Экстерн обучение в школе что это такое
Экстернат вместо 11 класса: за и против
Что такое экстернат?
Экстернат – это форма аттестации, которая подразумевает самостоятельное прохождение всего материала.
Таким образом, экстернат – это не форма образования, как думают многие, а форма аттестации, где ученик проходит программу самостоятельно, и приходит в школу писать переводные контрольные и самостоятельные работы. Это отличный выбор для тех, кто здраво понимает, что программа 10-11 класса для него расписана очень растянуто, такие школьники способны усвоить весь материал за более короткий срок, учиться своими силами, а главное самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.
Но мы говорим об экстернате вместо 11 класса, а это совсем другая история.
Ученики, которые делают выбор в пользу ускоренного прохождения 11 класса, дают себе возможность закончить обучение в школе, закрыв аттестацию в конце февраля/начале марта, и самостоятельно готовиться к ЕГЭ по выбранным предметам.
Кому нужен экстернат?
Экстернат – не только для тех, кто хочет быстрее пройти школьную программу и сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ. Поэтому аудиторией проекта могут стать:
Большинство из них переходит на экстернат по причине того, что он позволяет не посещать школу, а получать образование самостоятельно, что очень удобно в сложившихся ситуациях.
Как поступить?
Тут всё достаточно просто.
Школ, которые специализируются только на экстернате НЕТ. Экстернат – это форма аттестации, которая может быть как представлена, так и не представлена в конкретном учебном заведении.
Вы можете поступить в экстернат в своей школе, если она предоставляет такую возможность и у неё есть на это специальное разрешение. В свою школу не будет необходимо сдавать какие-либо экзамены, вы просто пишете заявление о переводе, а администрация делает всё остальное.
Если же ваша школа не предоставляет такую возможность, то экстернаты ведут набор начиная с марта, вы можете записаться на консультацию и пройти вступительные испытания, по результатам которых будет вестись дальнейший отбор.
Но бояться не стоит. Как правило, всё проходит в рамках собеседования, которое показывает уровень вашей готовности и осознанности, но каждая школа диктует свои правила, так что какого-то конкретного «вступительного» не существует.
Чтобы помочь вам разобраться в необходимости экстерната, давайте разберём его плюсы и минусы.
Плюсы экстерната
Минусы экстерната
Мнение об экстернате
Мы взяли небольшое интервью у студентки 3-го курса НИУ ВШЭ Грековой Анастасии, которая проходила программу 11 класса в экстернате №2086.
– Какой, на твой взгляд, главный плюс экстерната?
– Основное преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что ты полгода учишься по достаточно свободному графику, а время, которое появляется, посвящаешь подготовке к экзаменам. В остальные полгода ты занимаешься самостоятельно, ставишь себе столько репетиторов, сколько нужно именно тебе. Я занималась с тремя репетиторами в день, и у меня оставалось время для того, чтобы выдохнуть, а перед ЕГЭ – это очень важный момент.
– Возникали ли сложности с поступлением?
– Нет, в моём случае трудностей не было, я прошла ряд экзаменов, которые проверяли мои базовые знания, так как у меня был не профильный экстернат всё было быстро и просто.
– Сложно ли самостоятельно готовиться к ЕГЭ?
– Это в первую очередь зависит от человека. Если тебе не нужно, чтобы тебя всё время кто-то подталкивал, то да. Мне это пошло на пользу, так как в институте уже с первого курса тебя прекращают пинать, чтобы ты что-то делал. Поэтому экстернат подарил мне хороший опыт в этом плане.
– Как проходила аттестация по второстепенным предметам?
– Чаще всего учителя относятся с пониманием, никогда не было такого, чтобы совершенно ничего не задавали, но объём был достаточно комфортный для самостоятельного изучения. Думаю, всё зависит от учителя и его отношения.
Подводя итог, можно сказать, что экстернат – это серьёзный шаг, который может стать решающим в вашей дальнейшей жизни. И этот шаг нужно делать осознанно и с пониманием всех возможных последствий. Поэтому важно осознать, что нужно именно вам, и трезво оценивать свои силы.
Экстернат в школах и вузах
В новом законе об образовании экстернат как отдельная форма обучения или образования не рассматривается – он стал способом аттестации. Такой подход означает, что при определенных условиях в качестве экстерна по-прежнему можно пройти промежуточную или итоговую аттестацию в школах, колледжах и вузах, чтобы получить аттестат или диплом.
Что такое экстернат
Согласно ФЗ № 273 образование любого уровня (начальное, основное, среднее и высшее) можно получать двумя способами:
С аттестацией тех, кто учится в школах, колледжах и вузах, все понятно: они проходят ее в своих учебных заведениях. Для тех, кто получает образование за пределами образовательных организаций, то есть в формате самообразования или семейного обучения (образования), промежуточная и итоговая аттестация проводится экстерном в учебных заведениях, которые учат по соответствующим программам, обязательно имеющим государственную аккредитацию.
Экстернат – это форма проведения аттестации, предусмотренная для школьников и студентов, которые учатся в формате семейного образования и самообразования.
Всю программу экстерн осваивает сам, а для проведения аттестации временно зачисляется в учебное заведение.
В школе
Осваивать школьную программу в форме семейного образования можно с первого по выпускной класс. Все это время аттестацию за каждый год надо проходить экстерном.
Семейное образование (так называют альтернативную учебу с 1 по 9 класс) и самообразование (в старших классах) удобно тем, что дает возможность проходить программу ускоренным темпом. За один год можно освоить курс, например, 7 и 8 класса и перейти сразу в 9-й.
Экстернат можно использовать и для аттестации только в 10 и 11 классах. Для этого надо с обычного обучения перейти на самообразование.
Как оформить
Чтобы перевестись на семейное обучение или перейти на самообразование и использовать экстернат для аттестации, надо:
Для этого надо в департамент или управление образования отправить по почте или отнести лично заявление о переходе на семейное обучение/самообразование.
Забрать документы надо, даже если экстернат в 10 или 11 классах планируется проходить в этой же школе.
Специальных школ для экстерната нет – сдавать экзамены можно в любой. Лучше подбирать учебное заведение, которое лояльно относится к домашнему обучению.
Кто может сдавать экзамены экстерном
Чтобы перейти на семейное обучение или самообразование и получить право на экстернат, и не требуется особых справок и оснований. Обычно эту форму образования выбирают:
Экстернат в школе предусмотрен и для студентов колледжей, которые не выдают аттестатов о среднем образовании – только дипломы о получении профессии. Если выпускнику учебного заведения СПО для поступления в вуз нужен документ о среднем образовании, придется экстерном проходить итоговую аттестацию (сдавать ЕГЭ) в школе.
Аттестаты, которые выдают экстернам, не отличаются от документов остальных школьников.
В вузе
Экстернат как форма аттестации возможен и в высших учебных заведениях. В первую очередь он предусмотрен для студентов, которые учатся по неаккредитованным программам, но хотят получить дипломы государственного образца.
Экзамены в вузе можно сдавать экстерном и в других случаях:
Так же, как и школьники, студенты-экстерны зачисляются в вуз на время аттестации – минимум на месяц, максимум на год. Не больше чем через 30 дней после зачисления кафедра составляет индивидуальный учебный план с графиком экзаменов и зачетов – обычно он совпадает с расписанием аттестации остальных студентов программы.
Результаты промежуточной аттестации хранятся в личном деле экстерна. Кроме того, если все экзамены и зачеты сданы, вуз выдаст справку о периоде обучения. После защиты диплома или госэкзаменов (итоговой аттестации) студент-экстерн получит диплом государственного образца.
Экстерн обучение в школе что это такое
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры показывают, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта. На время аттестации обучающиеся на семейном образовании и самообразовании становятся экстернами.
Как сдать аттестацию экстерном
Чтобы сдавать государственную итоговую аттестацию экстерном, нужно поменять форму образования с очной на семейное обучение (после девятого класса — на самообразование).
Как поменять форму образования:
1. Родителям нужно написать заявление о переходе на семейное образование на имя директора школы, в которой обучается ребёнок. После — уведомить о своём решении органы местного самоуправления, написав ещё одно заявление. Документ составляется в свободной форме. Для подстраховки в заявлении можно сослаться на статью 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой говорится, что в нашей стране получать образование можно в форме семейного образования и самообразования. Начиная с десятого класса ребёнок может составить такое заявление от своего имени. Важно уведомить органы в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении из школы из-за перехода на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход.
2. Из действующей школы нужно будет отчислиться и забрать личное дело учащегося.
3. Следующий шаг — подбор нового учебного заведения для сдачи аттестаций. Не все школы работают с «семейниками». Недавно мы рассказывали о том, как подобрать школу для сдачи промежуточных экзаменов. Главное, чтобы у учебного заведения была государственная аккредитация (эта информация есть на сайте школы) и лицензия на осуществление образовательной деятельности (это можно проверить в реестре на сайте Рособрнадзора).
С выбранной школой нужно заключить договор о проведении промежуточных и итоговых аттестаций экстернов. Договоры бывают разные. Можно заключить такой, который прикреплял бы ребёнка к школе на постоянной основе, а можно каждый год (или чаще) подписывать соглашения для прохождения каждого промежуточного испытания.
Промежуточная аттестация экстерном
Закон не обязывает учеников на семейном обучении сдавать промежуточные аттестации, кроме 9 и 11 классов. Но тем не менее эти срезы знаний помогают следить за прогрессом ученика, выявлять пробелы, корректировать обучение и в дальнейшем избежать проблем с экзаменами. Единственные обязательные экзамены проходят в конце 9 и 11 класса — ГИА.
Во время промежуточной аттестации проверяются знания ученика за конкретный период: четверть, полугодие или класс. То, как будет организована промежуточная аттестация и с какой периодичностью её придётся сдавать, устанавливает образовательная организация. Но с первого сентября этого года она должна согласовываться с родителями и экстерном.
На официальном сайте школы, к которой прикрепляется ребёнок, можно ознакомиться с положением или приказом о порядке проведения промежуточной аттестации, учебным планом и планом проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Договорённости родителей и школы о частоте и формате аттестаций можно закрепить документально. Хоть закон и не обязывает заключать никакие соглашения, но подписанный договор гарантирует спокойствие родителей и учеников и уберегает от неожиданностей. Например, школа может не давать возможность пересдать неудачную контрольную, или вас может не устроить график и периодичность сдачи аттестаций. Некоторые родители жаловались, что оценки за контрольные занижали за сокращение единиц измерения или «неправильного» отступа на листе в клетку. Все эти нюансы можно и нужно закрепить документально.
Промежуточные аттестации проходят в разных форматах. Ученики могут приходить в школу на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации. А могут сдавать аттестации полностью дистанционно: через Skype, по электронной почте (выполненные задания нужно отсканировать и отправить письмом) или на специальной платформе в режиме онлайн. Всё зависит от условий образовательного учреждения.
По итогам аттестации школьник получает «зачёты» или обычные оценки. Если не сдать промежуточную аттестацию или сдать неудовлетворительно, то у ученика образуется академическая задолженность.Тогда у экстерна есть две попытки на пересдачу. Причём вторая — уже со специальной комиссией. Важно устранить все неуды в срок, который установлен школой, потому что при задолженностях ребёнка могут обязать вернуться в своё учебное заведение и пройти образовательную программу ещё раз. Проще говоря: оставить на второй год.
Важно успешно сдать промежуточную аттестацию в 9 и 11 классах, потому что с «двойками» не допустят до ОГЭ и ЕГЭ.
Государственная итоговая аттестация экстерном
Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это экзамены после 9 и 11 классов: ОГЭ и ЕГЭ. Срок подачи заявления на зачисление в школу, где будет проходить аттестация, составляет:
— по образовательным программам основного общего образования (5–9 класс): не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
— по образовательным программам среднего общего образования (10–11 класс): не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
Более подробно условия описаны в пункте 27 Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Никакой разницы в процедуре сдачи ГИА для хоумскулеров нет: они сдают итоговые экзамены на общих основаниях.
Как сдавать ОГЭ экстерном
Как сдавать ЕГЭ экстерном
Хоумскулеры сдают ЕГЭ так же, как и все остальные выпускники школ:
Как перейти на экстернат
Экстернат появился почти столетие назад — еще в 1935-ом году. В советские времена он был актуален преимущественно для работающих людей. В 1985-ом году формат изменился, и тогда школьникам разрешили «перешагивать» за один год через несколько классов. В 1992-ом году данный механизм был полностью отрегулирован. В те времена обучение в формате экстерна было ориентировано преимущественно на талантливых детей, которые торопятся сменить среднее учебное учреждение на высшее. Однако в 2012-ом году ситуация вновь изменилась: теперь экстернат стал доступен всем. Например, такая форма обучения популярна среди спортсменов и детей, имеющих неприятности со здоровьем либо социализацией.
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
начать заниматься!
Текущая ситуация с обучением экстерном
Обучение в формате экстерна возможно с первого по одиннадцатый класс. В случае с периодом от первого до девятого решения о переводе принимается родителями: ребенок может быть переведен на т.н. семейное обучение. Однако ответ на вопрос о том, как перейти на экстернат в 10-ом классе, будет чуть иным. С десятого по одиннадцатый класс экстернат реализован в формате самообразования, и здесь решает, как ему учиться, человек уже самостоятельно.
С 2012 года экстернат стал типом аттестации, а не обучения, оттого формально быть зачисленным можно в большинство государственных и частных школ. Важно, чтобы у образовательного учреждения была официальная аккредитация, а устав предполагал возможность семейного обучения.
Специальных образовательных учреждений, где обучаются только экстерны, на сегодняшний день не существует. Единых правил приема — также: в одних школах достаточно пройти собеседование, в других — тестирование; зачастую учитывают и оценки. Оттого ответ на вопрос о том, как перейти на экстернат в школе, всегда будет индивидуальным.
Особенности учебы
Некоторые ошибочно думают, что при обучении в формате экстерна ученик может изучать только те предметы, которые ему нравятся. Аттестацию по дисциплинам существующего государственного стандарта придется проходить в любом случае, поскольку иначе ребёнок не будет переведен в следующий класс, а в 9-ом и 11-ом классах не будет допущен к ОГЭ и ЕГЭ.
На данный момент можно выделить три основных способа обучения в таком формате:
Важный момент: и ОГЭ, и ЕГЭ школьнику нужно будет сдавать вместе с другими детьми. В этом плане правила никак не отличаются: даже если сама программа была закончена до официального окончания одиннадцатого класса (например, еще в конце зимы), до государственных экзаменов придется подождать до начала лета.
Как закончить 10-11 класс на экстернате
Обучение экстерном в школе часто интересует школьников старших классов, которые при занятиях в таком формате получают больше времени на подготовку к ЕГЭ. Программа 10-11 класса может быть освоена за 1 год, а программа одного 10-го или 11-го класса – за полгода. Тогда у школьника остается, по меньшей мере, несколько месяцев, чтобы полностью уделить время подготовке к поступлению в выбранный вуз, сосредоточить все внимание на предметах, которые понадобится сдавать в рамках ЕГЭ.
Обучение экстерном включает:
Когда ребенок занимается в онлайн школе, учебный план выстраивается индивидуально с учетом его расписания и возможностей. Сроки обучения зависят от результатов, которые получил учащийся во время промежуточной и итоговой аттестации. Но даже если ученик перешел на экстерн только в 11 классе, занятия по программе обычно заканчиваются до марта, промежуточные аттестации проходят в декабре-январе, а практически все второе учебное полугодие можно посвятить консультациям и пробным ЕГЭ.
Как сдать ОГЭ и ЕГЭ в экстернате
Вопрос о том, как сдать экзамен экстерном в школе, особенно волнует учеников и их родителей в 9–11 классе, то есть в самые важные для выбора профессии годы.
Обычные учебные планы для выпускников школ составлены так, что приходится почти каждый день посещать 5–7 уроков. После этого учащиеся отправляются на подготовительные курсы или к репетиторам, где занимаются еще несколько часов 3-4 раза в неделю. Такой ритм выдерживает далеко не каждый подросток. Поэтому порой школьники переходят в экстернат. Это позволяет удобнее организовать обучение и распределить свободное время.
Система экстерната устроена так, что учащийся получает максимальное количество информации по предметам за минимальный период времени. Программа обучения может завершиться, например, зимой или в марте. При этом ОГЭ и ЕГЭ нужно сдавать с другими детьми, то есть летом. Это значит, что ученик может уделить все свободное время после окончания экстерната предметам, которые нужно будет сдавать на экзаменах для поступления в вуз или техникум.
Обучающимся предоставляются академические права на:
(Статья 34. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации»)
Главное – это желание учиться и добиваться результатов.
Экстернат как форма обучения в общеобразовательной школе
Про экстернат слышали все. Многие даже уверены, что представляют себе, что это такое. Эта статья не для них, а для тех, кто такой уверенности не испытывает, но хотел бы узнать больше.
В течение последних лет, то есть на протяжении всего времени существования в Москве системы школ-экстернатов, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества экстернов. Это вызвано, с одной стороны, постепенным распространением информации об общеобразовательном экстернате как форме образовательных услуг (что можно отнести к субъективным факторам) и, с другой стороны, ростом объективной потребности в этих услугах.
Что такое экстернат? Это форма получения образования, предполагающая самостоятельное изучение общеобразовательных программ различного уровня начального, среднего (полного) общего образования с последующей промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Аттестация может быть проведена и в негосударственных учреждениях, прошедших аккредитацию и имеющих право выдавать документы государственного образца.
Законодательной основой экстерната является “Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната”. Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, предметным курсам.
Экстернаты существуют уже не один десяток лет. Раньше в Москве их было всего два или три на округ. Обучаться в них разрешали детям, которые жили с родителями за границей, инвалидам или “гениям”, способным заниматься самостоятельно, без присмотра и понуканий. Несколько лет назад всем средним учебным заведениям позволили открывать у себя экстернаты. По оценкам Министерства образования, только 15-20% экстернов – это те ребята, которым такая форма обучения рекомендована по медицинским или социальным показателям. Остальные же предполагают таким образом сберечь время, силы и нервы для поступления в вуз. По данным министерства, за последние десять лет число детей, осваивающих школьную программу через экстернат, возросло в десять раз.
Основные мотивы, побуждающие ребят и их родителей отдавать предпочтение экстернату перед обычной, – очной, формой общего образования, хорошо известны. В основном это: стремление освободить время для целенаправленной подготовки к поступлению в вуз, занимаясь на подготовительном отделении и(или) с репетиторами; для занятий профессиональной деятельностью; желание заниматься в первую очередь теми школьными предметами, которые субъективно интересны и(или) необходимы для последующей деятельности; при невозможности или затруднённости ежедневного посещения школы (из-за болезни, спортивных тренировок, репетиций и т.д.).
Как правило, экстернами становятся: старшеклассники, готовящиеся к поступлению в вуз; старшеклассники, активные члены спортивных клубов и команд, выезжающие на сборы и соревнования; старшеклассники, члены хореографических и театральных коллективов. Количество экстернов быстро увеличивается. Этому способствует увеличение учебной нагрузки в старших классах школы, особенно в специализированных школах, гимназиях, лицеях; стремительно уменьшающаяся вероятность поступления в престижные московские вузы без помощи репетитора. Константин Циолковский, Илья Мечников, Иннокентий Анненский, Муслим Магомаев, Александр Градский, Хулио Иглесиас, Василий Шукшин, Александр Сокуров, Павел Чухрай, Геннадий Бортников, Николас Кейдж окончили экстерном кто школу, кто гимназию, кто институт, кто университет, кто консерваторию. Если вы жалеете, что в сутках всего 24 часа, то отныне вы вправе не тратить треть из них на посещение школы и приготовление уроков. Серьезные занятия спортом, музыкой, искусством в старшем школьном возрасте удобны только учащимся экстерната. Тем же, кто, не имея этих специфических способностей, просто готовится к поступлению в вуз под руководством репетиторов по математике и русскому, также вполне можно заменить обычную школу экстернатом.
Родители старшеклассников знают, что учиться в 9–11-х классах их детям трудно. А не лучше ли, во-первых, сохранить здоровье своему ребенку и, во-вторых, дать ему возможность лучше подготовиться в вуз (прицельно занявшись предметами, которые действительно пригодятся в будущем)? Именно такой шанс предоставляет экстернат.
Преимущество экстерната состоит в том, что он дает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, освобождает время для подготовки в вуз, позволяет в более свободном режиме получить общее образование и пр.
Экстернат может быть организован по-разному. Есть школы, которые организуют репетиторские занятия индивидуально с каждым экстерном.
Существуют также школы, которые организуют группы экстернов по подготовке к экзаменам. В таких случаях, чаще всего, занятия, например, по программе 10–11 классов, проходят два-три раза в неделю в течение учебного года (интенсив).
Можно пройти интенсивный курс. Без посещения занятий в школе: весь учебный процесс организован через Интернет.
Главный принцип экстерната – освободить учеников от ежедневных многочасовых занятий в школе, сэкономив, таким образом, время, но при этом дать полноценное образование. Система экстерната устроена так, что за минимальный период времени учащийся получает максимальное количество информации. Мнение о том, что получаемые знания поверхностны, как правило, ошибочно. Ученик осваивает программу самостоятельно, а степень усвоения контролирует педагог. Для этого обучающийся сдает зачеты и экзамены и на основании положительных результатов государственной аттестации получает аттестат государственного образца.
Несмотря на то, что данная форма обучения существует давно, и в ней накоплен большой опыт работы, существует немало трудностей, которые приходится преодолевать в работе с учащимися-экстернами. Это, например: отсутствие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой; нерегулярное посещение занятий учащимися; несвоевременная сдача домашних работ; большая занятость в других учебных заведениях; состояние здоровья; учащиеся с низкими интеллектуальными возможностями, ограниченным кругозором.
Проблемы экстерната определяются его основной задачей, состоящей в обеспечении удобной и доступной по срокам и порядку проведения и, вместе с тем, объективной и соответствующей государственному стандарту аттестации и оказание дополнительных образовательных услуг, облегчающих подготовку к этой аттестации.
Проблемы научно-методической разработки и обеспечения основных форм учебных занятий, характерных для экстерната, включая научно-методическую разработку необходимых для этого учебных и аттестационных материалов. Соответственно, научно-методические задачи делятся на вопросы научно-методического обеспечения аттестации, индивидуальных и групповых консультаций, обзорных и установочных лекций, самостоятельной работы экстернов.
Эффективное проведение индивидуальных и групповых консультаций предполагает накопление и анализ типичных и наиболее часто встречающихся вопросов экстернов по предметам, по возможности лаконичные и ясные ответы на эти вопросы и создание своего рода “катехизисов” по предметам. Подготовка и издание таких “катехизисов” значительно уменьшила бы необходимость в очных консультациях, во всяком случае, позволяя экономить время для ответов на неординарные вопросы. В западноевропейских и североамериканских школах, предлагающих экстернат в общем комплексе образовательных услуг, достаточно широко практикуются консультации по телефону и через электронную почту (e-mail). Они освобождают экстерна от необходимости физически присутствовать во время консультации в классной комнате и делают значительно более свободным и удобным выбор времени консультации. При условии незначительных дополнительных вложений в техническое оснащение московских школ, такого рода консультации могут быть организованы, по крайней мере, в некоторых из них.
Научно-методическое обеспечение обзорных и установочных лекций включает в себя разработку соответствующих тематических планов, подготовку и издание методических пособий (“путеводителей”) и опорных конспектов по предметам. Самостоятельная работа учащихся – второй основной элемент экстерната как формы образования, здесь могут использоваться методические пособия (организация самостоятельной работы, приёмы работы с текстом, методы психологической организации и подготовки); рабочие тетради, например, наподобие серии “Могу учиться сам!” (6–7 классы); аудио– и видеокассеты; гипертекстовые хрестоматии на компакт-дисках; учебные материалы на сервере школы-экстерната; также возможна разработка многовариантного учебного плана как основы индивидуального учебного плана экстерна.
Отдельное направление работы – научно-методическое обеспечение интенсивного курса. По существу речь идёт об организации экстерната на основе технологий дистанционного образования (дистанционных технологий).
Следует помнить: от школы зависит многое, но далеко не все. Очная, или очно-заочная форма обучения, или экстернат – это лишь формы, а результат обучения (то есть знания) зависит от стремления учиться!
В рамках экстерната возможна подготовка к ЕГЭ, ведь там изучаются все предметы. Она проводится в виде дополнительных занятий, на которых формируется адаптация к самой форме такого тестирования и наилучшим образом показать свои знания в ее рамках. А сам ЕГЭ для экстернов проходит точно так же, как и для обычных школьников.
Если при подаче заявления на экстернатную форму получения образования отсутствуют документы, подтверждающие уровень образования, то в общеобразовательном учреждении определяется уровень подготовки будущего экстерна с помощью промежуточной (диагностической) аттестации. Порядок ее устанавливает школа.
Для учащихся в школе предусмотрена возможность прохождения экстерном промежуточной аттестации по некоторым предметам. Это является сочетанием двух форм получения общего образования: очной и экстернатной. Учащемуся в конкретном образовательном учреждении по очной форме не может быть отказано в сочетании форм получения образования, даже если экстернат в данном учреждении уставом не предусмотрен. В связи с тем, что учащийся по очной форме включен в контингент школы, средства на его обучение (независимо от формы) заложены. Родителям (законным представителям) ученика, желающего пройти аттестацию экстерном по отдельным предметам, нужно подать заявление директору школы, указав, по каким предметам нужна промежуточная аттестация досрочно.
При сочетании очной и экстернатной форм получения образования учащемуся устанавливается график прохождения промежуточной аттестации в соответствии с режимом работы школы.
Пройти промежуточную аттестацию можно в течение всего учебного года, исключая период государственной (итоговой) аттестации и летних каникул, срок прохождения устанавливается общеобразовательным учреждением.
Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации, которая предшествует итоговой и проводится по предметам инвариантной части учебного плана школы, определяются самим учреждением и доводятся до сведения экстерна. Количество экзаменов должно быть не более 12 в год в целях исключения перегрузки обучающихся. Могут быть и другие формы (зачеты, контрольные работы), которые не входят в это число. Отметки, полученные экстерном, следует считать допуском для прохождения итоговой аттестации, и они засчитываются как годовые. Предметы, определенные учащимся, как экзамены по выбору, обязательно сдаются при промежуточной аттестации.
Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации установлен в Положении о получении общего образования в форме экстерната: не менее чем за три месяца до ее начала. Согласно вышеназванному Положению экстерн самостоятельно осваивает учебные программы, а в общеобразовательное учреждение обращается только для прохождения аттестации по установленному графику.
В Методических рекомендациях по организации получения общего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (от 23 января 2002 года) сказано, что: “Общеобразовательное учреждение не несет ответственности за обучение экстерна и не проводит с ним в инициативном порядке систематических занятий”. Однако экстерну не может быть отказано в праве пользования библиотекой, посещения лабораторных и практических работ, консультаций перед экзаменом, участия в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении.
Существует более удобная, ускоренная форма экстерната – так называемый интенсивный курс. Интенсивные курсы бывают разные, например, за год десятиклассники могут пройти всю программу 10–11-го классов. Есть и такой вариант интенсивного курса: одиннадцатиклассники ускоренно, за полгода, проходят весь курс, сдают экзамены, за исключением обязательных, которые пишут одновременно с очниками. По окончании экстерната выпускникам выдают обычные аттестаты.
В документах государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании запись об экстернате или иной форме получения образования не делается.
Право выбора формы получения образования остается за ребенком и родителями. Задача общеобразовательного учреждения в данном случае – осуществить это право, ознакомить с существующими законодательными нормативными актами, создать необходимые условия, своевременно оказывать профессиональную помощь.
В завершение хотелось бы отметить, что экстернат как форма обучения накладывает огромную ответственность как на учащегося, так и на его родителей, а также на педагогический коллектив и администрацию школы. Учащийся и его родители должны осознавать ту степень нагрузки, которая ложится на плечи их ребенка, и оказывать реальную помощь в реализации прав ребенка на получение среднего образования.