где лучше расположить сабвуфер в комнате
Как расставить колонки в комнате правильно
Содержание
Содержание
Звучание интерьерной акустики определяется не только качеством колонок, но еще и их корректным расположением в помещении. Расстановка «на авось» может нивелировать преимущества самой дорогой аппаратуры, а правильное размещение – выжать максимум даже из бюджетной системы.
Любая комната работает как резонатор: стены, потолок, пол и предметы интерьера задают определенные частоты колебаний, звуковые волны пересекаются и отражаются от поверхностей, звучание искажается. Полностью избавиться от резонанса невозможно, остается только минимизировать его влияние при помощи правильной расстановки колонок.
Расположение колонок 2.0
В идеале звуковая волна должна дойти до слушателя, прежде чем она отразится от поверхностей или предметов. Для этого колонки устанавливают на короткой стороне помещения и поворачивают к слушателю под углом примерно 30 градусов. Но если комната значительно вытянута, громкоговорители лучше расположить вдоль длинной стены. Это позволит избежать излишнего подчеркивания басов, появления звона и грохота при воспроизведении музыки.
При установке важна не только физическая, но и акустическая симметрия. Например, если на левой стене есть окно, а на правой – полки с книгами, частотный баланс аудиоканалов будет нарушен. Ситуацию исправят плотные шторы.
Высокочастотный динамик располагают на уровне глаз сидящего человека, если это невозможно – чуть выше. На такое положение ориентируется большинство производителей. Отклонение от этой схемы чревато искажением амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), особенно это заметно на высоких частотах.
Для акустики с задним расположением фазоинвертора оптимальное расстояние от стены составляет 20-40 см, точная цифра устанавливается опытным путем. Более близкое расположение негативно сказывается на звучании: низкочастотные волны намного сильнее отражаются от стен, басы становятся более навязчивыми и «бубнящими».
Зона прослушивания
Оптимально, если колонки и зона прослушивания находятся в углах равностороннего треугольника, образуя так называемое «золотое сечение». При этом расстояние от громкоговорителя до слушателя должно составлять от 0,8 до 1,33 расстояния между колонками. Лучшее место для прослушивания находится в зоне 38-42% от общей длины комнаты.
Сабвуферы систем 2.1 устанавливают в том же направлении, что и колонки. Хотя при правильной настройке их местоположение роли не играет, чаще всего сабвуферы находятся в передней части комнаты.
Как расставить акустическую систему 5.1
Передние колонки, сабвуфер и зону прослушивания располагают по той же схеме, что в системах 2.0 и 2.1. Для остальной аппаратуры действуют следующие правила:
● Центральная колонка находится над или под телевизором. При этом высокочастотный динамик располагается на уровне ушей слушателя. Если не удается добиться такого положения, оборудование следует наклонить в нужном направлении.
● Тыловые колонки устанавливают под углом в боковых частях зоны прослушивания – позади дивана или кресла, но не сразу за ним. Расстояние между тыловыми громкоговорителями должно быть немного больше, чем между передними колонками. Если места не хватает, лучше направить их друг на друга либо вперед. Так звук будет максимально объемным.
Как правило, акустические системы (АС) ставят на специальные полки, стойки или прямо на пол в случае с крупными напольными системами. Для достижения хорошего звукового эффекта тыловые и фронтальные колонки должны располагаться в одной плоскости. Оптимальная высота составляет от 0,5 до 1,5 метров. Расстояние от каждого громкоговорителя до головы слушателя должно быть примерно одинаковым.
Важно:
Не рекомендуется размещать колонки в углах комнаты, хотя это и кажется самым удобным решением. При такой расстановке проявляются значительные фазовые искажения (эхо) и сильные стоячие волны. Пространство между элементами АС должно быть пустым.
Как быть, если не получается расставить АС по схеме
Многие производители дают рекомендации по расстановке элементов акустической системы, но в стесненных условиях квартир не всегда удается следовать предложенным схемам. Особое внимание стоит уделить расположению передней и фронтальных колонок, а с тыловыми можно поэкспериментировать. На практике бывает достаточно поиграть настройками баланса, немного изменить расположение громкоговорителей, добавить текстиля в интерьер. Проверяя звучание акустической системы, лучше стоять к ней спиной.
Куда поставить сабвуфер? Советы по установке и настройке
Содержание
Содержание
Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?
В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.
Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.
Проблемы с сабом
Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.
Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.
В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.
Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.
Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.
Как найти лучшую точку для саба?
Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.
Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.
Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:
Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.
Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.
Как подружить комнату с низкими частотами?
Проблема с низкими частотами — самая большая головная боль меломанов и хоум-продюсеров. Самый простой способ обуздать бас — поглотить его большой массой пористого материала. Обычно это делают с помощью минеральной ваты. Для этого по углам комнаты (там бас накапливается сильнее всего) устанавливают басовые ловушки из минваты. Однако в небольшой комнате эти ловушки будут съедать по полметра от каждого угла. Не каждый решится на такой шаг.
Если проблема с какой-то одной частотой или диапазоном частот, который звучит заметно громче, более эффективными будут резонаторы. К примеру, диафрагмальный резонатор имеет не очень большие размеры, вешается на стену и представляет собой глухую коробку с фанерой спереди. Внутри находится кусок минваты. Мембрана из фанеры входит в резонанс с нужным диапазоном частот и поглощает их энергию. Рассчитать такой можно с помощью специального калькулятора.
Резонатор Гельмгольца — многие слышали этот термин, а некоторые автолюбители даже используют такую штуку для подавления гула прямотока. В домашней и студийной акустике резонаторы Гельмгольца примеряются, чтобы ювелирно вырезать определенную частоту в басовом диапазоне. Резонатор выглядит как полый ящик или сосуд с дыркой, в нее попадает аудиоволна, прибор входит с ней в резонанс и «съедает» ее. Если сделать полый ящик и обить его спереди досками, между которыми оставить щели в 0,5–3 см шириной (или просто просверлить дырки разного диаметра), то получится резонатор Гельмгольца, работающий в определенном диапазоне частот.
Все это профессиональные методы, которые отнимут много сил и времени. Есть и простые, хоть и менее эффективные способы:
Как настроить сабвуфер?
Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.
Кроссовер
Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.
Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.
Громкость
Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.
Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.
Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.
Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.
Сабвуфер и альтернативы
Чтобы подобрать саб, стоит ориентироваться на размеры комнаты:
Но прежде, чем выбирать, стоит посмотреть на комнатные моды и задать себе вопрос о том, нужен ли саб в принципе. Не все меломаны любят сабвуферы: кто-то считает, что он годится лишь для того, чтобы долбить дабстепом в соседей, кому-то не удается подружить его с комнатой, а кто-то вообще находит больше красоты в средних и высоких частотах, ведь именно там лежит большинство инструментов, включая самый важный — вокал. Здесь также стоит помнить, что большая часть музыки сводится на мониторах ближнего поля, которые редко играют ниже 50 Гц. Так что поиск треков с жирным и разборчивым басом может стать проблемой (здесь — небольшая подборка).
Альтернативой сабвуферу могут стать колонки с динамиками от 7-8 дюймов — они воспроизводят частоты до 30–40 Гц. В большинстве своем это напольные стереосистемы, но бывают и полочные. И, конечно, не стоит забывать про студийные мониторы с восьмидюймовыми динамиками. Они дают нейтральный, но очень детализированный звук, без горбов и провалов на АЧХ.
Заключение
Так или иначе, сабвуфер сегодня остается самым популярным способом получить впечатления от низких частот. И если у меломанов еще есть альтернативы, то домашний кинотеатр или саундбар невозможно представить себе без саба. Правильный подбор, установка и настройка этой простой, на первый взгляд, коробки многократно усилит производимый ею эффект и избавит от конфликтов с соседями и домочадцами.
Расположение сабвуфера в комнате (рисунок)
Подскажите, пожалуйста, можно ли переместить сабвуфер со стены с ТВ к дивану?
Или же его место только около ТВ?
Ответы
Согласен с мнением многоуважаемого Петра!
От себя добавлю, что сабвуферы в закрытом корпусе и драйвером направленным в пол наименее капризны к месту расстановки в помещении, а если у сабвуфера имеется плавная регулировка фазы, то саб можно ставить практически в любой точке комнаты. С точки зрения кол-ва и качества баса от саба, то поиск идеального местонахождения саба производится экспериментальным путем. Сабвуфер устанавливают около места прослушивания, он подключается к системе, АС при этом отключаете от системы и включается запись с насыщенными басами. Вы, в это время двигаетесь на четвереньках вдоль периметра комнаты и в тех местах где бас будет самым насыщенным, мощным и громким и есть оптимальные точки установки сабвуфера.
Конечно, можно пробовать ставить саб в разные места, но с моей точки зрения лучше его пробовать ставить возле правой АС. Такое расположение упростит согласование баса с остальным диапазоном для всех слушателей находящихся в зоне дивана, а вот расположение сабвуфера рядом с диваном может стать проблемой, т. к согласование с центральным местом прослушивания может стать уже не идеальным для слушателей скраю. Тут будут неточности и по фазе, и по уровню.
Этап планировки сейчас. Нечего переставлять еще. :)) От его расположения зависит мебель, кабели.
кабель тянуть смысла нет, возьмете беспроводной вариант и все.
Я бы под столики поставил. У меня вообще за диваном стоит.
Не долго же проверить? И настройками фазы и задержкой поиграться. В разные стороны покрутить вокруг своей оси, совсем не обязательно прямые углы. Идеальное место для саба в самом неожиданном месте.
Проект рисуем сейчас. Проверить возможности нет. А место выбирать нужно. 🙂
Хозяйка где скажет туда и поставите.
Не помогла, к сожалению.
Стоял около ТВ, предложили убрать к дивану, чтобы была симметричнее картина перед глазами.
Чтоб было симметричнее ставь второй саб возле ТВ, с другой стороны 😉
Я так сделал и глаз радует и уши.
А возле дивана пока не попробуешь не узнаешь, но мне кажется что на разных концах дивана ощущения будут разными.
Хозяйка где скажет туда и поставите.
От стены можно отодвигать, место есть. Слева будет много пространства. Но справа диван.
Меня больше интересует, вообще, можно туда его поставить или он должен быть около фронт АС?
В сети полно видео как выбирают место под саб.
Тут специфика выбора места под саб без саба в наличии. да, и помещение неготово.
По идее низкие частоты не локализуются, теоритически без разницы, на фронте он стоит или в тылу. Вероятно вам саб для кино.
Может меня поправят более знающие люди, тут есть такие.
потом это сделать будет значительно сложней, лучше всего ас и саб согласуются на одной линии
Скоро вам Alex, подробней разъяснит.
Если нет дикой «шизофрении» по качеству баса
Ставьте в угол, потом задержу и уровень выставите, но бас будет не факт что идеальный, но вполне приличный.
Если есть необходимость найти идеальное место
Нужен саб, дабы найти ему место
У меня за диваном стоит и не напрягает
Никогда не понимал вопроса после принятого решения. Ставте как хотите и слушайте. Возможно, вас все устроит. Вон в «квартирном вопросе» акустику в потолок, саб куда придётся и людям нравится. Там тоже дизайн стоит на первом месте.
Я поставил именно так как советует Radiolyubitel,просто мест к сожелению нет,и отталкиваться стал именно от этого расположения,микрофон помог да и на слух,по разному,вроде как получилось неплохо,но есть нюанс))может, можно и лучше,даже уверен,пока так,планирую отдельно комнату занять,под стерео,и САБ будет обязательно.А вам бы посоветовал обязательно повозиться с выбором места,это увлекательное занятие,и успех принесет только удовольствие от прослушивания.
вам ответили, саб нужно слушать. не хотите слушать? ставьте 2 друг на против друга у противоположных стен, они компенсируют косяки друг друга, в идеале 4 саба в комнате
хотите 1? вам написали как правильно выбирать, тон генератор, 50 гц, саб на кресло и ползать, слушать. По другому никак. С плавной регулировкой фазы полумеры. её кстати заменяет «линейка» в ресивере, расстояние меняете и слушаете согласованность с основной акустикой и максимальный бас в месте прослушивания.
просто посмотрите и будет ясно
Любой саб в квартире не нужен вообще.Лучше иметь фронтальные колонки с качественным басом.Теперь обоснование-саб чаще квадратной формы,значит резонанс утраивается и возникает резко выраженный утроенный пик,от которого не избавитесь.Частота настройка сабов близка с резонансами в комнате и это усугубляет корявость низа.В наших клетушках с сабом ни когда ни чего не получишь в любом месте расположения.Поэтому или громыхалка или качественная акустика.Можите возразить,но технически грамотно.
Странно слышать подобные речи от человека вроде понимающего. Почему нельзя обойтись без перегибов? И акустика бывает разная и сабвуферы. И тут человек спрашивает не только под стерео, насколько я понимаю, но и про кино. Вы же, простите, вклинились не очень по делу. Ранее вы говорили, что вас не понимают, но ощущение, что это вы не стараетесь понять.
В кино для саба есть отдельный канал.
И вообще, глупости какие то пишете.
Конкретно какие?В рессиверах специально подрезают низкие частоты и сводят звук в выход для саба,чтобы обыватель бежал за сабом-законы экономики и обмана.
Вы безнадёжно отстали. Сперва подучите матчасть.
когда я попросил технически грамотно высказаться-ответ:я не знаю.
Не надо врать. Вы попросили технического обоснования, а я ответила, что так не умею.
Вам ли меня учить.Это ВЫ безнадёжно отстали. Сперва подучите матчасть.
Я и не учу. А учить мне ничего не надо, я знаю ровно столько, сколько мне надо. Я не намерена загружать голову ненужными и не интересными мне вещами.
Я посмотрел по форумам,вы со всеми не согласны
Опять обманываете. Мало того, что я редко перечу, так и на никаких форумах меня нет. Я пишу только на стерео.
Любой саб в квартире не нужен вообще.
А то может по Вашему в кино и 5.1 или 7.1 с вариациями тоже ни к чему, достаточно стерео?!
Вы просто не слышали акустики с низом лучше,чем у сабов и не представляете себе кино без буханья.Вы все отстали лет на 20,поэтому так и пишите.И не надо мне давать советов- подучиться надо.Я знаю,как люди смотрят кино.Один клиент попросил в диван вмонтировать 2 50см динамика.Теперь подпрыгивает на диване и балдеет.Такие вкусы лично меня не устраивают.
Нам всем нужно учиться. Пойду свои сабы повыкидываю.
А вы хороших комплексов не слышали.От этого и безграмотность и знаний не хватает.Где вы в природе или на классике в зале слышали стерео или эффекты.Представляю флейту,которая звучит ссади слушателя.И где сейчас ваши домашние кинотеатры-в комиссионках за копейки.
А меня ВСЯ мировая радиоэлектронная индустрия не устраивает.Качества нет,одни только доллары.Все фирмы направлены не на качество,а на выкачивание денег.Даже усилитель с источником приличные не купить-пришлось изготавливать самому,а про акустику и говорить страшно.Смотришь все динамики на одной панели расположены,а должны быть катушки на одной вертикали.СД,что за 5.000р,что за 50.000р отличаются только ценой.До сих пор в дорогую аппаратуру копеечные микросхемы ставят,а в акустику электролиты.Слушайте на здоровье.
А мне ваши минусы и не нужны,как и плюсы.Я пытаюсь помочь разобраться,но то,о чем я пишу поймете сами лет через 20.Успехов с возьней с сабами.
Я пытаюсь помочь разобраться,но то,о чем я пишу поймете сами лет через 20.
Более вредных и самоуверенных в своей исключительной правоте троллей даже не припомню сразу!
А вы один белы и пушистый.Вы на техническом форуме или на обсуждении моей персоне.Держите себя в рамках.Если по теме сказать нечего,так кого нибудь обосру.
Нет и на такого не претендую. Все не без греха. Просто один Вы здесь строите из себя Бога аудиофилии, познавшего истину и не приемлющего ничего более.
Я уважаю любое мнение, когда оно не выходит за рамки приличий, но не люблю когда человек с сомнительным субъективным мнением всех зовёт дураками и один глаголет истину.
«Жена звонит мужу на мобильный:
— Я в машине, на садовом.
— Ты не поверишь, их здесь сотни. »
Вы на техническом форуме или на обсуждении моей персоне.Держите себя в рамках.Если по теме сказать нечего,так кого нибудь обосру.
Как ни странно для Вас это будет звучать, но подобным общением Вы можете обоср. только себя, поскольку это как плевки в потолок, все падает обратно.
Большинство Ваших рассуждений безграмотны и такое чувство, что даже теоретически исторически отстали лет на 30!
Предлагаю на этом общение закончить. Веселитесь дальше в своём выдуманном мире!
P.s. Вчера в другой теме Вы кстати со всеми прощались, но почему то ещё здесь.
Да мне и здесь делать нечего.Мне хватило несколько дней,что бы понять куда я попал.И здесь прощайте.Вы бы не меня обсуждали,а по делу высказались.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.