Как подать жалобу на коллекторов
Куда жаловаться на коллекторов + образцы заявлений
Жалоба на коллекторов помогает, когда нарушаются права должника: от превышения количества звонков и встреч до угроз и шантажа. Рассматривают жалобы сотрудники ФССП и прокуратуры, Роскомнадзора, МВД. Можно жаловаться и в профессиональную ассоциацию коллекторов — НАПКА.
Наши юристы расскажут, как противостоять угрозам со стороны коллекторов, куда звонить и обращаться для защиты.
Законно ли банк продал ваш долг?
Законы, регламентирующие коллекторскую деятельность
Чтобы определить основания для подачи жалоб на коллекторов, необходимо знать закон, который регулируют их работу.
Коллекторские компании профессионально занимаются взысканием долгов, а их работа должна соответствовать закону № 230-ФЗ — это главный руководящий документ в сфере коллекторской деятельности, определяющий права и обязанности сборщиков долгов.
Если коллекторы нарушают закон и права должника, им грозит административная или даже уголовная ответственность.
Самостоятельно вникнуть в нормы законов и судебной практики сложно, если у вас нет юридического образования. Мы выписали основные статьи, чтобы ссылаться при разговоре с коллектором и при подготовке жалобы.
Какие действия коллекторов считаются правомерными?
Работа коллекторских фирм изначально вызывает негатив со стороны должника, его родственников и близких. Однако такая деятельность совершенно законна, если взыскатель:
Поэтому при первом разговоре с коллекторами сразу уточните, на каком основании с вас требуют долг. Вы можете записать дату и номер договора цессии, запросить копии документов о продаже вашего долга.
Не имеет смысла подавать жалобу на коллекторов в ФССП или другие уполномоченные органы, пока способ взыскания задолженности соответствует закону. Правила работы перечислены в ст. 4 и ст. 7 ФЗ №230. Что вправе делать коллектор:
Сутки | Неделя | Месяц | |
---|---|---|---|
Звонить | 1 раз с 08.00 до 22.00 | 2 раза | 8 раз |
Писать смс, в соцсетях, в мессенджерах, на email | 2 сообщения с 08.00 до 22.00 | 8 сообщений | 16 сообщений |
Встречаться с должником по своей инициативе | 1 встреча с 08.00 до 22.00 | 1 встреча | 4 встречи |
Общаться с родственниками, начальством | Только с их согласия | ||
Арестовывать и забирать имущество | Никогда |
Коллекторские агентства обязаны:
Если коллекторская фирма соблюдает эти требования — сотрудник звонит дважды в неделю, общается вежливо в деловом тоне, обжалование не принесет результата. Поскольку прав у них немного, такие фирмы обычно достаточно гибко относятся к должнику и договориться о рассрочке и скидке с ними вполне реально.
Нарушения закона чаще допускают «черные» нелегальные коллекторы, которые не состоят в реестре ФССП. В этом случае самой эффективной мерой защиты будет обращение в правоохранительные органы.
Проверить коллектора в госреестре
Когда подавать жалобу?
Если договориться с коллектором о скидке не получается, подавать жалобы стоит даже при первом и единичном нарушении. Если коллекторская фирма допустит множество мелких или два грубых нарушений, могут ее исключить из реестра ФССП, лишить свидетельства и запретить работать на рынке взыскания долгов. Такие же последствия наступают при систематических нарушениях, допущенных в течение года.
Если же проигнорировать незначительное нарушение закона, коллекторы могут почувствовать безнаказанность, перейти к более серьезным действиям. Например, оскорбления в разговоре могут перейти к угрозам, реальным насильственным приемам. Пострадать может не только сам должник, но и члены его семьи, близкие люди.
В каких случаях можно подавать жалобу на коллекторов
Даже силовые взыскатели обычно осознают, что за угрозы и вымогательство реально получить судимость, поэтому в письмах и сообщениях открытым текстом угрожать не станут. А вот в разговорах или при личных встречах должники не сразу распознают угрозы жизни или имуществу.
Если вам позвонили внезапно, попросите перезвонить через 5 минут. Желательно записать разговор на диктофон, зафиксировать доказательства для подачи жалобы. Это поможет Прокурору или ФССП при рассмотрении дела быстрее признать вину коллектора и принять меры.
Что же делать, если платить коллектору
просто нечем? Спросите юриста
Если коллекторы угрожают
Распространенной формой давления на должника являются угрозы. Целью является запугивание неплательщика, создание атмосферы постоянного страха и стресса.
Бывает, что коллекторы звонят и угрожают:
Коллекторов привлекут к ответственности, если угроза звучит серьезно.
Для возбуждения уголовного дела недостаточно передать суть разговора — необходимы доказательства. Желательно записать слова сборщика долгов на телефон или диктофон, так как реальность угрозы может следовать из интонации собеседника.
Если угрожают коллекторы, лучше немедленно прекращать разговор, не пытаться переспорить или оскорбить собеседника.
Рекомендуем сразу сообщить о таких фактах руководителю коллекторской организации. Нередко угрозы вызваны чрезмерной инициативой конкретного коллектора, тогда как его компания старательно соблюдает закон. Легальные фирмы обязательно проведут проверку по устному обращению, отстранят агрессивного человека от работы.
Можно ли списать ваши долги?
Если забрали или повредили имущество
Коллекторы иногда пытаются забрать имущество в счет погашения долга, либо повредить, уничтожить его. Это нарушение права собственности, превышение полномочий при взыскании задолженности. Либо такое действие квалифицируется как вымогательство, хищение, мошенничество.
Наложить арест на имущество, изъять его для последующей реализации вправе только специалисты ФССП.
Если сборщик долгов пытается силой забрать вещи и предметы, сразу обращайтесь в полицию. Если коллектор угрожает забрать или повредить автомобиль, рекомендуем оставлять машину на охраняемых стоянках, либо в месте, есть камеры видеонаблюдения. При реальности угрозы повреждения имущества также стоит обратиться в МВД.
Если нарушают количество и время звонков
Закон № 230-ФЗ четко обозначает рамки по количеству и времени взаимодействия коллекторов с должниками. Например, звонить и приходить домой к неплательщику разрешено с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 часов в выходные дни. Есть ограничения и по количеству звонков, смс, встреч.
Если эти нормы нарушаются, вы вправе:
Также закон позволяет направить в коллекторское агентство письменный отказ от любых форм взаимодействия.
После получения такого письма сборщики долгов не имеют права тревожить человека звонками и сообщениями. Если у вас есть средства, предложите выкупить свой долг у коллекторов, чтобы закрыть вопрос.
Если денег нет — коллекторы инициируют судебное разбирательство, а потом передадут дело приставам. Как общаться с приставами, мы написали в этой статье.
Если пристав придет к выводу, что взять с вас нечего, он закроет дело за невозможностью взыскания, и тогда вы получите шанс списать долги через бесплатное внесудебное банкротство.
Узнать, подходит ли вам банкротство
Если обращаются к родственникам
Давлением на родственников и угрозами в их адрес коллекторы вынуждают неплательщика отдать деньги, имущество. Такое поведение нарушает закон, поскольку разрешено взаимодействовать только с самим неплательщиком. Впрочем, если вы в бегах, то интересоваться о том, где же вы — коллекторы право имеют.
Есть исключение — разрешено звонить и разговаривать с поручителями, созаемщиками по кредиту. Проверьте условия кредитного договора.
Законно требовать долг с родственника, который является наследником умершего неплательщика. Такое правопреемство возникает, если наследник получил свидетельство у нотариуса. Требование о погашении задолженности с наследников могут предъявлять исключительно в пределах стоимости унаследованного имущества.
Если взыскивают чужой кредит
Требование о погашении чужого кредита обычно вызвано ошибкой со стороны банка, МФО или коллекторского бюро. Например, при продаже долга в договоре указали данные однофамильца, после чего коллектор звонил совершенно постороннему человеку.
Ошибку легко выявить и устранить при первом же разговоре с коллектором. Укажите, в чем заключается несоответствие, чтобы коллекторская компания сразу перепроверила информацию. Чтобы снять претензии, обратитесь в банк, получите выписку об отсутствии кредитов или о полном погашении задолженности.
Если коллекторы требуют чужой долг либо игнорируют обращения, подайте жалобу приставам, в прокуратуру.
На банк и МФО жалуйтесь в Центробанк РФ через онлайн-приемную.
Узнайте, как избавиться от кредитов
и микрозаймов
Если требуют безнадежный долг
По цессии банк может продать даже устаревший кредит, по которому истек срок давности взыскания. Это не противоречит ГК РФ, так как все риски невозможности взыскания будет нести коллекторская фирма.
Истребование безнадежного долга также регулируется нормами Закона № 230-ФЗ. Если при взаимодействии с неплательщиком коллекторы нарушают закон, нужно подавать жалобы. В целом, со старыми просроченными кредитами коллекторов лучше отправлять в суд.
Последствия по безнадежному долгу наступят, если коллекторская фирма обратится в суд. Ответчик должен заявить о пропуске срока давности, чтобы прекратить дело.
Если же ответчик игнорирует повестки и не заявит о пропуске срока, коллекторы могут взыскать даже устаревший долг. Если коллекторы получили судебный приказ, его легко отменить, если вовремя подать возражения. Как это сделать — читайте здесь.
Какое имущество у вас могут забрать за долги?
Как правильно пожаловаться
Чтобы выбрать, в какие инстанции подавать жалобу, необходимо оценить характер нарушения и проверить нормы закона. Общий контроль за коллекторской деятельностью осуществляет ФССП. По итогам проверок приставы могут:
Есть и другие ведомства, которые способны прекратить беззаконие со стороны коллекторов, защитить интересы граждан и кредиторов.
Как списать долги, если вас уволили?
Куда подавать жалобу
Приставы принимают жалобы по любым нарушениям, связанным с работой коллекторов. В ФССП сообщают о нарушениях агентств, состоящих и не состоящих в реестре, о слишком частых письмах, ночных звонках, вымогательстве и о других противоправных действиях. Жалобу можно подать лично, по почте или онлайн.
На период пандемии коронавируса ФССП организовала прием документов через специальные ящики, установленные перед входом в здание.
Кроме того, должник вправе жаловаться в следующие ведомства:
О действиях коллектора сообщите руководителю организации в центральный офис. Также помогает обращение в СРО «НАПКА», если коллекторское агентство входит в ее состав.
Не запрещено обращаться сразу в несколько ведомств. Например, если коллектор названивает, караулит у подъезда, встречи сопровождаются угрозами, сообщите в полицию, подайте жалобу в ФССП и в НАПКА.
Как часто российские должники жалуются на коллекторов
За период с января по август 2021 года наши граждане подали в ФССП 26,2 тыс. жалоб на нарушения, допущенные коллекторскими агентствами при взыскании ими просроченных долгов. Об этом говорит статистика надзорного органа рынка сбора просрочки — ФССП. За 8 месяцев служба рассмотрела по существу 19,6 тыс. обращений, признав обоснованными 15,4%.
Это чуть больше 3 тыс. жалоб. ФССП раскрывает ежемесячную статистику по работе с жалобами только с начала 2021 года, поэтому данных об обращениях физ. лиц за аналогичный период 2020 года в открытом доступе нет. За весь 2020 год граждане подали на коллекторов чуть больше 37 тыс. негативных отзывов, а из числа рассмотренных заявлений приставы посчитали обоснованными 11,6%.
Президент профсоюза коллекторов — СРО НАПКА Эльман Мехтиев приводит несколько иную статистику. По его словам, в 2020 году только 9% жалоб, поступивших в адрес НАПКА на действия коллекторов, оказались подтвержденными практикой в ходе их расследования.
За восемь месяцев этого года ФССП возбудила 2,7 тыс. административных дел по ст. 14.57 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушения при взыскании долгов с физических лиц. 77% из них уже закончились штрафами на сумму 67,2 млн руб. В 2020 году штрафы были вынесены по 82,7% подобных административных дел против взыскателей, а сумма уплаченных штрафов приблизилась к 90 млн руб.
Именно на коллекторские агентства, состоящие в реестре ФССП, потребители стали жаловаться реже. По данным приставов, в январе-августе количество негативных отзывов на работу таких компаний снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Но при этом ФССП составила на 28% больше протоколов об административных нарушениях, а сумма наложенных на профессиональных взыскателей штрафов приблизилась к 50 млн руб. (рост на 23%). «Одному юридическому лицу назначено наказание в виде административного приостановления деятельности», — уточнил представитель ФССП.
Сроки рассмотрения заявки
Стандартный срок рассмотрения обращений в государственных органах — 30 дней. Но есть и ряд исключений:
Роскомнадзор также обязан незамедлительно рассмотреть жалобу, если нарушается право на защиту персональных данных гражданина. Например, страницы с информацией в интернете могут временно блокировать даже без решения суда. Постоянная блокировка с удалением сведений и наложением штрафа происходит на основании судебного акта.
Проверить свои долги через Интернет
Ответственность за нарушения
За противоправные действия при взыскании задолженности могут привлечь к ответственности конкретного коллектора, организацию или ее руководство. Наказания по жалобе зависят от тяжести проступка:
Коллекторское бюро обязано ежегодно страховать свою гражданскую ответственность на 10 миллионов руб., чтобы гарантированно возместить ущерб в случае, если гражданину или имуществу причинен вред.
Если противоправные действия при взыскании повлекли вред или ущерб, потерпевший может подать гражданский иск. Помимо возмещения имущественного ущерба, нужно добиваться компенсации морального вреда.
Если вам нужна помощь в подготовке жалоб на коллекторов, обратитесь к нашим юристам. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, выберем оптимальный вариант избавления от долгов. С нашей помощью вы найдете выход даже в самой сложной ситуации!
Куда жаловаться на действия коллекторов?
Прежде чем жаловаться в любую инстанцию, выясните у нарушителей имена, фамилии и название организации, на которую они работают. Без сведений о коллекторском агентстве представители власти не смогут наказать виновных.
Федеральная служба судебных приставов — это тот орган, который официально следит за деятельностью коллекторских агентств в России. Заниматься возвратом долгов по закону имеют право только те организации, которые включены в государственный реестр — он есть на сайте ФССП.
Первым делом проверьте, есть ли в реестре коллекторское агентство, которое вам досаждает. Если вы не нашли «своих» коллекторов в списке, значит, они нарушают закон. Это повод написать заявление не только в ФССП, но и в полицию и прокуратуру.
Подать жалобу на действия коллекторов в ФССП можно двумя способами:
В течение 30 дней судебные приставы рассмотрят вашу жалобу и примут меры. Если коллекторы есть в реестре ФССП, то их могут оштрафовать, а при особо тяжёлых нарушениях — исключить из реестра. Если коллекторов в реестре нет, то ФССП передаст информацию об этом в полицию или прокуратуру.
НАПКА
НАПКА — это профессиональное объединение, в которое входят наиболее крупные и порядочные коллекторские агентства. Руководство НАПКА следит за тем, чтобы все её участники соблюдали закон и внутренний этический кодекс ассоциации.
НАПКА поможет только в том случае, если агентство-нарушитель в ней состоит. Поэтому для начала поищите название «ваших» коллекторов в списке членов ассоциации. Если нашли — отправляйте жалобу. Сделать это можно прямо на сайте.
Провинившуюся компанию могут оштрафовать или исключить из ассоциации, а для коллекторов это серьёзный удар: многие банки не сотрудничают с агентствами, которые не состоят в НАПКА. Если нарушение допустил отдельный сотрудник, то его могут уволить. Кроме того, НАПКА поможет придать вашему случаю огласку и рассказать о нём в СМИ.
Роскомнадзор
Роскомнадзор защищает ваши персональные данные — если они попали в плохие руки (вы не должник, но недобросовестный заёмщик указал ваш телефон в кредитном договоре) или были распространены без вашего согласия ( коллекторы назвали сумму долга вашему коллеге или выложили ваше ФИО в интернет), нужно жаловаться в Роскомнадзор. Отправлять жалобу надо в подразделение по вашему региону — контакты местных отделений есть на сайте.
Подать жалобу на действия коллектора можно лично или письмом, но проще и быстрее всего — по электронной почте. Писать можно в свободной форме, главное — корректно, детально и без лишних эмоций. Обязательно укажите название, адрес и ИНН коллекторского агентства и приложите к письму копию вашего паспорта — развороты с фотографией и пропиской.
Детализацию звонков можно заказать в личном кабинете вашего мобильного оператора. Если не знаете, где взять детализацию — позвоните по горячей линии оператора.
Полиция
Если коллекторы пришли к вам домой, ломятся в дверь, угрожают, портят имущество или поднимают руку на вас и ваших близких, необходимо немедленно вызвать полицию по номеру 102 (с мобильного) или 02 (с домашнего телефона).
Иногда действия коллекторов нарушают Уголовный кодекс — в таких случаях жаловаться надо не только в ФССП, но и в правоохранительные органы.
Пишите заявление в полицейский участок, если:
Во всех случаях вам помогут доказательства нарушений со стороны коллекторов: записи телефонных разговоров, свидетельские показания, скриншоты или копии писем с угрозами.
Прокуратура
Обратиться в прокуратуру можно лично (адреса региональных подразделений есть на сайте), письмом или через интернет-приёмную. Вместе с заявлением нужно предоставить:
Всегда предупреждайте коллекторов, что разговор записывается. Иначе, если дело дойдёт до суда, вы не сможете использовать запись на законных основаниях.
Если все остальные жалобы не принесли результатов, можно подать на коллекторское агентство или его конкретных сотрудников в суд. Для этого нужно составить исковое заявление по следующему плану:
К исковому заявлению нужно приложить следующие документы:
*Если коллекторское агентство является членом НАПКА.
Как отшить коллекторов
Коллекторы часто перегибают палку, начинают сильно доставать, беспокоят не только должника, но и его близких и даже соседей. Понятно, что такая ситуация причиняет дискомфорт. Поэтому все должники часто задаются вопросом, как отшить коллекторов и прекратить все это. С этим и разберемся.
Если кредит просрочен, банк рано или поздно передаст дело коллекторскому агентству — это неизбежно. Но если знать, как отшить коллекторов, как правильно с ними общаться, особых проблем они не принесут. Изучайте информацию на Бробанк.ру и избавляйтесь от натиска взыскателей.
Можно ли послать коллекторов
Самый важный момент — нет нормы закона, которая бы обязывала должников общаться с представителями коллекторских служб. Они могут названивать, даже приходить домой, но вести с ними диалог или нет — решать вам. Можете вообще прекратить с ними все общение.
Важные моменты:
По сути, вы реально можете послать коллектора на все четыре стороны. Но при этом важно понимать, что взыскатели тоже не так просты. Если должник проявляет к ним агрессию, физическое воздействие, угрозы и оскорбления, они обязательно обратятся в правоохранительные органы. Так что, не переусердствуйте в своем желании отшить представителей коллекторского агентства.
Помните, что если вы не идете на контакт с коллекторами, они переключатся на ваших родственников. Поэтому подумайте, прежде чем включить полную оборону и не контактировать с ними.
Как можно отшить коллекторов по телефону навсегда
Нет ни одного способа полностью прекратить общение, сказав коллектору определенную фразу. Важно понимать, как вообще работают такие агентства. По сути, это колл-центры, а коллекторы — простые операторы, работающие по заданному сценарию.
Звонки им выдает программа. Коллектор предварительно видит пометку с историей переговоров, после сам тоже ставит какие-то примечания. Чтобы ни сказал должник, вскоре программа снова даст звонок специалисту, при чем это может быть уже совершенно другой оператор. Поэтому часто бывает так, что должник слышит одни и те же вопросы, говорит коллектору все то же самое по кругу. Так построена система.
Можно сколько угодно посылать звонящего, говорить ему “Идите в суд!”, “Все равно ничего платить не буду”, все бесполезно. Вскоре вы снова увидите входящий вызов. Но способ все же есть — написать заявление об отказе во взаимодействии.
Официальный отказ от взаимодействия с коллекторами
У должника есть законное право отказаться от общения с коллектором. Таким правом его наделяет ФЗ-230, статья 8. Там говорится о том, что должник правомочен направить отказ от взаимодействия со взыскателя или указать своего представителя, к которому и будут обращаться коллекторы. Но нас интересует именно первый вариант — полный отказ.
Особенности подач такого заявления:
В банк такое заявление нужно направить обязательно, так как в этом случае он потеряет право передавать долг на взыскание всем коллекторским службам. Если направить заявление только коллекторскому агентству, которое беспокоит, после банк может передать дело другой фирме.
Если банк после обратится в суд, то после вступления решения суда в законную силу заявление аннулируется на срок 2 месяца.
На сегодня это единственный способ отшить коллекторов навсегда. После написания такого заявления банкам обычно ничего другого не остается — они обращаются в суд. В целом, для должника это не плохо, так как долг зафиксируется, пени больше не будут увеличивать его каждый день. А процесс взыскания от судебных приставов нельзя назвать жестким.
С черными коллекторами все сложнее
Хорошо, если вы должны банку. Эти кредитные организации следят за своей репутацией и передают дела на взыскание только белым агентствам, которые работают в полном согласии с законом. То есть не превышают полномочий, не занимаются выбиванием долгов, не названивают бесконечно.
Если же вы должны микрофинансовой организации, дело более сложное. Обычно эти структуры привлекают “жестких” коллекторов, которые плевать хотели на действующие нормы законодательства. А порой взысканием занимается специальный отдел кредитора, а не сами коллекторы.
Если написать заявление на отказ от общения, скорее всего, не будет вообще никакого результата. Кроме того, именно эти коллекторы могут угрожать, портить имущество, позорить должника перед родственниками, соседями. Бороться с ними сложно, но все же можно. Нужно подавать жалобы, и как можно больше.
Куда жаловаться:
Конечно, не стоит думать, что жалобы — это волшебные таблетки. Все равно придется потерпеть, прежде чем госорганы примут какие-то меры. И помните о главном — все ваши жалобы должны чем-то подтверждаться. Например, видео, записью переговоров, СМС, детализацией разговоров и пр.
Что делать с коллекторами: советы бывалого
Должники, которых можно назвать профессионалами своего дела, могут дать несколько советов “начинающим”:
К сожалению, полностью избавиться от коллекторов невозможно. Нет универсальных способов и фраз, но свести контакты к минимуму вполне реально. И помните, что если должник показывает свою слабость, на него будут наседать еще больше.