Экологический мониторинг для чего нужен

Направления работы Минприроды России

Государственный экологический мониторинг Минприроды России

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Источник

Статья 10. Цели и задачи экологического мониторинга

1. Экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

2. Основными задачами экологического мониторинга являются:

1) организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием объектов экологического мониторинга;

2) оценка и прогнозирование опасных и неблагоприятных явлений и факторов окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду;

3) создание и развитие экологических информационных систем, формирование природоохранных информационных ресурсов области;

4) оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий, а также мероприятий в сфере градостроительного планирования и развития транспортного комплекса;

5) накопление, систематизация и анализ информации о фактическом состоянии окружающей среды с выявлением причин и прогнозом вероятных ее изменений, а также их допустимости и нагрузок на среду в целом с учетом существующих резервов биосферы;

6) информирование органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Экомониторинг: как работают новейшие технологии для сохранения природы

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

Сегодня во всем мире уделяют большое внимание экологической повестке. Помимо общепринятых подходов, закрепленных в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН, в каждой стране действуют свои законы, которые регулируют нормы воздействия на окружающую среду и устанавливают экологические стандарты для производственных предприятий.

Ключевую роль в улучшении экологической обстановки и переходу на возобновляемые источники энергии играет мониторинг ресурсов и окружающей среды.

Какие технологии используются за рубежом

С помощью систем экомониторинга в разных странах фиксируют природные, антропогенные и техногенные факторы воздействия на среду, а также их последствия — изменения экологической обстановки, биоразнообразия, природных ресурсов и ландшафта. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются инженерами-экологами, консультантами, региональными и федеральными властями, а также корпорациями в области добычи и переработки полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства.

Например, в Китае используют географические информационные системы (ГИС) и технологии дистанционного зондирования (ДЗ) в рамках единой централизованной системы экологического мониторинга. Данные со спутников, наземной и аэрофотосъемки помогают составлять подробные карты экологической обстановки даже в самых отдаленных областях.

В Австралии система ECO Environmental более 15 лет проводит мониторинг и анализ качества воздуха, подземных и наземных вод, уровня шума и вибрации, содержания газа в атмосфере и недрах в режиме реального времени. Платформа South Coast Scientific с открытым исходным кодом собирает и анализирует данные южного побережья континента.

Сейчас для экологического мониторинга все чаще применяются инновационные решения на базе сквозных цифровых технологий. Это, например, платформенные решения и онлайн-сервисы, источниками данных которых могут быть дроны и другое оборудование со специальными датчиками для наблюдений. Такие системы могут быть локальными, в рамках конкретного региона, или глобальными — в масштабах одной или нескольких стран.

Инновации становятся особенно востребованы в связи с тем, что ежегодно объем собираемых данных в рамках экомониторинга растет, и нужны все более технологичные решения для их обработки и анализа — включая машинное обучение, искусственный интеллект и аналитику больших данных.

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

Решения для экомониторинга в России

В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях. К 2023 году проект позволит контролировать показатели на 30% территории страны, а к 2030 году — 100%. Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к 2024 году.

По данным АСИ в России растет число крупных компаний, которые готовы полностью раскрывать данные о реализуемых ими проектах с потенциальным риском для окружающей среды. Экологическая открытость становится трендом во взаимоотношениях между государством, общественностью, бизнесом и инвесторами. Кроме того, крупные отечественные технологические компании создают различные решения для мониторинга окружающей среды.

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.

Системы экомониторинга уже протестировали в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, а также в ХМАО, Коми и Удмуртии на базе платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология».

Например, в Ноябрьске система мониторинга позволяет отслеживать качество воздуха по нескольким параметрам в каждой точке, где установлены датчики.

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

Платформа может интегрироваться с различными устройствами и информационными системами: ситуационными центрами, информационными системами РОИВ, АПК «Безопасный город». Это позволяет передавать данные в режиме онлайн для экстренного реагирования и оперативного управления экологической ситуацией в регионах.

Как это работает?

Платформа собирает данные о загрязнении окружающей среды от различных типов существующих источников экологически значимых сведений, а также малогабаритного измерительного оборудования, размещаемого на базовых станциях оператора. Система оперативно отслеживает фактические изменения качества воздуха и метеорологических условий, рассчитывает индекс качества воздуха. Среди основных измеряемых веществ — массовое содержание пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона, а также метеорологические параметры: температура, влажность, атмосферное давление.

Данные в режиме онлайн поступают на единую электронную карту, где видны все потенциально опасные участки и объекты.

Перспективы технологии

Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.

Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.

Источник

Экологический мониторинг для чего нужен

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Industrial environmental monitoring. General principles

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Федеральный центр геоэкологических систем»

2 ВНЕСЕН техническим комитетом по стандартизации 409 «Охрана окружающей природной среды»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56062 Производственный экологический контроль. Общие положения.

ГОСТ Р 56063 Производственный экологический мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды: Долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.

3.2 производственный экологический мониторинг (ПЭМ): Осуществляемый в рамках производственного экологического контроля мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, включающий долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения на территориях субъектов хозяйственной и иной деятельности (организаций) и в пределах их воздействия на окружающую среду.

объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.

4 Основные требования к организации и осуществлению производственного экологического мониторинга

4.1 ПЭМ осуществляется в соответствии с законодательством и представляет собой мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды [1, 2, 3].

В рамках ПЭМ создаются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с законодательством осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (локальные системы наблюдений).

4.2 Работы по организации и осуществлению ПЭМ выполняют за счет собственных средств организаций и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, в рамках ПЭК по ГОСТ Р 56062.

4.4 Основные задачи ПЭМ:

— прогноз изменения состояния окружающей среды в районе размещения объектов;

— выработка предложений о снижении и предотвращении негативного воздействия на окружающую среду.

4.5 Выбор объекта мониторинга и мест наблюдений (точек отбора проб, постов наблюдений) проводят с учетом:

— сведений о фоновом загрязнении (если такие исследования проводились);

— размещения источников негативного воздействия на окружающую среду;

— природных и климатических особенностей районов размещения объектов.

4.6 Определение перечня контролируемых параметров проводят с учетом установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.7 Программу ПЭМ разрабатывают по ГОСТ Р 56063.

4.8 В рамках ПЭМ проводят:

— эколого-аналитические измерения состояния и загрязнения окружающей среды;

— наблюдения с применением методов моделирования, биологических, дистанционных и иных методов.

Эколого-аналитические измерения входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений и государственного регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, что определяет необходимость соблюдения установленных требований системы обеспечения единства измерений в соответствии с ГОСТ Р 8.589-2001, [4], [5] и требований в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.

Эколого-аналитические измерения могут проводить только собственные или привлекаемые лаборатории, аккредитованные на проведение необходимых измерений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

4.9 Выбор методов наблюдений осуществляют с учетом:

— видов и масштабов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду;

— экономической целесообразности использования метода (при выборе одного метода или совокупности методов);

— достоверности и надежности информации, получаемой конкретным методом.

4.10 Результаты ПЭМ должны быть оформлены в соответствии с порядком документооборота организации и документов, регламентирующих ПЭМ. Хранение, поиск и обработку результатов ПЭМ осуществляют с использованием современных технических средств.

4.11 Результаты ПЭМ используют для:

— оценки соблюдения нормативов качества окружающей среды в районе размещения объектов;

— выявления связи между негативным воздействием и изменением состояния окружающей среды;

— разработки, выполнения, оценки эффективности и корректировки мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и ее восстановление;

— оценки достоверности данных, полученных расчетным путем;

— разработки и корректировки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

4.12 Результаты ПЭМ предоставляют:

— руководству организации и специалистам, ответственным за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

— органам государственного экологического надзора (в рамках предоставления результатов ПЭК);

— населению и другим заинтересованным лицам (в том числе на добровольной основе) в порядке, установленном законодательством.

Источник

Зачем нужен экологический мониторинг

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

Зачем нужен экологический мониторинг?

Экологический мониторинг – это комплексная система выполняемых по научно обоснованным программам взаимосвязанных работ для регулярного наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза её изменений под влиянием естественных и антропогенных факторов. Его проведением занимаются специальные лаборатории, одной из которых является химическая лаборатория «Экологический мониторинг» https://www.chemanalytica.ru. Основной задачей мероприятия является предоставление своевременной, регулярной и достоверной информации о состоянии природной среды и объектов, а также прогнозов изменения экологической обстановки.

Данные мониторинга являются основой информационной поддержки принятия решений, расстановки приоритетов в области природоохранной деятельности с целью выработки экономической политики, адекватно учитывающей экологические факторы.

Порядок проведения экологического мониторинга

Характер и механизм обобщения информации об экологической обстановке при её движении по иерархическим уровням системы экологического мониторинга определяются с помощью понятия информационного портрета экологической обстановки. Последний представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределённых данных, характеризующих экологическую обстановку на определённой территории, совместно с картоосновой местности.

При разработке проекта необходима следующая информация:

Стоит отметить, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.

Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть фото Экологический мониторинг для чего нужен. Смотреть картинку Экологический мониторинг для чего нужен. Картинка про Экологический мониторинг для чего нужен. Фото Экологический мониторинг для чего нужен

« Декабрь 2021 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
12 3 45
67 89101112
1314151617 18 19
20 212223242526
2728293031

Государственный долг стран 2017 в процентах от ВВП

Золотые резервы стран мира 2019 в тоннах

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *