Экологическая служба чем занимается

Органы государственной власти, связанные с экологией

Вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности являются важными для государства. В последнее время политику Правительства РФ в данной области можно назвать достаточно жесткой, что обоснованно.

Экологическими вопросами занимаются сразу несколько органов власти и специальных государственных служб. Органы государственной власти, связанные с экологией, можно разделить на органы общей компетенции, узкоспециализированные в области экологии и органы, выполняющие отдельные функции в данной сфере.

К первым можно отнести все правительственные органы страны, в сферу деятельности которых входит и решение экологических вопросов — федеральное и местные Правительства, Президент РФ, местные административные органы. Помимо всех прочих распоряжений и законодательных актов, этими органами также определяется политика страны и отдельных субъектов в области экологии и готовятся соответствующие документы.

На местах и для решения конкретных вопросов наиболее велика роль государственных органов специальной компетенции, служб, которые занимаются только вопросами охраны природы и экологии.

Органы, которые «курируют» охрану окружающей среды, относятся к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

Отдельные специальные задачи возложены на различные другие органы власти, которые имеют ряд функций в зависимости от специфики своей деятельности. К таковым относятся: Роспотребнадзор, Росгидромет, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В сферу компетенции каждого из этих государственных органов входят вопросы, которые касаются экологии и охраны окружающей среды, соблюдения требований законодательства, нормативов и санитарных и гигиенических норм.

Источник

Экологическая служба предприятия

Ключевым звеном в системе экологического управления и менеджмента является экологическая служба предприятия, или в случае небольших производств отдельный квалифицированный специалист (менеджер), уполномоченный решать соответствующие задачи. На практике встречаются четыре основных типа структур систем экологического управления и менеджмента, различающиеся по положению в них экологической службы предприятия или уполномоченного специалиста:

1. Структура с отсутствующей экологической службой или специалистом в области экологического менеджмента;

2. Структура, в которой экологическая служба (должностные обязанности менеджера) совмещена с каким-либо другим подразделением (другими должностными обязанностями) предприятия;

3. Структура, в которой экологическая служба (менеджер) выделена в отдельное подразделение (должность);

4. Структура, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение с руководителем, равным по рангу заместителю директора предприятия.

Наименее эффективной является структура экологического управления и менеджмента первого типа. Решение производственных экологических задач в данном случае возложено на то или иное должностное лицо в качестве дополнительной нагрузки. Это могут быть главный инженер, главный технолог, главный энергетик и другие. Так как эти должностные лица в первую очередь выполняют свои непосредственные обязанности, то вся природоохранная деятельность сводится ими преимущественно к выполнению формальных требований действующего природоохранительного законодательства, например к заполнению необходимой отчетности.

Для структуры второго типа характерно существование подразделения или отдельного специалиста, занимающегося вопросами экологического управления и менеджмента. При этом их функции (должностные обязанности) совмещены с другими функциями (должностными обязанностями). Например, достаточно часто происходит совмещение в одном подразделении экологической службы и службы охраны труда или совмещение экологической службы и службы эксплуатации средоохранного оборудования. Для систем экологического управления и менеджмента данного типа характерны следующие недостатки:

– недостаточное внимание экологическим аспектам деятельности предприятия;

– ограниченность времени и ресурсов для практической реализации природоохранной деятельности;

– большой объем обязанностей, ограничивающий возможности инициативной деятельности;

– недостаток авторитета экологической службы (специалиста-менеджера).

В третьем типе системы экологического управления и менеджмента экологическая служба (специалист в области экологического менеджмента) выделена в отдельное подразделение предприятия (должность), имеет своего руководителя, но при этом не обладает достаточным весом в иерархической структуре предприятия. Для систем экологического управления и менеджмента третьего типа можно выделить один характерный недостаток, заключающийся в том, что эффективность функционирования экологической службы (специалиста-менеджера) зависит от подчиненности и места в общей системе производственного управления и менеджмента. Вместе с тем данный тип структуры экологического управления и менеджмента приобретает существенные достоинства:

– возможность комплексно и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

– более высокий авторитет экологической службы (специалиста-менеджера);

– детальное изучение экологическим проблем.

Наиболее эффективной и обладающей наибольшими потенциальными возможностями в использовании преимуществ экологического менеджмента является система четвертого типа, в которой экологическая служба выделена в отдельное подразделение, а ее руководитель (специалист-менеджер) по должности в зависимости от размера предприятия равен заместителю директора или заместителю главного инженера. Для таких структур характерны следующие достоинства:

– возможность наиболее комплексно, рационально и полноценно осуществлять экологическую деятельность;

– эффективное совмещение основных производственных и экологических целей и задач на предприятии;

– осуществление разнообразной и экономически эффективной экологической деятельности [7].

По способу организациидеятельности возможно следующее деление экологических служб предприятий:

1. Экологические службы дифференцированного типа, в которых обязанности сотрудников разделены по виду воздействия на окружающую среду. Для большинства служб такого типа можно выделить сотрудников, занятых:

– охраной атмосферного воздуха;

– охраной и рациональным использованием водных ресурсов;

– охраной окружающей среды от отходов производства и потребления;

– охраной и рациональным использованием земельных ресурсов.

Разделение обязанностей в экологических службах такого типа сходно со структурой государственных органов экологического контроля. Подобное разделение обязанностей оправдано для больших предприятий (производственных объединений), на которых экологическая служба включает более 10 человек.

К недостаткам структуры экологических служб этого типа относятся изолированность областей деятельности специалистов и вероятность ситуаций, в которых при невозможности выполнения специалистом по каким-либо причинам своей работы другим специалистам потребуется значительное количество времени, прежде чем они квалифицированно смогут выполнять обязанности отсутствующего сотрудника, а также организационные сложности принятия комплексных природоохранных решений.

Достоинство экологической службы такого типа заключается в том, что можно досконально изучить требования и возможности в определенной области деятельности, осуществлять более эффективное управление и менеджмент, например, в области обращения с отходами производства и потребления и принимать правильные решения.

К описанному типу относятся и экологические службы, обязанности сотрудников в которых разделены по виду технологических операций, существующих на предприятии. Работники таких служб занимаются экологическими вопросами, связанными с конкретной технологической операцией.

2. Экологические службы интегрированного типа. Сотрудники экологической службы такого типа в составе подразделения, отвечающего за природоохранную деятельность на предприятии, вместе выполняют работы, связанные с охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Такой тип структуры экологической службы предприятия достаточно распространен для средних и мелких предприятий.

Достоинства экологических служб подобного типа:

– взаимозаменяемость сотрудников (в случае отсутствия кого-либо из сотрудников другие специалисты могут успешно выполнить его обязанности);

– комплексный характер работ (при рассмотрении вопросов, связанных с одним видом воздействия на окружающую среду, учитываются и остальные аспекты такого воздействия. Так, например, при разработке обоснования лимитов размещения отходов важными являются не только знания и навыки в данной области, но и в области воздействия на атмосферный воздух, рационального использования водных и земельных ресурсов);

– разработка правильной экологической политики, определение комплексных целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

– наиболее эффективное управление охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов; такое управление можно осуществлять только при комплексном подходе в определении экологической политики и стратегии, целей и задач.

3. Экологические службы смешанного типа. Сотрудники подобных экологических служб могут выполнять обязанности, связанные с различными видами воздействия на окружающую среду, а также заниматься экологическими проблемами определенной технологической операции. Экологическим службам такого типа присущи достоинства и недостатки служб вышеописанных типов.

Оптимальным типом организации производственной экологической службы для мелких и средних предприятий является служба интегрированного типа с отсутствием разделения обязанностей по видам воздействия на окружающую среду.

Для крупных предприятий и производственных объединений с количеством сотрудников в экологической службе свыше 10 человек более эффективна служба дифференцированного типа с разделением обязанностей между сотрудниками.

При любой организации производственной экологической службы важен комплексный подход в осуществлении эффективного экологического управления и экологического менеджмента, в том числе при разработке экологической политики предприятия, определении основных целей и задач в данной области, организации деятельности, мотивации и контроле.

Экологическая служба предприятия информационно связана с такими подразделениями, как отделы главного энергетика, главного механика, подразделением, занимающимся вывозом отходов, эксплуатирующими подразделениями, промсанлабораторией и др. Обмен информацией может быть односторонний и двухсторонний. Экологическая служба аккумулирует всю информацию по осуществлению экологического управления и менеджмента на предприятии, а затем анализирует ее, представляет в различных внутренних и внешних документах, разрабатывает программы (планы) экологического менеджмента, составляет и ведет экологическую отчетность.

Одно из направлений экологического менеджмента относится непосредственно к труду менеджера: это управление деятельностью, обеспечивающей проведение в жизнь организационных, технических и иных мероприятий по реализации безопасных условий труда менеджеров, таких как:

– гарантия обеспечения экологической безопасности на весь период жизненного цикла менеджера;

– объективная информация о технических возможностях новейшей оргтехники и ее соответствия экологическим стандартам;

– содействие сотрудничеству в области охраны труда предпринимателей и персонала на всех уровнях управления [7].

Экологический маркетинг

Возникновение маркетинга

В переводе с английского слово «marketing» означает рынок, деятельность в сфере рынка. Именно в таком смысле и развивался маркетинг в первые десятилетия XX в. В дальнейшем под маркетингом начали понимать совокупность торгово-коммерческой (сбытовой) деятельности, в том числе изучение рынка, планирование ассортимента товаров, ценовую политику, рекламу и стимулирование сбыта, организацию товародвижения, до- и послепродажное обслуживание. Связать изгото-вителя и потребителя, помочь им найти друг друга – основная цель любой маркетинговой деятельности [8].

Существует множество научных определений маркетинга и различных подходов к маркетингу [9].

1. Маркетинг – как управленческая концепция («образ мышления»), своеобразная «философия» предпринимательства ведения деловых операций. Этот подход основывается на следующих принципах: систематизация в понимании рынка и его элементов; приоритет интересов покупателя; гибкая приспособляемость к требованиям рынка и активное воздействие на него и т.д.

2. Маркетинг – как образ действий, т.е. система практических приемов и мер, направленных на достижение успеха на рынке.

Кроме того, маркетинг может рассматриваться как область человеческих знаний, наука со специфическим предметом исследований, учебная дисциплина, область хозяйственной деятельности, специфическая функция предприятия и т.д.

Понимание маркетинга изменилось в процессе развития маркетинговой деятельности. Обычно она реализуется в таких функциях, как исследование рынка и изучение поведения покупателей, разработка новых товаров и формирование ассортиментной политики фирмы, разработка ценовой политики, организация системы сбыта и распределения товаров, формирование системы маркетинговых коммуникаций (прежде всего рекламы), управление маркетингом и др.

Теория маркетинга возникла в США во второй половине XIX в., когда экономические кризисы заставили заговорить о «хронической проблеме перепроизводства» и несоответствии существовавшей тогда системы обращения товаров и услуг возросшим запросам по организации сбыта продукции.

В Европу маркетинг пришел в 50-е гг. XX в., когда, оправившись от последствий Второй мировой войны, западноевропейские предприниматели начали новый этап борьбы за передел рынков сбыта. В этот период маркетинг распространялся в основном только на сферу обращения. Он был нацелен прежде всего на решение проблем сбыта, т.е. выбор каналов распределения, стимулирование рыночной продажи. Такое положение было характерно примерно до середины 60-х гг.

Маркетинг производителя. Главная цель маркетинговой деятельности в этот период состояла в том, чтобы обеспечить сбыт любой продукции, которую фирма в состоянии производить. Менеджеры фирм при этом ориентировались главным образом на свои производственные возможности, а не на потребности рынка. Важнейшими средствами маркетинга становятся пропаганда товара, создание и поддержание высокой репутации фирмы в глазах потребителей и общественности. Поэтому маркетинг 50—60-х гг. связывают в основном с рекламой и стимулированием различных торговцев.

Обострение проблемы реализации происходило на фоне коренных сдвигов на рынке, связанных со стремительным развитием монополий. В этих условиях многое изменилось в сфере обращения; достигнутые масштабы производства позволяли монополистам применять различные методы учета емкости рынка, осуществлять в определенных рамках его прямое и косвенное регулирование.

Маркетинг как теоретическая концепция был призван осмыслить все эти радикальные перемены. При этом возникла вполне конкретная задача: разработать инструментарий такого регулирования. Появляются первые учебные курсы маркетинга, составляются программы подготовки будущих бизнесменов, открываются коммерческие исследовательские фирмы по проблемам маркетинга, специализированные отделы в управленческих аппаратах крупных компаний.

Маркетинг потребителя. Качественно новый виток в развитии маркетинга, по мнению специалистов, приходится на 60 – 80-е гг. Это связано с переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Последний характерен тем, что производство перестает быть массовым, крупносерийным, а все больше ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей. Растет число небольших предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации и т.д. В этих условиях выявляется, что прибыль предприятия зависит уже не только и не столько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется исследованию рынка и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

В этот период развития в основу маркетинга был положен принцип приоритетной ориентации на потребности рынка и потребителя, а следовательно, организации производства таких товаров, которые можно продать на рынке, воздействуя на потребителя, возбуждая у него интерес к изделию и стимулируя желание совершить покупку. Эта обновленная концепция и есть суть современного маркетинга.

Концепция маркетинга предусматривает, что предприятие (корпорация, фирма, ассоциация) осуществляет программы производства, научно-технических исследований и дизайна, капиталовложений, используя финансовые средства и рабочую силу, сбыт, сервисное и техническое обслуживание покупателей (потребителей). И здесь необходимы точное и выверенное знание потребностей рынка и покупательского спроса, оценка и учет их изменений в ближайшей и более отдаленной перспективе. При этом к числу важнейших целей современного маркетинга относится выявление неудовлетворенного спроса, чтобы ориентировать производство на удовлетворение именно этих запросов, обеспечить разработку, выпуск и сбыт изделий, на которые покупатель действительно проявит спрос.

Формирование рыночных отношений на Западе, с точки зрения маркетинга, можно разделить на две фазы [8]. Для первой фазы характерна так называемая свободная конкуренция, когда производители товаров действовали, практически ничего не зная друг о друге, работали на некий «неизвестный» рынок. При этом они сосредоточивали свои усилия на таких задачах, как повышение продуктивности производства, увеличение объема выпуска любой продукции, которую фирма способна производить. Во второй фазе положение круто изменилось: предприниматели стремятся ориентировать производство на хорошо «известный» им рынок, причем только таких товаров, на которые есть потребность рынка и спрос конкретных потребителей.

Маркетинг – это система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия. Но концепция маркетинга не остается неизменной: она постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к меняющимся условиям рынка.

Маркетинг показывает развитие той или иной фирмы (предприятия) путем активной рыночной деятельности. Взгляд на маркетинг как на важное звено предпринимательской деятельности позволяет обеспечить, с одной стороны, гибкую реакцию производства на требования рынка, а с другой – активную деятельность на рынке, проведение широкого комплекса мероприятий по его завоеванию, создание устойчивого спроса на продукцию (товары народного потребления, изделия производственно-технического назначения, услуги).

С маркетингом тесно связаны проектирование и планирование ассортиментной политики, экономический анализ рынка, равно как и распределение, сбыт и предоставление услуг.

Маркетинг – это философия современного бизнеса, определяющая всю стратегию и тактику деятельности фирмы в условиях конкуренции. Он представляет собой ориентированную на потребителя целенаправленную производственно-сбытовую деятельность, обеспечивающую фирме долгосрочную максимальную прибыль от реализации ее продукции.

Современные развитые страны, располагающие мощным высокоорганизованным производством, строят управление своей экономикой таким образом, чтобы превалировала регулирующая роль государства.

Современные рынки многих стран характеризуются высокой степенью насыщенности товарами, быстрым обновлением и сменяемостью ассортимента. Баланс спроса и предложения явно нарушен: предложение многих товаров обгоняет платежеспособный спрос и количественно, и качественно. Поэтому производители товаров вынуждены заниматься поиском свободной рыночной ниши для своей продукции в ряду конкурирующих изделий. В острой борьбе с конкурентами ключевым вопросом функционирования системы управления фирмой становится максимально возможное приспособление ее деятельности, стратегии и тактики к непрерывно меняющейся ситуации на рынке и в сфере потребления.

Одновременно идет поиск путей совершенствования управления фирмой. Возникшая потребность в обеспечении равновесия между организацией ее производственно-сбытовой деятельности и другими автономно действующими механизмами экономической системы привела к тому, что в системе маркетинга обособились методы воздействия на так называемые контролируемые, т.е. поддающиеся влиянию фирмы, факторы, а также на неконтролируемые, т.е. не зависящие от ее усилий, факторы.

Любая преуспевающая фирма не может теперь обойтись без тщательного, на научной основе организованного программирования всех элементов своей деятельности. Это касается прежде всего рынков, поделенных между автомобильными гигантами США и Японии или между корпорациями стран Юго-Восточной Азии и Южной Кореи, специализирующимися в производстве и сбыте электроники.

Формирование нормально функционирующего рынка — процесс достаточно сложный и длительный, поскольку потребитель должен выбрать производителя, товар, цену, место и условия продажи.

Маркетинг как ключевой объект рынка включает следующие деловые операции [8, 9]:

– разработку и изготовление конкретного товара (продукта), необходимого потребителю, с соответствующей упаковкой;

– доставку его с использованием определенных каналов сбыта (оптовая торговля, розничная торговля и т.д.), обеспечивающих высокий уровень обслуживания, необходимый покупателю;

– установление цен, приемлемых для покупателей и обеспечивающих достаточную прибыль поставщику;

– продвижение товара (продукта), включая рекламу, т.е. использование мер, содействующих торговле, создающих благоприятное мнение о товаре, фирме;

– продажа товара непосредственно потребителю.

Указанные выше операции объединяются в так называемый комплекс маркетинга, который состоит из четырех производственных компонентов: создание товара, место его продажи, цена и продвижение на рынок.

Таким образом, маркетинговая деятельность может рассматриваться и как своеобразная концепция, и как образ действия производителя на рынке.

Как концепция маркетинг представляет собой совокупность научно обоснованных представлений об управлении предприятием в условиях конкурирующей экономики. В соответствии с этим в основе организации производственно-сбытовой деятельности должны лежать точное знание, предвидение и учет требований рынка. Маркетинг создает новый образ мышления в управлении предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепции маркетинга на различных этапах его развития.

Как образ действия производителя маркетинг является системой мер по повышению конкурентоспособности предприятия путем максимального приспособления всей деятельности и вырабатываемой или намечаемой к производству продукции к требованиям рынка и потребителя. Он имеет главную сферу применения – материальное производство, вообще любую деятельность, связанную с производством товаров. Имеются в виду как товары народного потребления, так и изделия производственно-технического назначения, предоставляющие бытовые, банковско-финансовые, театрально-культурные и другие услуги. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.

Источник

Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии

Оглавление

Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии

Принявший орган: None

Тип документа:
Дата начала действия: None
Опубликован:

Материал актуален на 04.08.2014

Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии

Эколог или отдел охраны окружающей среды играет важную роль на предприятии. Порой малые предприятия отказываются от создания службы или добавления в штат эколога и предпочитают использовать услуги аутсорсинговых компаний, так как с финансовой точки зрения это выгоднее. Для средних и крупных предприятий организационно выгодно создание экологической службы предприятия или внедрение штатной единицы эколога.

Информация в справке позволит оценить необходимость наличия на предприятии специалиста в области охраны окружающей среды или экологической службы, даст представление о профессии эколога, его обязанностях, правах, об ответственности и о требованиях, предъявляемых к этой должности, а также поможет узнать, что необходимо для экологической службы предприятия, о его функциях и задачах и о многом другом.

Владея информацией, предприятие сможет организовать оптимальное управление охраной окружающей среды, тем самым обеспечив экологически безопасное функционирование хозяйственной деятельности с минимальными затратами и штрафами.

Необходимость экологической службы (эколога) на предприятии

Единственной нормой в природоохранном законодательстве является требование п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют.

Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов. Ответственными за производственный экологический контроль могут быть: главный инженер организации, его заместитель, какие-либо функциональные руководители, независимо от наличия или отсутствия штатных экологов.

Портрет профессии эколога

Уже давно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды, которые могли бы регулировать и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.

Труд эколога востребован в государственных и муниципальных органах исполнительной власти, на крупных предприятиях, заводах, производствах, в природоохранных организациях, при строительстве промышленных объектов, в аутсорсинговых и консалтинговых организациях.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 367, профессия значится как инженер по охране окружающей среды (эколог) (код 22656).

Также в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. № 37, в составе возможных должностей специалистов предусмотрена должность инженера по охране окружающей среды (эколога). Данный квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Инженер по охране окружающей среды (эколог)

Требования к квалификации:

Начальник отдела охраны окружающей среды

Требования к квалификации:

Обучение специалистов экологической службы

Согласно п.1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Руководитель организации и специалисты должны получить минимум экологического образования по программе «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».

Согласно ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV классов опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Дополнительную информацию о подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I-IV классов опасности, см. в справке «Профессиональная подготовка лиц, допущенных к обращению с отходами».

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

За отсутствие сертификата об обучении в области охраны окружающей среды и экологической безопасности КоАП РФ не предусмотрены штрафные санкции. Однако при проведении проверки должностное лицо Росприроднадзора выдаст Вам предписание о несоблюдении ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ с назначением штрафа согласно п.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:

Повышение квалификации эколога

В отношении руководителя и специалистов, которые сами не осуществляют обращение с отходами, необходимо принимать во внимание, что полученные в результате высшего профессионального образования знания со временем начинают устаревать.

Поэтому для обеспечения соответствия квалификационным требованиям возникает необходимость в повышении имеющейся квалификации (в том числе и в области экологической безопасности).

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Дополнительная информация
В баннере «Календарный план образовательных мероприятий для экологов на 2014 год» Вы можете ознакомиться с графиком проведения семинаров, обучений и курсов повышения квалификации экологов.

Должностная инструкция эколога

При составлении должностной инструкции эколога необходимо учесть такие обстоятельства, как:

В должностной инструкции специалиста по экологии должны быть сформулированы основные требования к знаниям и умениям эколога.

2.Основные функции эколога.

Если часть работ предприятием отдается на аутсорсинг (разработка проектной документации, лабораторные исследования), в должностной инструкции определяется перечень работ, выполняемых непосредственно экологом (экологической службой) на предприятии.

Необходимо определить сферу деятельности эколога. Помимо обеспечения соответствия деятельности предприятия законодательству в области охраны окружающей среды, эколог может участвовать в решении таких вопросов, как:

3. Взаимодействие с другими подразделениями предприятия.

Некоторые функции (например, организация сбора и вывоза отходов) может выполнять как эколог, так и представитель другого подразделения. Для эффективного взаимодействия эколога (экологической службы) с производственными подразделениями предприятия должно быть продумано разделение полномочий между ними.

Данное распределение обязанностей должно отражаться во внутренних распорядительных документах предприятия.

4. Взаимодействие с органами исполнительной власти.

Эколог должен представлять и защищать интересы своего предприятия перед контролирующими органами. Он участвует в проверках, представляет статистическую и иную отчетность, сдает расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, в должностной инструкции в разделе «Знания и умения» должно быть предусмотрено, что эколог обязан знать действующее законодательство, уметь правильно интерпретировать законодательные нормы, защищать интересы и права предприятия.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

5. Обязанности эколога в должностной инструкции.

Также при перечислении функций эколога должны быть учтены все основные должностные обязанности специалиста в области охраны окружающей среды:

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

— сопровождение деятельности и непосредственный контроль за деятельностью подразделений, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Эколог должен информировать руководителя о возможных проблемах, штрафах в случае несоблюдения экологического законодательства.

Одной из задач эколога является работа с персоналом производственных подразделений: инструктаж по экологической безопасности, разработка инструкций по безопасному обращению с отходами.

Получение разрешительной документации, представление статистической и иной отчетности

Эколог может нести ответственность за:

а)государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды и природопользования (2-тп (отходы), 2-тп (воздух), 2-тп (водхоз));

б) расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду;

в) результатов производственного экологического контроля.

В зависимости от специфики предприятия необходимо учесть весь перечень необходимой для данного предприятия документации и прописать его в должностных обязанностях эколога.

При этом нужно определить состав документации и работ по мониторингу, которые будут выполняться непосредственно силами эколога (экологической службы). В должностной инструкции предусматривается работа эколога по договорам с другими организациями.

Часть договоров находится в непосредственном ведении эколога, в частности: договоры на разработку проектов ПНООЛР, ПДВ, НДС, на вывоз отходов, на лабораторные исследования. Некоторые договоры не относятся к сфере деятельности экологической службы, но могут влиять на эффективность природопользования на предприятии и требуют внесения изменений в природоохранную документацию. Потому нужно определить тип договоров, с которыми необходимо ознакомить эколога. При этом эколог визирует такие договоры грифом «ознакомлен».

Задача эколога заключается не только в том, чтобы заполнять формы госстатотчетности и рассчитывать платежи, но и в том, чтобы:

Разработка природоохранных мероприятий, обоснование природоохранных инвестиций

Для снижения размеров экологических платежей необходимо владеть всей важной информацией об уровне загрязнения окружающей среды предприятием и принимать своевременные и эффективные меры к его снижению.

В инструкции предусматриваются обязанности эколога по анализу природоохранной деятельности на предприятии, составлению планов мероприятий по снижению негативного воздействия, участию в обосновании природоохранных инвестиций, обеспечению сопровождения и внедрения разработанных мероприятий.

Оценка экологической обстановки, возникшей в процессе или после ликвидации аварийной ситуации

Предусматриваются такие функции эколога, как:

Права специалиста в области охраны окружающей среды

Для реализации всех должностных обязанностей эколог должен иметь доступ к необходимой информации, контролировать производственные процессы, вносить предложения по их совершенствованию, принимать участие в совещаниях, подписывать и визировать документы.

Ответственность специалиста в области охраны окружающей среды

За невыполнение должностных обязанностей и правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, эколог может привлекаться к ответственности как должностное лицо. Поэтому в должностной инструкции должны быть четко определены обязанности, за которые он несет ответственность.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

При невыполнении своих функциональных обязанностей и совершении правонарушений (проступков и преступлений) инженер по охране окружающей среды несет ответственность.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Создание экологической службы предприятия

Руководство предприятия при утверждении числа сотрудников экологической службы учитывает:

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Официально утвержденных нормативов численности экологической службы предприятий в зависимости от числа сотрудников не существует.

Экологическая служба предприятия создается в соответствии с приказом по предприятию. Этим же или другим приказом назначается руководитель экологической службы предприятия и утверждается положение об экологической службе. Для средних и мелких предприятий назначается инженер по охране окружающей среды (эколог) предприятия.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Положение об отделе охраны окружающей среды

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает:

В качестве рекомендаций при подготовке Положения об отделе охраны окружающей среды и природопользования можно использовать Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 г. № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».

Текст проекта положения печатается на общем бланке организации. Если проект положения утверждается распорядительным документом, то положение печатается на стандартном листе бумаги формата А4.

Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: «должен», «следует», «необходимо», «запрещается», «не допускается».

Заголовок к тексту положения (правил, инструкции) отвечает на вопрос: «О чем?»

Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел «Общие положения», в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Типы экологической службы предприятия

1. Экологическая служба крупного предприятия, где более 10 сотрудников, может подразделяться на отделы по виду воздействия на объекты природной среды: охрана и рациональное использование водных ресурсов, охрана атмосферного воздуха, охрана объектов природной среды от отходов производства и потребления, охрана недр. Данная структура разделения подобна структуре государственных органов исполнительной власти экологического надзора.

Такая структуризация экологической службы эффективна и позволяет более глубоко подходить к проблемам того или иного вида воздействия на окружающую среду. Следует помнить, что важно комплексно подходить к решению экологических проблем и обеспечивать взаимодействие экологов каждого отдела.

Задачи экологической службы (эколога)

В зависимости от предприятия в задачи экологической службы входят различные виды работ. Основными задачами экологической службы предприятия являются:

— организация деятельности по охране окружающей среды для соблюдения требований законодательства и нормативной документации;

— оптимизация платежей за загрязнение окружающей среды.

Поставленные задачи решаются при:

— своевременной разработке необходимых проектов и получении разрешительной документации;

— своевременном представлении отчетности в контролирующие органы;

— контроле соблюдения технологических режимов и отслеживании нарушений технологических режимов;

— оперативном реагировании руководства (в случае выявления нарушений технологических режимов для их устранения).

Данные задачи тесно взаимосвязаны, так как чем более полно выполняются требования законодательства, тем меньшую сумму составляют платежи. Для выполнения своих обязанностей эколог должен знать весь цикл производства продукции или услуг на предприятии. Только в этом случае он сможет:

На каждом действующем предприятии своя специфика работы. Представленные ниже мероприятия могут как входить в нее, так и не входить.

Рассмотрим более подробно каждое из них.

Обеспечение необходимой документацией

Наличие правильно оформленных руководящих, организационных, отчетных и других документов позволит экологам производства на местах эффективно выполнять должностные обязанности и уверенно взаимодействовать с контролирующими органами.

Организация деятельности по обращению с отходами
Одной из важных задач эколога на предприятии является организация деятельности по обращению с отходами, включающая организацию:
— сбора;
— захоронения или переработки.

Использование различных технических приспособлений при сборе отходов (компакторов, прессов и т. п.) позволяет уменьшить объем образующихся отходов, предназначенных для транспортировки и захоронения. Следовательно, уменьшаются платежи за загрязнение окружающей среды, расходы на транспортировку отходов. Это является немаловажным при больших объемах.

Также экологу необходимо учитывать, что при раздельном сборе отходов оптимальной является сортировка при их образовании. Для каждого вида или группы отходов должен быть предусмотрен свой контейнер, а люди, при работе которых образуются отходы, должны быть обучены складировать их раздельно. Этим достигается как увеличение возможных вариантов утилизации отходов, так и оперативность их переработки или захоронения.

Организация захоронения или переработки

В зависимости от вида отходы отправляются на переработку или захоронение (на полигон ТБО).

Каждый из двух вышеназванных способов предполагает его осуществление самим предприятием или сторонней организацией.

При утилизации отходов силами сторонней организации эколог должен, кроме заключения договора, предусмотреть порядок их забора и вывоз с территории предприятия в соответствии с внутренними документами своей организации.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Более подробно с требованиями законодательства в области обращения с отходами можно ознакомиться в справке «Деятельность по обращению с отходами производства и потребления».

Эколог должен организовать своевременное проведение и забор анализов на предприятии, в зависимости от специфики производства.

В основном предприятие заключает договор со сторонней организацией на проведение необходимых анализов.

При наличии аккредитованной лаборатории анализы проводятся самостоятельно.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Организация учета образуемых отходов необходима для определения участков их наибольшего образования. Также данный учет помогает более точно прогнозировать количество образуемых отходов. Это позволит оптимизировать логистические расходы, связанные с перевозкой отходов.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Учет выбросов и сбросов загрязняющих веществ непосредственно связан с их анализом, так как, только основываясь на полученных результатах анализа, можно наиболее точно рассчитать количество загрязняющих веществ. Кроме того, нужно знать объем стоков или воздушной смеси, попадающих в окружающую среду в результате деятельности предприятия. Для этого применяются либо счетчики, либо расчетный метод, использующий косвенные данные.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Учет отбираемой воды также может вестись с помощью счетчика либо на основании времени работы насосов.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Деятельность предприятия, связанная с загрязнением окружающей среды и природопользованием, должна быть подотчетна контролирующим органам.

В сфере загрязнения окружающей среды размещением отходов, выбросами, сбросами загрязняющих веществ составляются отчеты 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух) и 2-ТП (водхоз) соответственно. Каждый вид отчета содержит полную информацию о воздействии предприятия на окружающую среду в течение года. Также эколог представляет отчет по форме 4-ОС, где описываются средства, затраченные на уменьшение негативного воздействия организации.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Составление расчета платы за негативное воздействие тоже является обязанностью эколога.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Отчеты по недропользованию представляют собой ежегодные отчеты (№ 4-ЛС, 3-ЛС) по объемам забираемой воды и выполнению условий лицензии на недропользование.

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Оценка эффективности работы экологической службы

Экологическая служба чем занимается. Смотреть фото Экологическая служба чем занимается. Смотреть картинку Экологическая служба чем занимается. Картинка про Экологическая служба чем занимается. Фото Экологическая служба чем занимается

Информация в данном разделе справки является рекомендательной. Она может быть использована в качестве вспомогательного пособия и должна рассматриваться в совокупности с действующими нормативными актами и их разъяснениями по данному вопросу.

Для оценки эффективности работы экологической службы можно использовать следующие показатели:

Соответствие нормативным правовым требованиям

— базы данных с нормативно-правовыми актами, их актуализация
— наличие разрешительной документации с установленными нормативами сбросов, выбросов, лимитов на размещение отходов
— наличие штрафных санкций за нарушение экологических нормативов
— число достигнутых целевых и плановых показателей
— число внедренных мероприятий по предотвращению загрязнений
— число работников, прошедших обучение
— результаты проверки знаний работников по экологическим аспектам деятельности организации
— время реагирования или коррекции действий в связи с экологическими инцидентами
— готовность к авариям, проводимым на тренировочных занятиях

Функционирование системы экологического управления

— экологические программы, планы
— лицензии на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием
— экологическая экспертиза
— оценка воздействия на окружающую среду
— экологический мониторинг
— экологический аудит
— экологическое страхование

— затраты (текущие и капитальные), связанные с экологическими аспектами продукции или процессов
— экономия, достигнутая в результате предотвращения загрязнения или вторичного использования отходов
— средства на исследования и разработки экологических проектов

Отношения
с общественностью

— число расследований или замечаний общественных экологических организаций
— число публикаций в прессе, связанных с экологической эффективностью организации
— местные программы деятельности по восстановлению природы

— распределение работ и ответственности
— стимулирование экологической активности
— программы экологического обучения персонала

Процедуры сбора данных по каждому из показателей оценки должны осуществляться систематически, при этом необходимо обеспечивать их достоверность, предусматривать идентификацию, хранение, поддержание, выборку.

Информация об эффективности работы экологической службы может быть представлена в виде отчета.

Отчетная информация может отражать:

Результаты оценки эффективности следует периодически рассматривать для выявления возможностей улучшения работы экологической службы.

Результатом эффективной работы экологической службы являются положительные эффекты экологического, экономического и стратегического характера.

— Постоянное систематическое снижение негативного воздействия на окружающую природную среду
— Снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения

— Снижение производственных и эксплуатационных затрат, в том числе расходов на потребление энергоресурсов
— Сокращение размера платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, а также избежание штрафных санкций
— Получение прибыли в результате реализации побочных продуктов деятельности (использование вторсырья, сдача отходов на переработку)
— Возможность освоения новых рынков и увеличение доли товара на рынке

— Увеличение инвестиционной привлекательности предприятия
— Повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках
— Приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, а также контролирующими органами и общественностью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *