где расположен штаб квартира совета европы
Совет Европы
Совет Европы объединяет 47 государств. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция). Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года.
Статус наблюдателя предоставлен Ватикану, Канаде, Мексике, США и Японии.
Совет Европы основан 5 мая 1949 года десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Отличительной чертой СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.
Должность Генерального секретаря Совета Европы создана в соответствии с Уставом Совета Европы. Он назначается по представлению КМСЕ. Генеральный секретарь несет общую ответственность за руководство Советом Европы и представляет организацию в международных контактах. Занимающая в настоящий момент данную должность Мария Пейчинович-Бурич была избран Генеральным секретарем в 2019 г. М.Пейчинович-Бурич руководит Секретариатом Совета Европы, который оказывает ему помощь в выполнении функций Генерального секретаря.
Габриэлла Баттаини-Драгони занимает должность заместителя Генерального секретаря с 2012 г. (переизбрана на этот пост в июне 2015 г.). В ее функции ходит наблюдение за реализацией инициатив Генерального секретаря в соответствии с решениями и приоритетами КМСЕ.
Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики: Россия, Франция, Германия, Италия, Великобритания. Общий объем бюджета СЕ в 2021 г. составит 333 028 800 евро.
Взносы Российской Федерации в бюджеты Совета Европы c учетом участия в частичных открытых соглашениях в 2021 г. составят 33 949 208,77 евро. При этом взнос России в Регулярный бюджет СЕ составит 27 915 904,11 евро.
Основными структурами, обеспечивающими сотрудничество стран-членов СЕ являются Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст.13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.
Решения КМСЕ имеют форму резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Комитет министров может также принимать заявления по текущим политическим вопросам.
КМСЕ контролирует и координирует разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).
Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).
На нерегулярной основе проводятся встречи глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности Страсбургской организации на последующие годы. В общей сложности состоялось три саммита СЕ (первый – 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве).
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – уставной орган Совета Европы, выполняющий консультативные функции. Она может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. Состоит из представителей парламентов стран-членов. Пленарные сессии проходят четыре раза в год.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы – консультативный орган Совета Европы, состоящий из представителей местных и региональных органов власти государств-членов СЕ. Согласно Уставной резолюции (94)3 о создании КМРВЕ, КМСЕ и ПАСЕ консультируются с Конгрессом по вопросам, которые могут затрагивать компетенцию и основные интересы местных и региональных органов власти европейских стран. КМРВСЕ состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. Пленарные заседания проходят два раза в год (в марте и октябре). С составом российской делегации в КМРВСЕ можно ознакомиться здесь.
Конференция международных неправительственных организаций при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.
Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.
В состав КМНПО входят около 400 организаций. Пленарные заседания КМНПО проходят дважды в год (январь и июнь, приурочена к сессиям ПАСЕ).
Главным направлением деятельности Совета Европы является создание единого панъевропейского правового пространства. С этой целью осуществляется разработка советоевропейских конвенций, устанавливающих принципы и направления сотрудничества государств-членов во всех областях, относящихся к компетенции СЕ. К настоящему моменту система конвенций СЕ охватывает более 210 нормативных документов (многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним). Россия ратифицировала 68 договорно-правовых акта СЕ.
Важнейшие из конвенций предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств.
Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).
Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.
Пост Комиссара Совета Европы по правам человека учрежден в мае 1999 года. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из числа трех кандидатов, отобранных КМСЕ.
Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах-членах СЕ. Хотя Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ.
В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека. Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.
Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения», действующие в соответствии с Уставной резолюцией (93)28. В настоящее время Россия в качестве члена участвует в 8 из них – Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф,
и в качестве наблюдателя в Европейской фармакопее.
Совет Европы: история создания, состав, структура и задачи организации
Сессия ПАСЕ (Парламентской ассамблеи Совета Европы) начинается 1 октября 2012 года.
Совет Европы (Council of Europe) ‑ старейшая на континенте международная политическая организация.
Официальной датой создания Совета Европы считается 5 мая 1949 года. В этот день министры иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Швеции и Великобритании на конференции в Лондоне подписали соглашение о создании Совета Европы и Устав СЕ.
Членами Совета Европы являются 47 государств, в том числе 21 государство Центральной и Восточной Европы. Заявку на вступление в Организацию подала Белоруссия. Статус наблюдателя при Комитете министров СЕ предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.
Согласно Уставу организации, «целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод».
Нынешние политические полномочия Советы Европы были определены на Третьей встрече глав государств и правительств в мае 2005 года в Варшаве, где были приняты Политическая декларация, а также План действий, в котором государства‑члены наметили основные задачи Совета Европы на ближайшие годы. Это: продвижение общих основополагающих ценностей: права человека, верховенство закона и демократия; укрепление мер, направленных на обеспечение безопасности европейских граждан, в частности, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и торговлей людьми; развитие сотрудничества с другими международными и европейскими организациями.
В рамках СЕ принято более 210 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним. Некоторые из этих договорно‑правовых актов открыты для присоединения неевропейских государств. Россия является участником (подписала и ратифицировала) 56‑ти правовых документов Совета Европы, в т.ч. Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Структура Совета Европы:
Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.
Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.
Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.
Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).
В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.
Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения». В настоящее время Россия участвует в семи из них.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Министерство иностранных дел Российской Федерации
СОВЕТ ЕВРОПЫ
Основан 5 мая 1949 г. десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Устав Организации вступил в силу 3 августа 1949 г. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция).
Статус страны-наблюдателя при СЕ определен в Уставной резолюции (93)26 от 14 мая 1993 г. В настоящее время этот статус предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. На основании решения КМСЕ от 12 июля 2006 г., государства-наблюдатели получили право участвовать и выступать на заседаниях Комитета министров и рабочих групп.
Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики в Регулярный бюджет: Великобритания, Германия, Италия, Россия, Турция, Франция. Общий объем Регулярного бюджета СЕ на 2017 г. составил 253 269 600 евро. Помимо Регулярного бюджета, в бюджетную систему Совета Европы входят: бюджет Пенсионного резервного фонда, Чрезвычайный бюджет, бюджет Европейского молодежного фонда, а также бюджеты четырнадцати частичных соглашений.
В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ [1] ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).
Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст. 13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.
Решения КМСЕ принимаются в основном в форме резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Наиболее важные решения принимаются консенсусом. Комитет министров также принимает заявления по текущим политическим вопросам.
Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).
Кроме того, сложилась традиция проведения на нерегулярной основе встреч глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности СЕ на последующие годы. Первый саммит СЕ состоялся 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве. На третьем саммите делегацию Российской Федерации возглавлял Министр иностранных дел С.В.Лавров.
Парламентская ассамблея, состоящая из 324 представителей национальных парламентов (и стольких же заместителей), наделена консультативными функциями в соответствии со ст.22 Устава. В рамках ассамблеи формируется Постоянная комиссия, Бюро, Президентский комитет, восемь функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ. Ежегодная пленарная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. В Ассамблее образовано 6 политических групп (фракций).
Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ. Парламенты Иордании, Киргизии, Марокко и Палестины имеют статус «партнера по демократии» ПАСЕ. Этот статус, учрежденный в 2009 г., Ассамблея вправе предоставить национальным парламентам государств в соседних регионах, не являющихся членами Совета Европы. Национальные делегации, получившие статус «партнера по демократии», заседают в ПАСЕ без права голоса, имеют право на выступление с разрешения Председателя ПАСЕ, а также могут принимать участие в заседаниях комитетов и в работе политических групп в соответствии с их условиями.
Ассамблея принимает резолюции и рекомендации (в адрес КМСЕ) на основе докладов, которые готовятся парламентариями. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство.
Председатель ПАСЕ – Стелла Кирьякидис (Кипр, Европейская народная партия). Избрана 10 октября 2017 г. в ходе осенней части сессии Ассамблеи, будет возглавлять ПАСЕ до открытия зимней части сессии Ассамблеи 22 января 2018 года, когда состоятся очередные выборы на этот пост в соответствии с принципом ротации представителей политгрупп (очередь – за социалистами).
Председатель КМРВСЕ – Гудрун Мозлер-Тернштрем (Австрия, избрана в октябре 2016 г.).
Конференция международных неправительственных организаций Совета Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.
Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.
На ежегодных пленарных заседаниях КМНПО (приурочены к сессиям ПАСЕ в январе и июне) одобряются доклады о работе Координационного комитета и тематических объединений, утверждаются приоритетные направления деятельности Комитета на ближайший год, а также принимаются резолюции ad hoc, связанные с положением гражданского общества и правами человека.
Аккредитация при СЕ позволяет НПО заседать в руководящих и экспертных комитетах, выступать с заявлениями в комиссиях ПАСЕ и КМРВСЕ, вносить вклад в реализацию программ сотрудничества СЕ, включая программы с участием Евросоюза, инициативные проекты Генсекретаря. В свою очередь, политические органы и структуры СЕ могут запрашивать мнения и заключения НПО по тому или иному вопросу.
Председатель КМНПО – Анна Рурка (Польша, избрана в январе 2015 г.).
Важнейшие из них предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств. В совокупности эти органы образуют систему мониторинговых механизмов Совета Европы.
Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 г., вступила в силу в 1953 г.), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).
Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. С 1 ноября 2015 г. итальянец Гвидо Раймонди вступил в должность Председателя ЕСПЧ (сменил на этом посту люксембуржца Дина Шпильмана). Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.
Пост Комиссара СЕ по правам человека учрежден в мае 1999 г. С апреля 2012 г. Комиссаром СЕ по правам человека является Нилc Муйжниекс (Латвия).
Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из трех кандидатов, отобранных КМСЕ.
Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за состоянием прав человека в государствах-членах СЕ. Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы на нарушения прав человека, однако в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ. Такая информация может быть направлена ему правительствами, национальными парламентами, омбудсменами, неправительственными организациями и частными лицами.
В основе деятельности Комиссара лежат страновые визиты, которые он осуществляет по согласованию с государствами-участниками. По итогам таких поездок Комиссар готовит доклады с изложением выявленных правозащитных проблем и соответствующих рекомендаций, выполнение которых, как правило, становится объектом последующего мониторинга. В особых случаях Комиссар разрабатывает и публикует заключения по конкретным аспектам законодательной и правоприменительной практики государств.
В соответствии с резолюцией КМСЕ об учреждении поста Комиссара государства-участники содействуют независимому и эффективному осуществлению его функций, включая помощь в установлении необходимых контактов на национальном уровне, и своевременно предоставляют запрошенную им информацию.
Комиссар также занимается тематической правозащитной работой, которая выражается в подготовке и публикации «правозащитных комментариев» и исследований с анализом системных проблем в сфере прав человека и набором рекомендаций странам-членам по их устранению.
В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека.
Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.
Важное значение для реализации целей Совета Европы играет деятельность других мониторинговых механизмов СЕ: Комитета экспертов Хартии региональных языков или языков меньшинств, Европейского комитета по социальным правам, Европейского комитета по предупреждению пыток, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости, Консультативного совета Конвенции о защите национальных меньшинств, Группы государств против коррупции, Комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием денег, Группы экспертов по борьбе с торговлей людьми.
Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения», действующие в соответствии с Уставной резолюцией (93)28.
Совет Европы поддерживает активные отношения с основными международными структурами (ООН, ОБСЕ и ЕС).
Для координации сотрудничества России с СЕ учреждена Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.
Проекты и программы практического взаимодействия России со Страсбургской организацией отражены в программном документе «Приоритетные направления взаимодействия Российской Федерации и Совета Европы».
29 октября 2013 г. в Москве начал свою деятельность Программный офис Совета Европы в Российской Федерации. Его статус утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. №268. Основная задача офиса – содействие реализации программ взаимодействия Россия-СЕ.