Эвристика доступности что это
Эвристика доступности — феномен ошибочных решений
Эвристика доступности — это процесс, при котором человек на бессознательном уровне просчитывает частоту или вероятность какого-либо события по простоте, с которой пример либо обстоятельство легче трактуются.
При подобном анализе человек опирается на ограниченный запас примеров и обстоятельств. Это приводит к легкости в оценке риска и прогнозирования важности события до несложных умозаключений, построенных на личном опыте. Вследствие чего данный процесс носит субъективный характер. Например, человек отдаст предпочтение наиболее разрекламированному медицинскому препарату, хотя его аналог неизвестной марки будет стоить на порядок дешевле.
История исследований
До середины прошлого века превалировало представление человека как существа практичного, последовательного. Однако в 1957г. американский ученый Герберт Саймон представил обществу труд, в котором выдвинул теорию, что практичность и рационализм человека во время принятия решений заключены в узкие рамки. Согласно концепции Саймона, человек пытается проявить рационализм в достижении поставленных целей, но ввиду когнитивных ограничений он не проявляется в полном объеме.
Изучение феномена эвристики доступности в 1974г. объединило специалиста в области экспериментальной и социальной психологии Даниэля Канемана и экономиста, ученого, стоящего у истоков когнитивной психологии, Амоса Тверски. Они утверждали, что попытка объяснить поведение человека с позиции одного лишь рационализма неудачна и бессмысленна.
Ученые определили цель их совместной деятельности: вычислить и исследовать основные эвристические особенности вероятностного мышления. Концепция заключалась в том, что при возникновении сложной задачи, в которой требуется просчитать вероятность либо частоту определенного события, человек руководствуется ограниченным набором эвристических принципов. Это объясняется стремлением облегчить поиск решения.
Ученые выделили четыре основные эвристические стратегии:
Эту тему они развили и в других своих совместных работах.
В каких ситуациях нас подводит эвристика доступности
Термин «эвристика доступности» означает психологический феномен, заключающийся в предрасположенности человека оценивать вероятность чего-либо, руководствуясь легкостью нахождения примеров, подтверждающих либо опровергающих то, о чем идет речь.
Эвристики не в состоянии предусмотреть все нюансы ситуации, что влечет за собой совершаемые индивидом ошибки.
Рассмотрим случаи, в которых эвристика доступности оказывает отрицательное воздействие:
Эвристика доступности основывается на легкости воспроизведения в памяти определенных фактов, событий или явлений. Человек расценивает наиболее возможными или обоснованными те события, которые проще воссоздать и представить.
Эвристика легкости воспоминания
Для ознакомления с ошибками, которые люди совершают под воздействием эвристики доступности, рассмотрим эксперимент, проведенный Д.Канеманом и А.Тверски.
Участников эксперимента разделили на две группы. Каждой группе зачитывался перечень, состоящий из 39 женских и мужских имен. В первой группе список состоял из 19 мужских имен и 20 женских. Во второй группе зачитывали 19 женских и 20 мужских имен. Причем в первой группе более известными были мужские имена, а во второй – женские.
При дальнейшем опросе испытуемые из первой группы отмечали, что среди перечисленных имен преобладали мужские, а во второй группе – женские.
Что же поспособствовало легкости вспоминания? Выделяют несколько причин подобного феномена:
Эвристика легкости представления
Во время принятия решения при помощи эвристики доступности в первую очередь задействуется память. При отсутствии в памяти соответствующих ситуации, событий или явлений, подключается воображение. Шанс или интенсивность возникновения какого-либо события не зависит от того, что событие легко воспроизвести в воображении. Однако неосознавание подобного факта лежит в основе возникновения эвристики доступности.
Вред эвристики доступности
В обыденной жизни человек повсеместно применяет эвристику доступности. Например, мы судим о возникновении гипертонии, исходя из количества случаев с подобным заболеванием, произошедших с нашими родными и близкими. Оцениваем частоту разводов, беря за основу количество разводов среди знакомых, близких и друзей. А главное, рассчитываем вероятность события, ссылаясь на легкость его представления. Мы считаем, что событие, которое можем представить, существует на самом деле, а то, что не подвластно нашему воображению — нет.
Примеры
Каждый из нас неоднократно находился в ситуации, когда принимаемые нами решения находились под влиянием эвристики доступности. Например, когда в СМИ появляется информация о человеке, выигравшем крупную сумму денег в лотерею, продажа билетов значительно возрастает. В данном случае в роли движущей силы выступает азарт. Однако также немаловажным фактором является близкий пример: победителем оказался простой обыватель, такой же как и большинство из нас.
Подобное воздействие на человека оказывают новости о возрастающем количестве угонов автомобилей. Это впоследствии приводит к увеличению покупок охранных систем для гаражей.
Подобными маркетинговыми приемами пользуются производители разного рода товаров: от рекламы стиральных порошков, до детского питания.
Увидев по новостям, что в какой-то стране повысились случаи заболевания гриппом, человек будет обращать внимание на людей с симптомами простуды, опасаясь заразиться «страшной» болезнью.
Услышав из СМИ о сокращении штата на одном из предприятий, человек будет опасаться, что и его постигнет такая же печальная участь.
Заключение
Эвристика доступности вынуждает нас совершать ошибки. И с целью минимизирования дальнейших просчетов не следует рассчитывать только лишь на память или воображение. Необходимо стараться провести тщательный анализ. В процессе принятие решений немаловажную роль играет бессознательная рефлексия. Совершая важный шаг, стремитесь просчитать все возможные варианты и подвергайте сомнению даже те факты, в которых были непоколебимо уверенны.
Эвристика доступности: что это такое и как с ней жить
Человек и его разум обычно играют в одной команде, но разум периодически забывает, на чьей он стороне, и с помощью эвристики заставляет нас делать ложные выводы и суждения. Рассказываем, что же из себя представляет эвристика доступности, и на какие аспекты жизни она влияет.
Как она работает?
Многие выводы о жизни мы делаем, опираясь на яркие, запоминающиеся нам примеры. Наверняка вы видели это утверждение, которое часто появляется на различных ресурсах: «Такие успешные люди, как Билл Гейтс и Стив Джобс сделали выдающуюся карьеру, не имея высшего образования!». Подсознательно делаем вывод: «Видимо образование действительно не так важно, чтобы стать состоятельным и успешным». Вспоминая о необразованных миллиардерах, мы совсем не учитываем, что таких счастливчиков едва ли наберется десяток на миллион, а то, что Билл Гейтс не имеет высшего образования, еще не значит, что в дело не пошла его гениальность и преданность любимому делу.
Важно заметить, что данная закономерность присуща почти каждому из нас, но в каких случаях эвристика влияет на нашу жизнь отрицательно, а в каких случаях является поддержкой, хорошо бы понимать. Об этом мы и расскажем ниже.
В медиакультуре и рекламе пиарщики уже давно оценили закономерности эвристики доступности и успешно используют их на благо крупных компаний. Мы можем предположить, какие именно методы в раскрутке заставляют нас раз за разом приобретать одну и ту же продукцию:
— Яркая реклама с присущим вирусным эффектом.
— Простой и запоминающийся лэйбл, образ которого легко воссоздать в памяти. Например, фирменный знак компании, который мы видим у себя дома по пути на работу и во время прогулки по городу.
— Близкие для потребителя ассоциации.
Вспомните банк, в пиар компании которого участвовал популярный актёр Брюс Уилис. Брюс, как никто другой, ассоциируется с доверием, благодаря своим характерным амплуа добропорядочного гражданина, стоящего на страже закона.
Так же в качестве примера можно вспомнить пиар-ход крупного магазина, где продавцы рекомендовали технику, которой пользуется его брат/родители/друзья.
Эвристика доступности в случае с рекламной компанией не обязательно имеет отрицательный оттенок. В большинстве случаев хорошая реклама помогает уловить и запомнить нужный именно нам товар. Но важно осознавать, что продукция, о которой вы слышали меньше, вовсе не обязательно хуже той, что более популярна. Для разнообразия во время следующего своего похода в магазин попробуйте рассмотреть те продукты, на которые раньше вы совсем не обращали внимания. Ведь к тому же экспериментировать в жизни всегда и полезно, и интересно.
Волков не бояться
Где данный феномен точно может помешать, так это в повседневной жизни. Рассмотрим три основные закономерности эвристики доступности, которые могут оказаться источниками беспокойств и проблем.
Страх летать присутствует у 30% людей на земле, что неудивительно, учитывая то, какой сильный отпечаток в нашей памяти оставляют трагические события, связанные с крушением самолетов. Спросите: «И что же из этого следует?». А следует вывод о том, что нам намного проще представить яркое падение, чем яркий полет. Ведь если обратиться к статистике, то вероятность того, что именно ты попадешь в авиакатастрофу равна 1 к 8000000. Для сравнения, такая же вероятность смерти возможна в случае падения рояля с неба после урагана в соседнем городе. Представьте себе, сколько вы потратите времени и усилий, поддавшись своим опасениям, путешествуя сначала на поезде, затем паромом и еще треть пути автобусом. Возможно, на путешествие в одну сторону уйдет половина отпуска, а оставшееся время придется ехать обратно домой. В этом случае эвристика усложняет нам жизнь и не дает мыслить спокойно и логично.
2. Опыт людей из своего окружения
Предположим, что у вашего соседа угнали машину, в свою очередь сосед рассказывает, что и у его приятеля- тоже недавно угнали автомобиль. Страшная мысль поселяется в вашей голове: «Однозначно, это заговор! Я следующий!». Теперь вы не спите ночами и регулярно проверяете из окна квартиры, на месте ли ваше авто. И вновь эвристика доступности активирует наше воображение. Нам намного проще делать выводы на примере близких людей, чем исходить из простой логики. Угон автомобиля не передается воздушно-капельным путем, если ваших знакомых настигла эта участь, то далеко не факт, что вы на очереди.
3. Ярлыки и стереотипы
К эвристики доступности также можно отнести ярлыки, которые родители, сами того не желая, закладывают в наше подсознание с самого детства. Психологи называют такую закономерность- ограничивающие убеждения.
А есть ли у эвристики положительные качества?
Безусловно, закономерности эвристики, порой, не дают нам мыслить рационально, но важно помнить и о плюсах феномена.
В бытовом плане мы выстраиваем жизненно важные логические цепочки: учуяв запах гари, мы понимаем, что это не к добру, а с незнакомым человеком подозрительной внешности не стоит заходить в лифт. Цитаты великих часто успокаивают и дают нам опору в трудных ситуациях. Знаю женщину, которая вышла из депрессии однажды и мгновенно, лишь потому, что ранним утром открыла ноутбук и прочла пост в социальной сети: «Нет повода для печали. Ведь все проблемы лишь в твоей голове.» А дальше, казалось бы, избитое, сто раз слышанное: «Ты сам строишь свою жизнь.» Так что, эвристика доступности часто дает нам ощущение стабильности. Здесь важно суметь различить, в каких случаях она выступает для вас помехой, а в каких надежной поддержкой, дающей уверенность и радость.
Как работает эффект иллюзии правды
Эвристика доступности
Я задам несколько странных вопросов. От чего погибает больше людей: от убийств или самоубийств? Вы удивитесь, но самоубийств совершается чуть ли не в два раза больше. Как вы считаете, что опаснее для жизни: кокосовый орех или акула? Не торопитесь отвечать, подумайте. На самом деле, как ни странно, опаснее кокосовые орехи: от их падения с дерева умирает больше людей, чем от зубов страшной акулы. Автомобиль или самолет? Мало припомню людей, которые боятся ездить на машине, а вот знатных аэрофобов у меня среди знакомых полным-полно. Однако даже велосипед — более опасный вид транспорта, чем современный самолет. Кого вы больше боитесь: собаки или террориста? Удивительно, но шансы умереть от укусов собаки намного превышают шансы стать жертвой террористической атаки.
Почему же мы боимся совсем не того, чего в действительности стоит опасаться? Ответ на этот вопрос мы получим, рассмотрев следующее когнитивное искажение.
Эвристика доступности — когнитивное искажение, основанное на легкости вспоминания и представления тех или иных событий. Это склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на легкость нахождения примеров-подтверждений. Человек считает более вероятным и распространенным именно то, что ему легче и проще вспомнить или представить. Думаю, никто не станет спорить с тем, что часто случающиеся события вспоминаются нами гораздо быстрее и проще, чем те, которые случаются редко. Логично, что это приводит к необъективности, ведь на ум всегда приходят либо наиболее яркие, эмоциональные и необычные события, либо те, в которых мы участвовали лично, либо те, что произошли не так давно. Это приводит к систематическим ошибкам.
Мы принимаем решения с помощью эвристики доступности, когда ищем подходящие примеры и иллюстрации в своей памяти. Вы же понимаете, что если какое-то событие легко представить, это вовсе не означает, что оно более вероятно. Если же подходящих примеров в памяти человека нет, он начинает подключать воображение, опять же ориентируясь на свой опыт.
Эвристика доступности приводит к некорректной оценке вероятности события. Мы считаем наиболее вероятным именно то событие, которое легче вспомнить, или то, которое произошло недавно и еще свежо в памяти. Это когнитивное искажение также приводит к неправильной оценке частоты события. Мы уверены, что наиболее вероятным будет именно то, что недавно произошло с вами или с вашими друзьями, или то, о чем сообщали пару дней назад в новостях. Например, люди будут судить о вероятности онкологического заболевания или сердечного приступа на основании того, сколько таких случаев произошло в их окружении. Эвристика доступности также приводит к некорректной оценки связанности событий. Большинство из нас будет считать наиболее связанными между собой те события, которые легче представить вместе, или упоминать те связки событий, которые несколько раз встречали в своей жизни.
Термин «эвристика доступности» был введен в оборот в 1973 г. Даниэлем Канеманом и Амосом Тверски в работе «Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения». Чтобы подтвердить свою гипотезу, Канеман и Тверски провели серию любопытных экспериментов. Например, испытуемым зачитывали список мужских и женских имен. В нем были неизвестные имена, а также имена знаменитостей. Далее испытуемых просили ответить, людей какого пола было больше в списке. В каждом случае респонденты ошибались, потому что всегда называли тот пол, который был представлен наиболее известными людьми. То есть если в списке было больше мужчин-звезд, испытуемые давали ответ, что в списке доминируют мужские имена, хотя на самом деле женщин было больше. Испытуемые делали выводы, диаметрально противоположные действительности. Люди склонны ошибаться в своих оценках, потому что одно событие легче приходит им на ум, чем другое.
Как влияет эвристика доступности на нашу жизнь? Мы даем завышенную оценку вероятности тех событий, которые легко представить. На наш взгляд, то, что мы легко себе представляем, на самом деле существует, а то, что не можем представить, не существует. Например, мы судим о вероятности заболевания той или иной болезнью на основании того, сколько подобных случаев произошло вокруг нас, с нашими знакомыми и близкими. Если среди наших знакомых нет людей, умерших от рака легких, мы продолжаем курить, считая, что никакого риска нет. Если на работе уволили несколько человек, нам, конечно, начинает казаться, что уволят и нас, но мало того — мы предполагаем, что вокруг происходит настоящая катастрофа: во всех фирмах всех повально увольняют. Увидев несколько выпусков новостей об авиакатастрофах, мы ошибочно начинаем считать, что самолет — это самый опасный вид транспорта, и каждый полет превращается в кошмар. Мы слышим историю о том, что кто-то бросил нелюбимую работу, воплотил детскую мечту, стал артистом и добился больших успехов на этом поприще, — и вот эвристика доступности вновь будоражит воображение: нам начинает казаться, что мы сможем так же легко сделать что-то подобное. Если в новостях выходит репортаж о счастливчике, который выиграл джекпот в лотерею и мгновенно стал мультимиллионером, многие бросаются покупать лотерейные билеты. Неужели они думают, что если кто-то выиграл, то обязательно следом выиграют и они? Узнав, что Билл Гейтс и Стив Джобс сделали блестящую карьеру и изменили мир, не имея высшего образования, многие рассуждают так: чтобы стать миллиардером, учиться не нужно, успех и так придет. Но много ли в реальности таких «необразованных» миллиардеров?
Эвристикой доступности блестяще пользуются маркетологи, пиарщики и рекламщики на благо крупных корпораций. Вы теперь понимаете, зачем они стремятся создать наиболее яркую рекламу с вирусным эффектом? Зачем разрабатывают простые и запоминающиеся логотипы? Зачем играют на близких и стереотипных ассоциациях? Зачем известные бренды тратят баснословные деньги на постоянную рекламу, хотя их и так все прекрасно знают?
Этим эффектом пользуются пропагандисты и политтехнологи. Чем чаще какие-то события оказываются на слуху, чем более сенсационными и эмоциональными они будут выглядеть, тем более вероятными и правдивыми они представляются людям. Группа исследователей задались вопросом: какие причины смерти люди признают наиболее вероятными? Оказалось, именно те, которые чаще упоминались в СМИ. Про реальную статистику, конечно же, никто в большинстве своем не вспоминает.
Эта ментальная ловушка приводит к систематическим заблуждениям и, конечно, мешает нам в жизни. С другой стороны, эвристика доступности — это очень удобный механизм принятия решений в знакомых и простых ситуациях, когда можно обойтись без лишних усилий и долгих раздумий. Например, учуяв запах гари, мы понимаем, что может быть пожар, и предпринимаем необходимые действия. Или, увидев страшную аварию, начинаем быть осторожнее. При столкновении с выбором в условиях неопределенности или нехватки времени эвристика доступности позволяет людям быстро прийти к определенному выводу. К сожалению, не всегда правильному.
Эффект иллюзии правды
Удивительно, но мы считаем более правдивой ту информацию, которую слышали много раз. Именно это обстоятельство и лежит в основе следующего когнитивного искажения под названием «эффект иллюзии правды». Мы больше доверяем той информации, которая нам знакома. Чем больше раз мы о чем-то слышали, тем более правдивой кажется эта информация. Вот почему эту когнитивную ошибку часто называют «эффект повторения».
Эффект иллюзии правды был выявлен в 1977 г. в Университете Вилланова и Темпльском университете. В ходе исследования участникам сообщали 60 фактов, которые выглядели вполне вероятными, например: «Первая военная авиабаза была создана в Нью-Мексико» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925 г.». Испытуемым предлагалось оценить по шкале от 1 до 7, насколько правдивыми им кажутся данные суждения. Через какое-то время участников вновь собирали и повторяли им эти факты наряду с другими, новыми. Чем больше раз людей собирали и чем чаще они слышали те же факты, тем сильнее повышалась оценка их правдивости у тех же участников. Испытуемые чаще всего не помнили, что эти факты им уже назывались в ходе эксперимента, но почему-то были точно уверены, что где-то о них слышали. А если где-то слышали — значит, это похоже на правду. Когда наш мозг сталкивается с уже знакомой информацией, он начинает быстрее реагировать на нее и неправильно воспринимает это как признак ее истинности. Мы склонны использовать кратчайшие пути для оценки правдоподобности. Позже эффект иллюзии правды был подтвержден и другими исследованиями и экспериментами.
Издательство: Альпина Паблишер
Вы можете сказать: «Наверняка этот эффект действует, когда люди не уверены в истинности того или иного утверждения». Но недавние исследования (2015 г.) показали, что эффект иллюзии правды срабатывает и в случае абсолютной лжи. Например, испытуемые неоднократно сталкивались с утверждениями типа «Сари — это короткая клетчатая юбка, которую носят шотландцы» или «Атлантический океан — самый большой океан на планете». Даже если участники изначально знали, что высказывание ложное, при многократном повторении они начинали сомневаться в этом. То есть работает модель с определенной последовательностью: «Это однозначно ложно», «Это, скорее, ложно», «Я сомневаюсь», «Это может быть верно», «Это верно».
То же самое происходит с ложными новостями и абсурдными заголовками. В 2016 г. психолог Гордон Пенникук провел исследование, взяв за основу поддельные новости, якобы позаимствованные из президентской кампании Дональда Трампа. В первой части исследования 2000 участникам было предложено прочитать шесть реальных и шесть поддельных заголовков новостей. Через некоторое время испытуемые познакомились со списком уже из 24 заголовков, который включал все поддельные заголовки, показанные им ранее. Гордон Пенникук повторил классический вывод: если участники ранее сталкивались с фальшивыми (иногда даже абсурдными) новостями, они гораздо выше оценивали их достоверность (10% по сравнению с 5% в первой итерации).
Это когнитивное искажение было открыто и описано с научной точки зрения относительно недавно, но глупо говорить, что о нем не знали ранее и уже тем более что его не использовали. Вспомните хотя бы знаменитую фразу «Карфаген должен быть разрушен» (Ceterum censeo Carthaginem delendam esse). Римский сенатор Катон Старший завершал каждое из своих выступлений этим призывом, прекрасно понимания, что повторения приведут в конечном итоге к согласию.
Эффект иллюзии правды лежит в основе работы постоянной, навязчивой рекламы. Чем чаще я слышу рекламный слоган, тем больше он кажется мне аксиоматичным. Тот же эффект используется и в политике во время избирательных кампаний, и в пропаганде. Кстати, это был один из излюбленных приемов Йозефа Геббельса, министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха.
Эвристика доступности
Что руководит нашими поступками? Разум, логика, эмоции, механизмы подсознания? Почему, заходя жарким летним днём в магазин с целью купить бутылку холодной воды, мы почти на автомате ищем на полках ту продукцию, рекламу которой неоднократно видели по телевизору и, наоборот, не доверяем неизвестным маркам? Ответить на эти вопросы в небольшой публицистической статье – задача непосильная. Но чтобы приблизиться к ним, мы хотим вас познакомить с понятием эвристики доступности, которая поможет немного лучше понять своё поведение и узнать некоторые уловки нашего мышления.
История исследований
Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком всё не так просто. В частности этим фактом объясняется тот интерес со стороны социальных и поведенческих наук, который сегодня существует по отношению к данной тематике. Выделением зерна истины занимаются учёные из многих сфер – психологии, социологии, политологии, экономической теории, маркетинга.
Исследования в этом направлении ещё в начале 1970-х гг. собрали вместе двух выдающихся учёных: Даниэля Канемана и Амоса Тверски. Первый специализировался на экспериментальной и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма – неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.
Основа была следующей. Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий. Делается это для того, чтобы максимально упростить поиск решения. Главное внимание учёные уделили четырём этим стратегиям – доступности, репрезентативности, закрепления, корректировки.
Термин «эвристика доступности» был введён в научный оборот в 1973 г. Им авторы описали психологическую особенность – склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чём идёт речь. Другими словами, эвристика доступности – это построение суждения на основе сопоставления частоты какого-то явления с тем, насколько легко на ум приходят соответствующие примеры. Классический случай, неоднократно обыгранный в фильмах – прочитав историю успеха любимого актёра, толпа наивных провинциалов устремляется покорять Лос-Анджелес. Только есть одно «но». Доступный пример далеко не всегда является синонимом «правильного». Но об этом дальше.
С целью показать правдивость своих выводов, Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Феномен эвристики доступности был доказан просто и наглядно. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин, и ещё два с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин. Испытуемых поделили на 2 группы. Первых попросили вспомнить максимальное количество имён из списков, вторых – ответить, какие имена более популярны и чаще встречаются. В обоих случаях имена знаменитостей приходили участникам на ум легче и быстрее, хотя списки и были составлены таким образом, что имена звёзд кино, эстрады, политиков были, согласно статистическим данным, не самыми распространёнными.
Зачем это всё знать? Конечно же, не только ради праздного интереса. Дальнейшие исследования Канемана в области поведенческой психологии и находящихся на стыке с нею некоторых аспектов экономики, в начале нового тысячелетия были удостоены Нобелевской премии. Сегодня не только академические учёные, но и те, кто применяет данные знания на практике (пиарщики, рекламисты, политики), осознают важную роль, которую играет в процессе принятия решений зачастую неосознанная рефлексия. Так что в следующий раз, совершая важный шаг, старайтесь обдумать все возможные варианты и подвергайте даже то, в чём более чем уверены, здоровому сомнению.
Примеры и ситуации
В ситуациях, когда на характер принимаемых нами решений влияет эвристика доступности, оказывался, наверное, каждый. Например, когда в газетах или на телевидении выходит репортаж о счастливчике, выигравшем многомиллионный джек-пот в лотерею, продажи билетов значительно вырастают. Что движет нами и заставляет купить заветный лотерейный билет? Несомненно, азарт. Но и наличие близкого примера – вот он, простой трудяга, живущий с семьёй в «двушке» на окраине, такой же, как и я – играет не последнюю роль. Точно так же новостные сюжеты об увеличении количества угонов автомобилей влияют на решение о покупке охранной системы для гаража.
Это всё бессовестно используется производителями различных товаров. Стоит только включить телевизор и посмотреть рекламу. В одном ролике заботливая мама и хорошая хозяйка делится впечатляющими результатами и рекомендует лучший стиральный порошок. В другом – мелодичный голос диктора уверяет, что детское питание чуть ли не такое же полезное, как и материнское молоко.
Но это лишь один пример, так что оставим маркетинг в покое. Он пожинает плоды, проросшие из благодатной почвы заблуждений, виной которых являются привычные колеи нашего мышления. И купив стиральный порошок или шоколадный батончик известной марки немного дороже, чем точно такой же, но менее известной, мы сильно не пострадаем от своего выбора. Но бывают случаи, когда эвристика доступности играет с нами злую шутку и влияет на решения в важных, а то и судьбоносных решениях.
Ещё один интересный пример. В 2012 г. интернет-издание «Business Insider» опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка, причём как обычных людей, так и крупных компаний. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок. Нетрудно догадаться, что даже на таких развитых рынках, как американский, можно сыграть на таких настроениях «правильной» кампанией в медиа.
Сообщения о кризисе и массовых увольнениях, подхваченные СМИ, значительно повышают уровень стресса и тревожности даже среди тех, в чьих компаниях дела идут хорошо. Люди склонны себя «накручивать», что напрямую влияет на продуктивность труда. Как результат, слепая вера, даже если причины нет, её заменяет.
Что более важно, эвристика доступности может определять не только наше поведение или решения, но и изменять представление о чём-либо полностью. Исследования «Hayibor& Wasieleski» показали, что медийные сюжеты или шокирующее поведение знаменитостей или групп обычных людей, при массовом и постоянном воздействии приводят к тому, что меняются представления большинства людей, а, следовательно, и моральные устои, представления о хорошем и плохом, допустимом и противоправном. Сами посудите, что сделали бы с человеком, который перед несколькими тысячами людей откусил голову летучей мыши или помолился сатане ещё 100 лет назад?
Резюмируя, отметим, что эвристика доступности, несмотря на приведённые нами примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. Составители пособия «Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения», например, выделяют следующий момент: «Доступность очень полезна для оценки частоты или вероятности событий, потому что события, принадлежащие большим классам, обычно вспоминаются быстрее, чем случаи менее частых классов». Условием при этом является исключение всех других факторов, кроме вероятности и частоты. В бытовой жизни эвристика доступности – это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.
Отзывы и комментарии
А как вы считаете, часто ли доступность влияет на характер принимаемых вами и другими людьми решений?