Экспорт услуги что это такое
Экспорт услуг при УСН
Доля услуг в ВВП России и других государств постоянно растет, и многие экономисты прогнозируют дальнейший рост. Услуги оказываются в сфере международного права, в сфере защиты и передачи прав интеллектуальной собственности, в сфере продвижения и рекламы, передачи данных, не говоря уж о более понятных нам услугах, таких как, например, грузоперевозки и торговля. А благодаря процессам глобализации поставщик и покупатель услуг могут физически находиться в разных концах света.
Что такое экспорт услуг
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Экспорт услуг как вид деятельности описывается в федеральном законе 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года. Это деятельность, включающая в себя производство, распределение, маркетинг и доставку услуг.
В каких ситуациях можно говорить про экспорт услуг? Статья 33 этого же закона гласит, что услуга считается экспортированной, если она оказывается на территории иностранного государства или на территории РФ иностранному заказчику. При этом исполнитель услуг может оказывать их на территории иностранного государства через собственное коммерческое представительство или через уполномоченных лиц.
Получается, мы можем говорить про экспорт услуг, если они оказываются за пределами РФ или контрагентом выступает нерезидент.
Факт оказания услуги и место ее оказания регламентируется контрактом и другими необходимыми документами: актом сдачи-приемки работ, счетом-фактурой, справками, спецификациями к контракту и т.д.
Особенности налогообложения экспорта услуг при УСН
Если компания на упрощенной системе налогообложения оказывает услуги для нерезидентов или за пределами РФ, она также освобождается от уплаты НДС. Рассмотрим вопрос подробнее.
Услуга будет облагаться НДС в зависимости от места реализации. Если услуга оказана в России нерезиденту, то платить НДС не нужно. Достаточно платить налоги в общем порядке: либо 6% с оборота, либо 15% по схеме “доходы минус расходы”.
Если услуга оказана на территории иностранного государства, то в соответствии с налоговым режимом этой территории, покупатель должен будет уплатить НДС с перечисляемой исполнителю суммы. Поэтому перед заключением контракта предусмотрите все расходы и уточните, как и в каком размере будет начисляться НДС, чтобы учесть этот налог в общей цене контракта.
Услуги на территории стран ЕАЭС
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Отдельно стоит сказать про оказание услуг для покупателей из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении). В данном случае порядок внешнеторговой деятельности регулируется Договором о ЕАЭС, в котором регламентировано место реализации услуг. Если место реализации — одна из этих стран, то налог будет взыматься в соответствии с ее законодательством. Тут действует общее правило: НДС уплачивает импортер товаров и услуг.
Итак, для компании, которая находится на упрощенной системе налогообложения, при экспорте услуг льготы по освобождению от уплаты НДС сохраняются, и дополнительно ничего платить не нужно. Налоговые обязательства возникают у покупателей услуг.
Ведите учет экспортных услуг и внутренних операций в сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одно сервисе. Работайте в сервисе бесплатно первые 14 дней.
Экспорт
Экспорт – вид внешнеэкономической деятельности, направленный на продажу товаров и услуг за рубеж.
Торговые отношения с иностранными партнерами являются важным элементом внешнеэкономической деятельности. В частности, экспорт из России способствует осуществлению сделок по купле-продаже множества услуг и товаров. За пределы государства вывоз продукции исчисляется ежегодно тысячами тонн.
Объем экспорта влияет на торговый баланс страны. Если он больше импорта, то складывается положительный торговый баланс, если меньше – отрицательный.
Объем экспорта существенно сказывается на текущем курсе национальной валюты, т. к. полученные средства рано или поздно возвращаются в страну-экспортер. Не менее очевидно влияние структуры экспорта на экономику. Так, зависимость от тех или иных составляющих делает инвестиции в государственные бумаги более рискованными, поскольку поступления в бюджет зависят от налогов, поступающих от продаж. Состав экспорта необходимо учитывать при решении вопроса о вложении средств и в ценные бумаги корпоративного сектора, т. к. компании в неменьшей степени зависят от экономической стабильности в регионе.
Государства, как правило, поощряют экспорт, например освобождая вывозимую продукцию от налогов на добавленную стоимость.
Следует отметить, что предметом экспорта может быть не только товар, но также и услуги, такие как туризм для иностранных граждан и даже банковский сервис, как это традиционно происходит в Швейцарии.
Наряду с экспортом товаров и услуг существует еще одни особый вид экспорта – экспорт капитала.
Внешнеэкономическая деятельность.
Экспорт услуг.
В настоящее время сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности, от торговли и транспорта до финансирования и страхования.
В данной статье рассмотрим: что понимается под экспортом услуг, что необходимо для подтверждения факта оказания услуг и как следует отражать в бухгалтерском учете российской компании оказание услуг иностранным партнерам.
Российское законодательство не содержит прямого определения экспорта услуг, поэтому чтобы понять, что подразумевается под этим понятием, для начала, дадим общее определение такому термину как услуга.
Услугами в области внешнеэкономической деятельности, согласно Порядку заполнения и представления формы Федерального государственного статистического наблюдения № 8-ВЭС (услуги) «Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности» утвержденному Постановлением Росстата от 1 февраля 2006 года № 5, являются поступающие на внешний рынок полезные результаты внешнеэкономической деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощенные в материально-вещественной форме.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон № 164-ФЗ) внешняя торговля услугами – это оказание услуг, включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг.
Внешняя торговля услугами осуществляется согласно статье 33 Закона № 164-ФЗ, в частности, следующими способами:
– с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
– на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
– российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
– российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства.
Под коммерческим присутствием понимается любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица (пункт 14 статьи 2 Закона № 164-ФЗ).
Документами, подтверждающими место выполнения работ, оказания услуг между резидентами и нерезидентами, являются контракт и документы, подтверждающие факт оказания услуг. МВЭС Российской Федерации 1 июля 1997 года № 10–83/2508, ГТК Российской Федерации 9 июля 1997 года № 01–23/13044, ВЭК Российской Федерации 3 июля 1997 года № 07–26/3628 утвержден «Перечень документов, подтверждающих выполнение работ, предоставление услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых сделок».
Таким образом, документами, подтверждающими факт и место оказания услуг, являются:
– контракт (договор) возмездного оказания услуг между резидентом и нерезидентом;
– акты приемки – сдачи, счета – фактуры, справки или другие документы, подписанные между резидентом (исполнителем) и нерезидентом (заказчиком).
Факт оказания услуг может подтверждаться и иными документами, правомерность которых определяется в каждом конкретном случае.
Как известно, реализация услуг является объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Правда, налоговое обязательство возникает лишь при условии, что местом реализации услуги признается российская территория, так как в соответствии с нормами статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по НДС признается реализация услуг на территории Российской Федерации. В общем случае услуга считается оказанной там, где трудится ее исполнитель. В то же время следует иметь в виду, что существует категория услуг, место реализации которых определяется по месту деятельности покупателя.
Особенности определения места реализации услуг заключаются в том, что услугу нельзя увидеть или потрогать, ведь результат ее оказания зачастую не имеет материального выражения.
Напомним, что определение услуги, используемое в налоговом законодательстве, закреплено в пункте 5 статьи 38 НК РФ, в соответствии с которым под услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Иначе говоря, любая услуга, реализуется и потребляется в процессе ее оказания. А так как при реализации услуг возникновение объекта налогообложения по НДС связано с территорией Российской Федерации, то, понятно, что в первую очередь, при оказании услуг нужно определить территорию, где услуга оказана.
Механизму определения места реализации услуг в главе 21 НК РФ посвящена статья 148 НК РФ, содержащая, как общее правило определения места реализации услуги, так и исключения из него.
Общее правило определения места реализации услуг определено пунктом 5 статьи 148 НК РФ, в соответствии с которым услуга считается оказанной на территории Российской Федерации, если деятельность исполнителя услуги осуществляется на территории нашей страны.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ установлено, что некоторые виды услуг считаются оказанными на территории Российской Федерации, если покупатель услуги осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
При этом, местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. В том случае если государственная регистрация отсутствует, то место осуществление деятельности покупателя определяется на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа фирмы, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
Согласно пункту 1.1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
– работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде (подпункт 1 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);
В качестве примера рассмотрим ситуацию, когда российская организация предоставляет в аренду здание, находящееся на территории иностранного государства. Так как здание не находится на территории РФ, местом реализации указанных услуг территория России не признается, следовательно, услуги по аренде данного здания НДС не облагаются. При этом не имеет значения, является ли арендатор иностранной организацией или российской, которая осуществляет деятельность на территории иностранного государства.
– работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание (подпункт 2 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);
Определение местонахождения движимого имущества вызывает вопросы, связанные с тем, что сегодня объект может быть в одном месте, а завтра – в другом, его местонахождение может отличаться от его места регистрации. В течение периода выполнения работ (оказания услуг) такой объект может находиться как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.
Например, российская организация оказывает услуги по техническому обслуживанию судов одной из рыболовецких компаний Норвегии. Техническое обслуживание осуществляется на территории Норвегии. Местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если такое имущество находится на ее территории. В данном случае обслуживание рыболовецких судов происходит за пределами территории Российской Федерации, поэтому местом реализации услуг Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги НДС не облагаются.
– услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ);
Так, например, в Письме Минфина Российской Федерации от 4 мая 2011 года № 03-07-08/140 указано, что, если российская организация за рубежом обучает иностранных специалистов, то местом реализации услуг признается территория иностранного государства и такие услуги не подлежат обложению НДС в Российской Федерации.
Аналогичная позиция высказана в Письме Минфина Российской Федерации от 27 апреля 2010 года № 03-05-04-01/27 в отношении услуг в сфере отдыха и санаторно-курортного лечения.
– покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ применяется при:
– передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
– оказании услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
– оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
– предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
– сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
– оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ;
Таким образом, если покупатель вышеперечисленных работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, то местом их реализации территория Российской Федерации признаваться не будет. Такого же мнения придерживается и Минфин в своих Письмах от 17 декабря 2010 года № 03-07-08/367, от 5 октября 2010 года № 03-07-08/278, от 3 сентября 2010 года № 03-07-08/255.
– услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечисленные в подпунктах 4.1 – 4.3 пункта 1 статьи 148 НК РФ.
Если российская компания организует перевозку груза (например, по договору перевозки или транспортной экспедиции) между станциями отправления и назначения, которые находятся за пределами территории Российской Федерации, местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и обложением НДС эти услуги не подлежат. Аналогичная позиция высказана и Минфином Российской Федерации в Письме от 26 апреля 2011 года № 03-07-08/126.
Пример.
Российская организация заключила с немецкой компанией контракт на оказание консультационных услуг. Сумма контракта составляет 30 000 евро. Немецкая компания не зарегистрирована и не имеет постоянного представительства в Российской Федерации. На основании подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 НК РФ, эти услуги считаются реализованными за пределами Российской Федерации и обложению НДС не подлежат.
15 июня 2011 года был подписан акт приемки-передачи оказанных услуг. 16 июня 2011 года, немецкая компания погасила свою задолженность перед российской организацией в размере 30 000 евро. Предположим, что курс Центрального банка РФ на 15 июня 2011 года составил 35 рублей за евро, а на 16 июня 2011 года – 36 рублей за евро.
В бухгалтерском учете российской организации будут сделаны следующие записи:
15 июня 2011 года:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 90 «Продажи», субсчет «Выручка» – 1 050 000 рублей (30 000 евро х 35 рублей) – отражена выручка от реализации услуг;
16 июня 2011 года:
Дебет счета 52 «Валютные счета» Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – 1 080 000 рублей (30 000 евро х 36 рублей) – отражено поступление денежных средств за оказанные услуги;
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» – 30 000 рублей (30 000 евро х (36 рублей – 35 рублей)) – отражена положительная курсовая разница.
Экспорт услуг: структура, налогообложение, перспективы
Если стрижку волос на расстоянии не сделаешь, то поставить медицинский диагноз или застраховать новый автомобиль в режиме онлайн вполне возможно. Рынок международной торговли услугами стремительно растет и меняется. Все дело в развитии новых технологий. Трансграничный способ экспорта услуг станет скоро самым распространенным. Здесь много интересных особенностей.
Важность и расширение объема экспорта и импорта услуг трудно переоценить. На сервисный сектор скоро будет приходиться больше половины мировых доходов. Что касается человеческих ресурсов, то производством услуг занимается 70% от всех занятых на рынке труда. Рост экспорта услуг обусловлен, прежде всего, развитием цифровых технологий. Особую роль здесь играют современные коммуникационные возможности. Все это в полной мере относится и к России.
Отличия услуг от товаров
Насколько услуги отличаются от товаров, настолько сервисный импорт и экспорт не похожи на классическую внешнюю торговлю товарами.
Принципиальное отличие услуг от товаров заключается в том, что услугу чаще всего нельзя пощупать или увидеть (кое-что увидеть все-таки можно: например, отчет консультанта на бумажном носителе).
Еще одним важным различием между услугой и товаром являются способы защиты отечественных производителей со стороны государства. Защита товаров и целых промышленных отраслей разработана давно и вполне понятна. Это различные нормативы, правила, контроль тарифов, таможенные платежи и т. д. Большинство способов в данном случае связано с пересечением товарами отечественных границ, что входит в сферу обязанностей таможенной службы России.
Совсем другое дело с экспортом услуг. Слово «экспорт» означает, что услуга оказана иностранному лицу, то есть нерезиденту. Причем этот нерезидент может находиться на территории страны производителя услуг. Защита услуг на границе попросту невозможна. Во-первых, их природа нематериальна. Во-вторых, оказание услуг редко связано с пересечением таможенных границ физическими лицами. Что делать, например, с услугами интернета? Вопросов много, все они требуют ясных и прозрачных ответов.
Определения и понятия
На мировом уровне рынок услуг является не чем иным, как обменом услуг между странами. Этот рынок стремительно растет и уже стал важнейшим фактором международных экономических и политических отношений. Услуги в данном случае являются частью различных сфер деятельности человека: науки, образования, управления, медицины и т. д.
По своей сути услуга – это конкретные действия, выполняемые исполнителем по заданию заказчика в рамках договора между ними. Если же услуги оказываются на международном уровне, то речь идет об экономических отношениях между резидентами и нерезидентами, то есть внешней торговле.
Определение экспорта услуг изложено в документе Росстата № 667 от 29.12.2012: экспортные услуги оказываются резидентами российской экономики для нерезидентов.
Видов международных услуг становится все больше. Сервисное обслуживание самого разного характера регистрируется на счетах платежных балансов стран мира. Процесс внешней торговли услугами нужно не просто анализировать, а регулировать самым внимательным образом. Слишком велико их влияние на экономику страны в целом. Что касается перспектив, то это влияние будет только нарастать.
Государственное регулирование: пошлины или налоги?
Вопрос в высшей степени актуальный, в особенности для финансовых отделов и бухгалтеров в организациях, имеющих дело с такого рода услугами. Кто должен контролировать растущий объем международного сервисного обслуживания в России? Таможенная служба? Налоговый комитет?
Регулятор есть. Это федеральный закон N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003.
Перед регуляторами внешней торговли в любой стране стоят две связанные, но противоположные по содержанию задачи. Первым делом отечественные производители должны быть защищены от импорта конкурирующих товаров или услуг из других государств. Второе, не менее важное, дело – это поддержка отечественного экспорта, расширение рыночных перспектив для российских продуктов.
Что уж говорить, вводить запреты, ограничения и лимиты легче, чем повышать конкурентоспособность российского экспорта. Подавляющая часть внешнеторговых регуляторов связана с защитой внутреннего рынка от зарубежных конкурентов. Это обычная ситуация во многих странах, в том числе в РФ.
Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не избежал доминирования «импортных» и «товарных» глав. Услугам в законе посвящена шестая глава под названием «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли услугами». Три статьи, составляющие главу, описывают правила предоставления услуг, национальный режим и меры, необходимые для защиты интересов производителей отечественного сервиса.
Налогообложение экспорта услуг
С выяснением места реализации услуги не все просто, уж очень высока вариативность понятий и, как следствие, разнообразие толкований. Поэтому в большинстве своем экспортные услуги для определения места их реализации перечислены в статье 148 Налогового кодекса РФ. Примерами являются:
Проблемы в российской внешней торговле услугами, конечно, есть. Они следующие:
Классификация экспортных услуг
Денежные поступления по экспорту услуг являются по своей сути невидимыми статьями платежного баланса страны. Проблемы и вопросы международного регулирования таких поступлений начали возникать после Второй мировой войны. В связи с этим было сформировано и подписано известное «Генеральное соглашение по торговле услугами» (ГАТС), которое стало одним из основных документов при учреждении Всемирной торговой организации.
Поскольку Россия является членом ВТО, необходимо знать и придерживаться правил и принципов классификации услуг для экспорта, принятых Всемирной торговой организацией.
Согласно ВТО, все услуги подразделяются на двенадцать секторов, включающих в себя услуги в сферах экологии, связи, финансов, строительства, образования, туризма, транспорта, культуры и др.
Такого рода классификация необходима из-за абсолютно разной природы услуг. Разные характеристики определяют разные способы международных операций, которые нужно определять точно и без каких-либо сомнений. Ведь товары в виде экспорта или импорта так, или иначе перемещаются через таможенные границы из одного государства в другое. А из всех видов услуг через границу перемещается лишь малая доля. С помощью правильной классификации экспорт услуг легче анализировать.
Классификация Международного валютного фонда практически не отличается от таковой в ВТО: в ней на один сектор меньше. Всемирный банк оперирует более крупными группами международных услуг, в его системе таких групп всего две:
Конкуренция и мировое лидерство
Западная Европа пока еще остается мировым экспортером услуг. Ее доля составляет 49% от сервиса, производимого во всем мире. Главными видами остаются транспортные и туристические услуги. Но им на пятки наступают услуги банков, медицины, обучения и т. д.
Туристический сервис в западноевропейских странах обогнать будет трудно. Оно и понятно, там сложилась уникальная инфраструктура в качестве дополнения к многочисленным историческим и культурным достопримечательностям. Отличный сервис в сфере гостеприимства интегрирован с экспортом образовательных услуг: в Европе учится огромное число студентов со всего мира.
Если говорить об отдельных странах в регионе, то в экспорте услуг лидируют Франция, Германия, Италия, Великобритания и Нидерланды.
Второе место по экспорту услуг по праву принадлежит странам Азии. Профиль их доминирующего сервиса отличается от европейского. Азиатский регион силен морским и авиационным транспортом, ему нет равных в перевозках грузов любого объема и тоннажа. К этой же сфере относятся и автомобильные перевозки.
Бронзовую награду среди сервисных лидеров по объему услуг удерживает Северная Америка. Главным образом это США. Здесь сложно выделить какие-либо преимущественные виды услуг, американцы чем только не занимаются. Эксклюзивом можно было назвать продукцию Силиконовой долины, относящуюся к информационным и цифровым технологиям. Но здесь обнаруживается интереснейшее явление: на Силиконовую долину работает множество компаний и специалистов со всего мира в удаленном режиме. А это уже не что иное, как импорт услуг из других стран, включая Россию. Налицо великолепная картина международной интеграции интеллектуальных услуг, развитие которых происходит с космической скоростью.
Структура и динамика мирового рынка услуг
Доля услуг в общем мировом экспорте товаров и услуг пока не самая большая – всего 29% (доля импорта услуг примерно такая же). Но объем внешней торговли услугами растет намного быстрее, чем торговля товарами. Так что вы не ошибетесь, если посчитаете данные умеренные проценты устаревшими. На момент прочтения этой статьи оно так и случится.
Аргументы за рост объема услуг серьезнейшие:
Способы предоставления экспортных услуг
Таких способов всего четыре:
Следует отметить, что два последних варианта относятся к привычным и традиционным способам экспорта услуг. Их больше и в общем объеме. Но это временное явление, и все идет к кардинальным переменам: технологии не стоят на месте. Судя по всему, трансграничный режим экспорта услуг скоро станет основным.
Экспорт финансовых услуг
Абсолютным чемпионом по объему экспорта услуг банков остается Западная Европа. Это касается прежде всего ввоза и вывозу иностранного капитала. Из европейских стран здесь традиционно лидируют Великобритания и Германия. Даже в Соединенных Штатах Америки объем экспорта финансовых услуг почти в два раза меньше европейского.
Из десяти ведущих фондовых бирж семь находится в Европе с самой крупной из них в Лондоне, Париже, Цюрихе, Женеве, Милане, Франкфурте и Люксембурге.
В банковской сфере прогноз по экспорту услуг также самый радужный. По подсчетам экспертов к 2020 году их доля может составить 10% от общего ВВП в мире.
Перспективы и прогнозы
Прогнозы развития внешней торговли услугами самые позитивные. Это процесс расширяет окно возможностей для огромного числа классных специалистов по всему миру. Все делается быстрее и эффективнее.
Мировой рынок услуг отличается своей динамичностью и плотной интеграцией во все сферы человеческой деятельности. На сегодняшний день промышленное производство и сбыт товаров невозможны без сопутствующих услуг.
Услуги и производства разных видов тесно взаимосвязаны друг с другом. А раз так, то малейшие рыночные колебания на одном рынке могут привести к чувствительным изменениям на другом.
Живая динамика оборотов капиталов, укорачивающиеся производственные циклы в области сервиса, расширение продуктовых линеек самых разных услуг – все это объединено в интегрированной системе внешней торговли.
Поддержка экспорта услуг из России должны быть постоянной, системной и максимальной. На сегодня самый большой доход приносят транспортные услуги: на них приходится не менее 30% от всего экспорта.
Весьма неплохие международные перспективы у программного обеспечения, телекоммуникационного сервиса, делового сопровождения бизнеса в виде лизинга, аудитов, консалтинга и пр.
Главной задачей видится поддержка и расширение объема российского экспорта услуг в секторе высоких технологий: информационных и компьютерных. В России, слава богу, такие специалисты имеются.