Как подарки влияют на человека

Подарки оказывают влияние на психику человека

В нашем обществе принято приуменьшать значимость подарков к праздникам. Но, в результате исследований оказалось, что дарение и получение подарков оказывают очень сильное влияние на психику человека. Взять, к примеру, ребенка, который задолго до праздника с нетерпением ждет подарка в яркой красочной упаковке. И вот, проснувшись утром в Новый год, ребенок вообще не находит презента под ёлкой. Конечно, сложно представить, что ему приходится пережить.

Существуют люди, которые любят дарить подарки. В момент вручения они получают массу позитивных эмоций и прекрасное настроение. Именно в этом заключается позитивное влияние на человеческую психику. Ребенок, которому дарят желанные подарки, понимает, что дарить – это приятный процесс. Вскоре, дитя захочет самостоятельно проявить внимание к близким людям. И начнет это делать при помощи своих маленьких подарков, таких как рисунки, поделки и другие приятные мелочи.

Дети, которых не обделяют любовью и вниманием, которые проявляются, в том числе и подарками, растут личностями со сформированным понятием того, что получать подарки настолько же важно, как и дарить.

Даря подарки друг другу, люди показывают свое внимание и заботу друг о друге. Рассмотрим случай, когда один человек приходит без подарка на празднование Нового года к своим друзьям, которые позаботились о том, чтобы каждый гость получил презент. Неловкость и смущение – это только малая часть чувств, которые придется испытать тому, кто забыл о подарке. Поэтому, в таком деле подарков много не бывает.

Источник

Наши подарки нас выдают

Зачем мы дарим подарки? Чтобы доставить радость другим и… себе лично. Расследование на тему истинных мотивов нашей щедрости и скрытого смысла наших подарков.

Роль подарка в современном мире особая. Не укладываясь в рамки рационального экономического поведения, основанного на принципе взаимной выгоды, он стал для нас символом проявления бескорыстной любви или просто дружеского расположения.

Впрочем, такой взгляд довольно далек от истины: в действительности отношения, связывающие дарителя и того, кому он преподносит свой дар, всегда предполагают ту или иную форму взаимности.

В начале прошлого века французский этнолог Марсель Мосс предпринял попытку изучить практику обмена подарками в архаичных обществах.

Его наблюдения, составившие в 1925 году знаменитое «Эссе о даре», актуальны и сегодня: они помогают понять суть предновогодней «подарочной вакханалии», заставляющей нас тратить долгие часы на приобретение бессчетных сувениров и томиться в очередях к столикам подарочной упаковки.

По аналогии с «кулой» (система обмена дарами в племени новозеландских маори) или с «потлачем» (ее эквивалент у североамериканских индейцев), покупая подарки родным и знакомым, мы, по сути дела, вступаем в отношения «добровольно-принудительного обмена»: мы дарим отчасти потому, что хотим этого сами, а отчасти — потому что к этому нас подталкивает традиция.

Мосс выяснил, что на каждом из нас лежат тройные обязательства: дарить подарки, принимать их (отвергнуть дар — значит нанести жестокую обиду дарителю) и отвечать на подарок подарком, обеспечивая тем самым стабильность отношений.

Ответный жест

Прямым прототипом подарка можно назвать акт дарения матерью пищи своему ребенку. Младенец не способен предложить ответный дар — он может подарить ей лишь положительные эмоции, ведь сам факт его существования — уже повод для материнского счастья.

Следовательно, удачный подарок должен, подобно своему прототипу, удовлетворять самым сокровенным потребностям того, кому предназначается.

«Подарок в идеале — прямая антитеза натурального обмена, — комментирует психоаналитик Марина Арутюнян. — Это безвозмездное проявление любви, приязни и внимания. Однако в процессе развития социальных и межличностных отношений он неизбежно обрастает различными прагматическими функциями.

Крайнее проявление этой тенденции — взятка: ее тоже можно квалифицировать как своего рода подарок, который преподносится с определенной целью — склонить на свою сторону».

Любой подарок включает в себя две составляющие: эмоциональную и прагматическую

Даже напрямую не рассчитывая получить в ответ на свой дар некий предмет или услугу, мы невольно ставим получателя в позицию должника. Бессознательно мы надеемся на некий ответный жест с его стороны.

«Подарок всегда содержит в себе некое сообщение, — поясняет психолог Анна Фенько. — Принимать его — значит принимать предложенные отношения. В качестве адекватной реакции на подарок может рассматриваться не только встречный дар, но и, например, чувство благодарности или зависимость, которую ощущает тот, кто этот подарок получает. Такая реакция в конечном итоге повышает самооценку дарителя».

«Вне зависимости от наших сознательных намерений любой подарок включает в себя две составляющие: эмоциональную и прагматическую, — дополняет Марина Арутюнян. — Если первая из них — это искреннее проявление нашей любви, щедрости, желания увидеть радость адресата, вторая олицетворяет стремление к власти, самоутверждению или даже подкупу. Оба этих побуждения присутствуют всегда, но их пропорции будут очень различны в разных подарках, и понять их соотношение можно лишь в контексте конкретных отношений».

Душа подарка

Помимо прагматической и эмоциональной подарок имеет еще одну функцию — магическую. В эпоху расцвета психоанализа Марсель Мосс сделал важнейшее открытие: согласно представлениям наших предков, у подарков имеется душа.

Так, новозеландские маори верят, что каждый подарок несет в себе «ману» — частичку души дарителя. При всей своей архаичности эти представления не утратили своей власти над нами и поныне. Любой, даже незначительный презент незримой нитью связывает нас с тем, кому мы его дарим.

«Подарок — это не просто предмет, предназначенный для другого. Он подчеркивает единственность этого человека, умножает образ дарящего, закрепляет неповторимость их отношений», — говорит психолог и педагог Татьяна Бабушкина.

Возможно, поэтому народная традиция и не позволяла его оценивать — «дареному коню в зубы не смотрят» — и табуировала его дальнейшую передачу — «дареное не дарят». Любой дар магическим образом принимает на себя часть существа дарителя и втягивает его в судьбу другого человека — его адресата.

Источник

Почему подарки так важны?

Подарки — это важная часть нашей жизни. Мы часто сталкиваемся с подарками, и это временами создаёт немало трудностей и неловкостей. Давайте посмотрим, что доказательная психология может сказать нам о подарках и преодолении упомянутых трудностей.

Как подарки влияют на человека. Смотреть фото Как подарки влияют на человека. Смотреть картинку Как подарки влияют на человека. Картинка про Как подарки влияют на человека. Фото Как подарки влияют на человека

Главная задача подарка — создавать или укреплять отношения. Своим подарком мы как бы говорим: «Ты для меня что-то значишь». И, соответственно, чем больше человек для нас значит, тем более значимый подарок мы стремимся подарить.

Для чего нужны подарки?

Здесь есть подвох — каждый оценивает эту значимость по-своему.

Вот, к примеру, весьма состоятельный человек подарил кому-то объективно недешёвую фототехнику. Серьёзный ли это подарок? Нет, ведь нашему состоятельному герою ничего не стоило приобрести этот фотоаппарат. Пропорционально его доходам — это как семечек купить.

А теперь предположим, что не очень состоятельный человек сделал такой же подарок. Что тогда? Тогда мы будем считать этот подарок очень серьёзным — ведь это дорогой подарок. Дорогой для дарителя, прежде всего.

Вы всё поняли правильно — серьёзность подарка измеряется усилиями, которые в него вложил даритель. Деньги не обязательно показывают, что усилий было вложено много.

Поэтому один и тот же подарок от людей разного достатка будет оценен по-разному.

Ты — мне, я — тебе

Вручив подарок, мы запускаем так называемый принцип взаимности — теперь то, кто получил подарок, становится обязанным тому, кто подарок вручил. Чем обязанным? Чем угодно — главное, чтобы это был ответный шаг.

Поэтому, кстати, самая идея получения подарков может пугать — ведь за них придётся ответить чем-то таким же. И даже если нам искренне говорят, мол, ничего не надо, ничего не поменяется. Всё равно где-то внутри будет свербеть «Надо как-то отблагодарить, надо как-то отблагодарить».

Более того, нужно не просто «как-то отблагодарить», а отблагодарить аналогичным по усилиям подарком.

Если вам человек подарил, к примеру, крутой кошелёк, нельзя отделаться упаковкой необычного чая (даже если человек любит чай). Нужно найти такой же крутой чай. Он может быть дешевле кошелька, но объём усилий, вложенных в этот подарок, должен примерно совпадать.

Конечно, тут тоже всё сложно — каждый ведь оценивает объём по своему. Следовательно, всегда есть место для искажений, недопониманий и обид. Но это нормально — с людьми вообще непросто.

Любопытно, кстати, что в каких-то отношения подарки могут быть необязательными. Вот эти конкретные люди и так много показывают, что они друг к другу хорошо относятся, и так много друг для друга делают.

Принцип взаимности у них работает, но в скрытом режиме, поэтому они и могут обойтись без подарков.

Как подарки влияют на человека. Смотреть фото Как подарки влияют на человека. Смотреть картинку Как подарки влияют на человека. Картинка про Как подарки влияют на человека. Фото Как подарки влияют на человека

Какие подарки хороши?

Люди любят дарить подарки — подарить в среднем приятнее, чем получить. Возможно, из-за этого у нас и возникла изрядная проблема между дарителями и получателями.

Как показывают исследования, от подарков люди хотят удовлетворения — то есть удовольствия, растянутого во времени. Скажем, подарили подростку велосипед, подросток носится на нём день и ночь — вот и удовлетворение.

Мы же, по непонятной причине, ориентируемся на другое. Мы хотим, чтобы подарок вызывал бурную радость в момент вручения. Чем эмоции больше, тем лучше подарок — так мы почему-то думаем.

Ещё раз — мы оцениваем подарок по той радости, которую он вызывает в момент дарения. Чем больше радость, тем лучше подарок. А что будет через десять минут, нас уже не волнует.

Кстати, если даритель знает, что он не сможет увидеть реакцию получателя, ситуация несколько меняется. Тогда уже даритель больше думает о том, какой подарок доставит удовольствие получателю.

Выходит, что подарки мы дарим не человеку, а, фактически, себе — в виде ярчайших эмоций, которые видим на лице получателя в момент дарения. Занятное самообслуживание.

В одном исследовании оказалось, что люди больше всего хотели получить книги или деньги, но не получали — ведь дарители считали, что это не вызовет больших эмоций, значит, никуда не годится.

Выходит, дарить нужно не то, что максимизирует эмоции в момент дарения, а то, что максимизирует удовольствие получателя от использования подарка.

Можно сказать и так — старайтесь дарить нечто, что будет радовать человека постоянно. Это может быть и у упомянутый велосипед, и фототехника, и просто экскурсия на лошадях — главное, чтобы акцент был на удовольствии от использования, а не на радости в момент вручения.

Как подарки влияют на человека. Смотреть фото Как подарки влияют на человека. Смотреть картинку Как подарки влияют на человека. Картинка про Как подарки влияют на человека. Фото Как подарки влияют на человека

Как понять, что дарить?

От себя могу добавить такую эвристику (нестрогое правило): «Подари человеку то, что он может себе позволить, но не решается». Часто люди хотят купить себе что-то, и оно не так чтобы уж совсем дорого, но — жаба душит, решимости потратиться не хватает и так далее.

И вот тут ваш подарок будет очень кстати — вы ведь приложили много усилий, чтобы понять, чего человек хочет и реализовали его желание. И оно теперь будет максимизировать удовольствие от использования подарка.

Это правило работает не всегда, но в большинстве случаев срабатывает и тем полезно.

Как узнать, что человек хочет, но не решается? Спросите или его самого, или кого-то, кто его знает лучше вас, или просто слушайте внимательно. Человек обязательно обмолвится хоть раз о том, что он видел, захотел, но не купил.

Сделать хороший подарок не всегда легко, но теперь, надеюсь, вы лучше понимаете, как всё это устроено. И, в итоге, сможете решить эту головоломку с подарками к вящему удовольствию всех присутствующих.опубликовано econet.ru.

Автор Павел Зыгмантович

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Безвозмездно, то есть даром: ученые объясняют, зачем нужно дарить подарки

Впервые об этом размышлял французский социолог Марсель Мосс в «Очерке о даре». Еще в начале XX века он описал обмен дарами в архаичных племенах Полинезии. Ему не удалось найти никаких доказательств, что до появления денег общество опиралось на бартер: скорее всего, экономическая система строилась на принципах дарения и чувстве долга. По его теории, у каждого племени существовало три одинаково важных негласных обязанности: давать, принимать и возмещать.

Идеи Мосса повлияли на многих мыслителей и предопределили появление «экономики дарения» — идеи об общественном устройстве, при котором блага и ценности распространяются без каких-либо конкретных условий. Ее элементы можно найти и в нашем обществе: открытый код программ, лицензии свободного контента, благотворительные проекты и даже «подвешенный кофе».

С уходом от родоплеменного строя и переходом к товарно-денежным отношениям изменилась и культура дарения. Негласные обязанности обмениваться дарами перешли в сферу частных отношений. До сих пор мы считаем важным дарить подарки, не можем отказаться от подаренного (это часто воспринимается как знак неуважения) и чувствуем себя в долгу перед дарителем. Видимо, у этой традиции есть какая-то важная функция, которая заставляет нас сохранить ее даже в условиях рыночной экономики.

В наше время обмен подарками — не столько экономический процесс, сколько инструмент развития социальных связей. В исследовании «Социальная солидарность и дар» авторы проводят параллели между преподнесением подарка к празднику и волонтерской работой, и приходят к выводу, что эти явления задействуют одни и те же механизмы. Дарение — это акт, который создает и поддерживает социальные связи, заставляя людей чувствовать свою обязанность отдать что-то взамен. Точно так же социальная ответственность — это средство, которое держит людей вместе.

Обмен дарами работает как связующий фактор не только в кругу родственников и ближайших друзей. Подарок — это по-прежнему отличный способ выразить благодарность в рабочих и приятельских отношениях. Ferrero Rocher транслирует эту идею в своих посланиях на телевидении и в интернете. Новогодний ролик о молодом музыканте, который пытается ужиться в слаженном оркестре, за неделю с момента выхода собрал более полутора миллионов просмотров на YouTube.

В ролике на помощь новичку приходит опытный музыкант, а тот выручает его в ответ в сложной ситуации. Подтвержденный факт: когда помощь вознаграждается, человек воспринимает это как положительную общественную оценку и в будущем старается помогать еще больше. Ученые из Стэнфордского университета провели ряд экспериментов и выяснили, что сотрудники, которым руководители явно выразили благодарность, работали на 50 процентов продуктивнее в сравнении со средними показателями в течение недели. У них повышалось чувство уверенности в себе и появлялась мотивация к альтруистичным действиям.

Психологи отмечают положительный эффект, который на нас производит выражение благодарности. Исследователи Медицинской школы Гарварда подтвердили это опытным путем. Участники эксперимента должны были написать благодарственное письмо тому, кому они никогда ранее не выражали признательность должным образом. В этот момент все испытуемые отмечали повышенное ощущение счастья. Чувство благодарности само по себе улучшает наше состояние, помогает испытывать положительные эмоции и выстраивать более устойчивые отношения.

Эти выводы подтверждаются и более точными данными нейрофизиологических исследований. Ученые из Национального института здоровья США совместно с коллегами по всему миру замеряли активность мозга у людей, которые дарили и получали подарки. В обоих случаях участки мозга, отвечающие за «систему поощрения», были больше задействованы. Эти области, связанные с активностью дофамина, способны влиять на наше поведение: когда центры поощрения включены, мы стараемся как можно дольше сохранить приподнятое настроение. Такие открытия позволяют утверждать, что мы биологически склонны к тому, чтобы отдавать и получать подарки.

Однако удовольствие от дарения длится гораздо дольше, чем от приобретения. Обычно радость от каждого события уменьшается по мере его повторения — это явление называется «гедонистической адаптацией». Чем больше удовольствия получает человек, тем выше становятся его ожидания, что в итоге не приводит к ощущению счастья. В недавних исследованиях психологи заметили, что чувство радости уменьшалось намного медленнее или не уменьшалось вовсе, когда участники исследования регулярно дарили подарки окружающим. Умение делиться и дарить — прямой путь к счастливой жизни, этому теперь есть научное подтверждение.

Ученые говорят нам, что не стоит чрезмерно индивидуализировать подарки

Современная наука далеко ушла от общих философских вопросов, и сейчас можно найти десятки исследований не только о том, зачем дарить подарки, но и как их лучше выбирать. Многочисленные эксперименты показали, что у дарителей и получателей зачастую совершенно разные предпочтения. Выбирая подарки для других, мы часто стараемся приобрести что-то более эксклюзивное и неожиданное, в то время как сами обрадуемся чему-то менее роскошному и более практичному. Некоторые исследования показывают, что даже стоимость подарка не столь важна для получателя. Люди обычно предполагают, что более дорогая вещь будет оценена более высоко. В реальности цена подарка почти не коррелирует с произведенным впечатлением.

Кроме того, ученые говорят нам о том, что не стоит чрезмерно индивидуализировать подарки. Они заметили, что люди стараются выбрать разные вещи двум разным получателям, даже если те не знают друг друга и не будут сравнивать полученное. Такой подход часто усложняет наш выбор и мешает купить то, что может действительно понравиться людям. Конечно, стоит задумываться о предпочтениях получателя, но не нужно придумывать что-то чересчур оригинальное и вычурное.

Принцип «главное — внимание» подтверждается научными данными, и его смело можно применять на практике, особенно в канун Нового года. Это идеальное время, чтобы подвести итоги и вспомнить тех, кто нам помогал или положительно повлиял на нашу жизнь. В этот момент очень важно поблагодарить этих людей подарком, и для этого отлично подойдет коробка Ferrero Rocher. Помните, что радость от небольшого знака внимания сохранится на долгое время и станет маленьким кирпичиком в фундаменте счастливого Нового года — и вашего, и того, кому вы выражаете признательность.

Кажется, в мире рыночной экономики и новых технологий, где все, что угодно, можно купить, не выходя из дома, подарки должны были утратить свой смысл. Но их символическое значение для нас гораздо важнее, чем сам предмет и его стоимость. Процесс дарения — это способ коммуникации, который помогает выстроить более плотные и теплые отношения между людьми.

С утилитарной точки зрения дарить подарки затратно и бессмысленно, но этот процесс чем-то напоминает чувство любви: отдавая, мы на самом деле приобретаем гораздо больше. Поэтому человечество, наверное, никогда не бросит эту странную привычку, и мы до сих пор живем не в мире «Черного зеркала», а в реальности, где есть место новогоднему чуду. И это чудо делаем мы сами.

Источник

Подарок как символ любви, понимания и признания

Возможно, вы из тех, кто откладывает покупку подарков на последний момент, и прямо сейчас мучительно размышляете, чем же порадовать родных или друзей. Давайте разбираться в этом — а заодно и в том, зачем вообще мы делаем подарки, что они значат для тех, кто их получает, как их правильно выбирать и дарить.

Звучит излишне прагматично и, возможно, даже цинично, но с точки зрения эволюции у дарения есть вполне практическая подоплека: даритель может стремиться создать о себе благоприятное впечатление, показать свои финансовые возможности или заслужить симпатию того, кто ему нравится. На то, что и как мы дарим, влияют пол, культура, отношение к деньгам и многое другое. Но независимо от внешних факторов крайне важен смысл, который мы вкладываем в подарок, и наше отношение к человеку, который его получит.

Как подарить счастье: психология дарения

Исследования показали, что мужчины чаще дарят подарки с практичным подтекстом: покорить, соблазнить, продемонстрировать богатство, добиться чего-то в ответ. Женщины в свою очередь прекрасно знают, что мужчины преподносят кольца и цветы не просто так. Мужчины же считают, что и женщины преследуют те же цели.

Желание получить что-то взамен — довольно распространенная причина подарить подарок. Большую роль тут играют национальные традиции: так, люди, воспитанные в восточной культуре, больше ценят связи и воспринимают себя как часть целого, поэтому серьезно относятся к ответному дарению и предпочитают получать недорогие подарки, если не уверены, что смогут позволить себе подарить дорогой подарок в ответ.

На Западе же распространен индивидуалистический подход, поэтому европеец или американец дарят подарки, ориентируясь на желания того, кому дарят, а не на цену, потому что не считают важным получить эквивалент по стоимости в ответ. Главное, чтобы подарок доставил получателю удовольствие.

В 1993 году профессор Уортонской школы бизнеса Джоэль Вальдфогель задал вопрос, на который может ответить только экономист: приносят ли выгоду Рождество и Новый год? Ответ мог бы быть «да», но только в случае, если цена подарка, который дарите вы, соответствует цене подарка, который дарят вам. И, конечно, когда подарок действительно полезен. Но многие знают, что порой подарки, такие дорогие и вроде бы нужные с точки зрения дарителя, оказываются нам совершенно не нужными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *