Экстренная ситуация это что

Как помочь себе и другим в экстремальной ситуации: советы психолога МЧС

Экстренная ситуация это что. Смотреть фото Экстренная ситуация это что. Смотреть картинку Экстренная ситуация это что. Картинка про Экстренная ситуация это что. Фото Экстренная ситуация это что

Если Вы оказались в зоне чрезвычайной ситуации, стали ее участником или очевидцем, прежде всего:

— убедитесь, что у Вас нет физической травмы;

— если есть необходимость – вызовите скорую помощь или попросите других это сделать;

— постарайтесь не терять самообладания;

— подумайте о собственной безопасности.

Если с Вами случилась истерика, уйдите от «зрителей», останьтесь один. Умойтесь холодной водой – это поможет прийти в себя. Сделайте несколько дыхательных упражнений.

Если Вы наблюдаете у человека истерику, попытайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себе: чем меньше зрителей, тем быстрее реакция истерики прекратится. Постарайтесь стать самым внимательным слушателем, кивайте, поддакивайте. Сократите свою речь, говорите мало. Если не «подпитывать» эту реакцию своими репликами, то через 10-15 минут она пойдет на спад. После истерики человек испытывает усталость, необходимо дать ему возможность отдохнуть.

Если Вы испытываете агрессию, гнев, злость, постарайтесь высказать свои чувства другому человеку. Дайте себе физическую нагрузку. Не вините себя в своих сильных эмоциях.

Чтобы помочь пострадавшему с агрессивным поведением, разговаривайте с ним спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи. Обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как Вы считаете, что будет лучше сделать это или вот это?».

Если Вы испытываете непреодолимую усталость и апатию, дайте себе возможность отдохнуть. Снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться. Если ситуация требует от Вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15-20 минут. Помассируйте мочки ушей и пальцы рук. Выпейте чашку некрепкого сладкого чая, сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе.

Не «выдергивайте» человека в апатии из этого состояния без крайней на то нужды. Не нужно призывать человека собраться, «взять себя в руки», взывая к моральным нормам, не нужно говорить, что «так нельзя», «ты сейчас должен».

Если вы испытываете страх, который лишает способности думать и действовать, примените несколько простых приемов. Можно сделать несколько дыхательных или физических упражнений. Попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх. Если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше.

Не оставляйте человека, испытывающего страх, одного. Предложите ему задержать дыхание, насколько это возможно, а после сосредоточиться на спокойном медленном дыхании. Когда острота страха начинает спадать, поговорите с человеком о том, чего он боится, но не нагнетая эмоции, а давая возможность человеку выговорится.

Если у Вас состояние тревоги, можно сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение. Можно вовлечь себя в какую-то продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями. Старайтесь быть среди людей, не оставаться в одиночестве.

При тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что его тревожит. Возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой.

Если Вы плачете, не нужно сразу стараться успокоиться, «взять себя в руки». Нужно дать себе время и возможность выплакаться. Если слезы не приносят облегчения, выпейте стакан воды, после чего медленно, но не глубоко дышите, концентрируясь на своем дыхании.

Повторим еще раз основные правила психологической поддержки человека в экстремальный ситуации:

Не оставлять человека одного!

Сначала проверить, нуждается ли человек в медицинской помощи.

Дать острой стрессовой реакции (плач, страх, злость, истерика, апатия) состояться. Помнить, что человек имеет право на проявление такой реакции на ненормальные обстоятельства.

Оказывать человеку максимальную поддержку.

Предоставлять только проверенную информацию, полученную из достоверных источников.

По возможности обеспечить человеку минимальные условия жизнедеятельности на этот период (питье, еда, теплая одежда, место отдыха, медицинская помощь, психологическая поддержка).

Если человек, находясь в период ожидания, не может «усидеть» на месте, вовлечь его в какую-то совместную деятельность, может быть, помочь нуждающимся.

Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл.

Источник

Экстренная ситуация в повседневности: как действовать, чтобы выжить

Экстренная ситуация это что. Смотреть фото Экстренная ситуация это что. Смотреть картинку Экстренная ситуация это что. Картинка про Экстренная ситуация это что. Фото Экстренная ситуация это что

Никогда не знаешь, какое испытание может подкинуть нам судьба. Экстренная ситуация тем и опасна, что человека в критический момент охватывает паника. Времени на раздумья очень мало, а под действием паники шансы на ошибку возрастают во много раз.

Трудно представить нашу жизнь без электрических приборов. Они очень прочно вошли в нашу жизнь. Электроприборы способны значительно упростить быт человека. Но их неисправность может нести очень серьёзную угрозу.

Под действием тока мышцы начинают сильно сокращаться, поэтому пострадавшему очень трудно высвободиться. С каждой секундой наносится непоправимый вред здоровью.

Поэтому нужно как можно быстрее вывести человека из зоны поражения электрического тока.

Если экстренная ситуация произошла дома, то есть очень большая вероятность того, что сработала автоматика на счётчике. Поэтому ущерб здоровью от удара электрическим током должен быть минимальным. А когда по каким-то причинам человек остается под воздействием электрического тока, то зрелище это совсем не для слабонервных.

То, что пострадавшего нужно как-то вытащить, это понятно, только вот не все знают, что прикасаться к потерпевшему категорически запрещено. А в панике очень тяжело совладать с чувствами.

Если подачу тока невозможно прекратить, случайный «спасатель» должен оценить риски и принять сложное решение, одно из двух. Первое — он лезет вытаскивать пострадавшего, и тогда либо спасёт жизнь, либо, при неудачном стечении обстоятельств, трупов будет два. Второе — не лезет, но тогда гарантированно будет только один пострадавший, как бы цинично это не звучало. К слову — даже профессиональные спасатели в такой ситуации ждут, пока электрический ток будет отключен.

Так вот, если человеколюбие взяло верх над здравым рассудком, и вы решили вмешаться, то надо знать следующее:

После того, как действие тока будет прекращено, можно оказывать потерпевшему первую помощь и вызывать неотложку.

Экстренная ситуация #2: Укус змеи

При укусе змеи в первую же очередь нужно лечь и успокоится, ни в коем случае нельзя бегать по лесу и кричать от ужаса.

Вот некоторые симптомы, которые могут проявиться сразу же после укуса: на месте укуса есть две ранки, которые сопровождаются сильной болью и жжением. Заметен отёк и покраснение, через некоторое время могут появиться волдыри.

Затем проявляются симптомы тяжёлого отравления, такие как рвота, понос, слабость, помутнение в глазах, сильное сердцебиение, мышечная боль, высокая температура.

Обычно люди сталкиваются с укусами ядовитых змей на природе, далеко от пунктов медицинской помощи, поэтому действовать нужно очень быстро.

Первая помощь при укусе змеи

Кроме того, предлагаем к прочтению интереснейшую статью по данной теме — Укус гадюки. Хронология и последствия (фотоотчёт).

Экстренная ситуация #3: Тонущий автомобиль

На самом деле, экстренная ситуация, когда автомобиль с людьми падает в воду, случается довольно часто и вероятность её высока. Вспомните, сколько раз вы на автомобиле пересекали реки и водоёмы по мосту? Да почти каждый день!

Пьяный лихач, несущийся по встречной полосе, уснувший за рулём дальнобойщик, неумелый водитель, не справившийся с управлением, да и много чего ещё, могут привести к тому, что вас просто вытолкнут с дороги, когда вы будете разъезжаться над водной преградой.

Находится в тонущем автомобиле очень страшно. Все мысли направлены лишь на то, что нужно как можно скорее из него выбраться.

Существует такой миф, что нельзя сразу открывать дверь, а нужно подождать, когда уравняется давление воды. Но эта теория спорна. Чем быстрее человек откроет дверь, тем больше шансов на выживание у него появится.

Машина достаточно быстро заполняется водой, поэтому нельзя терять и секунды. Если не получается открыть дверь, нужно постараться открыть окно. Если попытки неудачны, тогда необходимо окно разбить, но сделать это достаточно сложно. При удачной попытке человек должен быть готов к тому, что под давлением вода хлынет прямо на него вместе со стеклом.

Вообще, разбить окно автомобиля совсем непросто. Если попытки не увенчались успехом, тогда и нужно подождать, пока давление уравняется внутри машины, а для этого вода должна полностью заполнить салон автомобиля. Пока этого не произойдёт, открыть дверь будет практически невозможно. Придётся экономить воздух и надеяться на успех.

Если человеку удаётся выбраться из машины, он может быть дезориентирован. Найти правильное направление можно по пузырькам воздуха — они всегда поднимаются наверх.

Если в машине несколько пассажиров, то выбраться будет намного сложнее. В первую очередь нужно успокоить попутчиков и быстро изложить им план спасения. В этом случае нельзя сразу открывать дверь – в салон быстро хлынет вода и остальным пассажирам будет тяжело сориентироваться.

Лучше выбираться через ветровое стекло, оно больше, меньше шансов, что кто-нибудь в нём застрянет. Разбивать стекло для этого не нужно (да и практически невозможно в данной ситуации), достаточно выбить его изнутри ударом ноги.

Отстёгивать ремень безопасности нужно в последний момент. В плавающем состоянии человеку труднее открыть дверь или разбить стекло, чем в фиксированном. А ремни безопасности обеспечивают отличную фиксацию.

Пока всё. В следующей части рассмотрим ещё три экстренные ситуации, которые могут случиться с нами в повседневности.

Эта часть получилась, может быть, несколько сумбурной, но предлагаем обсудить — комментарии открыты.

Источник

Экстренная ситуация это что

В ходе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что однозначной точки зрения в трактовке «экстремальная ситуация» нет. Очень часто термин «экстремальная ситуация» заменяют термином «чрезвычайная ситуация». Для уточнения обратимся к Федеральному закону РФ. Согласно ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гласит, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [8].

В психолого-педагогических исследованиях можно встретить классификации экстремальных и чрезвычайных ситуаций, где данные термины используют как синонимы. Учёные выделяют трудные, кризисные, травматические ситуации основанием которых служит источник происхождения, а также их длительность.

Приведём некоторые существующие трактовки понятия «чрезвычайная ситуация». И.Г. Малкина-Пых, как было уже отмечено выше, чрезвычайную ситуацию рассматривает как синонимичную экстремальной. Под чрезвычайной (экстремальной) ситуацией она понимает обстановку на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [4]. Проанализировав данное понятие, мы пришли к выводу, что в данную трактовку понятия «чрезвычайная ситуация» нельзя включить многие ситуации, которые рассматриваются как экстремальные, например, социального характера.

В свою очередь З.И. Кекелидзе даёт иное определение понятию «чрезвычайная ситуация». Под ним он понимает события, вышедшие, за рамки обычного житейского опыта человека и с точки зрения психологии может вызвать стресс [2]. В психологических исследованиях встречается понятие травматическая (травмирующая) ситуация. Данное понятие Н.В. Тарабрина раскрывает, как экстремальные или критические события, обладающие мощным негативным воздействием, требующие от индивида экстраординарных усилий по совладению с последствиями воздействия [6]. Л.В. Трубицына при рассмотрении проблемы, связанной с процессом травмы, выделяет травмирующие ситуации. Например, пожары, природные катаклизмы, техногенные катастрофы и др. В свою очередь Е.О. Лазебная, понимает под травматическими ситуациями ситуации, которые угрожают жизни человека [1].

В научных исследованиях широкое распространение получило понятие «трудная жизненная ситуация». Данное понятие включает в себя термины перечисленные выше. В процессе анализа научной литературы мы под трудными жизненными ситуациями понимаем события, угрожающие жизни человека и содержащие в себе субъективные переживаемые неудобства для конкретного человека и не содержащее объективные угрозы и опасности его физическому и психическому благополучию.

Ряд исследователей, например, И.А. Баева, используют сущность содержания понятие «трудная жизненная ситуация» как обобщающее для перечисленных выше понятий, но встречаются и трактовки этого термина в более узком значении. Такие учёные, как К.Н. Василевская и В.В. Нурковая описывают трудные жизненные ситуации с помощью взаимодействия пяти факторов. Первый фактор вероятностного прогнозирования. Второй – витальный фактор, то есть субъективное ощущение невозможности жить в навязанной ситуации. Третий – когнитивный – отсутствие необходимых знаний, умений, навыков для жизни в данной ситуации, неприменимость имеющихся когнитивных схем. Четвёртый – поведенческий – отсутствие сформированных моделей поведения. И, наконец, пятый – экзистенциальный – ощущение смысло-утраты [1].

В связи с широкой вариативностью употребления выше проанализированных понятий необходимо определить их соотношение между собой. Для этого рассмотрим наиболее подробно категорию «экстремальная ситуация». В настоящее время единого определения экстремальной ситуации не существует. По мнению В.Д. Небылицына, экстремальные ситуации – это ситуации, которые переживаются человеком как источник дискомфорта. В свою очередь М.Ш. Магомед-Эминова, в экстремальных ситуациях указывает на особые условия жизнедеятельности [3].

Рассмотрим некоторые из них: экстремальная ситуация является новой реальностью для современного человека и принципиально отличается от повседневных условий. Необходимо помнить, что экстремальная ситуация обладает двойственностью, так как, с одной стороны, несёт угрозу, опасность, разрушение для личности, а с другой – апеллирует к стойкости, мужеству, содержит возможности для конструктивных изменений. Экстремальная ситуация всегда сопровождается появлением триадической структуры «расстройство – адаптация – рост», поэтому она разрушает целостность жизненного мира человека, деля его на жизнь до произошедшей ситуации и жизнь после, т.е. берётся во внимание временной отрезок, связанный с непосредственным воздействием экстремальных факторов [7].

Таким образом, в ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что понятие экстремальные ситуации отражает не просто чрезвычайное, а только исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью человека, его существованием или участием, и на сегодняшний день нет единой трактовки понятия «экстремальные ситуации». Хотя некоторые учёные высказывают точку зрению, что данное понятие является синонимом понятий «чрезвычайные ситуации», «трудные жизненные ситуации». С данным мнением мы не согласны, и это связано с тем, что каждое из перечисленных понятий отражает различные сущностные характеристики, некоторые из них не пересекаются, а также не могут входить в понятие «экстремальные ситуации».

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса “Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее” 2013 – Тульская область: “Экстремальные ситуации в образовательном процессе начальной школы: модели профилактики, направления подготовки будущего учителя, тактики экстренной помощи детям”. Номер проекта: 13-16-71006 в РГНФ

Источник

Основные особенности экстремальных ситуаций

Что считается экстремальной ситуацией

Экстремальные ситуации — те, что выходят за границы нормального существования и имеющегося жизненного опыта, связаны с непосредственной угрозой для здоровья и жизни человека, требуют от него принятия ответственных решений в ограниченный промежуток времени.

Отличительной особенностью их является исключительная опасность происходящих событий, которые ставят человека на грань выживания и приводят к пороговому уровню адаптации. Ему приходится взаимодействовать со сверхсложной обстановкой в условиях стресса и ограниченности информации, невозможности спрогнозировать развитие событий.

Все экстремальные ситуации, включая вооруженные конфликты, кризисы, аварии и катастрофы, стихийные бедствия имеют ряд общих признаков:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Экстремальная ситуация заставляет индивида пережить сильнейший стресс и бороться за свое существование и жизнь попавших в беду людей.

Нахождение в ситуации неопределенности и непредсказуемости выявляет скрытый потенциал человеческих возможностей, включает процесс трансформации личности, стимулируя его духовное развитие (поиск смысла происходящего) и проявление морально-нравственных качеств (поддержка и помощь остальным участникам).

Экстремальное событие и экстремальная ситуация

В психологии близким по смыслу к экстремальной ситуации является понятие экстремального события. Оно трактуется как крайне редкое и исключительное, не имеющее системного характера. Оказывает на индивида значительное психологическое влияние и имеет для него значимые социальные последствия.

Эти два понятия имеют как общие черты, так и отличия. Основные отличия экстремального события от ситуации:

Среди объединяющих их характеристик можно отметить:

Виды экстремальных ситуаций

Все экстремальные ситуации можно классифицировать по ряду признаков:

В отдельную категорию обычно выводят экстремальные ситуации, связанные с опасными видами спорта (гонки на больших скоростях, подводное плавание, занятия спелеологией и альпинизмом). В отличие от остальных случаев, здесь обычно присутствуют элементы прогнозирования, можно заранее предусмотреть возможность экстремальной ситуации и разработать план по проведению спасательных работ.

По этому же принципу иногда рассматривают отдельно все ситуации, имеющие отношения к военным действиям. Приведенная классификация основана на характеристиках самой ситуации (источник возникновения, скорость распространения, масштаб, ущерб), что является необходимым для определения способа ликвидации ситуации и помощи пострадавшим.

Ее можно дополнить важным пунктом — наличием человеческого фактора, который играет огромную роль в образовании экстремальной ситуации. Человек причастен ко всему, кроме разве что таких стихийных бедствий, как землетрясения, смерчи, цунами или упавший метеорит.

Склонность людей к агрессии, стремление к власти, безответственное отношение к должностным обязанностям, природным ресурсам приводят к развязыванию военных конфликтов, террористическим актам, техногенным катастрофам, к созданию предпосылок для распространения пожаров и наводнений, авариям на транспорте и в быту, несчастным случаям.

Способы борьбы с экстремальными ситуациями

Основная роль в борьбе с экстремальными ситуациями отводится сотрудникам органов министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС), отвечающих за безопасность гражданского населения. Именно от их действий зависит успешность операций по спасению людей, природных и технических объектов. Задача рядовых граждан — правильное поведение при попадании в подобную ситуацию, чтобы облегчить спасателям их задачу.

Рассмотрим основные правила поведения в различных ситуациях.

Как себя вести, если оказался в заложниках

Как себя вести при пожаре

В квартире

В лесу

В торговом центре

Как вести себя, оказавшись в воде

Как действовать при обрушении здания

Как действовать, оказавшись в завале

Как действовать во время урагана, смерча

Как вести себя при радиационной аварии

Существует три способа защиты от радиации:

В случае нахождения на местности, где произошла радиоактивная авария, надо соблюдать определенные правила:

Источник

Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

Экстренная ситуация это что. Смотреть фото Экстренная ситуация это что. Смотреть картинку Экстренная ситуация это что. Картинка про Экстренная ситуация это что. Фото Экстренная ситуация это что

Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация— это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

Поведение в ЭС и ЧС

Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

Известна старая притча о страхе.

Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить ( хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию :

как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

как испытание, характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *