Эхолалия у взрослых что это
В том случае, если человек имеет привычку повторять слова за своим собеседником, не особо понимая смысл сказанного, такое явление может свидетельствовать о наличии эхолалии. Такой диагноз ставится при определенном расстройстве неврологического характера. Хотя иногда эхолалия может выступать в качестве формы естественной развития речи ребенка.
Характерные особенности эхолалии
Термин «эхолалия» происходит от таких древнегреческих слов как «эхо, разговор» и «речь», ввиду чего он указывает на симптом, при котором человек, подверженный такому недугу, автоматически повторяет слова полностью или частично. При этом процесс проговаривания слов, услышанных в чужой речи, происходит неконтролируемо. Несмотря на то, что такое явление может свидетельствовать о неполадках в работе нервной системы, нередко он выступает как один из инструментов коммуникации.
Особенно отчетливо это может проявиться в раннем возрасте, когда годовалый или двухгодовалый ребенок склонен повторять чужие слова во время формирования собственного словарного запаса. Однако при нормальном развитии малыша уже к трем годам симптомы эхолалии проходят естественным путем. Если феномен не исчезает в более старшем возрасте, то следует заподозрить факт наличия различных нарушений развития и даже присутствие расстройства неврологического характера.
Эхолалия, в каком бы возрасте она не проявилась, подразделяется на два типа:
При полной эхолалии человеку свойственно автоматически повторять слова, не понимая их значение. В то время как при недуге в частичной форме присутствует приблизительное понимание слов, которые были произнесены другими людьми. Зачастую услышанные слова повторяются немедленно, но при отстроченной форме повторы могут происходить спустя несколько часов, дней.
Причины возникновения недуга
Имитация услышанных слов является нормальным развитием навыков речи у малыша, но когда такое положение дел продолжается в жизни ребенка, обычно это указывает на расторможение подражательного рефлекса. Также не проходящая с возрастом симптоматика может свидетельствовать о возможных повреждениях левого полушария мозга.
Однако признаки недуга нередко свидетельствуют о разных психических заболеваниях, среди которых числятся болезнь Пика, синдром Туретта, кататоническая шизофрения. В большинстве случаев особы, подверженные аутизму, склонны повторять слова, не отдавая себе в этом отчет.
Способы коррекции эхолалии
Наличие эхолалии диагностируется специалистом в ходе беседы с человеком, демонстрирующим какие-либо признаки такого расстройства. Попутно могут быть применены другие диагностические манипуляции, чтобы точно поставить окончательный диагноз, выявив степень тяжести недуга. Обычно для составления плана лечения психоневрологи осуществляют сотрудничество с дефектологами, логопедами. Индивидуальная схема коррекции всегда подбирается с учетом возраста пациента и уровня запущенности проблемы. Зачастую назначается прохождение особых программ занятий с применением специально разработанных пособий.
Эхолалия
Эхолалия – это явление, которое характеризуется автоматическим повторением чужих слов, фраз или частей слов. Для эхолалии характерно отсутствие понимания смысла сказанного, поэтому эхолаликов часто сравнивают с попугаями – они могут повторять как за взрослыми, так и за телевизором или радио.
Подобное повторение сказанного является нормальным для детей в возрасте до 2 лет. Все дети на этапе формирования речи повторяют речь взрослых, как бы репетируя слова и фразы и учась произносить их правильно. В 3 года у нормально развивающегося ребенка эхолалия или проходит совсем, или сохраняется на минимальном уровне.
Существует 2 вида эхолалии:
Причины эхолалии
Эхолалия является не диагнозом, а симптомом и проявляется при следующих нарушениях:
Эхолалия часто возникает вследствие нарушения работы речевых зон мозга в левом полушарии, а сами повторения чужой речи являются продуктом правого полушария. Поэтому в возрасте 2-2.5 лет, когда происходит так называемая латерализация функции речи между полушариями (то есть речь «переходит» именно в левое полушарие, это норма у 97% людей, даже для левшей), эхолалия у детей прекращается. Формирование речевых центров в левом полушарии происходит не мгновенно, поэтому эхолалии могут в норме сохраняться до 3 лет, постепенно исчезая. В том случае, когда речевые зоны левого полушария не развились должным образом, за речь продолжает отвечать правое полушарие, что проявляется в форме эхолалий.
Выделяют разные формы эхолалий в зависимости от причин, спровоцировавших ее появление. Проявление немедленной эхолалии:
Причины отсроченной эхолалии:
Общей характеристикой для этих видов является то, что повторение слов или фраз оказывает успокоительное воздействие и стабилизирует настроение. Особенно ярко это проявляется у людей с аутистическими нарушениями, для которых в принципе характерны повторения действий, движений, фраз и пр.
Коррекция эхолалии
Для того, чтобы скорректировать эхолалию, необходимо грамотно определить причины ее возникновения. В нашем центре для этого проводится совместная консультация нейропсихолога и логопеда-дефектолога, по результатам которой выдается заключение и составляется коррекционный маршрут.
Также в лечении эхолалии должен принимать участие и невролог, который при необходимости назначает медикаментозную терапию.
Стоит понимать, что без устранения первопричины занятия с логопедом могут быть неэффективными. В ряде случаев после соответствующей терапии неврологических нарушений эхолалия может пройти сама.
На занятиях с логопедом у ребенка расширяется словарный запас, он учится правильно выстраивать предложения, обдумывать свои высказывания. Впоследствии это приводит к тому, что повышаются навыки общения и потребность в эхолалии постепенно проходит.
При необходимости к коррекции подключается детский психолог, помогая ребенку обрести уверенность в себе, снизить тревожность, избавиться от страхов. Специалист на своих сеансах может применять песочную терапию и сказкотерапию.
Помимо этого для устранения эхолалии в нашем центре используется Томатис-терапия. При использовании данного метода в мозгу появляются новые нейронные связи, компенсирующие имеющиеся неврологические отклонения. Кроме этого, после Томатис-терапии улучшается работа слуховой и вестибулярной систем, которые имеют нарушения практически у всех клиентов с проблемой эхолалии. Томатис эффективен для детей и взрослых, в том числе и перенесших инсульт. В нашем центре этот метод применяет нейропсихолог Александрова О.А.
Также для коррекции эхолалии очень важна благоприятная обстановка дома. Родителям рекомендуется минимизировать количество стрессов и снизить тревожность ребенка, чтобы повторение перестало использоваться в качестве успокоительного средства.
Эхолалия
Расстройство речевого поведения свойственно детям, однако при поражении структур головного мозга патологии могут диагностироваться у взрослых. Примером данного расстройства является эхолалия, при которой человек бесконтрольно воспроизводит слова и фразы, услышанные от других людей. Пациенты, которые отмечают у себя признаки данного расстройства, уделяют особое внимание поиску клиники и врача-психиатра, для коррекции и лечения эхолалии.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы оказывают помощь пациентам, достигшим 18 летнего возраста. При выявлении такой патологии как эхолалия, лечение пациентов проходит по индивидуальной программе. Высокий уровень медицинских услуг и сервиса способствуют тому, что человеку удается выстраивать коммуникации и контролировать проявления болезни.
Эхолалия: причины развития
Выявление причины формирования эхолалии у пациента необходимо для разработки эффективной тактики лечения и программы коррекции расстройства. На этапе речевого развития, в период с 6 месяцев до 4 лет, дети осваивают основы речи и могут активно повторить фразы и отдельные слова взрослых.
Причинами эхолалии являются определенные расстройства:
Данные расстройства диагностируются наиболее часто в детском возрасте, при появлении признаков эхолалии у взрослых специалистами устанавливается наличие каких-либо из перечисленных нарушений. Во взрослом возрасте эхолалия является типичным симптомом при синдром моторной афазии.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы при проведении диагностики устанавливают не только причины эхолалии, но и действие провоцирующих факторов. В процессе общения больной через повторение фраз может выражать эмоциональные образы. Кроме этого, при повторении услышанных фраз человек может таким образом упорядочивать информацию.
Эхолалия как в детском, так и во взрослом возрасте вызывает проблемы в общении. Главной задачей врачей-психиатров, оказывающих помощь пациентам Юсуповской больницы, является выработка правильного речевого поведения, обучение навыкам контроля бессознательных повторений, контроля эмоций.
Признаки эхолалии у детей
Бесконтрольное повторение слов и фраз, услышанных по телевизору, при общении людей является элементом нормального развития детей в возрасте до трех лет, однако при сохранении данного речевого поведения после четырех лет, оно может рассматриваться в качестве патологии – эхолалии.
Эхолалия может проявляться в одной из форм: немедленной или отсроченной. При немедленной эхолалии ребенок услышанные звуки, слова, фразы или фрагменты прочитанного родителями текста сразу воспроизводит. В данном случае эхолалия может выступать как в качестве средства для выражения согласия в ответ на заданный вопрос, попыткой поддержки общения или осмысления услышанных фраз через проговаривание.
Повторение при отсроченной эхолалии может происходить через несколько минут или часов. Бесконтрольное повторение в данном случае выступает в качестве средства для систематизации полученной информации, выражения эмоций или метода ощущения положительных эмоций и подавления стресса.
Признаками эхолалии в детском возрасте являются:
Если коррекция эхолалии не была проведена в детском возрасте, то в детстве ребенок испытывает проблемы при обучении в школе, не имеет друзей. Данные проблемы приводят к тому, что во взрослом возрасте у пациентов с эхолалией отмечаются трудности при налаживании отношений, при трудоустройстве.
Врачи-психиатры Юсуповской больницы помогают пациентам осваивать способы выражения мыслей и чувств. Большое значение при лечении эхолалии имеет психологический настрой пациента и окружающая его обстановка. В Юсуповской больнице созданы комфортные условия пребывания, кроме этого, при посещении пациентом каких-либо мероприятий в рамках программы лечения его могут сопровождать близкие люди.
Эхолалия у взрослых
Эхолалия, причины у взрослых, которой могут заключаться в ряде патологических состояний, носит приобретенный характер. Появлению бесконтрольных повторений могут предшествовать травмы головного мозга, неврологические или психические нарушения. Люди с данным диагнозом в большинстве случаев не могут вести трудовую деятельность.
Эхолалия у взрослых при незначительной жестикуляции и слабой мимике формируется на фоне шизофрении. Правила и нормы, речевое поведение не осознаются больным. При эхолалии отмечается привязанность к определенному режиму дня и домашней обстановке, при незначительных изменениях которых человек испытывает стресс и демонстрирует истерические припадки.
В Юсуповской больнице работают высококвалифицированные психиатры, которые заинтересованы в оказании помощи каждому обратившемуся пациенту. Зачастую к специалистам обращаются родственники людей с эхолалией, в данном случае проводится комплексная работа, при которой близкие люди обучаются навыкам взаимодействия и исключения провоцирующих факторов, а тактика помощи большому направлена на лечение основной причины эхолалии и сопутствующих проблем.
Лечение эхолалии
Коллектив Юсуповской больницы продолжает традиции отечественной медицины и оказывает пациентам медицинские услуги высокого качества. Врачи-психиатры, работающие в Юсуповской больнице, имеют ученые степени, чем подтверждаются их обширные знания в данной области. Регулярные повышения квалификации и обучения способствуют углублению знаний и освоению новых подходов к лечению психических заболеваний.
Эхолалия в современной медицине рассматривается в качестве расстройства речевого поведения, связанного с серьезными патологиями, поэтому для ее диагностики проводятся исследования:
Высокоинформативное диагностическое оборудование позволяет выявлять у больного не только поражения головного мозга и нарушение его функций, но и обнаруживать мутации в генах. Информация, собранная на этапе диагностики, используется при составлении программы коррекции и разработке тактики лечения психиатром, неврологом, психологом и логопедом.
При лечении эхолалии применяются методы, зависящие от причин развития, возраста больного и сопутствующими патологиями. Медикаментозная терапия назначается при эхолалии для лечения основного заболевания. Действие препаратов различных групп направлено на нормализацию процессов, протекающих в мозге, ускорению познавательных процессов, снятию стресса и нормализации сна.
Программы лечения, разрабатываемые для взрослых опытными врачами-психиатрами Юсуповской больницы, направлены на развитие коммуникативной функции и нормализации психических процессов. После комплекса мероприятий больными и их близкими людьми отмечается то, что человек начинает осознанно выстраивать высказывания, поддерживает диалог и контролирует речевое поведение.
Врачи-психиатры, неврологи и другие специалисты Юсуповской больницы помогают пациентам постепенно развивать коммуникативные навыки и способствуют решению других медицинских проблем, которые являются причиной эхолалии. Запись на консультацию выполняется по телефону Юсуповской больницы.
Эхолалия, заикание, спотыкание, писчий спазм, логорея
Феномены эхолалии — непроизвольное и однократное повторение пациентом фрагментов обращённой к нему устной речи (Wernicke, 1900). Обычно повторяются последние услышанные фразы, слова, причём вслух и с неизменными интонациями. Такую эхолалию называют истинной. Одновременно могут повторяться вопросы собеседника — эхология. При альтернативной их постановке: «. да или нет» — пациент отвечает словом «нет»; если вопрос заканчивается выражением «нет или да», пациент отвечает словом «да». При сочетании эхолалии и речевой итерации повторения могут быть многократными. Эхолалия бывает отставленной, когда повторение происходит не сразу, а спустя некоторое время, — фонографизм.
Последний симптом встречается только у детей, у взрослых пациентов не описан. А.Pick (1902) описал митигированную (облегчённую) эхолалию, при которой пациенты повторяют, несколько видоизменив, только обращённые к ним вопросы. Полагают, что митигированная эхолалия предшествует появлению истинной, в частности это происходит при болезни Пика. Эхолалия встречается иногда в структуре вербальных галлюцинаций.
| Расстройства речи могут встречаться при многих психических расстройствах: от аутизма до шизофрении |
При этом голоса повторяют сказанное пациентом либо озвучивают его мысли или сам пациент непроизвольно повторяет галлюцинаторную речь. Эхолалия наблюдается при кататонии, атрофических процессах, синдроме Каннера, в рамках регрессивных синдромов у детей (физиологическая эхолалия и болезненная обычно разделены у детей известным промежутком времени, но иногда такого промежутка не бывает, если заболевание началось в возрасте двух лет и меньше).
Письменный вариант эхолалии представляет эхография в виде копирования текста, предложенного не для списывания, а в качестве образца. Эхография может проявляться также тем, что при выполнении письменного задания пациенты копируют устные высказывания присутствующих. Так, вместо ответа на просьбу написать своё имя пациент записывает текст просьбы.
Заикание — речь с частым повторением или удлинением её звуков, слогов, слов. Одновременно наблюдаются остановки и нерешительность речи с нарушением её плавного, ритмического течения. Условно относится к системным неврозам. Чаще начинается в детстве, в возрасте от 18 месяцев до 9 лет. Нередко возникает остро, после нервного потрясения. Острые пики начала заикания обнаружены между 2–3 и 5–7 годами. В этом случае появлению заикания предшествует мутизм (от лат. mutus — немой). В других случаях развивается постепенно в неблагоприятной речевой среде (заикание у сверстников и взрослых, повышенные требования к речи, форсированное изучение иностранного языка и др.), чему может способствовать соответствующее предрасположение. В начальном периоде заикания преобладают тонические судороги в вокальной, а иногда и в дыхательной мускулатуре, отчего пациенты «тянут» звуки. Позже присоединяются тонико-клонические судороги в артикуляционой мускулатуре, в речи добавляются повторения слогов, слов. В некоторых случаях заикание наступает только при ускорении темпа речи — биттаризм. Речь делается толчкообразной, с остановками для дыхания, нарушается произношение отдельных слов.
| При нарушениях речи советуем обратиться к психиатру |
В развитии заикания выделены следующие фазы:
первая фаза протекает в дошкольном возрасте. Расстройство проявляется эпизодически, длится недели, месяцы, сменяясь длительными периодами нормальной речи. Более часто дети заикаются, если бывают взволнованы, огорчены, если им нужно сказать много и быстро или в ситуации речевого давления. После этого периода значительная часть детей выздоравливает;
вторая фаза относится к обучению в начальной школе. Периодов нормальной речи не бывает, либо они небольшие. Дети осознают своё заикание и воспринимают себя как заик. Заикание касается основных частей речи (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
третья фаза длится начиная с 8 лет и завершается в подростковом возрасте. Заикание при этом возникает и усиливается в определённых ситуациях (вызывают в школе для ответов к доске, в разговоре с незнакомыми людьми, по телефону, при совершении покупок, ожидании насмешек и т. п.). Некоторые слова страдают больше, чем другие;
четвёртая фаза продолжается с юности. Наблюдается логофобия — страх и преувеличение тяжести заикания, пациенты боятся слов, звуков, речевых ситуаций, обнаруживают сенситивные идеи отношения, подавленность. Пациенты нередко подменяют одни слова другими, избегают общения, предпочитают больше молчать, не желая обращать на себя внимания, делаются неуверенными в себе не только в отношении речи.
Большинство лёгких случаев заикания завершается выздоровлением либо значительным улучшением речи. В преодолении заикания важное значение имеют устранение логофобии, обучение навыкам нормальной речи, устранение психотравмирующих ситуаций.
От невротического отличают неврозоподобное и органическое заикание. Неврозоподобное заикание возникает на фоне органического повреждения мозга. При этом с самого начала преобладают тонико-клонические судороги в артикуляционной мускулатуре, наблюдаются также тикоидные гиперкинезы. Интенсивность заикания мало зависит от волнения и ситуаций. Реакция на заикание не достигает степени выраженной логофобии. Выявляются органические черты психики. Органическое заикание обусловлено гиперкинезами в артикуляционной и дыхательной мускулатурах. Реакция личности на заикание может отсутствовать или представлена незначительно. Обычно наблюдается значительное психоорганическое снижение личности.
Спотыкание или речь взахлёб, нечёткость речи (полтерн) — расстройство беглости и темпа речи. Речь неритмичная, состоит из быстрых, резких вспышек и остановок речи, не имеющих отношения к грамматической структуре предложения. Нарушена мелодика речи. Повторений слов, слогов не бывает. Могут быть трудности в подборе слов и построении фраз. Расстройство связано с органической патологией мозга. Осознавание дефекта речи неполное.
Писчий спазм (графоспазм, судорога писчая) — нарушение навыков письма, аналогичное заиканию. Обусловлено тоническими судорогами мышц пальцев кисти с нарушением их синергизма. Одновременно могут быть судороги мышц предплечья, плеча и шеи, а также боли в руке. Иногда, напротив, развивается парез мышц кисти, в других случаях преобладает болевой синдром. Указанные расстройства исчезают тотчас после прекращения письма и когда пациенты бросают перо. Другие мануальные навыки не нарушаются. Возникает у многопищущих в неблагоприятных условиях: повышенные требования к письму со стороны, а также отрицательное отношение индивида к такой деятельности. Возникает обычно в зрелом возрасте, чаще у мужчин с тревожно-мнительным и истерическим характером. Реже наблюдаются иные профессиональные дискинезии: у скрипачей, парикмахеров, представителей других ручных профессий. Полагают, что развитию профессиональных дискинезий способствуют перегруженность двигательного аппарата соответствующего навыка, эндогенное предрасположение, местная дисциркуляция крови, церебральный атеросклероз.
Логорея (от греч. rhoia — течение, истечение) или вербомания — неконтролируемое речевое возбуждение с ускорением устной речи, речевой поток. Способность слушать окружающих теряется или изначально отсутствует. Сборная группа нарушений речи. Логорея может быть обусловлена насильственным говорением у пациентов с речедвигательным автоматизмом. Пациенты сообщают, что вынуждены говорить много и быстро из-за некоего влияния на них извне («гипноз», «психотропное оружие» и т. п.). Много, быстро и обычно очень громко говорят маниакальные пациенты, при этом они как бы теряют способность думать про себя, страдает их внутренняя речь. Чрезмерная говорливость может наблюдаться у пожилых пациентов, они также теряют способность думать про себя. Чрезвычайная болтливость встречается у некоторых психопатов. Письменная логорея представлена графоманией — пустым многописательством, обычно претенциозным, претендующим на признание.
Эхолалия как признак имеющегося нарушения
Эхолалия – это автоматическое повторение чужих слов, фраз, предложений и даже больших частей текстов в речи.
В процессе индивидуального развития есть этап, когда эхолалии у детей являются нормой – до 2 лет. В этом возрасте ребенок активно имитирует поведение взрослых (это механизм здорового психического развития). С 6 до 9 месяцев также можно выделить период нормальных аутоэхолалий – это время, когда ребенок сам повторяет за собой лепетные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма). Часто родители принимают эти аутоэхолалии за первые слова.
В том случае, если эхолалии сохраняются после 2-2,5 лет, они являются симптомом нарушения развития. И есть стереотип, что эхолалия является симптомом аутизма. Это не так.
Эхолалии могут встречаться при разных нарушениях (и даже у взрослых, кстати):
Эхолалия бывает:
Часто ребенок с отсроченными эхолалиями может отлично вставлять фразы из мультиков, песен в контекст ситуации. Хорошая механическая память может являться этаким компенсаторным механизмом.
Для меня как для специалиста диагноз всегда носит второстепенный характер (тем более, что я их не ставлю; иногда диагноз – дань тем или иным административным требованиям системы). Гораздо важнее – разобраться в механизме нарушения, выяснить, что и где «сломалось» и как мозг пытается это обойти.
Механизмы эхолалии:
Я могу долго перечислять зоны мозга, которые могут быть «виновны» в эхолалиях, но смысл один: единой локализации нет. Можно отметить «проблемы» с проводниками (белым веществом), левой лобной долей, задней ассоциативной корой и латерализацией речевой функции.
Еще один стереотип, связанный с эхолалиями: от них нужно срочно избавляться, они плохие. Да, эхолалии являются симптомом имеющегося нарушения функционирования мозга. Но эхолалия – это чаще всего функционально хороший признак, с ней можно работать, развивать.
Функции эхолалии:
Коррекция при эхолалии
Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
1 Комментарий
Ребенок может пережить опыт, который слишком трудно выразить словами, особенно если он касается чувств и настроений. Дети с эхолалией могут попытаться поделиться своими переживаниями с помощью готовых сценариев. Для этого они могут повторять части других разговоров (например, сказать «теперь бери кисточку», чтобы сообщить, что сегодня у них было рисование) или цитировать строчки из телепередачи или фильма, которые передают похожую эмоцию (например, «Где ты, Немо?», если ребенку страшно).