Элегия в музыке что это
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Музыкальные произведения под названием «Элегия»
Элегия как инструментальная пьеса, для любого музыкального инструмента или небольшого ансамбля, развивалась преимущественно на рубеже XIX—XX веков в творчестве Ферруччо Бузони, Эдварда Грига, Габриэля Форе, Сергея Рахманинова, Василия Калинникова. Особую популярность приобрела «Элегия» Массне, как в инструментальном варианте, так и в вокальной переработке. К элегии тяготели и отдельные вокальные произведения песенно-романсового жанра — например, «Элегия» из вокального цикла Модеста Мусоргского «Без солнца». Это может быть и вокальное произведение и инструментальное, и вокально-инструментальное, например, романс. У Рахманинова и Калинникова есть фортепианные элегии. Знаменита также Элегия Жюля Массне,которую исполняли Шаляпин, Карузо, Доминго и многие другие. У Листа и Грига также можно найти произведения элегического жанра. Есть произведения,относящиеся к жанру элегии и у современных авторов, например, «Элегия» Арно Бабаджаняна.
«Элегия» Арно Бабаджаняна.
«Элегия» Габриэля Форе.
Петр Чайковский. «Элегия»
Сергей Рахманинов. «Элегия»
Жюль Масне. «Элегия»
Александр Глазунов. «Элегия»
Рубрики: | Музыкальные жанры и формы Музыкальный словарь |
Метки: элегия
Процитировано 15 раз
Понравилось: 13 пользователям
Элегия как инструментальная пьеса, для любого музыкального инструмента или небольшого ансамбля, развивалась преимущественно на рубеже XIX—XX веков в творчестве Ферруччо Бузони, Эдварда Грига, Габриэля Форе, Сергея Рахманинова, Василия Калинникова. Особую популярность приобрела «Элегия» Массне, как в инструментальном варианте, так и в вокальной переработке. К элегии тяготели и отдельные вокальные произведения песенно-романсового жанра — например, «Элегия» из вокального цикла Модеста Мусоргского «Без солнца». Это может быть и вокальное произведение и инструментальное, и вокально-инструментальное, например, романс. У Рахманинова и Калинникова есть фортепианные элегии. Знаменита также Элегия Жюля Массне,которую исполняли Шаляпин, Карузо, Доминго и многие другие. У Листа и Грига также можно найти произведения элегического жанра. Есть произведения,относящиеся к жанру элегии и у современных авторов, например, «Элегия» Арно Бабаджаняна.
«Элегия» Арно Бабаджаняна.
«Элегия» Габриэля Форе.
Петр Чайковский. «Элегия»
Сергей Рахманинов. «Элегия»
Александр Глазунов. «Элегия»
Элегия
«О, где же вы, дни любви,
Печальная, проникновенная мелодия, на которую поются эти стихи, у российского слушателя в первую очередь вызывает в памяти голос Федора Ивановича Шаляпина – одного из лучших исполнителей этого произведения французского композитора Жюля Массне. «Элегия» – так оно называется. Что же означает это слово, и что имеют в виду музыканты, когда говорят об «элегических интонациях»?
Элегия – одно из тех понятий, которые объединяют литературу и музыку, существуя в обоих искусствах. В Древней Греции элегиями именовали небольшие музыкально-поэтические произведения, написанные дистихом – строфами, состоявшими строк, имеющих разный поэтический размер (гекзаметр сочетался с пентаметром). Содержание древнегреческих элегий могло быть любым – они могли повествовать о любви или о войне, содержать нравоучение или философские размышления. Но если в Элладе слово «элегия» подразумевало в первую очередь поэтическую форму, то позднее в Древнем Риме дело обстояло с точностью до наоборот: форма римских элегий была относительно свободной, а в отношении содержания установилась определенная традиция. Элегиями стали именовать любовные стихотворения, исполненные печали, повествующие о неразделенной любви, одиночестве. Именно такая элегия развивалась впоследствии в европейской литературе. Особенно любили этот жанр поэты эпохи сентиментализма, а позднее – романтики.
Образно-поэтическое содержание вокальной элегии – печальное размышление о неразделенной любви, об ушедшем счастье или даже о смерти – определило ее музыкальные черты: напевная, плавная мелодия, разворачивающаяся в медленном темпе. Как правило, элегии пишутся в минорном ладу (хотя бывают и исключения – мажорные элегии). Эти черты элегии вокальной «унаследовала» элегия инструментальная – прежде всего, фортепианная – возникшая в XIX столетии. Подобные пьесы создавали Ференц Лист, Эдвард Григ, Габриель Форе.
Что же касается «Элегии» Массне, с которой мы начали разговор, история ее весьма примечательна. Композитор создал ее как фортепианную пьесу, через несколько лет переложил для виолончели с фортепианным аккомпанементом – в таком виде она прозвучала в драме «Эриннии» Леконта де Лилля. Позднее «Элегия» – как и все музыкальные номера к этой драме – была переработана для оркестра, а затем французский поэт Луи Галле написал для нее текст. Так инструментальная элегия превратилась в вокальную.
Существовала ли в это время элегия в русской музыке? Разумеется, существовала! Элегия музыкальная пришла в Россию почти одновременно с элегией поэтической – образцы этого жанра можно встретить в творчестве Павла Ивановича Фонвизина, Александра Анисимовича Аблесимова, Дениса Васильевича Давыдова, но в первую очередь рождение русской поэтической элегии ассоциируется с именем Василия Андреевича Жуковского, точнее – с его переводом «Сельского кладбища», элегического стихотворения, написанного английским поэтом Томасом Греем. Другие элегии Жуковского – «Вечер», «Славянка», «Море» – были уже не переводными, а авторскими. Многие русские поэты XIX века создавали элегические стихотворения – Евгений Абрамович Баратынский, Константин Николаевич Батюшков, Николай Михайлович Языков. И если элегия пришла в русскую поэзию, она не могла не прийти в русский романс. Отличительной чертой русского элегического романса стало сочетание песенных оборотов с декламационными, а также относительно простая фактура фортепианной партии, зачастую напоминающая аккомпанемент, исполняемый на гитаре (впрочем, последнее не обязательно). Примеры русских романсов-элегий – «Не искушай» Михаила Ивановича Глинки, «Я помню глубоко» Александра Сергеевича Даргомыжского, «Для берегов отчизны дальней» Александра Порфирьевича Бородина. Инструментальные элегии тоже создавались русскими композиторами – и как отдельные пьесы, и как части циклических произведений. Например, Петр Ильич Чайковский назвал «Элегической пьесой» первую часть скорбного фортепианного трио «Памяти великого художника», «Элегией» названа одна из частей его Серенады для струнного оркестра (это один из тех редких случаев, когда элегия имеет мажорный лад).
Элегии создавали и композиторы ХХ столетия. В качестве примеров можно назвать третью часть Концерта для оркестра венгерского композитора Белы Бартока, «Элегическую песнь» Игоря Федоровича Стравинского или «Элегию памяти Веберна» Эрнста Кшенека.
Элегия
Е. М. Царёва.
Полезное
Смотреть что такое «Элегия» в других словарях:
ЭЛЕГИЯ — (греч. elegeia, от elegos плачевный, жалобный). Лирическое стихотворение, выражающее грустное настроение души; обыкновенно состояло из чередующихся гекзаметра и пентаметра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка
Элегия — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Рубинштейна 18, Цен … Каталог отелей
элегия — См … Словарь синонимов
Элегия — ЭЛЕГИЯ стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей… … Словарь литературных терминов
элегия — и, ж. élégie f. <гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС 1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым описуются печальныя или полюбовныя дела. Кантемир. Для чего любители, которые знают, что больше… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Элегия — занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером элегич. дистихом; в новой лит ре Э. признают всякое стих., заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преим. печальных. В. Г.… … Лермонтовская энциклопедия
ЭЛЕГИЯ — ЭЛЕГИЯ, элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.). || В… … Толковый словарь Ушакова
ЭЛЕГИЯ — ЭЛЕГИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ЭЛЕГИЯ — жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Элегия — (греч. elegeia) лирическое стихотворение грустного,задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь вслово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна:его производят от предполагаемого припева elege… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Элегия (музыка)
Эле́гия (греч. ελεγεια — жалоба) — камерное музыкальное произведение задумчивого, печального характера.
Элегия как инструментальная пьеса (для фортепиано или небольшого ансамбля) развивалась преимущественно на рубеже XIX—XX веков в творчестве Ферруччо Бузони, Эдварда Грига, Габриэля Форе, Сергея Рахманинова, Василия Калинникова. Особую популярность приобрела элегия Массне, как в инструментальном варианте, так и в вокальной переработке (прежде всего, в исполнении Шаляпина). К элегии тяготели и отдельные вокальные произведения песенно-романсового жанра — например, «Элегия» из вокального цикла Модеста Мусоргского «Без солнца».
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |