Как подать милостыню за усопшего

@Κύριεἐλέησον.με

Ки́рие эле́йсон

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

О значении церковных молитв и милостыни, творимых за усопших в церкви

Книга 5. Поучение 57

Кир-Лука увидел, проходя чрез кладбище, мертвеца, сожженного как сгоревший черный уголь, который сказал ему: В завещании моем было написано, чтобы родные роздали нищим деньги, оставленные мной, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили моей воли. Прошу тебя, скажи им, чтобы роздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь. Но это один пример. А кто может исчислить все свидетельства, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые за них милостыни?

Творите же милостыню, братия, за умерших, и Господь помилует их.

б) Затем нужно обращаться к молитвам церковным и в особенности к молитвам, соединенным с принесением бескровной Жертвы.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленного, единородного Сына Его, пред безмерно великою жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым Телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его божественною Кровью, за нас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче же всех всемощной молитвой честнейшей херувимов Матери Божией. С каким притрепетным желанием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно со всею Церковью! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ее часть из просфоры вместе с другими опустится в святую чашу, погрузится в святейшей крови Сына Божия, с молитвой священнодействующего: омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею! Вот бесценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим, если захочешь, каждый день!

Вот что мы можем, братия, сделать для умерших сродников и друзей наших!

Источник

Как подать милостыню за усопшего

Что мы можем сделать для умерших?

Главное поминовение происходит на проскомидии (при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся(милостыня), в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф.5:7).

Но наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».

Святитель Иоанн Златоуст, удерживая христиан от «лукавого плача», стенаний и рыданий, говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями». Тому, кто преставился во грехах, мы можем как-то помочь не только постоянными молитвами, но и милостыней: чтобы его наказание стало более выносимым, «чтобы терпимой стала для него геенна». И даже если он недостоин, Бог пожалеет нас. Если Апостол Павел помиловал и простил человека по молитвам других, то тем более должны это делать мы.

Чем тяжелее ответственность умершего за грехи, тем большую милостыню должны мы за него принести. «Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, — увещевает святитель. — Ты собери вдовиц — вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими» И заключает: «Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни». В другом месте, побуждая верующих совершать панихиды по усопшим, он советовал постоянно за них подавать и милостыню. Ибо это приношение доставляет им «некое утешение».

Источник

Что раздают на поминках

У православных христиан есть традиция для поминовения умершего человека раздавать вещи и сладкое угощение. В разных местностях бытуют различающиеся обычаи, существуют различия в том, что и как раздается на разные поминальные даты. Эти поверья объясняют, сколько конфет должно находиться в каждом кулечке, подготовленном для поминального подаяния, что именно дают пришедшим на похороны, на 9-й, 40-й дни, на полгода и год. Советуют, когда отдавать вещи усопшего. Впрочем, богословы уверены, что стараться слишком строго соблюдать все эти обряды не только нет нужды, но даже вредно. Ведь в поминании главное – почтение к почившему, молитвы об упокоении его души и добрая память о его земных делах.

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

Значение традиции одаривания на поминках

В Библии нет четких указаний о том, когда раздают вещи умершего человека, и объяснений, когда и что именно давать на поминках. Обычай дарить что-либо людям, пришедшим помянуть усопшего, восходит к древним дохристианским обрядам Киевской Руси. С приходом христианства эти традиции стали поддерживать православные священники. Поминание почившего – богоугодное дело. Предметы, полученные таким путем, должны постоянно использоваться и напоминать об умершем. Ими нужно пользоваться бережно, чтобы подольше сохранилась светлая память об этом человеке. Чем чаще вспоминают его добрыми словами, тем лучше его душе в загробном мире. Говорят, что покойник, о котором забыли, которого не поминают, не находит себе покоя. Забывших его родных начинает беспокоить бессонница и кошмарные сны.

Предметы, полученные в дар на поминках, не несут в себе негативной энергетики. В них сохраняется позитивный посыл подарившего, теплота его слов, сказанных при дарении.

Что раздают на поминках в разные сроки

В большинстве случаев это зависит от принятых в той или иной местности традиций. Поэтому список вещей и угощений, которые раздают в разные поминальные дни в разных уголках страны, может заметно отличаться. В некоторых районах из посуды дарят только ложки, считая, что другие предметы могут сохранять грустную энергетику похорон. В других местах дарят кружки, тарелки, блюдечки и др. и не видят в них никакой опасности, только светлую память об усопшем. В зависимости от приверженности этим обрядам таких подарков можно сделать несколько. К примеру, в день похорон раздать носовые платочки, на 9-й день – чашки, а на 40 дней – ложки. Или можно ограничиться каким-нибудь одним даром, сделанным на похоронах. Например, платком или полотенцем, подаренным на поминках в день погребения. Все эти предметы обязательно должны быть новыми, не принадлежавшими покойному. Обычно их закупают при подготовке к похоронам.

Что раздают на поминках в день похорон

Пришедшие на похороны люди обычно получают в дар носовые платочки, маленькие полотенца. Иногда по традициям определенной местности к ним могут быть добавлены маленькие кусочки мыла. В зависимости от местных обычаев платочки или полотенца могут быть розданы до начала похоронных мероприятий или после окончания поминального обеда. Непременно тем, кто присутствовал на трапезе, раздают угощение из конфет, пирожков, печенья, пряников, вареных яиц и др. Такие же кулечки со сладким подаянием можно раздавать встречным людям по дороге с кладбища. Вручая этот дар, просят молиться об усопшем, поминая его имя в молитвах.

Согласно поверью, пока не пройдут первые три дня после смерти, вещи покойного не раздают. Традиционно до 40 дней стараются ничего не трогать в комнате или доме умершего. Но на самом деле церковь вовсе не запрещает раздавать вещи покойного в это время. Наоборот, считается, что чем больше людей молятся о покойном и поминают его, тем лучше его душе. Родственникам, приехавшим на похороны издалека, непременно нужно отдать те вещи, которые они захотят забрать на память об усопшем, и попросить их помолиться об упокоении его души.

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

Что дают на 9 дней в память об умершем

В этот день заказывают панихиду и другие поминальные службы в церкви. По дороге в храм можно раздавать поминальное подаяние. Подготовленное заранее угощение отдают встречным людям, соседям, незнакомцам, малоимущим и др. При этом просят помолиться о душе новопреставленного, назвав при этом его имя. Ничего из того, что поставлено на поминальный стол в этот день, не должно быть выброшено. Даже крошки, рассыпавшиеся по столу, надо собрать и отдать птицам. Поверье гласит, что, склевав их, они быстрее доставят Господу молитву. Остатки трапезы раздают неимущим или отдают гостям, собравшимся на поминки. Богословы уверяют, что в пище с поминального стола нет никакой дурной энергетики, она не принесет вреда тому, кто ее съест.

Что дают на поминки 40 дней

В это время чаще всего перебирают вещи покойного. Родные и близкие берут себе те предметы, которые будут им напоминать об усопшем. Оставшиеся пригодные к носке и употреблению опрятные чистые вещи можно отнести в храм с тем, чтобы там помогли передать их нуждающимся. При возможности можно отдать их малоимущим самостоятельно. Священники советуют как можно больше вещей отдать для дальнейшего использования, а не выкинуть на помойку.

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

Что раздают на поминках на 1 год и полгода

Поминание на полгода является относительно новой, не везде утвердившейся народной традицией и не считается обязательным по церковным канонам. В этот день необязательно устраивать поминальную трапезу. Иногда за такой стол собирают только самых близких людей покойного или обходятся только тем, что раздают родным, друзьям, соседям и знакомым усопшего сладкое угощение на помин его души. В такие дни, заказывая заупокойные службы, подают милостыню в храмах на ремонт церкви, на храмовые праздники, на живые цветы и др. нужды. Для этого оставляют деньги в специальных ящичках, расставленных в храмах.

1 год считается более значимой датой. Этот день важно начать с молитвы об упокоении усопшего. После этого обычно отправляются в храм, чтобы заказать панихиду, поминание на проскомидии, сорокоуст, литию. Освящают кутью для поминального стола. Поминание на годовщину тоже повод оставить в храме денежное подаяние. Кроме того, на поминальном столике оставляют продукты, которые потом раздаются нуждающимся или идут на приготовление храмовых обедов. Это могут быть любые долго хранящиеся продукты. К примеру, мука для выпечки просфор, крупы, варенья, макароны, конфеты, хлеб, фрукты и др. Можно принести кагор и лампадное масло. В годовщину смерти считается богоугодным пожертвовать деньги или какие-либо вещи в дома престарелых и детские дома. Сладкое угощение из конфет, печенья, пирожков, пряников и др. выпечки, как и в другие поминальные дни, раздают на поминках на год всем собравшимся на поминальный обед и встречным людям по пути в храм или на кладбище.

По сколько конфет раздают на поминках

В некоторых районах бытует поверье, что конфет в поминальном кулечке, как и цветов, приносимых на кладбище, должно быть непременно четное число. В других местах, даже при не относящемся к поминкам угощении, дают четное число конфеток. На самом деле неважно, сколько штук их подается. Раздают поминальные конфеты вовсе не для укрепления суеверных обрядов и не для обид за неправильное их исполнение. Этот помин нужен, чтобы люди, съедая сладости, помянули почившего и пожелали ему сладкой райской жизни в вечности. Угощение из конфет, печенья, пирожков и др. обычно раздают на поминках, приносят на работу, чтобы попросить коллег помянуть усопшего.

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

Ложки и кружки

Эти предметы можно раздать в день похорон, пришедшим на 9 дней или на сороковины. По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей. При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего.

Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям (с солью, огнем и др.), не только не нужно, но даже вредно. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.

Обязательно ли на 40 дней раздавать 40 предметов

Конечно же, никаких требований к исполнению этого суеверного обряда нет. Библия ничего не говорит об этом поверье. Богословы сходятся на том, что важно не количество розданных предметов или свертков с угощением. Намного важнее поминание умершего, молитвы о его душе и светлые воспоминания о его земной жизни.

Когда раздают вещи умершего человека

Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их. Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение. В эти сроки решается, где именно окажется душа почившего: в раю или аду. Благодарные молитвы людей, получивших эти вещи, станут помощью духу умершего.

Как подать милостыню за усопшего. Смотреть фото Как подать милостыню за усопшего. Смотреть картинку Как подать милостыню за усопшего. Картинка про Как подать милостыню за усопшего. Фото Как подать милостыню за усопшего

Решать, как поступить с теми или иными вещами, оставшимися после покойного, могут только наследники. При этом важно не впадать в суеверия. Не стоит спешить раздать все, что есть, сразу же после похорон. Не нужно стремиться непременно раздать 40 вещей на сороковины. Важно, чтобы результатом этого подаяния стала искренняя молитва об упокоении почившего. 40 дней после смерти – это время, особенно тягостное для родственников умершего. В это время обычно не принимают важных жизненных решений. Но, если вдруг появится человек, которому нужен какой-то конкретный предмет или несколько вещей, принадлежавших ранее покойному, и нет никаких причин сохранять это в семье, непременно нужно отдать. При этом нет никакой нужды специально дожидаться 40-го дня. Чтобы вещи и дальше служили людям, можно обратиться за помощью к специальным пунктам сбора вещей для нуждающихся. Конечно, все предметы, предназначенные для пожертвования, должны быть чистыми и в исправном состоянии. Поэтому нет никакого греха, чтобы постирать вещи усопшего прежде, чем передавать их нуждающимся. Сломанные и ветхие вещи, которые более невозможно использовать, конечно, придется просто выбросить.

Памятные вещи покойного непременно должны оставаться в семье или отдаваться тем людям, которые хотели бы взять их на память о нем. Их можно и нужно носить, ими можно и важно пользоваться. Суеверие о том, что негативная энергетика похорон или какие-то грехи умершего могут переходит на вещи и приносить в дом беду, никак не относятся к православной вере. Часто пользуясь этими предметами, люди будут чаще вспоминать усопшего и возносить молитвы о его упокоении. Важно только, чтобы эти предметы не забывались, не убирались подальше в чуланчики и кладовки, ведь это путь к забвению умершего человека. От уборки в комнате почившего тоже не стоит отказываться. Покрывшийся толстым слоем пыли интерьер говорит лишь о неуважении к его духу. Даже в тех местах, где все остается «как при жизни», в кельях почивших святых старцев или в музеях известных людей непременно делают ремонты и уборки.

Что делать с поминальным подношением

Принимая дар, непременно желают Царствия Небесного почившему. Лучше всего использовать полученные вещи в быту, вспоминая каждый раз усопшего. Именно для этого они и предназначены. Не стоит бояться негативной энергетики похорон, она не накапливается в этих предметах. Но все же, если нет желания пользоваться такими вещами и держать их у себя дома, их можно отдать. К примеру, можно принести в храм и положить на специальный столик для подаяния, подарить кому-либо или отдать нуждающимся. Церковь не видит в этом греха.

Практически любое из поминальных подаяний несет в себе важнейшую задачу – напоминание об усопшем и просьбу молиться о его упокоении. Поэтому несущественно, какую именно оно принимает форму (сладкого угощения, ложки с поминок или личной вещи упокоившегося). Почившему уже не важны мирские блага и материальные предметы, единственное, чего просит его душа, – это поминание и искренняя молитва. Конечно же, не стоит строго соблюдать «суровые требования» суеверий. Это не принесет пользы ни живым, ни умершим и к тому же не одобряется церковью. Впрочем, иногда ради спокойствия, ощущения «правильности» стоит уступить старшим родственникам и позволить им соблюсти привычные для них устоявшиеся «правила».

Источник

Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни

Потому-то высокий созерцатель вещей божественных, святой Дионисий, в тайноводственном созерцании об усопших, говорит, что «и в сей жизни, а не только по смерти, молитвы действенны для тех, которые достойны святых молитв, т. е. для верующих (а выражение «не только», без сомнения, здесь должно принять в таком же значении как «тем более»). Молитва испрашивает у Божественной благости оставления прегрешений, соделанных усопшими по немощи человеческой, о вселении умерших во стране живых — в месте, от которого удалена всякая скорбь, печаль и воздыхание, — дабы божественное могущество по благости Своей презрело нечистоты, обретшиеся в усопших по немощи человеческой: ибо никтоже чист от скверны». Златословесный Иоанн также учит: «если язычники вместе с умирающими сожигают их имение, то кольми паче ты, верующий, вместе с верующим, должен предпослать его имение не для того, чтобы оное превратилось в пепел, подобно тому, но дабы чрез него доставить большую славу усопшему; и если умерший был грешник, то дабы Бог отпустил ему прегрешения, а если праведник, дабы увеличил награды. Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый Григорий Нисский: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13); еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священнослужители? где милостыни? где благотворения)?

Итак, прежде наступления страшного часа будем помогать друг другу и приносить жертвы братолюбия милосердующему о душах Богу. Человеколюбивый Господь благоволит исполнять прошения своих тварей, относящиеся ко спасению, и особенно преклоняется не тогда, когда кто-либо подвизается ради только спасения своей собственной души, но когда делает сие и ради ближнего: ибо чрез это земнородный восходит к богоподражанию (испрашивая даров для других, как милости для себя самого), исполняет меру совершенной любви, получает отсюда блаженство и вместе с душою ближнего и для собственной души делает превеликое добро. Великий подвижник и чудотворец Макарий, предложив вопрос сухому черепу, узнал все касательно состояния усопших. Между прочим, он вопросил: «ужели вы никогда не чувствуете никакого утешения» (так как святой обыкновенно совершал молитвы за усопших, то и желал знать, служат ли молитвы в пользу). Милосердующий о душах Господь, восхотев открыть сие и уверить раба своего, вдохнул слово истины иссохшему черепу: «когда, ответствовал череп, ты приносишь молитвы за мертвых, то мы чувствуем некое утешение». Другой из богоносных отцов имел ученика, живущего в беспечности, и когда сей был застигнут смертью, то Господь после вознесенных старцем молитв показал ему отрока, подобно богачу (упоминаемому в притче о Лазаре), горящим в огне до шеи. Когда старец много скорбел о сем и слезно молился Богу, то Господь показал ему отрока стоящим в огне по пояс; затем, когда святой к трудам приложил еще новые труды, Бог в видении старцу явил отрока свободным и совершенно изъятым из огня. Но кто может исчислить все, находящиеся в жизнеописаниях святых мужей, свидетельства, ясно показывающие, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые о них молитвы, литургии и раздаваемые милостыни, — что данное взаем Богу не погибает, а вознаграждается от Него с величайшею лихвою. А что касается слов пророческих: во аде же кто исповестся Тебе, то мы уже сказали, что ужасны угрозы Всевидящего, однако их побеждает неизреченное человеколюбие Господне. И после того, как пророк изрек сии слова, было исповедание во аде, — исповедание тех, которые во время спасительного сошествия Господа уверовали там (поелику Жизнодавец спас не всех вообще, а тех, кои и там уверовали). Мы говорим это, впрочем, не в опровержение пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагой Господь побеждается Своим человеколюбием. Так, хотя и было предсказано: Ниневия превратится (Иона. 3, 4), однако Ниневия не была разрушена, и благостью был побежден суд. Также Езекии Господь говорит: устрой о дому Твоем, умираеши бо ты и не будеши жив (Ис. 38, 1), но Езекия не умер. И о Ахаве было сказано: наведу на тя злая; между тем Господь не навел зла, а сказал: видел ли еси, яко умилися Ахаав, сего ради не наведу зла во днех его (3 Цар. 21, 21. 28). Так и всегда благостью будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния, когда не будет времени для помощи, и человек останется только с одним бременем своим. Но теперь — время купли, время трудов, — и блажен тот, кто не ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто подвизается и за себя, и за ближнего.

Но, возразит противник: «если это правда, то все спасутся, и никто не лишится блаженства». Пусть так. И — о, если бы это исполнилось! Сего-то и жаждет и хочет, о сем то и радуется и веселится Преблагой Господь, да никто не лишится Божественных даров Его. Ужели ангелам он уготовал награды и венцы? Ужели для спасения небесных духов Он сделался человеком? Ужели ангелам Он скажет: приидите. наследуйте уготованное вам царствие? Все это уготовал Господь не для человека ли, за которого и пострадал? А кто, составив пир и созвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его (иначе для чего ему уготовлять и пиршество, как не для того, чтобы угостить друзей своих)? И если мы об этом только заботимся, то что должно сказать о великодаровитом, всеблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, радуется и веселится более, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение. Итак, кто сомневается в вышесказанном, тот пусть заметит следующее. Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб (поелику, не взирая на свое желание, не мог сделать сего и сверх чаяния был застигнут кончиною), не будет забыт праведным Судиею, но Господь по смерти его возбудит сродников и друзей его и преклонит души их к оказанию помощи почившему, к вознаграждению опущений умершего. А тому, кто вел жизнь порочную, ни мало не заботясь о душе и в таковом состоянии был застигнут кончиною, — тому никто не прострет руки помощи — ни родственники, ни друзья: поелику Бог не призрит на него. Потому-то благоглаголивый Златоуст поучает: «если ты в жизни не успел благоустроить всего касательно спасения души твоей, то по крайней мере при кончине заповедуй твоим родственникам, чтобы они по смерти препроводили к тебе твое, имение и оказали тебе помощь добрыми делами, т. е. милостынями и приношениями. Таким образом ты уже и здесь примиришься с Искупителем». Но кто-либо скажет о странных и бедных, не имеющих у себя родственников, которые после позаботились бы о них, и не могущих оставить части на совершение литургии и милостыни: «что же (скажет) должны делать эти? ужели за то, что они бедны, презренны и не имеют таких, которые попеклись бы о них, они лишатся спасения? ужели Бог будет столь неправосуден, что имеющему даст, а неимущему не даст ничего»? Да умолкнет всякий, делающий такое несправедливое заключение. Правосуден Владыка или, лучше и правильнее сказать, Он-то и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, как праведный, Он воздаст неимущему с избытком; как премудрый, Он доставит способы к вознаграждению опущений; как всемогущий, Он сокрушит крепкого и укрепит бессильное: как благой, Он спасет создание рук Своих, исключая только тех, которые явно принадлежат к числу отверженных, поправших правую веру.

Потщимся же всемерно, чтобы в страшный и ужасный день второго пришествия Господня присные не укорили нас в небрежении о них, — наипаче те из нас, которым они вверили попечение об их имуществе и оставили оное. И да не подумает кто-либо, что на том страшном собрании мы не узнаем друг друга: как деяния всех тогда будут открыты, так и лица будут всем знакомы, пока совершится последнее разлучение всех. Горе тогда будет всем стоящим ошуюю. Но блаженны и преблаженны те, которых Господь поставит одесную, и которые услышат благословенный глас.

Да сподобимся все мы, соблюдшие православную веру, услышать сей глас и насытиться всех благ, красоты которых око смертных не видело, ухо не слышало, сердце не помыслило. Да будет сие, Господи Жизнодавче, молитвами Всесвятыя Матери Твоея и невещественных и преславных Твоих духов и всех святых Твоих, от века Тебе благоугодивших. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *