Электролит корректирующий что это
Выровнял плотность электролита во всех банках аккумулятора
В продолжение предыдущей записи про доливку дистиллированной водички в аккум, после двух лет эксплуатации без обслуживания.
После доливки до MAX дистиллированной водички в каждую банку (влезло 0,5 л на все 6 банок) и зарядки автоматическим зарядным устройством, током от 2 А до 0,5 А в течении 20 часов, по истечении суток эксплуатации замерил плотность электролита в банках.
Оказалось, что в средних четырех банках плотность одинаковая — 1,27, а в двух крайних банках (слева и справа) она чувствительно меньше — 1,23; 1,24.
Погуглив, почитав различные статьи по предмету выяснил, что как бы это не конец, но позаботиться о продлении жизни аккуму неплохо бы 🙂
Если зарядка не помогла выровнять плотность электролита, необходимо выровнять при помощи концентрированного электролита плотностью 1,4.
Ринулся по магазинам торгующими аккумуляторами и автомагазинам по пути следования.
К моему удивлению, концентрированного электролита нигде не было в наличии.
В одном из магзиков консультант поделился, что плотность 1,4 запрещена и не выпускается уже давненько, а стандартный корректирующий электролит плотностью 1,33, не привозили уже месяца три, в связи с какими-то предстоящими изменениями в законодательстве и скорее всего корректирующий будет еще меньшей плотности.
Правда или нет, но за что купил, за то и продаю 🙂
Доехал до авторынка, где есть множество мелких магазинчиков-палаток и в одном из них без проблем нашлась литрушка корректирующего электролита 1,33, всего за 70 руб 🙂
Итак, чего и сколько отливать/доливать…
Статьи в инете в основном старинные, т.к. аккумулятор давно уже перешел в разряд расходников и обслуживать его стремятся немногие.
За основу для расчетов взята статья с сайта — Автоэлектроника: Простенько и со вкусом
Суть корректировки плотности электролита в банке аккумулятора заключается в следующем:
а) из банки забирается некоторый объём электролита;
б) вместо него в банку добавляется тот-же объём либо дистиллированной воды (плотность 1,00) — для понижения плотности электролита в банке, либо корректирующего электролита (обычно плотностью 1,40) — для повышения плотности;
Равенство объёмов забираемой и добавляемой жидкостей используется только для упрощения всей процедуры и более простого логического осмысления её результатов.
По мере приобретения опыта, указанное равенство может нарушаться.
в) батарея включается на 30 минут на заряд номинальным током для лучшего перемешивания электролита в результате газовыделения;
г) батарея отключается от зарядного устройства и выдерживается 0,5÷2 часа для выравнивания плотности электролита в объёме банок;
д) измеряется плотность электролита в каждой банке и его уровень, оба параметра приводятся в норму.
Т.е. при необходимости, все операции а) и д) повторяются
Ниже приведена формула, при использовании которой можно применять корректирующий электролит с плотностью отличной от 1,40
где:
Vэ — объём удаляемого из банки электролита, см3,
Vб — объём электролита в одной банке, см3,
ρн — начальная плотность электролита до корректировки, г/см3,
ρк — конечная плотность, которую надо получить, г/см3,
ρд — плотность доливаемой жидкости, (вода — 1,00 г/см3 или корректирующий электролит — * г/см3)
Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.
Итак, теперь главный вопрос, какой объем электролита в нашем ISTA CALCIUM 12V 70A/h?
На него ответа так и не нашел, но решено по аналогии с размерами наших русских аккумов, взять за исходник объем в 6СТ-55 (60) — 3,8 л. По итогу вышло, что вероятно в нашем аккуме примерно 3,5 л.
По расчетам при плотности начальной 1,24, необходимо заместить на корректирующий электролит 1,33, примерно 211 см3.
Чтобы сильно не ошибиться, для начала из каждой крайней банки изъято четыре раза по 40 единиц объема указанного на колбе ареометра, итого 160 из каждой 🙂
Соответственно столько же и залито электролита 1,33
После перемешивания, перебулькивания 🙂 плотность как раз оказалась 1,27
Оставляю заряжаться на 10 ч током от 2 до 0,5 А (автоматическое зарядное) и утром плотность оказывается практически 1,32 в каждой банке.
Многовато, но это только сразу после отключения зарядки.
Через пару дней проверяю, в каждой банке ровно 1,30, во всех шести.
Повторяю процедуру с замещением небольших объемов в кажой банке на дистиллированную воду.
В этот раз из каждой банки забрал по 60 см3, взамен заливаю дистиллировку.
Полчаса подзарядил, покатался денек и на проверку.
Ну вот теперь около дела, во всех банках плотность электролита одинакова — 1,26
для стремительно надвигающегося лета в самый раз 🙂
Если все эти манипуляции помогут продлить жизнь аккуму еще года на три, то в принципе не напрягает.
Да и когда знаешь, что мерять и доливать, то совсем все просто.
Следующая проверка состояния в октябре/ноябре 🙂
PS: прошло более полутора лет с момента данной операции с корректирующим электролитом и уже после этого читал много мнений, что нельзя так корректировать плотность, правильный вариант только полной зарядкой аккума стационарным зарядником, что в итоге после полной зарядки получится перекос по плотности в банках… НО, буквально на днях заморочился полной зарядкой аккума в несколько этапов и в итоге в этих крайних банках плотность по окончанию заряда как и в остальных — 1,27 все норм.
В этот раз подвела только одна банка в середине, во всех 1,27, а в одной 1,25 после полной зарядки.
КТЦ для аккума проведены, полный заряд произведен, думаю терять нечего, с одной средней банкой повторю экзекуцию с корректирующим электролитом
Что такое корректировка плотности электролита и когда такие действия необходимы.
Существует мнение, что когда плотность электролита в аккумуляторе падает, необходимо долить электролит с плотностью 1.27г/см³. Также некоторые считают, что при заряде аккумулятора электролит выкипает.
Это не так.
Но почему аккумулятор разрядился, и что делать если он не набирает плотность даже после длительного заряда?
Необходимо продиагностировать аккумуляторную батарею, и точно выяснить причину её просадки, чтобы избежать проблем в будущем. Не выключенные на ночь габариты, современная акустика, спутниковые сигнализации, отопительные системы и всевозможные электрические приборы автомобиля потребляют очень много энергии и генератору попросту, может не хватить мощности для заряда аккумулятора.
Во время движения автомобиля, на скоростях 80 км/ч и более, аккумулятор заряжается в штатном режиме, а вот в движении по пробкам, его мощности хватает только на поддержание электроприборов.
Если аккумулятор часто недозаряжать и на его пластинах образуется сера, которая не успевает раствориться, то внутри батареи создается более крепкая кристаллическая решетка – это называется «губительной сульфатацией». Образовавшийся сульфат свинца с крупными кристаллами не позволяет этой части пластин исправно работать.
Обычно, если Ваш аккумулятор отказывается правильно работать, его надо просто зарядить. Для лучшего результата и более точной диагностики аккумулятора, его следует зарядить и разрядить несколько раз. Перед зарядом необходимо все тщательно проверить.
Для заряда такого «в хлам» разряженного аккумулятора, необходимы квалифицированные действия. Можно попробовать увеличить цикл заряда аккумуляторной батареи штатными методами, например, подольше поездить на автомобиле. Можно попробовать зарядить батарею очень маленькой силой тока, если это позволяет зарядное устройство, и несколько раз подряд разрядить батарею, предварительно дав ей остыть между зарядами. В течении всех тренировочных циклов, нужно обязательно проверять уровень электролита в аккумуляторе.
Полный цикл заряда свинцово-кислотной батареи с жидким электролитом производится напряжением 2.65 на элемент, то есть для 12В аккумулятора необходимо 15,9 – 16 вольт, при этом в будет происходить выделение газов – «кипение».
Зарядные устройства автоматического типа, предназначенные для заряда и подзаряда стартерных аккумуляторов, обычно настроены на конечный заряд, с напряжением 14,4В (2,4В на элемент). Генераторы в автомобиле настроены таким же образом (от 13,8 до 14,2В), для избегания обильного газовыделения и сохранения кузова автомобиля. Это позволяет зарядить аккумулятор только на 70-80%.
Поэтому рекомендуется подзаряжать аккумуляторы 1-2 раза в год, на отдельном оборудовании. При проведении своевременного обслуживания, срок службы аккумуляторной батареи увеличивается, а также, всегда есть возможность продиагностировать батарею и устранить поломку до возникновения неожиданных трудностей. Для стартерных аккумуляторных батарей, производители рекомендуют проводить обслуживание в авторизированных сервисах или во время технического обслуживания автомобиля не реже чем раз в полгода.
Если добавить электролит в аккумулятор, который просто долго стоял или просто недозаряжался, плотность естественно поднимется, но на небольшой период времени. Через некоторое время, лишняя сера, закрепится на пластинах, но уже новым и более крепким слоем кристаллической решетки сульфата свинца. Концентрация сульфата свинца на пластинах приведет в ускоренное действие процесс коррозии пластин. Активный, то есть рабочий слой пластины приходит в негодность и начинает отслаиваться, осыпаясь на дно в виде шлама (отходы сульфата свинца). Аккумулятор после таких неквалифицированных действий придет в еще большую негодность, чем было до добавления электролита. Плотность электролита в свинцово-кислотного аккумулятора при температуре электролита +25ºС, должна быть 1,28+-0,01г/см3. При этом напряжение батареи должно быть не более 12,8-12,9В
ВНИМАНИЕ!! В таких ситуациях, консультация специалиста просто необходима!!
Единственный случай, когда необходимо долить именно электролит, с плотностью 1.27-1.28, если Вы точно уверены, что аккумулятор В ЗАРЯЖЕННОМ виде, упал или перевернулся. Если не уверены, залейте лучше дистиллированную воду.
Корректировку плотности следует проводить в полностью заряженном аккумуляторе. После корректировки, необходимо провести выравнивающий заряд, для полного перемешивания электролита. Плотность электролита необходимо проверять каждые 30 минут. Зачастую для полной корректировки плотности, необходимо 3-5 циклов заряда, особенно в случаях с сульфатными аккумуляторами (в запущенном состоянии). Между циклами аккумулятора нужно дать остыть, для уменьшения потребления воды и полного восстановления аккумулятора.
Уровень электролита во время заряда, должен быть выше пластин, хотя бы на 5-7мм.
Если аккумулятор был перевернут и электролит вылился не из всех банок, перед корректировкой плотности, откачайте весь электролит из всех элементов аккумуляторной батареи до пластин, чтобы избежать разности плотности в банках.
Аккумулятор переворачивать нельзя, поэтому используйте спринцовку или шприц.
Если после выше приведенных действий, плотность электролита превышает допустимую норму (1.27-1.28 г/см³ при температуре 25ºС) и составляет 1.30 г/см³ или более, необходимо еще откачать некоторое количество электролита и залить дистиллированную воду.
Плохая плотность в аккумуляторе может быть и по причине короткого замыкания в элементе, тогда плотность электролита будет отсутствовать именно в этой банке.
При низкой плотности, аккумулятор может замерзнуть. Ни в коем случае не заряжайте аккумулятор до его полного оттаивания!
Как я устроил АКБ клиническую смерть… а потом пытался реанимировать…))))
Сегодня как и обещал напишу историю как я неправильно сделал ТО своему АКБ…)))
Вобщем с наступлением первых холодов и ночных заморозков решил что надо бы занести свой АКБ домой на подкормку))) Принес, посмотрел уровень электоролита в банках… оказалось что маловато в некоторых банках… и тк я от кого то слышал что на долив используют дистилированную воду долил ее (порядка 20-30гр на банку)… поставил на зарядку… и тут меня подтолкнула мысль… «Димон, померь плотность на момент начала зарядки!»… померил… 1.17 или что-то около того… Значения не придал но насторожился… Простоял ночь и на утро замерил плотность… 1.22-1.23… Я в шоке… че делать? Первая мысль что АКБ умер…((( уже начал думать ехать в магазин за новым тк с такой плотностью я далеко не уеду… Но ту внутренний голос говорит… «Димон, залезь в GooGle… не торопись…» забиваю в поисковике проблему… и тут мне прям первым выодит сайт… www.avellinfo.ru/soderzha…-sajta/akkumulyatory/korr … очень интересный сайт… рекомендую почитать… Именно на нем я вычитал что добавление дистилированной воды в АКБ ПОНИЖАЕТ плотность электролита… Вот теперь мне понятно почему плотность так резко упала. я спасен! из того же сайта вычитал что существует корректирующий электролит с плотностью 1.4… при добавлении которого в определенных пропорциях повысит ся плотность… че делать… поехал искать… везде на меня смотрели как на дурака… мол какойто электролит ему нужен ОСОБЕННЫЙ. пришлось взять хотя бы обычный 1.27 (60р)… хоть как нибудь но подниму!
Приехал домой и снова потащил АКБ на 5-й этаж и давай химичить… Взял я литровый бутыль и рассчитал что с каждой банки надо откачать примерно 160гр и столько же долить нового электролита… делал на глаз тк инфы для такой плотности нет… далее рсписывать не буду… почитайте на сайте… заряжал как написано там… 0.5 на перемешивание — 1.2 часа на отстой и выравнивание плотности… ЗАМЕР… трам-тара-рам… плотность 1.25-1.26… Радости нет предела! НО… для зимы желательно в пределах 1.27-1.29… ладно и так пока пойдет подумал я…
На следующий день я поехал менять резину на зимнюю и решил перед тем заехать еще в 2 магазина который я не заехал в первый раз… спрашиваю и мне продавщица говорит…
— Да такой электролит существует! в том году привозили а в этом пока нет еще… Хотя говорит скоро будем завозить. а вам срочно надо?
-да, желательно…
звонит при мне на склад и заказывает бутыль литровый!
-Завтра говорит приезжайте! привезут!
-спасибо!
на следующий день опять мотался по делам и как раз заехал и забрал заветную баклажку! (70р)
С новым электролитом смешивания не проводил пока… как наступят морозы все равно понесу АКБ домой и тогда попробую поднять плотность с помощью этого корректирующего электролита…
О результате обязательно отпишусь!
Спасибо всем за внимание и что осилили мою писанину! (если осилили)
Всем добра и плотности 1.27-1.29 в ваших АКБ! не повторяйте моих ошибок!
Электролитный баланс
Без электролитов в организме человека не происходит ни одного жизненно важного процесса. Они определяют кислотно-щелочной баланс, поддерживают осмотическое давление в плазме крови, выполняют другие важные функции. Без электролитов клетки перестанут взаимодействовать, мышцы – сокращаться, а нервные волокна – передавать сигналы. Все остановится. Баланс натрия, калия и хлора является значимым показателем здоровья человека, в особенности работы сердца и почек. Программа 116 «Баланс электролитов в организме» позволяет определить общее состояние здоровья и диагностировать нарушения электролитного обмена, которые приводят к серьезным последствиям – шоку, дыхательной и сердечной недостаточности, аритмии и остановке сердца.
Состав программы составлен таким образом, чтобы определить основные показатели электролитного и кислотно-щелочного баланса:
Поскольку нарушения электролитного и кислотно-щелочного баланса сопутствуют широкому спектру острых и хронических заболеваний, Программа 116 «Баланс электролитов в организме» может быть назначена как уже госпитализированным пациентам, так и только что обратившимся в отделения экстренной медицинской помощи.
Что такое электролиты и почему они так важны
Более половины массы нашего тела состоит из воды. Она является универсальным растворителем: лишь в водной среде могут протекать все сложные биохимические процессы. Вода выполняет транспортную функцию, перенося различные вещества по всему организму, а также принимая участие в выведении конечных продуктов обмена. К тому же вода является основным пластическим материалом и принимает активное участие в терморегуляции. Некоторые минералы являются важными электролитами – веществами, которые переносят электрический заряд, когда они растворены в жидкости (крови). Электролиты делятся на катионы (носители положительного заряда) и анионы (носители отрицательного заряда). К катионам относятся калий и натрий, к анионам – хлор и его соединения. Больше всего их находится в костной и мышечной тканях, а также в крови.
Электролиты помогают организму поддерживать нормальный уровень жидкости. Именно поэтому среди различных патогенетических звеньев, лежащих в основе множества заболеваний, важное место занимают нарушения электролитного баланса.
Натрий (Na+). Это основной катион внеклеточной жидкости – 96% общего количества натрия в организме содержится вне клеток. Он принимает участие в проведении возбуждения в нервных и мышечных клетках, в формировании щелочного резерва крови и транспорте ионов водорода. Натрий оказывает влияние на состояние сердечно-сосудистой системы. Поскольку избыток Na, поступающего с пищей, выводится почками, в организме постоянно поддерживается его баланс. В регуляции натриевого баланса играет важную роль адекватная выработка альдостерона корой надпочечников и нормальная работа желудочно-кишечного тракта.
Натриевый обмен тесно связан с обменом воды. Натриемия не отражает содержание общего количества натрия в организме, но тесно коррелирует с количеством воды во внеклеточном пространстве. При избытке Na вода задерживается, при дефиците – выводится.
Гипонатриемия – снижение концентрации натрия в крови. Чаще всего это обусловлено:
Гипернатриемия – повышение концентрации натрия в крови. Она может наблюдаться при водном истощении, солевой перегрузке, несахарном диабете, альдостеронизме.
Переизбыток натрия, в том числе в результате его чрезмерного поступления (злоупотребление солью и солеными продуктами) становится причиной повышения артериального давления, обезвоживания, повышения нагрузки на почки, к сухости глаз и кожи. При его нехватке вода задерживается в организме за счет действия гормона вазопрессина, что приводит к отечности, в особенности ног, застойным явлениям и сердечной недостаточности.
Гипокалиемия – снижение концентрации калия в крови. Она может быть вызвана:
При недостатке калия появляется слабость мышц, которая может привести к гиповентиляции, хронической почечной недостаточности, алкалозу, снижению толерантности к углеводам, энцефалопатии, динамической кишечной непроходимости, нарушению сердечного ритма (возможна фибрилляция).
Гиперкалиемия – повышение концентрации калия. Она может быть вызвана выходом калия из клетки вследствие ее повреждения, а также задержкой калия в организме, чаще всего из-за избыточного поступления катиона в организм. Гиперкалиемия проявляется характерными признаками нейромышечного поражения (слабость, парестезии, восходящий паралич, тошнота, рвота) и непроходимостью кишечника. Опасность этого состояния заключается в нарушении функции миокарда.
Хлор (Сl-). Это отрицательно заряженный ион, который совместно с калием и натрием помогает регулировать количество жидкости в организме и поддерживать кислотно-щелочной баланс. Хлор присутствует во всех жидкостях организма, но больше всего его содержится в крови и внеклеточном пространстве. Концентрация Сl- отражает уровень натрия и меняется пропорционально его колебаниям. Однако при нарушении кислотно-щелочного баланса уровень хлоридов в крови может колебаться вне зависимости от натрия, поскольку хлор действует в качестве буфера. Он помогает поддерживать оптимальный уровень pH в клетках, перемещаясь внутрь либо наружу при необходимости. Cl поступает в организм с едой и выводится почками.
Также программа Программа 116 «Баланс электролитов в организме» от ДИЛА включает определение уровней фосфора, ионизированного кальция и определение pH крови.
Ионизированный (свободный) кальций Ca2+. Кальций является важнейшим макроэлементом, принимающим участие в формировании костной ткани и зубов, проведении импульсов по нервным волокнам, а также в сокращении мышц, включая миокард. К тому же кальций принимает участие в процессах свертывания крови и отвечает за нормальную перистальтику кишечника, предотвращение запоров и аллергических реакций, регулирует синтез кальцитонина – одного важного гормона паращитовидной железы.
На долю ионизированного кальция приходится около половины общего кальция в организме. Его концентрация изменяется в течение суток и регулируется витамином D, паратгормоном, кальцитонином.
Низкий уровень макроэлемента в сыворотке (гипокальциемия) связан с симптомами нарушения нервно-мышечного возбуждения:
При повышенной концентрации кальция (гиперкальциемии) наблюдаются снижение аппетита, тошнота, боли в животе, аритмия.
Фосфор. Этот макроэлемент необходим для формирования костной ткани и принимает участие в клеточном энергетическом обмене. Процессы метаболизма фосфора и кальция тесно связаны, поэтому для нормального усвоения минералов необходимо их определенное соотношение друг с другом. К тому же на концентрацию фосфатов оказывают влияние количество паратиреоидного гормона и витамина D. Основная часть всего фосфора сосредоточена в тканях скелета.
Недостаток фосфора (гипофосфатемии) может быть вызван:
Причиной избытка фосфора (гиперфосфатемии) может быть чрезмерное поступление минерала с пищей, гипокальциемия и поражение почек.
Ацидоз проявляется следующими симптомами:
Проявления алкалоза могут включать:
Причиной ацидоза и алкалоза в большинстве случаев является тяжелое течение основного заболевания, при котором возникающие изменения рН крови превышают возможности механизмов регуляции этого параметра.
Заключение
Помните, что любые отклонения уровня электролитов от нормы (особенно калия) опасны для жизни и здоровья, могут быстро привести к серьезным нарушениям в работе сердца и даже к смерти.
Результаты скринингового исследования позволят вам проверить баланс электролитов – важных элементов для регуляции работы сердца, мышц. Программа 116 «Баланс электролитов в организме» рекомендуется всем, кто занимается спортом или активным отдыхом (имеет увеличенные физические нагрузки), что приводит к повышенному потоотделению – значительной потери части жидкости и микроэлементов, важных для нормальной работы организма. Нарушения электролитного баланса могут быть связаны с различными факторами. На результаты влияют, как заболевания, так и питьевой режим, рацион питания, прием некоторых лекарственных препаратов. Поэтому при расшифровке результатов, постановке диагноза и назначении терапии врач обязательно учитывает все эти моменты.
Корректировка плотности электролита Аккумулятора перед зимой!
Подготовка к корректировке.
Измерение уровня электролита.
Трубка для измерения уровня электролита.
Перед проверкой плотности электролита и в процессе её корректировки необходимо контролировать уровень электролита в банках аккумулятора. У автомобильных аккумуляторов принято считать нормальным уровень электролита на 10÷15 мм выше верхней кромки пластин (сепараторов).
В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм.
Корректирующий электролит — электролит повышенной плотности (обычно 1,40 г/см3) для повышения плотности электролита АКБ или приготовления электролита нормальной плотности для заливки батарей.
Дистиллированная вода.
Добавляется в электролит для уменьшения его плотности.
1. В связи с тем что, кислота и вода имеют разную плотность, при разведении электролита или кислоты водой, следует добавлять кислоту в воду, но не наоборот.
2. Обращаться с аккумулятором нужно очень аккуратно. Его ни в коем случае нельзя переворачивать кверху дном. Это может привести к осыпанию пластин и последующему выходу аккумулятора из строя.
Определение необходимого значения плотности электролита полностью заряженного аккумулятора.
Весь период службы аккумулятора плотность электролита непрерывно меняется. Существуют обратимые изменения плотности — это нормальные заряд и разряд аккумулятора. Интервал изменения плотности электролита при изменении состояния аккумулятора от полностью разряженного до полностью заряженного и наоборот обычно составляет 0,15÷0,16 г/см3 для новой АКБ.
Но также существуют и необратимые изменения, например электролиз воды (разложение на водород и кислород) при «кипении» электролита. При этом плотность электролита повышается.
При сульфатации пластин, когда их активная поверхность покрывается слоем нерастворимого сульфата свинца или происходит осыпание активной массы пластин, что уменьшает площадь поверхности пластин, участвующую в электрохимической реакции — восстановление первоначальной плотности электролита в процессе заряда невозможно. Это приводит к необратимому снижению плотности электролита и, соответственно, сужает интервал изменения плотности в диапазоне полный разряд — полный заряд (0,15÷0,16 г/см3 — для нового, исправного аккумулятора).
Стабильно завышенная плотность электролита приводит к снижению срока службы АКБ.
Стабильно заниженная плотность приводит к снижению ЭДС и затруднению пуска двигателя, а также к повышению опасности замерзания электролита в зимний период эксплуатации.
Сначала нужно определиться, какую плотность электролита мы хотим иметь в нашей батарее применительно к климатической зоне её эксплуатации.
На этой таблице представлена температура замерзания электролита.
Например, для центральных районов России (Москва, Казань…) можно выбрать плотность электролита 1,25÷1,27 г/см3. Необходимо помнить, что на автомобиле аккумуляторная батарея, в лучшем случае, может быть заряжена на 80÷90 % её максимальной ёмкости (то есть плотность электролита будет чуть ниже, чем при полном заряде). Именно поэтому плотность электролита, исходя из температуры его замерзания (Таблица), выбирается чуть-чуть повыше, чем необходимо для обеспечения гарантированной незамерзаемости при минимальной температуре воздуха в зимний период.
Полная зарядка батареи.
Необходимо четко усвоить и неукоснительно соблюдать правило:
Проверка плотности электролита, с целью выяснения необходимости её корректировки, производится только у ПОЛНОСТЬЮ ЗАРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.
Известно, что при исправном генераторном оборудовании автомобиля и его нормальном напряжении 14,0÷14,6 В, можно зарядить АКБ лишь на 80÷90 % её максимальной ёмкости из-за неэффективности процесса заряда батареи на автомобиле.
При выборе зарядного устройства следует избегать применения «автоматических зарядных устройств» без предварительного подробного ознакомления с логикой работы его автоматики. Во многих из них автоматическое выключение режима заряда производится просто при достижении напряжения на выводах батареи величины 14,5÷14,6 В, а это не всегда обеспечивает полный заряд АКБ.
Признаком ПОЛНОГО заряда аккумулятора является постоянство величины плотности электролита и напряжения на его выводах при продолжающемся заряде в течение 2 часов.
При достижении условий полного заряда батареи, то есть постоянства напряжения на выводах и плотности электролита в течение двух часов при продолжающемся заряде, его прекращают и выдерживают батарею от 30 минут до двух часов в отключенном состоянии.
Выдержку в отключенном состоянии в течение от получаса до двух часов рекомендуется выполнять после заряда (разряда), заливки (корректировки плотности) электролита, корректировки уровня электролита. Это делается для выравнивания плотности электролита в объёме банок, снижения температуры электролита, выхода пузырьков газов, образовавшихся при «кипении». В противном случае возможно возникновение недопустимых погрешностей в измерении плотности и уровня электролита, а также напряжения на выводах АКБ.
Затем измеряется уровень электролита и его плотность в каждой банке. Если замечена значительная разница в плотности электролита между банками (более 0,01 г/см3), следует попытаться провести дополнительную, так называемую выравнивающую зарядку АКБ для выравнивания плотности между банками, при этом ток заряда можно уменьшить в 2÷3 раза по сравнению с номинальным, для уменьшения газообразования («кипения»).
Если дополнительный заряд в течение нескольких часов не приводит к выравниванию плотности электролита в банках, очевидно, требуется выровнять её путем последующей корректировки.
В заключение этого этапа работы составляется табличка с указанием плотности и уровня электролита в каждой банке. Принимается решение, какие действия производить над каждой конкретной банкой. Основанием является соотношение величины плотности электролита, принятой нами за оптимальный вариант для нашей климатической зоны, и реальной, измеренной после полного зарядааккумулятора.
Корректировка плотности электролита.
Суть корректировки плотности электролита в банке аккумулятора заключается в следующем:
а) из банки забирается некоторый объём электролита;
б) вместо него в банку добавляется тот-же объём либо дистиллированной воды (плотность 1,00 г/см3) — для понижения плотности электролита в банке, либо корректирующего электролита (обычно плотностью 1,40 г/см3) — для повышения плотности;
в) батарея включается на 30 минут на заряд номинальным током для лучшего перемешивания электролита в результате газовыделения;
г) батарея отключается от зарядного устройства и выдерживается 0,5÷2 часа для выравнивания плотности электролита в объёме банок;
д) измеряется плотность электролита в каждой банке и его уровень, оба параметра приводятся в норму. То есть, при необходимости, все операции а)÷д) повторяются.
Приведу таблица, в которой указано, «…сколько вешать в граммах», то есть указано конкретное количество в см3 удаляемого электролита и соответствующее количество доливаемой жидкости (дистиллированная вода или корректирующий электролит — в зависимости от направления изменения плотности).
Объёмы жидкостей указаны для корректировки 1 литра электролита (1000 см3). Таким образом, чтобы провести коррекцию конкретной батареи нам необходимо знать объём электролита в одной банке этой батареи в литрах. Полученные из таблицы значения необходимо умножить на объем электролита в литрах в одной банке корректируемой батареи.
Объём электролита в одной банке:
6СТ-45 — 500 см3;
6СТ-55 — 633 см3.
Примерные нормы в см3 корректировки плотности электролита в объеме 1 литра.
Таблица предусматривает использование корректирующего электролита плотностью только 1,40 г/см3. Ниже приведена формула, при использовании которой можно применять корректирующий электролит с плотностью, отличной от 1,40 г/см3.
где
Vэ — объём удаляемого из банки электролита, см3,
Vб — объём электролита в одной банке, см3,
для некоторых типов аккумуляторов объём электролита в одной банке указан чуть выше по тексту,
ρн — начальная плотность электролита до корректировки, г/см3,
ρк — конечная плотность, которую надо получить, г/см3,
ρд — плотность доливаемой жидкости, (вода — 1,00 г/см3 или корректирующий электролит — * г/см3)
Следует учесть, что при использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.
Если с таблицей разобраться сложно! То можно сделать прощё :
Откачайте большую часть жидкости из одной из банок. Эту операцию удобно выполнять с помощью “груши”. Замерьте выкачанный объем и долейте примерно половину от этого объема электролитом. Аккуратно покачайте аккумулятор в разные стороны, затем замерьте плотность снова. Если плотность не достигла требуемого значения, долейте еще ¼ от выкачанного ранее объема электролитом. Таким образом, следует доливать электролит, каждый раз уменьшая его количество в два раза.