Электрический пес о чем
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – «Электрический Пёс»
(с) Борис Гребенщиков, 1980
(с) Егор Летов, 2004
(с) & (р) Выргород, 2012
Возьми в руки сингл. История начинается с обложки, с забавного пса, закусившего шнур, словно палку колбасы. Он ещё ничего не знает и вгрызается в электропровод в поиске (вечном ли?) крепких рук. Ну а зачем ему такие руки? Об этом потом. Раскрой упаковку. История продолжается рассказом Натальи Чумаковой о том, как пёс свел вместе двух мужчин, то приближающихся, то удаляющихся. И о том, как один из них сводил пса, заменив барабаны драм-машиной, а неприязнь – любовью. Послушай диск. История достигает кульминации, в которой на сцену выходят все трое: Пёс, БГ и Летов. Летов крепко держит в руках пахнущий плесенью флаг. И пускай это полотнище похоже на плавки, но реет оно возвышенно. Вот только. В этот пафосный момент под аналогичный голос певца сюжет кажется таким: герой подхватывает знамя из слабеющих рук падающего без сил автора песни. Но нет, чу! На самом деле всё не так: герой с пыхтением паровоза до Кубы проносится мимо предыдущего знаменосца, выхватывая древко из бесполезно сокращающихся в хватательном рефлексе пальцев, неуклюже забирается на свалку, именуемую баррикадой, на самой вершине спотыкается и торжественно падает носом в обезноженный табурет. Флаг же, закрепившись между дверцей холодильника и мойкой, продолжает реять всё так же возвышенно, словно ничего и не произошло. Такая вот история. А ещё. Тут бы могли быть и слова любви, но страшновато за рассудок и нрав.
Достойная песня, славные знаменосцы, неистребимый Пёс. И ещё: замечательная история, подаренная нам «Выргородом». Специально для вечно недовольных местом происхождения добавлю: история не просто замечательная, но и уникальная. Да, конечно, если бы Курт Кобейн в апреле 1994-го пораскинул мозгами в нужном направлении и спел бы «Thirsty Dog» вместо того, чтобы играть на флейте ружья, то у этих нытиков был бы повод говорить об очередном подражании Западу. Но пусть теперь Запад ждет своего Летова, а у нас эта история уже случилась.
Электрический пес о чем
Исполнитель: Гражданская оборона, Название: «Электрический пес», Стиль: рок, Год: 2012
Борис Гребенщиков признавался, что «Электрический пес» — это «злобная тирада в адрес людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым» И это справедливо: человеку свойственно ныть и сокрушаться, по поводу того, как раньше было хорошо, а сейчас стало плохо. Еще в древнеегипетских папирусах ученые обнаружили брюзжания на несносную молодежь, которая совсем от рук отбилась.
Егор Летов привык жить настоящим и тяготел к спонтанному творчеству. Песни «Аквариума» ему, в общем-то, не были близки. В середине 80-х он даже написал слегка ироничную «КБГ-рок», сплошь составленную из гребенщиковских строчек и представлявшую собой дружеский шарж на приятеля-«аквариумиста». Самого БГ Летов порою снисходительно величал «эстетом».
Тем не менее, предложение записать для трибьюта кавер на песню «Аквариума» в 2003-м лидер «ГО» воспринял с воодушевлением. Позади были успешные студийные сессии, на которых группа зафиксировала материал для будущих альбомов «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация». На этом подъеме Летов записал и «Электрического пса». К тому времени барабанщик Александр Андрюшкин отбыл домой в Тюмень, так что «Обороне» невольно пришлось воспользоваться проверенным гребенщиковским рецептом: «Я куплю себе Arp и drum-machine, и буду писаться совсем один, с двумя-тремя друзьями, мирно, до самых седин. ».
Есть и другие забавные пересечения. Ту же строчку из «Гренады» Михаила Светлова «отряд не заметил потери бойца» Гребенщиков и Летов задействовали в своем творчестве независимо друг от друга. В «Псе» есть фраза о пахнущем плесенью флаге, а незадолго до работы над кавером Летов записал песню «На х. », где, между прочим, пелось: «В моей душе черным пламенем пылает черный флаг». Так что оставим противопоставление Гребенщикова Летову на совести потенциальных героев песни «Электрический пес» и вспомним мудрого Сергея Чигракова: «Он не жалеет ни о чем, он держит дома шесть альбомов Г.О. (и пять альбомов БГ)».
Провидению было угодно распорядиться, чтобы летовская версия стояла особняком в ряду бесчисленных каверов на «Аквариум». В первый трибьют Гребенщикову «Небо и Земля» она так и не попала, а сейчас лейбл «Выргород» выпустил ее отдельным синглом, снабдив иллюстрациями Васи Ложкина и Александры Пашкиной, а также содержательным комментарием Натальи Чумаковой. И оно того стоило!
Кто такие Электрический Пёс, старик Козлодоев и мочалки, о которых пела группа АКВАРИУМ?
Прежде чем продолжить разбор хитов группы АКВАРИУМ, я хочу обратить ваше внимание на расхожее представление о Гребенщикове как исполнителе преимущественно пасторальных идиллических песен. Однако в его творчестве случались песни довольно мрачные, а иногда даже злые. Ярким примером злой сатиры от БГ может служить песня «Электрический Пёс».
«Электрический Пёс» (1981)
Несмотря на то, что в тексте действует некий загадочный Электрический Пёс (он хоть и электрический, но живее остальных персонажей этой песни), посыл довольно внятен — это резкая критика не понаслышке знакомой Гребенщикову интеллигентской богемы, окопавшейся на кухнях и ностальгирующей. По ушам хлещет уже первая строчка — «Долгая память хуже, чем сифилис…», и далее перед нами открывается мир, где «один с изумлением смотрит на Запад, а другой с восторгом глядит на Восток», «гитаристы лелеют свои фотоснимки», а «над кухней-замком возвышенно реет, похожий на плавки и пахнущий плесенью, флаг…». Прозвучало даже редкое в устах Гребенщикова слово на букву «Б».
БГ:
«Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня „Флаг над замком“. И там была строчка: „поднимать над башней мечты свой единственный флаг“. Ну, вот в песне как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи…»
В песне немало и других отсылок и цитат: из «Двойника» А. Блока («стареющий юноша»), из «Гренады» М. Светлова («Отряд не заметил потери бойца»), из «Ночного разговора» Б. Окуджавы («Ах, если б я знал это сам») и даже из «Гамлета» В. Шекспира («как не снилось и нам, мудрецам»).
«Электрический Пёс» стал одной из самых ярких песен «Синего альбома», а цепляющее соло на электрогитаре в песне исполнил флейтист и обладатель пронзительного бэк-вокала в АКВАРИУМЕ — Андрей «Дюша» Романов.
«Старик Козлодоев», «Мочалкин Блюз» (1981)
БГ:
«Я был так поражен, потому что я никак не представлял, что считающие себя серьезными москвичи смогут так легко отнести эту песню к самим себе».
Позже Гребенщикову даже пришлось пояснять особо умным журналистам, что Козлодоева он с собой не ассоциирует, а песня вообще «про старческий маразм».
Впрочем, на альбоме «Треугольник» 1981 года эта песня смотрелась вполне на месте, ибо он был задуман, как некий сборник самых абсурдных и стёбовых произведений АКВАРИУМА, некоторые из которых были сочинены ещё в начале 1970-х на стихи Анатолия Гуницкого — одного из основателей группы и поставщика совершенно безумных текстов (возьмите хотя бы «Гибралтар-Лабрадор» в исполнении В. Бутусова).
Второй хит «Треугольника» — «Мочалкин блюз» — был впервые записан ещё в 1973 году для альбома «Искушение святого Аквариума» — как раз в тандеме БГ-Гуницкий, хотя автором и музыки и слов в этой песне выступил только Борис. Слушать ту запись без слёз было невозможно. И вот, когда подвернулась возможность песню перезаписать, БГ решил пригласить в студию Тропилло своего приятеля — Сергея Курёхина. Курёхин, в отличие от музыкантов АКВАРИУМА, был профессиональным пианистом. И хотя сфера его интересов лежала больше в области джаза и авангарда, позабавиться он был тоже не прочь. Придя в ужас от исполнительского «мастерства» «аквариумистов», он быстренько взял дело в свои руки и придумал к «Мочалкиному блюзу» замечательную аранжировку.
Рояль Курёхина в этой песне и «пищалки» в «Козлодоеве» стали опознавательными знаками записи 1981 года.
Широким массам обе песни стали известны в 1987 году, когда они вошли в саундтрек перестроечного к-ф С. Соловьёва — «Асса».
Хотя записи «Треугольника» были вполне достойны, на «Мосфильме» было правило — включать в кино лишь песни, записанные на их студии. «Козлодоева» и «Мочалкин блюз» переписали заново, при этом в «Блюзе» скрипка была записана так громко, что, когда она вступала, я постоянно вздрагивал.
На пластинку «Асса» эта песня вошла с вокалом Гребенщикова. Зато в кино её исполнял скрипач Сергей Рыженко, ну, а исполнитель роли Бананана — Сергей Бугаев — только открывал рот.
Зато благодаря словарику, сопровождающему кадры с песней, народ мог полностью понять все те хипповские словечки, которыми БГ обильно усыпал «Мочалкин Блюз». Все узнали, что мочалки — это легкомысленные девушки, шуз (от англ. shoes) — обувь, прикид — одежда, а мать — панибратское обращение к девушке (и никакого намёка на инцест).
«Десять Стрел» (1982)
Замечательную фентези-песню про десять стрел на десяти ветрах я полюбил сразу, несмотря на довольно сумбурный текст. Однако далеко не сразу я узнал, что авторство самого БГ текстом и ограничивается.
По словам Гребенщикова, музыку сочинил его приятель — Юрий Дышлов, а он не удержался и за 10 минут придумал к ней слова. Как известно, БГ был большим поклонником не только восточной мудрости, но и всяких кельтских мифологических штучек — поэтому в песне тут же появились белые волки с единорогами и «лук, сплетённый из ветвей и трав».
Песня вошла в 1982 году в альбом «Акустика», где Борису подпевала Ольга Першина (в это же время она записала целый альбом на стихотворный цикл БГ про Иннокентия и Полтораки).
А в 1994 году свой пространный «медитативный» кавер на «10 стрел» записала Настя Полева, походя вставив в него проигрыш из другой песни АКВАРИУМА «Поколение Дворников».
«Иванов» (1982)
На том же альбоме «Акустика» располагалась ещё одна, знаменитая в те времена, песня о человеке со стандартной фамилией Иванов. В ней с изрядной долей грустной иронии и даже самоиронии («он живёт на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной…») описаны будни питерского интеллигента-маргинала — чтение Сартра вперемежку с пьянками-гулянками. Недаром на одном из концертов Гребенщиков предварил песню словами: «Была такая книга — „Герой нашего времени“. Вот еще один герой…».
Иванов на остановке,
В ожиданьи колесницы,
В предвкушеньи кружки пива —
В понедельник утром жизнь тяжела;
А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан — в лучшем случае пятак…
Забавно, что «простые люди» действительно не знали о таком философе-экзистенциалисте, как Жан-Поль Сартр, и вместо этого слышали «У него в кармане сахар». Сегодня же молодым людям, скорее, придётся объяснять другое — что «пятак» (5 копеек) — был в те времена обычной ценой проезда в общественном транспорте.
Что до музыки, то БГ как-то признался, что «Иванов» целиком навеян песней Брайана Ино. Какой, правда, не пояснил, но мне кажется, что имеется в виду та же самая песня, что вдохновила ещё один хит Гребенщикова — «Плоскость». А именно — «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977). Есть определённая схожесть в мелодике всех трёх песен, хотя виолончель Всеволода Гаккеля придаёт «Иванову» свой неповторимый колорит. В этой песне БГ цитирует не только Ино, но и самого себя, позаимствовав грустную строчку «сегодня тот же день, что был вчера» из своей песни «С той стороны зеркального стекла».
Борьбе с косностью существования и прозябания в своём ограниченном мирке будет посвящена и следующая песня Гребенщикова — «Прекрасный дилетант». Но о ней и о других, уже электрических боевиках группы, — в следующий раз…
Познавательный ресурс о культуре, науке и искусстве
Кур.С.Ив. ом
Сайт Курия Сергея Ивановича
АКВАРИУМ — «Электрический Пес» (БГ)
Входит в альбом «Синий альбом» (1981)
КОММЕНТАРИИ к ПЕСНЕ:
***
БГ:
«Электрический пес» родился под впечатлением от ностальгических кухонных разговоров. Это было чудовищно: на дворе 80-й год, еще ничего толком не произошло, а меня уже тогда достали эти воспоминания на тему «как все было хорошо»… И у меня прорвалась злобная тирада в адрес всех этих людей, которые вместо того, чтобы жить настоящим, все время живут прошлым.
***
Из интервью О. Сагаревой с БГ, апрель 1992 г.:
БГ: А очень любимые всеми вещи, такие как «Электрический пес», или тот же самый «Поезд в огне» несчастный — к «Аквариуму» имеют отношение очень опосредованное, и это то, что с «Аквариумом» часто путают. Это уже band ego начинает делать самые простые и ясные вещи — то, что должно быть сделано. Подсобная работа.
— Мне кажется, без этого тоже нельзя было бы обойтись…
БГ: Нет, без этого нельзя обойтись, но если бы этого не было, то «Аквариум» был бы чище…
— Я думаю, тебе не удалось бы справиться с тем, чтобы этого не было…
БГ: Так естественно, я и не пытался никогда с этим справляться.
— Имеет ли какое-то отношение песня «Электрический пёс» к механическому/электрическому псу, персонажу из роману Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»?
***
Стареющий юноша… — см.:
из стихотворения А. Блока «Двойник»:
«…Вдруг вижу — из ночи туманной,
Шатаясь, подходит ко мне
Стареющий юноша (странно,
Не снился ли мне он во сне?),
Выходит из ночи туманной
И прямо подходит ко мне.
И шепчет: «Устал я шататься,
Промозглым туманом дышать,
В чужих зеркалах отражаться
И женщин чужих целовать…»
***
…отряд не заметил потери бойца… — строчка из знаменитого стихотворения М. Светлова «Гренада» (1926), впоследствии ставшего песней:
«Отряд не заметил потери бойца
И «Яблочко»-песню допел до конца»
***
И над кухней-замком возвышенно реет / Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг… —
Реплика БГ на акустическом концерте 1982 г. «Записки о Флоре и Фауне»:
Песня, которая по нашему долгому и печальному опыту требует комментариев… Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня «Флаг над замком». И там была строчка: «…поднимать над башней мечты свой единственный флаг». Ну вот в следующей песне там как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. Он там висит, а они все считают, что флаг есть, всё в порядке… А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи…
***
Гитаристы лелеют свои фотоснимки, /А поэты торчат на чужих номерах… — См.
культура: «Гитаристы лелеют свои фотоснимки, а поэты торчат на чужих номерах». А почему? Что такого особенного делают иные представители творческих профессий, что у них порой «едет крыша»? Почему свои фотоснимки не лелеют, например, хлеборобы, учителя, шахтеры?
Гребенщиков: Еще как лелеют. Просто у них меньше возможностей красоваться на виду у всех. Ничего страшного, это естественный процесс: сначала «МОЯ жизнь в искусстве», потом «моя жизнь в ИСКУССТВЕ», потом просто жизнь, она же творчество. Настоящее же творчество замечательно лечит от гнета своего «Я».
***
Но он жив, как не снилось и нам мудрецам… — См.
В. Шекспир «Гамлет» (пер. М. Вронченко):
…»Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам»…
***
А я отвечу загадочно: «Ах если б я знал это сам»… — См.:
«Ты что потерял, моя радость, — кричу я ему,
А он отвечает: «Ах, если б я знал это сам».
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»
Как известно, слова «Ах, если б я знал это сам…» заимствованы из песни Булата Окуджавы «Ночной разговор». Но у последних двух строчек песни БГ есть и другой источник – завершающие строки песни Дилана «Ballad in Plain D» (альбом «Another Side of Bob Dylan», 1964):
Ah, my friends from the prison, they ask unto me,
«How good, how good does it feel to be free?»
And I answer them most mysteriously,
«Are birds free from the chains of the skyway?»
Стоит отметить, что «Ballad in Plain D» — одна из самых «злых» и «женоненавистнических» песен Дилана, что также отчасти делает ее похожей на «Электрического пса».
***
Наталья Чумакова (вдова Егора Летова, бас-гитаристка «Гражданской Обороны»):
В начале 2003 года мы записывали материал для «Долгой Счастливой Жизни» и «Реанимации», но думали тогда, что это будет только один альбом. В апреле пригласили из Тюмени барабанщика Сашу Андрюшкина, сделали с ним весь материал, но Егора продолжало переть, песни приходили и приходили. Так что в какой-то момент — наверное, это было уже осенью — мы стали записывать новые, уже без барабанов, только с гитаристом Саней Чеснаковым — и с драм-машиной. Мы тогда писались на агрегат, называемый портостудия «Роланд». И вот в некий момент нас спросили, не запишем ли мы что-то к намечавшемуся трибьюту Гребенщикова (или «Аквариума», не помню точно). Егор обрадовался и сказал, что как раз ему всегда нравилась одна песня и он думал ее записать. Была когда-то идея записать чужие песни – типа «Звездопада» — но уже не советские, а всяких современников. Ревякин там мог быть, например, — Егору нравилась песня «Сентябрь» — только Ревякин спеть ее не разрешил. Впрочем, речь не о том. Так вот, Егор решил, что трибьют — хороший случай записать симпатичную ему вещь. Когда спросили, что запишем, не колебался вообще ни секунды. «Электрический Пес». Мы ее где-то нашли, расписали партии и быстренько сыграли — не особо мудрствуя и под ту же драм-машину, поскольку было понятно, что Андрюшкина можно не звать — Егор уже руку на ней набил. Правда, в тот трибьют песня так и не вошла.
_______________________________________________________________________
Текст песни «Электрический Пёс»:
Долгая память хуже, чем сифилис,
Особенно в узком кругу.
Такой вакханалии воспоминаний
Не пожелать и врагу.
И стареющий юноша в поисках кайфа
Лелеет в зрачках своих вечный вопрос,
И поливает вином, и откуда-то сбоку
С прицельным вниманьем глядит электрический пес.
И мы несем свою вахту в прокуренной кухне,
В шляпах из перьев и трусах из свинца,
И если кто-то издох от удушья,
То отряд не заметил потери бойца.
И сплоченность рядов есть свидетельство дружбы —
Или страха сделать свой собственный шаг.
И над кухней-замком возвышенно реет
Похожий на плавки и пахнущий плесенью флаг.
И у каждого здесь есть излюбленный метод
Приводить в движенье сияющий прах.
Гитаристы лелеют свои фотоснимки,
А поэты торчат на чужих номерах.
Но сами давно звонят лишь друг другу,
Обсуждая, насколько прекрасен наш круг.
А этот пес вгрызается в стены
В вечном поиске новых и ласковых рук.
Но женщины — те, что могли быть, как сестры, —
Красят ядом рабочую плоскость ногтей,
И во всем, что движется, видят соперниц,
Хотя уверяют, что видят блядей.
И от таких проявлений любви к своим ближним
Мне становится страшно за рассудок и нрав.
Но этот пес не чужд парадоксов:
Он влюблен в этих женщин,
И с его точки зренья он прав.
У этой песни нет конца и начала,
Но есть эпиграф — несколько фраз:
Мы выросли в поле такого напряга,
Где любое устройство сгорает на раз.
И, логически мысля, сей пес невозможен —
Но он жив, как не снилось и нам, мудрецам.
И друзья меня спросят: «О ком эта песня?»
И я отвечу загадочно: «Ах, если б я знал это сам…»
_______________________________________________________________________
Электрический Пес – Гражданская Оборона
«Электрический Пёс» – единственный официальный сингл в истории группы «Гражданская Оборона». Был опубликован уже после смерти Егора Летова. Композиция является кавер-версией песни Бориса Гребенщикова и впервые была представлена публике в рамках трибьюта «Аквариума», организованного порталом «Лента.Ру» и приуроченного к 40-летию этого коллектива.
История «Электрического Пса» Егора Летова
В 2003 году стартовал проект «Небо и Земля», являющийся по сути трибьютом группе «Аквариум». Принять участие в записи любой песни из репертуара Бориса Гребенщикова было предложено и Егору Летову. В то время «Гражданская Оборона» только выпустила альбом «Звездопад» и приступила к работе над новым циклом, состоящим из альбомов «Долгая Счастливая Жизнь» и «Реанимация».
Как вспоминала вдова Егора Наталья Чумакова, Летов согласился принять участие в трибьюте не раздумывая. Довольно быстро он расписал партии и музыканты приступили к записи текущим составом коллектива. Вместо живых барабанов на этот раз использовалась драм-машина, поскольку тогдашний барабанщик «Г.О.» Александр Андрюшкин проживал в Тюмени и вызывать его на запись посчитали нецелесообразным.
Песню «Электрический пёс» Егор Летов сотоварищи записали в стилистике альбомов «ДСЖ» и «Реанимация». Однако, ни в названные пластинки, ни в трибьют, для которого готовился кавер, произведение в конечном итоге не вошло. Впервые трек был опубликован на портале «Лента.Ру» в 2012 году.
Единственный сингл «Гражданской Обороны»
В том же 2012 году «Электрический Пёс» вышел на компакт-дисках в виде сингла. Релиз осуществило музыкальное издательство «Выргород», для которого приберегло юбилейный каталожный номер «100». На диске представлена только одна композиция. В оформлении издания использованы работы Васи Ложкина и Александры Пашкиной.
Гражданская Оборона – Электрический пёс – слушать
Участники записи
Композиция записана осенью 2003 года в омской «Гр.Об.»-студии. Сведено там же летом 2004 года.