газ монтаж сервис ходят по квартирам
В Подмосковье активизировались газовщики-мошенники: как не попасть в ловушку
В последнее время в квартиры жителей Чехова, Подольска и других муниципалитетов все чаще стали звонить мошенники. Молодые люди представляются сотрудниками газовой службы и стараются выудить у доверчивых граждан деньги, ссылаясь на необходимость замены колонки или счетчика. А порой и просто пытаются обворовать, пока люди подписывают липовые документы о проверке оборудования. Что нужно знать, чтобы не стать жертвой мошенников, разбирался корреспондент «Подмосковье сегодня».
МЕНЯЙТЕ ВАШИ ВЕНТИЛИ, ИНАЧЕ БЫТЬ БЕДЕ
Нине Фроловой, жительнице дома № 47 на улице Гагарина в Чехове, позвонивший в дверь мужчина сразу показался подозрительным.
– Я вообще человек осторожный, – говорит пенсионерка. – Попросила его показать удостоверение. Он показал и сразу спрятал. Потом стал говорить, что поступили жалобы на запах газа. Я его пустила.
После осмотра колонки и плиты «газовщик» заявил, что Нине Петровне необходимо заменить подводку к плите.
– Странным показалось то, что не смог назвать точной суммы, – вспоминает Фролова. – Стал говорить: надо внимательнее посмотреть, что купить, начал показывать какие-то документы. Мол, подпишите договор, дайте аванс в пять тысяч. А мы вам позже позвоним.
Тут Нина Фролова решила, что никаких денег отдавать не будет. А сама позвонит в газовую службу и узнает все подробнее.
Как только она взялась за телефонную трубку, чтобы позвонить по поводу проверки, молодой человек, сославшись на большое количество вызовов, ретировался. И напоследок кинул Нине Петровне: «Не хотите менять – ваши проблемы».
ДА ЭТО БАНДИТЫ КАКИЕ-ТО!
А вот к Зое Щипковой из соседнего дома на улице Гагарина пришли сразу двое. Сценарий действий был тот же. Мужчины сообщили о проверке оборудования в связи с жалобами на запах газа. Когда женщина пустила «газовщиков» в квартиру, они стали внимательно осматривать плиту и колонку.
– Копались там, копались, – рассказывает Щипкова. – Потом говорят: «Все нормально. Подпишите акт проверки».
Расписаться было необходимо на нескольких листах и внести паспортные данные. Пока женщина доставала документ и очки, один из гостей вышел из кухни.
После, обсуждая инцидент с соседями, Зоя Александровна узнала, что приходили молодые люди не только к ней, но и к другим жителям улицы Гагарина.
– В наших пятиэтажках у всех стоят газовые колонки, а живут в основном пенсионеры, вот они и повадились сюда, – говорит женщина. – У одного старичка из коридора куртку кожаную вынесли. Он хотел было в полицию заявление написать, но дети сказали, что нервы дороже. В общем, теперь ходим и друг друга предупреждаем, что не надо открывать незнакомым людям.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПРОВЕРЯТЬ
Алексей Матокин, инструктор по личной безопасности из Одинцовского района, мастер спорта по каратэ и самбо, советует: если вы по беспечности впустили преступников в дом, возьмите телефон и сделайте вид, что звоните родным или знакомым и громко скажите, что очень рады, что они сейчас к вам зайдут.
– Такими обходами, как правило, занимаются мелкие мошенники, – говорит Матокин. – Они побоятся лишних свидетелей и быстро уйдут.
Еще один способ избавиться от преступников – открыть дверь на лестницу и начать звонить в двери соседей, громко приговаривая: «Открывайте, к нам газовая проверка». Правда, в таком случае существует риск, что злоумышленники успеют что-то утащить из квартиры.
Сотрудники газового хозяйства Московской области советуют внимательнее присматриваться к тому, кто к вам пришел.
Работники службы, как правило, одеты в спецодежду синего цвета с серыми и желтыми вставками.
На правом нагрудном кармане должен быть бейдж с фотографией, на нем указаны фамилия, имя, должность сотрудника.
При себе сотрудник имеет удостоверение ГУП МО «Мособлгаз» темно-красного цвета, в нем также указаны имя, фамилия и должность.
У всех сотрудников при себе есть визитки.
Сотрудники газового хозяйства никогда не ходят по квартирам без предупреждения, все проверки согласуются с управляющей компанией, и объявления о них размещают за три дня до проведения проверки.
При посещении частного сектора визит согласовывается заранее с собственниками.
Внимание, Мосгаз: все, что надо знать о плановых проверках в квартирах
В Москве возобновили плановые проверки газового оборудования в квартирах. Перерыв был связан с ограничительными мерами, которые вводились для борьбы с распространением COVID-19. Несмотря на улучшение эпидемиологической обстановки, специалисты АО «Мосгаз» будут посещать квартиры в защитных масках и перчатках.
Зачем газовики проводят плановые проверки, как самостоятельно определить неисправность оборудования и распознать мошенников, mos.ru рассказала заместитель главного инженера АО «Мосгаз» Татьяна Киселева.
Для чего проводят проверки
В Москве более 1,8 миллиона газифицированных квартир, и оборудование в каждой должно быть вовремя проверено — это регламентировано законодательством. Техобслуживание проводится раз в год по графикам, которые согласованы с префектурами.
Со временем у газового оборудования могут возникать неисправности, случаются утечки, особенно в местах резьбовых соединений — там, где находятся краны и подключается плита. Специалисты Мосгаза устраняют эти утечки и другие проблемы.
Еще одна цель плановых проверок — объяснить жителям правила пользования газовыми приборами. Мастера рассказывают, что делать при утечке газа, как правильно менять плиту, куда обращаться при неисправностях.
Татьяна Киселева напоминает, что при покупке газовой плиты ее нельзя подключать самостоятельно или доверять это сотрудникам магазина. Нужно обязательно обращаться к специалистам Мосгаза. В большинстве случаев при самостоятельном подключении плит случается утечка газа.
«Человек привозит газовую плиту домой и думает: “Ну что там ее подключать?” Есть гибкая подводка — одним концом к газопроводу, а другим к плите, и зачем вызывать газовиков, платить им? Но дело в том, что, если человек неспециалист, он почти всегда закрутит неправильно: или недожмет, или пережмет паронитовую прокладку в местах соединения. А это утечка газа. Но хорошо, что случаев самовольного подключения очень мало в масштабах города», — отметила Татьяна Киселева.
Как проводят проверку
Проверки проводятся по графику. Можно узнать день, когда должен прийти газовик. Специалисты проводят проверки по будням в рабочее время — с 08:00 до 17:00. За 20 дней до прихода Мосгаз оповещает об этом управляющую компанию, а та — жильцов. Кажется, что будет удобнее, если сотрудник придет вечером, но проводили эксперимент, и газовики работали с 11:00 до 20:00.
«Было очень неудобно: вечером люди приходят с работы, пользуются плитой, водонагревателями, приборы горячие, отрегулировать и смазать их невозможно, приходится ждать, когда они остынут», — объяснила Татьяна Киселева.
В результате было принято решение сделать рабочими субботы. В те квартиры, куда специалисты не смогли попасть в будни, они приходят в выходной. И если в какую-то квартиру не удается попасть, туда будут приходить раз за разом до конца года, пока ее в конце концов не обслужат. Ведь если хотя бы одна квартира не пройдет техосмотр, сохраняется потенциальная опасность для жильцов всего подъезда.
В том, чтобы обслужить как можно больше квартир, заинтересованы и сами сотрудники, которые ходят на проверки.
«Наши сотрудники заинтересованы в том, чтобы обслужить больше квартир. Пока слесарь не выполнит план, премии он не получит. То же самое мастер — пока все его слесари не выполнят план, он тоже не получит премию», — подчеркнула Татьяна Киселева.
Время проверки варьируется. Если с оборудованием все хорошо, то на нее уходит минут 20. Если есть неисправности, на их устранение может уйти больше часа.
«Бывают случаи, когда придешь в квартиру, а там одинокие бабушка или дедушка. И они начинают рассказывать, а ты им объясняешь, разговариваешь. Три часа может пройти, но не бросишь же их. Бывает, что наши слесари, особенно в возрасте, рассказывают, как правильно и безопасно пользоваться духовкой, дают советы», — добавляет заместитель главного инженера.
Чем опасны полки и вытяжки?
Очень часто газовики находят нарушения в работе вытяжки над газовой плитой. Дело в том, что при установке зонд совмещается с вентиляцией и перекрывает ее. Из-за этого не происходит воздухообмена, газ при утечке не покидает комнату через окошко вентиляции, а накапливается. Достаточно малейшей искры, чтобы произошло возгорание.
Второе по распространенности нарушение — полки. Часто газовые трубы на кухнях закрыты полками, а ко всему оборудованию должен быть легкий доступ. Это проблема маленьких кухонь, в новых домах такого нет.
Еще одна распространенная проблема — старые плиты. Обычно срок эксплуатации газового оборудования составляет 10–12 лет.
«У нас есть такие квартиры, где плиты эксплуатируются более десяти лет и жильцы не спешат их менять. Также есть плиты без газконтроля. Это система, которая автоматически перекрывает газ, после того как гаснет пламя. Мы уведомляем управляющую компанию, что плиты подлежат замене. Но, согласно законодательству, ответственность за газовые приборы несут собственники и наниматели жилья. То есть менять плиту должны сами жильцы», — пояснила Татьяна Киселева.
Когда вызывать газовиков
Экстренный номер Мосгаза — 104. Самые частые вызовы связаны с тем, что человек почувствовал запах газа. Большинство таких вызовов ложные, особенно летом, когда открыты окна и в квартиру могут проникать похожие посторонние запахи. Дело в том, что сам по себе газ не пахнет, но в него добавляют специальные вещества, которые придают неприятный резкий запах (он похож на испорченные яйца). Это сделано, чтобы можно было быстро распознать утечку.
Несмотря на то что большинство вызовов ложные, Татьяна Киселева настоятельно советует звонить.
«Если вам кажется, что есть запах газа, — звоните. Пусть вызов будет ложный, лучше перестраховаться. Мы обязательно приедем и все проверим. А перед тем, как вызвать, обязательно перекройте кран на приборе и не пользуйтесь им. Не пользуйтесь электроприборами, не курите, не включайте свет. Проветрите помещение — откройте форточки, двери. Выйдите в другую комнату или на лестничную площадку. И звоните нам — мы прилетим, у нас мигалки, сирены, все как надо», — советует она.
Обращаться к специалистам Мосгаза нужно и в случае других неисправностей. К примеру, если в пламени конфорки есть желтые языки. Для начала нужно открыть окно и проветрить кухню, после этого снова включить газ, и если желтые языки не исчезли — звонить в Мосгаз.
Также к специалистам стоит обратиться, если пламя коптит, сковородки и кастрюли после нагревания становятся черными, туго ходят ручки, трескается стекло и так далее. Любое отклонение от нормы — повод обратиться к специалистам.
Осторожно, мошенники!
Работе Мосгаза сильно мешают мошенники. Они ходят по квартирам, представляясь газовиками, но их цель — продать доверчивым людям товары или услуги по сильно завышенным ценам. И это первое, как можно определить мошенников, — сотрудники АО «Мосгаз» никогда не предлагают платные услуги.
Чтобы понять, что перед вами мошенник, нужно знать, как выглядят газовики. На плановые проверки всегда выезжает один сотрудник, одетый в темно-синюю форму с оранжевыми вставками и светоотражающими полосами, на спине — надпись «Мосгаз» и фирменный логотип. У сотрудника есть удостоверение с голограммой, гербом Москвы и печатью, в нем указаны номер, должность, имя, фамилия и отчество специалиста, вклеена фотография.
Сейчас из-за эпидемиологической ситуации сотрудники Мосгаза всегда ходят в масках и перчатках. Кроме того, у специалистов с собой есть защитный костюм, который они обязаны надеть, если в квартире есть заболевший.
Татьяна Киселева говорит, что опасность мошенников не только в том, что они обманывают доверчивых людей.
«Мошенники часто предлагают так называемые сигнализаторы загазованности, но на самом деле это запахоулавливатели, которые реагируют на все запахи: дезодорант, сигаретный дым и так далее. Эту коробочку устанавливают на холодильник, полку или крепят на стену. Но газ-то поднимается к потолку — он в два раза легче воздуха. Чтобы этот сигнализатор сработал, газа должно набраться полкомнаты, но тогда будет уже поздно. И самое главное — люди, которые покупают такие сигнализаторы, чувствуют себя в ложной безопасности. Если начнет пахнуть газом, они будут думать, что ничего страшного, ведь сигнализатор не срабатывает. Это очень опасно», — предупреждает она.
Татьяна Киселева подчеркивает, что мошенники часто носят похожую темно-синюю спецодежду с надписями, в которых есть слово «газ», — «Газстрой», «Газконтроль» и так далее: «А могут и Мосгазом назваться. Я таким одним звонила поинтересоваться, как же так. Мне ответили, что мы не АО “Мосгаз”, а ООО “Мосгаз”. Так что нужно быть очень внимательными».
Если есть сомнения в том, не мошенник ли перед дверью, то нужно узнать его имя и фамилию, позвонить по номеру 104 или в службу внутридомового газового оборудования округа и уточнить у оператора, действительно ли в АО «Мосгаз» работает такой слесарь и должен ли он сегодня обслуживать эту квартиру.
В основном мошенники пользуются доверчивостью пенсионеров — они хорошие психологи и умеют играть на страхах. К примеру, предлагая какие-то товары, мошенники порой рассказывают про случаи взрыва газа, о которых недавно говорили в новостях, могут ссылаться на законы, в том числе несуществующие. Пожилым людям предлагают «скидки», которые могут получить только пенсионеры и только сегодня.
«Бывали случаи, что к нам обращались бабушки, плакали и просили снять приборы учета газа, установленные мошенниками, потому что не могут на них смотреть — ведь они отдали за эту коробку последнюю пенсию. Мы идем навстречу. Конечно, жаль таких людей, но у мошенников нет жалости: они предлагают самые дешевые плиты без газконтроля в несколько раз дороже, чем в магазине. Все что угодно предлагают, и люди платят», — рассказывает Татьяна Киселева.
Только за 2019 год в АО «Мосгаз» поступило 4830 сообщений о людях, которые ходили по квартирам и представлялись газовиками. В январе этого года МВД раскрыло группу мошенников, которая обманула более 50 пенсионеров. По словам Татьяны Киселевой, сейчас прокуратора проводит проверку еще нескольких групп аферистов.
Видео: 7 признаков, по которым можно распознать лжегазовщиков
Каждый месяц в «Мосгазе» раздаются звонки от граждан с жалобами на лжегазовщиков. Мошенники ходят по квартирам и под видом проверки газовых плит предлагают за крупные суммы установить сигнализаторы утечки газа или другие приборы.
Типичным таким примером стала история москвички Ларисы Обыдиной.
По ее словам, в разговоре мужчины убеждали, что этот прибор очень необходим в быту и что это нужно ради безопасности ее семьи. Также они говорили, что этот аппарат потом будет приобретаться всеми.
Любят ходить на дело вдвоем
Как же распознать мошенников и какие уловки они используют? Что должно насторожить?
Во-первых, люди, которые прикидываются специалистами из газовой службы, всегда стараются создать видимость того, что они из государственной конторы и работают под началом «Мосгаза». Но надо помнить, что обслуживанием газового оборудования занимается только «Мосгаз» и никакие другие организации.
Очень часто псевдогазовщики приходят в квартиру вдвоем, тогда как слесарь, работающий в «Мосгазе», обычно ходит один. Правда, иногда бывают исключения.
Лжегазовщики одеваются в форму, напоминающую ту, что носят представители «Мосгаза». Но это всего лишь имитация.
Обратите внимание: сотрудник «Мосгаза» носит спецодежду темно-синего цвета со светоотражающими полосками, а на спине у него размещена оранжевая кокетка с надписью «Мосгаз» и фирменным логотипом. На форме мошенников написаны другие названия, и зачастую эти наименования включают в себя слово «газ». Например, «газ-контроль». Сделано это в расчете на то, что, увидев слово «газ», человек успокоится и подумает, что пришли люди из «Мосгаза».
Мошенники также могут показывать собственные красные удостоверяющие корочки.
Что должно быть в удостоверении сотрудника «Мосгаза«
1. Фотография сотрудника.
2. Герб Москвы.
3. Фирменный логотип АО «Мосгаз».
4. Фирменная голограмма.
5. Срок действия удостоверения.
6. Номер сотрудника, его фамилия, имя и отчество.
7. Название управления и должность сотрудника.
8. Печать АО «Мосгаз».
Мошенники всегда предлагают какие-то платные услуги: установить приборы учёта газа, сигнализатор загазованности и измерители или даже плиту. Причем часто заманивают скидками и льготами. И пока клиент не успел опомниться, давят на него психологически и всячески торопят с решением.
Например, могут говорить, что установка газоизмерителя нужна ради безопасности семьи и дома. Могут запугивать последствиями, напоминая о каких-нибудь недавних ЧП с газом в стране.
Представитель «Мосгаза» во время проверки никогда не станет предлагать сделать что-то за плату и уж тем более психологически давить.
Зачастую приборы, которые «газовые коробейники» фактически впаривают доверчивым людям, совершенно бесполезны.
Но подобные газоуловители нужно устанавливать во всем доме, только тогда будет толк. Если хотя бы в одной квартире прибор не будет вмонтирован, все будет напрасно, ведь утечка газа может произойти именно в ней, а контроля над этим не будет.
Как правильно себя вести, если к вам в дверь позвонили незнакомцы и представились сотрудниками газовой службы?
Если вы этих людей не знаете и сомневаетесь, лучше позвонить в «Мосгаз» или в свою управляющую компанию, чтобы удостовериться, что вы действительно имеете дело с сотрудниками государственной компании. Попросите слесаря показать свое удостоверение.
Ни в коем случае не подписывайте сомнительных документов, вроде договоров, которые вам могут предложить. Настоящий слесарь из «Мосгаза» максимум может попросить поставить роспись о том, что был проведен инструктаж.
Молодых людей провести трудно, хотя и такие случаи бывают. В зону повышенного риска обычно попадают доверчивые пенсионеры, которые днем остаются дома одни и легко могут стать «добычей» проходимцев.
Поэтому если у вас есть пожилые родители или бабушка с дедушкой, и они часто бывают днем в квартире одни, обязательно поговорите с ними и расскажите, как правильно вести себя, если вдруг им в дверь позвонят незнакомцы в форме. Помните, кто предупрежден – тот вооружен.
Обязаны ли вы пустить газовиков, которые настойчиво стучатся к вам домой? И чем грозит отказ?
Защита частной собственности гарантируется государством. Никто не может войти в жилье без согласия собственника, однако существуют и исключения. Если проникновение в ваше жилье в условиях чрезвычайной ситуации, либо при совершении преступления можно объяснить, то возникает вопрос, можно ли не пустить в дом сотрудников коммунальных служб, особенно представителей организации, обслуживающих газовое оборудование. В последнее время резко участились случаи, когда к жителям стали приходить такие сотрудники. Часть из них действительно являются представителями таких фирм, а другие используют ситуацию, чтобы поживиться на жильцах. Как этого не допустить и обязаны ли мы их пускать?
Мнение Верховного суда
Не так давно, в мае 2019 года Верховный суд вынес интересное определение (по делу № 4-КГ 19-6 от 7 мая 2019 года). Жильцы не пускали в свою квартиру представителей управляющей компании для осуществления проверки состояния их квартиры. Управляющая компания обратилась в Красногорский городской суд, где ее иск был удовлетворен. Однако Московский областной суд отменил это решение и отказал в удовлетворении иска управляющей компании. Тем не менее Верховный суд отменил апелляционное определение, указав, что на собственнике лежит обязанность поддерживать свое жилье в надлежащем состоянии. При этом собственники квартир обязаны соблюдать права и законные интересы своих соседей.
Также, согласно Правилам содержания общего имущества в МКД, сотрудники управляющих компаний могут проводить осмотры с целью выявления несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровья граждан. При этом сотрудники УК обязаны согласовать с собственниками время визита заранее и приходить осматривать жилое помещение не чаще одного раза в три месяца. Данное определение Верховного суда получило широкое распространение в Интернете, и некоторые недобросовестные граждане стали это использовать в корыстных целях.
Если к вам стучатся в дверь газовики
Особенно часто стали приходить сотрудники различных фирм, которые осуществляют обслуживание газового оборудования. Дело в том, что таких организаций достаточно много и каждая из них заинтересована в клиентах, чтобы получать прибыль.
Собственник сам решает, с какой организацией ему работать и заключать договор. А договор заключать нужно, с газом шутки плохи. Это привело к тому, что сотрудники ходят по домам и квартирам, стучатся и говорят о необходимости заключить такой договор, поскольку без него они не могут получить доступ к газовому оборудованию.
А при заключении договора его нужно оплатить. Однако ходят по квартирам не только такие сотрудники, а те, кто на самом деле представляется ими, иными словами мошенники. Они предлагают подписать «липовый» договор и просто забирают деньги.
Если их не пускать, они будут говорить об отключении жилого помещения от газоснабжения, поскольку собственник не обеспечивает доступ к газовому оборудованию, которое нуждается в проверке, соответственно представляет угрозу жизни и здоровью окружающих. С одной стороны, открывать нужно, и Верховный суд это подтвердил, с другой стороны, а вдруг мошенники?
Чтобы таких ситуаций не происходило, лучше самостоятельно выбрать фирму и сразу заключить с ними договор, а не ждать, чтобы кто-то пришел. И если к вам пришли газовики, представившись сотрудниками фирмы, с которой вы не заключали договор, то можете смело не открывать, ответив, что вас обслуживает другая фирма и договор у вас есть.
Но не стоит забывать, что если пришли реальные сотрудники обслуживающей организации, то в случае отказа их допустить будут основания для перекрытия газоснабжения, это предусмотрено разделом VIII постановления Правительства от 14 мая 2013 года № 410.
Резюме
Таким образом, если у вас еще нет договора со специализированной организацией, осуществляющей обслуживание газового оборудования, то лучше самостоятельно выбрать такую организацию и заключить договор. Таким образом, пускать в дом можно только сотрудников этой организации, остальным можно смело отказывать.
Если вам понравилась статья, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, это очень важно.
От каких услуг ЖКХ можно отказаться и неплохо сэкономить (подробнее).