Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это

Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это

ГОСТ Р ИСО 28803-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эргономика физической среды

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ К ЛЮДЯМ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Ergonomics of the physical environment. Application of International Standards to people with special requirements

Дата введения 2014-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика, психология труда и инженерная психология»

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительных приложениях ДА и ДБ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Введение

Настоящий стандарт является одним из серии стандартов по эргономике физической среды. Настоящий стандарт учитывает требования стандартов, распространяющихся на конкретные аспекты среды, такие как температурные условия, акустика, освещение, качество воздуха, и дополняет их в области оценки реакции человека на воздействие среды в целом. Настоящий стандарт расширяет области применения других стандартов, что позволяет их применять к более широкой совокупности людей. Вспомогательная информация по реакциям и потребностям отдельных групп людей, предоставленная в настоящем стандарте, способствует повышению доступности (продукции, услуг) при проектировании среды и дополняет рекомендации в области эргономики.

ISO/TR 22411:2008 «Данные и руководящие указания по эргономике при применении ISO/IEC Guide 71 на изделия и услуги, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов» (ISO/TR 22411:2008 «Ergonomics data and guidelines for the application of ISO/IEC Guide 71 to products and services to address the needs of older persons and persons with disabilities»).

Применяемый в настоящем стандарте международный документ разработан Техническим комитетом ИСО/ТС 159 «Эргономика».

1 Область применения

В настоящем стандарте рассмотрены способы применения требований стандартов в области эргономики физической среды к людям с особыми потребностями, что позволяет распространить требования стандартов на эту совокупность населения. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение доступности в соответствии с принципами проектирования, приведенными в Руководстве ИСО/МЭК 71, с использованием данных, приведенных в ISO/TR 22411.

В настоящем стандарте приведены основные принципы, позволяющие выполнить оценку среды, и способствующие разработке стандартов, предназначенных для конкретных сред. Стандарт применим к средам внутри помещений и транспортных средств, а также к наружным средам. Настоящий стандарт включает в себя оценку акустической и термальной сред, освещения, качества воздуха и других факторов окружающей среды.

Настоящий стандарт применим ко всем людям с особыми потребностями, находящимся в физической среде.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий международный стандарт:

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 проектирование для обеспечения доступности (accessible design): Проектирование в соответствии с принципами, направленными на обеспечение возможности использования продукции, сооружений или услуг людьми с различными типами ограничений с целью максимального увеличения количества потребителей, которые могут легко их использовать, что может быть достигнуто путем:

— проектирования продукции, услуги и среды, которые пригодны для использования большинством пользователей без какой-либо модификации;

— обеспечения возможности адаптации продукции или услуги к различным пользователям (адаптация пользовательских интерфейсов);

— доработки стандартных интерфейсов для обеспечения их пригодности для использования людьми с ограниченными возможностями.

[Руководство ИСО/МЭК 71:2001, определение 3.2]

3.2 вспомогательная технология (assistive technology): Технология, используемая для повышения, поддержания или улучшения функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями.

3.3 вспомогательное устройство (assistive device): Оборудование, техническая система, аппаратное средство, программное средство или услуга, используемые для повышения, поддержания или улучшения функциональных возможностей людей с ограниченными возможностями.

3.4 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с системой, продукцией, услугой или средой.

3.5 альтернативная форма (alternative format): Альтернативный способ создания или представления продукции или услуги, который может сделать их доступными для использования людьми с другой чувствительностью или способностью восприятия.

3.6 нарушение (impairment): Ограничение в строении или функционировании тела, такое, как существенное отклонение или потеря какой-либо способности, которое может быть временным (например, вследствие травмы) или постоянным (незначительным или значительным) и может изменяться со временем.

3.7 стандарт (standard): Нормативный документ, который разработан на основе консенсуса, принят признанным на соответствующем уровне органом и устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

3.8 региональный стандарт (international standard): Стандарт, принятый региональной организацией, занимающейся стандартизацией, и доступный широкому кругу потребителей.

3.9 международный стандарт (International Standard): Стандарт, принятый ИСО или МЭК.

3.10 возможность адаптации (adaptive opportunity): Наличие у человека возможности приспосабливаться к среде, воздействию которой он подвергается, с помощью поведенческих (отодвинуться, сменить позу или одежду) или других действий (открыть окно, закрыть дверь, изменить параметры среды с помощью технических средств и т.д.).

4 Основные факторы, требующие учета при проектировании или оценке среды для людей с особыми потребностями

Требования большей части стандартов не распространяются на продукцию и условия среды для людей с особыми потребностями. Стандарты по проектированию и оценке среды зачастую действительны в отношении людей с установленными характеристиками, которых, как правило, называют «обычными». Проектирование окружающей среды для более широкой совокупности людей с целью обеспечения комфорта и предотвращения неприемлемого воздействия на людей с особыми потребностями может потребовать создания условий, отличающихся от установленных в стандартах.

Одной из причин наличия ограниченной области применения стандартов, с точки зрения совокупности пользователей, является недостаточность знаний в области проектирования окружающей среды для людей с особыми потребностями. К таким людям часто относят детей, людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Несмотря на то, что знания о таких совокупностях не являются полными, для них могут быть даны рекомендации по проектированию доступных сред.

В разделах 5-9 описаны методы оценки термальной, акустической, визуальной и световой среды, качества воздуха, а также других типов физической среды. Для каждого компонента среды приведено руководство по применению соответствующих стандартов к людям с особыми потребностями.

Рассмотрены факторы, влияющие на реакцию человека на конкретный компонент среды. Например, могут быть важны размер и форма тела или возможности передвижения. Поэтому стандарты рассмотрены с точки зрения этих факторов. Например, если у человека с повреждением спинного мозга ослаблено потоотделение, то требования стандарта в области воздействия теплового стресса, основанные на учете интенсивности потоотделения, перед применением необходимо изменить. Это означает, что для того, чтобы сделать стандарты пригодными для более широкого диапазона людей, необходимо провести адаптацию их требований.

Характеристики совокупности людей, которые не могут быть отнесены к «обычным», очень разнообразны, кроме того, часто должны быть учтены их индивидуальные особенности. В таких случаях, а также в ситуации, когда может возникнуть неприемлемая нагрузка или угроза здоровью, необходима врачебная консультация, а информация разделов 5-9 должна быть представлена врачу-консультанту.

Следует учитывать возможность человека приспосабливаться к воздействию среды с помощью поведенческих действий. Люди с особыми потребностями могут иметь ограниченные возможности выполнения таких действий (возможности отодвинуться, сменить позу или управлять средой), что важно учитывать в отношении всех компонентов среды.

5 Информация по проектированию и оценке термальной среды

5.1 Факторы, требующие особого рассмотрения при проектировании и оценке термальной среды

Ниже перечислены факторы, которые следует учитывать при оценке термальной среды.

a) Ослабление и потеря чувствительности к температуре.

Дополнительной проблемой является поиск методов получения достоверных данных о комфортных тепловых условиях от людей с особыми потребностями, например беременных, пожилых людей или младенцев.

b) Различия в форме тела.

c) Ухудшение потоотделения.

Нередко у людей, страдающих тетраплегией (людей с высоким уровнем повреждения спинного мозга) и некоторыми другими формами паралича, наблюдается ухудшение потоотделения (более чем на 80% производящей потоотделение поверхности кожи). Это оказывает воздействие на интерпретацию показателей тепловой среды в жарких средах, для которых определен нормальный уровень потоотделения и влажности.

d) Ухудшение вазомоторного контроля.

Ухудшение периферического вазомоторного контроля, часто наблюдающееся у пожилых людей, людей с повреждением спинного мозга и/или людей, принимающих сосудорасширяющие лекарства, воздействует на способность таких людей к адаптации как к холодной, так и к горячей среде. Для них следует учитывать особые требования при расчете необходимых температурных условий.

e) Различия в скорости обмена веществ.

Люди с физическими ограничениями, использующие технические вспомогательные средства, например колясочники, обычно имеют низкую скорость обмена веществ вследствие низкого уровня физической активности. И наоборот, некоторым категориям людей (например, страдающим атетоидной формой церебрального паралича) требуется большее количество энергии для выполнения поставленных задач, следовательно, из-за необходимости прилагать большие усилия у них возникает повышенная скорость обмена веществ. Пожилые люди обычно менее активны и имеют более низкую скорость обмена веществ, чем среднестатистический взрослый человек, кроме того, следует учитывать существенные индивидуальные различия людей.

f) Воздействие тепловой нагрузки на другие физиологические функции.

Источник

Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть картинку Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Картинка про Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это

Эргономика безопасной и комфортной среды для инвалидов и пожилых людей

В организме людей происходят как возрастные изменения (старение – результат биологических и социальных изменений, процесс, который отличается усилением болезней, неспособности и физических ограничений), так и функциональные нарушения, которые связаны с врожденными или приобретенными дефектами, перенесенными травмами и заболеваниями. В связи с этим людям становится сложно пользоваться общественным транспортом, полноценно выполнять производственные обязанности, активно участвовать в культурных и спортивных мероприятиях, пользоваться оборудованием в собственном жилище и общественных местах. Инвалиды и пожилые люди зачастую не в состоянии свободно ориентироваться в окружающей среде без специального учета их специфических нужд и особенностей.

Эта категория населения утрачивает возможность свободного сочетания индивидуальных интересов с общественными. Общее физическое ослабление провоцирует различные старческие комплексы: боязнь оказаться одиноким и тягу к общению с себе подобными; чувство беспомощности и беззащитности, неуверенности при перемещениях; болезненно обостренное чувство шума, вибрации, блеска, скопления людей, повышенную критику и т. п. Многие из инвалидов живут, не выходя из своих обиталищ, а некоторые перемещаются только на инвалидных колясках.

Довольно большой процент людей лишен возможности нормально жить и передвигаться в квартирах, где им трудно пользоваться туалетом, подниматься по лестницам, наконец, просто въехать в подъезд своего дома. В коляске нельзя проехать по тротуару и въехать в магазин, поскольку повсюду встречаются препятствия в виде высоких бордюрных камней, лестниц, порогов, распашных дверей, крутых пандусов.

В связи с этим остро встает проблема функциональной и структурной адаптации окружения (интерьер и городская среда) для предотвращения ограничения общения и возможностей перемещения инвалидов и престарелых, а также вопросы, связанные с изучением работоспособности человека, причин и видов ее снижения.

Учеными эргономистами доказано, что в процессе производственной деятельности в системе «человек – машина – окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек (в эргономике работоспособность рассматривается, как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени и с заданной эффективностью).

Эргономика вносит свой вклад в разработку научно-обоснованных рекомендаций по реабилитации лиц с пониженной трудоспособностью, формирование среды, не создающей препятствий в жилом помещении, на рабочем месте, в общественных местах, учреждениях обслуживания, а также улучшение путей коммуникаций. В рамках эргономики как науки ведутся исследования психофизиологических возможностей и особенностей различных категорий инвалидов и пожилых людей и создание методики учета, полученных данных при проектировании оборудования для общественных, административных и жилых зданий, рабочих мест, орудий труда и промышленных изделий. Так, американские эргономисты обращают внимание на необходимость учета при проектировании объектов и окружающей среды для пожилых людей следующих особенностей их поведения:

1) осторожность, проявляемая при обследовании с применением тестов и т. п.;

2) неторопливость в принятии решений;

3) стремление преодолеть неуверенность;

4) осторожность в принятии рискованных решений;

5) повышенная забота о безопасности;

6) избирательность в обучении новым видам мастерства и при переподготовке;

7) более взвешенный взгляд на будущее развитие технологии и ее освоение;

8) большая обеспокоенность дефицитом товаров и потребность в более тонком учете возможностей и особенностей пожилых людей при проектировании промышленных изделий и окружающей среды;

9) стратегия и тактика, направленные на достижение вышеупомянутого, включая и закупки.

Обращается также внимание на то, что если какая-либо конструкция приспособлена к особенностям пожилых людей, то зачастую и более молодые люди могут с большей легкостью, точностью и надежностью выполнять работу на этом оборудовании, расходуя меньше энергии, а иногда и быстрее работая, особенно в случаях повторяющейся задачи [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

Антропометрическая информация о пожилых людях очень скудна. Из имеющейся информации можно сделать следующие выводы:

· пожилые люди обоих полов ниже, чем молодые. Есть и интересная версия о том, что люди невысокого роста с меньшим весом живут дольше;

· границы досягаемости у пожилых людей меньше, чем у молодых; пределы досягаемости у пожилых очень разнятся в зависимости от того, болеют ли они артритом или другими заболеваниями суставов (особенно это касается максимального вертикального захвата).

Эргономисты занимаются тем, что находят пути и способы включения данных о функциональных возможностях пожилых людей в проектирование промышленных изделий, транспортных средств, жилой среды, средств помощи на отдыхе. Они работают в следующих направлениях:

1. проектирование жилой, производственной и рекреационной сред с целью минимизировать опасности и оптимизировать функциональные способности пожилых людей в этих средах;

2. проектирование пользовательских интерфейсов, органов управления и средств отображения информации в соответствии с возможностями и особенностями пожилых людей;

3. изучение связи между старением и выполнением работы, особенно того, как возраст влияет на специфические виды работ и рабочие функции;

4. изучение старения в связи с водительскими умениями и поведением пешехода и разработка стратегий, позволяющих пожилым людям сохранять эти умения и успешно выполнять этот вид деятельности;

5. разработка и оценка обучающих стратегий, которые эффективны в обучении пожилых людей новым умениям (работа) или сохранении умений (вождение автомобиля);

6. проектирование дорожных сред на автомагистралях, приспособленных для пожилых водителей;

7. изучение взаимосвязей между старением, упражнениями и деятельностью. В последнее время разрабатывается все больше обучающих стратегий с целью обучения пожилых людей навыкам работы с компьютером [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

Для реализации этой работы необходимо квалифицировать дефект и оценить степень утраты той или иной функции организма, поскольку многие инвалиды могут хорошо выполнять свою работу. Например, специальным средством корректировки различных дефектов зрения является изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте (варьируются направление световых потоков, контрастность рабочих поверхностей и окружающей производственной среды, яркость световых источников, характер окраски помещений и т. д.). С помощью визуальной организации пространства корректируются и другие дефекты. Так, при повышенном времени реакции рекомендуется использовать боковой свет для создания лучшего контраста, при уменьшении способности к концентрации внимания на объекте для достижения полного перцептивного комфорта целесообразно соотношение контраста рабочей поверхности и фона 3:1; при различных вестибулярных нарушениях для предотвращения монотонности используются более яркие цвета, а некоторые формы контрастности, наоборот, уменьшаются. При расстройствах зрительно-моторных координаций недопустимо использование ослепляющих источников. Многие средства корректировки дефектов зрения основываются на результатах исследований офтальмоэргономики, получающей все большее развитие [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7].

Все большее количество фирм понимают важность использования труда инвалидов, составляют подробные перечни физических требований, необходимых для выполнения каждой работы на их предприятии. Многие страны в меру своей цивилизованности и осознания проблемы осуществляют создание и содержание центров по поддержке инвалидов и престарелых, а также специализированных для них жилищ.

Для создания комфортной среды, позволяющей инвалидам и престарелым чувствовать себя комфортно и безопасно, необходимо знание строительных норм. В них заложены требования к параметрам внешней и внутренней среды, удовлетворяющей условиям рассматриваемой социальной группы. Такие правила были введены в 1992 году.

Выдержки из ведомственных строительных норм 62-91*(срок введения с 01.01.92)

2.2.6. При проектировании путей эвакуации инвалидов следует исходить из того, что эти пути должны соответствовать требованиям обеспечения их доступности и безопасности для передвижения инвалидов.

2.5.3. Все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

2.7.2. Во всех зданиях, помещения которых расположены выше первого этажа и предназначены для пользования инвалидами на креслах-колясках, следует предусматривать лифты, кабины которых должны иметь размеры, не менее: ширину – 1,1м; глубину – 1,5м; ширину дверного проема – 0,85м.

2.8.1. В туалетах общего пользования, включая туалеты в общественных зданиях, следует предусматривать не менее одной кабины шириной не менее 1,65 м и глубиной не менее 1,8 м для инвалидов, пользующихся при передвижении креслами-колясками и другими приспособлениями.

2.8.4. Двери из санитарно-гигиенических кабин и помещений для инвалидов должны открываться наружу.

2.9.4. Ручки, рычаги, крапы, кнопки электрических выключателей и различных аппаратов, электрические розетки, отверстия торговых, билетных и т. п. автоматов и прочие устройства, предназначенные для обслуживания инвалидов и престарелых, следует располагать на высоте не более 1 м от уровня пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения.

3.1.1. При проектировании жилых, общественных, производственных и транспортных зданий и сооружений следует учитывать возможности использования их инвалидами, в том числе передвигающимися с помощью кресел-колясок или других вспомогательных средств и приспособлений.

Также при проектировании среды для лиц пожилого возраста необходимо учитывать как функциональные особенности организма, так и ценностные ориентации личностей (социально-психологический аспект). Люди старшей возрастной группы обладают различной степенью активности:

· нулевая – сохранены только биологические потребности;

· слабовыраженная – осуществление доступного самообслуживания;

· низкая активность – жизнь в мире прошлых переживаний, чтение, просмотр телепередач, случайные общественные контакты;

· средняя активность – досуговая деятельность без участия в трудовой и общественной деятельности;

· относительно сохранная активность – стремление к активному образу жизни, к сохранению трудовой активности.

· Требования эргономики к городской среде, учитывающей нужды инвалидов и пожилых людей

1. Примером удачного архитектурно-планировочного решения городской среды для инвалидов и пожилых людей являются комплексы, функционально состоящих из компактных или рассредоточенных объектов общественных служб, медицинского обслуживания, жилых помещений. Предпочтительны одноэтажные здания в нулевом уровне, обеспечивающие удобство перемещения, связь с природой, психологически благоприятные визуальные впечатления.

2. Зоны отдыха и развлечений могут служить для возникновения социальных контактов, развлечений, укрепления здоровья, наблюдения за окружающей жизнью.

В этом случае необходимо принимать во внимание комфорт и удобство оборудования мест отдыха (комфортабельные сиденья, удобство для разговоров, защита от атмосферных осадков или солнца – навесы), а также организация подводящих к ним путей, пешеходных дорожек (замощение нескользкое и неблестящее, размеры, угол уклона, отсутствие перепадов).

Ступени, пандусы и подходы к местам пересечения с транспортом должны быть четко обозначены, для этого может быть использовано отличие в цвете замощения или в его текстуре. Особое значение имеет время изменения сигнала светофора, а также его звуковое сопровождение.

Устройство зеленых лужаек для отдыха может варьироваться по размерам в зависимости от цели (индивидуальный или групповой отдых). Такие лужайки можно размещать поблизости от детских площадок (функция контроля и опеки над внуками).

Физиологические особенности пожилого организма требуют обращения особого внимания на комфортность сидений для отдыха. Конечно же, комфортные сиденья значительно лучше плоских скамей, на которых люди устают сидеть продолжительное время. При организации внешней среды используются различные типы сидений: стационарные, передвижные, поворотные и т. д. Для лиц, перемещающихся в креслах-колясках необходимо предусматривать замощенное пространство возле мест для сидения и площадки для маневрирования. Сами сидения рекомендуется делать из мягкого материала или дерева, при необходимости предусмотреть использование мягких прокладок или подушек. Сиденье не должно иметь большой угол наклона назад и должно быть удобным по высоте. Возле сидений можно устанавливать столы (для игр, пикников и т. п.), предпочтительнее круглые (удобство размещения большого количества человек), устойчивые, соответствующие по размерным параметрам креслу-каляске (минимальная высота – 68 см.). Ножки стола не должны выходить наружу за его крышку, а поверхность должна быть сглаженной, не белой и не блестящей.

3. Наружное освещение размещается в ключевых местах, отделяя или отгораживая площадки, при этом оно должно давать верное ощущение глубины пространства, освещать уровни замощения и перепады высот. Акцентным освещением должны сопровождаться площадки высадки пассажиров, входы зданий, стоянки автомобилей, ступени, пандусы и различные прорывы или рискованные для ходьбы места.

4. Знаки визуальной коммуникации должны позволять людям легко ориентироваться в пространстве, определять местонахождение учреждений обслуживания, обозначать входы в здание, его функциональное назначение, информировать об услугах и способствовать выбору кратчайших путей для передвижения. Общие требования к знакам коммуникации следующие:

· знаки должны быть разборчивыми и легко воспринимаемыми;

· знаки должны представлять систему с общим характером рисунка и соблюдением иерархии;

· для лиц с плохим зрением могут быть использованы знаки с выпуклыми буквами, размещаемые на высоте 1,5 м над уровнем замощения, чтобы их можно было потрогать рукой;

· висящие знаки должны находиться на высоте 2 – 2,1 м от поверхности земли для обеспечения безопасности;

· буквы должны быть простыми по начертанию, без усложняющих элементов;

· лучше всего читаются белые буквы и знаки на темно-синем или черном фоне, не дающем блеска;

· знаки для того, чтобы быть легко различимыми вечером, должны быть оборудованы светильниками.

5. Подъемники для инвалидов требуются в тех случаях, когда необходимо преодолеть разницу высот.

Выдержки из ведомственных строительных норм 62-91*(срок введения с 01.01.92)

2.3.3. Предупреждающую информацию для людей с полной и частичной потерей зрения о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности и пр.) следует обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской.

2.9.1. На путях движения пешеходов, в общественных местах, на дорогах, улицах и площадях, особенно на перекрестках и парках, на станциях и остановках общественного транспорта следует устанавливать информационные указатели, предупреждающие инвалидов о строительных барьерах, а при необходимости и об имеющихся опасностях.

· Требования эргономики к безопасной и комфортной жилой среде для инвалидов и пожилых людей

«. Соответствие пространства и оборудования жилища функциональным требованиям представляет необходимое, но не достаточное условие создания полноценной среды обитания для пожилых людей и инвалидов, так как есть более тонкие «неуловимые» качества жилища, которые придают жизни смысл, цель и радость. Гибкость и воображение были утрачены в действующих жилищных стандартах, поэтому, современному дизайнеру, проектирующему интерьеры, следует научиться создавать окружение, которое поддержало бы достоинство человека и поощряло непринужденность, легкость и продуктивность занятий. Наша энергия должна быть направлена на возвращение старым людям полноты жизни, радости, свободы…» [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7] В организации внутреннего пространства актуальной остается задача удобного и безопасного перемещения, в т. ч. и для инвалидов-колясочников. Так, в интерьерах, предусмотренных для использования инвалидами, должны соблюдаться все строительные нормы для физически ослабленных людей (например, в Швеции и Норвегии подобные строительные нормы были приняты еще в 1976 году.).

В жилой среде необходимо позаботиться об устранении строительных барьеров (ширина дверных проемов, отсутствие порогов и т. п.), поскольку жилище для пожилых людей приобретает особое значение, так как окружающая среда часто является сложной и недоброжелательной. Уединение и независимость – важные критерии для проектирования жилища для пожилых людей, а также жилых районов, клубов здоровья, парков.

Для облегчения перемещения людей с нарушением опорно-двигательного аппарата в жилом пространстве предусматривают следующие устройства: опорные приспособления в сантехническом оборудовании; создание «опорного» пути, используя при этом и закрепленную мебель; трансформируемая мебель; укрытие мягкими, эластичными материалами травмоопасных элементов; особое покрытие пола для лучшего его сцепления с обувью; использование сигнального характера цветового решения опасных мест и т. п. (все эти правила применимы в интерьерах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

В интерьере для людей с ограниченными возможностями форма мебели по возможности должна стремиться к «обтекаемой форме» без выступающих элементов (раздвижные двери и т. п.). Мебель также должна иметь и особую конструкцию, которая позволяла бы изменять высоту сидения и подлокотников, угол наклона и т. п.

«. Проанализировав специфику деятельности инвалидов и пожилых людей на кухне, английские специалисты разработали классификацию операций по степени их сложности и возможной опасности для человека. Затем были разработаны требования к соответствующим изделиям и осуществлено их проектирование. Чаша миксера снабжена, например, съемными присосками, что исключает ее скольжение по столу. Предложены разнообразные конструкции ножей для чистки овощей и фруктов, комплектуемые штырями для накалывания плода либо штативами для закрепления ножа, вокруг которого должен вращаться очищаемый плод. Эти несложные приспособления позволяют пользоваться прибором одной рукой…» [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть картинку Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Картинка про Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это

Рис. Варианты планировки с учетом потребностей инвалидов: а – туалетной комнаты, б – ванной комнаты (, Дж. Н. Грум, США).

[Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

«. Одна английская фирма на основании учета эргономических данных создала настольную плиту, представляющую собой модернизацию серийной модели. В ней применены новые рукоятки, выполненные в виде крестовины с углублением на одном плече. Это углубление позволяет на ощупь контролировать положение рукоятки при переключении. Шведские эргономисты совместно с дизайнерами и врачами провели цикл исследований с целью выявления требований к ручкам и рукояткам бытовых инструментов, кухонной утвари, к санитарно-технической арматуре и другим устройствам, предназначенным для лиц с нарушением двигательных функций. На основе результатов исследований были спроектированы: смеситель для душевой установки; кран, оборудованный ручками удобной формы для захвата кистью руки; ломтерезка для людей с нарушением двигательных и хватательных функций рук и прочие бытовые приборы…» [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

«. Создание туалетной и ванной комнат для инвалидов, пользующихся креслом-коляской, сопряжено с наибольшими трудностями, поскольку в этом случае с особой точностью нужно решать вопросы пространственной планировки, предусматривать приспособления, облегчающие пользование этими помещениями: вспомогательные поручни (съемные и постоянные), регулируемое по высоте сиденье унитаза и т. п.…» [Источник: http://psychlib. ru/mgppu/MZE-2001/MEC-001.HTM#Глава_VI.6_7]

В таблице «Оборудование санитарно-технических узлов, кухонь для инвалидов» представлены основное оборудование и его размеры в квартире в расчете на одного инвалида.

Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Смотреть картинку Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Картинка про Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это. Фото Эргономика для лиц с ограниченными возможностями что это

Плита, рабочий стол и мойка должны допускать подъезд под них инвалидной коляски, поэтому высота под ними должна быть не менее 69 см.

При выборе цветового решения интерьеров рекомендуется учитывать эффект лучшего распознавания объектов красного и желтого цветов на ахроматическом фоне, а ахроматических объектов – на синем и желтом фоне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *