главные герои застава на якорном поле
Владислав Крапивин «Застава на Якорном поле»
Застава на Якорном поле
Язык написания: русский
По Большому кольцу Полуострова на поездах часто катается мальчишка Матиуш по прозвищу Ёжики, несчастный и грустный сирота. Катаясь, он вспоминает маму — ее записанный на пленку голос объявляет в подземке названия станций. И вот однажды.
Голос объявляет что-то новое — «Якорное Поле». И голос — мамин! Но ведь раньше такой станции не было.
Ёжики выходит и попадает в странное место.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 118
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2747 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Shtrm, 10 сентября 2013 г.
Застава была первым романом, который я прочитал у Владислава Крапивина. И долгое время самым любимым, поскольку других книг Мастера у меня просто не было.
Все эти двадцать лет со мной были воспоминания о Ежики и голосе его погибшей мамы, объявляющей остановки поезда, о живом компьютере Яшке и игре в шары на Якорном поле.
Я прекрасно помнил его эмоции, но ничего не помнил про сам кристалл и про многомерность вселенных. Наверное, это объяснимо тем, что дети запоминают прежде всего именно эмоции и решительные поступки персонажей, которые годятся им в ровесники, проецируя их действия на себя, а уже потом вникают к заумные теории о пересечении пространств-измерений. Читая роман сейчас, я пытался переставить акценты на понимание сути этой теории, на осознание того, что движет теми, кто передвигается между мирами, на идеи автора, направленные на улучшение самих себя и исправления всего общества в целом. И знаете что?
Мне не удалось уйти от чувства единства с Ежики, как и от тревоги за Гальку или Корнелия. Я слишком эмоционален, поэтому погружался в их образы, обрастал их
мыслями и переживаниями, забывал про все на свете, включая все эти грани кристалла и недостатки системы.
Крапивин умеет так играть на струнах души и памяти, что слезы наворачиваются на глаза, что в пиковый, трогательный момент забывается все на свете, а эмоции и воспоминания персонажей с легкостью проецируются на собственных друзей и родных, тех что канули в далеком прошлом и тех, что есть у нас сейчас. От сцены, когда Ежики представляет как он играет с мамой-ровесницей, в горле встает противный ком сопереживания, обиды и беспомощности, а от флэшбэков их семейного быта все тело наполняется теплотой и спокойствием.
Автор, как настоящий командор ведет нас к пониманию истинных ценностей этого загнивающего мира, где не остается места настоящим чувствам, крепкой дружбе и открытой правде. Где молодые пацаны не ищут истину и не пытаются понять сверстников, исправить общество и путь нашего человечества, тратя драгоценное время на бездушные гаджеты и компьютерные игры. Герои его романов, подростки с ясной головой, борются с черствыми правилами взрослого общества, пытаются образумить старших и показать им истинный путь, который те когда-то позабыли.
Удивительно хорошо и проникновенно получилось у Владислава Крапивина описать атмосферу горя и тоски мальчика Ежики, а также тот всплеск надежды, что дала ему стоянка «Якорное Поле».
Очень важным в книге является вопрос навязываемого будущего величия, а также многих жертв во имя его. Да, безусловно, замыслы Кантора направлены на лучшее будущее для всех, но методы и жертвы на пути к нему, заставляют задуматься, а стоит ли оно того. И лично мне стало очень печально, что в мире мальчика Ежики, тот корпус Коммандоров, который поражал своим героизмом и самопожертвованием в предыдущих книгах и других мирах Кристалла, выродился в Кантор-подобных деятелей, которые, как по мне, исказили изначальную идею. Хочется верить, что в других мирах все по другому, и в следующих книгах цикла я найду немало тому подтверждений.:smile:
Книга по-настоящему хорошая. Искренне жаль этих детей, «избранных», которых собираются использовать в своих непонятных целях господа вроде Кантора. Отчаянным криком звучит голос ребенка, которого насильно осиротили: «Верните мне маму!» Все очень человечно и берет за душу. Неясная концовка этой повести, как и часто у Крапивина в цикле о Великом Кристалле, проясняется в других книгах. Упоминание о судьбе Ежики есть в произведении «Белый шарик матроса Вильсона» и понемногу в других романах цикла. Книги Крапивина — это особая вселенная, читать их надо все подряд, тогда этот мир складывается, как кусочки мозаики.
Знакомство с Крапивиным началось для меня с этой книги, поэтому у меня к ней особенное чувство. Трогательная история разлучённого с мамой мальчика, суперспособности главного героя, параллельные вселенные и непреодолимые, казалось бы, препятствия — может ли ребёнок не влюбиться в это всё! Футуристический мир, сквозь который просвечивает одуванчиковое поле, идеально подходит для маленького человека на пороге взросления.
Прочитала за один присест, как иначе, и сразу же перечитала.
Дружба между двумя такими разными существами — мальчиком и кристаллом. Детские легенды, которые оказываются правдой. Параллельные миры. Одно из лучших произведений Крапивина.
Дети с необычными способностями оказываются в центре политических интриг некоей группировки. Планы у интриганов далеко идущие, но вот намерения — «благородные» в кавычках или без? Мир, где у детей чаще всего только мама — это наверняка лишь одна из «прелестей» цивилизации. Поэтому спор Кантора и доктора приобретает еще бОльшую остроту. Впрочем, ребенок, конечно же, выберет то, что делает его счастливым.
Я склонен воспринимать «Великий Кристалл» как единое произведение, а не как цикл: уж слишком многочисленны и тесны взаимосвязи между событиями и персонажами. Однако «Застава на Якорном поле» имеет для меня особое значение. Сложно передать словами ту щемящую горечь, остающуюся после прочтения этой повести.
Начать стоит с главного героя. Жизнь многих протагонистов у Владислава Крапивина, как детей, так и взрослых, нельзя назвать лёгкой, однако, как позволяет мне судить мой читательский опыт, на долю Ёжики выпали самые тяжёлые испытания. Чтобы выдержать их, он проявил огромную находчивость и стойкость, невзирая на все нанесённые ему душевные травмы. Возможно, порой Ёжики чрезмерно упрям (упрямство — это вообще часто встречающаяся черта характера крапивинских мальчиков), но этот недостаток делает героя более живым, потому как в жизни нет людей без недостатков. Нельзя не упомянуть доброту и отзывчивость Ёжики, никогда он не думает только о себе, что видно по его недолгой дружбе с разумным кристалликом Яшкой и совсем скоротечному знакомству с Гусёнком. Быть может, приведённый мной набор качеств в чём-то и типичен, но главное здесь то, в каких условиях они проявляются.
Особо хочу отметить и злодея повести, Кантора. О, как сильно я ненавидел это притворно-ласковое чудовище, когда читал! Конечно, это ребячество, но оно свидетельствует о том, насколько убедительно удался антагонист. Вообще, Кантор кажется мне едва ли не лучшим злодеем, встреченным в книгах Командора (опять же, насколько я могу судить, исходя из не очень большого количества прочитанных книг Крапивина).
Сюжет «Заставы на Якорном поле» содержит немало экскурсов в прошлое — эта особенность повествования так или иначе присутствует во всех повестях, составляющих «Великий Кристалл». Данную повесть отличает особый спектр чувств, смесь горя на грани отчаяния и в то же время негаснущей надежды, ожидания чуда.
Мир, в котором происходит действие повести, описан без подробностей. Автор сообщает читателям небольшое количество деталей и черт, позволяющих получить точное преставления о реалиях, в которых происходит действие. Это заметно отличает «Заставу на Якорном поле» от предыдущей повести цикла, «Гуси-гуси, га-га-га», где о мире и его истории было рассказано много.
Хоть я и не хочу рассматривать повести цикла «Великий Кристалл» по отдельности, повесть «Застава на Якорном поле» не выделить не смог. Пожалуй, всё же определю её как любимую в цикле.
Несмотря на интересный сюжет и вполне взрослые проблемы и вопросы, затрагиваемые автором, мне не удалось проникнуться симпатией к главному персонажу книги — мальчику с совершенно дурацкой кличкой Ежики, поэтому и не такая уж и высокая оценка всему произведению. Во время прочтения крапивинских вещей в который уже раз размышляю, как же он все-таки выдумывает все эти клички, ведь в реальной жизни никто бы не стал нормально существовать с прозвищем Ежики! Я вроде как и сам недавно был мальчишкой и теперешнюю молодежь регулярно наблюдаю, Ежики, Лотик, Лис (девочка), эти клички искусственные, их бы не стали носить, мириться с ними. Но это мелочи и придирки.
Кстати, не согласен с мнением, что все крапивинские мальчики суть одинаковые и являются слепком самого автора. По поводу автора не берусь судить, а вот мальчики во всех произведениях разные, хоть общие черты и присутствуют, разумеется. Так вот этот самый Ежики почему-то с самого начала вызвал какую-то неприязнь, это очень субъективно, но все же. По причине антипатии и не очень переживаешь за его судьбу. А в целом, повесть более чем достойная, и финал как раз такой, как надо, очень логичный и подразумевающийся уже примерно с середины повести. Очень понравилась линия отколовшегося кристалла Яшки.
Очень теплое произведение. Как же хотелось верить в лучшее, в то, что Ежики на самом деле встретился с мамой, пусть и не на яву, а в этом параллельном мире. Жаль, что автор недописал этот момент до конца. :glasses:
Повесть совершенно отчетливо подростковая, поэтому адекватно оценить ее, впервые полностью прочитав в зрелом возрасте, достаточно сложно. В соответствии с целевой аудиторией и сюжет, и персонажи, и коллизии между ними смотрятся весьма упрощенно. Но я не хочу впадать в критиканство. Отлично помню, какой захватывающей казалась середина этой истории, прочитанная когда-то в случайно попавшемся журнале «Пионер», и как я жалел, что не смог найти продолжения. Сейчас же мне нравится как автор описывает социум Полуострова — обрисованный редкими мазками, он, тем не менее, узнаваем и понятен. Нравится крапивинская стилистика, когда он не впадает в чернуху или слезовыжимание (к счастью, в «Заставе» ни того, ни другого, она еще вполне ощутимо советская), автор умеет создавать удивительно насыщенные образы. Мальчишка, наматывающий круги по кольцу метрополитена, слушая в записи голос родного человека — это запоминается. Ровно как и станция, которой не должно быть, и странный сон о маме, ставшей ребенком. Да и «особый суперлицей» — несмотря на глупое название, необычную школу для необычных детей в качестве центра повествования автор использовал минимум на полдесятилетия раньше того, как это стало мейнстримом.
Тем не менее, в этой вещи баланс еще вполне соблюден, она, наряду с «Голубятней», безусловно, одна из лучших в крапивинской фантастике. Пожалуй, даже скажу, что это одна из лучших книг советской подростковой фантастики вообще.
Опять таки не «Костер», а «Пионер» — очень неплохой журнал:smile:
Вообще изумительно хорошо помню всю эту повесть, а уж когда читала — то не читала, а глотала просто.
В этом произведении представлен, пожалуй, один из самых тщательно прописанных миров (граней Кристалла) Крапивина — мир Полуострова, где живёт главный герой, мальчик Ёжики.
Мир похож на наше возможное будущее, через пару-тройку десятков лет.
Вот здесь уже начало надоедать постоянное. Вм государстве люди бяки, только и думают о плохом, как деток использовать. А рай во всяких странных местах и явно только для детей со способностями.
Порой Крапивин выбирает для своих героев весьма странные имена: мальчикам даёт едва ли не женские, девочкам — наоборот.
К этой повести у меня одна претензия (почти такая же, как и у gato loco) — у Матвея (Матиуша) Юлиуса Радомира более чем странное прозвище — «Ёжики». Оно мне кажется противоестественным. Объяснение, как оно появилось, не вызывает никаких сомнений в том, что носит его герой вполне заслуженно.
Здесь продолжается исследование Командорства как движения по охране детства. В «Выстреле с монитора» — автор даёт нам общие сведения, в «Гуси-гуси, га-га-га» — рассказывается о том, как даже обычный человек может прийти к идеям Командорства, а тут исследуется деятельность псевдо-, или даже антикомандоров.
Глава «Хранители. Яшка» прочно связывает цикл «В глубине Великого Кристалла» с повестью «Оранжевый портрет с крапинками» и добавляет ещё один штрих к пониманию культуры иттов. Пусть даже здесь рассказ об аутотренинге иттов и преподносится как заведомо выдуманный «садовыми троликами».
Глава «Аутотренинг иттов» содержит много информации о Командорах, их принципах. Тут проскальзывает кусок истории Первого Командора, а также идёт спор о различиях между поздними общинами и тем, что отличает и объединяет их. Заодно раскрывается цель и средства её достижения именно этой общины, которая сохранила внешние признаки, но вывернула наизнанку всю суть Командорства:
Из этого же разговора становится ясно, что Кантор не только опекает способных детей, но и «прикармливает» на всякий случай подростковые банды вроде «садовых троликов».
Многое при этом становится на свои места. Ведь для того чтобы мотивировать на деятельность свежесозданных койво, недостаточно лишить их родителей, нужно создать заодно и неблагоприятную обстановку в окружающем их мире, чтобы у них был стимул бороться против этого и развиваться дальше по своему желанию
Таким образом, это может стать дополнительной гарантией, что в их мире не произойдёт бунт, подобный бунту лицеистов Полуострова из «Голубятни на жёлтой поляне».
Кроме того, эта идея Кантора отчасти созвучна с идеями мэра Реттерхальма, который был сторонником безопасного сосуществования обычных людей с койво. Правда, на практике они тоже оказываются противоположными. Для главного советника Адама Питера фан Биркенштакка было важно спокойствие города, чтобы все сосуществовали в мире и согласии и не вредили друг другу.
«Но я знаю другое: жизнь в городе сбалансирована, отношения в нем ясны и просты, люди счастливы, насколько это можно в наше время. Такое благополучие достигнуто немалыми трудами. Легко ли было добиться, чтобы все притерлись друг к другу, чтобы всё было налажено, чтобы даже мадам Валентина вписалась в этот уравновешенный быт. Койво не всегда знают о своих свойствах и не всегда умеют ими распоряжаться. Не все мудры, как мадам Валентина. Но все — опасны. Случается, что из-за них на город сыплются молнии, а над реками рушатся мосты. Я отвечал за город, Галь. Но трусость тоже бывает доблестью. Особенно когда один отвечаешь за многих».
Кажется, эта позиция куда благородней.
Эта повесть также напрямую связана с «Белым шариком Матроса Вильсона», ведь именно Ёжики запускает в полёт разумный кристалл Яшку, чтобы тот когда-нибудь снова стал звездой. Впрочем, этот же момент становится отголоском повести «Вечный жемчуг», где Светлый штурман Иту Лариу Дэн вместе с Васильком, Сергеем и Володькой запустили в пучину космоса каплю Вечного Жемчуга, чтобы зажечь новую звезду.
Этот же момент перекликается и с «Выстрелом с монитора». И Галька, и Матиуш обладают сходными талантами: в момент наивысшего напряжения они способны генерировать силовое поле, которое в зависимости от обстоятельств либо притягивает, либо отталкивает предметы.
Проломить Пространство и пройти насквозь и напрямую.
Судьба осиротевшего ребёнка, мальчика-подростка. И Крапивин умело крутит событийный ряд таким образом, чтобы читатель до самого конца повести не понимал, что тут реально происходит, а что, возможно, является только лишь плодом разгорячённого горькой утратой воображения ребёнка. Тоскующего по потере по-настоящему любимого и родного человека — свой мамы. И вот эта тема любви ребёнка и матери является одной из главных составляющих этой пронзительной повести. Главный ещё и потому, что эта любовь к маме и тоска по ней гонит нашего Матвея на кольцевую ветку метропоезда, гонит просто для того, чтобы бесконечно слушать до боли знакомый и родной мамин голос, объявляющей все станции.
И именно эта гонка за мамой в конечном счёте и отправляет Матвея на «несуществующую» станцию «Якорное поле», и заставляет его усомниться в реальности и маминой гибели и в искренности добрых намерений воспитателей специнтерната.
В повести кроме уже привычных героев — мальчишек подросткового возраста — и нескольких старших встречается также уже ставший привычным и потому ожидаемым старый «знакомый» — монетка в 10 колосков, а также новые артефакты — якорёк и разумный кристалл Яшка. Всё это артефакторное богатство искусно вплетено Крапивиным в основные смыслы и повести и всего цикла, и наверняка будет «выстреливать» в следующих повестях Великого Кристалла.
Также вводятся новые понятия — Командор и Пограничники; кое-что о сути этих персонажей и личностей мы узнаём уже из текста «Заставы. », а что-то наверняка будет проявляться дальше, в следующих книгах.
И, наконец, отдельным пунктом книжного «меню» является тот читательский восторг и упоение, с которым погружаешься в глубины и текстов повестей, и в глубины Великого Кристалла. Вот в моей личной читательской иерархии первое место среди писателей-фантастов прочно занимают братья Стругацкие, а на второй позиции в течение нескольких десятилетий находился Станислав Лем. Теперь же готов подвинуть пана Станислава на одну позицию ниже, переместив Крапивина сразу на второе место — вот вам результат чтения всего только трёх повестей цикла.
PS А у меня на колечке с ключами вот уже более 40 лет болтаются два предмета: примитивная открывашка для бутылок и ключ от наручников старого образца — и ключи меняются, и кольца, на которые они надеваются, но сами эти два «счастливых» артефакта непременно всегда со мной.
Сюжет просто потрясающий! Несмотря на то, что книга издавалась в «детской» серии, заставит поразмышлять даже взрослого. Просто удивительно, как автору удалось создать мир (читай миры), настолько насыщенный действием. Из минусов: некоторая зацикленность на мысли о несправедливости всего сущего, особенно если это касается касты «избранных» — детей в целом и одарённых личностей в частности.
Владислав Крапивин «Застава на Якорном поле»
Застава на Якорном поле
Язык написания: русский
По Большому кольцу Полуострова на поездах часто катается мальчишка Матиуш по прозвищу Ёжики, несчастный и грустный сирота. Катаясь, он вспоминает маму — ее записанный на пленку голос объявляет в подземке названия станций. И вот однажды.
Голос объявляет что-то новое — «Якорное Поле». И голос — мамин! Но ведь раньше такой станции не было.
Ёжики выходит и попадает в странное место.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 118
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2747 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Shtrm, 10 сентября 2013 г.
Застава была первым романом, который я прочитал у Владислава Крапивина. И долгое время самым любимым, поскольку других книг Мастера у меня просто не было.
Все эти двадцать лет со мной были воспоминания о Ежики и голосе его погибшей мамы, объявляющей остановки поезда, о живом компьютере Яшке и игре в шары на Якорном поле.
Я прекрасно помнил его эмоции, но ничего не помнил про сам кристалл и про многомерность вселенных. Наверное, это объяснимо тем, что дети запоминают прежде всего именно эмоции и решительные поступки персонажей, которые годятся им в ровесники, проецируя их действия на себя, а уже потом вникают к заумные теории о пересечении пространств-измерений. Читая роман сейчас, я пытался переставить акценты на понимание сути этой теории, на осознание того, что движет теми, кто передвигается между мирами, на идеи автора, направленные на улучшение самих себя и исправления всего общества в целом. И знаете что?
Мне не удалось уйти от чувства единства с Ежики, как и от тревоги за Гальку или Корнелия. Я слишком эмоционален, поэтому погружался в их образы, обрастал их
мыслями и переживаниями, забывал про все на свете, включая все эти грани кристалла и недостатки системы.
Крапивин умеет так играть на струнах души и памяти, что слезы наворачиваются на глаза, что в пиковый, трогательный момент забывается все на свете, а эмоции и воспоминания персонажей с легкостью проецируются на собственных друзей и родных, тех что канули в далеком прошлом и тех, что есть у нас сейчас. От сцены, когда Ежики представляет как он играет с мамой-ровесницей, в горле встает противный ком сопереживания, обиды и беспомощности, а от флэшбэков их семейного быта все тело наполняется теплотой и спокойствием.
Автор, как настоящий командор ведет нас к пониманию истинных ценностей этого загнивающего мира, где не остается места настоящим чувствам, крепкой дружбе и открытой правде. Где молодые пацаны не ищут истину и не пытаются понять сверстников, исправить общество и путь нашего человечества, тратя драгоценное время на бездушные гаджеты и компьютерные игры. Герои его романов, подростки с ясной головой, борются с черствыми правилами взрослого общества, пытаются образумить старших и показать им истинный путь, который те когда-то позабыли.
Дружба между двумя такими разными существами — мальчиком и кристаллом. Детские легенды, которые оказываются правдой. Параллельные миры. Одно из лучших произведений Крапивина.
Дети с необычными способностями оказываются в центре политических интриг некоей группировки. Планы у интриганов далеко идущие, но вот намерения — «благородные» в кавычках или без? Мир, где у детей чаще всего только мама — это наверняка лишь одна из «прелестей» цивилизации. Поэтому спор Кантора и доктора приобретает еще бОльшую остроту. Впрочем, ребенок, конечно же, выберет то, что делает его счастливым.
Я склонен воспринимать «Великий Кристалл» как единое произведение, а не как цикл: уж слишком многочисленны и тесны взаимосвязи между событиями и персонажами. Однако «Застава на Якорном поле» имеет для меня особое значение. Сложно передать словами ту щемящую горечь, остающуюся после прочтения этой повести.
Начать стоит с главного героя. Жизнь многих протагонистов у Владислава Крапивина, как детей, так и взрослых, нельзя назвать лёгкой, однако, как позволяет мне судить мой читательский опыт, на долю Ёжики выпали самые тяжёлые испытания. Чтобы выдержать их, он проявил огромную находчивость и стойкость, невзирая на все нанесённые ему душевные травмы. Возможно, порой Ёжики чрезмерно упрям (упрямство — это вообще часто встречающаяся черта характера крапивинских мальчиков), но этот недостаток делает героя более живым, потому как в жизни нет людей без недостатков. Нельзя не упомянуть доброту и отзывчивость Ёжики, никогда он не думает только о себе, что видно по его недолгой дружбе с разумным кристалликом Яшкой и совсем скоротечному знакомству с Гусёнком. Быть может, приведённый мной набор качеств в чём-то и типичен, но главное здесь то, в каких условиях они проявляются.
Особо хочу отметить и злодея повести, Кантора. О, как сильно я ненавидел это притворно-ласковое чудовище, когда читал! Конечно, это ребячество, но оно свидетельствует о том, насколько убедительно удался антагонист. Вообще, Кантор кажется мне едва ли не лучшим злодеем, встреченным в книгах Командора (опять же, насколько я могу судить, исходя из не очень большого количества прочитанных книг Крапивина).
Сюжет «Заставы на Якорном поле» содержит немало экскурсов в прошлое — эта особенность повествования так или иначе присутствует во всех повестях, составляющих «Великий Кристалл». Данную повесть отличает особый спектр чувств, смесь горя на грани отчаяния и в то же время негаснущей надежды, ожидания чуда.
Мир, в котором происходит действие повести, описан без подробностей. Автор сообщает читателям небольшое количество деталей и черт, позволяющих получить точное преставления о реалиях, в которых происходит действие. Это заметно отличает «Заставу на Якорном поле» от предыдущей повести цикла, «Гуси-гуси, га-га-га», где о мире и его истории было рассказано много.
Хоть я и не хочу рассматривать повести цикла «Великий Кристалл» по отдельности, повесть «Застава на Якорном поле» не выделить не смог. Пожалуй, всё же определю её как любимую в цикле.
Очень теплое произведение. Как же хотелось верить в лучшее, в то, что Ежики на самом деле встретился с мамой, пусть и не на яву, а в этом параллельном мире. Жаль, что автор недописал этот момент до конца. :glasses:
В этом произведении представлен, пожалуй, один из самых тщательно прописанных миров (граней Кристалла) Крапивина — мир Полуострова, где живёт главный герой, мальчик Ёжики.
Мир похож на наше возможное будущее, через пару-тройку десятков лет.
Проломить Пространство и пройти насквозь и напрямую.
Судьба осиротевшего ребёнка, мальчика-подростка. И Крапивин умело крутит событийный ряд таким образом, чтобы читатель до самого конца повести не понимал, что тут реально происходит, а что, возможно, является только лишь плодом разгорячённого горькой утратой воображения ребёнка. Тоскующего по потере по-настоящему любимого и родного человека — свой мамы. И вот эта тема любви ребёнка и матери является одной из главных составляющих этой пронзительной повести. Главный ещё и потому, что эта любовь к маме и тоска по ней гонит нашего Матвея на кольцевую ветку метропоезда, гонит просто для того, чтобы бесконечно слушать до боли знакомый и родной мамин голос, объявляющей все станции.
И именно эта гонка за мамой в конечном счёте и отправляет Матвея на «несуществующую» станцию «Якорное поле», и заставляет его усомниться в реальности и маминой гибели и в искренности добрых намерений воспитателей специнтерната.
В повести кроме уже привычных героев — мальчишек подросткового возраста — и нескольких старших встречается также уже ставший привычным и потому ожидаемым старый «знакомый» — монетка в 10 колосков, а также новые артефакты — якорёк и разумный кристалл Яшка. Всё это артефакторное богатство искусно вплетено Крапивиным в основные смыслы и повести и всего цикла, и наверняка будет «выстреливать» в следующих повестях Великого Кристалла.
Также вводятся новые понятия — Командор и Пограничники; кое-что о сути этих персонажей и личностей мы узнаём уже из текста «Заставы. », а что-то наверняка будет проявляться дальше, в следующих книгах.
И, наконец, отдельным пунктом книжного «меню» является тот читательский восторг и упоение, с которым погружаешься в глубины и текстов повестей, и в глубины Великого Кристалла. Вот в моей личной читательской иерархии первое место среди писателей-фантастов прочно занимают братья Стругацкие, а на второй позиции в течение нескольких десятилетий находился Станислав Лем. Теперь же готов подвинуть пана Станислава на одну позицию ниже, переместив Крапивина сразу на второе место — вот вам результат чтения всего только трёх повестей цикла.
PS А у меня на колечке с ключами вот уже более 40 лет болтаются два предмета: примитивная открывашка для бутылок и ключ от наручников старого образца — и ключи меняются, и кольца, на которые они надеваются, но сами эти два «счастливых» артефакта непременно всегда со мной.
Сюжет просто потрясающий! Несмотря на то, что книга издавалась в «детской» серии, заставит поразмышлять даже взрослого. Просто удивительно, как автору удалось создать мир (читай миры), настолько насыщенный действием. Из минусов: некоторая зацикленность на мысли о несправедливости всего сущего, особенно если это касается касты «избранных» — детей в целом и одарённых личностей в частности.
Понравилось больше других произведений этого цикла
Очень трогательная вещь. Читал в детстве по-моему в журнале «Костер».
На мой взгляд лучшая повесть из цикла «В глубине Великого Кристалла».
Удивительно хорошо и проникновенно получилось у Владислава Крапивина описать атмосферу горя и тоски мальчика Ежики, а также тот всплеск надежды, что дала ему стоянка «Якорное Поле».
Очень важным в книге является вопрос навязываемого будущего величия, а также многих жертв во имя его. Да, безусловно, замыслы Кантора направлены на лучшее будущее для всех, но методы и жертвы на пути к нему, заставляют задуматься, а стоит ли оно того. И лично мне стало очень печально, что в мире мальчика Ежики, тот корпус Коммандоров, который поражал своим героизмом и самопожертвованием в предыдущих книгах и других мирах Кристалла, выродился в Кантор-подобных деятелей, которые, как по мне, исказили изначальную идею. Хочется верить, что в других мирах все по другому, и в следующих книгах цикла я найду немало тому подтверждений.:smile:
Книга по-настоящему хорошая. Искренне жаль этих детей, «избранных», которых собираются использовать в своих непонятных целях господа вроде Кантора. Отчаянным криком звучит голос ребенка, которого насильно осиротили: «Верните мне маму!» Все очень человечно и берет за душу. Неясная концовка этой повести, как и часто у Крапивина в цикле о Великом Кристалле, проясняется в других книгах. Упоминание о судьбе Ежики есть в произведении «Белый шарик матроса Вильсона» и понемногу в других романах цикла. Книги Крапивина — это особая вселенная, читать их надо все подряд, тогда этот мир складывается, как кусочки мозаики.
Знакомство с Крапивиным началось для меня с этой книги, поэтому у меня к ней особенное чувство. Трогательная история разлучённого с мамой мальчика, суперспособности главного героя, параллельные вселенные и непреодолимые, казалось бы, препятствия — может ли ребёнок не влюбиться в это всё! Футуристический мир, сквозь который просвечивает одуванчиковое поле, идеально подходит для маленького человека на пороге взросления.
Прочитала за один присест, как иначе, и сразу же перечитала.
Порой Крапивин выбирает для своих героев весьма странные имена: мальчикам даёт едва ли не женские, девочкам — наоборот.
К этой повести у меня одна претензия (почти такая же, как и у gato loco) — у Матвея (Матиуша) Юлиуса Радомира более чем странное прозвище — «Ёжики». Оно мне кажется противоестественным. Объяснение, как оно появилось, не вызывает никаких сомнений в том, что носит его герой вполне заслуженно.
Здесь продолжается исследование Командорства как движения по охране детства. В «Выстреле с монитора» — автор даёт нам общие сведения, в «Гуси-гуси, га-га-га» — рассказывается о том, как даже обычный человек может прийти к идеям Командорства, а тут исследуется деятельность псевдо-, или даже антикомандоров.
Глава «Хранители. Яшка» прочно связывает цикл «В глубине Великого Кристалла» с повестью «Оранжевый портрет с крапинками» и добавляет ещё один штрих к пониманию культуры иттов. Пусть даже здесь рассказ об аутотренинге иттов и преподносится как заведомо выдуманный «садовыми троликами».
Глава «Аутотренинг иттов» содержит много информации о Командорах, их принципах. Тут проскальзывает кусок истории Первого Командора, а также идёт спор о различиях между поздними общинами и тем, что отличает и объединяет их. Заодно раскрывается цель и средства её достижения именно этой общины, которая сохранила внешние признаки, но вывернула наизнанку всю суть Командорства:
Из этого же разговора становится ясно, что Кантор не только опекает способных детей, но и «прикармливает» на всякий случай подростковые банды вроде «садовых троликов».
Многое при этом становится на свои места. Ведь для того чтобы мотивировать на деятельность свежесозданных койво, недостаточно лишить их родителей, нужно создать заодно и неблагоприятную обстановку в окружающем их мире, чтобы у них был стимул бороться против этого и развиваться дальше по своему желанию
Таким образом, это может стать дополнительной гарантией, что в их мире не произойдёт бунт, подобный бунту лицеистов Полуострова из «Голубятни на жёлтой поляне».
Кроме того, эта идея Кантора отчасти созвучна с идеями мэра Реттерхальма, который был сторонником безопасного сосуществования обычных людей с койво. Правда, на практике они тоже оказываются противоположными. Для главного советника Адама Питера фан Биркенштакка было важно спокойствие города, чтобы все сосуществовали в мире и согласии и не вредили друг другу.
«Но я знаю другое: жизнь в городе сбалансирована, отношения в нем ясны и просты, люди счастливы, насколько это можно в наше время. Такое благополучие достигнуто немалыми трудами. Легко ли было добиться, чтобы все притерлись друг к другу, чтобы всё было налажено, чтобы даже мадам Валентина вписалась в этот уравновешенный быт. Койво не всегда знают о своих свойствах и не всегда умеют ими распоряжаться. Не все мудры, как мадам Валентина. Но все — опасны. Случается, что из-за них на город сыплются молнии, а над реками рушатся мосты. Я отвечал за город, Галь. Но трусость тоже бывает доблестью. Особенно когда один отвечаешь за многих».
Кажется, эта позиция куда благородней.
Эта повесть также напрямую связана с «Белым шариком Матроса Вильсона», ведь именно Ёжики запускает в полёт разумный кристалл Яшку, чтобы тот когда-нибудь снова стал звездой. Впрочем, этот же момент становится отголоском повести «Вечный жемчуг», где Светлый штурман Иту Лариу Дэн вместе с Васильком, Сергеем и Володькой запустили в пучину космоса каплю Вечного Жемчуга, чтобы зажечь новую звезду.
Этот же момент перекликается и с «Выстрелом с монитора». И Галька, и Матиуш обладают сходными талантами: в момент наивысшего напряжения они способны генерировать силовое поле, которое в зависимости от обстоятельств либо притягивает, либо отталкивает предметы.
В детстве, в Пионере считал Заставу произведением полным мистических откровений (ну какие они могут быть тогда в том возрасте). Вот только что именно непонятно в концовке, не возьму в толк?