Эргономика автомобиля что это

5 автомобилей с эргономичными салонами

Содержание

При создании эргономичных салонов производители заботятся о комфорте не пассажиров, а водителя. Мы отобрали пять моделей машин, в которых пилоты будут чувствовать себя очень удобно.

Volkswagen Touareg

Когда садишься за руль авто из «ВАГа», кажется, что вернулся домой. Сиденье удобно обнимает тело, будто старое кресло-качалка с продавленными ямками в «нужных» местах. Водитель занимает позицию за рулем не слишком высокую, чтобы не чувствовать себя как на табуретке, и не слишком низкую, чтобы вести машину не из положения лежа. Все идеально выверено до миллиметра. Все нужные регулировки находятся на расстоянии полувытянутой руки. Руль удобно ложится в руки. Складывается впечатление, что даже любимую радиостанцию будущего водителя настраивают еще на заводе.

Volvo XC90

Volvo давно трудится над идеальными салонами и готова поспорить с немцами за салоны с лучшей эргономикой. К XC90 не нужно привыкать: в него просто садишься и едешь, не задумываясь о том, что находится за бортом. Посадка обеспечивает отменную обзорность вперед и по бокам. Кресло и руль регулируются так, что в автомобиле удобно ехать и Дюймовочке, и огромному детине. Рулевое колесо, хоть и тонкое, но удобное для обхвата. На центральной консоли располагается портретно ориентированный сенсорный дисплей, на котором размещены элементы управления и бортовой компьютер.

Audi Q7

В Audi Q7 водителю предоставлен большой диапазон регулировки кресла. Поясница хорошо фиксируется и поддерживается — в дальних дорогах не устанешь. Чтобы водитель не отвлекался от вождения, производитель снабдил руль кнопками для управления разными функциями. Приборная панель удобная и интуитивно понятная. На центральной консоли расположен жидкокристаллический экран и тумблеры управления.

BMW 5 Series

Электроника в «баварце» продумана так, чтобы водителю пришлось как можно меньше напрягаться в пути. Система iDrive и коммуникационный комплекс ConnectedDrive дают возможность выходить в Интернет по всему миру, управлять автомобилем через смартфон и заказывать услуги «консьерж-сервиса». Система ночного видения с инфракрасными сервисами распознает и пешеходов, и животных. Навигационная система прокладывает не только самые короткие, но и самые экономичные маршруты, учитывая спуски, подъемы, рельефы местности и пробки.

Центральная консоль повернута к водителю так, будто окружает его. Приборы располагаются на расстоянии полувытянутой руки.

Honda CR-V

Honda CR-V неоднократно завоевывала звание авто с лучшим салоном. В нем органично сочетаются дизайнерские изыски и эргономика. Обзорность отличная, в дальней дороге водитель не устает. Дисплей большой и функциональный, на более свежих моделях на дисплей выводится разная информация — от показаний бортового компьютера до распределения крутящего момента между передней и задней осями. Зеркало располагается рядом с очечником, и это дает возможность следить за тем, что происходит сзади. Это особенно удобно для тех, кто часто отправляется в дорогу с детьми.

Автор: Екатерина Липатова

Расскажите в комментариях об эргономике вашего автомобиля. Что вам нравится и не нравится?

Источник

avtoexperts.ru

Ответы (1)

Эргономикой в автомобильном производстве принято считать комплекс показателей, которые выражают соответствие конструкции машины (ее кузова, салона) антропометрическ им характеристикам водителя и пассажиров и прямо влияющим на трудоспособность водителя и комфорт пассажиров. Руководствуясь многочисленными показателями, как то габариты автомобиля, длина его колесной базы, объем салона, расположение органов управления, кресел, высоты потолка, угла наклона лобового стекла и прочими, инженеры и дизайнеры определяют оптимальные для создания комфортных условий людям, которые будут управлять или попросту сидеть в машине, параметры, учитывающиеся при конструировании кузова и салона той или иной модели.

Именно благодаря эргономике как отделу науки о соприкосновении человека и техники, у нас появились регулируемые по высоте, наклону, длине автомобильные кресла, рулевая колонка, подлокотники, подголовники, различные углы наклона и цвета подсветки приборной панели и размещения на них спидометра и тахометра, органы управления магнитолой и круиз-контролем на рулевом колесе и прочие удобства. Сегодня создание большинства автомобилей начинается не с рисования черт экстерьера или проработки силовых агрегатов, трансмиссий или конструкции подвесок, а с определения эргономических показателей. Ведь каким бы дорогостоящим и оснащенным ни был автомобиль, если у него низкая степень эргономичности, то он фактически обречен на коммерческий провал. В данном случае речь не идет об эксклюзивных моделях спорткаров, не предназначенных для широкого круга потребителей, и поэтому конструирующихся под антропометрическ ие характеристики определенного заказчика.

Эргономика той или иной модели важна при массовом серийном выпуске автомобилей. Но и в эксклюзивных машинах все так или иначе подчинено эргономике, ведь клиент, заплативший немалую сумму за авто, помимо мощностных и динамических характеристик захочет передвигаться с комфортом.

Источник

Эргономика и дизайн в автомобилях

Понятие эргономики и эргономических свойств автомобиля. Конструирование рабочих мест и их особенности. Проектировочный «скелет» рабочего места водителя автомобиля. Расположение основных органов управления (педалей, рулевого колеса) автомобилей.

РубрикаТранспорт
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления27.11.2014
Размер файла2,0 M

Эргономика автомобиля что это. Смотреть фото Эргономика автомобиля что это. Смотреть картинку Эргономика автомобиля что это. Картинка про Эргономика автомобиля что это. Фото Эргономика автомобиля что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основной задачей эргономики можно считать повышение надежности функционирования человеко-машинных систем. Статистика техногенных катастроф показывает, что наименее надежным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый «человеческий фактор»). Одной из наиболее актуальных является задача согласования конструкции машины в той ее части, которая связана с человеком, с психологическими и физиологическими характеристиками человека.

эргономика автомобиль рабочий управление

Эргономика играет важнейшую роль едва ли не во всех видах человеческой деятельности, поэтому при конструировании (организации) рабочих мест должны соблюдаться следующие основные условия:

— обеспечить человеку рабочее пространство, достаточное для выполнения всех необходимых движений (или перемещения) при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования;

— обеспечить достаточные физические, зрительные и слуховые связи между человеком, оборудованием и средой;

— оптимальное размещение оборудования, главным образом, средств отображения информации и органов управления для обеспечения удобного положения человека при работе;

— четкое обозначение органов управления, индикаторов и других элементов оборудования, которые нужно находить, опознавать и которыми приходится манипулировать;

— обеспечить необходимое естественное и искусственное освещение для выполнения, как оперативных задач, так и технического обслуживания;

— оптимально распределить яркости в поле восприятия (величина и равномерность внешнего освещения, цвет поверхности панели и несветящихся индикаторов, яркость светящихся индикаторных устройств);

— обеспечить допустимый уровень акустического шума и вибрации, создаваемые оборудованием рабочего места или другими источниками;

— обеспечить достаточную простоту сборки и разборки оборудования;

— исключить возможность неправильной установки, замены или монтажа блоков или элементов оборудования, а также неправильной идентификации, ориентации и расположения кабелей и разъемов;

— обеспечить наличие необходимых инструкций и знаков, предупреждающих об опасностях, которые могут возникнуть при работе, и указывающих на необходимые меры предосторожности;

— обеспечить надежную индикацию отказов оборудования или его работы в недопустимых режимах.

Места расположение условных точек R и H в автомобиле и на человеке. Точка R(H) должна быть расположена на высоте 98 мм от подушки сиденья и удалена от спинки сиденья на расстояние 134 мм (по оси симметрии сиденья)

При конструировании рабочих мест следует предусматривать меры, предупреждающие или снижающие преждевременное утомление человека, предотвращающие возникновение у него психофизического стресса, а также появление ошибочных действий.

Конструкция рабочего места должна обеспечивать быстроту, безопасность, простоту и экономичность технического обслуживания в нормальных и аварийных условиях, полностью отвечать функциональным требованиям и предполагаемым условиям эксплуатации.

Возможные регулировки сиденья водителя и рулевого колеса

С чего начинается проектировочный «скелет» рабочего места водителя автомобиля? Отправной становится условная точка, которая на языке профессионалов называется точкой R(Н). Для автомобиля это точка «R», находящаяся в пространстве, то место, которое предназначено для точки «Н» водителя, указывающей теоретический центр вращения бедер (ног) относительно туловища сидящего человека. В идеале, при посадке реального водителя на реальное сиденье точки «R» и «Н» (уже не стартовые, а реальные) должны совпасть, но в связи с широким антропометрическим диапазоном пользователей считается допустимым, чтобы точка «Н» относительно точки «R» вписывалась в квадрат со сторонами 50х50 мм. Но это уже на готовой кабине, а пока точки совпадают.

Условная точка R(H) и область ее возможного расположения

В дополнение к регулируемому сиденью водителя применяется регулируемое рулевое колесо, причем изменяется длина рулевой колонки, угол ее наклона или оба эти параметра вместе. Это позволяет решить одну из проблем, которые могут возникнуть у водителя. К примеру, водитель высокого роста, передвинув сиденье назад и найдя более удобную позу, вдруг обнаруживает, что не достает до рулевого колеса, или когда водитель маленького роста, передвинув сиденье вперед, обнаруживает, что рулевое колесо загораживает дорогу.

В системе трех элементов только один может быть фиксированным, и, как правило, это педали. Их расположение непосредственно зависит от сиденья водителя, поэтому установка педалей, прежде всего, должна решать вопрос удобного размещения на них ног водителя в процессе управления автомобилем. Они должны иметь удобную форму, а кроме того, удовлетворять нормативам по усилиям на педалях и их рабочим ходам.

Не менее серьезное внимание при организации рабочего места водителя уделяется рациональному размещению второстепенных органов управления и приборов. Все органы управления и приборы внутреннего оборудования, которыми нужно пользоваться во время движения, должны располагаться в зоне досягаемости рук водителей разного роста, пристегнутых ремнями безопасности. Их форма и размеры должны обеспечивать максимальное удобство захвата и надежного удержания при управлении, легкость распознавания, исключение ошибок при управлении.

Таким образом, применение принципов эргономики к автомобилю означает, что расположение сиденья водителя и органов управления, а также компоновка автомобиля в целом должны облегчать задачи водителя и улучшить условия его труда. Если автомобиль эргономически совершенен или, по крайней мере, обладает высокими эргономическими качествами, то это существенно повышается его безопасность. Ведь вероятность того, что водитель, имеющий лучшие условия труда, попадет в аварию, меньше.

Под компоновкой посадки водителя будем понимать основные геометрические размеры, характеризующие его положение относительно кабины, и размещение органов управления.

Для предварительного размещения водителя в кабине используется двухмерный посадочный манекен 95-го уровня репрезентативности (ГОСТ 20304-90 (СТ СЭВ 4016-83)). Работа обычно проводится в масштабе 1:5 (иногда 1:10), что обеспечивает необходимую на этом этапе работы точность, а графические изображения получаются достаточно компактными. Если работа выполняется с использованием какой-либо из компьютерных конструкторских программ, то вопрос о выборе масштаба отпадает, поскольку вывести изображение на печать (для обсуждений и утверждения) можно в любом масштабе без потери точности.

В зависимости от типа транспортного средства выбирается тот или иной тип посадки водителя. В легковом автомобиле водитель располагается низко, ноги почти вытянуты, спинка сиденья отклонена от вертикали на значительный угол, что позволяет получить небольшую высоту автомобиля, соответственно уменьшив аэродинамическое сопротивление. В грузовом автомобиле и тракторе водитель располагается на более высоком сиденье, ноги больше согнуты в коленях, спинка сиденья расположена почти вертикально. При таком расположении водителя длина кабины минимальна, а ее высота с точки зрения аэродинамики не имеет решающего значения из-за больших габаритов машины по высоте (грузовой автомобиль) или небольшой скорости движения (трактор). Принципиальный подход к размещению водителя с использованием двухмерного посадочного манекена иллюстрируется рис. 2.1.

Подробно «взаимодействие» человека и сиденья рассмотрено ниже в главе 7.

Для определения положения сиденья водителя по длине и наклона спинки пользуются данными из стандартов. В качестве примера в табл. 2.1 приведены значения углов между элементами посадочного манекена и, соответственно, водителя грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и других машин с похожей посадкой водителя (ОСТ 37.001.413-86).

Таблица 2.1. Параметры рабочей позы водителя грузового автомобиля, автобуса (графическое изображение на рис. 2.2)

Источник

Эргономика автомобиля

Анализ и оценка основных эксплуатационных и эргономических свойств автомобиля. Психофизиологические и психологические качества водителя. Перероборудование автомобилей для инвалидов и требования к ним. Анализ эргономических свойств легкового автомобиля.

РубрикаТранспорт
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления29.08.2015
Размер файла44,9 K

Эргономика автомобиля что это. Смотреть фото Эргономика автомобиля что это. Смотреть картинку Эргономика автомобиля что это. Картинка про Эргономика автомобиля что это. Фото Эргономика автомобиля что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

автомобиль эргономика инвалид водитель

Основной задачей эргономики можно считать повышение надежности функционирования человеко-машинных систем. Статистика техногенных катастроф показывает, что наименее надежным элементом таких систем является человек (проявляется так называемый «человеческий фактор»). Одной из наиболее актуальных является задача согласования конструкции машины в той ее части, которая связана с человеком, с психологическими и физиологическими характеристиками человека.

1. Антропометрия и машина

1.1 Основные сведения об антропометрии

Каждый человек из личного опыта знает, что все люди различаются ростом, комплекцией, осанкой, размерами частей тела. Каждый человек неповторим, найти двух абсолютно одинаковых людей невозможно. Поэтому перед конструктором, занимающимся проектированием автомобиля или трактора, стоит весьма непростая задача.

В антропометрии вероятность попадания какой-либо антропометрической характеристики в ту или иную зону кривой распределения принято оценивать в перцентилях.

Таблица 1. Основные размеры тела человека (статические характеристики)

Антропометрическая характеристика (см. рис. 1.4)

Определение высоты оборудования, высоты пассажирского салона автобуса

Длина тела с вытянутой вверх рукой (2)

Зоны досягаемости по вертикали, поручни пассажиров автобуса

Внешняя ширина плеч (3)

Размеры кузова по ширине

Длина руки, вытянутой вперед (кулак сжат) (4)

Зоны досягаемости по глубине

Длина руки, вытянутой в сторону (кулак сжат) (5)

Высота расположения рабочей зоны и органов управления

Высота коленного сустава (7)

Высота глаз от пола (8)

Высота рабочей поверхности, зоны обзора

Высота плечевой точки (9)

Высота рабочей поверхности и органов управления

Высота ладонной точки (10)

Длина тела (11) 130,9 4,3 121,1 4,5 Высота кабины

Высота глаз от пола (12)

Высота рабочей поверхности, средств индикации

Высота плеча от пола (13)

Высота рабочей поверхности, зоны управления рычагами

Длина части тела от сиденья (16)

Высота глаз от сиденья (17)

Обзорность дороги и приборов

Высота плеча от сиденья (18)

Размещение рабочей поверхности и органов управления

Высота локтя от сиденья (19)

Длина предплечья (кулак сжат) (20)

Зоны досягаемости по глубине

Длина вытянутой ноги (21)

Размещение пола кабины и педалей

Динамическими антропометрическими характеристиками являются также зоны видимости, причем эти зоны могут определяться при неизменном положении головы (обзорность обусловливается только движением глаз) или при поворотах и наклонах головы.

Известно, что люди разных национальностей существенно различаются по своим антропометрическим характеристикам. Средний японец, например, ниже среднего скандинава. Поэтому следует учитывать и предполагаемую страну или регион, где будет эксплуатироваться проектируемое транспортное или тяговое средство (страну возможного экспорта).

В настоящее время действующими стандартами установлено, что за исходную точку, относительно которой производятся измерения, определяющие положение тела человека на сиденье и в кабине, принимается точка пересечения геометрической оси, соединяющей центры правого и левого тазобедренных суставов, с продольной вертикальной плоскостью симметрии тела. Она обозначается латинской буквой Н (при проектных работах та же точка обозначается латинской буквой Я).

Несложно найти человека, рост которого точно отвечает, например, 95-му перцентилю, но размеры отдельных частей его тела, т.е. остальные антропометрические характеристики, скорее всего будут отличаться от размеров при этом перцентиле.

Разработаны и стандартизованы манекены (ГОСТ 20304-90 (СТ СЭВ 4016-83)), антропометрические характеристики которых соответствуют определенным перцентилям. Эти манекены получили название посадочных, потому что с их помощью определяются рабочие позы и другие параметры, характеризующие положение человека-оператора на сиденье.

Существуют трехмерные и двухмерные посадочные манекены.

Трехмерный посадочный манекен применяется для определения параметров, обусловливающих положение человека в реальном автомобиле. С его помощью определяется также фактическое положение точки И посадочного места.

Трехмерный посадочный манекен представляет собой довольно сложное устройство, выполненное с высокой точностью.

Стандартный двухмерный посадочный манекен используют:

— для нахождения геометрических параметров кузова или кабины, а также параметров посадочных мест для водителя и взрослых пассажиров на этапах проектирования;

— для определения параметров пассажирского помещения и посадочных мест при сравнительной оценке различных моделей транспортных средств;

— для воспроизведения па чертежах параметров, измеренных с помощью трехмерного посадочного манекена.

Вспомогательный элемент 5 (см. рис. 5) при размещении манекена на чертеже ориентируется по вертикальным линиям масштабной сетки, и тогда по шкале Е можно определить конструктивный угол наклона спинки сиденья. В конструкторской практике часто применяются двухмерные посадочные манекены, у которых, в дополнение к стандартным элементам, имеются также голова и руки. Размеры и контуры этих частей выбираются исходя из данных, имеющихся в справочниках. Такие более полные посадочные манекены оказываются полезными, когда нужно, например, выбрать положение рулевого колеса или определить высоту и очертания потолка кабины.

Основным исходным документом для разработки продукции является техническое задание. При составлении технического задания обычно проводятся предварительные проектные и расчетные работы: разрабатывается предварительная компоновка (или варианты компоновок) машины, определяются ее тягово-скоростные и топливно-экономические характеристики, параметры двигателя или его конкретная марка, тип трансмиссии, передаточные числа, габаритные и весовые параметры, себестоимость машины при заданном масштабе выпуска, разрабатываются эскизы внешних форм и т.д.

Разработчик на основании технического задания создаст техническое предложение (ГОСТ 2.118-73) или эскизный проект (ГОСТ 2.119-73).

Техническое предложение содержит технико-экономическое обоснование целесообразности разработки данной машины, уточняет требования к ней, полученные на основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений. На основе технического предложения, при согласии заказчика и разработчика, может быть уточнено техническое задание.

Все автомобили характеризуются следующими основными параметрами.

Габаритные размеры. Сюда относятся длина, ширина, высота транспортного средства, база колес (расстояние между осями), колея (расстояние между колесами одной оси), дорожный просвет (расстояние между дорогой и низшей точкой автомобиля), наименьший радиус поворота. Длина и ширина транспортного средства оказывают влияние на параметры транспортного потока и, следовательно, на возникновение опасных ДТС, в частности при обгонах.

Тяговоскоростные свойства автомобиля. Они характеризуют способность транспортного средства двигаться с высокой скоростью или преодолевать участки дорог с повышенным сопротивлением движению. Показатели тяговоскоростных свойств: максимальная скорость, время разгона до определенной скорости, время прохождения заданного участка с места, наибольший преодолеваемый уклон. Максимальную скорость и время разгона до определенной скорости обычно указывают в технической характеристике автомобиля.

Устойчивость движущегося автомобиля зависит от многих факторов: от высоты его центра тяжести, от размеров базы, колеи, конструкции, от состояния и размера шин; от радиуса кривизны дороги и состояния ее поверхности; от скорости движения. Так, например, на скользкой дороге занос автомобиля более вероятен, чем опрокидывание, а на дороге с хорошими сцепными качествами более вероятно опрокидывание.

1. Внешняя визуальная информативность:

Микроклимат характеризуется совокупностью температуры, влажности и скорости воздуха. Оптимальная температура воздуха в кабине автомобиля 18-24°С. Оптимальная скорость движения воздуха в кабине около 1 м/с.

Системы вентиляции, отопления, кондиционирования, средства теплоизоляции должны обеспечивать поддержание в кабине (салоне) транспортного средства параметры микроклимата, указанные в таблице 1, не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения транспортного средства с прогретым двигателем.

Таблица 2. Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабине транспортного средства

Температура воздуха, ° С

Скорость движения воздуха, м/с

Холодный и переходный периоды года

Теплый период года

20-25 / не более чем на 3°С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28°С

2. В теплый период года нижние границы допустимых температур не могут приниматься ниже указанных для холодного периода года;

4. Для 4-ой климатической зоны в теплый период года допускается повышение температуры воздуха до 31°С в кабине легковых автомобилей и до 30°С в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.

1.2. Перепад температуры по высоте кабины не должен превышать 3°С.

1.3. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С.

1.5. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать регулирование воздушных потоков в кабине транспортного средства с обеспечением параметров по пункту 1.1 и устранять запотевание и обмерзание стекол кабины.

1.7. Транспортное средство не должно допускаться к эксплуатации, если его кабина не имеет предусмотренных технической документацией утеплителей или ковриков.

Требования к освещению кабины транспортного средства. Общая освещенность в кабине на уровне щитка приборов должна быть не менее 10 лк. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

Требования по шумо- и виброизоляции кабины транспортного средства. ГОСТ Р 51616-2000. «Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний» устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении автотранспортных средств, и методы испытаний. Уровни шума (звука) в салоне легкового автомобиля не должны превышать 80 дБА.

Эргономические свойства характеризуют соответствие сиденья и органов управления транспортного средства антропометрическим параметрам человека, т.е. размерам его тела и конечностей.

Конструкция сиденья способствует посадке водителя за органами управления, обеспечивающей минимум психофизиологических затрат в состоянии постоянной готовности в течение длительного времени. Это достигнуто определенными геометрическими соотношениями размеров подушки и спинки сиденья, возможностью их регулирования в вертикальной и горизонтальной плоскостях, изменения угла наклона спинки сиденья, амортизирующих устройств и свойствами материалов самого сиденья.

2. Психофизиологические и психологические качества водителя

Основную роль в деятельности водителя играют зрительные ощущения. Благодаря ним водитель получает информацию о положении управляемого автомобиля на дороге, объектов на ней, о форме, цвете, размере этих объектов, о показаниях приборов.

Поле зрения может расширяться и сужаться. При значительном сужении поля зрения водитель может упустить важные детали дорожной обстановки, поэтому допустить серьезные ошибки.

Оценка скоростей движения объектов лежит в основе динамического глазомера, являющегося одним из основных элементов, определяющих мастерство водителя. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. После продолжительной езды с большой скоростью водитель привыкает к ней, вследствие чего может превысить допустимую скорость.

Слуховое восприятие является для человека вторым по значению психическим процессом. Оно зависит от трех факторов: слухового анализатора, источника звука и среды, передающей звук от источника к уху. Человек воспринимает звуки в интервале частот от 20 до 20000 Гц.

Уровень звукового давления зависит от амплитуды колебаний и измеряется в децибелах. Допустимым пределом шума в кабине автомобиля считается 75-80 дБ.

Существенное влияние на человеческий механизм оказывает вибрация. Интенсивность и характер ее воздействия зависят от вида колебаний, способа их возбуждения и интенсивности. Под влиянием вибрации в организме происходят различные органические и функциональные изменения, в том числе в системе кровообращения, центральной и вегетативной нервных системах, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, понижается точность действия.

Переработка поступившей к водителю информации и принятие им решения осуществляется на основе мышления. Это высший познавательный процесс, благодаря которому в сознании человека постигается сущность и отражаются внешние особенности воспринимаемых объектов или явлений. Для деятельности водителя характерно оперативное мышление, возникающее в ходе практической деятельности и направленное на достижение ближайшей цели.

При прогнозировании развития дорожной обстановки водитель мысленно приводит в движение все элементы этой обстановки и анализирует результаты своих предполагаемых действий и вырабатывает новое суждение о своих наиболее целесообразных действиях. В основе прогнозирования лежит умозаключение, являющееся высшей формой мышления. Оно позволяет предвидеть изменение дорожной обстановки и с помощью целенаправленных действий предупредить возникновение опасных ситуаций.

Память — свойство нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма на эти события. Память водителя должна отличаться достаточным объемом, быстротой и точностью запоминая, длительностью удержания заученного материала. Различают три вида памяти:

— непосредственный отпечаток сенсорной информации (доли секунды);

— кратковременная или оперативная память (десятки минут);

— долговременная память (сохраняется в течение всей продолжительности жизни человека).

Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональная память.

Реакция — ответное действие организма на какой-либо раздражитель.

Навыки подразделяются на:

— мыслительные (умственные) навыки. Зависят от умственных способностей водителя. Помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, выбрать нужную передачу, оптимальную скорость и т.п.

— оптимальная работоспособность. Продолжительность до 10 часов;

— после 12 часов работы начинается интенсивное изменение психофизиологических характеристик водителя.

Работоспособность изменяется также в течение рабочей недели.

3. Перероборудование автомобилей для инвалидов

3.1 Оснащение легковых автомобилей для инвалидов

Ведущие производители оборудования для инвалидов, предлагают переоборудование автомобилей для инвалидов, специальных машин социального такси, установку специальных автомобильных кресел для людей с ограниченными возможностями на базе легковых автомобилей, автобусов, а также установку ручного управления для инвалидов «газ-тормоз». Оборудование предназначено как для взрослых, так и для детей.

— въездной пандус со специально опущенным уровнем пола;

— штатные ремни безопасности;

— система фиксации инвалидной коляски Q-straint, с противооткатным механизмом.

Предоставляются сертификаты и заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию автомобиля. Гарантии на автомобиль при этом сохраняются.

Комплектация специального оборудования: Turny Orbit 395.

Установка сиденья возможна с правой или с левой стороны автомобиля.

К оборудованию имеется заключение органа по сертификации колесных транспортных средств.

Рампы для инвалидных колясок и устройства для въезда

Это надежное вспомогательное средство для сопровождающих инвалидную коляску. Шины двигаются на шарикоподшипниках по нержавеющей стальной пластине, которая вмонтирована в транспортное средство. Во время езды они складываются и надежно закрепляются вертикально. Поверхность покрыта предотвращающим скольжение слоем корунда.

Существует возможность установки рампы в боковую или заднюю дверь. Складываемость и стабильные шарниры гарантируют длительное время эксплуатации.

Рампа типа AOL-R служит в первую очередь для преодоления лестниц и высоких ступеней. Перфорированная поверхность обеспечивает надежную защиту от скольжения, а через отверстия быстро удаляются вода, снег и грязь.

Ручное управление автомобилем Кароспид Менокс (Carospeed Menox) вспомогательное ручное управление педалями «газ-тормоз». Производитель предлагает установку на любой автомобиль с АКП.

Все рукоятки Carospeed Menox оснащены фиксатором, удерживающим педаль тормоза в нажатом состоянии.

Система ручного управления Carospeed Menox Hand Controls может быть адаптирована индивидуально под любого водителя. Положение рычага ручного управления может быть отрегулировано при установке

Возможность выбора вариантов стиля исполнения покрытия рукоятки и кожуха рычага в соответствии с собственными предпочтениями.

Разработаны ГОСТы по оборудованию не только легковых автомобилей, но также автобусов. Стандарт распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе в креслах-колясках, а также на автобусы общего пользования по ГОСТ 27815 и 28345, оборудованные для проезда в них инвалидов в креслах-колясках.

Автобусы предназначены для эксплуатации по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ и должны быть рассчитаны для эксплуатации в районах с умеренным климатом при воздействии климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150. Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

4. Анализ эргономических свойств легкового автомобиля

Оценим эргономические свойства автомобиля на примере Ford Fusion.

Двери машины открываются легко и при закрытии нет необходимости прилагать излишние усилия: замки срабатывают надежно, даже если дверь закроет случайный порыв ветра. Наличие центрального замка делает удобной посадку нескольких пассажиров сразу и избавляет от необходимости при покидании автомобиля проверять, закрыты ли остальные двери. Дверные ручки, как снаружи, так и внутренние, также срабатывают легко, что дает возможность открыть дверь даже ребенку без посторонней помощи. Изнутри каждая дверь имеет подлокотник, что придает дополнительный комфорт пассажирам при поездке, а водителю позволяет не напрягать левую руку во время вождения. В подлокотник встроены: дверная ручка и кнопка электропривода стекла. Также, в передних дверях есть вещевые отделения, куда можно складывать вещи частого применения (средства по уходу за салоном, перчатки и т.д.). Центральный замок срабатывает не только снаружи, но и изнутри. Что дает возможность, не тянясь со своего сидения при необходимости заблокировать (если, к примеру, на заднем сидении находятся маленькие дети) и разблокировать все двери салона.

Садится в машину удобно людям любого роста, так как машина достаточно высокая и возможность случайно зацепить головой потолок исключается. Водительское и переднее пассажирское кресло имеют различные регулировки:

· продольный регулятор сидения (находится на нижней части лицевой стороны кресла), позволит человеку с ростом выше среднего комфортно себя чувствовать во время поездки. Но это достигается за счет места пассажира сидящего сзади, т.е. он будет обделен свободным пространством;

· боковая поддержка спины, сделает более комфортным прохождение крутых поворотов;

· регулировка высоты подголовника.

Передние кресла дополнительно оборудованы подогревом сидений, что увеличивает комфорт при эксплуатации автомобиля в зимнее время года.

Также, следует отметить, что сиденье пассажирского переднего кресла оборудовано вещевым отделением.

Задние кресла не имеют столь различных регулировок, а позволяют лишь регулировать высоту подголовника. Задний ряд кресел может раскладываться как полностью так и по частям, давая доступ к предметам, что в багажнике, без необходимости лишний раз останавливаться. Складываться также может и переднее пассажирское сиденье. Таким образом, при полностью сложенных задних и переднем сиденьях можно перевозить крупно габаритные предметы.

Панель приборов расположена так, что делает возможным её обозревание одинаково хорошо не зависимо от положения рулевого колеса. Два многофункциональных подрулевых переключателя исключают возможность ошибочного или случайного включения какого-либо иного сигнала кроме необходимого.

Кроме стандартных датчиков на приборную панель выведен сигнализаторы открытых дверей, срабатывания ABS (антиблокировачная система тормозов), возможности образования гололеда на дороге.

Предусмотрена подсветка панели приборов, очень необходимая в темное время суток, она включается одновременно с габаритными огнями.

Большие лобовое и заднее стекла и регулировки водительского кресла обеспечивают водителю наилучший обзор дороги. Воздушный обогрев лобового стекла и электрический заднего позволяют стеклам быстро оттаять, что бывает часто необходимо в холодное время года. Боковые каналы системы отопления салона позволяют направить теплый воздух на передние боковые окна. Электропривод боковых зеркал дает возможность водителю точно поставить зеркала в оптимальное для него положение не вставая с водительского кресла.

Руль имеет вертикальную регулировку что позволяет даже высокому человеку не задевать его ногами. Гидроусилитель руля делает управление легким и непринужденным. Руль «острый» избавляет от долгого проворачивания рулевого колеса во время разворота или резкого поворота.

Бардачок (главный вещевой ящик) расположен в панели приборов напротив кресла переднего пассажира. Он снабжен лампочкой автоматически включаемой при открывании. Между передними креслами, располагается подлокотник, удобно совмещающий в себе функции ящичка с двумя отделениями, подлокотника для водителя, а с его задней стороны находится пепельница, предназначенная пассажирам задних кресел. Кроме того в салоне есть ещё одна пепельница, расположенная слева от ручки коробки передач, что очень не удобно для водителя.

Система обогрева салона многофункциональная. Регулируются: скорость вентилятора, интенсивность нагрева воздуха, выбор каналов, через которые воздух будет попадать в салон. Автомобиль оснащен кондиционером, включающим в себя функции мгновенного охлаждения / нагрева салона автомобиля.

В машине предусмотрены пять ремней безопасности и четыре подушки безопасности (в руле, над главным вещевым ящиком, в спинках передних сидений), что значительно повышает уровень безопасности.

Багажник довольно просторный, без задней стенки, что обеспечивает легкий доступ к нему. При необходимости можно разложить задний ряд кресел (легко разбирается без необходимости использования инструмента) и без проблем перевозить длинномерные предметы (лыжи) в салоне.

В багажнике есть лампа, автоматически включающаяся при открытии двери задка.

Внешнее освещение состоит из габаритных огней, ближнего / дальнего света и противотуманных фар. Особенностью является регулировка фар по углу наклона из салона специальным переключателем. Так, водитель может сам регулировать угол освещения в зависимости от загрузки автомобиля.

Капот открывается из салона рычагом, который находится в подпанельном пространстве со стороны водителя. У капота поднимается передняя часть, что делает доступ к различным механизмам автомобиля более удобным. Расположение всех систем, наиболее часто нуждающихся в регулярном осмотре, оптимально. Легкий доступ к свечам, различным фильтрам, горловине для залива масла, пробки для его слива, расширительному бачку, бачку омывателя стекол, бачку гидроусилителя руля, бачку с тормозной жидкостью. Это делает быстрой и доступной смену расходных материалов.

Анализ использованной литературы, а так же обзор сети Интернет показал, что этим вопросам уделяется довольно пристальное внимание, как в эргономике, так и в психологии, физиологии, гигиене труда и других науках.

Например, в Дизайн-центре Nissan (Atsugi, Япония) в рамках специального семинара по эргономике интерьера и удобству взаимодействия с системами автомобиля Ямамото продемонстрировал один из многочисленных методов, которые используются дизайнерами-эргономистами Nissan для того, чтобы салоны будущих автомобилей стали более удобными. Эргономика интерьера включает в себя все аспекты взаимодействия человека и автомобиля. Исследователи изучают, как себя ощущают люди в процессе взаимодействия с приборами управления.

Особое значение имеет внимательное наблюдение, поэтому дизайнеры проводят бесконечные часы, наблюдая и выясняя, что вызывает неудобство при взаимодействии с автомобилем. Если речь не идет о неудобстве, вызванной физической особенностью человека, поиск может быть бесконечным. Подобная скрупулёзная работа позволяет нам найти оптимальные решения для совершенствования автомобиля.

Иногда решение оказывается удивительно простым. Так, например, маленькая стрелка около пиктограммы топливного бака поможет водителю прокатного автомобиля определить, с какой стороны находится заливная горловина, не выходя из салона.

По мере усложнения электронных систем автомобиля, управление ими также становится все более сложным, поэтому возникла насущная необходимость создания специальных групп дизайнеров, отвечающих за удобство взаимодействия с системами автомобиля.

Список использованной литературы:

3. ГОСТ Р 51616-2000, ГОСТ 27815, ГОСТ 28345, ГОСТ 50844-95, ГОСТ 30478-96

5. Официальный сайт Ford http://www.prevox.ru/autosalon/ford_fusion/

6. Руководство пользователя Ford Fusion, Ford Motor Company, 2007

7. Сервисная книжка Ford Fusion 1.6, Ford Motor Company, 2007

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Построение внешней скоростной характеристики двигателя ваз-2121. Оценка потерь в трансмиссии автомобиля, определение его эксплуатационных свойств. Сравнение и общая характеристика полученных результатов с паспортными данными исследуемого автомобиля.

курсовая работа [504,1 K], добавлен 26.05.2014

курсовая работа [1,2 M], добавлен 21.06.2019

Расчет показателей эксплуатационных свойств автомобиля КрАЗ-5311ВЕ. Тормозная динамика, проходимость, управляемость и устойчивость автомобиля. Проверочный расчет коробки передач. Расчет валов, подшипников и синхронизатора. Прогиб промежуточного вала.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 15.05.2014

Оценка тягово-скоростных свойств двигателя внутреннего сгорания. Уравнение движения автомобиля, определение его массы и передаточных чисел коробки передач. Расчет и практическое использование мощностной, топливной, динамической характеристик автомобиля.

курсовая работа [3,0 M], добавлен 30.03.2013

Совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля, направленное на снижение тяжести травм при ДТП. Выбор параметров автомобиля, обеспечивающих наилучшие характеристики управляемости. Влияние технического состояния автомобиля на его устойчивость.

презентация [1,4 M], добавлен 29.05.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *