Как подается тревога в школе
Сигнал «Внимание всем!»: как отличить учебную тревогу от реальной?
Приближается День гражданской обороны. Одной из задач ГО является оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Как проводится оповещение? Единый сигнал «Внимание всем!» подается при угрозе возникновения или в случае возникновения аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического или радиационного заражения. В населенных пунктах включаются сирены и другие звуковые сигнальные средства.
Услышав сигнал, необходимо включить телевизор или радиоприемник и прослушать сообщение.
Речевая информация в каждом случае будет соответствовать угрозе или сложившейся чрезвычайной ситуации. В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения опасного фактора, населенные пункты, попадающие в зону ЧС, характер действий производственного персонала и населения.
Если вы не полностью прослушали речевую информацию, то не спешите выключить радио или телевизор, информация будет повторена еще раз.
Внимательно прослушав сообщение, спокойно оцените обстановку и ответственно отнеситесь к выполнению тех мероприятий, которые вам рекомендуют.
В нашей республике регулярно проводятся проверки систем оповещения.
Чтобы убедиться в том, что тревога учебная, необходимо включить телевизор или радио. Если, действительно, сложилась опасная ситуация, то основные каналы будут оперативно об этом сообщать.
Если подача сигнала и перехват телерадиоэфира проводятся в ходе тренировки, то будут переданы сообщения о проведении технической проверки и никаких дальнейших действий населению предпринимать не надо.
Ближайшая проверка системы оповещения с задействованием сирен запланирована на начало октября 2019 года.
Пресс-служба ГУ МЧС России по Республике Марий Эл
Действия школы по сигналам тревоги
Действия школы по сигналам тревоги
— Управление по делам ГОЧС
— Диспетчер пожарной части
6. Действия учителя:
— вывести организованно детей
— иметь при себе классный журнал
— увести детей за пределы школы (контора совхоза, СДК)
— проверить наличие всех детей по списку
— обеспечить сохранность детей, далее действовать по указанию администрации
— кабинет оставить открытым.
1) Открывает запасной выход № 1, 2.
2) Осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей.
3) Не допускает посторонних в школу.
3. Из столовой по схеме эвакуации.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Дополнительная инструкция по эвакуации на перемене
при подаче сигнала тревоги
Дети строятся в рекреации под руководством учителей занятия, которых будут проводиться в кабинетах данной рекреации и дежурных учителей
При отсутствии учителя класс строит староста класса
Сразу с построением начинается выход по направлению схем пожарной эвакуации расположенных на выходах лестниц в пожарном уголке
Предварительную проверку кабинетов на предмет полной эвакуации производит дежурный учитель
Дети, находящиеся в фойе на первом этаже выходят на дорогу, не дожидаясь своего класса, присоединяясь к нему на месте сбора
Мастерские и столовая эвакуируют учащихся и работников через свои выходы
Проверяют кабинеты и эвакуируются последними;
Организатор-преподаватель ОБЖ(2 этаж)
В случае их отсутствия в школе заключительную проверку проводят заместители директора:
На площадке перед СДК происходит группирование учащихся по классам
Выяснение отсутствующих, доклад завучу ( или ) о наличии детей проводит учитель, у которого должен быть очередной урок в этом классе
по правилам поведения при эвакуации учащихся МОУ «Краснознаменская СОШ »
2. Вещи, учебные принадлежности учащиеся оставляют в классе, школе.
3. После сигнала тревоги необходимо построиться друг за другом и быстрым шагом (но не бегом!) последовать за учителем.
4. При эвакуации учащиеся распределяются на потоки:
• учащиеся из кабинетов № 3, 4, 6, – лестница 2, левая часть (выход через запасной выход)
• учащиеся из актового зала – лестница 1, 2, (выход через запасной и центральный выходы)
• учащиеся из раздевалки, учителя из учительской, кабинета завуча выходят через центральный выход.
5. Действия учителя:
построить детей в классе взять кл. журнал, встать впереди строя, возглавляя движение не тратить время на закрывание кабинета
у выхода из школы учитель встает сбоку у двери. Выходит последним
проводит перекличку учащихся
если во время переклички выяснилось, что вышли не все дети, учитель, отведя детей в безопасное место, возвращается в здание школы, сообщает руководителю дежурной группы, предпринимает попытки найти и эвакуировать ребенка.
6. Учащиеся следуют на асфальтовые дороги, где учителя физкультуры фиксируют время прибытия классов, и происходит построение.
7. Классы находятся на дороге до момента прихода дежурной группы. Зам. начальника ГО по эвакуации сообщает итоги учебной эвакуации.
8. Школьный отряд ЧС
— подает сигнал тревоги
— на лестницах с 1-го по 2-ый этажи и у запасных выходов регулирует движение
— дежурные на этаже проверяют этаж и выходят из школы
— при необходимости организует эвакуацию через запасные двери.
Школьная тревожность: чем характеризуется и что поможет сделать пребывание ребенка в школе комфортным?
Отдавая свое чадо в первый класс, родительский мозг рисует радужные картинки: хорошие оценки, добрая и понимающая учительница, школьные мероприятия, веселые переменки. Но проходит какое-то непродолжительное время – и ребенок, не стесняясь, заявляет: «Ненавижу школу!». Что приводит к столь отрицательной оценке школьных будней и какую роль здесь играет школьная тревожность? Думаю, этот вопрос волнует многих. На эту тему сегодня и поговорим!
Добрый день, уважаемый читатель! Каждый из нас учился в школе, и каждый из нас относился к ней по-разному. Кто-то скучал на уроке, но радостно носился по школьным коридорам во время перемен. Был «гордостью класса» или, наоборот, просидел основную часть школьного времени «на Камчатке». Кто-то волновался и переживал перед каждой контрольной, а кто-то без зазрения совести прогуливал или предпочитал «сказаться больным». Все мы разные и у каждого свои воспоминания школьных лет.
Но, когда у нас появляются дети, нам хочется оградить их от излишних переживаний и психологических травм, в том числе и связанных с процессом обучения.
Умение вовремя заметить признаки школьной тревожности у ребенка и принять необходимые меры – на мой взгляд это обязанность каждого родителя и педагога.
Ведь какими бы не были хорошими оценки, сколько бы золотых медалей не завоевало ваше чадо на олимпиадах – расшатанные нервы и психоэмоциональное нездоровье это никак не компенсирует. Поэтому, читаем, наблюдаем, исправляемся…
Почему тревога по поводу школы у ребенка – это плохо?
Как вы уже поняли из названия, легкая тревога перед каким-то значимым школьным событием не является чем-то из ряда вон выходящим. Каждый из нас периодически испытывает волнение и это абсолютно нормально.
Другое дело, если подобное состояние вы стали замечать у своего ребенка все чаще и чаще. Более того, вас должно насторожить, что чувство волнения, беспокойства появляется по совсем уж незначительным поводам, таким как поход вместе с классом в музей или подготовка к школьной ярмарке.
Школьная тревожность – это постоянное ожидание неблагополучия, переживание эмоционального дискомфорта, связанного со школьными или околошкольными событиями, и даже предчувствие грозящей опасности.
Тревожность является устойчивым состоянием и проявляется постоянно. Степень ее проявления может незначительно снижаться во время каникул или выходных и значительно усиливаться перед значимыми школьными мероприятиями (олимпиады, контрольные, открытые уроки).
На что оказывает влияние постоянная тревожность у школьника? 
Снижаются когнитивные способности
Речь идет о памяти, мышлении, внимании, восприятии. Это не означает, что тревожный ребенок учится хуже, чем его сверстники. Это значит, что для усвоения информации или выполнения какого-либо задания ему требуется гораздо больше времени. Учащийся с высоким уровнем тревожности выучит параграф, скажем по истории, за час, а учащийся с низким уровнем тревожности всего лишь пробежит глазами страницы учебника на переменке. Результат у обоих будет примерно одинаков.
Все дело в том, что на процесс непосредственного усвоения знаний (изучения параграфа) у тревожного ребенка накладывается еще множество различных переживаний.
Это мысли о том, как он будет отвечать, как на него посмотрят одноклассники, вдруг он неверно понял тему, а вдруг будет проверочная работа и т.д. Мозг учащегося с низким уровнем тревожности свободен от всех этих переживаний, и соответственно, информация усваивается за более короткий срок без каких-либо посторонних «помех».
Успеваемость обычно у тревожных детей не страдает. Боясь получить плохую оценку, они посвящают обучению очень много времени.
Ухудшаются отношения со сверстниками
Тревожные дети редко становятся лидерами среди сверстников. Из-за соматических проявлений тревожности (резкое покраснение или побледнение лица, тремор рук, дрожание голоса и др.) они часто становятся объектами насмешек, а иногда даже и жертвами буллинга ( травли).
Активное участие таких детей во внешкольной жизни также не является разнообразным. Часто они боятся выступать на сцене, стесняются принимать участие в конкурсах, праздниках, викторинах.
Тревога перед контрольной или постоянная школьная тревожность? Научимся отличать одно от другого 
Прочитав эту информацию, вы сможете понять, есть ли эта проблема у вашего ребенка.
Признаки
Почитайте внимательно и ответьте на каждый из пунктов «да» или «нет».
Как отнесись к полученным результатам
Если вы ответили «да» пять или меньше раз, тревожность вашего ребенка, скорей всего, не связана со школой и носит ситуативный характер.
Если вы ответили «да» шесть и более раз, то это говорит о наличии личностной тревожности у ребенка. Я бы рекомендовала вашему ребенку пройти диагностику на определение уровня школьной тревожности.
Это можно сделать в кабинете школьного психолога либо обратиться к специалисту, работающему в частном порядке. Кроме этого, необходимо проанализировать педагогические методы учителей, с которыми приходится контактировать вашему ребенку.
К сожалению, одной из самых частых причин формирования тревожности у учащегося являются завышенные требования педагогов к ребенку. Они порой используют негибкую, изобилующую догмами, систему воспитания, ориентированную на простое заучивание верных ответов.
При такой системе обучения и воспитания любой «шаг влево», любая свежая мысль или вопрос не по теме считается неприемлемым и карается низкой отметкой. Особенно печально наблюдать, когда этим грешат еще и родители.
Принуждение «ты должен быть отличником», постоянное сравнивание ребенка со сверстниками, завышенные безапелляционные требования педагога или родителя – все это формирует высокий уровень личностной тревожности. Младший школьный возраст, когда доверие ко взрослому пока не подвергается критической оценке, особенно опасен в этом смысле.
Родители, задумайтесь, не слишком ли высока цена хороших оценок?
Статистика неумолимо показывает, что год от года детей, имеющих высокий уровень личностной тревожности, связанной со школой, становится все больше и больше. Еще недавно эта цифра была что-то около 70% от общего количества детей, получающих общее среднее образование. В погоне за успехом, в попытке соревноваться с остальными мамочками в том, что лучше всех воспитывает ребенка, многие родители забывают о самом главном. О том, что не хорошие оценки делают человека счастливым, о том, что не школьная успеваемость определяет жизненный успех, о том, что дети бывают маленькими всего один раз.
Как помочь ребенку преодолеть высокий уровень тревоги, связанной с обучением в школе?
Диагностика и коррекция личностной тревожности, в том числе и школьной, конечно, прерогатива специалистов-психологов. Но часто одно лишь изменение отношения родителя к процессу обучения уже позволяет обойтись без помощи специалиста.
Пути преодоления 
Будьте всегда на стороне вашего ребенка
Это ваш материнский и отцовский долг. Вы можете не одобрять его линию поведения, высказывать свое недовольство, объяснять какие-то правила. Но вне семьи, там, где ребенок встречается один на один с миром, вы должны быть одним целым.
Тогда ваше дитя будет чувствовать вашу любовь, поддержку, помощь, тогда его не будут посещать деструктивные мысли, тогда он на самом деле будет чувствовать, что «мой дом- моя крепость».
Преодоление трудностей, возникающих во время учебы в школе, будет проходить гораздо легче, если ребенок будет чувствовать вашу поддержку.
Будьте едины в своих воспитательных требованиях
Даже если педагог не приемлет вашей точки зрения, хотя бы внутри семьи будьте солидарны друг с другом. Дети растут хорошими манипуляторами, когда «мама запрещает, а папа разрешает» или «мама запретила, а бабушка потом маму наругает за это». Споры о стиле воспитания, о границах дозволенного непременно бывают в каждой семье, где есть ребенок и, хотя бы двое взрослых. Но их необходимо обсуждать таким образом, чтобы все это не слышал и не знал несовершеннолетний.
Единство требований в восприятии ребенка создает ощущение безопасности и предсказуемости мира. А это, в свою очередь, формирует доверие к миру.
Не сводите разговоры со школьником только об учебе
В мире масса интересных дел, событий. Столько нового и неизведанного.
Но если все темы ваших разговоров сводятся только к одному – школе, то постепенно ваш ребенок перестанет делиться с вами своими мыслями, чувствами, какими-то размышлениями.
И потом вы придете к психологу или психотерапевту совсем с другими проблемами.
Ваше отношение к ребенку не должно зависеть от его оценок
К сожалению, эта очевидная истина непонятна многим из родителей. Чтобы понять, что чувствует ребенок, перевернем ситуацию. Представим, что вас «любят» или «не любят» в зависимости от ваших успехов на работе.
Выглядит смешно? А вот для вашего школьника это очень даже грустно.
Дайте вашим детям право на ошибку, и тогда в старости они не слишком сильно осудят вас, когда что-то уже будет не получаться.
Любовь родителя – это самый важный базис в жизни любого из нас, — не важно четырнадцать лет вам или уже сорок. Это то самое чувство, дающее твердую почву под ногами. Дети, родители которых умели выражать свою любовь «просто так», без повода, вырастают счастливыми гармоничными полноценными личностями с высокой стрессоустойчивостью.
Именно эти люди, не боясь ошибиться, предлагают новые креативные идеи, создают интересные проекты, не боятся рисковать и в конечном итоге побеждают.
Ведь вы хотите, чтобы ваш ребенок был именно таким? Тогда разрешите ему ошибаться, разрешите ему не всегда быть идеальным, удобным. Дайте ему огромный импульс для развития и все вложенное вами вернется в стократном размере!
А на сегодня все! Для любви к ребенку не нужен повод. Сама его жизнь является наивысшей ценностью для любого родителя. Надеюсь, я вас убедила и никакие «правильные» педагоги не смогут переубедить вас в обратном.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой блог, ставьте лайки, делитесь информацией с друзьями в социальных сетях и до новых встреч!
Действия школы по сигналу тревоги
Действия школы по сигналам тревоги
— Управление по делам ГОЧС
— Диспетчер пожарной части
6. Действия учителя:
— вывести организованно детей
— иметь при себе классный журнал
— увести детей за пределы школы (контора совхоза, СДК)
— проверить наличие всех детей по списку
— обеспечить сохранность детей, далее действовать по указанию администрации
— кабинет оставить открытым.
1) Открывает запасной выход № 1, 2.
2) Осуществляет контроль за сохранностью материальных ценностей.
3) Не допускает посторонних в школу.
3. Из столовой по схеме эвакуации.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ И ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.
Дополнительная инструкция по эвакуации на перемене
при подаче сигнала тревоги
Дети строятся в рекреации под руководством учителей занятия, которых будут проводиться в кабинетах данной рекреации и дежурных учителей
При отсутствии учителя класс строит староста класса
Сразу с построением начинается выход по направлению схем пожарной эвакуации расположенных на выходах лестниц в пожарном уголке
Предварительную проверку кабинетов на предмет полной эвакуации производит дежурный учитель
Дети, находящиеся в фойе на первом этаже выходят на дорогу, не дожидаясь своего класса, присоединяясь к нему на месте сбора
Мастерские и столовая эвакуируют учащихся и работников через свои выходы
Проверяют кабинеты и эвакуируются последними;
Организатор-преподаватель ОБЖ(2 этаж)
В случае их отсутствия в школе заключительную проверку проводят заместители директора: Беккулов Н.Ж., Королевская Н.В.
На спортивной площадке во дворе школы происходит группирование учащихся по классам
Выяснение отсутствующих, доклад завучу (Беккулову Н.Ж., Королевской Н.В.) о наличии детей проводит учитель, у которого должен быть очередной урок в этом классе
по правилам поведения при эвакуации учащихся МБОУ «Зеленгинская СОШ »
2. Вещи, учебные принадлежности учащиеся оставляют в классе, школе.
3. После сигнала тревоги необходимо построиться друг за другом и быстрым шагом (но не бегом!) последовать за учителем.
4. При эвакуации учащиеся распределяются на потоки:
· учащиеся из кабинетов № 4,5, 6, –1 этаж (выход через запасной выход2)
· Учащиеся из кабинетов № 7,8,10,11,12 – лестница 1 (выход через запасной выход2)
· Учащиеся из кабинетов № 13,14,15,16,17,18,19 – лестница 3(выход через запасной выход3)
· Учащиеся из кабинетов № 20,21 –выход через запасной выход3
· учащиеся из актового зала, библиотеки, учительской – лестница 2, (выход центральный выход)
· Учащиеся из физкультурного зала выходят из выхода из спортзала
· учащиеся из раздевалки выходят через центральный выход.
5. Действия учителя:
построить детей в классе взять кл. журнал, встать впереди строя, возглавляя движение не тратить время на закрывание кабинета
у выхода из школы учитель встает сбоку у двери. Выходит последним,проводит перекличку учащихся
отводит в безопасное место /в случае учебной эвакуации – на спортплощадку, в случае реальных аварийных ситуаций – на футбольную площадку справа от школы
если во время переклички выяснилось, что вышли не все дети, учитель, отведя детей в безопасное место, возвращается в здание школы, сообщает руководителю дежурной группы, предпринимает попытки найти и эвакуировать ребенка.
6. Учащиеся следуют на футбольную площадку справа от школы, где учителя физкультуры фиксируют время прибытия классов, и происходит построение.
7. Классы находятся на футбольной площадке до момента прихода дежурной группы. Зам. начальника ГО по эвакуации сообщает итоги учебной эвакуации.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
1. Сигналы гражданской обороны
(подаются для оповещения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени)
Наименование сигнала или сложившаяся обстановка | Порядок подачи сигнала или речевой информации | Действия по сигналу ГО или в соответствии с полученным сообщением |
---|---|---|
«Внимание всем!» (подается для привлечения внимания при чрезвычайных ситуациях) | Непрерывное звучание электросирен и других озвучивающих средств. | 1. Включить телевизоры и радиоприемники на местную программу. 2. Прослушать информацию и действовать в соответствии с переданным сообщением. |
«Воздушная тревога!» («ВТ») (подается при воздушной опасности опасности с целью предупреждения о непосредственно возникшей опасности нападения противника) | Прерывистое звучание сирен и транспортных гудков. По радио и телевидению передаются сигнал, сообщения и рекомендации органов, уполномоченных на решение вопросов ГО и ЧС. | 1. Отключить электроэнергию, газ, воду, оборудование, закрыть окна. 2. Взять средства индивидуальной защиты, документы, одежду, запас продуктов, воды (если они есть на месте). 3. Быстро, без спешки, пройти в закрепленное защитное сооружение. 4. Если сигнал застал вас дома, необходимо взять запас продуктов, воды, документы, ценности, одежду и укрыться в метро или на местности. 5. Во всех случаях укрыться в ближайшем укрытии или убежище, действовать быстро и организованно по указанию администрации, постов ГО и полиции. |
«Отбой воздушной тревоги!» («Отбой ВТ») (подается при миновании воздушной опасности) | По сетям оповещения, радио, телевидению и звукоусилительным и подвижными станциями передается сигнал и рекомендации органов, уполномоченных на решение вопросов ГО и ЧС. (звучание горна по радиоретрансляционным сетям) | 1. Выйти из убежища (укрытия) и возвратиться к местам работы или проживания. 2. Быть готовым к повторному нападению противника. Иметь при себе средства индивидуальной защиты. 3. После ядерного удара сигнал «Отбой воздушной тревоги»не подается. В этом случае органами ГО и ЧС передается сообщение о порядке поведения и меры к ликвидации последствий нападения. |
«Радиационная опасность» («РО») (подается при аварии на радиационно-опасном объекте (атомной электростанции) или в следствии ядерного удара с целью предупреждения о необходимости принятия мер защиты от радиоактивных веществ) | По радио, телевидению или местным радиоретрансляционным сетям передаются сообщения и рекомендации органов, уполномоченных на решение вопросов ГО и ЧС (на местах частыми ударами по звучащим предметам). | 1. Отключить приточно-вытяжную вентиляцию, кондиционеры. 2. Загерметизировать окна, двери, вентиляционные отверстия. 3. Закрыть двери внутри здания. 4. Подготовить (получить) и использовать индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. 5. Принять йодистый препарат, выданный по месту работы или жительства. 6. Взять подготовленный запас продуктов питания, воды и укрыться в убежищах, противорадиационных укрытиях, в приспособленных укрытиях, подвалах, погребах или в укрытиях простейшего типа, перекрытиях или покинуть (по указанию органа уполномоченного на решение вопросов ГО и ЧС) зону заражения. |
«Химическая тревога» («ХТ») (подается при аварии на химически опасном объекте, при применении химического оружия) | По радио, телевидению или местным радиоретрансляционным сетям передаются сообщения и рекомендации органов, уполномоченных на решение вопросов ГО и ЧС (на местах частыми ударами по звучащим предметам) | 1. Всем гражданам, оказавшимся на улице, укрыться в зданиях. 2. Отключить и перекрыть приточно-вытяжную вентиляцию,кондиционеры, нагревательные приборы, оборудование. 3. Загерметизировать окна, двери, вентиляционные отверстия. 4. Закрыть плотно двери внутри здания. 5. Подготовить (получить) противогазы и защитную одежду и использовать их. При необходимости использовать непромокаемые пленки,накидки, плащи, сапоги. 6. Укрыться в защитном сооружении (убежище) или покинуть очаг поражения (по указанию органа управления по делам ГОЧС). |
2. Действия при получении сигнала оповещения в различных условиях обстановки
Сигналы оповещения служат для своевременного доведения до органов Гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) распоряжений и информации об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.
Сигналы оповещения применяются главным образом в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.
Незамедлительно даются указания о порядке действий населения и их формирований, оговаривается приблизительное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода заражённого воздуха, а также вид отравляющих веществ. Провозглашённые вышестоящим штабом сигналы дублируются всеми подчинёнными штабами.
Существует ряд сигналов, которые служат для оповещения населения городов и сельских населённых пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия: «Воздушная тревога», «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».
В городах устанавливаются разнообразные сигнальные аппаратуры и средства связи, благодаря которым с помощью пульта можно включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть, а также производить вызов руководящего состава города и объектов народного хозяйства по телефонной сети. С помощью подобных аппаратур принимаются распоряжения.
Сигнал «Внимание всем» подается для привлечения внимания при возникновении чрезвычайных ситуаций. Представляет собой непрерывное звучание электросирен и других озвучивающих средств.
Сигнал «Воздушная тревога» предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст:
Эта трансляция сопровождается звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала 2-3 минуты, вследствие чего работники прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий.
Останавливается транспорт, и всё население укрывается в защитных сооружениях. Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал «Отбой воздушной тревоги» оповещается органами гражданской обороны. Передаётся следующий текст по радиотрансляции:
Населению разрешается покинуть убежища с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий, и работники могут приступать к продолжению оставленной работы.
Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при аварии на атомной электростанции или при взрыве ядерного боеприпаса.
Услышав данный сигнал, необходимо срочно надеть противогаз, респиратор, ватно-марлевую повязку. Собрать заготовленный заранее запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и спрятаться в противорадиационное убежище.
В случае радиоактивного заражения требуется в обязательном порядке выполнять условия радиационной защиты, которые установлены штабом ГО и ЧС в зависимости от степени заражения населённой зоны.
Если зона умеренного заражения, следует находиться в укрытии несколько часов, в дальнейшем можно уйти в обычное помещение. В первые сутки помещение можно покидать не более чем на 4 часа.
Если зона сильного заражения, следует находиться в убежищах не меньше чем трое суток, и только в крайних ситуациях разрешается покидать убежище на 3-4 часа в сутки, причём следует надевать средства защиты органов дыхания и кожи.
Если зона опасного заражения, необходимо сидеть в укрытиях трое и более суток, затем разрешается уйти в жилое помещение и обязательно находиться там не менее четырёх суток. Покидать помещение можно не более чем на 4 часа в сутки.
Если зона чрезвычайно опасного заражения, требуется находиться только в защитных сооружениях с коэффициентом ослабления дозы облучения около 1000.
В остальных случаях разрешается находиться вне помещения, но с применением средства индивидуальной защиты. Для профилактики рекомендуется использовать радиозащитные таблетки из комплекта АИ, которые способствуют уменьшению вредного воздействия радиоактивного облучения.
Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения) или вследствие аварии на химически опасном объекте.
Необходимо немедленно надеть противогаз и укрыться в защитном сооружении, при отсутствии подобных сооружений необходимо воспользоваться жилыми, производственными или подсобными помещениями.
Выход из убежищ может быть допустим только при наличии средств защиты органов дыхания.
Выход из зоны заражения указывается знаками, в случае их отсутствия следует выходить в сторону, перпендикулярную направлению ветра.
Категорически запрещается брать что-либо с заражённой местности, а также садиться или ложиться на землю. Ни в коем случае нельзя снимать средства индивидуальной защиты. При попадании капли ОВ, ДЯВ на открытые участки тела или одежду необходимо сразу же обработать их с помощью ИПП.