Как подать заявление на чарджбэк
Под прищуром: возврат денег из форекса с помощью чарджбэка
Рассмотрите, пожалуйста, под прищуром сайт allchargebacks.ru. Они предлагают вернуть деньги с помощью процедуры чарджбэка и гарантий платежных систем. Якобы они направляют жалобу на действия брокера в банк — и банк возвращает деньги.
Законно ли это и можно ли доверять таким предложениям?
Заранее спасибо,
Василий
Изредка чарджбэк помогает вернуть деньги, но гарантии нет. Истории известны как удачные, так и неудачные попытки чарджбэка; накопилась и судебная практика.
А еще вокруг чарджбэка появились фирмы, которые обещают помочь с возвратом денег и даже гарантируют результат. Например, на упомянутом вами сайте живет ООО «НЭС» — расшифровывается как «Независимое экспертное сообщество». Компания якобы помогает возвращать деньги «от брокеров-мошенников, казино и букмекеров с помощью процедуры чарджбэк».
Попробую разобраться, насколько реально вытащить деньги из сомнительных контор с помощью чарджбэка и как в этом помогают компании вроде НЭС.
Если коротко: запросить чарджбэк можно, но я бы не рассчитывал на успех
👎 Чтобы получить чарджбэк, нужно доказать, что брокер не выполнил договор. Но в договорах с клиентами брокеры предупреждают о риске потерять деньги, поэтому доказать недобросовестность брокера почти невозможно.
👎 Судебная практика складывается не в пользу потерпевших. Суд считает, что раз они подписали договор, то с рисками их ознакомили и потеря денег — на их совести.
👎 Компании, которые помогают с чарджбэком, не могут его гарантировать, потому что решение зависит не от них, а от банков, брокеров и судов. Поэтому в договорах с ними обычно встречаются обтекаемые формулировки, например «информационное сопровождение» или «консультации».
👎 Найденные мной случаи успешного чарджбэка связаны в первую очередь со стечением обстоятельств.
Что такое чарджбэк
Сначала о самом чарджбэке. Это процедура, по которой можно оспорить банковский перевод денег, если контрагент оказался недобросовестным. Допустим, покупатель перевел деньги продавцу, а потом понял, что тот не выполнил условия договора. Тогда покупатель может обратиться в свой банк с письменным заявлением на возврат платежа — чарджбэк.
В заявлении нужно указать:
Сроки подачи заявления зависят от банков и платежных систем. Например, у «Визы» и «Мастеркарда» это 120 дней. Но срок здесь играет второстепенную роль. Его можно продлить — например сослаться на то, что человек не понимал, что его обманули, болел или был в отъезде. Основание для возврата важнее: заявителю придется доказать, что его обманули, и доказательства должны быть очень убедительными.
Но даже если представить все доказательства, автоматически деньги не вернут. Банк изучит ситуацию и свяжется с банком получателя денег, а тот — с продавцом. Если продавец докажет банку свою добросовестность, тот откажет в чарджбэке. Только если доказательств не будет или они не убедят банк, покупатель получит обратно свои деньги.
В обоих случаях стороны могут оспорить решение банка в суде.
О чем говорит судебная практика
В 2018 году жительница города Владимира судилась с компанией Teletrade D. J. Limited. Эта компания занимается обучением клиентов торговле на форексе и открывает им брокерские счета.
«Телетрейд» с банком не согласился и обратился в полицию с просьбой возбудить уголовное дело по факту мошенничества. Но полиция не нашла состава преступления. Тогда компания обратилась в суд. Женщина решила не отставать и подала встречный иск. Эти иски и рассмотрел Ленинский районный суд города Владимира.
Чего хотела женщина. Она считала, что при заключении договора ее обманули. На своем сайте «Телетрейд» заявил, что работает на финансовом рынке 23 года, у него есть лицензия Кипрской комиссии по рынку ценных бумаг и лицензии ЦБ РФ. Все это оказалось неправдой.
п. 2 ст. 179 ГК РФ — сделки под влиянием обмана
А еще ее ввели в заблуждение относительно получателя платежа: Teletrade D. J. Limited зарегистрирован за границей, а она заключила договор с организацией в ее родном городе — а раз так, договор между ней и форекс-брокером ничтожен. И ей обещали доход 20%, а на деле она потеряла на торгах все деньги. Если бы суд удовлетворил иск, женщина получила бы право требовать с «Телетрейда» возмещения морального ущерба и расходов на юристов.
Что решил суд. В удовлетворении и основного, и встречного иска отказать.
Банк все сделал правильно. «Телетрейд» потерял деньги не по вине женщины и не из-за действий банка, а по халатности своих сотрудников. Они должны были объяснить банку, что все законно, но не сделали этого. Неосновательного обогащения здесь нет, и женщина не обязана возвращать деньги.
Но и признать договор ничтожным нельзя. Женщина не представила доказательств, что ее обманули. Она сначала проходила обучение, через несколько дней после этого подписала договор, а деньги на счет внесла через сутки. Значит, у нее было время все обдумать. Никакого обмана и мошенничества не было.
Женщина считает, что раз у «Телетрейда» нет лицензии ЦБ РФ на банковскую или трейдерскую деятельность, значит, они мошенники. Лицензии и правда нет — но по закону никакого отношения к банковской или трейдерской деятельности «Телетрейд» не имеет. Он просто предоставил женщине возможность участвовать через свой сайт в биржевых играх на форексе. Так можно.
По закону требования, связанные с организацией игр и пари или с участием в них, суд не защищает. Проиграл участник деньги в домино — его проблемы. Не заплатил за аренду игрового стола организатору — проблемы организатора. Суд здесь ни при чем. Исключения есть — например если участие в игре связано с обманом или угрозой насилия. Но в данном случае никаких угроз не было, обмана тоже: в договоре честно сказано, что деньги в этой игре можно потерять.
Если бы судьбу денег решал суд, женщина ничего бы не получила, потому что по умолчанию суд не считает форекс-брокеров мошенниками. С точки зрения закона она просто сыграла в азартную игру и проиграла. Бывает.
Вот еще несколько показательных примеров.
В 2018 году мужчина перевел деньги фирме за оказание консалтинговых услуг. Банк в чарджбэке отказал, и суд признал отказ законным.
Мужчина попытался отменить переводы трейдерам на 250 тысяч рублей, но банк отказал в чарджбэке. Тогда мужчина решил заставить его через суд — но ничего не вышло.
Что предлагают посредники вроде ООО «НЭС»
А теперь вернемся к компаниям, которые обещают вернуть деньги с помощью чарджбэка. Они предлагают вернуть деньги людям, пострадавшим от брокеров и букмекеров. Логика предложения такая: раз люди потеряли деньги, значит, связались с мошенниками. А раз так, банк обязан сделать чарджбэк и вернуть потерянные деньги.
Как мы уже знаем, чарджбэк работает не совсем так. Кроме того, решение принимает не компания-посредник, а банк или суд. Поэтому, когда компания заявляет, что вернет ваши деньги, это как минимум преувеличение.
Что на самом деле обещают посредники
Я связался с ООО «НЭС» и попросил отправить мне на электронную почту договор на оказание услуг. Судя по формулировкам в договоре, компания не обещает вернуть мои деньги — только оказать информационные, консультационные и аналитические услуги. В приложении к договору перечень услуг компании занимает целый лист. Но к реальным действиям там относится только направление запроса в банк. Такой запрос бесполезен без доказательства недобросовестности продавца, а сбора доказательств я в договоре не нашел. Компания как бы по умолчанию считает брокера мошенником, а так нельзя. Без доказательств никакого чарджбэка не будет.
Я также не нашел пункта, по которому компания гарантирует возврат денег или просто компенсирует мои расходы в случае неудачи. Если клиент придет в суд с этим договором, компания всегда может сказать, что отправила в банк заявление на чарджбэк, поэтому выполнила взятые на себя обязательства и ничего ему не должна.
Что в итоге
Если вы перевели деньги мошенникам, можно попробовать сделать чарджбэк. Но шансов на успех мало: придется доказать, что вас обманули, а мошенники стараются делать так, чтобы у вас это не получилось. Практика показывает, что, если в договоре прописан риск потери денег, даже суд бессилен их вернуть.
Посредники не могут изменить процесс работы чарджбэка или как-то надавить на банки и суды. Они могут только написать те же заявления, что и вы. Они это понимают — и прописывают в договорах, что оказывают информационные и аналитические услуги, чтобы при любом исходе дела у вас не было к ним претензий. Посредники могут засыпать все инстанции претензиями, запросами и жалобами, но очень сомнительно, что подобная тактика приведет к спасению ваших денег.
Если вы хотите безопасно инвестировать или потеряли деньги на сомнительных компаниях, надежнее посоветоваться с юристом. Покажите ему договор — он оценит риски и возможность возврата денег. И не доверяйте юристу, который обещает, что суд примет нужное вам решение. Честные юристы так не поступают.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Если сталкивались с подозрительными компаниями, пишите. Прищуримся.
Дмитрий, вот так НЭС помогают вернуть деньги
https://www.youtube.com/watch?v=yRfjMkYEMUg
а точнее заберут все что осталось, еще останетесь должны
Ирина, смотрите видео разоблчения НЭС на ютубе
Российские банки очень не любят заниматься чарджбеками, в Сбербанке к примеру нет информации об этой процедуре на сайте, сотрудники или ничего не знают или отказываются выдавать бланк заявления, растягивают сроки рассмотрения, вообще всеми методами эту процедуру делают неудобной.
Andy, Ну, тот же Тинькофф мне пару раз возвращал платежи. Один раз за покупку в «левом» магазине игр, остальное не помню. Суммы были копеечные 100-200 руб. и почему-то мне кажется, что банк просто из своих заплатил, чтоб не мучиться.
Andy, со Сбером мы попробовали посудиться: клиенту из 20 млн оспорили по чарджбэку только 1 млн руб. Сбер при этом заявил, что чарджбэк сделать невозможно!) На судебное заседание от Сбера явилась дамочка, которая повышала голос на клиента, бездоказательно нагло врала, что клиент выложил в социальных сетях данные своей банковской карты. Кроме этого протокол судебного заседания не соответствовал аудиозаписи. Не смотря на весь абсурд, суд встал на сторону Сбера. В апелляции суд не принял во внимание грубейшие процессуальные нарушения, и оставил несправедливое решение без изменений. https://vc.ru/claim/221727-kak-sber-peredal-na-chardzhbek-ot-brokera-tolko-5-platezhey-a-po-bolshey-chasti-oplat-otkazal-i-vyigral-v-sude
Со сбером все гораздо более туго, чем может показаться(
Вы немного неправильно трактуете данную деятельность. Конторы, якобы выбивающие деньги, работают с лохами, которые вложили деньги непойми куда. Логика проста, если лохи раз вложили деньги аферистам, то и еще заплатят, но только уже другим аферистам, чтобы якобы забрать деньги у первых аферистов.
Какими такими документами можно доказать, что вам не доставили покупку?
Это все ерунда. Никто из офшорных брокеров не имеют право продавать в суд на российских граждан за черджбэк. Это дорожная информация что бы люди боялись это делать. Данная процедура совершенно закона.
Хм, не однозначная статья.
Елена, чем же они помогли вам интересно?
Мне лично ничем не помогли. Компания не НЕСС, как вы неправильно написали а НЭС, хотя обещали помочь. И деньги не возвращают. Так же как брокеры-мошенники поступили.
.
Не совсем ясно, кем именно является автор, специалистом по безопасности клиентов банка, или брокеров-мошенников?)))) На момент написания статьи по упомянутой компании ТелеТрейд и группе связанных брендов и «обучающих центров» уже имелись уголовные дела, были установлены факты мошенничества, так что рассуждения по этому поводу излишни. Среди пострадавших известная актриса Елена Гольянова, о ней и репортаж был на НТВ.
Мне не понятно, почему ООО «НЭС» называют «посредником», если никакие посреднические услуги мы не оказываем и не оказывали.
Выглядит все так, будто Тинькофф Банк хочет всеми силами отговорить людей возвращать деньги, из нелицензированных инвестиционных и откровенно мошеннических организаций. Приводится и «убедительная» судебная практика.
Привожу снова два примера, где суд обязал Тинькофф Банк передать документы на чарджбэк по аналогичной ТелеТрейду компании, и где Банк обязали возместить ущерб со всеми вытекающими за то, что отказал вовремя инициировать чарджбэк.
Мне не ясен мотив. Тинькофф Банк сам ни разу не был замечен в обслуживании в качестве эквайера нелегального игорного бизнеса, ставок, опросов, непонятных иностранных компаний и прочих сомнительных проектов (некоторые другие очень даже крупные российские банки этим сильно грешат, а Росфинмониторинг в ответ на обращения пересылает сообщения от самих этих банков, что ничего подобного в природе нет).
За что же рядовые саратовские юристы подверглись такому хейту?(((
Если вдруг реальным сотрудникам службы безопасности Тинькофф Банка нужна оперативная информация по мошенническим (с соответствующими постановлениями) торгово-сервисным предприятиям, то с радостью готовы эту информацию передавать совершенно безвозмездно во благо клиентов банка.
Чарджбэк в Сбербанке: как вернуть деньги
Чарджбэк — нечто новое и неизвестное для клиентов, пользующихся банковскими услугами. Иначе его можно назвать возвратным платежом или возможностью оспорить совершенную транзакцию при наличии объективных причин. Возможен Chargeback и в Сбербанке, и в любых других банках. Другой вопрос — как отреагирует банк на заявление.
Особенности процедуры чарджбэка, что она собой представляет, какие стороны принимают в ней участие. Условия для выполнения возвратного платежа. Делает ли Сбербанк чарджбэк, как написать ему заявление на отмену транзакции. Вся информация на Бробанк.ру.
Условия для выполнения чарджбэка
Невозможно просто так взять и отменить оплату по карте. Если бы был такой инструмент, то им успешно бы пользовались мошенники. Им было бы удобно: оплатили товар, получили его, а потом обратились в банк с заявлением на чарджбэк. Так что, такое невозможно. Чтобы заявление было рассмотрено, к нему прикладываются документальные доказательства того, что транзакция была ошибочной или мошеннической.
Причины для оспаривания:
Все сказанное в заявлении должно подтверждаться документально. Например, если речь о неполной поставке или поставке не того, что вы заказали, нужны акты с почтового отделения или какие-то документы от курьерской службы (зависит от метода доставки товара).
Могут быть рассмотрены скрины с экрана, распечатки переписки с продавцом, фотографии, квитанции, какие-либо договора. В интересах пострадавшего собрать доказательную базу, чтобы дело решилось в его пользу.
Как все проходит
В процедуре оплаты картой участвует не только продавец и покупатель. Еще есть банк, который обслуживает карту. Есть второй банк-эквайер, который обслуживает счет продавца. Есть еще платежная система, которая обеспечивает выполнения транзакции Виза или Мастеркард. И все они будут принимать участие в решение вопроса. Поэтому на быстрое решение проблемы рассчитывать не стоит.
Схема чарджбэка:
Получить чарджбэк можно только в том случае, если продавец легальный.
Если вы перевели деньги мошенникам
К сожалению, если случилось так, что вы перевели деньги мошенникам, то чарджбэк вам не поможет. Он стандартно работает только в случае с легальными интернет-магазинами, которые совершают именно продажи. То есть спорная операция — это оплата товара или услуги.
При совершении стандартного перевода на стороннюю карту или электронный кошелек человек делает это добровольно. Он подтверждает операцию кодом, присланным на его мобильный телефон, привязанный к карте. Это инициатива самого держателя карты, поэтому воспользоваться возможностями чарджбэка просто невозможно.
При стандартной процедуре банк-эквайер просто снимает деньги со счета интернет-магазина и передает их пострадавшему покупателю. Теоретически, принять заявление-жалобу на физическое лицо банк может, но действия никакого не будет.
Если вдруг то физическое лицо и получит неожиданный запрос от банка-эквайера, то просто ответит, что вы добровольно передали деньги. Как доказать обратное? Более того, если счет реально мошеннический, то на нем уже давно ничего нет, поэтому и списать ничего невозможно.
Сроки чарджбэка
Подать заявление на оспаривание транзакции можно в течение 120 дней после ее совершения. Если это была предоплата за услугу, то отчет 120 дней идет с момента ее получения. Например, вы забронировали билеты на самолет за полгода до фактического вылета, тогда отчет 120 дней начнется с даты вылета. Но с момента оплаты должно пройти не больше 540 дней.
Еще один важный момент — продавцу дается довольно большой срок для аргументирования своих действий. У него есть период до 180 дней на аргументацию. Так что, процесс это долгий.
Как все устроено в Сбербанке
Именно этот банк связан с самым большим количеством транзакций, поэтому и претензии чаще всего люди несут именно ему. И Сбербанк действительно принимает такие заявления от граждан, хотя и не особо охотно. Ему приходится это делать, так как соответствующее обязательство накладывает сотрудничество с международными платежными системами Visa или карте Mastercard.
В заявлении на чарджбек Сбербанка клиент отмечает причину обращения. Предусматриваются следующие ситуации:
Как видно, перечень ситуацию совсем не такой, как хотелось бы видеть обманутым покупателям. Но если вы хотите сделать чарджбэк в Сбербанке за неоказанную услугу по Visa или карте Mastercard, то в заявлении есть свободное поле, где можно выразить свою претензию подробно. Сроки чарджбека в Сбербанк такие же, как и везде.
Если сотрудник банка отказывает принять такую жалобу, зовите управляющего. Граждане крайне редко обращаются в офисы с такими вопросами. Если и управляющий не помог, звоните в юротдел банка или по телефону его горячей линии. Если заявление приняли, но отказали в его движении, вы вправе обратиться к независимому финансовому омбудсмену, он поспособствует решению вопроса бесплатно.
Как бизнесу защититься от отмен платежей
Покупатель может написать в банк и отменить платеж практически за любую покупку, даже если она стоила 200 тысяч рублей.
Такая отмена называется чарджбэком. Чарджбэк могут использовать клиенты любых компаний: магазинов, онлайн-школ, доставок и всех, кто что-либо продает. Причем неважно, работает ваш бизнес в онлайне или в офлайне.
Отменить оплату и вернуть деньги покупателю может банк клиента, но перед этим проведет расследование, которое потребует затрат времени, а иногда и денег компании-продавца. Поэтому лучше заранее подстраховаться от чарджбэка. Рассказываем, как это сделать и как оспорить отмену платежа, если до этого дошло.
Как покупатель может вернуть свои деньги
Если товар или услуга в чем-то не устроили покупателя, у него есть право попросить свои деньги обратно, причем за любой товар или услугу. Для этого есть два варианта.
Обратиться напрямую в компанию. Например, купить курс в онлайн-школе, разочароваться в нем и попросить компанию вернуть за него деньги. Правила возврата описаны в законе о защите прав потребителей.
Как компании реагировать на возврат, зависит от того, как работает бизнес — правила для офлайн- и онлайн-продаж отличаются. Например, для офлайн-продаж есть целый список товаров, которые нельзя возвращать: косметику, белье, туалетную воду. Для онлайн такого списка нет.
ст. 497 ГК РФ — продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара
Договор, который компания заключает с покупателем, тоже может влиять на процесс возврата. Главное, чтобы условия по договору не противоречили законам. Например, официальный срок для онлайн-магазина — 7 дней, компания не может его сократить, но может увеличить до 20 дней. В этом случае срок возврата товара или услуги будет 20 дней.
Обратиться в свой банк и попросить отменить оплату — это еще один способ для покупателя вернуть деньги. По-банковски это называется чарджбэком. Условия чарджбэка не прописаны в законе, их регулируют правила платежных систем — «Виза», «Мастеркард» и «Мир», и банки обязаны им следовать.
Через чарджбэк можно вернуть деньги и за товар, и за услуги. Например, доставка вовремя не привезла блюдо, онлайн-школа не открыла доступ к курсам или в парикмахерской сделали не ту прическу, которую просил клиент. Во всех этих случаях покупатель может обратиться в свой банк и потребовать отменить платеж.
Детальное описание работы с чарджбэками есть во внутренних документах, которые банки получают напрямую от систем. Компании и покупатели могут прочитать общие правила и термины платежных систем, они есть в открытом доступе.
Покупатель пишет в банк и просит вернуть деньги, банк разбирается и, если покупатель прав, возвращает средства
Чем отличается возврат через банк и компанию
Процесс. Банк помогает покупателю только вернуть деньги, но не участвует в возврате или обмене покупки. А компания как раз может предложить замену, например платье другого фасона.
Сроки возврата. Если покупатель хочет вернуть деньги за покупку без брака и обращается напрямую в компанию, у него на это есть до 7 дней для онлайн-покупок и до 14 дней для офлайн-покупок.
При чарджбэках у клиента больше времени на обращение в банк. В «Мастеркарде» и «Визе» максимальный срок, в течение которого можно обратиться за возвратом денег — 120 дней, в «Мире» — 180, срок считается с даты оплаты. Но этот срок может быть больше. Например, если компания написала в договоре, что заказ выполнит через год, то срок обращения в банк будет год + 120 дней. Но обычно покупатели обращаются в первые несколько дней.
Способ оплаты. Чарджбэк возможен, если клиент оплатил покупку картой. Если перевел деньги со счета на счет, даже через приложение, это не считается. Если покупка оплачена не картой, то вернуть платеж можно только через компанию.
Кто принимает решение о возврате денег. Когда клиент обращается в компанию, они договариваются и вместе принимают решение. Например, организация может дать бонус на следующую покупку, и покупатель не будет скандалить и требовать деньги.
Если покупатель обратился за чарджбэком в банк, то решение остается за банком покупателя. Банк компании может помочь оспорить отмену, но он только помогает. При этом все банки ориентируются на правила платежных систем, сами ничего не придумывают.
Способ для возврата денег выбирает покупатель. По нашей оценке, если с компанией легко связаться и она быстро отвечает, покупатель сначала обратится к ней. Если решить проблему не удалось, покупатель идет в банк.
Главное, что нужно знать — покупатель не получит деньги только потому, что об этом попросил. Сначала пройдет небольшое расследование, где компания сможет отстоять свою правоту. Этот процесс называется «претензионная работа», и в ней помогает ваш банк — там, где у вас эквайринг.
Что компания теряет из-за чарджбэков
Если покупатель обращается за возвратом денег в банк, кажется, что компания лишается только платежа от клиента, но есть дополнительные потери:
Рассмотрим каждый пункт подробнее.
Деньги при возврате. По закону о защите прав потребителей компания может не отдавать сразу деньги, а предложить варианты. Например, заменить один курс на другой, продлить доступ, сделать скидку или что-то еще. Если покупатель соглашается, бизнес не теряет деньги.
А вот если покупатель сразу обратился в свой банк, решить вопрос уже сложнее. Для этого компании придется убеждать покупателя и банк отозвать чарджбэк.
Еще есть комиссия платежной системы. Например, «Мастеркард» спишет комиссию от 15 до 45 € с компании за чарджбэк. Деньги вернутся, если компания защитит свою позицию.
Доступ к эквайрингу. Платежные системы штрафуют банки за слишком большое количество чарджбэков у их клиентов, предельное число определяет платежная система, но это действительно большое число. Например, 100 чарджбэков за месяц от одной компании.
Из-за штрафа банк может отключить эквайринг компании, у которой много чарджбэков. Поэтому лучше не рисковать своим эквайрингом и не допускать отмен платежей через банк.
Когда у покупателя есть право на чарджбэк
Правила возврата регулируют платежные системы. По формулировкам они могут отличаться, но по сути одинаковые.
Основные причины для чарджбэка из правил платежных систем
Проблема с оплатой | Проблема с заказом | Мошенничество и оплата без разрешения |
---|---|---|
Компания дважды списала деньги | Покупатель не получил оплаченный заказ | Мошенник завладел данными карты и купил себе что-то |
Компания списала больше, чем заявлено. Например, покупатель зашел на сайт, положил товар в корзину, увидел цену, нажал «оплатить», а списалась другая сумма | Товар поддельный, а компания обещала оригинал | Платеж сделан без разрешения клиента. Например, ребенок взял карту мамы и оплатил онлайн-игру |
Компания списала не в той валюте, которая была указана в заказе | Товар или услуга не соответствует характеристикам, указанным в заказе | |
Компания вернула меньше денег, чем обещала | Покупатель получил не то, что заказывал | |
Компания отказалась возвращать деньги | Заказ пришел позже срока, который указывала компания |
Покупатель может вернуть деньги, если у него есть проблемы с оплатой, например:
Еще поводом для чарджбэка могут быть проблемы с заказом — например, такие:
Наконец, деньги вернут в следующих случаях:
Есть случаи, когда банки не вернут деньги покупателю. Примеры частых отказов:
Есть исключения, например, компания в договоре специально оговорила причину возврата и готова вернуть деньги только потому, что модель не понравилась. Если этот пункт не нарушает закон о защите прав потребителей и правила платежных систем, банк вернет деньги.
Как работает чарджбэк
Если покупатель просит банк вернуть деньги, начинается расследование. В процессе участвуют:
Схема отработки чарджбэков одинаковая для всех банков:
В схеме есть свои детали, вот что может оказаться важным.
Банк-эквайер всегда проверяет запрос покупателя. Для этого он связывается с компанией и просит разобраться. Как именно связываться и как быстро — решает банк. Например, Тинькофф-бизнес отправляет запрос по электронной почте на следующий день после того, как узнает об обращении покупателя.
Компания может ответить на сообщение своего банка или проигнорировать — зависит от нее. Еще может отправить отписку «Да все в порядке с заказом» или подготовить документы, которые объяснят, что покупатель неправ и погорячился. Если компания вовремя не отвечает или не присылает доказательства, банк вернет деньги покупателю. Сроки ответа фиксирует договор эквайринга между банком и компанией, в Тинькофф-бизнесе на ответ есть 5 дней. О доказательствах расскажем дальше.
Если банки не смогли убедить друг друга и своих клиентов в чьей-то правоте, у них есть право подключить к спору платежную систему. Это называется арбитраж. Кто должен обратиться в арбитраж, зависит от правил платежной системы и ситуации, но в любом случае решение принимает только она. Если компанию не устраивает ответ, можно обратиться в суд.
Как заранее подстраховаться от чарджбэков
Четко описывайте, что именно продает ваша компания, на каких условиях, что входит в заказ, его характеристики, условия доставки. Частые причины, из-за которых покупатели обращаются за возвратом:
Пишите, как с вами связаться из-за проблем с заказом, и организуйте работу так, чтобы быстро отвечать на жалобы клиента. Как только клиент понимает, что от компании ничего не добиться, он идет в банк.
Включите в договор пункт о форс-мажоре из-за ограничительных мер, которые действуют у вас в регионе. Например, власть их вводит для борьбы с пандемией. Вдруг запретят доставку курьером, и вы уже не сможете гарантировать быстрые сроки. А опоздание с заказом — повод для чарджбэка.
В каждом бизнесе есть свои особенности, поэтому точную фразу в договоре лучше обсудить со своим юристом. Фраза может быть такой:
Работайте так, чтобы всегда оставалось подтверждение — вы все сделали, как надо. В случае чего, у вас будут под рукой доказательства для банков. Что может подойти в качестве доказательств:
Если покупатель просит вернуть деньги
Даже если покупатель отменяет платеж, это только первый шаг, и его еще можно оспорить. Ваши шаги:
Ответьте банку на запрос по чарджбэку. Сначала банки покупателя и компании должны разобраться в ситуации. Поэтому все банки-эквайеры как минимум сообщают компании о чарджбэках и просят дать комментарии и доказательства. Ваша задача — не пропустить запрос и ответить на него.
Как именно разбираться в ситуации, сколько это займет времени и что при этом делать, решает каждый банк. Тинькофф-бизнес присылает письмо на электронную почту компании с информацией о платеже и просит ответить в течение 5 дней. Если у вас другой банк, сроки могут быть другими, поэтому лучше их уточнить.
Соберите доказательства и отправьте в банк. Если компания не согласна вернуть деньги и считает, что покупатель неправ, нужно прислать доказательства в свою пользу. Лучше всего это сделать вместе с первым ответом, если нет — уложитесь в срок, который указан в договоре на эквайринг. Обычно это несколько дней.
Если запрос на чарджбэк приходит клиентам Тинькофф-бизнеса, им в помощь отправляют список документов, которые могут пригодиться. Например, если покупатель пишет, что не получил услугу или товар, компания может использовать:
Список документов под частые причины чарджбэковPDF, 67 КБ
Попросить помощи у банка. Не каждый документ подходит для доказательств, и бывает, что прямо сейчас их нет. В такой ситуации лучше спросить у вашего банка, как быть.
У платежных систем есть внутренние гайды — какие документы смогут защитить компанию от претензий клиента. Возможно, банк сможет прислать отрывок из гайдов. Сейчас «Виза» и «Мастеркард» это запрещают, но «Мир» разрешает присылать скриншоты под конкретную причину возврата. Поэтому на всякий случай попросите прислать что-то по вашей теме, вдруг правила изменятся.
Чек-лист
Что сделать, чтобы подстраховаться от чарджбэков:
Что сделать, если банк прислал сообщение о чарджбэке:
- Как подать заявление на целевое обучение
- Как подать заявление на школьную форму