Электронный маркетинг что это такое
Электронный маркетинг
Электронный маркетинг (англ. Electronic Marketing )— комплекс мероприятий маркетинга компании, связанный с применением электронных средств. К электронным средствам относят персональный компьютер (ПК), карманный персональный компьютер (КПК), мобильный телефон, коммуникаторы, телефон, а также различные виды связи — интернет, фиксированную телефонную связь, мобильную связь.
Основными видами электронного маркетинга являются Интернет-маркетинг, мобильный маркетинг, телефонные справочные службы.
Содержание
Интернет-маркетинг
К интернет-маркетингу относят как создание сайта, так и любые способы его продвижения, а также различные методы продвижения в интернете бренда, товаров и услуг компаний с целью получения прибыли, укрепления имиджа, распространения сведений и для решения других задач.
Часто различные виды продвижения пересекаются и объединяются в новые направления, такие, например, как SEM [1] или комплексное продвижение в поисковых системах, включающее в себя внешнюю и внутреннюю оптимизацию сайта, контекстную рекламу и переработку сайта. SEO может включать в себя и элементы PR, когда, например, речь идет о продвижении в поисковых системах с помощью размещения статей с ссылками на продвигаемый сайт.
Мобильный маркетинг
Мобильный маркетинг [3] — один из видов электронного маркетинга, который осуществляется с помощью мобильных устройств, таких, например, как мобильный телефон, и мобильной связи. К мобильному маркетингу относят sms-рассылку, sms-акции, мобильные купоны и прочие решения, основанные на услугах неголосовой мобильной связи.
Телефонные справочные службы
Телефонные справочные службы также часто относят к электронному маркетингу, так как функционирование таких служб тесно связано с ПК. В настоящий момент в любом городе функционируют различные справочные службы, специализирующиеся на выдаче необходимой их клиентам информации. Службы делятся на общие, такие как «09», справочные службы, распространяющие сведения о товарах и услугах региона, населенного пункта, о наличии лекарств в аптеках города, о погоде, о наличии билетов, о предстоящих мероприятиях и прочие.
Что такое диджитал-маркетинг? Про основы, принципы и технологии
Сегодня digital-маркетинг не только собирает точную и объективную информацию о целевой аудитории, но и прослеживает результаты продвижения бренда или продукта.
В последнее время часто можно услышать о цифровизации всего и вся и о digital-технологии в маркетинге в частности. Что такое диджитал-маркетинг простыми словами? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть на окружение человека в больших городах. Сегодня люди пользуются большим количеством гаджетов, каждый из которых обеспечивает взаимодействие со своим владельцем при помощи подключения к интернету. Конечно, это в первую очередь смартфоны, но и также прочие носимые и не очень устройства. Например, планшеты, смарт-часы, браслеты, умные колонки, смарт-ТВ и т.д.
Гаджеты сегодня выполняют роль отправной точки для совершения покупок и получения услуг. В любом смартфоне пользователя можно обнаружить множество полезных приложений, которые помогают перемещаться по городу, стране и миру, совершать финансовые операции, делать заказы в кафе и ресторанах и оплачивать их, не дожидаясь счёта от официантов, и т.д.
Одним словом, digital- или цифровой маркетинг — это способ для бизнеса поддерживать взаимодействие со своими клиентами с помощью их персональных устройств. Конечно, основной целью диджитал-коммуникаций являются траты потребителей на предоставляемые компанией товары и услуги. Занимается привлечением и удержанием клиентов в цифровой среде digital-маркетолог. С функционалом и задачами данной профессии подробнее можно познакомиться в данной статье. В этом же материале предлагаем разобраться с тем, что представляет собой и что входит в диджитал-маркетинг.
Основы digital-маркетинга
Можно смело утверждать, что digital-маркетинг не только является обозначением стратегии продвижения с использованием цифровых устройств, но и также синонимом современных маркетинговых инструментов. Дело не только в том, что потребители сегодня проводят много времени в интернете и используют для выхода в сеть свои мобильные устройства.
В перегруженном информационном пространстве очень сложно получить внимание потребителей. Это приводит к тому, что люди готовы воспринимать предложения компаний только в том случае, если они соответствуют интересам и запросам. Сегодня рекламная коммуникация должна оказываться перед глазами клиента в нужное время и в нужном месте — в момент, когда он находится в поиске решения и максимально заинтересован рассматривать поступающие к нему предложения. В этом случае у компании есть шанс получить желаемую реакцию в ответ.
Чтобы реализовать подобным образом рекламную кампанию, бизнесу необходимо глубокое понимание потребностей целевой аудитории, особенностей её выбора, а также создание персонализированных сообщений. Ковровые обезличенные рекламные кампании ещё не полностью потеряли значение, но их эффективность существенно снизилась. Все эти изменения заставляют компании искать возможности для сбора данных о своих потребителях и понимание о вероятных сценариях действий, которые приводят пользователей к покупкам.
Это серьёзный технологический вызов для многих компаний. Он подводит нас к определению основы digital-маркетинга. Гаджеты не только выполняют роль устройства, которое используется для входа в сеть, где в большинстве случаев начинается поиск существующих решений для возникшей потребности у человека. Смартфон ещё постоянно находится вместе с потребителем. Это открывает возможности для его идентификации не только в пространстве, но и для сопоставления его онлайн-профиля в оффлайн-реальности.
Таким образом, главный принцип диджитал-маркетинга не столько связан с использованием онлайн-коммуникаций для контакта с клиентом, сколько с методом вплетать контекст особенностей поведения человека в индивидуальное взаимодействие с ним. Полученные компанией данные и выбор благоприятного времени для взаимодействия с потребителем повышает вероятность желаемой ответной реакции с его стороны и, соответственно, совершенной им покупки в конечном результате.
Появление и развитие digital-маркетинга напрямую связано с желанием бизнеса достучаться до своей целевой аудитории. И не просто осуществить контакт, а сделать его эффективным. В этом смысле цифровой тип продвижения ничем не отличается от подхода традиционного маркетинга. Просто новая технология взаимодействия с потребителями заменяет устаревшую, которая уже не в состоянии дать бизнесу ожидаемый результат.
Каналы и технологии
Используя каналы digital-маркетинга, компания получает приток пользователей на свои онлайн площадки. Конечной целью привлечения данного трафика, конечно же, являются продажи. Но современный потребитель редко делает покупки на основании лишь одного контакта с брендом, поэтому на практике используется комплекс воздействий на пользователя, который охватывает сразу несколько направлений для коммуникации.
Итак, через какие каналы digital-маркетинга компания взаимодействует с пользователями сети?
Внимательный читатель наверняка заметил, что используемые в цифровом маркетинге каналы работают на разных стадиях взаимодействия с пользователями, начиная от первого контакта и заканчивая возвратом тех, кто уже однажды сделал покупку. Это говорит о том, что путь потребителя к покупке длительный и требует неоднократного контакта с применением различных каналов и инструментов. Более того, лучший результат показывают персонализированные сообщения.
Совокупность всех особенностей раскрутки товаров и услуг на современном рынке заставляет компании прибегать к технологическим решениям в цифровом маркетинге, которые улучшает качество кампаний. К ним относятся:
Виды и направления digital-маркетинга
Сбор информации о потребителях и использование полученных данных на каждом этапе пути клиента к покупке для улучшения показателей конверсии и эффективности продвижения — основная идея диджитал-маркетинга. Это дает возможность реализовывать маркетинговые кампании следующих видов:
Усилия цифрового маркетинга можно разделить на следующие направления:
Актуальность и важность для бизнеса
Почему бизнес идёт в сеть и направляет в онлайн свои маркетинговые бюджеты? Для этого есть несколько причин. Вот они:
Определенно digital-продвижение стало новым эволюционным этапом. Решения, основанные на предположениях и интуиции, которые имели место быть ранее в маркетинге, сменили действия, подтверждаемые данными. Это требует от специалистов, занятых в данной области, новых компетенций и навыков. Научиться создавать успешные стратегии, а также осуществлять кампании по отдельным направлениям диджитал-маркетинга, можно на программах повышения квалификации Центра развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ.
Комплексное руководство по видам электронного маркетинга
Что такое интернет-маркетинг?
Владельцы бизнеса все больше осознают, что правильно подобранные онлайн-действия для профиля компании отражаются в узнаваемости бренда и заинтересованности пользователей в их предложении. Множество понятий, связанных с интернет-маркетингом, может быть смущающим. Что такое электронный маркетинг? Стоит ли вкладывать в это деньги? Мы представляем исчерпывающее руководство по инструментам онлайн-продвижения.
Интернет-маркетинг — это все рекламные действия, осуществляемые с помощью сайтов социальных сетей, мобильных приложений и поисковых систем в Интернете. Обычно используются для создания узнаваемости бренда в сети. Его цель — охватить как можно большую аудиторию.
В отличие от традиционного интернет-маркетинга, получатель сообщения гораздо важнее. Клиенты могут наладить диалог с компанией, выразить свое мнение и тем самым повысить узнаваемость бренда. Эффективные онлайн-действия могут значительно улучшить результаты продаж, а также принести пользу имиджу.
Преимущества электронного маркетинга
Благодаря электронному маркетингу гораздо проще найти клиентов. По сравнению с традиционными методами рекламы, продвижение в Интернете позволяет продвигать вашу компанию и улучшать ее видимость. При этом сохраняя большой контроль над вашей деятельностью. Интернет предлагает инструменты, позволяющие идентифицировать группу получателей компании. Это значительно облегчает адаптацию места, языка и формы нашей деятельности к потенциальным клиентам.
Кроме того, интернет-реклама является гибкой, поэтому ее можно изменить в любое время для нужд кампании, что повысит ее эффективность. Онлайн маркетинг позволяет напрямую контактировать с потребителем, благодаря чему у предпринимателя есть возможность узнать его мнение и выстроить позитивные отношения. Эта функция делает интернет-маркетинг еще и интерактивным.
Сегодня, когда почти каждая компания имеет свой собственный веб-сайт или поддерживает профили в социальных сетях, электронный маркетинг является одной из наиболее важных форм маркетинга.
Типы электронного маркетинга
Выбирая инструменты онлайн-продвижения, вы должны сначала определить свой бюджет и цели, которые вы хотите достичь. Не все методы интернет-маркетинга подойдут для любого бизнеса.
Не бойтесь экспериментировать! Пробуйте разные способы рекламы. Главное — отслеживайте эффективность того или иного способа. Вы должны чётко понимать: сколько вы инвестировали в рекламу, и сколько вы с неё заработали. Анализируйте свои действия, и делайте правильные выводы.
Оптимизация сайта
Самая популярная форма продвижения в Интернете — это SEO, то есть позиционирование и оптимизация сайтов. Адаптируя сайт под требования поисковых систем, владелец сайта имеет возможность повысить узнаваемость бренда в результатах обычного поиска. Высокое место в рейтинге Google дает вам возможность привлечь пользователей, которые ищут товары и услуги, которые мы продаем или предоставляем.
Эффекты позиционирования видны не сразу. Но через некоторое время вы можете увидеть их в виде увеличения конверсий и увеличения количества посещений страницы.
Веб-аналитика
Поведение пользователей на сайте предоставляет ценную информацию. Она облегчает компании доступ к потенциальным клиентам. Действия, заключающиеся в сборе информации о пользователях Интернета, анализе собранных данных и определении областей для улучшения, называются веб-аналитикой. Наблюдение за статистикой посещаемости сайта в первую очередь позволяет оценить кампанию, повысить коэффициент конверсии и поднять вашу позицию в поисковых системах. В веб-аналитике, помимо прочего, рассматриваются характеристики пользователя, количество сеансов, средняя продолжительность и показатель отказов.
Среди инструментов электронного маркетинга мы найдем много заслуживающих внимания приложений веб-аналитики. Они доступны как в платной, так и в бесплатной версиях. Самая популярная программа — Google Analytics. Все, что вам нужно, это учетная запись Google, чтобы установить настоящий комбайн для бесплатного анализа данных трафика.
Веб-аналитика обеспечивает надежную поддержку интернет-маркетинга. Это помогает проверять и улучшать все сферы деятельности бренда в сети, способствуя успеху компании и заметному увеличению прибыли.
Кампания GoogleAds
Google Ads — это рекламная система, основанная на принципе расчета платежей в моделях CPC (Cost Per Click) и CMC (Cost Per Mille), то есть на основе количества кликов по данному объявлению и количества показов баннерной рекламы. Объявления Google появляются в поисковой системе, среди других в виде рекламных ссылок чуть выше обычных результатов, рекламные ссылки на картах в разделе Google Покупки.
Инструмент Google Keyword Planner, который выполняет поиск фраз, соответствующих определенной кампании, и представляет наиболее популярные поисковые запросы пользователей, поможет выбрать правильные ключевые слова для электронной рекламы. В дополнение к рекламным ссылкам, рекламные кампании Google позволяют продвигать компанию, используя, среди прочего: баннерную рекламу и рекламу продуктов. Первый содержит графические элементы, связанные с конкретной компанией. Он отображается только на выбранных страницах в виде графики, гифок и даже короткого видео. Второй заключается в представлении товаров определенного магазина в результатах поиска Google и на вкладке «Покупки».
Другие элементы рекламной кампании Google могут включать: рекламу на YouTube и рекламу в Gmail. Эти два варианта интернет-рекламы охватывают большую аудиторию, а главное — актуальны с точки зрения схожих интересов. Когда вы запускаете рекламную кампанию Google Ads, вы также должны попробовать поиск DoubleClick. Этот метод хорошо работает в больших, высокобюджетных и сложных проектах. Инструмент напоминает расширенную версию Google Ads.
Мы экономим много времени благодаря расширенным возможностям, таким как автоматическое создание кампании. Приложение позволяет нам отслеживать текущее поведение пользователей во время пребывания на сайте, что означает, что мы можем видеть возможные проблемы и технические ошибки. Это позволит верно определить путь к максимальной конверсии и популяризации сайта.
Так же позволит узнать все потребности Целевой Аудитории. Только не забудьте их проработать, и отобразить на своём сайте.
Маркетинг в социальных сетях
Электронный маркетинг также можно использовать в социальных сетях, что позволяет быстро и просто привлечь заинтересованные стороны. Это быстроразвивающаяся отрасль онлайн-маркетинга, предлагающая компаниям новые решения и способствующая построению отношений с клиентами. Очень важным элементом маркетинга в социальных сетях является адаптация каналов социальных сетей к бизнес-профилю компании и потенциального получателя.
Facebook — самая узнаваемая социальная сеть. Большинство брендов решают продвигать свой бренд прямо здесь. Есть много преимуществ, чтобы иметь страницу Facebook. Прежде всего, наличие фан-страницы облегчает контакт с клиентами и помогает идентифицировать получателей веб-сайта. Это также полезный аналитический инструмент, позволяющий анализировать заинтересованные стороны и указывать их деятельность на сайте.
Чтобы быть успешным в Facebook, помните, что администрирование страниц требует регулярности. Фотографии, видео и посты с оптимизированным текстом должны предоставляться с соответствующей периодичностью. На сайте также есть свои инструменты продвижения — Facebook Ads используется для платного продвижения и рекламы товаров и услуг. Это помогает достигать клиентов с точными функциями, тем самым увеличивая конверсию. Менеджер объявлений позволяет нам контролировать расходы, проверять количество показов, измерять и анализировать охват.
Instagram становится все более популярным каналом социальных сетей. Приложение подключено к Facebook и позволяет вести учетную запись компании и создавать платные рекламные кампании. В течение некоторого времени на платформе динамично развивающийся влиятельный маркетинг играл большую роль, используя людей, которые предоставляют привлекательный контент для продвижения бренда и рекламы продуктов.
Instagram из-за визуального характера контента не подойдет для любой отрасли. Тем не менее, все больше и больше брендов решают общаться на этом веб-сайте, публикуя контент со ссылкой на веб-сайты или используя канал, чтобы связаться с клиентом и показать человеческое лицо компании.
YouTube
YouTube — это веб-сайт, на котором мы можем легко размещать рекламу с помощью рекламы Google. Это также место, подходящее для видео маркетинга. Используя этот метод, вы можете представить самые важные события в жизни компании, а также опубликовать инструкции, видео-руководства и материалы, посвященные отраслевым экспертам.
Видеомаркетинговая деятельность способствует повышению узнаваемости в Интернете и не обязательно связана с высокой ценой. На YouTube мы также можем успешно заниматься влиянием на маркетинг.
При поиске последних новостей, мы должны обратить особое внимание на Twitter. Это портал, который быстро публикует актуальную информацию по различным темам. Твиттер позволяет писать не более 280 символьных сообщений, используя хэштеги, благодаря которым новости являются контентом и не содержат ненужной информации. Это определенный канал, который не будет работать для каждого предприятия.
Это требует способности сжимать мысли, постоянно приобретать контакты и гораздо более систематическую публикацию контента, чем в других социальных сетях. Новости из музыкальной, политической, спортивной и журналистской отраслей приобретают все большую популярность.
Если мы сосредоточимся на контактах с клиентами на высоком уровне, LinkedIn станет полезным бизнес-инструментом. Благодаря этой платформе предприниматель может создать имидж эксперта — портал позволяет обмениваться отраслевыми материалами и создавать тематические группы.
LinkedIn пользуется большим доверием пользователей благодаря качеству публикуемого контента и подойдет для предприятий, предоставляющих услуги B2B. Чтобы профиль вашей компании был интересным, убедитесь, что опубликованная информация является полной. Также стоит привлекать сотрудников к созданию контента, который сделает аккаунт аутентичным и заслуживающим доверия.
Базз Маркетинг
Buzz маркетинг играет важную роль в онлайн-маркетинге. Основное предположение этой формы маркетинга заключается в том, что как можно больше людей говорят о той или иной компании, что может быть вызвано появлением в Интернете мнений о бренде в Интернете.
Этот вид онлайн-активности, часто видимый на интернет-форумах, очень эффективен — он улучшает имидж компании и побуждает клиентов высказывать собственное мнение о продукте. Из уст в уста маркетинг поддерживает позиционирование веб-сайта, и, следовательно, еще больше влияет на видимость страницы в рейтинге Google.
Контент-маркетинг
Описывая различные стратегии интернет-маркетинга, вы должны упомянуть содержание маркетинга. Так называемый контент-маркетинг включает в себя создание высококачественных текстов, фильмов, графики, радиопрограмм и т. д., которые заинтересуют получателя, побудят его просмотреть предложение и сделать конверсию. Кстати, контент-маркетинг поддерживает позиционирование сайта, если опубликованные записи блогов и описания продуктов оптимизированы для SEO.
Последние в настоящее время являются самыми большими тенденциями контент-маркетинга, что означает, что они получают большой интерес со стороны получателей.
Как уже упоминалось, насыщение текста на странице с помощью позиционированных ключевых слов, оптимизация заголовков, форматирование контента приводит к результатам процесса позиционирования. Это, как вы понимаете, хорошо сказывается на популярности вашего сайта.
Поисковые системы Интернета любят порталы, где они могут видеть постоянное расширение контента. Кроме того, предоставление основной информации помогает создать имидж отраслевого эксперта и улучшить контакт с клиентами — раздел с часто задаваемыми вопросами не только работает на пользу SEO, но также позволяет избежать ответов на часто повторяющиеся проблемы и сомнения пользователей.
Email маркетинг
Одним из видов интернет-маркетинга является электронный маркетинг. Он состоит из отправки контента людям, которые потенциально могут быть заинтересованы в данной теме. Этот инструмент, хотя он может показаться неэффективным (такие письма могут рассматриваться как спам), позволяет вам связаться с выбранной группой людей с помощью нашего предложения. Получатели почты относятся к своим почтовым ящикам довольно лично, когда решают, что им получить.
Поэтому, если сообщение достигло их адреса, они читают его с гораздо большей концентрацией. Огромным плюсом в пользу новостных рассылок является возможность персонализации. Другие преимущества включают в себя низкую стоимость, ощутимый эффект от операций и скорость доставки рекламных материалов.
Самое важное — не превращайте этот способ в СПАМ!
Интернет-маркетинг на практике
Подводя итог, существует несколько методов интернет-маркетинга, которые позволяют вам получать релевантный и значимый трафик на сайт. Стоит помнить, что наша рекламная деятельность в Интернете не ограничивается одним инструментом.
Чтобы маркетинговые эффекты были заметны, необходимо следить за новыми тенденциями, тщательно анализировать получателей и их ожидания и, прежде всего, разрабатывать правильную стратегию повышения узнаваемости бренда в Интернете.
Интернет-маркетинг: что это такое и с чем его едят. Краткий путеводитель для новичков
В сети сейчас огромное количество статей, посвященных рекламе в интернете. Все они пестрят различными специфическими терминами наподобие «таргетинг», «контекст», «медиа-баннер» и многими другими. Для тех, чья профессия связана с маркетингом, все эти термины не представляют сложности. Но проблема в том, что статьи, аналогичные нашей, направлены не на профессионалов (чего с ними разговаривать, они и так всё знают), а на тех, кто либо абсолютно не знаком, либо знаком поверхностно с темой продвижения услуг или товаров в интернете. И в данной статье мы постараемся изложить все так, чтобы было понятно именно таким читателям.
Сделаем оговорку, что данная статья не является истиной в последней инстанции и может найтись множество мнений, которые будут оспаривать факты, и сведения, описанные далее. Мы не ставили задачу написать краткий учебник по маркетингу или новый свод правил для маркетологов, а хотели донести до тех, кто мало знаком с темой маркетинга, основные моменты, которые помогут не затеряться среди видов рекламы и различных специфических терминов.
Для начала – что такое интернет-маркетинг, какие виды его встречаются на просторах интернета и как во всем этом разобраться.
Здесь мы сталкиваемся с первым термином интернет-маркетинга, да и в целом всего маркетинга, как сферы услуг. «Целевая аудитория», или ЦА, как ее кратко называют, – это те люди, пользователи сети интернет, которые могут быть или уже являются Вашими клиентами. А что значит «могут быть»? То, что данные, собираемые различными интернет-сервисами наподобие Яндекс или Google, знают о Ваших потенциальных клиентах больше, чем Вы думаете. И, когда Вы размещаете какую-либо рекламу, показана она может быть всем тем, кто не только делает прямой запрос именно сейчас, но и в случае, если такой человек обращался к поиску услуги когда-либо раньше. С 2005 года, если быть точным – именно тогда Google официально объявила о начале сбора персональных данных пользователей для улучшения работы своей рекламной сети. До этого все персональные данные обезличивались и усреднялись, не предоставляя информации о конкретном пользователе.
А теперь представьте себе, сколько информации о всех нас собрали поисковые системы Яндекс и Google за все время своей работы? Сколько информации о наших интересах, потребностях, местонахождении и прочем хранится на их серверах? Страшно? Но и полезно, если Вы – предприниматель.
Итак, мы переходим к тому, что же такое на самом деле представляет из себя современный интернет-маркетинг и какие виды рекламы и продвижения, используемые в нем, наиболее популярны в настоящий момент.
К нынешнему моменту понятие интернет-маркетинга можно сформулировать как точный отбор в сети интернет целевой аудитории клиента для дальнейшего привлечения внимания и реализации конверсии из ЦА в покупателя услуги или товара.
И снова какое-то страшное слово – КОН-ВЕР-СИ-Я…
Ничего в нем страшного нет – на самом деле у него есть множество синонимов, которые не используются в маркетинге: трансформация, преобразование, превращение, переход, конвертация. Конверсия – это превращение обычного пользователя сети интернет в Вашего клиента. И это хорошо!
Мы разобрались с тем, что такое интернет-маркетинг, но теперь стоит понять, какие его разновидности (виды рекламы) наиболее популярны сейчас.
В настоящий момент наиболее популярными можно считать следующие виды:
— реклама на тематических сайтах (в блогах и на форумах).
И опять много терминов, пришедших к нам из языка жителей туманного Альбиона. В них мы тоже разберемся. Постепенно.
Также к интернет-маркетингу можно отнести SEO, но по этому виду продвижения столько материала и информации, что лучше его рассмотреть в отдельной статье (или двух…), а основы мы кратко рассмотрим в конце.
Начнем мы с такого вида, как контекстная реклама.
Исходя из термина «контекст», означающего основной смысл слова или фразы, такой вид рекламы опирается на те вопросы, которые задает Ваш потенциальный клиент в интернете. Если точнее – в поисковых системах. Когда будущий клиент ищет услугу, например, «уход за кроликами» или скажем… «где разработать сайт» в Яндекс или Google, то система определяет набор предложений исходя из того, что уже есть в ее базе – когда-то ранее проиндексированные сайты.
Индексация – это процесс, при котором поисковая система определяет, по каким видам услуг и по каким поисковым фразам показывать тот или иной сайт. Скажем, Вы создали сайт для продажи рыболовного снаряжения и в нем везде встречаются различные слова и фразы, связанные с рыболовством. Так, через какое-то время, если Вы через специальные инструменты наподобие Яндекс.Вебмастер попросили поисковую систему проиндексировать сайт, другой пользователь увидит сайт в поиске по таким словам или фразам. Правда, на самом деле процесс индексации и продвижения несколько сложнее и состоит из множества связанных действий, но общая суть здесь показана.
И тут стоит задать вопрос: «А если мне необходимо, чтобы пользователь видел мой сайт уже сейчас, а не через какое-то время и когда-нибудь?» Естественно, ведь продавать услуги и товары предпринимателю необходимо уже сегодня, а не через N-ый промежуток времени. Здесь на помощь приходят инструменты размещения контекстной рекламы, которые позволяют показывать Ваш сайт в результатах поиска сразу, но за Ваши кровные денежки. «Реклама – двигатель торговли» (Людвиг Метцель) и, судя по огромному количеству различных компаний, показываемых в качестве рекламы в поисковых системах Яндекс и Google, весьма такой неплохой двигатель.
Соответственно, если Вы разместите контекстную рекламу в поисковых системах, то, в зависимости от выбранного бюджета, будете показываться в результатах поиска совместно с так называемыми «органическими» или естественными выдачами. Обычно порядок расположения такой: первые 3-4 строки результатов являются рекламными, при этом 1-ая строка всегда является самой желанной и подробной – попав на нее, Вы сможете донести до пользователя максимум информации, так как под нее выделяется самое большое количество места. Затем идут естественные выдачи. И уже в самом конце зарезервировано еще 3-4 места под рекламу. Такие места не столь эффективны, но тоже приносят результаты… Иногда.
Казалось бы – вот она, золотая жила. Зачем Вам менеджеры по продажам, холодные звонки, рассылка предложений и прочие способы привлечения клиентов. Да по одной простой, но не всегда явной причине – для того, чтобы весь Ваш бюджет на контекстную рекламу не слился на простых зевак, которых в сети еще больше, чем на улице, ее необходимо грамотно настроить и постоянно контролировать. Кроме того, сайт сам по себе за Вас не ответит клиенту и не заинтересует его услугой – общаться все равно придется менеджеру. Хотя и здесь уже есть интересные решения вроде специализированных автоматизированных систем, роботов, которые могут ответить на звонок. Но пока им все-таки далеко до хорошего менеджера по продажам.
Сами подумайте, хотелось бы Вам, чтобы на предложение «строительство дома» или, скажем, «юридические услуги», попали по таким запросам, как «строительство дома самостоятельно» или «юридические услуги что это»? Или, скажем, Вы предоставляете услуги в городе Воронеж, а пользователь придет с Челябинска. При этом при всех таких ситуациях, если нет грамотной настройки и отслеживания, будет потрачен Ваш бюджет.
Да, как и в любой другой сфере деятельности, контекстная реклама требует профессионализма и ответственности, так как «слить» Ваши деньги в трубу может каждый, а грамотно их потратить на рекламу, которая будет приводить каждый день новых клиентов, да еще и напоминать о Вас старым, – здесь уже знания, опыт и навыки нужны.
Что мы имеем в сухом остатке по контекстной рекламе?
— эффективна и может приносить достаточное количество клиентов;
— требует точной настройки, а также постоянного контроля и анализа;
— не даст результата, если на Вашем конце провода не будет того, кто примет клиента и увлечет его дальше.
При этом контекстная реклама может быть достаточно неплохим вариантом при небольшом бюджете.
Как определить бюджет? Здесь все опирается на сферу Вашей деятельности, территорию и грамотно построенное семантическое ядро кампании.
О, эти термины! Семантическое ядро – навевает что-то из разряда атомного ядра или ядерной реакции… Хотя у всех по-разному. Здесь также все довольно просто – семантическое ядро представляет собой набор основных (ключевых) слов, словосочетаний и фраз, на основе которых будет создана рекламная кампания. Так на, казалось бы, простой запрос «купить часы» можно составить огромное количество различных фраз: где купить часы, купить часы недорого, купить часы с цепочкой и т.п. При этом Вы можете добавить марку часов, цену, город и многое другое. Вот все эти наборы, объединенные и оптимизированные в единую структуру, будут составлять семантическое ядро Вашей рекламной кампании.
А на основе этого ядра можно рассчитать бюджет – у Яндекс и Google есть даже специальные сервисы по прогнозированию затрат. Но здесь стоит помнить, что прогноз является именно ПРОГНОЗОМ, а не точным расчетом затрат на кампанию в тот или иной промежуток времени.
Как делается прогноз? У каждой ключевой фразы и слова есть определенная стоимость – стоимость за переход пользователя на Ваш сайт, информация о котором размещается в рекламе. Определяется она путем проведения аукциона среди всех разместивших подобное объявление с учетом всех настроек (региона проведения, площадок показа и др.). Таким образом, если у Вас небольшой набор ключевых фраз, ограничена территория показа, да еще и выставлено ограничение дневного бюджета (такая сумма, больше которой Вы не готовы платить в день за переходы на сайт), то бюджет может уложиться в несколько тысяч рублей на целый месяц. Правда, не стоит ожидать, что Вы получите миллион клиентов сразу, но при высокой стоимости заказа, скажем, при отношении стоимости перехода к стоимости услуги 1:25 – 1:30 и больше, даже 2-3 клиента в месяц могут не только полностью окупить рекламу, но и сделать бизнес прибыльным. Для примера представим сервис по репетиторству для подготовки к поступлению в ВУЗ. Например, одно занятие с репетитором стоит 1000 рублей, минимальное количество занятий для абитуриента – от 10 и больше. Средняя стоимость перехода по ссылке (клика) выходит от 30 до 100 рублей. При средней конверсии в 4% и бюджете кампании в 10 000 рублей количество новых учеников в месяц выйдет от 4 до 12-13 человек, каждый из которых принесет Вам от 10 000 рублей и больше. Итого – от 40 000 до 130 000 рублей выручки против 10 000 рублей рекламного бюджета. И это в приближенном подходе. При точной настройке кампании уровень конверсии может быть повышен и до 7-10%, а современные сервисы повышения конверсии гарантируют еще больше. Хотя это уже совсем другая история.
Теперь рассмотрим инструменты, точнее сервисы, которые чаще всего используются для размещения такой рекламы.
В настоящий момент наиболее популярны, что неудивительно, сервисы от Яндекс и Google: Яндекс.Директ и Google Реклама. К ним мы еще обратимся в других разделах статьи, так как это общие рекламные сервисы от поисковых систем, которые позволяют настроить контекстную, медийную и многие другие виды интернет-рекламы.
Чем же они отличаются?
В первую очередь – каждый из них позволяет разместить рекламу только в той же поисковой системе, в которой он представлен.
Следующий момент, который в итоге оказывается важным, – аудитория сервиса. По причине того, что Google является изначально зарубежной компанией, объем пользователей в этой поисковой системе в российском сегменте интернета все-таки ниже, чем у Яндекс. С другой стороны, если Вы готовы работать по всему миру и не привязаны к конкретной точке на карте, – Google окажется эффективнее.
И последний пункт в данном списке, который мы хотели бы отнести к основным – языковая основа сервисов. Из нее вытекают многие особенности работы с ними. Так, то ли по причине того, что Яндекс изначально создавался в России, то ли потому, что основная аудитория сервиса – российская, но данный поисковый сервис лучше разбирает русские слова и затем фильтрует, и объединяет в результатах различные незначительные нюансы – разные окончания слов, предлоги и союзы и многое другое. Такой подход значительно упрощает создание рекламной кампании, так как в такой ситуации запросы «где купить коляскУ» и «где купить коляскИ» будут объединены в один при отображении результатов. У Google с этим возникают сложности – он отнесет такие фразы к разным запросам.
Следующий вид интернет-рекламы – медийная реклама.
Медийная реклама – это размещение информации о Ваших услугах и предложениях в виде графических баннеров. К слову, баннером может выступать как графическое изображение, так и видео, анимация, текстово-графический комплекс. То есть Вы делаете в графическом редакторе картинку, на которой размещаете информацию о продукте, и показываете его заинтересованной аудитории.
Стоит заметить, что корни медийной рекламы в какой-то степени исходят из контекстной рекламы, но в определенный момент произошло разделение их на отдельные категории. Почему так происходит? Дело в том, что все баннеры показываются на основе истории поисковых запросов пользователей. Кроме того, настройка списка основных фраз, по которым будет отображаться тот или иной баннер, аналогична такому же процессу при создании контекстной рекламной кампании. Со всеми вытекающими последствиями, о которых говорилось ранее.
Но стоит остановиться и задаться вопросом – ведь в поисковых системах не так много места под различные картинки или видео, так тогда где же будут эти баннеры показываться? Или какова может быть их стоимость размещения? Не дешевле ли выйдет построить конкурента SpaceX Илона Маска?
На самом деле, такая реклама будет показываться на огромном количестве различных сайтов, которые входят в так называемую рекламную сеть. У Яндекс подобный вид так и называется – «Рекламная сеть Яндекс» или «РСЯ», а у Google – «Контекстно-медийная сеть» или «КМС». Так, все ресурсы, которые входят в состав компании Яндекс или заключили договор с этой поисковой системой, будут показывать Ваши баннеры. В случае, конечно, если бюджет позволяет это сделать.
О бюджете на медийную кампанию – расчет производится аналогично контекстной рекламе, но стоимость одного перехода может отличаться в большую сторону, так как в медийной рекламе охват аудитории потенциальных клиентов уже выше и включает в себя всех, кто когда-либо искал услугу, подобную Вашей, и находится на одном из сайтов-партнеров поисковой сети, а это заметно больше людей, чем тех, кто ищет такую услугу в конкретный момент времени в поисковой системе.
Так как медийная реклама очень похожа по способу настройки на контекстную, вплоть до того, что используются те же самые инструменты Яндекс.Директ и GoogleРеклама, говорить об этом снова мы не будем, а рассмотрим некоторые особенности размещения баннеров.
Вы, скорее всего, обращали внимание, что размеры баннеров на различных сайтах различаются. Действительно, так и есть. Например, РСЯ от Яндекс работает с 2 типами текстово-графических баннеров (соотношения 1:1 и 16:9), а также с 12 различными типоразмерами графических. Никто не заставляет размещать все виды баннеров, но чем больше разных видов, тем большее количество площадок будет использовано при показе, что, в свою очередь, принесет больше клиентов Вам.
Начнем с определения, что есть таргетированная реклама и чем она отличается от контекстной. Слово «таргет» (от англ. target – цель, мишень) определяет такой вид рекламы, как нацеленную на определенную аудиторию, ту самую ЦА. Возникает вопрос – чем она отличается от контекстной или медийной?
Ответ здесь кроется в истоках отношения к построению рекламной кампании того или иного вида. Если при создании контекстной или медийной рекламы маркетолог опирается на множество ключевых запросов, по которым может быть найдено Ваше объявление, то в таргетированной рекламе он опирается на исследования о характеристиках Вашего клиента. Так, могут использоваться такие особенности как: