые ввёл термин в употребление в своей статье 1968 года[1] для журнала Science, где рассмотрел проблему накапливания преимуществ и неравномерности распределения статусов, прежде всего, в научных сообществах. Впоследствии он развил эту тему в своей второй работе, которая увидела свет спустя 20 лет[2].

До Мёртона похожую проблему изучали и другие исследователи. В начале 60-х Харриетт Цукерман провела с Нобелевскими лауреатами серию многочасовых интервью, темой которых стала склонность научного сообщества приписывать все заслуги уже состоявшимся учёным и не обращать внимания на достижения менее известных специалистов[3]. Более того, Уоррен Хагстром исследовал данные, полученные от молодых учёных, и установил, что они в своей научной деятельности также сталкиваются с тем, что их работа не получает должного признания[4].

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (среди которых потенциал, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.
Свидетельства неравномерного распределения

Разница в количестве публикаций: некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей
Перекос в соотношении между количеством учёных и их публикаций: на 5—6 % исследователей может приходиться больше половины всех работ
Дисбаланс в цитируемости публикаций: за последние два десятилетия около 2/3 всех работ упоминались лишь раз или не упоминались другими учёными вовсе

Как результат, разрыв между «имущими» и «неимущими» будет только увеличиваться, причём этот процесс может происходить в любой сфере общественной жизни, а не только в науке[5].
Проблема

Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. «Признаётся не сам результат, а „признанный результат“, который иногда похож на хороший результат». В этом плане эффект Матфея напоминает Хоторнский эффект, где на производительность труда влияла искусственно созданная переменная — само экспериментальное наблюдение.
Абсолютный и относительный эффект

Сам Мёртон наравне с некоторыми исследователями констатировал, что далеко не всегда описанный феномен приводит к бесконечному обогащению одних и минимизации шансов для других, то есть его действие не является абсолютным. В некоторых ситуациях (например, в периоды глубокого экономического кризиса) беднеют одновременно и «богатые», и «бедные», и наоборот. Кроме того, хоть и довольно редко, но всё же бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.
Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, выделяет 6 различных комбинаций, в которых может проявляться эффект Матфея[6].

Разрыв между «богатыми» и «бедными» увеличивается, когда:

богатые богатеют, а бедные беднеют, что является классической иллюстрацией абсолютного эффекта Матфея
богатые богатеют, а бедные тоже, но гораздо медленнее первых, что создаёт относительный эффект Матфея
богатые беднеют, а бедные беднеют ещё быстрее

Разрыв между «богатыми» и «бедными» уменьшается, если:

богатые беднеют, а бедные беднеют, но гораздо медленнее первых
богатые богатеют, а бедные богатеют ещё быстрее
богатые беднеют, а бедные богатеют, что является феноменом, противоположным абсолютному эффекту Матфея.

Ригни разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y — 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет на счету Х будет лежать 2594$, тогда как у Y — 259$. Следовательно, разница во вкладах составит уже не 900, а 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, разрыв между X и Y со временем увеличивался всё сильнее. Несмотря на то, что обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее[7].
Противодействующие силы

У прогрессирующего увеличения разрыва между «бедными» и «богатыми» есть свои пределы. Поскольку бесконечный экспоненциальный рост невозможен, неравенство «углубляется до тех пор, пока не натолкнется на сопротивление противодействующих сил»[5]. Ими могут стать механизмы, способствующие более равномерному распределению заслуг как между учёными, так и между университетами и научными институтами. В частности, ни один исследовательский центр не смог бы справиться со слишком высокой концентрацией талантов, так как это породило бы напряженную обстановку в коллективе.
Более того, существуют и внешние силы: преодолеть эффект Матфея можно, когда в конъюнктуре рынка происходят кардинальные изменения, в обществе наблюдается рост (или, наоборот, сокращение) популярности и значимости эгалитаристских движений или же государство решает вмешаться в ситуацию[8].
Проявления
Эффект Матфея в научных кругах

Мёртон выделяет и частные аспекты организационного неравенства в научном сообществе. Во-первых, он рассматривает накопление преимуществ среди одарённых молодых учёных. Поскольку их рано проявившийся талант воспринимается как гарантия выдающейся работы в перспективе, они получают больше привилегий, нежели их сверстники, чьи работы посчитали посредственными[9]. По мнению Мёртона, это может привести к исполнению так называемого самосбывающегося пророчества. Так, многообещающие юные дарования, получившие материальную и моральную поддержку в самом начале, впоследствии приумножат свои достижения, в то время как те, чей талант развился не сразу и в итоге остался незамеченным, лишаются возможности реализовать свой потенциал.

Иными словами, система вознаграждает раннее развитие, которое может быть, а может и не быть предвестником появления способностей в будущем[10].

Во-вторых, Мёртон касается проблемы неравенства не только среди учёных, но и научных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений, чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников.
Цитирование

Эффект Матфея проявляется и в наукометрии: чаще цитировать и упоминать будут статью именитого учёного, нежели его безызвестного коллеги. В конце XX века немецкий исследователь Манфред Бониц обнаружил, что этот феномен актуален не только на уровне отдельных учёных, но и на уровне публикаций целых государств — т. н. эффект Матфея для стран. Для выявления отклонений в цитировании, связанных с государственной принадлежностью авторов Бониц ввёл «индекс Матфея»[11]. Для каждого журнала он определяется по формуле (А — В)/В. «А — число фактически полученных ссылок на работы авторов из данной страны, B — ожидаемое число ссылок, то есть число статей из данной страны в журнале, умноженное на средний уровень цитируемости статей этого журнала. Если индекс выше ноля, страну цитируют больше „нормы“, и наоборот»[12].
Образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать» (то есть декодировать написанное слово в звучащее, используя знания алфавита), а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.
Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться[13][14]. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией. Станович установил, что школьник, испытывающий трудности в чтении, начинает чувствовать отвращение к самому процессу и в результате читает меньше своих способных одноклассников. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и не понимает, как устроен текст.[15]
Социальные сети и Интернет

Применимо к социальным медиа эффект Матфея тесно связан с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый — более цитируемым[16][17]. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.
Критика термина

Несмотря на обширное признание, которое описанное явление получило в научных кругах почти сразу после публикации работы Мёртона в 1968 году, уместность использования самого термина «эффект Матфея» оспаривалась рядом критиков. В частности, коллега Мёртона Дэйвид Силлз сформулировал основные причины предъявляемых претензий[18]:

вопрос о приоритете: те же слова можно встретить в Евангелии от Марка (4:25) и в Евангелии от Луки (8:18 и 19:26)
проблема авторства: Матфею его приписывает древняя церковная легенда, хотя все Евангелия были анонимными текстами
проблема атрибуции: саму фразу произнес не составитель текста, а Иисус
проблема интерпретации: суть притчи глубже и сложнее принципа «чем больше, тем больше».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *