Экспортный хаб что это
Экспортный хаб что это
Реализация флагманского проекта «Развитие Южного экспортно-импортного хаба» направлена на развитие потенциала Краснодарского края в системе международных транспортных коридоров и обеспечения высоких темпов экономического роста за счет комплексного развития Южного экспортно-импортного хаба в качестве одного из ключевых евразийских транспортно-логистических хабов, обеспечивающего потребности как внутреннего, так и внешнего рынка, предоставляющего наилучшие условия для экспортеров и импортеров как за счет создания единой технологической платформы сервисов (транспортно-логистической IT-платформы), которую в дальнейшем можно будет использовать для транспортно-логического комплекса РФ, так и за счет повышения пропускной способности и эффективности транспортно-логистической инфраструктуры и повышения качества услуг в сфере транспорта и логистики.
Реализация флагманского проекта будет способствовать выполнению (в пределах установленных законодательством Российской Федерации компетенций федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта Российской Федерации) положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности путем:
Южный экспортно-импортный хаб в данном проекте рассматривается как система взаимосвязанных транспортных узлов, расположенных на территории Краснодарского края, в которых сходятся транспортные потоки.
Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом. Только в результате взаимодействия всех элементов мы получим глобальный конкурентоспособный механизм развития торгово-транспортно-логистической системы Юга России.
Также реализация данного проекта будет способствовать повышению связности курортных территорий внутри Краснодарского края, снятию напряженности на подъездах к Черному морю и увеличению пассажиропотока.
Планируется, что Южный экспортно-импортный хаб будет состоять из нескольких транспортно-логистических узлов, взаимосвязанных между собой: Краснодар, Новороссийск, Темрюкский и Туапсинский районы и ряда инвестиционных проектов, выстроенных в единую систему южного транспортно-логистического комплекса.
Что такое логистический хаб: примеры и отличия от складов
Ежедневно в мире обрабатывают, принимают и отправляют миллионы грузов. Динамика импорта-экспорта постоянно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям нужно увеличивать пропускную способность складов.
Чтобы укрепить логистическую систему, в европейских странах строят огромные индустриальные парки. Это склады с огромной площадью, которые обрабатывают большие объемы грузов.
В этой статье мы расскажем, что такое логистический хаб, чем он отличается от обычных складов и почему компаниям выгодно инвестировать в строительство огромных индустриальных логистических парков. Также покажем несколько примеров.
Что такое логистический хаб?
Логистический хаб — это огромный “город из складов”, где выполняют весь комплекс операций по обработке грузов. Некоторые логопарки способны обрабатывать более 1 миллиона TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица для измерения вместимости транспорта). Один логистический хаб может занимать территорию площадью более 1 миллиона квадратных метров. Строительство крупных логистических комплексов — тенденция, которая получила большую популярность во многих странах мира.
Логопарк объединяет грузовые потоки, — товары здесь хранят, обрабатывают и перераспределяют по другим складским комплексам. Еще одна отличительная черта — возможность отгружать продукцию с разных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, авиа), и загрузить товары. Услуги, которые непосредственно связаны с эффективным управлением товарно-материальными запасами, — доставка, растаможка, хранение груза, — проводятся на месте.
Логистический хаб — это целый городок с производственными помещениями для товарной продукции, ремонтными зданиями для грузового автотранспорта, терминалами, таможенными участками, фасовочными цехами, парковкой, офисными помещениями и так далее. Инфраструктуру логопарков разрабатывают под специфику бизнеса.
Крупнейшие логистические компании мира проектируют логистические комплексы площадью до нескольких миллионов квадратных метров. В Европе расходы на строительство и содержание подобных объектов достигают 3 миллиардов долларов. Центры располагаются в зонах ближайших аэропортов, портов, местах концентрации производств, основных магистралей или на их пересечении.
Чем логистический хаб отличается от склада
На первый взгляд, функции склада и логистического хаба одинаковы. Однако с точки зрения управления цепочками поставок, это совершенно разные структуры. Главные отличия:
Как видно, логистический хаб — это не просто склад, а целый город, обустроенный под нужды компаний и эффективного управления цепочками поставок.
Как мультимодальные хабы оптимизируют цепочки поставок
Сегодня в некоторых странах, в том числе и Украине, есть проблема с загруженностью транспортных путей. Большие потоки фур курсируют по дорогам и доставляют продукцию по складам.
Как показывает практика основных европейских стран, строительство транспортно-логистического хаба — хороший вариант решения проблемы. Как правило, логопарки строят вдали от городов. Это помогает консолидировать транспорт в одном месте и разгрузить автомобильные магистрали.
Для компаний строительство логистического хаба — это возможность создать единый кластер и объединить усилия. Таким образом, каждый участник сети получает одинаковую загруженность. Благодаря консолидации расходы распределяются равномерно между компаниями. Таким образом, затраты снижаются для каждого участника.
Примеры логистических хабов
Логопарки активно развиваются в европейских странах. Мы собрали 3 примера реализации мультимодальных хабов в Великобритании, Германии и Украине.
Пример № 1. Magna Park в Великобритании
Логистический хаб Manga Park основали еще 1987 году. Раньше на территории застройки находился аэродром. Его использовали в военных целях во время Второй Мировой Войны. Позже территорию переоборудовали в площадку, где проводили испытания гражданских самолетов.
Сейчас Manga Park занимает территорию более 550 акров (около 2,2 миллионов квадратных метров). У логистического хаба очень выгодное расположение — он находится в области “Золотого треугольника”, возле основного транспортного узла страны.
Сейчас территорию логистического хаба арендуют 29 компаний. Они занимают площадь в 32 зданиях. Это более 700 тысяч квадратных метров. Среди арендаторов — крупнейшие компании, — DHL, Toyota, ASDA и другие.
Пример № 2. Логистический хаб DHL в Лейпциге
Новым центром транспортной логистики в Европе стал порт DHL в Лейпциге. DHL Express имеет стратегию на открытие таких логических комплексов до 2025 года. Компания намерена увеличить производительность сети для доставки международных грузов.
Сортировочной линией в выше указанном логистическом хабе управляет система распределения с собственным программным обеспечением DHL, которая информирует о номере посылки и отслеживает ее локацию. До погрузки она попадает в сканирующее устройство 4 раза.
Десятки самолетов в день отвозят заказы в разные концы мира. Всеми операциями на месте управляет диспетчерский центр Network. В международном логистическом хабе, кроме подъемников и лифтов, работники используют велосипеды и самокаты, чтобы передвигаться по терминалу.
Пример № 3. “Сухой порт” в Одессе
Хотя в Украине логистические хабы только начинают развиваться, уже можно привести примеры. Один из них — одесский “Сухой порт”.
В 2005 году компания “Евротерминал” получила поддержку Европейского Банка Реконструкции и Развития, построив логистический центр. “Сухой порт” — это территория площадью 42 гектара (420 тысяч квадратных метров).
“Сухой порт” дает возможность доставлять грузы сразу несколькими видами транспорта — морским, автомобильным и железнодорожным. На территории логистического центра находятся склады для хранения контейнеров, транзитная площадка, склад временного хранения, комплекс обработанных сборных грузов и другие помещения. Рядом находится Одесский порт.
Таким образом, “Сухой порт” — это решение, где можно проводить весь комплекс логистических операций и удобно перевозить грузы в Одесский порт. При этом путь грузового транспорта не пересекается с магистралями города.
Кроме того, в феврале 2021 года компания “Смарт Холдинг” заявила, что планирует построить логистический хаб в Николаеве. Он будет находиться на территории бывшего судостроительного завода. Это свидетельствует о том, что украинский бизнес нуждается в комплексных логистических решениях.
Выводы
Европейские страны активно наращивают объемы импорта-экспорта. Поэтому возникает потребность в строительстве огромных логистических хабов, которые консолидируют всех участников цепочки поставок.
Логистический хаб — это масштабный складской комплекс, где можно обрабатывать огромные объемы грузов (некоторые логопарки способны принимать более 1 миллиона TEU). В отличие от стандартных складов, логопарки — это целые города, оборудованные под потребности логистики. Тут могут находиться помещения для хранения, таможенные терминалы, ремонтные парки для автомобилей, фасовочные цехи. Инфраструктуру разрабатывают с учетом потребностей компаний.
Строительство мультимодальных парков позволяет разгрузить основные автомагистрали, распределить нагрузку всех участников цепочки поставок, снизить таможенные платежи и оптимизировать импортно-экспортные операции.
Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб в Краснодарском крае
Импортно-экспортный хаб страдает от ограничений и кадрового дефицита, но идея хорошая и её надо развивать, считают эксперты. Нужна господдержка и активность бизнеса и инвестиции в человеческий капитал
Участники тематического круглого стола в рамках традиционного бизнес-форума «Устойчивое развитие: взгляд бизнеса» организованного Аналитическим центром «Эксперт Юг» высказались о будущем и настоящем самого амбициозного проекта Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края.
Что такое экспортно-импортный хаб
Система взаимосвязанных транспортных узлов, расположенных на территории Краснодарского края, в которых сходятся транспортные потоки. Южный экспортно-импортный хаб должен выстроить стратегию взаимодействия и комплексного развития с Транскавказским коридором и Каспийским хабом. В результате взаимодействия всех элементов регион получит глобальный конкурентоспособный механизм развития торгово-транспортно-логистической системы Юга России. Реализация данного проекта будет способствовать повышению связности курортных территорий внутри Краснодарского края, снятию напряженности на подъездах к Черному морю и увеличению пассажиропотока.
Планируется, что Южный экспортно-импортный хаб будет состоять из нескольких транспортно-логистических узлов : Краснодар, Новороссийск, Темрюкский и Туапсинский районы и ряда инвестиционных проектов, выстроенных в единую систему южного транспортно-логистического комплекса.
По оценке экспертов консорциума Леонтьевский центр — AV Group, потенциальный объем инвестиций, необходимых для реализации проекта — 1, 2 трлн руб.
Из-за инфраструктурных ограничений нужны межрегиональные программы
Но для того чтобы реализовать все имеющиеся экспортные возможности, необходимо снять инфраструктурные ограничения.
«Это отсутствие достаточной портовой инфраструктуры, политические барьеры, разные информационные системы учета товаров в странах-партнерах, санкции, — дополняет директор AV Group Наталья Иванова. — Иными словами если у нас сегодня появится какой-то большой системный партнер, которому нужно будет перевезти большой объем грузов, то наша инфраструктура просто треснет по швам. Мы должны с вами отдавать отчет, что необходимо, прежде всего, работать на уровнем сервиса. Система должна развиваться в межрегиональном контексте. Ведь грузы пересекают границы между субъектами РФ.
По словам спикера, вливать деньги нужно и в развитие других регионов. Во-первых, государство должно поддерживать производство ориентированных на экспорт компанию, а бизнес инвестировать. Иначе нечего будет продавать.
Наличие инфраструктурных ограничений отмечают и представители экспортеров.
«Продукция нашей компании экспортируется в 27 стран мира, но проблемы, которые перед нами стоят — это неподготовленная инфраструктура экспорта из Новороссийска, — утверждает «руководитель отдела экспорта ГК «Абрау-Дюрсо» Иван Семендяев. — Например, мы каждый раз доплачиваем за хранение продукции дополнительно из-за того что порт до сих пор не имеет алкогольной лицензии.
Важным моментом ведения экспорта является и финансовая инфраструктура сделок. Здесь также есть свои особенности. Старший менеджер транзакционных продуктов «Райффайзенбанка» Александр Глебов обозначил ключевые запросы бизнеса, занимающегося ВЭД: « За счет того, что у нас есть возможность общаться с большим количеством компаний из разных областей, мы хорошо понимаем запросы экспортеров. Важна простота валютного контроля, отсутствие нарушений и штрафов, скорость обмена информацией, получение качественной консультации, а также оптимизация расходов. У нас есть большая линейка бесплатных и платных продуктов, позволяющая решать каждую из обозначенных проблем. Кроме того, наш банк обладает экспертизой в сфере ВЭД и регулярно проводит обучающие вебинары».
В то же время по мнению директора представительства Банка «Санкт-Петербург» в Краснодаре Вадима Подобедова системное развитие такого экспортного хаба предполагает не только решение инфраструктурных вопросов, но и поддержку ориентированных на экспорт компаний, а также стимулирование роста их количества. Задачу можно реализовать только при системном подходе всех участники этого процесса, в том числе и банков.
«Существует достаточное количество программ, стимулирующих развитие экспорта для различных сегментов бизнеса. В то же время знает о них и умеет их использовать ограниченное количество компаний. Повышение осведомленности и помощь в получении такой поддержки – важный этап в реализации стратегической задачи. Наш банк имеет большой опыт сопровождения компаний с помощью специального акселератора – это фактически сопровождение начинающих участников ВЭД до их первых сделок. У нас сейчас десятки компаний на таком сопровождении, что сильно облегчает им жизнь», — отмечает г-н Подобедов.
Китайский город-хаб как ориентир для Новороссийска
Советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России Ивао Ахаси рассказал о многофункциональном парке комплексного индустриального развития и многофункциональной зоне свободной торговли в городе Сунчжоу (Китай). Количество резидентов в парке — более 8 тысяч. Это город, в котором проживает более миллиона человек. Это не просто индустриальный парк, а современный город, в котором развиваются туризм, инновации, образование, спорт, строительство комфортного жилья и транспортная инфраструктура (железная дорога, автомагистраль, аэропорт).
«Это соединение транспортного коридора, промышленности и городского пространства. У Краснодарского края очень высокий уровень конкурентоспособности и есть все возможности организовать такой хаб на своей территории. Уже сейчас кубанская продукция пользуется популярностью в Китае: подсолнечное масло, продукция мясопереработки, консервы, мороженое и краснодарский чай», — перечисляет Ивао Ахаси.
Еще один перспективный рынок — это США. Его потенциал огромен, пришли к выводу участники рынка. «Объем рынка российских товаров очень перспективен, особенно если говорить о мигрантах из России и СНГ.
«Этнический рынок в США мы оцениваем в 5 млн человек, — говорит организатор экспорта и логистики компании IMT Research Inc Марк Рахлин. — Большинство бывших россиян готовы к таким продуктам. Следующий шаг — выход на массовый рынок. Это довольно сложный процесс, связанный с требованиями американских ритейлеров, например, к упаковке и объемам.
Креативная индустрия: готов ли Юг к ее экспорту
Основную долю добавленной стоимости различных товаров и услуг во все большем количестве секторов экономики обеспечивают результаты интеллектуальной, творческой деятельности. В России это направление уже генерирует 4,37% ВВП. «Эксперт Юг» писал об амбициях Юга в этой сфере. В стране реализовано несколько крупных проектов в этом направлении (Сколково, «Сириус», «Иннополис»).
В конце сентября в России утвердили концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. Мы получили меры государственной поддержки и векторы развития. Краснодарский край и Ростовская область могут стать лидерами в стране по развитию сектора экономики. Кубань занимает первое место в ЮФО по экспорту туристических услуг, Ростов — по плате за интеллектуальную собственность.
У регионов России есть преимущество в сравнении, например, с европейскими странами: невысокая стоимость проживания в городах. Но для рывка в секторе реактивных индустрий необходимо преодолеть несколько барьеров, говорят эксперты
Исполнительный вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров Павел Долгов выделил то, что уже есть в стране. Например, портал «Учи.ру» работает в восьми странах мира. Объем инвестиций в проект — 3,75 млрд рублей.
Партнер сессии «Устойчивый экспорт: как развивать экспортно-импортный хаб»: Банк «Санкт-Петербург»
Ульяновская область создает экспортные хабы
Правительство Ульяновской области в дополнение к уже существующему в Праге экспортному хабу создает аналогичные центры дистрибуции на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии
Регион на первоначальном этапе оказывает экспортным хабам поддержку, чтобы затем эти центры могли работать самостоятельно. Правительство региона предлагает распространить опыт Ульяновской области с помощью федерального центра и надеется, что новый инструмент развития экспорта получит и федеральную поддержку. Эксперты считают идею экспортных хабов перспективной.
На одном из заседаний XIV Национального конгресса «Модернизация промышленности России: приоритеты развития» (организаторы — Центр поддержки и развития бизнеса, Аналитический центр при правительстве РФ, Агентство по технологическому развитию РФ, ТПП РФ и др.) губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил, что правительство региона планирует создать экспортные хабы на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии в дополнение к уже созданному в этом году экспортному хабу в Евросоюзе (размещен Праге, Чехия), сообщила в среду пресс-служба губернатора. Сам господин Морозов на своей странице в Facebook отметил, что, по его мнению, опыт Ульяновской области «будет полезен регионам». «В случае создания таких хабов российские компании смогут преодолеть множество барьеров: сложная логистика, перебои в наличии товара на территории Евросоюза, сложные процедуры поставки товаров на европейский рынок, высокая стоимость транспортировки образцов продукции, поиск инвесторов и потенциальных закупщиков региональной продукции»,— заявил губернатор.
«Экспортный хаб — это торговая и транспортно-логистическая инфраструктура, собранная из различных элементов в один инструмент»,— пояснил „Ъ“ глава Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области (КРПП, фонд, учредитель — правительство региона) Руслан Гайнетдинов. По его словам, ранее компании региона сталкивались с целым рядом проблем, выводя свою продукцию на экспорт, и даже если западному покупателю очень понравится продукция, «в 95 процентах случаев ничего не получится, потому что первый вопрос западных партнеров — где товар можно забрать в Европе?» «Они боятся России в принципе, не хотят связываться с растаможкой и иными транспортными проблемами, и поэтому лучше вместо понравившейся и качественной ульяновской мебели купят более дорогую польскую»,— заметил господин Гайнетдинов. Кроме того, у малого и среднего бизнеса для продвижения товаров на экспорт из-за малых партий, языковых барьеров и сложностей претензионной работы срываются многие потенциальные контракты. По его словам, чтобы решить эти проблемы, КРПП и приняла решение сформировать в Чехии экспортный хаб для Евросоюза, заключив соответствующее соглашение с одной из западных компаний. При этом КРПП взяла на себя ряд расходов, связанных с юридическим и бухгалтерским обслуживанием, таможенным администрированием, работой с клиентами и прочими затратами хаба.
Хаб, размещенный в Праге рядом с аэропортом, включает в себя склад, специальные помещения для переговоров и обязательно шоу-рум. Для резидентов экспортного хаба формируется единый транспортный канал, что снижает транспортные расходы и затраты на оформление груза. Софинансирование проекта со стороны государства длится полгода. В дальнейшем экспортный хаб финансируется за счет его резидентов. «Мы подсчитали: если всего 10 резидентов, то расходы на одного будут равны стоимости содержания одного менеджера по продажам в Ульяновске. Деятельность хаба рассчитана на 10 резидентов (пока фактически их девять, основные виды продукции — двери, мебель, предметы интерьера, строительные материалы)». В дальнейшем планируется его расширение, «но это будет зависеть от запросов бизнеса».
Сейчас, как пояснил глава КРПП, идет подготовка к созданию экспортных центров сначала на Ближнем Востоке (рассматриваются варианты дислокации в Королевстве Бахрейн и в Арабских Эмиратах, предварительные переговоры уже прошли), а затем — в Юго-Восточной Азии («на перекрестке между Южной Кореей, Китаем и Вьетнамом»). При этом отмечается, что здесь уже предполагается другой спектр продукции: продукты питания, комбикорма, сельхозпродукция, напитки.
По словам Руслана Гайнетдинова, «подобных инструментов в России в виде комплексной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса еще не было». «Мы его создали путем проб и ошибок и сегодня предлагаем реализовать его на федеральном уровне, в том числе — включить в программы Российского экспортного центра, чтобы в инструментах господдержки были и подобные мероприятия»,— сказал господин Гайнетдинов.
По данным облправительства, в 2019 году экспорт продукции из Ульяновской области вырос на 211% ($620 млн). В регионе поставляют товары на экспорт 119 компаний. Экспорт осуществлялся в 72 страны, среди них Египет (79,1%), Казахстан (4,5%), Белоруссия (2,2%), а также Германия, США, Азербайджан, Саудовская Аравия, Узбекистан и Венгрия.
Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев отмечает, что «сам по себе подход к такому корпоративному взаимодействию не нов, он уже давно применяется в различных формах, в том числе и в инвестиционной деятельности территорий опережающего развития, к примеру, взаимодействие регионов Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона», «но то, что Ульяновская область обратила внимание именно на малый и средний бизнес, продвигая его экспортную составляющую, это для региона очень большой плюс».
Замдиректора Ассоциации малых и средних экспортеров (Москва) Евгения Щипкова отмечает, что «отдельные элементы подобной системы поддержки экспорта действительно внедряются некоторыми регионами, но в таком комплексном виде, как это реализуется Ульяновской областью, практика экспортных хабов пока не распространена». Она считает, что этот инструмент «будет востребован», а экспортные хабы в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии имеют большие перспективы, поскольку «там для малых и средних экспортеров широкое поле деятельности: от пиломатериалов, продуктов питания и товаров народного потребления до фармацевтики, электрооборудования и дорожного строительства». «Это растущие рынки, для которых важна не только конкурентная стоимость, но и качество товара — по обеим этим характеристикам российские производители способны уверенно заявлять о себе»,— отметила эксперт.