Эмиссия в окружающую среду что это такое
Что такое зеленые акции, облигации и индексы?
Не могли бы вы подробно осветить тему зеленых акций, облигаций и индексов? Как это сейчас устроено в мире? А в России?
Я совсем недавно открыла для себя фондовый рынок, но меня уже одолевают моральные сомнения, особенно насчет ресурсодобывающих компаний: по работе я часто сталкиваюсь с последствиями и влиянием их работы на экологию и местное население.
Как я понимаю, в эти зеленые индексы входят компании, которые как минимум двигаются в сторону устойчивого развития и сокращения негативного влияния на окружающую среду. Хотелось бы знать, как их отбирать из всех представленных на бирже.
Юля, действительно, существует возможность инвестировать в ценные бумаги и не заключать сделки с совестью по поводу окружающей среды.
Облигации
Если говорить про экологию, то в данном случае более четко обозначены облигации, потому что существуют прописанные принципы зеленых облигаций, выпущенные International Capital Market Association (ICMA). Эти принципы определяют направления, на которые должно идти получаемое финансирование:
История зеленых облигаций идет с 2007 года, когда впервые выпустили Climate Awareness Bonds — облигации климатической направленности. Их объем составил 600 млн долларов, рейтинг AAA, срок — 5 лет. Первые выпуски зеленых бондов маркировались самими эмитентами, и расходование средств на цели, заявленные в проспектах эмиссии, было непрозрачным. В дальнейшем стандарты и специальные процедуры маркирования облигаций смогли дать четкий ответ на вопрос, чем именно зеленые облигации отличаются от привычных, давно и хорошо известных на рынке долговых инструментов.
На Московской бирже есть специальный раздел — «Сектор устойчивого развития», в котором перечислены облигации, отвечающие зеленым критериям. Сейчас таких бумаг всего пять:
Пять бумаг — это очень мало. Первые три места по объему зеленых облигаций принадлежат США, Китаю и Франции.
Акции отдельных компаний
С акциями нет единого инвестиционного стандарта, который точно характеризовал бы компанию как зеленую.
Но существуют фонды, которые отбирают в свой состав акции, руководствуясь каждый своими критериями. Список подобных фондов можно посмотреть, например, на сайте Американской ассоциации ответственного инвестирования US SIF, которая собрала фонды разной направленности в общий список.
Этот список примечателен не только тем, что в нем указана традиционная финансовая информация. Еще в нем дано распределение фондов по стратегиям ESG с приведением оценок.
ESG расшифровывается как environmental, social and corporate governance, то есть социально-ответственные компании. Это понятие включает в себя заботу об экологии, сотрудниках, деловую этику и другие подобные аспекты.
В конце списка на приведенном выше скриншоте расположился фонд Aspiration Redwood Fund (REDWX) с положительной экологической оценкой. В самом свежем отчете фонда на 31 марта 2020 года можно посмотреть список конкретных компаний, куда инвестирует фонд.
Сектор Communication Services — 5,17%:
Сектор Consumer Discretionary — 16,97%:
Сектор Consumer Staples — 4,43%:
Сектор Financials — 21,36%:
Сектор Health Care — 15,68%:
Сектор Industrials — 7,34%:
Сектор Information Technology — 21,27%:
Непрофессионалу сложно оценить бизнес компании с точки зрения экологии, поэтому можно ориентироваться на подобные отчеты ассоциаций. Мне кажется, это продуманная тактика.
Раздел 3. Текущие уровни эмиссии в окружающую среду
Раздел 3. Текущие уровни эмиссии в окружающую среду
3.1 Экологический производственный мониторинг воздушной среды
Одним из важнейших мероприятий по обеспечению безопасности населения и окружающей среды является экологический мониторинг воздушной среды потенциальных источников ее загрязнения, который заключается в постоянном контроле за различными параметрами состояния атмосферы. Химические соединения, выбрасываемые в атмосферу в определенных концентрациях, оказывают негативное воздействие на здоровье человека, на состояние технологического оборудования и т.д. Однако отрицательное воздействие токсикантов не ограничивается временем их пребывания в атмосфере. Рано или поздно элементы и соединения попадают на поверхность почвы и водоема, где могут аккумулироваться в исходном состоянии, а также трансформироваться, потеряв или, чаще, напротив, увеличив при этом свою токсичность. Вследствие этого, может происходить загрязнение указанных сред (воды, почвы) до критических значений, нарушение протекания в них естественных процессов, приводящее в конечном итоге к их деградации. Так, в результате выбросов в атмосферу окислов азота и серы, широкомасштабно осуществляемых при сжигании природного топлива, может происходить увеличение степени кислотности почв, ухудшение их физико-химических свойств и развитие ряда других негативных процессов, например, увеличение степени подвижности токсикантов в почвенной экосистеме.
Таким образом, выброс загрязняющих веществ в атмосферу может оказывать влияние на все природные среды, поэтому в анализ изменений, происходящих в окружающей среде под воздействием предприятия, целесообразно включать анализ качественного и количественного состава выбросов вредных веществ в атмосферу.
Следует отметить, что крупные птицефабрики относятся к предприятиям, выделяющим в окружающую среду значительное количество пыли, вредных газов и специфических запахов. Вещества, загрязняющие атмосферный воздух, многочисленны, разнообразны и неодинаковы в отношении вредности. Особенно сильное загрязнение воздушной среды происходит за счет выбросов отработанного воздуха из производственных помещений: птичников, убойных цехов, инкубаториев. Причем наибольшие объемы воздуха с высоким содержанием вредных веществ поступают из производственных помещений, где содержится птица.
В целом мероприятия по охране воздушного бассейна территории птицеводческого хозяйства можно подразделить на общие и частные.
К общим мероприятиям борьбы с загрязнением воздуха относятся высокая санитарная культура ведения отрасли, бесперебойная работа систем обеспечения микроклимата (в первую очередь вентиляции), удаление помета, тщательная очистка и дезинфекция помещений, организация санитарно-защитной зоны и другие. При этом выделение санитарно-защитных зон имеет особое значение при охране окружающей среды и здоровья человека от неблагоприятного воздействия со стороны птицефабрик. Рациональное размещение объектов птицефабрик, санитарно-защитное зонирование и другие мероприятия позволяют в некоторой степени осуществлять охрану атмосферного воздуха селитебной зоны. Однако количество микроорганизмов, пыли и газообразных вредных веществ может оставаться на достаточно высоком уровне, поэтому планировку размещения птицеводческих комплексов нельзя рассматривать как единственное средство по защите окружающей среды.
Наряду с этим необходимы технологические и санитарно-технические мероприятия, способствующие уменьшению поступления загрязнителей в окружающую среду, то есть частные мероприятия, направленные на очистку, обеззараживание и дезодорацию воздуха. Однако следует подчеркнуть, что очистка и обеззараживание воздуха экономически дороги и использовать их надо там, где это целесообразно и вызвано необходимостью. Часто для охраны воздушного бассейна птицефабрик и окружающей территории бывает достаточно общих средств борьбы с загрязнением воздуха. В связи с этим создание эффективных программ, направленных на регулирование качества атмосферного воздуха в зоне функционирования предприятий, требует адекватной оценки его наблюдаемого состояния и прогноза изменений этого состояния.
Экологические разрешения при осуществлении строительно-монтажных работ
Сокращения
ЭК | Экологический кодекс РК от 09.01.2007г. № 212 |
НК | Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. № 120-VI ЗРК |
Закон | Закон РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16.07.2001г. № 242К |
Приказ №299 | Приказ Министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования» от 01.04.2015г. № 299 |
Приказ № 750 | Приказ Министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства» от 30.11.2015г. № 750 |
При планировании осуществления строительной деятельности возникает не мало вопросов в части получения экологических разрешений. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые из них.
1. Кто должен осуществлять оформление экологических разрешений: Заказчик строительства или Подрядчик?
Согласно п. 1 ст. 69 ЭК природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Подпунктом 71) ст. 1 ЭК подприродопользователем подразумевается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду;
В соответствии с п. 1 ст. 574 НК плательщиками платы являются лица, осуществляющие эмиссии в окружающую среду.
Исходя из приведенных норм получить экологическое разрешение, а также осуществлять соответствующие платы в бюджет обязан Подрядчик, природопользователь, непосредственно осуществляющий эмиссии в окружающую среду.
2. Что делать Подрядчику если Заказчик получил разрешение на эмиссии, в то время как договором обязанность по получению необходимых экологических разрешений и внесению платежей за эмиссии возложена на Подрядчика?
Несмотря на вышеприведенные нормы в вопросе № 1, указывающие, что разрешение на эмиссии обязан получать Подрядчик, зачастую Заказчики строительной деятельности получают данные разрешения одновременно вместе с заключением комплексной вневедомственной экспертизы, вследствие чего и возникает настоящий вопрос (№ 2).
Так, согласно п.п. 12-1) ст. 1 ЭК экологическая экспертиза проектов – это экспертная оценка проектных решений и расчетов по вопросам экологической безопасности и инженерной защиты окружающей среды, являющаяся частью: комплексной вневедомственной экспертизы проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства новых или реконструкции (расширения, технического перевооружения, модернизации) и капитального ремонта существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций; …
Пунктом 3 Приказа №299 также установлено, что по проектам строительства новых, изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, а также инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства объектов проводится по принципу «одного окна» и включает в себя, в том числе государственную экологическую экспертизу или экологическую экспертизу проектов, санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов (отраслевые экспертизы).
Согласно п. 2 ст. 49 ЭК на предпроектную и проектную документации намечаемой деятельности выдается заключение государственной экологической экспертизы одновременно с разрешением на эмиссии в окружающую среду.
Отвечая на обращение Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 21.02.2020г. указывает, что «… в соответствии с изменениями, внесенными законами РК от 24.05.2018г. №156-VI в пункт 1 статьи 69 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) разрешение на эмиссии в окружающую среду выдается природопользователю одновременно с положительным заключением государственной экологической экспертизы. В связи с этим, выдача уполномоченным органом заключений государственной экологической экспертизы на строительные проекты через портал вневедомственной экспертизы без разрешения на эмиссии невозможна…».
В силу приведенных норм Заказчик получает разрешение на эмиссии одновременно с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы проекта.
Таким образом, в данной ситуации в целях соблюдения приведенных в вопросе № 1 норм (п. 1 ст. 69 ЭК, п. 1 ст. 574 НК), Заказчик (первичный природопользователь) на основании ст. 11 ЭК должен передать Подрядчику (вторичный природопользователь) право временного природопользования на основании соответствующего договора.
Согласно ст. 11 ЭК Природопользователи могут быть первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 24.06.2020г. предоставляет следующее разъяснение «… природопользователи получившие разрешение на эмиссии, которые их фактически не осуществляют, передают право пользования разрешением подрядным организациям для осуществления подрядных и сервисных работ на основании договорных отношений. Таким образом, в договоре между первичным и вторичным природопользователем должны быть оговорены условия и статус первичного природопользователя, а также прописаны обязанности по соблюдению выполнения требований, установленных законодательством Республики Казахстан к осуществлению специального природопользования. …».
3. Как и в каких случаях Подрядчик может получить разрешение на эмиссии самостоятельно?
В соответствии с п. 4 ст. 62 Закона в случае необходимости упрощения разработки проектной документации на строительство (реконструкцию, перепланировку, переоборудование) технически не сложных объектов архитектурный проект в соответствии с архитектурно-планировочным заданием может быть выполнен в виде эскиза (эскизного проекта).
Согласно п. 22 Приказа № 750 строительство технически несложных объектов третьего уровня ответственности осуществляется по эскизу (эскизному проекту).
Так, в случае возведения технически несложных объектов третьего уровня ответственности строительство осуществляется на основании эскизного проекта, который не содержит в своем составе материалов оценки воздействия на окружающую среду и не предусматривает проведения комплексной вневедомственной экспертизы, соответственно в данном случае Заказчик не получает разрешение на эмиссии.
Пунктом 1 и 1-1 ст. 40 ЭК установлено, что хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории – I, II, III, IV.
Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, классифицируются как объекты IV категории.
Согласно ответу Министерства энергетики РК от 25.09.2017г. строительные работы (в т.ч. реконструкция) не относятся к классифицируемым видам деятельности согласно санитарной классификации производственных объектов и, соответственно классифицируется как объекты IV категории.
В соответствии с п. 3 ст. 72 ЭК для природопользователей, имеющих вновь вводимые объекты IV категории, пакет документов для получения разрешения на эмиссии в окружающую среду включает:
1) заявку на получение разрешения;
2) нормативы эмиссий в окружающую среду, установленные и обоснованные расчетным или инструментальным путем.
Таким образом, в предложенном нами случае для получения Подрядчику разрешения на эмиссии на осуществление строительных работ в уполномоченный орган необходимо лишь подать заявку на получение разрешения и разработанные нормативы эмиссий.
Платежи за эмиссии в окружающую среду
Коллеги рекомендуют(сортировка по рейтингу):
Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):
Компании, в ходе осуществления своей хозяйственной деятельности, могут нанести вред окружающей среде, производя вредные выбросы и отходы.
Природопользователи получают экологическое разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Порядок выдачи, а также виды экологических разрешений регулируются главой 8 Экологического кодекса РК.
Налоговым законодательством Республики Казахстан предусмотрена плата за эмиссии вредных веществ в окружающую среду.
Плательщики
Плательщиками платежей за эмиссии являются физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РК в порядке специального природопользования ( статья 574 НК РК).
Не являются плательщиками крестьянские и фермерские хозяйства, осуществляющие деятельность на основе специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств и являющиеся плательщиками единого земельного налога.
Структурные подразделения (далее СП) юридического лица могут быть признаны самостоятельными плательщиками по месту их нахождения. Признание СП плательщиком за эмиссии вступает в силу с 1 января следующего года, после принятия решения.
Вновь созданные структурные подразделения признаются плательщиками со дня его создания или с 1 января, следующего за годом создания СП.
Объект обложения
В соответствии со статьей 575 НК РК объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в пределах или сверх установленных нормативов:
Под объектом обложения понимаются следующие виды отходов:
Выбросы загрязняющих веществ;
Сбросы загрязняющих веществ;
Размещенные отходы потребления и производства;
Размещенная сера, образующаяся при проведении нефтяных операций.
Ставки платы
Для каждого вида источников эмиссий статьей 576 НК РК установлены соответствующие ставки платы, определяемые исходя из размера МРП на 1 число налогового периода. Установленные ставки применяются также для эмиссий в окружающую среду без экологического разрешения и сверхнормативных эмиссий.
Статья 576 пункт 4 Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников составляют:
Ставка за 1 тонну
использованного
топлива (МРП)
Для неэтилированного бензина
Для дизельного топлива
Для сжиженного, сжатого газа,
керосина
Местные представительные органы имеют право повышать ставки, установленные статьей 576, но не более чем в 2 раза. Исключением являются ставки, установленные за выбросы загрязняющих веществ от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах ( пункт 3 статьи 576 НК РК).
Для некоторых категорий юридических лиц пунктом 2 статьи 577 НК РК установлены коэффициенты, уменьшающие сумму платежа за эмиссии в окружающую среду.
К таким юридическим лицам относятся:
Субъекты естественных монополий – коэффициент применяется за объем эмиссий, образуемый при оказании коммунальных услуг;
Полигоны, осуществляющие размещение коммунальных отходов – коэффициент применяется за объем твердо-бытовых отходов (ТБО), образуемый физическими лицами по месту жительства.
Установленные коэффициенты не применяются за сверхнормативные эмиссии в окружающую среду.
Представление сведений о сумме платежа за эмиссии
Информация о сумме платежа за эмиссии указывается плательщиками в Декларации по оплате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).
Порядок представления сведений указаны в статье 579 Налогового Кодекса РК.
В зависимости от категории плательщиков, сроки представления сведений в Декларации 870.00 различаются:
Такие налогоплательщики вправе выкупить норматив на эмиссии в окружающую среду, установленный органом, выдающим разрешительный документ до 20 марта отчетного периода.
Если оформление разрешительного документа выполняется после 20 марта отчетного периода, то представление декларации выполняется не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем получения разрешительного документа.
Например, норматив был выкуплен 30 апреля 2018 года, следовательно, Декларацию необходимо представить до 20 мая 2018 года.
Форма 870.00 за 1 квартал представляется не позднее 15 мая 2018 года.
Форма 870.00 за 2 квартал – не позднее 15 августа 2018 года.
Форма 870.00 за 3 квартал – не позднее 15 ноября 2018 года.
Форма 870.00 за 4 квартал – не позднее 15 февраля 2018 года.
Сведения об эмиссии в окружающую среду представляются в органы государственных доходов по месту нахождения объекта загрязнения. Исключением являются передвижные источники загрязнения.
Представление налоговой отчетности о сумме платежа за эмиссии в окружающую среду передвижными источниками производится:
по месту регистрации передвижных источников – по источникам, подлежащим государственной регистрации. Примерами таких источников являются легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, троллейбусы и т.д.;
по месту нахождения налогоплательщика – по источникам, не подлежащим государственной регистрации. Такими источниками являются боевые транспортные средства, тракторы, прицепы, используемые как технологический транспорт вне дорог; трамваи, легковые, грузовые автомобили и автобусы, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее одного года.
Уплата суммы платежей
Порядок уплаты суммы платежей для различных категорий налогоплательщиков регулируется статьей 577 НК РК.
Текущие суммы платежей за эмиссии в окружающую среду уплачиваются не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением плательщиков суммы платежей до 100 МРП.
В соответствии со статьей 577 НК РК:
Уплата за 1 квартал 2018 года выполняется не позднее 25 мая 2018 года;
Уплата платежа за 2 квартал – не позднее 25 августа 2018 года и т.д.
Плательщики с годовым объемом платежей до 100 МРП при выкупе норматива оплачивают полный объем платежей за текущий год в срок до 20 марта текущего года.
Сведения об исчисленных суммах платежа за эмиссии в окружающую среду, подлежащие уплате в бюджет, представляются в Декларации по плате за эмиссии в окружающую среду (форма 870.00).
Раздел 3. Текущие уровни эмиссии в окружающую среду
Раздел 3. Текущие уровни эмиссии в окружающую среду
3.1 Общая информация
При оценке уровней эмиссий во все среды от ОС ГСВ и ПСВ необходимо принимать во внимание следующие аспекты:
1. Сокращение эмиссий в окружающую среду в виде сбросов загрязнений в водные объекты и обработка выделяемых в виде осадка загрязнений с производством вторичной продукции являются целью технологических процессов очистки сточных вод. Возможные эмиссии в виде выбросов в атмосферный воздух являются, таким образом, единственным потенциальным негативным воздействием, обусловленным проведением технологических процессов очистки сточных вод и обработки осадка.
2. Большое влияние на содержание загрязняющих веществ в очищенной воде оказывает принципиальное различие механизмов и (или) условий их удаления в системах биологической очистки ГСВ. Их сопоставление приведено в таблице 3.1.
Механизм удаления из сточных вод
Загрязняющие вещества, удаляемые по данному механизму
Следствия для технологии очистки и результата применения
Потребление вещества как основного субстрата для осуществления жизнедеятельности бактерий
При достаточном количестве веществ, обеспечивающих так называемую кинетику нулевого порядка (скорость потребления вещества не зависит от его концентрации)
Органические соединения (определяемые как БПК), аммонийный азот, нитраты
Чем выше нагрузка на сооружение, тем (при прочих равных условиях) выше остаточное содержание данного загрязнения. Существует выраженная зависимость между концентрациями входа и выхода
Потребление вещества как одного из субстратов в количестве, не оказывающем влияния на жизнедеятельность бактерий
Нефтепродукты, СПАВ, фенолы. Также частично данный механизм относится к нитритам
Колебания входящей нагрузки не влияют на остаточное содержание.
Изменения состояния активного ила, прежде всего как биохимической системы, напротив, могут оказывать большее воздействие на величину предельной концентрации
Сорбция веществ (соединений) органо-минеральной матрицей активного ила.
Нагрузка по сорбируемым веществам (соединениям) невелика и оставляет большой (свыше 80%) неисчерпанный резерв биолого-химической сорбционной системы
Все тяжелые металлы, алюминий, мышьяк.
Колебания входящей нагрузки в весьма широком диапазоне (но ниже токсичного воздействия) не влияют на остаточное содержание.
Изменения состояния активного ила как сорбционной системы (разнообразные физико-химические параметры), напротив, могут оказывать большее воздействие на остаточную концентрацию
Из полученных данных и понимания основ процесса биологической очистки следуют важные выводы для практики очистки и нормирования, использованные в настоящем справочнике:
— нормирование большинства техногенных веществ в сбросах городских сточных вод бессмысленно, так как на сооружениях биологической очистки и доочистки невозможно целенаправленно управлять их удалением. Для получения эффекта удаления, на который способна биологическая очистка на каждом конкретном объекте, достаточно поддержание этих сооружений в нормальном работоспособном состоянии.
— нормирование сбросов промышленных абонентов по техногенным загрязнениям должно обеспечивать две цели: предотвращение токсичного воздействия на активный ил и предотвращение накопления токсичных веществ в осадках сточных вод, препятствующие их использованию как удобрения и сырья для производства почвогрунтов (требования к этим видам использования приведены в разделе 3.4). Обе эти цели обеспечиваются использованием правил холодного водоснабжения и водоотведения [10]. Установление для промышленных абонентов более низких требований не даст никакого дополнительного экологического эффекта, однако существенно повысит совокупные затраты на очистку сточных вод.
3. Контроль воздействий на окружающую среду (эмиссий в различные среды) от ОС осуществляется неравноценно. Сбросы ОС в водные объекты контролируются практически по всем веществам, которые присутствуют в значимых для этих объектов концентрациях. Вывозимые с площадок ОС осадки сточных вод также проходят необходимый контроль. Однако контроль выбросов в атмосферу на сооружениях на практике на большинстве объектов не дает результатов, информативных применительно к специфическим загрязнениям воздуха, характерных для ОС ГСВ. А основным видом воздействия выбросов ОС ГСВ является выделение дурнопахнущих веществ.
На очистных сооружениях дурнопахнущие вещества выделяются от точечных и неорганизованных источников. На подавляющем большинстве объектов объективный инструментальный контроль осуществляется только для точечных выбросов (из труб, вентсистем), однако применительно к ОС ГСВ они обеспечивают лишь малую долю выбросов веществ, которые характерны для них. Как правило, для точечных источников анализируются загрязняющие вещества, характерные для выбросов от установок сжигания топлива и выбросов, наиболее характерных для промпредприятий.
В таблице 3.2 на примере одних из лучших ОС в стране приведены типичные контролируемые параметры выбросов, по статистической отчетности.
Код загрязняющего вещества
Оксиды азота (в пересчете на )
Углеводороды (без летучих органических соединений)
Летучие органические соединения (ЛОС)
Прочие газообразные и жидкие
Код загрязняющего вещества
Железо триоксид (в пересчете на железо)
Марганец и его соединения (в пересчете на марганца (IV) оксид)
Свинец и его соединения
Хром (Хром шестивалентный)
Мышьяк, неорганические соединения
Смесь природных меркаптанов
Бензин нефтяной малосернистый
Масло минеральное нефтяное
Эти таблицы демонстрируют бесполезность примерно 90% отчетной информации по выбросам с точки зрения контроля выделения дурнопахнущих соединений.
Образование дурнопахнущих веществ (одорантов) на сооружениях канализации происходит в жидкой фазе в результате протекания анаэробных (гнилостных) процессов. Выделение этих веществ в воздушную среду происходит в результате их улетучивания из жидкой фазы. Согласно закону Генри, концентрация одоранта в воздухе пропорциональна его концентрации в жидкости, причем коэффициент пропорциональности определяется природой одоранта.
Летучесть дурнопахнущих веществ в соответствии с характерными для них значениями коэффициента k соотносится следующим образом: метилмеркаптан: сероводород: аммиак: летучие жирные кислоты = 650000:54000:100:1. Значения ПДК и пороги обнаружения запаха некоторых дурнопахнущих веществ приведены в таблице 3.3 (приводится по [14]).
Наряду с веществами, перечисленными в таблице 3.3, существенный вклад в наличие у выбросов неприятного запаха вносят такие азотистые циклические соединения, как скатол, индол и др. (продукты распада аминокислот).
По ГОСТ 32673-2014 «3.1. Европейская единица запаха ( ): количество пахучего вещества (пахучих веществ), которое, будучи разбавленным 1 нейтрального газа при нормальных условиях, вызывает физиологический отклик, эквивалентный отклику, вызываемому одной Европейской эталонной массой запаха (EROM), разбавленной 1 нейтрального газа при нормальных условиях».
Большой объем проведенных исследований по корреляции запахов и концентраций загрязняющих веществ [13] позволил определить в качестве маркерного вещества запахового воздействия ОС ГСВ сероводород. Поэтому в отсутствие ольфактометрических приборов в качестве маркера запахов должен использоваться сероводород.
4. Подотрасль обладает существенной спецификой в отношении применимости методологии использования маркерных веществ (в терминологии ПНСТ 22-2014).
Для ГСВ, поступающих на ОС, существует некоторая корреляция между величинами некоторых поступающих загрязнений, на удаление которых рассчитываются ОС (перечислены в таблице 1.3). Эта корреляция тем выше, чем больше доля бытового стока в ГСВ. Корреляция основана на наличии известной взаимосвязи загрязняющих веществ в бытовых СВ, основанной на жизнедеятельности человека. Наибольшая взаимосвязь для бытовых СВ существует между величинами ХПК и БПК. Для конкретных ОС ГСВ, принимающих преимущественно хозяйственно-бытовые сточные воды, имеющих данные по корреляции между этими величинами, определение ХПК для целей текущей эксплуатации дает существенное преимущество в быстроте (несколько часов против 5 сут для ), а также в более высокой точности. С учетом этой корреляции за рубежом величину ХПК в ряде случаев используют вместо
Для других ЗВ хозяйственно-бытового происхождения из таблицы 1.3 степень этой корреляции недостаточно высока, разброс в индивидуальных пробах составляет не менее 25% от средних величин соотношений загрязнений. Поэтому традиционно на ОС ГСВ используется индивидуальный контроль данных показателей.
В очищенной воде в связи с тем, что остаточная концентрация этих ЗВ определяется различными процессами на ОС, корреляция между этими веществами еще ниже, чем для входящего потока. Глубина процесса полной биологической очистки с нитрификацией (БО, БН) может быть достаточно хорошо охарактеризована показателем концентрации аммонийного азота. Однако этот показатель мало информативен в отношении взвешенных веществ. Процесс удаления азота может быть хорошо оценен по показателю общего азота, но он не даст никакой информации о содержании отдельных минеральных форм азота. Весьма значительное различие токсичности различных минеральных форм азота ( ), ПДК которых соотносится как 450:20:1, не позволяет отказаться от индивидуального контроля минеральных форм.
Применительно к остальным веществам, нормируемым в настоящее время для ОС ГСВ (тяжелые металлы, нефтепродукты и т.п.), какая-либо корреляция изначально отсутствует как для поступающих, так и для очищенных СВ. Поступление каждого из этих ЗВ в сточные воды определяется собственными источниками, а также соотношением их влияния на состав общего стока в данный момент времени. Для содержания в очищенной воде этих ЗВ степень корреляции еще ниже в силу различного характера и интенсивности процессов очистки, а также весьма недостаточной изученности процессов удаления илом (для тяжелых металлов).
Невозможность выбрать вещество-маркер для техногенных загрязняющих веществ. Как интегральный может быть использован показатель токсичности (определяемой как кратность разбавления, с различными тест-объектами). Однако данный параметр в российских условиях мало освоен и не должен рассматриваться как обязательный нормируемый показатель. Тем не менее, он рекомендуется к повсеместному использованию, для введения в систему нормирования позднее.
Применительно к микробиологическим загрязнениям подавляющая часть используемых для нормирования показателей (за исключением п. 30 таблицы 3.3) является не только маркерными, но и индикаторными (т.е. теми, которые характеризуют содержание других подобных показателей, но сами не обладают опасностью). Такие важные показатели, как колиформные бактерии, колифаги и др., относятся не к опасной патогенной микрофлоре, а к микрофлоре естественных выделений человека. Кроме того, реакция различных микроорганизмов на обеззараживающее воздействие не одинакова. В ряде случаев при использовании хлора при малом содержании индикаторных бактерий могут быть обнаружены вирусы и цисты патогенных простейших.
В связи с изложенным термин «маркерные вещества» применительно к сбросам ГСВ в дальнейшем в настоящем справочнике не используется.
Несколько иначе обстоит вопрос маркерных веществ применительно к очищенным ПСВ. Показатель «нефтепродукты» полноценно отражает глубину очистки ПСВ от селитебных территорий, так как невозможно глубоко удалить нефтепродукты без глубокого удаления взвешенных веществ. Однако нефтепродукты лишь косвенно характеризуют загрязненность очищенных ПСВ другими веществами, менее характерными для стока с селитебной территории.
Несмотря на разнообразие загрязняющих веществ в ГСВ, перечень, используемый при контроле сточных вод, сбрасываемых подотраслью, для большинства ОС совпадает. Он определяется не столько воздействием загрязнений на водный объект, сколько сложившимся перечнем веществ, применяемым при мониторинге водных объектов.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 г. N 1316-p «О перечне загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» содержится перечень веществ, подлежащих мерам государственного регулирования и включающих применительно к сбросам в водные объекты около 160 наименований. Перечень включает особо опасные вещества (например, полихлорбифенилы из «грязной дюжины стойких органических загрязнителей», запрещенных Стокгольмской Конвенцией [16]). Однако по ним не ведется государственный мониторинг их содержания в водных объектах и, соответственно, в сбрасываемых ГСВ. Применительно к ГСВ г. Москвы проведенный в начале 2000-х годов длительный (в течение не менее 2 лет) мониторинг по нескольким десяткам токсичных органических соединений не выявил значимости этой проблемы. Для большинства веществ концентрация была ниже предела измерения, и ни по одному из веществ измеренное содержание даже на входе на ОС не превышало нескольких процентов от ПДК для водных объектов.
Нормируемые в настоящее время для ОС показатели имеют различный статус применительно к возможностям их расчета/прогнозирования при создании ОС ГСВ (таблица 3.4). Только меньшая часть загрязняющих веществ относится к расчетным, т.е. к тем, на целевое содержание которых может быть выполнен технологический расчет сооружений очистки ГСВ на базе биологического процесса. Эти вещества в дальнейшем называется технологическими показателями биологической очистки сточных вод (ТП БОСВ)).
Остальные загрязняющие вещества, перечисленные в таблице 3.4 (тяжелые металлы, алюминий, специфические органические соединения), в настоящем справочнике именуются техногенными загрязнениями. Данный термин условен и применяется только для целей отличия ТП БОСВ и остальных показателей загрязненности. Показатели загрязненности растворенными минеральными веществами (хлориды, сульфаты, общая минерализация) в справочнике в дальнейшем не принимаются во внимание, так как методы их задержания на ОС ГСВ и на ОС ПСВ отсутствуют. Их сброс с очищенными сточными водами приблизительно соответствует (за вычетом небольшого вхождения в состав осадков) входящей нагрузке на ОС. Как правило, эта нагрузка определяется фоновым содержанием минеральных солей в водопроводной воде и, в немногих случаях, сбросами абонентов, производимыми с грубым нарушением нормативных требований к сточным водам, сбрасываемым в ЦСВ.
В качестве технологических показателей очистки поверхностных сточных вод (ТПО ПСВ) далее будут подразумеваться взвешенные вещества и нефтепродукты.
Концентрации остальных веществ и показателей не могут быть рассчитаны, а могут быть лишь спрогнозированы, причем с недостаточно высокой точностью. Причины этого изложены в подразделе 3.2.