Но как понять, насколько «накачан» ребенок? Кто-то ходит на подготовишки и к детсадовскому выпускному уже вовсю читает, кто-то занимается с родителями. Кто-то вовсе в сад не ходит, но играет с папой в шахматы. Кому будет легко? И нужно ли делить детей на условно одаренных и обычных?
Учитель начальных классов Ирина Королева предупреждает: эффективная началка может вернуть нас к делению детей на сильных и слабых, причем в самом начале школы.
Еще бы: к началу февраля маме вместе с Аней пришлось изучить распространенные и нераспространенные предложения, метры-дециметры, решать математические задачи на 2-3 действия и искать в стихах средства изобразительной речи.
Важно: все дети, которым предлагают пойти по программе «1-3» после тестирования, должны пройти также собеседование с психологом. И только после этого можно принимать решение. Кроме того, надо помнить две вещи. Первая: у мальчишек, поступивших в эффективную началку и успешно ее прошедших, будет запас по времени между окончанием школы и призывным возрастом.
Второе: если вдруг малыш не потянет школьный экспресс, не пройдет диагностическую работу, то его могут перевести в обычную четырехлетку, где он будет на год младше одноклассников. Психологи считают, что в этом возрасте такая разница существенна, и об этом нужно помнить.
Наталья Виноградова, завлабораторией начального общего образования РАО:
— Ребенок младшего школьного возраста может все. В нем можно сформировать любое знание и умение. Но каких нервно-психических затрат это ему будет стоить? И когда настанет «расплата»? Дело не в скорости обучения, а в том, чтобы ребенок «созрел». Поэтому я категорически против массовой трехлетней началки, какой бы эффективной ее ни называли. Все трудности вылезут классе в 6-7-м. Это доказано.
Ведь был у нас уже период, когда в начальной школе учились три года. И было большое исследование на эту тему с участием физиологов, психологов, дефектологов, логопедов. Оно показало: для ребенка более успешна и комфортна именно четырехлетняя началка. Можно ли открыть отдельные ускоренные классы для одаренных? Безусловно. Некоторые дети и правда очень бегут вперед. Не надо их искусственно тормозить. Но, на мой взгляд, даже здесь ускорение лучше отложить на несколько лет. И еще момент. Как только ребенок попадает в особые условия, пропадает так называемый интеллектуальный фон. Когда неуспевающий ученик тянется за отличником, а отличник помогает условному двоечнику. Так у детей развивается критическое мышление. Это важно.
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор школы N 548 «Царицыно»:
Проект «Эффективная начальная школа», который реализуется в школах Москвы, позволит учащимся 1 класса пойти по разработанному индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту.
В целях эффективной организации образовательного процесса обучающихся, сохранения высокой мотивации к обучению детей, в нашей школе стартовал проект «Эффективная начальная школа».
С сентября по декабрь ученики осваивают программу 1 класса, в декабре проводится независимая диагностика МЦКО, и с января обучающиеся становятся второклассниками, т.е. к концу учебного года обучающиеся заканчивают программу сразу двух лет обучения. Еще одна независимая диагностика МЦКО проходит в апреле.
В третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции для достижения успешных результатов по ФГОС начального общего образования, дети обучаются уже в общем режиме.
Поступление в первый класс регламентируется возрастом от 6 лет 6 месяцев и до 8 лет на 1 сентября.
Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики МЦКО. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).
За родителями (законными представителями) остается право перехода на обучение по программе 1-4 по заявлению в течение всего периода обучения.
Будущие первоклассники, по желанию родителей, могут пройти программу 1-го класса в сокращенном виде. Готовность к ускоренному обучению проверяется психолого-педагогической диагностикой.
Если ребенок успешно справляется с освоением программы в ускоренном режиме, то за первый год он фактически проходит программу 1-го и 2-го класса. Это происходит за счёт того, что законодательство позволяет школе самой распределять время на прохождение той или иной темы в рамках индивидуального учебного плана.
Нормативная база
Ускоренное обучение осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Порядок реализации ускоренного обучения
Распределение предметов по годам обучения
ЧТО ТАКОЕ ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА? КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Как это работает?
Обучение организовано по индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту.
В третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции для достижения успешных результатов по ФГОС начального общего образования, дети обучаются уже в общем режиме.
Поступление в первый класс регламентируется возрастом от 6 лет 6 месяцев и до 8 лет на 1 сентября.
Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).
За родителями (законными представителями) остается право перехода на обучение по программе 1-4 по личному заявлению в течение всего периода обучения.
Программа рассчитана на детей с высокой учебной мотивацией. Для них процесс освоения новых знаний пойдет быстрее, а у учителей появится возможность рассматривать более сложные задания и упражнения по тому или иному предмету.
КОМУ СТОИТ ВЫБИРАТЬ ПРОЕКТ «ЭФФЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»?
Уважаемые родители!
Ваш ребенок к 7 годам уже читает, считает, любит рисовать, любознателен и хочет учиться? Вы считаете, что посвятить теперь целый год знакомству с букварем и счету в пределах двадцати – это нерациональная потеря времени?
Какие есть альтернативные варианты? Конечно, есть разные формы обучения и образования. Кто-то учит ребенка дома, вне образовательной организации, 1-2 раза в год проходя промежуточную аттестацию по семейной форме образования.
Но сейчас в московском образовании развивается проект «Эффективная начальная школа», когда уже подготовленные в дошкольных группах дети после диагностики готовности к интенсивному обучению идут 1 сентября в первый класс, а 1 января переходят во второй. За один год ребенок осваивает программу сразу двух классов. Качество реализации программы определяется двумя независимыми диагностиками – в декабре и апреле. Если ребенок успешно справляется с освоением программы в ускоренном режиме, то в третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции, дети обучаются уже в общем режиме.
Возникают трудности? После первого года обучения без потерь всегда можно вернуться к стандартной модели 1-4.
В 2019-2020 учебном году ГБОУ Школа №1288 вошла в проект «Эффективная начальная школа». Был набран 1 «Я» класс
В целях эффективной организации образовательного процесса обучающихся, сохранения высокой мотивации к обучению детей, в нашей школе в 2021-2022 учебном году продолжит работу проект «Эффективная начальная школа».
Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики, которая состоится по расписанию Московского центра качества образования. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).
Для записи в первый класс по программе «Эффективная начальная школа» необходимо:
1. Заявление родителей (законных представителей) на проведение независимой диагностики для установления готовности к ускоренному обучению.
2. Заявление родителей (законных представителей) на обучение по индивидуальному учебному плану.
По вопросам организации и зачисления в первый класс просим обращаться к специалисту ОСИП ГБОУ Школа №1288 Елене Владимировне Даньковой на электронную почту 1288@edu.mos.ru
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ
Эффективная начальная школа. Родителям будущих первоклассников.
Осталось совсем немного времени до окончательного решения родителей в выборе программы обучения для своего ребёнка. Мы понимаем, насколько это важное решение. Вот почему у родителей возникает много вопросов.
Мы подготовили ответы на некоторые наиболее частые вопросы родителей. Предлагаем вам ответы на вопросы через призму видения администрации и учителей начальных классов нашего комплекса.
Вопрос 1. По каким программам работает школа?
В школе действуют программы:
Вопрос 2. Как проходит обучение в первом классе по ускоренной программе 1–3 с изучением английского языка?
Понятие «программа» включает в себя все предметы по учебному плану 1 класса:
Программу первого класса дети осваивают за первое полугодие учебного года, за четыре месяца с сентября до конца декабря.
Вопрос 3. При каких условиях ребёнок может успешно овладеть программой 1 класса в столь короткие сроки?
Для того чтобы обучение было радостным овладением знаниями и умениями, а преодоление школьных трудностей было посильным малышу необходимо учитывать:
Некоторые родители, считают, что ребёнок вполне развит, хотя его возраст не соответствует этим возрастным нормам. Родители оценивают своего ребёнка исходя из домашних условий. Однако нужно помнить, что индивидуальная работа отличается от работы в коллективе детей, насчитывающем более 25 человек. Как показывает опыт, наиболее успешные дети те, возраст которых на 01.09 составляет 6 лет 6 месяцев. Безусловно есть исключения, но они довольно редкие.
Вопрос 4. Какие сложности ожидают шестилетнего ребенка при обучении по ускоренной программе?
Мы проанализировали образовательный опыт шестилетних детей, обучающихся по ускоренной программе. По мнению родителей это вполне развитые дети, отличающиеся успехами. Начинается учебный год. Возникают проблемы.
1. Часто в отношении таких детей родители и педагоги произносят фразу: «Почему же так часто болеют?!» Проводится полный анализ, вплоть до графика проветривания и уборки класса и т.п., а причина оказывается в том, что ребёнок физиологически не созрел. С ранним приходом в школу мы теряем самое главное – здоровье.
2. Если продвижение по программе идёт достаточно успешно, то могут возникнуть проблемы в поведении. Он не умеет договариваться с одноклассниками, не понимает социальную роль ученика, плохо освоил правила сотрудничества. Причина в том, что ученик наш ещё маленький, контролировать свои поступки не может.
3. «Рано привели в школу, ребёнок не наигрался». Так говорят о ребенке, у которого в школе преобладает не учебная, а игровая деятельность. Если нет игровой ситуации, а нужно отработать какое-то учебное действие, ребенок быстро остывает к учебному процессу, у него пропадает желание учиться. Говорят, нет мотивации. Перед выбором программы обучения спросите своего ребёнка, хочет ли он в школу. Если ребёнок неоднократно ответит, что очень хочет, спросите почему. Ведь некоторые дети идут в школу за общением, а вовсе не за знаниями.
Обязательно нужно прислушаться к мнению педагогов и психологов, которые работали с вашим ребёнком в течение последних двух лет или одного года. Специалисты комплекса не просто проводят занятия, но и анализируют продвижение каждого малыша по программе, независимо от того, к кому придёт учиться тот или иной ребёнок. Каждый учитель, воспитатель и специалист помнит о статусе школы и с полной ответственностью подходит к подготовке детей к обучению в нашей школе. Пожалуйста, прислушайтесь к нашим советам. У нас общая цель: успешное обучение ребенка и качественное образование!
В целях эффективной организации образовательного процесса обучающихся, сохранения высокой мотивации к обучению детей, в нашей школе в 2020-2021 учебном году продолжит работу проект «Эффективная начальная школа». Обучение организовано по индивидуальному учебному плану и персональному образовательному маршруту.
С сентября по декабрь ученики осваивают программу 1 класса, в декабре проводится независимая диагностика и с января обучающиеся становятся второклассниками, т.е. к концу учебного года обучающиеся заканчивают программу сразу двух лет обучения. Еще одна независимая диагностика проходит в апреле.
В третьем и четвертом классах, когда формируются основные предметные и метапредметные компетенции для достижения успешных результатов по ФГОС начального общего образования, дети обучаются уже в общем режиме.
Поступление в данный первый класс регламентируется возрастом от 6,6 лет и до 8 лет на 1 сентября.
Установление готовности к освоению образовательной программы начального общего образования по ускоренному обучению и зачисление в первый класс по данной программе осуществляется на основании результатов независимой педагогической диагностики, которая состоится в апреле 2020 года. Диагностика проводится среди будущих первоклассников по личному заявлению родителей (законных представителей).
За родителями (законными представителями) остается право перехода на обучение по программе 1-4 по личному заявлению в течение всего периода обучения.
Обучение по программе «Эффективная начальная школа» в 2020/2021 учебному году будет организовано в здании школы по адресу: ул. Планетная, д. 23. Программа рассчитана на детей с высокой учебной мотивацией. Для них процесс освоения новых знаний пойдет быстрее, а у учителей появится возможность рассматривать более сложные задания и упражнения по тому или иному предмету.
Для записи в первый класс по программе «Эффективная начальная школа» необходимо:
1.Заявление родителей (законных представителей) на проведение независимой диагностики для установления готовности к ускоренному обучению.
2. Заявление родителей (законных представителей) на обучение по индивидуальному учебному плану.
Проект «Эффективная начальная школа» — это ускоренное прохождение основной образовательной программы начальной школы за три года вместо четырех за счет объединения учебного плана 1 и 2 класса.
Будущие первоклассники, успешно освоившие курс дошкольного образования, по желанию родителей могут пройти программу 1-го класса в сокращенном виде. Готовность к ускоренному обучению проверяется психолого-педагогической диагностикой, которую проводит Московский центр качества образования по заявлению родителей.
Если ребенок успешно справляется с освоением программы в ускоренном режиме, то за первый год он фактически проходит программу 1-го и 2-го класса. Это происходит за счет того, что законодательство позволяет школе самой распределять время на прохождение той или иной темы в рамках индивидуального учебного плана. К примеру, подготовленный в дошкольных группах ребенок может освоить тему «безударные гласные в корне слова» за 6 часов вместо 10, которые выделяются по программе «1-4». Часы сокращаются, а результат остается тем же — школьник усваивает тему и приступает к новой, не успев заскучать.
Таким образом, обучение по программе «1-3» — это возможность не потерять интерес к обучению и время для дальнейшего развития в том случае, если Ваш ребенок физически крепок и имеет высокий уровень готовности к школе.
Презентация проекта «Эффективная начальная школа»
В 2022–2023 учебном году будет открыт один класс ускоренного обучения по адресу:
3-й Самотечный переулок, дом 14, строение 1.
Поступление в класс ускоренного обучения проводится по результатам вступительных испытаний, проверяют готовность ребенка к обучению в классе «Эффективная начальная школа» (1-3). Ранее вступительные испытания проводились в апреле. Сроки и содержание работы определяет Департамент образования и науки.
Следите за информацией на нашей странице.
В корпусе по 3-му Самотечному пер., 14 организованы занятия Школы будущего первоклассника (ШБП).
С информацией по ШБП можно познакомиться в разделе «Поступающим» на нашем сайте.
По всем вопросам содержания занятий, обучению по программе ускоренного обучения можно обращаться к Шулепиной Валентине Петровне