Экзистенциальный стыд что такое
6. Экзистенциальный стыд
6. Экзистенциальный стыд
Мы различаем экзистенциальный стыд и стыд атрибутивный.
Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, сравнение с которой порождает эту эмоцию. Мне стыдно, что у меня рост маловат, или родители не те, или нос не имеет нужной конфигурации и тому подобные вещи. Например, рослые девочки обязательно сутулятся. Стыд преобразовывает строение тела; он может вызывать спазмы сосудов, питающих орган, и способствовать заболеванию. Все это — следствие атрибутивного стыда. Атрибут — это свойство, поэтому стыд, возникающий вследствие отклонения от какого-то ожидаемого свойства, которое индивид приписывает себе, я называю атрибутивным стыдом.
Фиксированное глубинное рассогласование полностью оторвано от реальности и подлинных свойств человека. Если человек имеет «Я — неумный, неспособный, недалекий человек», то он гремя вносит поправку, подгоняя себя под эту черту, даже если он и успешен. Однако сама черта, благодаря рационализации, остается неизменной. Им бессознательно думается так: «Мне удавалось решить эту трудную задачу, но это случайность, я все равно глупый»; «Она восхищается мной, считает сильным и красивым, но это заблуждение, вызванное тем, что она или глупа или не понимает меня». Женщина думает: «Этот мужчина восхищался мной. Думаю, что это простое проявление вежливости или благодарности воспитанного человека. Ему не хотелось обижать меня, показав, насколько я неприятна в сексе». Видно, что в данном случае рассогласование между отрицательной чертой и положительным поведением поддерживается путем упорного навязчивого приписывания себе этих отрицательных черт. Точнее, это боль от рассогласования с плохим критерием, когда мы видели стыд от незаслуженной похвалы. «Меня похвалили, но я на самом деле плохой, и они во мне ошибаются». Человек с таким комплексом неполноценности парализован и постоянно ошибается, как это происходит в притче о незадачливом столяре-надомнике.
Читайте также
Экзистенциальный стыд и комплекс неполноценности
Экзистенциальный стыд и комплекс неполноценности Комплекс неполноценности связан со стыдом в связи с какой-то существенной чертой человека, индивидуальной или ядерной чертой.Здесь дело обстоит сложнее. Этот стыд, чувство неполноценности образуется, впрочем,
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ Психология начала признавать существование неудовлетворенности у преуспевающих людей в пятидесятые годы. До этого психотерапевты занимались лечением невротиков – людей, которые не смогли справиться со всеми обычными задачами развития и по
Экзистенциальный софизм
Экзистенциальный софизм У логики существует любопытная особенность, которая заключается в том, что утверждения, относящиеся к целому классу, фактически не сообщают нам, имеется ли в этом классе хоть один член.Все кошки самолюбивы.(Это утверждение говорит нам, что если
Глава 2. Экзистенциальный критерий в теории личности З. Фрейда
Глава 2. Экзистенциальный критерий в теории личности З. Фрейда Рассмотрение теории личности З. Фрейда следует начать с изложения его общих представлений о структуре личности. Как считает З. Фрейд, личность человека состоит из трех основных структурных областей, или
Глава 3. Экзистенциальный критерий в теории личности А. Адлера
Глава 3. Экзистенциальный критерий в теории личности А. Адлера Знакомство с теорией личности А. Адлера следует начать с одного из базовых ее положений, которое характеризует жизнь человека в целом как явление телеологическое. Это означает, что самой природе человеческой
Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла
Глава 6. Экзистенциальный критерий в теории личности В. Франкла Изложение теории личности В. Франкла мы начнем с рассмотрения его общих представлений о природе человека. Как он считает, природе человека свойственно многообразие разнородных форм бытия, которые
ЛЕКЦИЯ 8. Экзистенциальный анализ и логотерапия: В. Франкл
ЛЕКЦИЯ 8. Экзистенциальный анализ и логотерапия: В. Франкл Это направление еще не канонизировано, а Виктор Франкл (1905–1992) — наш современник. В 1985 г. он приезжал в Советский Союз. Он успешно прочитал в Московском университете две лекции, которое собрали большую аудиторию со
ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»?
ЧТО ЗНАЧИТ «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ»? Для многих философски образованных людей этот термин несет в себе целый ряд значений: христианский экзистенциализм Кьеркегора, ставящий во главу угла свободу и возможность выбора; антирелигиозный детерминизм Ницше; акцент Хайдеггера на
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ДИМЕНЗИОНАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ[76]
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ДИМЕНЗИОНАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ[76] Экзистенциальный анализ (Existenzanalyse) и ло-готерапия в действительности одно и то же, поскольку и то и другое является определенными аспектами одной и той же теории[77]. Однако Existenzanalyse не следует путать с Daseinanalyse, хотя оба
Экзистенциальный прыжок в сейчас
Экзистенциальный прыжок в сейчас Эта паника диалектики обычно обесцвечивается и сменяется тюрьмой «метажизни», как я ее называю. Существеннейшая проблема психотерапии, а также непреодолимая трудность, против которой каждый из нас ведет бесконечную борьбу, —
III. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
III. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Реконструкция внутреннего мира пациента для феноменолога может быть целью самой по себе, но если он экзистенциальный аналитик, то это только часть его задачи. Однако здесь необходимо прояснить различие между экзистенциальной философией,
Экзистенциальный тупик
Экзистенциальный тупик На Рождество 1963 года Перлз был приглашен на конференцию в Эсаленский институт. Этот визит стал еще одним поворотным пунктом в его полной перемен жизни.Эсален находиться на диком побережье Тихого Океана в Калифорнии. Институт был основан в 1961 году
Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация
Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация Частой жалобой пациентов является отсутствие смысла жизни. Они охвачены переживаниями своей внутренней пустоты, вакуума внутри себя; они попадают в ситуацию, которую В. Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом».
Экзистенциальный стыд и комплекс неполноценности
Экзистенциальный стыд и комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности связан со стыдом в связи с какой-то существенной чертой человека, индивидуальной или ядерной чертой.
Здесь дело обстоит сложнее. Этот стыд, чувство неполноценности образуется, впрочем, родителями. Если ребенок развивается, то на первой стадии он становится объектом экзистенциальной любви. Его любят только за то, что он есть, существует, не зависимо от того, хороший он или плохой. Женщина устроена так, что она преодолевает какие-то психологические сложности: чем хуже ребенок, тем она его сильнее любит на определенной стадии. И это естественно. И не только женщина, но и животные. Но я не буду рассказывать об экспериментах, как это доказано. Но я вам скажу точно, что это доказано: чем больше психической энергии тратится на общение, тем больше возрастает ценность. Поэтому мир устроен так, что хилые и слабые в большей мере получают любовь матери, когда ребенок маленький. И в этом случае он входит в жизнь, защищенный от комплекса неполноценности, даже если он больной и хилый. Но следующая фаза развития состоит в культивировании атрибутивной любви, любви, когда любят за что-то. Те матери, которые слишком быстро перешли на стезю воспитания, культивируют атрибутивную любовь, то есть ты хороший, потому что ты хорошо себя ведешь, и, следовательно, за это я тебя и люблю. И она обращается с ним так, когда он хороший, когда он умный, когда он собирает игрушки. Когда он слушается, она его любит. Формируется атрибутивная любовь. Это естественный процесс социализации.
Любовь является мощным фактором усиления черт человека, которые признаются. Поэтому, если мама имеет какую-то систему ценностей, в соответствии с которой она всякий раз, когда проявляется поведение подобного рода, реагирует эмоционально, то все зависит от того, какая это система ценностей. Если, скажем, какой-то порок восхищает ее, например чрезмерная драчливость, то ее сын будет драчливым и погибнет где-нибудь в тюрьме, если не найдет достойного социального применения, да и в ОМОНе трудно ему выжить.
Читайте также
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ Моя племянница заканчивает школу. Учится неплохо, в основном на четверки. Но еще несколько лет назад я поняла, что у нее развивается своеобразный комплекс неполноценности – ей кажется, что она глупее других. Дома жалуется, что не может внятно
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности Труднее всего познать самого себя. Вивекананда 308. Чтобы избавиться от этого комплекса, нужно четко разобраться в сути явления.Речь идет о «моральной» болезни. Речь идет о психическом расстройстве. При этом человек постоянно чувствует свою
4.8. Иерархия и комплекс неполноценности
4.8. Иерархия и комплекс неполноценности Как мы уже говорили, у животных конфликты часто разрешаются без боя, если одна особь явно крупнее другой. Зачем драться, если заранее ясно, кто сильнее?В некоторых первобытных обществах, например в Полинезии и у ряда племен
6. Экзистенциальный стыд
6. Экзистенциальный стыд Мы различаем экзистенциальный стыд и стыд атрибутивный.Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, сравнение с которой порождает эту эмоцию. Мне стыдно, что у меня рост маловат, или родители не те, или нос не
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности Третьим распространенным эмоциональным комплексом, причиняющим нам страдания, является так называемый комплекс неполноценности. Наличие этого комплекса порождает у человека чувство неадекватности, неполноценности себя как личности. Человек,
3.3. Комплекс неполноценности у женщин
3.3. Комплекс неполноценности у женщин Сцена в Эдеме, древо жизни, мужчина, женщина, змий не являются случайными образами, возникшими в какой-то одной культуре; символическое обозначение змеи в различных формах встречается во многих космогониях, в древнейших мифах
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности Основу его составляют чувства поистине универсальные, присущие всем и каждому. Чаще всего, конечно, они скрыты от глаз; под показным высокомерием, наглостью, бравадой всегда скрывается самоощущение ущербности. Тот же компенсационный механизм
Комплекс физической неполноценности
Комплекс физической неполноценности Как было сказано, застенчивые молодые люди страдают в основном из-за неумения поддержать разговор. Их молчаливость воспринимается как признак тупости.У детей и подростков иные ценности. Для них важнее интеллекта физическая сила. Они
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности Первый самый сильный комплекс – мой любимый комплекс, на котором я очень люблю играть – комплекс неполноценности. Как им управлять? Доказывая свою полноценность, человек может творить чудеса.У меня есть один очень хороший знакомый по прозвищу
Глава 3. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства
Глава 3. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства Мы видели, что каждый симптом в жизни человека проявляется в динамике, то есть в развитии. Поэтому можно сказать, что у него есть прошлое и будущее. Будущее неразрывно связано с нашими стремлениями и целью, тогда
6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
6 КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ РАННЕЕ ДЕТСТВОТеперь мы можем понять, что отношение обделенных жизнью детей к жизни как таковой и к себе подобным отличается от взглядов тех, для кого бытие было радостью с самого раннего возраста. Мы можем констатировать следующий непреложный
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности Человек постоянно сравнивает себя с другими, причем подобные сравнения приводят к единственному выводу: «Я хуже. У меня хуже (внешность, успехи, условия, работа и все остальное)». Страдающий муками комплекса неполноценности завидует
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ От ее кислой физиономии прокисало даже кипяченое молоко.Д.Е.Чувство собственной неполноценности является следствием низкой самооценки человека, сравнивающего себя (какие-то свои качества, способности и возможности, жизненные перспективы) и
Базовый комплекс неполноценности
Базовый комплекс неполноценности Увы, практически не существует людей, которым не присущи те или иные психологические комплексы. Комплексы осложняют нашу жизнь. Но с ними можно справиться. А начать – с так называемого базового комплекса неполноценности.В его основе
Базовый комплекс неполноценности
Базовый комплекс неполноценности Увы, практически не существует людей, которым не присущи те или иные психологические комплексы. Комплексы осложняют нашу жизнь. Но с ними можно справиться. А начать – с так называемого базового комплекса неполноценности.В его основе
Комплекс неполноценности
Комплекс неполноценности 1 Чувство собственной ущербности приобретается человеком в детском возрасте и возникает как следствие отношения к нему со стороны взрослых. Всем родителям хочется, чтобы их чадо было красивым, смышленым и ловким, чтобы все понимало и слушалось
а) Психологический и экзистенциальный стыд.
а) Психологический и экзистенциальный стыд.
Экзистенция стыдится по аналогии с сознанием недостаточности в психологическом стыде, потому что экзистенция в своей объективности как таковой всегда обладает также сознанием своей слабости. Ибо она становится неистинной, если ее объективацию принимают за саму экзистенцию, а не только за явление ее, всегда также и сомнительное в своей объективности; она не может ни выступать как утверждение своего бытия-экзистенцией, ни выдвигать притязания на признание (Anspruch auf Anerkanntwerden) в качестве экзистенции, и не может, как воля к экзистенции, трактовать экзистенцию как некоторую цель. Повсюду, где она говорит и где возникает хотя бы даже только возможность подобного толкования, экзистенция стыдится своей слабости. Она не имеет права становиться объективной, разве только косвенно. Поэтому молчание экзистенции перед самой собою и перед другими есть самое сокровенное в ее действенном явлении, несвоевременному расцветанию которого противится ее стыд.
Экзистенциальный стыд производит отстранение, в котором как таковом еще не осуществляется никакой исток; но он бережет возможность, чтобы она не растаяла.
Читайте также
Стыд Краска стыда – ливрея добродетели.Ф. Бэкон 2, 74Стыдливость указывает на внутренний предел человеческого греха; когда человек кра снеет, начинается его более благородное я.Гейбель 1, 184Презрение к доброму имени называется бесстыдством.Т. ГоббсДолжно стыдиться самого
3. Стыд.
в) Предохраняющий и разрушающий стыд.
Глава XIV. Стыд и слава: Т. Э. Лоуренс*
Глава XIV. Стыд и слава: Т. Э. Лоуренс* Кажется, пустыня и ее восприятие, или восприятие арабов в пустыне, проходят через некоторые гетевские моменты. Есть свет, с самого начала, но этот свет еще не воспринимается. Речь, скорее, о чистой, незримой, бесцветной, бесформенной,
Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Если бы следствием шока будущего были только физические заболевания, их можно было бы легко предупредить и излечить. Но шок будущего поражает и психику. В то время как тело разрушается под напряженным воздействием окружающей
1. Ранний, не-психологический подход к толкованию снов
1. Ранний, не-психологический подход к толкованию снов История толкования снов начинается с попыток понять их смысл, понять, что в действительности происходит с душой, лишенной телесной оболочки, понять голоса духов и призраков. При этом сновидения не рассматривались как
2. Психологический подход к толкованию снов
2. Психологический подход к толкованию снов В отличие от не-психологического подхода к толкованию снов, при котором сновидение рассматривается как выражение «реальных» событий или знамение внешних сил, в основе психологического подхода – попытка понять сновидение как
Глава 4. Психологический взгляд на проблему греха
Глава 4. Психологический взгляд на проблему греха Грех как поступок, состояние и свойство личности. То, что у других мы называем грехом, у себя мы считаем экспериментом. Ральф Эмерсон С точки зрения науки психологии, то что люди называют грехом, может иметь совершенно
СТЫД Теория: Тут все уже написано другими. Мне нечего добавлять.Процесс: 1. Чего бы (еще) Вы могли устыдиться? 2. Чего бы (еще) Вы могли не стыдиться?
Гордость или стыд
Гордость или стыд Сэр, однажды кто-то спросил Раману Махариши: «В случае обретения Индией независимости от Англии, имеют ли право индивидуумы, принимавшие в этом участие, гордиться этим?» И он ответил: «Теоретически, нет. Но поскольку мы все считаем себя индивидуумами, то
Стыд (Honte)
Стыд (Honte) Отнюдь не чувство вины, потому что можно испытывать стыд, зная, что ты ни в чем не виноват. Именно такого рода страдание причиняет нам насмешливый чужой взгляд – мы чувствуем себя нелепо и жалко. Иногда для этого бывает достаточно неловкости, физического
Стыд как побочный экзистенциальный эффект культуры
Дата публикации: 19.09.2017 2017-09-19
Статья просмотрена: 342 раза
Библиографическое описание:
Тюкмаева, А. М. Стыд как побочный экзистенциальный эффект культуры / А. М. Тюкмаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 37 (171). — С. 135-140. — URL: https://moluch.ru/archive/171/45623/ (дата обращения: 21.12.2021).
Экспозицией изложенных размышлений является философская энудация стыда как побочного экзистенциального эффекта культуры. Самородным продуктом эволюции явилось возникновение чрезвычайно сложного полиэдрического феномена — культуры. Острая потребность формирования, т. е. преднамеренного контроля процесса социализации индивида, способствовала возникновению и императивному внедрению константных парадигм бытийного восприятия. Имплементированные средства и методы генерирования форм общественного сознания скоординировали дальнейшее функционирование социально-урегулированной системы общественного симбиоза. Неестественная попытка интернирования природы человеком строго канонизировала социальные конфигурации всеобще заданных формаций. Побочным эффектом корректуры природы человеческого сознания посредством имплантированных патрулирующих циркуляров явилось возникновение аугментационно-воспаленных аффектов. Аффективное триединство стыда, вины и совести как коллятеральный продукт культуры латентно зафиксировалось в экзистенции человека. Итогом полученных философских размышлений становится самоликвидация сентимента кумулятивного дискомфорта. Осуществление линейной ректификации сложнейших умозрительных процессов психики позволит субъекту оказаться за их регулятивными пределами.
Ключевые слова: стыд, сентимент кумулятивного дискомфорта, коллятеральный аффект, аугментационно-воспалённый аффект, социальное неравенство, естественное неравенство, асоциальность, рестрикции культуры, самоликвидация
Стыд как лумпсум консциентально-физиологических абсцессов и пароксических эйекций активизируется в пределах социального неравенства, вызывая острое ощущение ущербности, неполноценности и закомплексованности.
Ингерентной особенностью психики современного человека является сентимент кумулятивного дискомфорта — стыда. Изрядное количество философов приложили огромные усилия для иллюстрации стыда как острой философской проблемы, перманентно требующей детального разрешения. Инкорпорирование стыда в инвентарь массивных дилемм неотвратимо прогнозируется в силу пернициозных воздействий побочного экзистенциального эффекта культуры. Эскамотированным препятствием на путях дешифрирования коллятеральных аффектов выступают те окаменевшие правила нравственности, без которых основная функция культуры утратила бы свою потенциальную убедительность. Колоссальная плеяда мыслителей споткнулись о копролиты морали, религии и права, свернув с рационально-аналитической аутопсии в трансцедентальную пропасть. Миопические соображения, чередовавшиеся на протяжении двух тысячелетий, запятнали заблуждениями весь понятийно-категориальный аппарат философии.
Одно из ранних упоминаний о стыде восходит к греческому пантеону богов, а именно к Зевсу, обогатившему человеческий род удручающим переживанием бесчестия. Стыд обеспечивал интеграцию человеческого рода, препятствуя гибели и препирательству.
Представители авраамических религий, избегая интеллигибельной экспертизы, покрыли тему стыда толстым слоем апокрифичной пыли. Основатель русской религиозной философии Владимир Соловьев, наивно изъяснивший семантику коллятерального аффекта, отважился употребить абсурдную экспликацию данного сентимента. Генезисом кумулятивного дискомфорта выступают естественные причины — природная совесть, которая, в свою очередь, отражает общественный стыд. Комплементарность побочного экзистенциально эффекта культуры с понятием ингерентного естества разбивается о стальной фундамент эмпирии. Отсутствие шерсти и хвоста, способность к прямохождению, отличительные морфофункциональные особенности тела, эфемерно возвышающие человека над представителями низших эволюционных стадий, не исключает его из класса млекопитающих и типа хордовых. Не свойственное для животных чувство стыда, выражаемое в ассертивности в отношении своего внешнего облика, копуляции и дефекации, констатирует суррогатное явление стыда, вытекающее из социально-культурных деформаций.
Знаменитый русский писатель Салтыков-Щедрин наделял сентимент кумулятивного дискомфорта животворящей силой, обладающей полезными для человека свойствами. Демаскируя сущность религиозных концепций, консолидируя постулаты атеизма, диаметрально-противоположным образом изъяснил сущность стыда, находясь под догматическим пургативом. Попытка христианства прояснить стыд в форме прозаичного нравственного сознания, оперируя феноменом естественной склонности человека к испытанию чувства смущения, разлагается при соприкосновении с действительностью.
Африканские племена в условиях характерного эксгибиционизма и сакраментальных форм перверсий, не относят подобные проявления к чему-то постыдному, способному ущемить нормы общественной благопристойности. Релятивистская интенция сентимента кумулятивного дискомфорта — стыда, проявляется в результате компарирования многообразных и парадоксальных форм культур, складывающихся на протяжении длительного исторического цикла.
Вывод: для того чтобы претерпеть диссонанс аугментационно-воспалённого аффекта необходимо иметь представление о постыдно-инкриминированном модусе той или иной социальной среды. Всплеск коллятерального аффекта скоммутирован с детекцией безнравственного поступка в социокультурных границах.
Традиция ислама описывает природу коллятерального аффекта как признак истинной веры. Стыд, облагораживающий душу человека причисляется к добродетельным качествам, предотвращая нарушение религиозных предписаний. Исламский правовед и хадисовед имам ат-Тирмизи, осмыслив речь посланника Аллаха, пояснил: «Стыд является признаком веры, а вера в Раю, а бесстыдство- признак чёрствости, а чёрствость в Аду». Если очистить данную цитату от догматической коррозии, то она приобретает черты адекватности в следующем выражении: «Стыд является признаком рабства, а рабство в культуре, а бесстыдство признак свободы, а свобода в естестве». Затрагивая разнообразные религиозно-правовые стороны ислама, Имам ат-Тирмизи, так и не узрел не отягощенные компликациями истины. Конец его жизни был отягощен потерей зрения, однако худшим его наказанием была неизменная ментальная слепота. Позор как экстраполяция стыда становится сдерживающим элементом. Ментальность среднестатистической исламской семьи, беспрекословно следующей законам шариата, проявляется исключительно на модусе социального позора. Урегулированием критического положения становятся телесные экзекуции и принудительный остракизм, знаменующие резекцию греха. Безразличие к порицаемым деяниям, бесстыдство и гордыня причисляются к тяжким грехам. Стыдливость, согласно Ибн Раджабу, дифференцируется на врождённую и приобретённую. Первая, являясь величайшим благом, относится к числу священных нравов, дарованных создателем. Приобретённая стыдливость вытекает из познания божественного откровения, являясь наивысшим признаком веры. Стремление к конфирмированию семантики коллятерального аффекта в качестве имманентно-врождённого свойства — опрометчивый шаг мусульманского теолога. Родившись вдали от обезумевших масс, во внеконфессиональных условиях обитания, человек обнаружит себя нагим и одиноким. Никакие трансцедентальные силы не сформируют в его сознании синтетические проявления рассудка. Понятия стыда, вины и совести возникнут только в случае инкорпорации к определённой социально-опосредованной группе, в которой данные проявления рассудка выполняют функцию общественного регулятора.
В рамках иудаизма возникновение стыда есть следствие разрыва внутренней сущности человека и его внешнего облика. Необходимым условием становится комплементарность имплицитных и эксплицитных черт, образующих монолитную симметрию. Возникающий диссонанс как следствие несоответствия внутреннего и внешнего порождает стыд. Появление первых людей Адама и Хавы не связан с природой коллятерального аффекта ввиду отсутствия разрыва между душевным и телесным. Первородных грех детерминировал превращение человека в элемент материального мира, поправши исконно установленную симметрию души и тела. Утратив божественную сущность, Адам и Хава, оказались в чертогах низменного мироздания, испытав первое чувство стыда. Сентимент кумулятивного дискомфорта вызвал потребность беспрерывного маскирования телесного, выразившегося в сокрытии собственной наготы.
Вывод: понимание стыда в рамках авраамических религий возникает вследствие упадка религиозно-нравственных традиций, поддерживающих благочестие и праведность, а бесстыдство причисляется к порокам, очерняющим душу.
Аристотель проводит аналогию сентимента кумулятивного дискомфорта с группой тревожных расстройств — танатофобией. Уподобление данных диспаратных волнений ирреально. Страх смерти есть результат врожденного инстинкта самосохранения, являющийся доминантно-определяющим в человеческой экзистенции. Стыд есть побочный экзистенциальный эффект культуры, суррогат, образовавшийся синтетически. Проведение подобной параллели связано с тем, что Аристотель никогда не испытывал приближение панического ужаса смерти. Состояние агонии тотально элиминирует сентимент кумулятивного дискомфорта. Древнегреческий философ определяет стыдливость в качестве медиальной страсти, находящейся между бесстыдством и робостью. Коллятеральный аффект тождественен, по Аристотелю, с бесчестием. Оттеняющим свойством стыда выступает не каузальный исход данного сентимента, а бесчестие само по себе. Важным критерием переживания консциентально-физиологических абсцессов в присутствии посторонних является тот коэффициент уважения, который мы испытываем к наблюдателю.
Нидерландский философ-рационалист Бенедикт Спиноза референтирует семантику стыда в качестве диссонанса между личностным и общественным, сопровождающийся характерным порицанием. В результате нарушается целостная самость субъекта, расслаивается представление о целостности личной самоиндефикации. Представленная рецептура, обусловленная социальными дефинициями господствующих парадигм, находит свое адекватное отражение в действительности. Возрастающий конформизм формирует строгую гетерогенную систему, имеющую определенное моральное, религиозное и идеологическое содержание. Игнорирование условий социального механизма усиливает процесс общественной стратификации, образуя разрыв личностного и общественного.
Фундаментальным критерием интенсификации сентимента кумулятивного дискомфорта является обсервация иного субъекта. Жан-Поль Сартр охарактеризовал сентимент стыда «единичным страхом трех измерений», осветив действие акцидентного аффекта сквозь наблюдения Другого, воспринимающего первого как объект. Освобождение от вериг отрицательного сентимента представляется возможным посредством сокрытия себя от посторонних взглядов, стремлением к уединению. Таким образом, возникновение стыда скоммутированно с экзистенцией Другого как некого привилегированного объекта, организующего пространство, но вызывая дезорганизацию личного универсума. Потенциальная возможность становления объектом Другого, способного к восприятию и оценке, секвестирует личную свободу. Ограничение собственных возможностей, процесс самопознания осуществляется через экзистенцию Другого.
В психоанализе сентимент кумулятивного дискомфорта синхронизирован с сентиментом вины. Возникновение тяжкого душевного терзания вытекает из Эдипова комплекса, аугментация которого активирует позиции «Сверх-Я» над «Я», образуя бессознательный сентимент вины, перерастающий в невроз. Согласно Фрейду, период раннего детства не осложнен переживанием коллятерального аффекта. Свойственный детям ингерентный эксгибиционизм вытекает из слабой восприимчивости рестрикций культуры, имплантация которых наступает позднее. Комплекс врождённых тенденций и стремлений ребёнка, выражающиеся в формах поведения, изоморфен животному миру. Следующий этап развития связан с интенсивной восприимчивостью культурных инъекцией, устанавливающих компоненты социального табуирования. По Фрейду, первым признаком глупости является полное отсутствие стыда. Позиционированный характер невысокого уровня интеллекта в корреляции с консциентально-физиологическим абсцессом имеет диспаратный знаменатель. Осмысление характерных ассемблирующих элементов сентимента кумулятивного дискомфорта, освобождение от вериг социокультурных суррогатов, напротив, определяется высоким уровнем интеллектуального коэффициента.
Экзистенциальную интенцию приобретает коллятеральный аффект в философии Владимира Соловьева. Сентимент стыда, подобно Декартовскому cogito ergo sum, становится верификацией собственного бытия. Сентимент кумулятивного дискомфорта становится провокацией глубокой психологической экскориации — экзистенциального кризиса.
Фридрих Гегель детерминирует стыд в качестве импульса имплицитной самоагрессии, содержащую реакцию на контрадикцию собственной конъюнктуры в отношении с желаемой. Позиция Гегеля переродилась в диалектико-материалистической философии Маркса, который определил сущность стыда как гнева, обращенного вовнутрь. Однако, подобная форма проявления аффективного чувства обнаруживается бессмысленной и неразумной, вопреки добродетельной оценки раскаяния.
Иммануил Кант предпринял попытку эскамотирования сентимента кумулятивного дискомфорта в тайну природы, предназначенную для ограничения необузданного влечения. Координация коллятерального аффекта проявляется в морально-нравственных свойствах. Стыд, будучи важнейшей формой нравственного сознания вынуждает субъекта остановить свой выбор в пределах инстинктивно-бессознательного и культурно-обусловленного.
Онтологическая модальность сентимента кумулятивного дискомфорта усматривается в трудах немецкого экзистенциалиста Мартина Хайдеггера. Стыд детерминирует приуроченность человека к бытию, обнаруживая при этом свое место на границе человека и бытия. Дифференциация стыда на два контрадикторных элемента: сущность и противосущность отображает диаметрально-противоположную виргацию стыда. Коллятеральный аффект, согласно Хайдеггеру, — страж бытия. Состояние перцептивной кульминации и дегрессии растворяет границы. Ощущение самодовольства воспринимается аугментацией позиции Я, а неудовлетворенность сопровождается редукцией позиции Я, провоцируя активацию коллятерального аффекта. Положение субъекта оказывается в центре при испытании острого эмоционального потрясения. Таким образом, стыд, характеризуется как пограничное состояние, находящееся между кульминацией и дегрессией Я, отражающие онтологическое свойство аугментационно-воспалённого аффекта.
Возникновение апосематических последствий у субъекта после инкорпорирования рестрикций культуры, сопровождается рекуперацией рефлексивных симптомов нравственного самоконтроля. Ингерентная воспитательная самодисциплина выражается в отрицательно патинированном чувстве — раскаянии, за которым следует паталогически дефективная самоперцепция — вина. Пароксические эйекции формируются на почве физиологических абсцессов — страха, активизирующегося под действием инстинкта самосохранения. Наблюдаемые физиологические изменения высших психических функций, а также модификация совокупности условных и безусловных рефлексов, отражают остроэкспрессивное состояние организма. Паттерном сентимента кумулятивного дискомфорта является естественная реакция на стресс, отражающаяся в форме покраснения на парной боковой части лица человека. Парциальное покраснение как индикатор аугментационно-воспалённого аффекта способствует возникновению иррационально-автономной тревоги — эритрофобии. Экстериоризация патогенных качеств стыда образует аппарат надзора политической власти над индивидуумом. Стыд — культурный трезубец воздействия. В контексте социальных отношений он приобретает роль массового ультиматума, оппозиционного вмешательства в неурегулированные нормами права обязательства. Социальная дискредитация, выводимая из категорического воспитательного инструментария, вытесняет социокультурные девиации.
Неотъемлемым свойством аугментационно-воспалённого аффекта является социальная дифференциация — неравенство. Стыд как лумпсум консциентально-физиологических абсцессов и пароксических эйекций активизируется в пределах социального неравенства, вызывая острое ощущение ущербности, неполноценности и закомплексованности. Попытка ликвидации общественного размежевания в рамках вертикальной и горизонтальной иерархии неосуществима ввиду фундаментального исторически сформировавшегося устройства — разделения труда. Социальное неравенство как устойчивый амплидин сентимента кумулятивного дискомфорта также охватывает сферу естественной диаметральности индивидов.
В рамках гипотетической аннигиляции социального размежевания ослабление сентимента кумулятивного дискомфорта отразится исключительно в сфере материального и духовного потребления, уклонившись от самородной дифференциации. Биологическая неидентичность индивидов, проявляется в половой принадлежности, характеризующей генетические, морфологические и физиологические особенности организмов. Возрастные особенности, расовая диаметральность, физиологические свойства организма препятствуют нейтрализации коллятерального аффекта путем нивелирования.
Акцидентный импульс унижения как сферическая конфигурация автоматического контроля, сигнализирующая об эвекциях определенных интрузивных параметров, принимает вид массового регулятора самостийности субъекта. Обладатели герметического рассудка, имеющие парциальную форму социальной неуязвимости, диагностируются в психиатрии как больные диссоциальным расстройством личности. Асоциальность как форма аберрации в пределах проблематики сентимента кумулятивного дискомфорта приобретает инверсный характер. Имманентно-индифферентная позиция взаимодействия субъекта с общественной средой образует эффективную панацею от аугментационно-воспалённого аффекта. Отрасль клинической медицины, занимающаяся дефектами человеческой психики, выявив отсутствие характерной эмоциональной сферы человеческого сознания, охарактеризует подобные симптомы следствием обострённого психического расстройства — шизофрении. Нравственные ориентиры субъекта, имеющие суррогатно-релятивный характер, элиминируют мыслимую деформацию психической специфики. Восхождение интеллектуально-ассертивных к стыду индивидуумов, эмансипированных от отрицательно-побочных аффектов, ознаменует генерацию великой автономной эпохи. Консциентально-физиологический абсцесс, продуцируя линейную доместикацию субъекта, эскалирует коммуникационную уязвимость, проявляющуюся в массово-политической, экономической, идеологической и религиозной сферах. Сентимент кумулятивного дискомфорта есть mentis morbum человеческой экзистенции, культурная эпидемия всей мировой истории.
Рестрикции культуры поглощают фундаментальные сферы естественных потребностей, накладывая запреты на основные инстинктивные позывы — питание и размножение.
Индуизм, со свойственными ему симптомами абсурда, является самой травоядной религией, наложившей запрет на важнейший процесс обеспечения энергетических процессов. Исключив животный белок, являющийся основным строительным материалом нашего организма, индуизм, изъял себя из животной пищевой цепи, захватив весь растительный мир. Диетическая абстиненция, обусловленная религиозными соображениями о не причинении вреда любому живому существу, встречает серьезные противоречия. Жизненный цикл имеет не только животный, но и растительный мир, включающий в себя различные формы растений, грибов и микроорганизмов. Индуистская практика ахисмы — уменьшения зла в мире, путем ненанесения вреда, игнорирует биологический цикл флоры, причиняя огромный урон растительному миру. Индуистская культура неупотребления животного белка не находит принципа достаточного основания, как и в моральном, так и в физическом содержании. Диетическая абстиненция индуистов, принимающая болезненное состояние, демонстрирует деструктивное влияние социокультурных запретов в сфере естественных стремлений.
Половая активность человека, восходящая к фундаментальному инстинкту размножения, аналогичным образом, была узурпирована социокультурными рестрикциями. Запрет на врожденные естественные истоки человеческого опыта накладывает религия и мораль, модифицируя характерную модель человеческого поведения. Культура, разорвав естественную связь человека с природой, ограничив сферу характерных проявлений, модифицировала его как вид. Социокультурный формат организации общества, неустанно борющийся с любыми аберрационными проявлениями, идущими вразрез с религиозно-нравственными представлениями социума, соприкасается с прорывающимися наружу биологическими инстинктами. Культура рискнула бросить вызов природе, избежав при этом прямого столкновения. Создав букет мнимых физиологических изъянов, настроив человека против своего самородного естества, культура, парализовала все сильные и здоровые проявления врождённых человеческих тенденций. Благодаря культуре человек устыдился своей природы, извлек себя из естественного ложа бытия, поместив в суррогатную утробу экзистенциального субстрата.
Сфера языка, являющаяся рупором культурно-этнических стандартов, выступающая в качестве общественного регулятора, лимитируется социокультурным табуированием с помощью воспрещения ненормативных словесных формулировок. Потенциальная возможность снятия психологического напряжения, посредством употребления инвективов, имеющих экспрессивный компонент содержания, строго воспрещается ввиду стабилизации контроля. Ненормативная лексика, охватывающая внушающий перечень обсценных фразеологических сегментов, становится предметом стыда.
Сентимент кумулятивного дискомфорта как побочный экзистенциальный эффект культуры способен проявляться в двух противоположных направлениях: прямом и обратном. Прямое направление характеризуется полным усвоением специфики социокультурного аппарата, включающего в себя различные формы психических деформаций: стыда, вины и совести. Второе направление связано с обратимым процессом коллятерального аффекта. Поэтапное возвращение к первоначальному состоянию рассудка осуществляется посредством критического анализа роли культуры в развитии общества, экспериментального исследования ядра аугментационно-воспаленных аффектов, осознания суррогатной составляющей того или иного феномена.
Окольным путём двинулась современная психология, выдвинув методологию элиминации аффективных симптомов посредством констатации сентимента вины. Признание собственной провинности как средство нейтрализации сентимента кумулятивного дискомфорта, обнаруживает диаметрально-противоположные свойства. Индуцированный процесс раскаяния образует цикличность отрицательно-окрашенных воздействий побочных проявлений рассудка. Вместо извлечения комплекса болезненных составляющих психического устройства, осуществляется интенсивная имплантация и герметизация вредоносных аффектов. Таким образом, методология современной психологии нацелена на курс безрезультатной терапии, осложняющей значения первоначальных показателей. Философская энудация природы аугментационно-воспалённых аффектов позволяет ректифицировать сущность сложнейших умозрительных процессов психики и оказаться за их регулятивными пределами.
Экстериоризация стыда в сферу философской проблематики предоставит возможность адекватного понимания антропологии и природы человеческого сознания.